Система экономической безопасности российской федерации. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (основные положения). Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации

02.08.2021

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)


Утратил силу на основании
Указа Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года N 208
____________________________________________________________________

В целях обеспечения национальных интересов Российской Федерации в области экономики и поддержания экономической безопасности страны

постановляю:

1. Одобрить прилагаемую Государственную стратегию экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения).

2. Правительству Российской Федерации разработать в 1996 году меры по реализации Государственной стратегии, названной в пункте 1 настоящего Указа, осуществлять координацию работы федеральных органов исполнительной власти, связанной с их осуществлением.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)

Российская Федерация переживает сложный исторический период становления новых социально-экономических отношений. Переход к новым формам государственного управления происходит в условиях постоянного дефицита и противоречивости правовой базы, регулирующей экономические отношения, отставания законодательства от реально происходящих в обществе процессов.

В международных отношениях Россия сталкивается со стремлением промышленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать ситуацию в России и государствах - участниках Содружества Независимых Государств в своих экономических и политических интересах.

Все это делает особо актуально целенаправленную деятельность по обеспечению экономической безопасности страны и ее граждан на основе единой государственной стратегии.

I. Цель и объекты Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации

Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (далее именуется - Государственная стратегия) является составной частью национальной безопасности Российской Федерации в целом и ориентирована на реализацию осуществляемых в Российской Федерации экономических преобразований в ближайшие три-пять лет.

Государственная стратегия развивает и конкретизирует соответствующие положения разрабатываемой концепции национальной безопасности Российской Федерации с учетом национальных интересов в области экономики.

Цель Государственной стратегии - обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане.

Реализация Государственной стратегии должна создать необходимые условия для достижения общих целей национальной безопасности. В частности, обеспечить:

защиту гражданских прав населения, повышение уровня и качества его жизни, гарантирующих социальный мир в стране и спокойствие в обществе;

эффективное решение внутренних политических, экономических и социальных задач, исходя из национальных интересов;

активное влияние на процессы в мире, затрагивающие национальные интересы России.

Внешнеэкономическая направленность Государственной стратегии заключается в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, устойчивости развития страны в условиях ее равноправной интеграции в мирохозяйственные связи, недопущении критической зависимости России от зарубежных стран или их сообществ в жизненно важных вопросах экономического сотрудничества.

Несмотря на сложность переживаемого переходного периода, Россия имеет широкие возможности для обеспечения своей экономической безопасности, сохранения политического и военного статуса великой державы. Страна располагает квалифицированными кадрами ученых, инженеров, рабочих, подавляющим большинством видов минерально-сырьевых ресурсов, созданный производственный потенциал способен обеспечить потребности ее дальнейшего развития.

Объектами экономической безопасности Российской Федерации являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.

Государственная стратегия включает:

1. Характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности Российской Федерации как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства;

определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную (три-пять лет) перспективу.

2. Определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации.

3. Формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

Реализация Государственной стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей - макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экологических, технологических и других.

II. Угрозы экономической безопасности Российской Федерации

Выявление возможных угроз экономической безопасности и выработка мер по их предотвращению имеют первостепенное значение в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются:

1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов:

расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей;

увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции и тому подобного;

рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам;

задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и так далее.

2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как:

усиление топливно-сырьевой направленности экономики;

отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;

низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;

свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;

снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;

завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;

приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка;

рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов.

Важнейшими факторами этой угрозы являются:

объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей;

нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;

увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как:

рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;

сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры;

ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.

Основными причинами, вызывающими возникновение указанных угроз, являются неустойчивость финансового положения предприятий, неблагоприятный инвестиционный климат, сохранение инфляционных процессов и другие проблемы, связанные с финансовой дестабилизацией в экономике.

Предотвращение или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.

III. Критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности Российской Федерации

Состояние экономики, отвечающее требованиям экономической безопасности Российской Федерации, должно характеризоваться определенными качественными критериями и параметрами (пороговыми значениями), обеспечивающими приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, военно-политическую стабильность общества, целостность государства, возможность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз. Для определения критериев и параметров, отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации, необходимо учитывать:

1. Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства. Это означает, что в стране должны быть достаточно развиты отрасли и производства, имеющие жизненно важное значение для функционирования государства как в обычных, так и в экстремальных условиях, способные обеспечить процесс воспроизводства независимо от внешнего воздействия.

Россия не должна допускать критической зависимости экономики от импорта важнейших видов продукции, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране. Вместе с тем необходимо развивать свою экономику с учетом внешнеэкономического сотрудничества, международной кооперации производства.

Важнейшим требованием экономической безопасности Российской Федерации является сохранение государственного контроля над стратегическими ресурсами, недопущение их вывоза в размерах, могущих причинить ущерб национальным интересам России.

2. Приемлемый уровень жизни населения и возможность его сохранения. Нельзя допустить выхода показателей уровня бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы за границы, максимально допустимые с позиции социально-политической стабильности общества.

Квалифицированный, добросовестный труд должен обеспечивать достойный уровень жизни.

Доступность для населения образования, культуры, медицинского обслуживания, тепло-, электро- и водоснабжения, транспорта, связи, коммунальных услуг является одним из необходимых условий экономической безопасности России.

3. Устойчивость финансовой системы, определяемую уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, золотовалютного запаса, развитием российского финансового рынка и рынка ценных бумаг, а также снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности.

4. Рациональную структуру внешней торговли, обеспечивающую доступ отечественных товаров перерабатывающей промышленности на внешний рынок, максимально допустимый уровень удовлетворения внутренних потребностей за счет импорта (с учетом региональных особенностей), обеспечение приоритета экономических отношений со странами ближнего зарубежья. Сбалансированная внешнеэкономическая политика, предполагающая как удовлетворение потребностей внутреннего рынка, так и защиту отечественных производителей с использованием принятых в международной практике защитных мер.

5. Поддержание научного потенциала страны и сохранение ведущих отечественных научных школ, способных обеспечить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса.

