Экономические проблемы здравоохранения и пути их решения. Проблемы экономики здравоохранения. Главные выводы о зависимости государственного финансирования здравоохранения и показателей здоровья населения в РФ и развитых странах

12.01.2022
1

Беловодский А.А.

В предложенной статье рассматриваются проблемы российской сферы здравоохранения. Даётся краткий анализ основных проблем (низкая эффективность здравоохранения, стагнация фармацевтической отрасли, высокие цены на лекарственные препараты для населения). А также описываются пути их решения, предлагаемые как экспертами, так и автором статьи.

Введение

Богатство любого государства - это его население. Люди создают государство и являются источником, двигателем его развития и процветания. Но чтобы активно действовать, человек должен быть здоров. Поэтому одна из важнейших функций государства - поддержание здоровья своего населения. Такая поддержка осуществляется через систему здравоохранения.

Здравоохранение - совокупность мер политического, экономического, социального, правового, научного, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического и культурного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае ухудшения здоровья.

Согласно Конституции РФ, «Российская Федерация - это социальное государство», в котором «охраняются труд и здоровье человека». Но на практике всё далеко не так, как написано.

Большинство экспертов сходится во мнении, что система здравоохранения Советского Союза была одной из лучших в мировой практике, поскольку она выполняла все возложенные на неё функции по качеству, доступности и обеспеченности медицинскими услугами, лекарствами и материалами. Но после распада СССР она вступила в фазу стагнации: очень сильно сократилось финансирование, высококвалифицированные специалисты в области медицины уезжали за рубеж, прекратились научные исследования по медицине, сильно сократилось производство лекарственных препаратов и аппаратов для диагностики и лечения заболеваний.

В начале 2000-х годов, когда положение в стране стало постепенно улучшаться, власти обратили внимание на сферу здравоохранения. Но накопившихся проблем столько, что разом и за короткий промежуток времени их не решить.

Так, важнейшим условием дальнейшего развития сферы здравоохранения является переход на инновационный путь развития, в связи с чем должна быть обеспечена реализация следующих принципов:

  1. государственное регулирование в сочетании с эффективной конкуренцией в инновационной сфере;
  2. подготовка и переход промышленности на увеличение выпуска высокотехнологичной и наукоемкой продукции, отвечающей потребностям рынка и перспективам его развития;
  3. создание долгосрочных условий для повышения производительности труда;
  4. концентрация ресурсов на инновации, которые обеспечат позитивные структурные сдвиги в экономике;
  5. стимулирование деловой и инвестиционной активности в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности через налоговые, кредитные и другие экономические льготы;
  6. интеграция инвестиционной, научно-технической, образовательной и производственной деятельности;
  7. обеспечение правовой защиты объектов интеллектуальной собственности и авторских прав при распространении научно-технических знаний и информации;
  8. сотрудничество всех уровней государственной власти, а также государства, субъектов федерации и муниципальных образований по вопросам модернизации и технологическом обновлении базовых отраслей экономики и социальной сферы;
  9. гласность и обсуждение приоритетных инновационных программ и проектов при проведении открытых конкурсов.

Государственное регулирование недаром вынесено на первое место среди принципов. Без него инновационного развития не получится, поскольку частный бизнес неохотно включается в инновационный процесс. Регулирование и поддержка в сфере инноваций со стороны государства должна заключаться в следующем:

  1. разработка нормативно-правовых актов в сфере инновационной деятельности, организация и контроль за их исполнением;
  2. определение приоритетов в сфере инноваций, разработка и реализация инновационных программ и проектов;
  3. создание инновационной инфраструктуры и условий для инновационной деятельности (стимулирование через льготное налогообложение, дотации, субсидии из бюджетов);
  4. формирование и размещение на конкурсной основе государственного заказа на создание наукоемкой продукции и технологий;
  5. защита прав инвесторов и кредиторов;
  6. подготовка и повышение квалификации кадров, занятых в области инновационной деятельности;
  7. координация действий субъектов инновационной деятельности;
  8. поддержка создания субъектов инвестиционной деятельности с участием иностранного капитала, с предоставлением соответствующих госгарантий деятельности.

Таким образом, цель данного реферата - характеристика проблем сферы здравоохранения России и путей их решения.

Были поставлены следующие задачи:

1) описание проблем сферы здравоохранения;

2) описание мер, принимаемых в России для устранения проблем;

В реферате была использована информация не только из различных источников, но и наблюдения самого автора.

1. Проблемы российской системы здравоохранения

Прежде всего, следует остановиться на низкой эффективности всей системы здравоохранения, что порождает низкое качество предоставляемых медицинских услуг. Причинами подобного положения дел являются следующее:

1) нехватка специалистов, медицинского оборудования, больничных учреждений, что порождает длинные очереди пациентов в часы приёма. Врачам приходится работать в авральном режиме, что автоматически снижает качество оказываемых услуг;

2) короткий график приёма пациентов. Часто часы приёма заканчиваются до 14 часов дня. Кто не успел попасть на приём, тот вынужден приходить в другой день, то есть снова отпрашиваться с работы, следовательно, не выполнить ряд своих обязанностей. Такое отвлечение сотрудников негативно сказывается как на самой компании (степень отрицательных последствий будет напрямую зависеть от должности сотрудника и возможности его замены), так и на работнике данной компании (снижение заработной платы);

3) невозможность своевременно получить требуемую медицинскую помощь. Это является следствием нехватки специалистов, оборудования, дороговизны лекарственных средств и медицинских услуг;

4) низкая квалификация врачей. Часто бывает так, что в двух разных поликлиниках врачи ставят разные диагнозы на одни и те же симптомы. Соответственно, и лечение не даёт ожидаемого эффекта;

5) отсутствие либо старение медицинского оборудования. В большинстве больниц обследование и лечение пациентов проводится на советском оборудовании. А прохождение лечения либо обследования на новом оборудовании (если оно имеется) часто стоит больших денег;

6) низкая заработная плата и отсутствие механизмов по стимулированию качественной работы.

Ситуация нехватки специалистов и больничных учреждений особенно заметна при сравнении городов как внутри одного региона, так и между регионами. Так, если в областном центре или столице республики большинство больниц и поликлиник отремонтированы, имеют новое оборудование, то в простых городах, особенно удалённых от центра, зачастую мало поликлиник, в которых люди не могут получить необходимый объём медицинских услуг. Как часто в больницах столиц субъектов федерации можно видеть людей из других городов и слышать про отсутствие в их городе нужного аппарата или специалиста.

Низкая эффективность системы здравоохранения сильно «ударяет» по стране в целом, особенно по её экономике.

Следующая серьёзная проблема находится в сфере производства лекарственных препаратов. Современное население большинства стран не может прожить без антибиотиков, вакцинации, множества различных препаратов. И если внутри страны производится более 80 % требуемых для её населения препаратов, то проблем практически нет. Но если же страна импортирует большинство лекарств, то возникает «угроза национальной биологической безопасности». К таким странам относится и Россия: импорт лекарственных средств составляет около 80 % от их потребления. Большинство отечественных лекарств являются наработками советских времён (доведённые до промышленного производства) либо дженериками (лекарственный препарат с доказанной фармацевтической, биологической и терапевтической эквивалентностью с оригиналом, но не обладающий патентной защитой; то есть это копия оригинального препарата сторонней разработки). Новые разработки в этой области на свои деньги ведут крупнейшие компании фармацевтического рынка («Фармстандарт», «Отечественные лекарства», «Нижфарм», «Верофарм» и др.), остальные же получают гранты из-за рубежа и изредка госзаказы.

Также причинами стагнации фармакологической отрасли стали :

1) отток специалистов за рубеж. Так называемая «утечка умов» давно стала национальной бедой России. Учёные переезжают в другие страны, поскольку им предлагают высокую оплату, гарантируют заказы и предоставляют всё необходимое оборудование для исследований;

2) недостаточное инвестирование. Фармакология - это специфическая сфера здравоохранения со своими понятиями, закономерностями. Мало кто из потенциальных инвесторов способен понять смысл разработки и оценить её перспективность. Также отпугивает неясность срока окупаемости вложений и высокие медицинские риски выпускаемых препаратов;

3) неумение учёных «продавать» свои идеи. Россия всегда славилась своими людьми. Сегодня существуют группы энтузиастов, разрабатывающие новые лекарственные препараты. Но дело дальше идеи и первоначальных наработок не продвигается, поскольку они не знают, как правильно преподнести свою разработку инвесторам с целью дальнейшего её испытания и запуска в производство;

4) дороговизна разработки новых лекарств. По оценкам экспертов, инвестиции в разработку нового лекарства составляют не менее $600 млн. Из них 10-15 % идёт на разработку молекулы, 25-30 % - на доклинические испытания на животных, 50-60 % - на клинические испытания на людях. Если же речь идёт о разработке принципиально новой формулы, то затраты на весь цикл (от исследований до вывода на рынок) могут достигать более $1 млрд.;

5) длительный срок. Минимальный срок разработки нового лекарственного средства составляет 3 года;

6) незащищённость интеллектуальной собственности. Указанная проблема не является специфической только для фармакологической отрасли. Она характерна для России в целом. Только с 2006 г. начала оформляться законодательная база по защите интеллектуальной собственности. В частности, 18.12.2006 г. вступила в силу часть 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации, посвящённая интеллектуальной собственности;

7) наличие дженериков. Крупные современные фармакологические компании имеют малую заинтересованность в разработке новых препаратов ещё и по причине большого числа фирм, выпускающих дженерики. Дженерики в большинстве случаев не отличаются по качеству и свойствам от оригинала, но стоят на порядок дешевле, что снижает рентабельность нового препарата компании-разработчика.