6. Сохранение единого экономического пространства и широких межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций, и функционирование единого общероссийского рынка или интегрированной системы региональных рынков с учетом их производственной специализации.

7. Создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности, захват криминальными структурами производственных и финансовых институтов, их проникновение в различные структуры власти.

8. Определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях.

IV. Меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности

Меры и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые на федеральном и региональном уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации.

1. Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации

Важнейшими элементами механизма обеспечения экономической безопасности Российской Федерации являются мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности.

Мониторинг как оперативная информационно-аналитическая система наблюдений за динамикой показателей безопасности экономики имеет большое значение для переходного состояния экономики при наличии серьезных межотраслевых диспропорций и острой недостаточности ресурсов (прежде всего финансовых), сильной подвижности и неустойчивости социально-экономических индикаторов.

Это определяет возрастание требований к государственной статистике в части комплексности, глубины и форм охвата объектов статистического наблюдения, качества и оперативности информации.

Объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества с точки зрения экономической безопасности Российской Федерации должен проводиться на основе анализа конкретных количественных значений индикаторов экономической безопасности.

Для осуществления мониторинга факторов, определяющих внутренние и внешние угрозы экономическим интересам личности, общества и государства, первоочередной задачей является создание организационно-информационной базы.

2. Разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности Российской Федерации

Для реализации Государственной стратегии должны быть разработаны количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, характеризующие:

динамику и структуру валового внутреннего продукта, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и тому подобное;

состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны;

способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам (темпы инфляции, дефицит государственного бюджета, воздействие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутренняя и внешняя задолженность и тому подобное);

состояние финансово-бюджетной и кредитной систем;

качество жизни населения (валовой внутренний продукт на душу населения), уровень безработицы и дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, состояние окружающей среды и тому подобное.

Количественные параметры должны быть разработаны не только для страны в целом, но и для каждого ее региона. При этом состав критериев и показателей экономической безопасности Российской Федерации по регионам должен корреспондировать с соответствующим составом критериев и параметров в части, касающейся экономики и национальных интересов России в целом.

На основе сформулированных в Государственной стратегии национальных интересов в области экономики, критериев и параметров экономической безопасности Российской Федерации определяются меры и разрабатываются механизмы реализации экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности страны.

3. Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации

Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации осуществляется по следующим основным направлениям:

1. Выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности.

Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность Российской Федерации, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами ее социально-экономического развития, а реализуются в программе социально-экономического развития Российской Федерации.

2. Организация работы в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации. В ходе этой работы:

Совет Безопасности Российской Федерации рассматривает концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства;

Правительство Российской Федерации координирует работу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению угроз экономической безопасности страны, в том числе при подготовке законодательных и иных нормативных правовых актов.

3. Экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации. Законодательные и иные нормативные правовые акты при их подготовке в обязательном порядке должны проходить экспертизу на предмет экономической безопасности Российской Федерации. Порядок проведения указанной экспертизы определяет Президент Российской Федерации.

Реализация мер по устранению угроз экономической безопасности Российской Федерации требует системы контроля за их исполнением. Система контроля должна учитывать права и ответственность собственника.

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

Собрание законодательства
Российской Федерации,
N 18, от 29 апреля 1996 года,
ст.2117

Ключевые слова

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ / ЗАЩИЩЕННОСТЬ / СТРАТЕГИЯ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ECONOMIC SECURITY / THREATS / PROTECTION / STRATEGY / RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы - Казанцев Сергей Владимирович

29 апреля 2016 г. исполнилось 20 лет со дня принятия Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации . Она стала действовать в сложный период становления в России новых социально-экономических отношений. Ряд промышленно развитых стран и крупнейшие международные корпорации старались использовать трудности развития Российской Федерации и ослабление ее позиций на мировом экономическом пространстве в своих экономических и политических интересах, расходящихся с интересами России и ее хозяйствующих субъектов. Целью Стратегии было защитить развитие российской экономики и благополучие граждан от внутренних и внешних угроз . Предполагалось, что Стратегия будет действовать в период экономических преобразований, который продлится от трех до пяти лет. Пришло время разработать и принять новую Государственную стратегию экономической безопасности Российской Федерации . В статье представлены результаты анализа Стратегии национальной безопасности, Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации и закона Российской Федерации «О безопасности». Опираясь на эти документы и на основе изучения современных угроз безопасности России автор предлагает внести в текст Государственной стратегии экономической безопасности России следующие подразделы: 1) общие положения; 2) защищаемые объекты; 3) угрозы экономической безопасности Российской Федерации ; 4) источники угроз и угрожающие субъекты; 5) защищающие субъекты и их ответственность; 6) силы, средства, приемы, методы защиты; 7) условия и время их применения; 8) индикаторы угроз и уровня обеспечения безопасности; 9) мониторинг угроз и обеспечения безопасности.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу, автор научной работы - Казанцев Сергей Владимирович

  • О новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации

    2015 / Казанцев Сергей Владимирович
  • Национальные экономические интересы и обеспечение экономической безопасности России

    2015 / Володин Виктор Михайлович, Рожкова Лилия Валерьевна, Скворцова Валентина Алексеевна
  • Механизмы обеспечения экономической безопасности

    2016 / Володин Виктор Михайлович, Рожкова Лилия Валерьевна
  • Ключевые угрозы экономической безопасности России

    2019 / Ускова Тамара Витальевна
  • К вопросу о понятии экономической безопасности в контексте новой стратегии ее обеспечения в российской Федерации

    2019 / Анненкова Виктория Геннадьевна, Мягкова Татьяна Леонидовна, Агишев Рустям Аипович
  • Актуальные вопросы совершенствования законодательного, стратегического и институционального обеспечения в Российской Федерации противодействия новым угрозам безопасности, связанным с транснациональной организованной преступностью и международным терроризмом

    2016 / Милинчук Вероника Владимировна
  • Технологические составляющие некоторых угроз национальным интересам Российской Федерации

    2015 / Поздняков А.И., Графеев О.Е.
  • Государственная стратегия экономической безопасности РФ: цели, задачи, принципы

    2016 / Бурмистрова Алевтина Анатольевна, Кондрашова Инна Сергеевна, Родионова Наталия Константиновна
  • Обоснование новых мер по защите национальных интересов России в современной мировой экономике

    2015 / Климова Дина Николаевна, Кондрашова Инна Сергеевна
  • Стратегия национальной безопасности Российской Федерации в системе экономической безопасности

    2017 / Крохичева Галина Егоровна, Архипов Эдуард Леонидович, Восканова Ася Суреновна

On April 29, 2016 marks the 20th anniversary of the adoption of the State Strategy of Economic Security of the Russian Federation . It began to work in a difficult period of formation in Russia of new socio-economic relations. A number of industrialized countries and major international corporations tried to use the difficulties of development of the Russian Federation and, the weakening of its position in the world economic space in their economic and political interests, which conflict with the interests of Russia and its economic entities. The aim of the Strategy was to protect the development of the Russian economy and welfare of the citizens from internal and external threats . It was assumed that the Strategy will work during the period of economic transformation, which will last from three to five years. It"s time to elaborate and adopt a new State strategy of economic security of the Russian Federation . The article contains results of the author"s analysis of the National Security Strategy , the State Strategy of Economic Security of the Russian Federation and of the Russian Federation law «On security». Rely on these documents and based on the study of contemporary threats to security of Russia, the author offers to include in the text of the State Strategy of Economic Security of the RF the following sections: 1) general statements, 2) securable objects, 3) threats to economic security of the Russian Federation and, 4) the sources of threats and threatening actors, 5) responsible for the protection (guardians) and their responsibility, 6) means, tools and methods of protection , 7) conditions and time of their application, 8) indicators of threats and of a level of security, 9) monitoring threats and security.

Текст научной работы на тему «О стратегии экономической безопасности»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

УДК 332.14 JEL F52

О стратегии

экономической безопасности

КАЗАНЦЕВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ,

д-р экон. наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН, Москва, Россия E-mail: [email protected]

Аннотация. 29 апреля 2016 г. исполнилось 20 лет со дня принятия Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации. Она стала действовать в сложный период становления в России новых социально-экономических отношений. Ряд промышленно развитых стран и крупнейшие международные корпорации старались использовать трудности развития Российской Федерации и ослабление ее позиций на мировом экономическом пространстве в своих экономических и политических интересах, расходящихся с интересами России и ее хозяйствующих субъектов. Целью Стратегии было защитить развитие российской экономики и благополучие граждан от внутренних и внешних угроз. Предполагалось, что Стратегия будет действовать в период экономических преобразований, который продлится от трех до пяти лет.

Пришло время разработать и принять новую Государственную стратегию экономической безопасности Российской Федерации. В статье представлены результаты анализа Стратегии национальной безопасности, Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации и закона Российской Федерации «О безопасности». Опираясь на эти документы и на основе изучения современных угроз безопасности России автор предлагает внести в текст Государственной стратегии экономической безопасности России следующие подразделы: 1) общие положения; 2) защищаемые объекты; 3) угрозы экономической безопасности Российской Федерации; 4) источники угроз и угрожающие субъекты; 5) защищающие субъекты и их ответственность; 6) силы, средства, приемы, методы защиты; 7) условия и время их применения; 8) индикаторы угроз и уровня обеспечения безопасности; 9) мониторинг угроз и обеспечения безопасности.

Ключевые слова: экономическая безопасность, угрозы, защищенность, стратегия, Российская Федерация.

On a strategy of economic security

Doctor of Economics, Professor, chief research fellow of the Institute of Economics of the Russia Academy of Sciences, academician of the Russian Academy of Natural Sciences, Moscow, Russia E-mail: [email protected]

Abstract. On April 29, 2016 marks the 20th anniversary of the adoption of the State Strategy of Economic Security of the Russian Federation. It began to work in a difficult period of formation in Russia of new socio-economic relations. A number of industrialized countries and major international corporations tried to use the difficulties of development of the Russian Federation and, the weakening of its position in the world economic space in their economic and political interests, which conflict with the interests of Russia and its economic entities. The aim of the Strategy was to protect the development of the Russian economy and welfare of the citizens from internal and external threats. It was assumed that the Strategy will work during the period of economic transformation, which will last from three to five years. It"s time to elaborate and adopt a new State strategy of economic security of the Russian Federation. The article contains results of the author"s analysis of the National Security Strategy, the State Strategy of Economic

Security of the Russian Federation and of the Russian Federation law «On security». Rely on these documents and based on the study of contemporary threats to security of Russia, the author offers to include in the text of the State Strategy of Economic Security of the RF the following sections: 1) general statements, 2) securable objects, 3) threats to economic security of the Russian Federation and, 4) the sources of threats and threatening actors, 5) responsible for the protection (guardians) and their responsibility, 6) means, tools and methods of protection, 7) conditions and time of their application, 8) indicators of threats and of a level of security, 9) monitoring threats and security.

Keywords: economic security, threats, protection, strategy, The Russian Federation.

Экономическая безопасность Российской Федерации является составной частью национальной безопасности России (Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, п. 6). Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) была одобрена Указом Президента РФ в 1996 г. Она была ориентирована на реализацию осуществляемых в Российской Федерации в течение трех-пяти лет экономических преобразований. За прошедшее время в России и в мире произошли и продолжают происходить значительные изменения, существенно влияющие на международное положение Российской Федерации, ее экономику, затрагивающие национальные интересы и предъявляющие новые требования к обеспечению экономической безопасности страны. Увеличились число и скорость протекающих процессов, возросло многообразие социально-экономического и культурно-политического мира. Часть сфер мирового сообщества и сфер его деятельности живет, образно говоря, в будущем (сверхсовременные технологии, пока недосягаемый уровень благосостояния, ки-бервойска и т.д.), часть - в мире, где использует достижения настоящего, часть - в условиях Средневековья (религиозные войны, пиратство, похищения людей, рабство и т.п.). И Россия в своей внешнеэкономической деятельности в той или иной мере взаимодействует с разными частями мирового сообщества.

Все это привело к тому, что назрела необходимость принятия новой Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации. Ниже обсуждаются некоторые элементы, которые могли бы быть внесены в эту стратегию.