Чуть подробнее следует остановиться на проблемах финансирования разработок лекарственных препаратов. Высокая стоимость полного цикла создания препарата (от идеи до производства) делает такие разработки невозможными для средних и мелких компаний. Но они участвуют в разработках в качестве «генераторов идей» либо первой ступени исследований (создание формулы лекарства). В дальнейшем они продают свои наработки, чаще всего, зарубежным компаниям по причине высокой оплаты. К тому же, по словам специалистов, иногда отечественным компаниям новые разработки не нужны, что объясняется нехваткой денежных средств на продолжение разработок, либо наличием большого количества собственных лекарственных препаратов, либо успешным выпуском дженериков на импортные лекарства.

Зарубежные гранты - это ещё один способ выживания представителей некрупного фармакологического бизнеса. По оценкам Роспрома, средний размер гранта составляет $100 тыс., по ним работают 30-50% российских компаний. Разработки ведутся до стадии получения формулы, потом её продают за рубеж .

Также у компаний есть шансы получить необходимые средства, обратившись в специальные фонды. Сейчас предпринимателям помогает Фонд поддержки малого предпринимательства, который выдаёт деньги при условии, что предприниматель имеет патент. Сумма выделяемых средств на самом раннем этапе развития - 1 млн. руб. В дальнейшем, если удастся привлечь инвестора, то Фонд выделит ещё 3,75 млн. руб. Также в стране функционируют 3 венчурных фонда, в перспективе учреждение ещё 7. Их капитал будет формироваться за счёт частных и государственных средств. Деньги будут выдаваться предпринимателям на условии вхождения в капитал создаваемой компании и получения в будущем доли прибыли .

Ещё один путь решения проблемы финансирования - это государственные закупки препаратов и заказы. Но пока данный механизм малоэффективен, поскольку при госзакупках 89 % требуемых лекарств приобретается у зарубежных компаний. Но приоритет должен быть у российских разработок .

Следующая проблема, связанная с лекарственными препаратами, - это их высокая стоимость для населения. Нет, в этом нет злого умысла производителей лекарств (как думают многие). Этому способствует ряд причин :

1) колебание курса рубля. С октября 2008 г. в России началась плавная девальвация рубля, вследствие чего доллар вырос по отношению к рублю почти на 40 %, что сказалось на удорожании импорта. А поскольку 80 % потребляемых лекарственных препаратов жителями страны приходится на импорт, то и основной удар от девальвации получили конечные потребители;

2) дороговизна и длительность разработок. Поэтому все принципиально новые препараты, выходящие на рынок, доступны лишь ограниченному кругу потребителей (либо богатым, либо тем, кому компания-разработчик выделила их бесплатно). Одним из примеров может служить современные разработки вакцины против «свиного гриппа» британской компании GlaxoSmithKline Plc. Разработка вакцины шла 5 лет, было потрачено более $3,2 млрд. Цена готовой вакцины составляет 10$. 50 млн. доз были бесплатно отданы Всемирной организации здравоохранения. А теперь представим несколько расчётов на тему того, сколько будет стоить импортная вакцина против «свиного гриппа» для населения России:

Курс доллара, установленный ЦБ РФ, по состоянию на 13.10.2009 - 29,5 руб.;

Стоимость препарата - $10;

Пошлина на импорт лекарственных средств - 10 %;

Таким образом, стоимость данной вакцины при пересечении границы равна 324,5 руб. (10*1,1*29,5).

Конечная же стоимость будет складываться из наценок розничных сетей, затрат на доставку и на продвижение лекарства. Можно сделать предположение, что стоимость для населения составит около 500 руб. за 1 дозу. Совершено очевидно, что большинство населения России не сможет себе позволить такую вакцину из-за низких доходов, что повышает риск заболеваемости и смертности от вируса «свиного гриппа».

3) необоснованность цен на лекарства. Проблемы высокой стоимости лекарств недавно, во время визита в Зеленоград, затрагивал В.В. Путин, акцентировав внимание и непонимание на том, что зарубежные лекарства часто продаются в России по ценам в разы более высоким, чем в других странах.

Российские же препараты население зачастую боится приобретать, отдавая предпочтение импортным, поскольку нет уверенности в качественности отечественных препаратов. К тому же большинство импортных препаратов не имеет аналогов в России.

Такая же ситуация (как в примере с расчётом стоимости) наблюдается в целом по рынку фармацевтических препаратов, что ставит Российское государство под серьёзную угрозу из-за высокого риска заболеваемости населения и снижения возможностей для быстрого его выздоровления.

2. Пути разрешения проблем в сфере здравоохранения

Как же выйти России из столь плачевной ситуации со здравоохранением? Главное - это реформы. Но не точечные по принципу «найти решающее звено, потянуть за него - и всё разрешится». Необходим комплекс реформ, направленных на все элементы здравоохранения. Они должны быть продуманными и полными, иначе, как это часто бывает в России, от них будет только хуже.

Для повышения эффективности сферы здравоохранения специалисты предлагают разработать механизм стимулирования конкуренции между медиками, медицинскими учреждениями. Требуется создать такой механизм, который заинтересует медицинских специалистов в повышении качества оказываемых ими услуг. Например :

1) создание базы данных врачей и их пациентов (которые постоянно у него обслуживаются). Такая система действует за рубежом, где здравоохранение бесплатное (США, страны Западной Европы), и позволяет выявить высококвалифицированных врачей;

2) оказывать финансирование медицинских учреждений за эффективность оказанных ими услуг. То есть чем меньше человек провёл в стенах больницы, и если у него не случился рецидив болезни, то оказавшее ему помощь медицинское учреждение получит большее финансирование, чем остальные. Такой механизм используется в большинстве развитых стран (Великобритания и др.);

3) необходимо принять ряд законов, способствующих конкуренции в здравоохранении;

4) необходимо изменить организационно-правовую форму медицинских учреждений. Сегодня все они государственные. Это значит, что возникающие финансовые результаты от их работы уходят к государству: излишек денежных средств забирается, возникающие долги гасятся. Такая ситуация демотивирует медицинские учреждения относительно эффективной работы. Следует дать им больше свободы в деятельности;

5) следует дифференцированно подходить к вопросам развития сферы здравоохранения на различных территория Российской Федерации в силу их неодинакового развития. Где-то требуется только повышать эффективность здравоохранения путём стимулирования конкуренции развивать повысить качество оказываемых медицинских услуг, поскольку в регионе (городе) есть необходимые для лекарства, оборудование, специалисты. А где-то сперва необходимо решить вопрос о дефиците лекарственных препаратов, медицинского оборудования, специалистов, и только потом внедрять механизмы стимулирования конкуренции в сфере здравоохранения.

К вопросам оплаты труда специалистов медицины следует подходить с точки зрения развития региона (города), нежели увеличивать заработную плату на одинаковую сумму по всей стране. Из-за сильных различий в уровне развития субъектов федерации, муниципальных образований, сумма повышения заработной платы будет восприниматься везде по-разному. Так, в Москве 10 тыс. руб. надбавки для участкового врача значит очень мало, а в Дагестане эта же сумма является большими деньгами.

Также требуется создать механизмы, благодаря которым бесплатную медицинскую помощь в первую очередь получали бы те, кому нечем платить, а те, кому есть, чем заплатить, при наличии дефицита (оборудования, специалистов, лекарственных препаратов) могли бы оплатить требуемую для себя врачебную помощь .

Ещё один способ развития конкуренции - использование современных информационных достижений в сфере здравоохранения. В частности, эксперты предлагают идею создания персонифицированной базы индивидуальных счетов. На её основе можно будет научно обосновать требуемое количество специализированных коек в конкретном регионе.

Повышение качества медицинского обслуживание также будет достигаться и за счёт развития отделений интенсивной терапии (реанимации различной специализации). На Западе в структуре каждого госпиталя имеется 20-25% коек интенсивного лечения. В России этот показатель не превышает 5%.

Следующая проблема сферы здравоохранения - тарифы на медицинские услуги - должна решаться путём цивилизованного вмешательства государства. Медицинские тарифы должны включать в себя все статьи расходов. В них должна учитываться необходимая рентабельность и уровень прогнозируемой инфляции .

Для привлечения финансирования и стимулирования новых разработок предлагается учреждать венчурные фонды (с участие разного капитала), выделять государственные гранты на исследования. Начинается сотрудничество бизнеса с вузами и наукоградами. Сегодня существуют биотехнологические лаборатории на базе МГУ, Ставропольского госуниверситета, наукограда в Пущине. Их задача - первый этап разработок. В дальнейшем полученная формула будет продана частной компании.

Государству необходимо стимулировать инновационное развитие всей экономики в целом и сферы здравоохранения, в частности. Как уже отмечалось раньше, в России практически нет новых разработок лекарственных препаратов и медицинского оборудования. Чтобы исправить ситуацию, государству, в первую очередь, необходимо развивать инновационную инфраструктуру, менять налоговое законодательство (увеличивая налоговые льготы и вводя налоговые каникулы для компаний, осуществляющих новые разработки). Предусматривается в скором времени создание нескольких НИИ для проведения научных исследований в области медицины.

Но уже существуют реальные подвижки в данной ситуации. Так в 2008 году из бюджета было выделено 19,4 млрд. руб. на строительство центров новых медицинских технологий в Пензе, Хабаровске, Астрахани и в других городах. При поддержке государства развивается медицинское направление в технопарках (Курчатовский, Зеленоградский, Обнинский), где разрабатываются новые методы лечения, лекарственные средства, оборудование .