1. Понятие экономической безопасности

В настоящее время нет единого толкования понятия «безопасность» и как результат - видов и

родов безопасности: национальной, государственной, экономической, демографической, экологической и др. Термину «безопасность» приписывают разные смыслы: состояние, явление, способность, мера (система мер), условия (комплекс условий). А это несовпадающие предметы как изучения, так и управления. Кроме того, понятие «безопасность», как правило, используется совместно с другими понятиями или определяется через них. Это защищенность, опасность, угроза, ситуация. Все они образуют единую систему понятий, и работать с ними следует как с элементами одной системы.

Расплывчатое определение терминов указывает на неполное понимание сущности изучаемых явлений и процессов, не позволяет строго определить границы изучаемого, управляемого или защищаемого объекта.

Для обеспечения системности и взаимосвязи понятий «безопасность», «защищенность» и «угроза», возможно, стоит ввести в текст нового варианта Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации следующую группу определений.

Экономическая безопасность Российской Федерации - защищенность экономики страны и ее регионов, хозяйствующих субъектов от внутренних и внешних угроз, позволяющая обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, достойные качество и уровень жизни, суверенитет, независимость, территориальную целостность и надежную обороноспособность страны.

Защищенность экономики Российской Федерации - состояние, исключающее (полностью или частично) возможность нанесения ущерба экономике России, ее финансово-экономической системе, качеству и уровню жизни граждан, суверенитету, территориальной целостности и устойчивому развитию Российской Федерации, ее обороноспособности.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Угроза экономической безопасности Российской Федерации - состояние и изменение международной обстановки и ситуации внутри страны, межгосударственных и внутригосударственных отношений, способные нанести ущерб экономике России, ее финансово-экономической системе, качеству и уровню жизни граждан, суверенитету, территориальной целостности и устойчивому развитию Российской Федерации, ее обороноспособности.

2. Четкое и своевременное задание целей обеспечения безопасности

Известно, что цели имеют исторический характер, т.е. меняются во времени в зависимости от характера и уровня развития общества, приоритетов и возможностей, внутренней и внешней обстановки. Эти и другие факторы, процессы и явления следует постоянно мониторить и вовремя корректировать стратегические, среднесрочные и текущие цели обеспечения экономической и других видов безопасности.

Цели желательно разделять по:

а) уровням (их соподчиненности и соотношениям между собой), т.е. строить так называемое дерево целей;

б) характеру (стратегические, тактические; долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные);

в) субъектам и сферам деятельности, для которых они формируются;

г) последовательности выполнения во времени.

В анализируемых в данной статье документах цели, как правило, разделяются на два уровня. Верхний формулируется как конечная цель, нижний - как задачи, выполнение которых необходимо для достижения цели. Цели также задаются для конкретных видов и сфер деятельности. Так, в новой Стратегии национальной безопасности они поставлены в сфере повышения качества жизни российских граждан для обеспечения национальной безопасности в области науки, технологий и образования, в культуре, экологии живых систем и рационального природопользования.

К сожалению, в обсуждаемых документах цели не разделены по характеру, не привязаны к их исполнителям. Сроки реализации целей и последовательность выполнения не определены. Думается, над этим следует поработать при подготовке нового варианта Государственной стра-

тегии экономической безопасности Российской Федерации.

В самом общем виде цель государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации можно сформулировать предельно кратко: подготовка и реализация системы мер, обеспечивающих экономическую безопасность Российской Федерации.

Выстраивание надежной системы национальной безопасности должно сопровождаться повышением уровня благосостояния граждан. Отсутствие роста и тем более падение последнего допустимо лишь в крайнем случае и на как можно меньший срок. Эту цель следует включить в текст Стратегии.

Применительно к субъектам Российской Федерации стратегическими целями в рассматриваемой области могут выступать: укрепление их экономического потенциала, достижение устойчивого роста и на этой основе повышение уровня и качества жизни населения.

3. Объекты экономической безопасности

О безопасности говорят не абстрактно, а относительно конкретного объекта. Под объектом здесь понимаем то (или того), о безопасности чего (или кого) идет речь. Так, понимаемый объект охватывает и субъекты, и процессы. В тексте Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации назван ряд защищаемых объектов: «личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности». Утвержденная 31 декабря 2015 г. Указом Президента РФ Стратегия национальной безопасности Российской Федерации определяет следующие объекты, экономическую безопасность которых следует обеспечить: население, территории, инфраструктура (транспортная, жилищно-коммунальная и информационная, инфраструктура внутреннего рынка и др.), продовольственная, технологическая, финансовая и экономическая независимость страны, субъекты РФ, отрасли хозяйства и сферы экономической деятельности (АПК, ОПК, машиностроение, авиа-, станко- и приборостроение, новые высокотехнологичные отрасли, финансово-банковская сфера и др.).

Представляется, что часть из перечисленных объектов следует конкретизировать и их список,

возможно, расширить. Например, считать защищаемыми объектами не просто личность и общество, а экономическое положение, экономические права и собственность домашних хозяйств и хозяйствующих субъектов. Думается, целесообразно включить в число защищаемых объектов национальное хозяйство, финансовую и банковскую системы страны, системы управления всех уровней, хозяйство субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, находящуюся в других странах собственность государства, отечественных предприятий и граждан Российской Федерации.

4. Внутренние угрозы защищаемым объектам

После того как установлен объект, безопасность которого должна быть обеспечена, следует определить угрозы, от которых его защищают, и их источники. Внутренние, т.е. возникающие внутри страны угрозы экономической безопасности Российской Федерации подробно прописаны в официальных документах федеральных органов власти и в опубликованных результатах научных исследований. Так, в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации названы четыре группы угроз экономической безопасности РФ:

1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности:

Расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей;

Увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней;

Рост безработицы;

Задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий.

2. Деформированная структура российской экономики:

Усиление топливно-сырьевой направленности экономики;

Отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;

Низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;

Свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;

Снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных

коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;

Завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;

Приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка;

Рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов:

Наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей;

Нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;

Увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности:

Рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;

Сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры;

Ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.

Не все из этих угроз ослаблены и пресечены, устранение причин возникновения многих из них требует длительного времени. Поэтому не случайно часть угроз вновь прописана в новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации:

«Главными стратегическими угрозами национальной безопасности в области экономики являются ее низкая конкурентоспособность, сохранение экспортно-сырьевой модели развития

и высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры, отставание в разработке и внедрении перспективных технологий, незащищенность национальной финансовой системы от действий нерезидентов и спекулятивного иностранного капитала, уязвимость ее информационной инфраструктуры, несбалансированность национальной бюджетной системы, регистрация прав собственности в отношении значительной части организаций в иностранных юрисдикци-ях, ухудшение состояния и истощение сырьевой базы, сокращение добычи и запасов стратегически важных полезных ископаемых, прогрессирующая трудонедостаточность, сохранение значительной доли теневой экономики, условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, незаконной миграции, неравномерное развитие регионов, снижение устойчивости национальной системы расселения».

В дополнение к этим угрозам в Стратегии названы также устаревшая система технологий, ухудшение технического состояния хозяйственных объектов и инфраструктуры, стихийные бедствия, аварии и катастрофы.

5. Внешние угрозы защищаемым объектам

То, что источники всех перечисленных угроз находятся в России, еще не означает, что внешние угрозы в целом стали менее значимыми. Так, сохраняется необоснованно высокая зависимость от внешних рынков , чрезмерна финансовая зависимость от иностранных юридических и физических лиц , не сокращается утечка из страны капитала и т.д. Антироссийские санкции, введенные группой государств в марте 2014 г., сделали явным ряд угроз финансовой сфере, инвестиционной активности и поступательному развитию экономики, ослабили позиции Российской Федерации в мировой экономической и политической системе.

Возросла активность и опасность террористических организаций. «Угроза террористической деятельности, - говорится в подготовленном Институтом экономических исследований и мира Сиднейского университета (Австралия) докладе «Индекс глобального терроризма. 2014 г.», - является главной, если не самой главной опасностью для многих стран» . Авторы доклада включили Россию в число

стран, в которых может произойти рост терроризма . Террористические акты не только уносят человеческие жизни и наносят материальный ущерб (см. таблицу), но и дезорганизуют экономическую жизнь, травмируют общество, сокращают общую и туристическую привлекательность страны.

Опасна и происходящая в последние годы подмена международного права правом одной страны. На встрече с представителями государств БРИКС В. В. Путин сказал, что «наши страны в значительной степени сталкиваются с большими угрозами в связи с нарушениями норм международного права, в связи с нарушениями суверенитета государств в различных сферах деятельности» .

Все более активно проявляют себя негосударственные и международные институты (например, Бильдерберский клуб, Система глобальной идентификации юридического лица - Global Legal Entity Identification System), способные регулировать законодательные, финансовые, экономические и некоторые другие протекающие в мире изменения в своих интересах и в пользу своих членов и спонсоров .

Внешние угрозы экономике России практически не нашли отражения в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации. Прошедшие годы показали, что многие причины, порождающие внешние угрозы национальной, в том числе и экономической, безопасности, являются неотъемлемыми элементами внешних условий существования страны и возникают объективно. Они действовали и будут продолжать действовать в течение длительного времени . Некоторые внешние угрозы социально-экономическому развитию России названы в новой Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Это:

Возрастание экономической, финансовой, политической и военной нестабильности в мире, обострение борьбы за ресурсы, рынки сбыта продукции, за контроль над транспортными артериями;

Расширение сферы деятельности транснациональной организованной преступности;

Ухудшение состояния окружающей среды, обострение проблем обеспечения продовольствием и нехватки пресной воды;

Возрастающее влияние политических факторов на экономические процессы, а также по-

Потери застрахованного имущества в результате крупных террористических актов

в 1970-2014 гг., млрд долл.

Показатель 1970-1980 1981-1990 1991-2000 2001-2014

Число крупных терактов 2 3 9 5

Потери, всего 312 348 4 609 25 497

Потери в среднем на один теракт 156 116 512 5 099 (194)

в год 28 35 461 1 821 (60)

Примечание: в скобках указаны потери без учета последствий теракта 11 сентября 2011 г. в США.

Проблемы обеспечения экономической безопасности страны, стабильного экономического развития государства и общества стоят перед многими странами мира. Современное социально-экономическое положение России обусловливает чрезвычайную актуальность целенаправленной деятельности государства в сфере обеспечения экономической безопасности страны, российского общества и каждого гражданина в отдельности.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономическая безопасность (М. В. Зибарев, 2010) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

3. УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙ СКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1. Классификация угроз экономической безопасности

Классификация угроз является важной составной частью стратегии экономической безопасности государства. Без четкого понимания характера угроз, их действия на те или иные макроэкономические показатели невозможна стройная организация противодействия их воздействию.

Итак, угрозы могут быть реальными и потенциальными. Реальные угрозы возникают, когда какие-либо нежелательные факторы готовы оказывать свое негативное воздействие на систему непосредственно, например, задержка заработной платы. Потенциальные угрозы отодвинуты во времени и в пространстве и не могут непосредственно воздействовать на объект. Потенциальным угрозам свойственно переходить в разряд реальных угроз и наоборот.

По объему распространенности угрозы делятся на локальные, национальные и глобальные. Локальные угрозы могут охватывать небольшие области, города. Национальные угрозы – это опасность, которой подвергается государство. Глобальные угрозы носят вненациональный характер и распространяются на большие территории, захватывая разные страны и континенты, например Великая депрессия 1929-1933 гг.

Угрозы могут подразделяться на внутренние и внешние. Внешние угрозы действуют на систему снаружи, внутренние – изнутри. Так, причиной распада Советского Союза является действие реальных внутренних угроз. К внешним угрозам Российской Федерации можно отнести мировой финансово-экономический кризис, начавшийся в 2007 году в США.

Угрозы могут быть прямыми и косвенными. Действие прямых угроз воспринимается системой сразу же при их реализации. Действие косвенных угроз менее значительно, растянуто во времени и поддается локализации при грамотной организации контрмер.