В начале 2005 г. была запущена программа Дополнительного лекарственного обеспечения. Суть - бесплатное обеспечение лекарствами льготные категории населения. Для этих целей из бюджета ежегодно выделялись средства для закупки лекарственных препаратов. 89 % закупок в денежном выражении приходится на зарубежные компании. В связи с этим специалисты советуют переместить акцент на препараты отечественных производителей .

Всё выше сказанное - это то, что предлагают эксперты. В целом автор согласен с их предложениями. Но проанализировав проблемы сферы здравоохранения России, он предлагает дополнительный ряд мер, направленных на улучшение ситуации.

Самое главное - это инновационное развитие. Государство должно стать инициатором инновационного процесса. Оно должно создать стимулы, чтобы бизнес был заинтересован вкладывать свои средства в затратные рискованные проекты. Для этого необходимо изменить законодательство в части инновационной деятельности компаний. Для компаний, которые ведут разработки новых лекарственных препаратов или медицинского оборудования, следует ввести налоговые льготы на первые несколько лет (до 3х лет) разработок. В дальнейшем для них следует сократить налог на прибыль на этапе продвижения нового препарата (оборудования) на рынок. Как только объём продаж достигнет плановых показателей и продолжит рост, такие компании следует переводить на общий режим налогообложения.

На начальном этапе разработок государство должно активно помогать компаниям в финансовом плане, особенно молодым фирмам с перспективными разработками. Для этого можно использовать средства федеральных целевых программ, государственных заказов, гранты, создание совместных предприятий с частным бизнесом, создание различных венчурных фондов.

Для стимулирования новых разработок следует создать научно-исследовательские центры (как минимум, по одному в каждом федеральном округе), под крышей которого собрать учёных и предоставить им финансирование под их идеи. В дальнейшем разработки можно будет либо продавать частным компаниям, либо налаживать их промышленный выпуск и продвижение на рынке в рамках совместных предприятий, либо использовать арендную или лизинговую форму реализации разработки. При продаже разработки в договоре следует прописать формы и сроки оплаты. Оптимальной будет ступенчатая оплата (первоначальный взнос, затем фиксированные либо процентные отчисления с выручки от продаж нового препарата/оборудования). При арендной форме приобретатель (арендополучатель) будет лишь платить отчисления за пользование формулой либо промышленным образцом прибора без перехода права собственности на арендуемую разработку. При этом данная разработка может быть сдана в аренду другим компаниям. При лизинговой форме приобретатель (лизингополучатель) будет использовать все преимущества лизинговой схемы.

Для облегчения перехода на инновационный путь развития первоначально можно создавать дженерики на западные образцы, но уже на их основе производить собственные разработки. Но необходимо усилить контроль за дженериками, что автоматически повысит доверие к ним со стороны населения и сократит количество побочных эффектов.

Чтобы была возможность инновационного развития, нужны высококвалифицированные кадры. Следует искать и поощрять талантливых студентов, привлекать их к работе в исследовательских проектах. Также необходимо остановить отток отечественных учёных за рубеж. Для этого необходимо создать им все условия для исследовательской деятельности: предоставить лаборатории, выделить финансирование. Но такие меры следует предпринять по приоритетным научным направлениям, а также перспективным направлениям. Не стоит распылять ресурсы на сомнительные исследования (коих в современном мире можно найти множество).

Одним из таких ключевых направлений (помимо применения нанотехнологий в медицине, создание новых лекарственных препаратов и медицинского оборудования) должна стать диагностика. Развитие данной сферы медицины позволит в разы снизить сроки лечения и количество заболевших средней и высокой степени тяжести, поскольку болезни будет возможно выявлять и лечить на ранней стадии, когда это сделать много проще, чем позже.

Для решения проблемы стоимости лекарств следует проследить ценообразование на всей цепочки (от производителя до розничной торговли). И наказывать тех, кто необоснованно завышает цены.

Заключение

По итогам проведённой работы можно сделать вывод, что, несмотря на огромный объём накопившихся проблем, в российской системе здравоохранения начинаются перемены в сторону улучшения.

Но существует ещё одна серьёзная проблема, которую не решить только новыми идеями и финансированием. Эту проблему не выделяют эксперты, но с ней сталкивается каждый человек. Речь идёт о доверии потребителей к российским лекарственным препаратам, медицинскому оборудованию, врачам. И причина названной проблемы как раз кроется в тех изъянах сферы здравоохранения, названных в работе. К тому же ещё с советских времён у людей осталась мысль о том, что все импортные товары обладают лучшим качеством, характеристиками, более безопасны, чем российские аналоги (если они имеются).

Утраченное доверие всегда очень сложно вернуть. Но если будут решаться все обозначенные в работе проблемы, если их решение не растянется на долгий срок, то люди перейдут на отечественные лекарственные препараты и медицинское оборудование, перестанут считать максимальное изъятие денег у пациента главной целью врачей. Сократится количество дней пребывания в стационарах. Уменьшится смертность и возрастёт продолжительность жизни. Всё это незамедлительно положительно скажется на экономике страны. Только тогда можно будет сказать, что российская система здравоохранения эффективна.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: официальный текст.

2. Российская Федерация. Законы. Таможенный тариф Российской Федерации [Текст]: Утверждён Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 718.

3. Наглый, Н. Экономика и здравоохранение [Электронный ресурс] / Н. Наглый // http://medreforma.narod.ru/Economic.html

4. Непомнящий, А. 2025: Космолет в таблетке [Текст] / А. Непомнящий // SmartMoney. - 2008. - №32 (122).

5. Совинский, М. Правила препаратной борьбы [Текст] / М. Совинский // Энергия Деньги. - 2007. - №39 (645).

6. Филлипенко, Е. Лекарство для фармацевтов [Текст] / Е. Филлипенко // Энергия промышленного роста. - 2007. - №1-2.

7. Сидибе, П. Как вылечить аптеку [Текст] / Сидибе П. // Российская газета. - 12.10.2009. - №5016 (192).

8. IFX-NEWS Glaxo может заработать на вакцине от «свиного гриппа» более $4 млрд. [Электронный ресурс] / IFX-NEWS // http://finansmag.ru/news/39457

9. Емельяненко, Е.Б. Особенности инвестирования в медицину [Электронный ресурс] / Е.Б. Емельяненко // http://medinfa.ru/
article/99/115329/

10. Емельяненко, Е.Б. Как привлечь средства в развитие медицинских инноваций? [Электронный ресурс] / Е.Б. Емельяненко // http://marketing.rbc.ru/articles/10/03/2009/562949955897116.shtml

11. Лейбин, В. Диагноз медицинской реформы: состояние тяжелое [Электронный ресурс] / В. Лейбин // http://www.polit.ru/
country/2004/01/15/medevent.html

12. Российская медицина: этика и экономика [Электронный ресурс] / Интервью с Львом Якобсоном // http://www.polit.ru/
analytics/2005/10/03/med1.html

Библиографическая ссылка

Беловодский А.А. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 11. – С. 21-27;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25977 (дата обращения: 24.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Несмотря на заметную активизацию в последнее время действий федеральных и региональных органов власти, направленных на повышение эффективности системы здравоохранения, предпринимаемые усилия не привели к преодолению структурных проблем. Главная из этих проблем - недостаточный уровень развития первичной медико-санитарной помощи, ее неспособность ответить на новые вызовы системе здравоохранения, связанные с растущим распространением хронических заболеваний, а также множественных заболеваний, обусловленных постарением населения. Эти вызовы диктуют необходимость расширения комплекса мероприятий по активному наблюдению за больными для недопущения обострения заболеваний, снижения частоты вызовов скорой медицинской помощи, снижения нагрузки на стационар.

Существуют многочисленные эмпирические доказательства высокой эффективности правильно организованной первичной медицинской помощи: в странах с сильной общей врачебной практикой относительно ниже объемы специализированной помощи в расчете на одного жителя, ниже показатели общей смертности и смертности от наиболее распространенных заболеваний. В этих странах действует менее затратный тип функционирования здравоохранения, позволяющий достигать более высоких показателей здоровья на единицу затрат из государственных и частных источников.

Состояние первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) является одной из наиболее сложных проблем российского здравоохранения. Количественный аспект этой проблемы - сокращение численности участковых врачей и врачей общей практики. После введения в 2005 г. надбавок участковым врачам их число несколько выросло, а затем вопреки ожиданиям стало уменьшаться, причем сокращение не компенсировалось ростом числа врачей общей практики (рис. 12).

Дефицит врачей участковой службы оценивается разными экспертами на уровне 25-30 %. Во всех регионах страны отмечается низкая укомплектованность штатных единиц участковых врачей и участковых педиатров. Размер участков во многих существенно превосходит рекомендуемые нормативы.

Отмеченная тенденция является результатом чрезмерной специализации врачей и соответствующего сужения лечебных функций врачей участковой службы, снижения их ответственности за здоровье постоянно наблюдаемого населения. Этот процесс начался еще в прошлом веке и продолжается до сих пор. Аналогичный процесс специализации врачебной деятельности идет и в других развитых странах, но гораздо медленнее, чем в России. Доля врачей участковой службы (участковых терапевтов и педиатров, врачей общей практики) в общей численности врачебных кадров в нашей стране снижается. Она остается существенно ниже, чем в западных странах (10,53 % в 2012 г. против 47 % в Канаде и Франции, 29 % в Великобритании) (табл. 3).

Таблица 3 - Динамика доли врачей общей практики в отдельных странах ОЭСР и врачей участковой службы в России в общем числе врачей в 2000-2012 гг., %

Великобритания

Германия

Качественный аспект проблемы участковой службы - ограниченные функции этих врачей. Профилактика заболеваний развивается, но ее масштабы все еще недостаточно велики, чтобы заметно повлиять на показатели здоровья населения. Серьезной проблемой является слабое развитие вторичной профилактики, имеющей целью сократить частоту обострений хронических заболеваний. Врачи поликлиник далеко не всегда знают своих "хроников", наблюдение за ними ограничивается небольшим кругом мероприятий. В результате велика частота обострений заболеваний, повышается нагрузка на службу скорой медицинской помощи и стационар.

Анализ российских и зарубежных тенденций дает основания для вывода о том, что проблемы ПМСП в нашей стране сдерживают реформы в других секторах здравоохранения. Вполне оправданное для системы здравоохранения частичное перемещение медицинской помощи из стационаров в амбулаторное звено и превращение стационаров в центры оказания сложной и высокотехнологичной помощи в значительной степени тормозится слабым кадровым обеспечением и невысокой квалификацией врачей амбулаторного звена.

Именно поэтому необходимо провести глубокую реформу ПМСП - как условие реализации других приоритетов модернизации здравоохранения . Без такой реформы снижается эффективность всех других новаций в системе: структурная эффективность практически не повышается, население слабо ощущает результаты преобразований.

Оценивая вектор изменений в системе финансирования российского здравоохранения, уместно заметить, что в западноевропейских странах со страховой моделью доля расходов системы ОМС в общем объеме государственного финансирования здравоохранения уже в конце 1990-х гг. составляла 70-85 %. Постсоветские страны Центральной и Восточной Европы также вышли примерно на эти параметры одноканальной системы финансирования. Например, в Эстонии данный показатель в середине нулевого десятилетия составлял 85 % . В России пока этот показатель (54 %) заметно меньше, то есть уровень консолидации государственных средств ниже.

В нашей стране из бюджетных средств продолжает финансироваться оказание социально значимых видов медицинской помощи (больным туберкулезом, психическими заболеваниями, ВИЧ инфицированным и т.д.), лекарственное обеспечение определенных категорий населения, инвестиции в медицинское оборудование и медицинские здания. Следует ли сохранить такое положение, или продолжить переход на одноканальную систему финансирования медицинской помощи? В условиях экономического кризиса постановка вопроса о развитии одноканального финансирования не оправдана. Этот процесс, как показывает практика, сопряжен с перераспределением не только средств, но и управленческих функций между органами исполнительной власти и фондами ОМС. Решать эти проблемы в условиях кризиса очень непросто, да и любая ошибка в перераспределении средств по субъектам финансирования может усугубить и без того сложное экономическое положение медицинских организаций. Но по мере улучшения экономической ситуации дальнейшее развитие одноканального финансирования должно стать частью системных реформ в отрасли. Целесообразно продолжить переход на одноканальную систему финансирования отрасли прежде всего в части расходов на медицинское и диагностическое оборудование, а также затрат на расходные материалы. Сегодня основная часть инвестиционных расходов (свыше 100 тыс. руб.) покрывается из бюджета, что снижает экономическую ответственность учреждений за их рациональное использование, сдерживает участие частного медицинского бизнеса в системе ОМС (они самостоятельно покрывают эти расходы, поэтому оказываются в неравном положении). При этом предельный размер инвестиционных расходов, включаемых в тариф в системе ОМС, ни разу не пересматривался после принятия закона об ОМС (2011 г.), хотя цены на оборудование за эти годы существенно повысились.

Ситуация, при которой основная часть оборудования и расходных материалов закупается за счет бюджета одними субъектами системы (органами управления здравоохранением всех уровней), а медицинская помощь, для оказания которой они используются, оплачивается другими субъектами (фондами ОМС и страховыми медицинскими организациями), неизбежно создает дисбалансы между инвестициями и планируемыми объемами помощи. В рамках системы ОМС легче согласовывать планирование инвестиций и объемов помощи.

Проблемы, накопившееся в здравоохранении России, вызывают серьезную обеспокоенность в обществе, практически сформировался консенсус по поводу того, что в этой области необходимы существенные перемены. Об этом свидетельствуют как объективные, так и субъективные показатели, характеризующие такие параметры системы здравоохранения России, как - состояние здоровья населения; - состояние собственно системы здравоохранения; - оценка населением состояния своего здоровья и его отношение к системе здравоохранения вообще и реформам в частности.

Субъективная оценка населением состояния своего здоровья подтверждает данные статистики. Социологические опросы показывают низкую самооценку населением состояния здоровья. Субъективная оценка населением реформы здравоохранения достаточно настороженная. Это свидетельствует о том, что серьезного улучшения положения дел в системе здравоохранения пока не произошло.

Хотелось бы обратить внимание и на глобальные вызовы системам здравоохранения, сформировавшимся к настоящему времени в развитых странах. Система здравоохранения может быть организована по-разному, однако в настоящее время здравоохранение как система в глобальном масштабе испытывает серьезные проблемы, которые требуют реакции и очевидно будут в перспективе определять ее организацию. Старение населения стало важнейшей социально-демографической проблемой в развитых странах. С одной стороны, происходит рост спроса на медицинские услуги, а с другой - увеличение демографической нагрузки на работающих, что осложняет проблему финансирования здравоохранения. Увеличение спроса на медицинские услуги вызвано так же развитием современных технологий, которые дают новые возможности в области лечения различных заболеваний, и соответственно, почву для появления новых ожиданий со стороны населения .

Рост неравенства в доступе к медицинским услугам отмечается многими специалистами, и это несмотря на то, что в последнее время этот вопрос привлекает внимание на самых высоких уровнях. Происходит изменение тенденций в состоянии здоровья и структуре заболеваемости населения. На первый план в развитых странах выходят хронические заболевания, которые требуют других подходов к организации лечения и профилактики, чем инфекционные заболевания.

Угрозы для здоровья вытекают из действий человека, взаимодействия человека и окружающей среды и несчастных случаев и стихийных бедствий. К их числу можно отнести проблему с вакцинацией. Добровольность вакцинирования во многих странах и ложное чувство безопасности, когда в условиях высокого уровня вакцинирования снижается риск заболевания и родители отказываются от прививок, может в свою очередь привести к снижению уровня вакцинирования, повышению риска заболеваемости и возникновения эпидемий. Эволюция вирусов и повышение их устойчивости к соответствующим лекарствам ведет к появлению новых и возобновлению уже известных инфекционных заболеваний. Появились эпидемии таких инфекций, как ВИЧ и птичий грипп. Другая сторона рисков связана с деятельностью человека. Жизнь общества стала в значительной степени зависеть от атомной энергии и химических процессов. Поэтому эпидемиологическая обстановка зависит от безопасности соответствующих мощностей и правильного использования получаемых продуктов.

Парадоксально, но лакмусовой бумажкой проблем системы российского здравоохранения стал Национальный проект «Здоровье». Получается, что все последние достижения российского здравоохранения сводятся к тем результатам, которые были достигнуты в рамках выполнения задач, поставленных в данном проекте. При этом часто утверждается, что некоторая стабилизация в системе здравоохранения в 2005-2007 гг. была достигнута за его счет. Однако многие демографы и эксперты прямо указывают, что рост рождаемости в последние годы напрямую связан с вступлением в активный репродуктивный возраст девушек и юношей, родившихся в конце 80-х годов ХХ века. Возникает вопрос и по поводу роли в происходящих позитивных изменениях остальной части системы здравоохранения, которая не была включена в национальный проект. Хотя последний и принес некоторые положительные результаты, но они были достигнуты не в рамках существующей системы здравоохранения, а вне ее, что фактически подтверждает тот факт, что она неэффективна и в целом не способна реализовать положительные изменения без дополнительного толчка извне, например, в форме национального проекта .

Другой вопрос связан с проблемой поддержания и развития системы здравоохранения. На сегодняшний день известны три базовые модели организации и финансирования здравоохранения, причем автором одной из них (модель Семашко) стала Россия. Конкретные формы определяются спецификой функционирования системы, которую может позволить себе страна в зависимости от характеристик своего развития. Новые модели здравоохранения возникали в мире тогда, когда происходили изменения в мировоззрении, меняющие постановку и видение проблемы. Предлагаемые варианты развития российского здравоохранения, в том числе и проект Концепцию развития здравоохранения РФ до 2020 г., разработанный под эгидой Минздрава РФ, или проект, предложенный Общественной палатой, подстраиваются под ситуацию, в которой Россия оказалась сегодня и которая была задана в начале 90-х годов ХХ века. Но скорость общественных изменений требует, чтобы функция прогнозирования, определяющая как поведет себя та или иная система в долгосрочной перспективе, стала ведущей. Создание «однодневок» в этих условиях может дорого обойтись обществу. Представляется, что наступление кризиса не самое подходяще время для глобальных изменений. Уроки можно извлечь и из опыта начала 90-х, когда большая часть неудач в реформе здравоохранения связана именно с тем, что система страхования вводилась в сложных экономических условиях, когда заведомо сужается база для страховых взносов.

Поэтому в современных условиях неотъемлемой составной стратегии развития российского здравоохранения должна стать разработка механизмов адаптации к кризисным ситуациям.

Существуют объективные факторы системообразующего характера, которые потенциально вызовут проблемы в развитии здравоохранения России как системы. От того, насколько они будут учтены при формировании стратегии реформ, зависит успех проводимых мероприятий.

Одна из угроз связана с объемом и методом финансирования здравоохранения в России. Вопрос о том, сколько средств должна тратить Россия на здравоохранение остается открытым. Казалось бы, что следует приветствовать рост расходов на здравоохранение. Однако возникает феномен, который можно условно назвать ловушкой роста финансирования. Это означает, что выбираемый в условиях ограниченности ресурсов, выделяемых обществом на здравоохранение, вариант изначально оказывается затратным и ведет к необходимости увеличения в будущем финансирования здравоохранения.