Угрозы могут быть первичными и вторичными. К первичным угрозам относятся такие угрозы, которые оказывают на систему наибольшие отрицательные воздействия. Влияние вторичных угроз существенно меньше.

Выделяют также угрозы экономические, социальные, правовые, политические, экологические, технологические и др.

3.2. Критерии экономической безопасности Российской Федерации

Критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности Российской Федерации, разработаны в Указе Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608 и Постановлении Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1996 г. № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений)».

В перечень критериев экономической безопасности Российской Федерации согласно этим документам входят:

1. Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства.

2. Зависимость экономики от импорта важнейших видов продукции и продовольствия, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране.

3. Уровень внешнего и внутреннего долга и возможности его погашения.

4. Обеспеченность экономики стратегическими ресурсами и эффективность государственного контроля их обращения.

5. Уровень бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы, максимально допустимые с позиции социальноэкономической стабильности общества.

6. Устойчивость финансовой системы.

7. Рациональная структура внешней торговли.

8. Доступность для населения образования, культуры, медицинского и социального обслуживания, пассажирского транспорта и массовых видов связи, а также жилья и коммунальных услуг.

9. Поддержание научного потенциала страны и сохранение отечественных научных школ, обеспечение эффективного функционирования особо важных объектов науки.

10. Сохранение единого экономического пространства и межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций.

11. Обеспечение необходимого уровня государственного регулирования экономических процессов с целью формирования условий для нормального функционирования рыночной экономики.

В Указе Президента РФ «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» 1996 г. подчеркивается также, что для реализации Государственной стратегии важное значение имеет разработка количественных и качественных параметров (пороговых значений) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны.

3.3. Угрозы экономической безопасности Российской Федерации

Угрозы экономической безопасности – явления и процессы, оказывающие негативное воздействие на хозяйство страны, ущемляющие экономические интересы личности, общества и государства.

Во втором разделе Указа Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» к наиболее вероятным угрозам экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, были отнесены следующие четыре.

1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия.

Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов:

– расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, не уверенных в своем будущем людей;

– увеличение доли бедных слоев населения в городе и деревне, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений – наркомании, организованной преступности, проституции и тому подобного;

– рост безработицы, чреватый социальными конфликтами;

– задержки выплаты заработной платы, остановка предприятий и так далее.

2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как:

– усиление топливно-сырьевой направленности экономики;

– отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;

– низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;

– свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;

– снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;

– завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;

– приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции, как с внешнего, так и с внутреннего рынка;

– рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов. Важнейшими факторами этой угрозы являются:

– объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей;

– нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;

– увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как:

– рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;

– сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры;

– ослабление системы государственного контроля, приводящее к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сферах приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.

Рассмотрим угрозы Российской Федерации с точки зрения классификации их на внутренние и внешние.

Внутренние угрозы:

– приобретение экономическим кризисом затяжного характера, возникновение необратимых или труднообратимых последствий для развития экономики страны;

– дестабилизация регулирующей роли государства в проведении экономических реформ, формировании современной экономической инфраструктуры;

– сокращение используемой ресурсной основы в сферах сырьевой, топливно-энергетической, финансово-кредитной, инвестиционной и инновационной деятельности для выхода из экономического кризиса;

– продолжающийся процесс структурной деформации экономической системы страны в сторону сворачивания высокотехнологичных, наукоемких отраслей (прежде всего в ВПК), резкого падения производства в ведущих отраслях обрабатывающей промышленности, утрата приоритетов в развитии страны как высокоиндустриальной державы;

– углубление диспропорций в территориальном размещении производительных сил, усиление территориального и отраслевого монополизма и сепаратизма, разрушение традиционных производственных связей между основными производственными центрами;

– дезорганизация финансово-кредитной системы и ослабление ее регулирующих функций в сфере формирования и исполнения бюджета, целенаправленного инвестирования приоритетных отраслей экономики, борьбы с инфляцией, предотвращения утечки капиталов за рубеж и создания предпосылок для развития российского предпринимательства;

– низкий уровень социальной ориентированности экономики, падение платежеспособности населения, сужение внутреннего рынка, сокращение роли внутренних социально-экономических стимуляторов экономического роста;

– техногенные аварии и катастрофы, низкая технологическая и производственная дисциплина, отток квалифицированных кадров, снижение уровня квалификации кадров;

– криминализация экономических отношений, рост экономической преступности, коррупции;

– рост экономических потерь в результате увеличения масштабов и углубления социальной напряженности в сфере экономических отношений.

Внешние угрозы:

− утрата Россией своих внешнеэкономических позиций в результате ее вытеснения иностранными конкурентами с зарубежных рынков;

− нарушение национальных приоритетов России в области экономики из-за продвижения иностранными партнерами выгодных им экономических проектов и программ;

− формирование иностранными партнерами такой структуры внешнеэкономических связей с Россией, когда последняя постепенно превращается в их сырьевой придаток;

− блокирование доступа России к передовым технологиям и формирование зависимости ее экономики от их импорта, а также от импорта некоторых видов продукции;

− стимулирование иностранными партнерами утечки передовых технологий и квалифицированных кадров из России в зарубежные страны;

− торговая экспансия иностранных государств и экономических структур, направленная на завоевание российского рынка и вытеснение с него российских предпринимателей;

− противодействие равноправному участию России в международных структурах кредитно-финансового и торгово-экономического регулирования;

− рост внешней финансовой задолженности России, усиление ее зависимости от иностранных кредиторов; превышение внешним долгом критического уровня, допустимого для суверенного государства;

− криминализация некоторых видов внешнеэкономических связей с Россией, контрабанда стратегических материалов и сырья, неконтролируемый вывоз капиталов из России;

− активизация экономической разведки и промышленного шпионажа иностранных государств и организаций.

На сегодняшний день многие из этих угроз продолжают действовать, некоторые нейтрализованы, но вместе с тем появляются и новые.