Основной мотив реформ здравоохранения в 90-е гг.- недостаток государственных средств и необходимость мобилизации ресурсов из других источников. Но парадокс российской здравоохранительной политики состоит в том, что, с одной стороны, бюджетной медицине нет равных в сдерживании расходов на здравоохранение, с другой стороны, россиянам все время внушают, что средств на здравоохранение не хватает, но при этом выбирают изначально затратный вариант (страхование), игнорируя или даже открыто отрицая относительно менее затратную (бюджетную) систему.

Под относительно менее затратной имеется ввиду, что такая система обеспечивает равные и относительно более высокие показатели здоровья населения в целом при относительно более низких расходах. В качестве примера можно привести Великобританию и США. Сравнение показателей финансирования здравоохранения и состояния здоровья в этих странах показывает, что хотя США тратят на здравоохранение почти в два раза больше, чем в Великобритания при значительной доли частных источников финансирования, показатели состояния здоровья в этих странах сопоставимы, а некоторые даже несколько лучше в Великобритании. Например, материнская смертность и Великобритании ниже, чем в США (11 и 14 на 100000 живорожденных в 2010 г., соответственно), а продолжительность здоровой жизни при рождении выше (69 лет у мужчин и 72 года у женщин в 2010 году в Великобритании и 67 лет и 71 год, соответственно в США). В последние годы серьезной проблемой общественного здоровья в США стало ожирение, которым страдает почти одна треть населения, как мужчин, так и женщин старше 15 лет .

Существуют различные подходы к определению доли расходов на здравоохранение с учетом готовности населения его финансировать. Можно установить нормативы минимальных расходов государства с учетом мирового опыта. Однако важно не только то, сколько средств расходуется, но и с помощью какого механизма финансирования осуществляется перераспределение. В России речь идет о хроническом недофинансировании и о необходимости повышения расходов на здравоохранение, в то время как в развитых странах вопрос стоит о сдерживании роста расходов на здравоохранение. С учетом мировых тенденций, нашей стране необходимо изначально выбирать вариант системы финансирования, который позволит превратить выделяемые средства в эффективную систему оказания качественной медицинской помощи населению, а не просто наращивать расходы на здравоохранение.

Здесь уместно вспомнить такой подход как менеджериализм, который широко признан в мире и утверждает, что совершенствование управления и организации является важным резервом повышения эффективности работы любой структуры. В этом контексте речь может идти о широком спектре действий, начиная с изменения структуры системы здравоохранения в пользу первичной медицинской помощи и профилактики, до «медицины с человеческим лицом» или «политики малых достижений», подразумевающих применение современных управленческих технологий организации работы в медицинских учреждениях, позволяющих реализовать человеческое отношение к пациентам при минимальных дополнительных затратах.

В этой связи спорным с экономической точки зрения представляется и утверждение о том, что если есть спрос на медицинские услуги (подразумевается со стороны высокодоходных групп населения), то нужно обеспечить его удовлетворение. Представляется, что особенности медицинской услуги как товара, которые широко известны и описаны в мировой литературе, ставят на первое место вопрос об удовлетворении потребности, а не спроса. Росту расходов будет также способствовать привязка оплаты работников медицинских учреждений к объему и качеству оказываемой помощи.

Преимущества государственного финансирования хорошо известны: контроль над средствами и обеспечение реализации общенациональных приоритетов, главный из которых - доступ населения к медицинской помощи. Централизованные системы достаточно эффективно позволяют сдерживать рост расходов на здравоохранение. Очевидно, что бюджетная система здравоохранения имеет как достоинства, так и недостатки, однако анализ различных систем здравоохранения показывает, что принятие других моделей, приведет к возникновению ряда новых проблем.

Другая угроза для целостности и соответственно эффективности здравоохранения России как системы, действующей в интересах общества, связана с ростом неравенства в обществе, как его общего уровня, так и в состоянии здоровье. При этом мировая теория и практика убедительно доказывают, что неравенство в здоровье является серьезным препятствием для экономического роста.

Одним из важных факторов неравенства в здоровье выступает уровень дохода. При высоком уровне неравенства по доходу, которые сейчас сложился в России - в 2006 г. коэффициент Джини в среднем по России составил 0, 410 - объективно возникают существенные различия в социально-экономическом статусе пациентов. В условиях принципиального расслоения российского общества уже сложно найти "среднего пациента"-- богатые и бедные имеют разные запросы и финансовые возможности для получения медицинской помощи. Наличие состоятельных людей, имеющих возможность платить за медицинские услуги, стимулирует развитие частного сектора. Причем в этой связи необходимо иметь ввиду два аспекта. Один из них связан с мотивом прибыли в здравоохранении, а другой - с инновационным потенциалом предпринимательства.

Задача любой коммерческой структуры состоит в получении прибыли. Здравоохранение в этом смысле очень чувствительная отрасль, в том числе и в силу особых отношений, которые складываются между врачом и пациентом ввиду особенностей медицинской услуги и процесса ее оказания. С одной стороны, пациент будет больше доверять врачу, действующему без мотива прибыли, с другой - у врача есть объективная возможность «увеличить счет». Поэтому необходимо жесткое регулирование, возможно на уровне нормы прибыли.

Обычно частная медицина развивается как дополнительная по отношению к более социализированным формам. Однако ситуация складывается неоднозначная, так как имеет место процесс «снятия сливок» или отбора лучших клиентов. Например, в Великобритании частный сектор, включая добровольное медицинское страхование, достаточно недорогой именно ввиду наличия развитого государственного сектора. Большинство пациентов используют дополнительно Национальную службу здравоохранения (НСЗ), даже если имеют добровольное страхование, особенно если у пациента сложная проблема и частная больница просто не имеет возможностей для ее лечения; обычно дополнительное страхование получают на работе это молодые, здоровые и хорошо оплачиваемые люди, то есть группа минимального риска.

Особая роль отводится бизнесу как лидеру инноваций в медицине. Инновационный потенциал предпринимательства хорошо описан, однако в медицине этот процесс также не может быть оценен однозначно. Развитие медицинских технологий это дорогостоящий процесс, который является одним из основных факторов роста расходов на здравоохранение в развитых странах. Поэтому может возникнуть противоречие следующего порядка. Бизнесу с точки зрения получения прибыли более выгодны высокие технологии так как они более дорогие, а обществу с точки зрения эффективного и справедливого распределения ограниченных ресурсов более выгодно развитие относительно более дешевой первичной медицинской помощи. Компромиссные варианты развития бизнеса как поставщика медицинских услуг сегодня в России предлагается искать на пути государственно-частного партнерства .

Пока частный сектор является дополнительным и служит для расширения выбора потребителя. Но если он будет расти выше определенного уровня, то возможна ситуация, когда наиболее требовательные потребители выйдут из государственного сектора, снижая тем самым давление на государство в направлении увеличения расходов на здравоохранение. Это приведет к формированию двухступенчатой системы-- высококачественная медицинская помощь в частном секторе для состоятельных и низкокачественное обслуживание в государственной системе для остальных. Подобная ситуация создает опасность разрыва системы здравоохранения и маргинализации бедных слоев населения. Поэтому в настоящее время необходимо выбирать систему здравоохранения, которая позволит удержать здравоохранение России как систему для обеспечения доступной и качественной медицинской помощи населению при сохранении базового принципа социальной солидарности.

Опыт развитых стран показывает, что, несмотря на либеральные реформы, роль государства в обеспечении населения социальными услугами и перераспределении по-прежнему на повестке дня. Либеральная политика провела к росту социального разделения и поэтому возникла необходимость в стратегии интеграции в рамках рыночной экономики. В этих условиях государственная система здравоохранения может стать основой социального консенсуса и преодоления социальной разобщенности российского общества.

Таким образом, в настоящее время система здравоохранения России сталкивается как со специфическими проблемами, обусловленными особенностями ее социально-экономического развития, так и с общими проблемами, возникающими в области обеспечения здоровья населения и имеющими глобальный характер.

В Москве прошла торжественная церемония открытия организованного Национальной медицинской палатой при поддержке Минздрава России Конгресса «Российское здравоохранение сегодня: проблемы и пути решения», сообщает пресс-служба Минздрава РФ.

На открытии Конгресса выступила Министр Вероника Скворцова:

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!

Уважаемый Леонид Михайлович!

От лица Министерства здравоохранения Российской Федерации я хочу всех нас поздравить с открытием этого замечательного конгресса и поприветствовать всех его участников и гостей, включая зарубежных.

Уважаемые коллеги! Министерство здравоохранения Российской Федерации тесно, командно работает с Национальной медицинской палатой. Это стало возможным благодаря тому, что в 2013 году мы подписали соглашение о сотрудничестве в области охраны здоровья граждан, в области медицинского образования и кадровой политики в нашей стране. Я хочу поблагодарить Леонида Михайловича Рошаля не только за развитие такой организации как Национальная медицинская палата, но и за создание условий для нашего тесного взаимодействия во имя развития здравоохранения и медицины в нашей стране.

Уважаемые коллеги!

В своем послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подчеркнул, что смысл всей нашей политики – это сбережение людей, умножение человеческого капитала, как главного богатства России.

Сегодня можно уверенно сказать, что даже в условиях действия сложных социально-экономических факторов системе здравоохранения удается добиваться позитивных изменений показателей здоровья населения.

Коллеги, только час назад были опубликованы данные Росстата о данных по демографии и состоянию здравоохранения за 9 месяцев текущего года. Я хотела бы сказать, что нам удалось с вами сохранить на 39 тысяч жизней больше, чем за аналогичный период прошлого года! Общая смертность нашего населения снизилась до 12,6 на 1000 населения, т.е. на 2,3%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За 10 лет мы увеличили продолжительность жизни Россиян более чем на 7 лет. И, как уже Ольга Юрьевна в своем вступительном слове сказала, продолжительность жизни превысила 72,5 года, у женщин практически достигнув 78 лет.