Понятие экономической безопасности и ее уровни. Роль и место экономической безопасности в системе национальной безопасности. Внутренние и внешние угрозы экономической безопасности. Концепция и государственная стратегия экономической безопасности России. Методы обеспечения экономической безопасности.

Цели и задачи внешнеэкономической политики России. Необходимость защита внутреннего рынка. Методы и инструменты защиты внутреннего рынка. Текущая таможенная политика и требования ВТО.

Сотрудничество таможенных органов России с таможенными службами других стран. Россия и Всемирная таможенная организация. Основные направления, принципы и формы участия России в международном сотрудничестве в области таможенного дела.

Понятие экономической безопасности и ее уровни .

Экономическая безопасность в структуре национальной безопасности является главным звеном.

Экономическая безопасность - экономическая категория, характеризующая такое состояние экономики, при котором обеспечивается устойчивый экономический рост, оптимальное удовлетворение общественных потребностей, рациональное управление и защита экономических интересов на национальном и международном уровнях. , из которых она состоит(ресурсы, природные богатства, людские ресурсы, производственные фонды, непроизводственные, финансовые итд)

Правовой основой функционирования системы обеспечения национальной безопасности являются:

Конституция РФ

ФЗ « о безопасности», « о государственной границе», «о государственной тайне»

Государственная стратегия экономической безопасности РФ, Стратегия национальной безопасности до 2020, военная доктрина, доктрина информационной безопасности итд

Структура национальной безопасности:

    Президент РФ. Возглавляет и формирует Совет Безопасности, даёт санкции, назначает и освобождает высший командный состав, является верховным главнокомандующим

    Совет Безопасности- конституционный орган, который осуществляет подготовку решений.

Субъекты экономической безопасности:

    государство,

    налоговая и таможенная служба,

    все структуры рыночной экономики

    производители

    общество

Виды экономической безопасности:

    производственно- технологическая

    промышленная

    продовольственная

    экологическая

    экономическая

    энергетическая

    информационная итд

Уровни экономической безопасности:

    Международный(глобальная и региональная)- совокупность международных уровней, договорённостей, при которому каждому государству обеспечивается возможность свободно избирать и осуществлять свою стратегию социального и экономического развития, не подвергаясь внешнему давлению, рассчитывая на невмешательство, понимание и взаимовыгодной сотрудничество со стороны остальных стран.

Принципы экономической безопасности:

Равноправие всех государств

Свобода выбора и пути развития

Обеспечение суверенитета государства над природными ресурсами

Взаимовыгодное сотрудничество в разных отраслях

Принцип мирного урегулирования экономических споров

Специальные льготы в отношении слаборазвитых стран

2. национальная экономическая безопасность -состояние экономики и институтов власти при который обеспечивается защита национальных интересов, социально-ориентированное развитие страны, достаточный экономический и оборонный потенциал, даже при наиболее благоприятном развитии внутренних и внешних процессов.

3. локальный - безопасность определённых отраслей

4. Частный - защита предприятий и личности, состояние организационных отношений, когда обеспечивается стабильность организации

Внутренние и внешние угрозы экономической безопасности.

Внешние:

    утечка умов за границу

    бегство капитала за рубеж

    внеше-государственный долг

    излишняя открытость экономики. Степень открытости определяется: 1. экспортной квотой-отношение стоимости экспорта к стоимости валового продукта 2 объём экспорта на душу населения.

Внутренние:

Нарастание структурной деформации

Снижение инвестиционной и инновационной безопасности

Разрушение научно- технического потенциала страны

Действие устойчивой тенденции превращение страны в топливно-сырьевую переферию развитых стран

Усиление имущественного расслоения общества

Криминализация экономики и общества

Роль и место экономической безопасности в системе национальной безопасности.

Национальная безопасность- - есть состояние защищености жизненно важных интересов личности, общества и государства, достигаемое совместными действиями государственных и общественных институтов путем гибкого использования экономических, политических и иных средств как во внутренней политике, так и в международных отношениях.

Исходя из этого, под экономической безопасностью мы будем понимать часть национальной безопасности, при которой обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал.

Высокий уровень экономической безопасности, который определяется уровнем экономического развития страны, позволяет:

    проводить независимую экономическую политику, в частности, самостоятельно осуществлять крупные экономические мероприятия, не связывая это с получением финансовой или иной помощи из-за рубежа;

    поддерживать стабильность действующих в стране экономических нормативов (прежде всего в части, касающейся уровня жизни населения, их соответствия стандартам, общепринятым в мировой практике или директивно утвержденным на конкретный период времени);

    с минимальными потерями реагировать на мировые и региональные финансовые и иные кризисы, резкие геополитические изменения в мире и быстро восстанавливать утраченное равновесие;

    оказывать помощь другим странам, в частности сопредельным, в случае, когда сложившаяся там несбалансированная экономическая ситуация может негативно отразиться на экономических интересах государства.

Будучи частью системы национальной безопасности, экономическая безопасность одновременно составляет основу для формирования всех входящих в ее структуру элементов: финансового, энергетического, продовольственного, оборонно-промышленного. Основными индикаторами, характеризующими данные виды, являются: объем ВВП, валовой сбор зерна, доля ВВП расходов на оборону, уровень инфляции, доля затрат на науку, доля населения с денежными доходами ниже прожиточного уровня, уровень безработицы, внешний и внутренний долг. Существует более 160 индикаторов экономической безопасности, после анализа которых можно сделать вывод об индексе "комплексной национальной силы" государства, составляющими которого являются такие компоненты, как способность вносить вклад в международное сообщество, способность к выживанию, возможность силового давления.

Концепция и государственная стратегия экономической безопасности России.

1.ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608)

Основные положения:

I. Цель и объекты Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации

II. Угрозы экономической безопасности Российской Федерации

III. Критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности Российской Федерации

IV. Меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности

1. Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации

2. Разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности Российской Федерации

3. Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации

Термин «стратегия» имеет два основных значения: искусство ведения войны; искусство руководства общественной жизнью.

Во втором значении этот термин выступает в различных видах: в теории игр -- возможный способ действия игрока или коалиции; стратегия в ценообразовании; стратегия инновационная; стратегия конкурентная; стратегия импортозамещения; стратегия маркетинга широкого проникновения; стратегия предприятия; стратегия региональная; стратегия экономическая и др.