Важно отметить, что снижение смертности произошло от всех основных причин.

Наиболее значительно за текущий год снизилась смертность от туберкулеза – на 18%, болезней органов дыхания – на 10%, от пневмонии – на 19,5%, болезней органов пищеварения, болезней системы кровообращения. Снизилась смертность от внешних причин на 11%: при этом от ДТП – на 8%, случайных отравлений алкоголем – более чем на 20%.

Особенно хотелось бы отметить снижение смертности от новообразований. Этот результат достался очень и очень непросто, т.к. снижению смертности предшествовал этап улучшения активной выявляемости онкологических заболеваний, а, следовательно, повышения заболеваемости. По результатам текущего года смертность от злокачественных новообразований впервые снизилась до целевого показателя – 194 на 100 тыс. населения.

Младенческая и материнская смертность достигли самых низких значений за всю историю нашей страны. В целом смертность детей только за 5 лет снизилась более чем на треть.

Благодаря выдвижению задачи борьбы с туберкулезом в ранг приоритетных государственных задач достигнуты значительные успехи и в снижении смертности от туберкулеза. За последние 8 лет смертность снизилась более чем на 65%. Это стало одной из причин того, что России было доверено Всемирной организацией здравоохранения проводить Первую глобальную министерскую конференцию по борьбе против туберкулеза 16-17 ноября текущего года в Москве. К настоящему моменту свое участие подтвердили уже более 100 министров и других представителей высокого уровня из всех стран мира.

Здравоохранение вносит свой вклад в демографию не только за счет снижения смертности, но и через стимуляцию рождаемости: профилактику абортов и повышение доступности экстракорпорального оплодотворения.

Благодаря работе более 1,5 тысяч отделений и центров психологической и социальной помощи беременным женщинам, которые организованы по всей стране при женских консультациях и родильных домах, число абортов за 5 лет снизилось на 25%, это 250 тыс. спасенных жизней.

Одновременно с этим, в 2016 году было проведено 47 тыс. бесплатных для населения циклов ЭКО. При этом эффективность экстракорпорального оплодотворения превысила в среднем по стране 31%. Это один из лучших в мире показателей. А в лучших российских клиниках превысила 40%. За текущий 2017 год запланировано увеличение объема ЭКО до 65 тыс. бесплатных операций.

Уважаемые коллеги!

Очевидно, что собственно лечение, каким бы эффективным оно не было, не может внести огромный вклад в сохранение здоровья населения. Профилактика, укрепление здоровья, мотивирование пациентов к ведению здорового образа жизни, раннее выявление заболеваний – это генеральный вектор развития любой эффективной системы здравоохранения.

Как вы знаете, с 2013 года мы возобновили массовые, существенно обновленные профилактические скрининги здоровья, которые прошли уже более 87 млн. взрослых и все детское население страны. Это позволило значительно улучшить активное выявление заболеваний на ранних стадиях, поддающихся эффективному лечению.

Так, благодаря активному онкопоиску, в 2016 году уже 55% злокачественных новообразований было выявлено на 1–2-ой стадиях, что привело к снижению одногодичной летальности до 23% и повышению 5-летней выживаемости свыше 53%. При этом, при злокачественных новообразованиях молочной железы ранняя выявляемость уже составила 70%, а при раке матки превысила 80%.

Диспансеризация позволяет брать под контроль факторы риска неинфекционных заболеваний. Так, в 2016 году уже почти у 40% людей с повышенным давлением достигли целевых показателей уровни давления, тогда как в 2012 году таких было только 26%. Уровень холестерина достиг целевых значений в 36% случаев, а не в 10%, как это было в 2012 году. Это и есть критерии неформальности проводимой диспансеризации.

С 2018 года диспансеризация станет еще более таргетной и доказательной, что позволит дополнительно повысить ее эффективность.

Задача врачей - не только обеспечить качественную диспансеризацию и активное раннее выявление заболеваний, но и помочь пациентам осознать, что их здоровье в их руках.

В этом смысле велика роль медиков не только в индивидуальных, но и в популяционных программах профилактики.

Предпринятые нами активные антитабачные меры позволили за короткий срок сократить потребление табака в нашей стране почти на треть у взрослого населения, а среди несовершеннолетних – в 3 раза. Потребление алкоголя на душу населения в Российской Федерации сократилось в два раза – до 10 л. на душу населения. Увеличилось число лиц, активно занимающихся физкультурой и спортом, правильно питающихся.

По оценкам ВОЗ, наша страна вошла в тройку мировых лидеров из 194 стран – членов ООН по эффективности борьбы с неинфекционными заболеваниями.

Однако нередко у населения сохраняются и ложные поведенческие установки, опровергать которые лучше всех, безусловно, могут медики. Один из примеров – безосновательный отказ от вакцинации.

Напомню, что за 10 лет охват населения вакцинацией против гриппа был увеличен вдвое – до почти 56 млн. человек, что превысило 38% населения страны и является беспрецедентным для нашей истории. В результате удалось снизить заболеваемость гриппом и уменьшить долю осложненных форм гриппа.

Начиная с 2014 года, в нашей стране внедрена вакцинация детей и взрослых из групп риска против пневмококковой инфекции. В 2016 году от нее привито более 2,2 млн. человек, в том числе – почти 2 млн. детей. Это привело к значительному снижению смертности населения от пневмонии (более чем на 10,1%), а у детей в возрасте до 1 года – практически в два раза – на 48%.

Уважаемые коллеги!

Вы знаете, что основной и самой близкой точкой контакта человека с системой здравоохранения является первичная медико-санитарная помощь.

В марте 2016 года, после проведенного совместно регионами анализа, мы разработали и утвердили комплекс мер по развитию первичной медико-санитарной помощи.

Впервые с советского времени были утверждены единые требования к размещению медицинских организаций на территориях.

Это дало результат: так, в 2016 году, из 554 выстроенных заново медицинских объектов, 418 были – новые ФАПы, 55 – офисы врачей общей практики. Проведен ремонт более чем в 2,6 тыс. медицинских объектах, в том числе 600 ФАПах и 88 офисах ВОП.

За год доля сельских медицинских подразделений, требующих капитального ремонта, сократилась более чем на 20%.

В 2016 году функционировало уже более 10 тыс. домохозяйств для помощи жителям малонаселенных территорий, а также работало более 3,5 тыс. мобильных медицинских бригад, годовой прирост которых превысил 13%.

В целях оценки территориальной доступности медицинских организаций была разработана и внедрена геоинформационная система, содержащая информацию о всех 157 тыс. населенных пунктах, численности проживающего в них населения, транспортной инфраструктуре, более 75 тыс. медицинских организациях и их структурных подразделениях.

Впервые в истории отечественного здравоохранения была оценена реальная доступность медицинской помощи жителям каждого населенного пункта страны.

На основании этого анализа каждый регион разработал план мероприятий по устранению несовершенств и обеспечению доступности медицинской помощи для жителей населенных пунктов, не охваченных медицинским обслуживанием.

Наша общая задача – следить за исполнением этих планов, и здесь мы очень рассчитываем на актив Национальной медицинской палаты.

Мы с вами понимаем, что сегодня пациенту важна не только доступность, но и условия получения помощи: достойное отношение, внимание и теплота – то, что традиционно свойственно нашей российской медицине.

Поэтому сегодня большое значение мы придаём созданию комфортной среды и атмосферы доброжелательности в медицинских организациях. В 2015 году мы впервые провели Всероссийский конкурс «Вежливая регистратура», когда регионы выбирали и представляли на федеральный уровень лучшие модели организации работы регистратур поликлиник и диспансеров. Наш конкурс стал ежегодным и уже внес свой вклад в распространение этого положительного опыта по стране.

Заслуживает особого внимания совместный проект Минздрава России с Управлением внутренней политики Президента и экспертами ГК «Росатом», целью которого является выявление неэффективной логистики и неэффективного менеджмента в поликлиниках, перестраивание процессов, повышение ресурсной эффективности этих медицинских организаций.

Эта «Фабрика процессов» уже показала, что достаточно 4–5 месяцев, чтобы разделить потоки здоровых и больных пациентов, обеспечить комфортное прохождение диспансеризации, сократить время записи на прием в 5 раз, а время ожидания приема у кабинета врача – более чем в 3 раза, увеличить время непосредственной работы врача с пациентом вдвое.

Сейчас к проекту подключились уже 192 поликлиники в 40 регионах страны. До конца года планируется включить в проект не менее 200 поликлиник.

Необходимо активно включаться в эту работу! Наша задача – в течение ближайших лет переформировать и выстроить правильную логистику оказания медицинской помощи населению.

Нельзя не сказать также о рациональном использовании медицинского оборудования. Благодаря контролю, осуществляемому Росздравнадзором, за 2015 и 2016 годы сокращено количество простаивающего медицинского оборудования в 1,5 раза, в том числе перераспределено более 300 единиц оборудования в 45 субъектах Российской Федерации.

Особую роль в обеспечении своевременности оказания медицинской помощи играет скорая помощь. Но врач скорой, каким бы квалифицированным он ни был, не сможет помочь, если не решен вопрос санитарного автотранспорта. В прошлом году в регионы направлено 2154 автомобиля скорой медицинской помощи (АСМП) класса В и 113 реанимобилей. За счет этого на 37% обновлен автопарк автомобилей класса В со сроком эксплуатации свыше 5 лет и на 19% – класса С. Как результат, в 2016 году показатель 20-минутного доезда скорой медицинской помощи обеспечен в среднем, в целом по стране, в 88,3% случаев, а при ДТП – в 94%.