Здесь речь пойдет о стратегии экономической безопасности. Выбор стратегии экономической безопасности должен исходить из ее целей и задач, которые она должна решать. Например, если цель нашей страны «выживание», то это одна стратегия. Если цель «Великая Россия», то это другая стратегия.

Вторая половина 90-х гг. XX в. ознаменована повышенным вниманием властных структур и общественности к проблемам экономической безопасности. Проиллюстрируем это положение на примере нашей страны.

Доктрина экономической безопасности в России одобрена и введена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федераций (Основные положения)». Во исполнение и развитие данного Указа 27 декабря 1996 г. было принято Постановление Правительства РФ № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений)». В этих документах определены: цель и объекты для дарственной стратегии экономической безопасности России; сформулированы критерий и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности; описаны механизмы и меры экономической политики, нацеленные на обеспечение экономической безопасности. В декабре 1997 г. состоялась научно-практическая конференция «Экономическая безопасность: вопросы реализации государственной стратегии. За 1997-2000 гг. вышел ряд научных работ по этой проблематике. И, наконец, в январе 2000 г. также Указом Президента была утверждена «Концепция национальной безопасности Российской Федерации», в которой большое место занимают проблемы экономической безопасности.

Стратегия экономической безопасности Российской Федерации состоит из четырех разделов:

I. Цель и объекты Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации.

II. Угрозы экономической безопасности Российской Федерации.

III. Критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности Российской Федерации.

IV. Меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности.

В первом разделе констатируется, что цель Государственной стратегии -- обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане.

Объектами экономической безопасности Российской Федерации являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.

Государственная стратегия включает: характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности Российской Федерации как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства; определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную перспективу; определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации; формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

Реализация Государственной стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей -- макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, теологических, технологических и др.

Во втором разделе отмечается, что наиболее вероятными угрозами являются:

1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира, и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов: расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей; рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам; задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и т. д.

2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как: усиление топливно-сырьевой направленности экономики; отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий; свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении; снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России; завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления; приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции, как с внешнего, так и с внутреннего рынка; рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов.

4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном таким фактором, как рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного дохода.

В третьем разделе указывается, что состояние экономики, отвечающее требованиям экономической безопасности Российской Федерации, должно характеризоваться определенными качественными критериями и параметрами, обеспечивающими приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, военно-политическую стабильность общества, целостность государства, возможность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз. Для определения критериев и параметров, отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации, необходимо учитывать: способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства; приемлемый уровень жизни населения и возможность его сохранения; устойчивость финансовой системы, определяемую уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, золотовалютного запаса, развитием российского финансового рынка и рынка ценных бумаг, а также снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности; рациональную структуру внешней торговли, обеспечивающую доступ отечественных товаров перерабатывающей промышленности на внешний рынок; поддержание научного потенциала страны и сохранение ведущих отечественных научных школ, способных обеспечить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса; сохранение единого экономического пространства и широких межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций, и функционирование единого общероссийского рынка или интегрированной системы региональных рынков с учетом их производственной специализации; создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности, захват криминальными структурами производственных и финансовых институтов, их проникновение в различные структуры власти; определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях.

В четвертом разделе определены меры и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые на федеральном и региональном уровнях, которые должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации.

Важнейшими элементами механизма обеспечения экономической безопасности России названы мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности.

В этом разделе признано необходимым разработать количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, а также определены следующие основные направления деятельности государства по обеспечению экономической безопасности России.

1. Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации.

2. Разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности Российской Федерации.

3. Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации. Государственная стратегия экономической безопасности, как и национальной безопасности России в целом, должна исходить главным образом из идеологии экономического роста, промышленного и научно-технического прорыва, поскольку лишь на этой основе можно достичь высокого уровня и качества жизни населения, его социальной защищенности.

Главная стратегическая цель экономической стратегии заключается в высоких темпах экономического роста.Вечканов Г.С. Экономическая безопасность. - СПб.: Вектор, 2005. - с. 50-458

Таблица 1. - Показатели экономической безопасности России.Составлено и рассчитано по данным: Сб.: Экономическое и социальное положение России в 2008 году. // Комплексный доклад / Территориальный орган федеральной службы государственной статистики России. - М.: 2009.

Наименование показателя

Пороговые значения

Факт 2000 г.

2008 г. к пороговому

значению, %

1. Способность экономики к устойчивому росту

Темп роста ВВП к предыдущему году (в сопоставимых ценах), %

ИФО промышленности к предыдущему году, %

Объем оборота розничной торговли к ВРП, %

ИФО продукции с/х к предыдущему году, %

Инвестиции в основной капитал к ВРП, %

Степень износа основных фондов, %

2. Устойчивость финансовой системы

Дефицит консолидированного бюджета к ВРП, %

Индекс потребительских цен к декабрю предыдущего года, %

3. Поддержка научного потенциала

Ассигнования в науку к ВРП, %

Численность студентов на 10000 населения, чел.

Численность занятых в науке к занятым в эконом. %

Расходы на образование к ВРП, %

4. Уровень и качество жизни населения

Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения, %

Соотношение денежных доходов 10% наиболее обеспеченного и 10% наименее обеспеченного населения, раз

Соотношение средней заработной платы и прожиточного минимума, раз

Уровень безработицы по методологии МОТ к ЭАН, %

Расходы на здравоохранение к ВРП, %

Расходы на культуру к ВРП, %

Обесп. жильем, кв.м в среднем на 1 жителя

5. Демография

Коэффициент естественного прироста населения (на 1000 жителей)

Коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 населения)

Коэффициент смертности (число умерших на 1000 населения)

Коэффициент младенческой смертности (число детей, умерших в возрасте до 1 года, на 1000 родившихся)

6. Правонарушения

Количество преступлений на 10000 населения,

7. Охрана окружающей среды

Выбросы вредных веществ на 1 жителя, тонн