В 2017 году в субъектах Российской Федерации направляется 1150 автомобилей класса В на шасси российского производства. Хочется отметить, что по инициативе Министерства здравоохранения и Администрации Магаданской области впервые у нас в России в этом году появятся автомобили скорой помощи на базе КамАЗов для труднопроходимых местностей.

В рамках приоритетного проекта активно развивается санитарная авиация.

Рука об руку со скорой идет экстренная специализированная помощь. Сегодня можно с уверенностью говорить, что в стране выстроена современная служба экстренной специализированной медицинской помощи на основе создания и правильного размещения на межрайонном уровне более 590 центров интенсивной кардиологии, более 590 центров острых нарушений мозгового кровообращения, 1,5 тыс. травмоцентров, где применяются современные технологии ведения больных со сложными состояниями.

Предпринятые меры позволили за 10 лет уменьшить смертность от острых сосудистых нарушений более чем на 34%, от инсультов - более чем вдвое, от ДТП – на 20%.

Первичная инвалидность от инсультов и инфарктов миокарда снизилась в 4 раза.

Значительно повысилась доступность высокотехнологичной медицинской помощи. Если в 2013 году ВМП была оказана 505,0 тыс. пациентов, то, по результатам 2016 года, ее получили 963 тыс. пациентов. То есть мы приблизились к реальным потребностям населения. Важно отметить, что и сеть медицинских организаций, выполняющих ВМП, расширилась в 3,7 раза, что существенно приблизило данную помощь к населению.

Важно подчеркнуть, что развиваемая биомедицинская наука в ближайшие несколько лет откроет совершенно новые перспективы как в плане фармакологии, так и в таких областях, как геномика, клеточные технологии, робототехника, что, существенно изменит облик ВМП. Когда мы говорим о развитии высокотехнологичной помощи, мы подразумеваем не только наращивание ее объемов, но и ежегодное обновление, включение в нее новых инновационных технологий.

Высокая технологичность российской медицины не осталась незамеченной за рубежом. За последние 2 года резко увеличился поток иностранных пациентов – в 2016 году уже более 67 тыс. иностранных пациентов лечились в российских клиниках. Коллеги, это не только Москва и Санкт-Петербург! Это Оренбург и Орск, это Казань, это Калининград, это Владивосток и Хабаровск, это – крупные наши клинические центры, по всей территории страны.

Однако, никакая организация помощи невозможна без определения ее содержания – смысловой составляющей медицины.

В 2014–2016 годах Министерством совместно с Национальной Медицинской Палатой впервые была создана национальная система клинических рекомендаций при основных заболеваниях человека.

Для ускоренной адаптации к ним врачей в декабре 2016 года завершено создание электронного рубрикатора клинических рекомендаций и быстрой поисковой системы алгоритмов диагностики и лечения по ключевым словам и графологическим структурам. Доступ к электронному рубрикатору клинических рекомендаций открыт и обеспечен для врачей во всех регионах через сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации. На основе клинических рекомендаций разработаны критерии качества оценки медицинской помощи, закрепляемые нормативно.

Национальная медицинская палата разработала механизмы регулярного обновления клинических рекомендаций профессиональным сообществом. Это постоянная работа большого объема! Это – важнейшее из переданных полномочий, отражающее развитие саморегуляции медицинского профессионального сообщества.

Уважаемые коллеги!

Ответственность за смысловое наполнение медицинской помощи связана с возможностью проведения независимой профессиональной экспертизы качества медицинской помощи Национальной медицинской палатой и ее экспертами. Я хотела бы подчеркнуть: на сегодняшний день мы видим особую важность в том, чтобы эксперты Национальной медицинской палаты совместно с Росздравнадзором и страховыми медицинскими организациями провели различение и четкий водораздел между медицинскими ошибками, связанными с добросовестными заблуждениями, и халатностью, что абсолютно нам необходимо для защиты прав и достоинства наших медицинских работников и, прежде всего, врачей. Это важнейшая задача, мы надеемся, что в ближайшее время вместе с Национальной медицинской палатой она будет разрешена.

Уважаемые коллеги, мы формируем национальную систему здравоохранения, в которой и государственный и частный сегмент имеют равные права, но должны нести и равные обязанности перед пациентом и перед врачом.

В настоящее время в здравоохранении реализуются более 100 проектов ГЧП с общим объемом привлекаемых инвестиционных средств более 60 млрд. рублей. Продолжается привлечение частных медицинских организаций к реализации программы государственных гарантий. В 2017 году их было в 4 раза больше, чем в 2010 году, а их доля в общем числе медицинских организаций, работающих в рамках программы государственных гарантий, выросла с 7,6 до более 29%. Это дает дополнительные возможности для пациентов.

Но необходимо еще раз подчеркнуть, что требования к качеству медицинской помощи - едины на всей территории страны, независимо от формы собственности и подведомственности медицинских организаций!

Для помощи пациентам в реализации их главного права на охрану здоровья с 2016 года формируется институт страховых представителей в системе ОМС. Поэтапно вводятся контакт-центры, СМС-оповещения, сопровождение застрахованных в организации медицинской помощи, а также внедряются механизмы восстановления нарушаемых прав пациентов до наступления нежелательных последствий.

Уважаемые коллеги!

Главной движущей силой системы здравоохранения являются медики – врачи и медицинские сестры. Поэтому решению задачи по обеспечению здравоохранения квалифицированными кадрами мы уделяем особое внимание.

В 2016 году зафиксировано увеличение численности врачей, участвующих в оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях почти на 1000 человек, а врачей – «узких» специалистов на 1700 чел.

Мы можем также констатировать рост, произошедший за 3 года, числа специалистов по таким традиционно дефицитным специальностям, как «Онкология» – почти на 10%, «Анестезиология-реаниматология» – на 4,0%, «Рентгенология» – на 3,0%, «Патологическая анатомия» на 3,0%.

Особое внимание уделяется кадровому обеспечению на селе. Программа «Земский доктор» позволила за весь период привлечь на село более 25 тысяч врачей. За время ее реализации расширялась территориальная распространенность, увеличивался предельный возраст участников программы, вовлеченность в нее регионов Российской Федерации. При участии Национальной медицинской палаты внесены поправки в действующее законодательство и программа продлена.

В 2018 году при сохранении преемственности отдельных концептуальных положений программы, мы планируем расширить территориальное действие программы на моногорода с населением до 50 тыс. человек и включить в программу должности фельдшеров, выполняющих функции лечащих врачей в сельской местности, с размером единовременной компенсационной выплаты – 500 тыс. рублей.

Минздравом России совместно с Минобрнауки России продолжается работа по увеличению объемов подготовки медицинских специалистов с высшим образованием. За 3 последних года объем подготовки в ВУЗах увеличился почти на 7%.

Механизм целевой подготовки позволил привлекать и закреплять молодых специалистов на конкретных рабочих местах. За 3 года целевая подготовка по программам специалитета расширилась на 6,8%, а на последипломном уровне – на 13,4%. При этом необходимо подчеркнуть повышение эффективности целевой подготовки почти до 90%.

Для медицины особенно важным является качество подготовки медицинских кадров.

Необходимо отметить высокий средний балл ЕГЭ при поступлении в медицинские вузы – более 74 и неизменно высокий конкурс (в 2017 году средний конкурс в вузах Минздрава России – 11,4 человека на место). А по некоторым специальностям – до 39 человек на место.

В медицинские вузы сегодня поступают лучшие!

Неслучайно, по данным ВЦИОМ, профессия медика вышла на первое место по популярности – 35% родителей хотели бы видеть своих детей врачами. Хотя еще 10 лет назад ситуация была обратная.

В настоящее время Национальной Медицинской Палатой разрабатываются профессиональные стандарты деятельности медицинских работников, уже утверждены профессиональные стандарты по базовым медицинским специальностям. Создание всех профессиональных стандартов для врачей-специалистов должно быть завершено к 2019 году.

Вместе с вами мы дали в 2016 году старт принципиально новой системе допуска к профессиональной медицинской деятельности – аккредитации. В 2016 году аккредитацию успешно прошли 98% выпускников по специальности «Стоматология» и 94 % – по специальности «Фармация». В этом году аккредитацию проходили выпускники по всем специальностям группы «Здравоохранение и медицина». Всего к процедуре было допущено более 31,5 тысячи выпускников, 97,9% успешно прошли этот достаточно сложный, но объективный, честный и справедливый экзамен.

С 2019 года аккредитацию будут проходить выпускники ординатур. И поэтапно до 2021 года она распространится на всех врачей и средний медицинский персонал.

Коллеги, у нас сегодня на съезде присутствуют председатель Совета ректоров медицинских вузов, академик Петр Витальевич Глыбочко. Я хотела бы поблагодарить Вас лично, Петр Витальевич, и Совет за огромный вклад в развитие системы аккредитации.

Продолжается формирование и наполнение единого образовательного портала Минздрава России, позволяющего внедрять принципы непрерывного повышения профессионального уровня медицинских работников. Сегодня пользователями этого ресурса являются более 200 тысяч врачей, на портале размещено около тысячи интерактивных образовательных модулей, более 13,5 тысяч образовательных программ, включающих программы теоретической и практической подготовки, стажировок на рабочем месте, симуляционного обучения.

Важной задачей является обеспечение достойных условий работы медиков, включая повышение уровня заработной платы и создание эффективных систем стимулирования.

По данным Росстата, с 2012 года среднемесячная заработная плата врачей, среднего и младшего медицинского персонала увеличилась соответственно более чем на 48, 46 и 75%.

По итогам первого полугодия 2017 года, в целом по Российской Федерации среднемесячная заработная плата врачей составила 52,9 тыс. рублей, среднего персонала – 29,4 тыс. рублей и младшего персонала – 19,3 тыс. рублей.

На эффективный контракт переведено уже 2,3 млн. работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, что составляет 85,5% от общей численности занятых в здравоохранении.

С учетом рекомендаций Минздрава России регионы продолжили работу по совершенствованию систем оплаты труда, ориентированных на увеличение доли выплат по окладам в структуре заработной платы
до 55–60%. Осталось 5 регионов с низкой долей оклада (менее 30%).

Для действительного преобразования условий труда медицинских работников необходимо активное внедрение в медицинских организациях информационных систем. Это позволяет снизить бремя бумажной работы, перейти на электронный документооборот, включая электронные рецепты и больничные листы, видеть остатки лекарств в аптеках и медицинских организациях, получать результаты лабораторных исследований быстро - в режиме онлайн, обеспечить удобную запись пациентов на консультации удобство и облегчить многие другие функции врача и медицинской сестры.

По итогам 2016 года, оснащено компьютерным оборудованием более 470 тыс. рабочих мест врачей, или 78 % от необходимого количества.

К концу 2018 года все больницы и поликлиники должны быть подключены к единой государственной информационной системе.

Отдельный вопрос – телемедицина. Она функционирует между региональными медицинскими организациями уже несколько лет.

В 2016 году был создан федеральный сегмент многоуровневой системы телемедицинских консультаций. До конца 2018 года необходимо внедрить регламенты оказания медицинской помощи с помощью телемедицинских технологий и настроить работу многоуровневой системы по основным медицинским профилям – от ведущих федеральных медицинских центров до региональных организаций первого и второго уровней.

Дорогие друзья!

Важным шагом в совершенствовании кадровой политики в медицине должно стать дальнейшее развитие системы саморегулирования медицинского сообщества.

Министерством здравоохранения вместе с Национальной медицинской палатой был разработан проект Концепции введения системы саморегулирования профессиональной деятельности медицинских работников в Российской Федерации.

Сейчас нами прорабатываются вопросы правового статуса, структуры и полномочий некоммерческих профессиональных организаций врачей. Вся наша работа базируется на тесном сотрудничестве с профессиональным сообществом.

Нам многое предстоит сделать, чтобы позитивные изменения в системе здравоохранения стали очевидными для каждого нашего пациента. Сделать это можно лишь вместе.

Дорогие друзья!

Наша профессия самая добрая и гуманная, самая мудрая и терпеливая, самая быстро развивающаяся и инновационная. Мы должны быть все достойны выбранного нами пути. Я хочу закончить пожеланиями в адрес всех присутствующих в зале и всей нашей 2-миллионной армии медицинских работников: крепкого здоровья вам, физических и духовных сил, для того чтобы мы могли сделать все то, что от нас ожидает наше население. Я еще раз поздравляю всех с сегодняшним конгрессом. Желаю успешной, плодотворной работы. И еще раз хочу закончить словами благодарности в адрес Леонида Михайловича Рошаля, нашего дорогого коллеги и учителя.

Спасибо!

Открывая конгресс, Министр Вероника Скворцова отметила важность взаимодействия органов власти и профессионального сообщества по наиболее важным вопросам здравоохранения, выразив слова благодарности за поддержку, которую Национальная медицинская палата оказывает Министерству.
«Мы часто ждем от врачей чуда, и вы делаете все возможное, а порой и невозможное, чтобы это чудо совершить, поэтому широкий круг вопросов, который вы будете обсуждать имеет очень важное значение, ведь они касаются каждого человека», – сказала Вероника Скворцова.
В свою очередь глава Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль поблагодарил Министра за плодотворное сотрудничество: «Этот съезд сегодня – итог работы огромного числа работников Национальной медицинской палаты и тех взаимоотношений с Минздравом, которые мы сегодня с вами имеем».
Напомним, что в 2013 году Минздравом России и Национальная медицинской палатой было подписано соглашение о сотрудничестве.
Завершая церемонию открытия, Министр еще раз поблагодарила Леонида Рошаля за поддержку и пожелала всем участникам конгресса плодотворной работы.
Участниками Всероссийского съезда стали представители органов государственной власти в сфере охраны здоровья, представители регионов, руководители профессиональных медицинских объединений и члены правления отделений НМП, средний медицинский персонал, врачи общей практики.

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению Козлова Людмила Вячеславовна рассказала о проблемах здравоохранения в России и о возможных методах их разрешения

«Я обозначу основные проблемы в отрасли.

В марте и в мае этого года в Совете Федерации прошли круглые столы, посвященные импортозамещению лекарственных средств и медицинских изделий. Я очень благодарна тем людям, которые не только откликнулись и поучаствовали в мероприятии, но и внесли свои предложения.

Множество министерств и ведомств участвуют в обеспечении охраны здоровья граждан. Когда мы говорим об этом, то в первую очередь, ссылаемся на Конституцию РФ, в которой указано, что каждый гражданин имеет право на оказание бесплатной медицинской помощи. Сейчас очень нарастает объем платных услуг - я считаю, что они должны существовать, но как альтернатива. В целом же людям следует получать бесплатную медицинскую помощь, как сказано в Конституции.

Я буду ссылаться на два послания президента РФ. В 2013 году Владимир Путин заявил о том, что в последние годы нам удалось сделать многое для развития здравоохранения. Он отметил рост продолжительности жизни и снижение смертности от сердечно-сосудистых и ряда других заболеваний. Фраза президента внушает оптимизм и позволяет сделать вывод, что на самом высоком уровне знают о проблемах отечественного здравоохранения.

Напомню, что Владимир Путин предложил объявить 2015 год Национальным годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. На площадке Совета Федерации проходили круглые столы, в которых участвовали кардиологи России - те врачи, которые и в науке, и в практике добились высоких результатов. Они работают хорошо и много, знают все проблемы, но смертность от этой группы заболеваний в нашей стране остается достаточно высокой. Отмечу, что я не видела среди них ни одного педиатра. Мы считаем, что истоки всех заболеваний взрослых людей кроются в детстве и начинать профилактику нужно с раннего возраста. И даже не тогда, когда ребенок родился, а когда в семье еще только планируют пополнение.

Проблемы отечественного здравоохранения:

. Дефицит кадров. Несмотря на повальное сокращение, которое произошло в стране, особенно в столице, эта проблема до сих пор имеет место быть. В этих условиях нельзя говорить о доступности и качестве медицинской помощи.

. Рост платных услуг.

. Дефицит лекарств и рост цен на них . Чтобы избежать коррупции и других негативных моментов, лекарственные средства должны централизованно закупаться и распределяться. Жители всех регионов России в одинаковой степени должны иметь возможность их получить. Известно, что существуют дотационные субъекты, в которых очень сложно обеспечить дорогостоящими препаратами всех, кто в этом нуждается.

Состояние материальной базы после запуска нацпроектов улучшилось. Однако именно медицинские кадры являются главной и значимой частью ресурсов здравоохранения. Как сказал Владимир Путин: «Несмотря на все технические новации в медицине всегда ценились именно личные качества врача.<…> Мы должны создать все условия для их достойной работы».

Пути решения проблем в здравоохранении:

. Повышение социального статуса медицинских работников.

. Повышение заработной платы, базовых оплат.

. Обеспеченность жильем.

Известна фраза: «Здоровье - это не все, но все без здоровья - ничто». Когда все это поймут, то произойдет улучшение условий труда врачей, что пойдет на благо здоровью населения. Сильное государство возникает лишь тогда, когда население здорово.

Медицинское образование

Еще одна проблема, которая существует - в условиях дефицита кадров у нас должно происходить непрерывное медицинское образование. Сейчас все очень быстро меняется, появляются современные аппараты, новые методы исследования и лечения. В условиях дефицита кадров сложно отпустить главного врача на обучение даже на 2 месяца. Развивая дистанционное образование, следует использовать его для тех, кто уже имеет стаж работы и определенные практические навыки. В случае с выпускниками его нужно применять очень осторожно.

Проблемы современного медицинского образования

Мы знаем, что качество медицинской помощи не может быть выше уровня полученного образования. Поэтому медицинское образование действительно заслуживает пристального внимания и реформирования. Почему стали хуже учить? Дело в том, социальный статус преподавателей, также как и врачей, низок. Сейчас нет конкурса на теоретические кафедры.

. Интеграция в лечебный процесс сотрудников клинических кафедр медицинских вузов. Если сотрудник не является работником медицинского учреждения, то сделать это очень сложно. Но существуют пути решения - в условиях дефицита кадров главный врач может оформить сотрудника на половину или четверть ставки.

. Несоответствие системы повышения квалификации медицинских кадров потребностям практического здравоохранения и международным стандартам.

. Не урегулированы вопросы с клиническими базами вузов и ведением сотрудников кафедр клинической деятельности на базе государственных и муниципальных медицинских образований.

Особенностью нашей отечественной медицины является ее профилактическая направленность . Мы знаем, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Сейчас звучат разные предложения - например, напрямую работать с фондом ОМС, минуя страховые компании, и т.д. Я считаю, что нужно не рубить с плеча, а проанализировать ситуацию и выслушать все точки зрения.

Предполагаемое внедрение дополнительных государственных гарантий обязательно должно быть увязано со встречными обязательствами граждан - ведением здорового образа жизни, регулярным прохождением профилактических осмотров и с исполнением рекомендаций врача. На мой взгляд, нужен федеральный закон о стимулировании мотивации к здоровому образу жизни».