Кудрин: моя стратегия объединит все слои населения. Как повысить пенсию: Кудрин представил стратегию экономического развития Почему так происходит? Может, у них задания легче

25.05.2022

Центр стратегических разработок Алексея Кудрина впервые опубликовал комплексную версию своей программы. В ней говорится о бюджетном маневре, продаже госсобственности, росте пенсионного возраста и контрактной армии

Владимир Путин (Фото: Александр Земляниченко / AP)

Центр стратегических разработок Алексея Кудрина впервые опубликовал стратегию, которую он готовил для президента Владимира Путина, пока не в полном виде. В краткой версии программы на сайте ЦСР эксперты структурировали свои предложения в семь приоритетов и представили ключевые результаты по каждому из них к 2024 году.

«Это резюме, сокращенная версия, но, конечно, как каждый реферат, он отражает содержание исходного документа. Мы исходили из того, что краткая версия — это публичный документ для широкой аудитории, поэтому не включили в него технические меры, переписали его неэкспертным языком», — пояснил РБК директор департамента коммуникационной политики ЦСР Павел Демидов. В мае аналитический центр сделает публичными дополнительные материалы, в частности более детализированные меры своей программы, отметил он, при этом некоторые из них уже​ . Приоритеты стратегии нашли отражение в послании президента, добавил Демидов.

Бюджетный маневр и продажа госактивов

Первый блок касается качества жизни — он включает меры по увеличению ожидаемой продолжительности жизни на пять лет и росту среднего размера пенсий до уровня в два раза выше прожиточного минимума (на треть в реальном выражении). Предложения по этому приоритету включают, например, новые программы лекарственного обеспечения, адресную поддержку для семей с доходом ниже прожиточного минимума и использование материнского капитала как ежемесячного пособия. ЦСР формулирует и предложение по увеличению пенсионного возраста, к 2034 году он должен достичь 63 лет у женщин и 65 лет у мужчин (за счет этого предлагается увеличить сами пенсии). Среди первых шагов по реализации своих проектов эксперты Кудрина называют​ , включающий рост расходов на образование с 3,5 до 4,4% ВВП, на здравоохранение — с 3,1 до 4% ВВП, на инфраструктуру — с 2,5 до 3% ВВП.

ЦСР во втором приоритетном проекте указывает на необходимость роста числа россиян, готовых стать предпринимателями, вдвое (во столько же должна вырасти и доля малого и среднего бизнеса в ВВП — до 40%, но к 2030 году). Доля государства в экономике должна снизиться до 25% (сейчас 46%, по ЦСР на 2016 год). Из своих предложений ЦСР выделяет, в частности, планы обязать государство продавать доли в предприятиях, в которых его присутствие не нужно, и меры по развитию «эффективной системы льгот и преференций, систем краудфандинга и отдельных кредитных бирж» для небольших компаний.

Открытость экономики и помощь заключенным

Блок предложений ЦСР по технологической инициативе включает на треть и трансформацию частных компаний в активных экспортеров (по планам ЦСР, выручка 75 крупнейших из них составит 250 млрд руб.). Как писал РБК, это планируется обеспечить за счет обновления ключевых отраслей промышленности, изменения форматов институтов развития. Четвертый приоритет затрагивает российской экономики: несырьевой экспорт должен вырасти вдвое до $200 млрд, а экспорт продовольствия — на 60%. Пятая мера касается через внедрение новых методик и практик, которыми займется специальный Центр эффективности госуправления, а также повышения прозрачности контроля и надзора.

Приоритетное направление по развитию городов подразумевает сокращение времени в пути из пригорода в центр крупного города в среднем до одного часа, а также рост обеспеченности жильем с 25 до 30 кв. м на человека. Блок по судам и безопасности — последнее, седьмое направление из программы ЦСР — включает меры по ресоциализации бывших заключенных, упрощению отчетности для полиции и изменению кадрового состава судей (ими, как в ЦСР, должны становиться не бывшие секретари судов, как это зачастую бывает сейчас, а выпускники специального Федерального центра подготовки судей). ЦСР также предлагает формировать вооруженные силы на 100% из контрактников​. «Расходы на оборону и вооружение будут гибко планироваться и корректироваться каждый год, что позволит и тратить меньше, и защищаться эффективнее», — указывают авторы доклада.

За пределами кабинетов

ЦСР Кудрина не раз критиковали за отсутствие его программы в публичном доступе — в частности, об этом говорил бизнес-омбудсмен Борис Титов, также готовивший стратегию для Владимира Путина и опубликовавший документ еще в 2016 году. Например, избирательный штаб Титова, который выдвигался в президенты, раздал своим агитаторам методички с , что Кудрин «свою программу развития России с повышением пенсионного возраста тащит через кабинеты кулуарно». Кудрин же , что ЦСР готовит свои предложения для президента, и решать, какие из них брать в свою программу, будет он.

В мае прошлого года Путин, отвечая на вопрос журналистов о «кулуарном» обсуждении стратегии, сказал, что любые предложения такого уровня «должны проходить широкое общественное обсуждение». «Что касается того, что программа Кудрина не обсуждалась публично, — вы ему и попеняйте на это!» — заявил тогда Путин. Вскоре Кудрин и Титов представили президенту свои стратегии в Кремле.

Программа ЦСР проходила через разные форматы обсуждения, указывает Демидов — о них говорили на крупных экономических форумах и стратегических сессиях в Москве и регионах, а всего в подготовке предложений участвовали 1,7 тыс. экспертов. Кроме того, многие меры из стратегии (всего их более 300) содержались и в публичных докладах ЦСР, добавляет он. «Какие-то меры именно по итогам экспертных и общественных обсуждений были исключены или изменены, другие дорабатывались весь последний год, что мы общались с министерствами и ведомствами по поручению президента», — сказал собеседник РБК.

Чья стратегия спасет Россию от кризиса?

«Кудринцы» против «титовцев», «борьба мозгов» – как только СМИ и политологи не называли две среднесрочные стратегии роста российской экономики. Создателями альтернативных путей выхода из кризиса стали бывший министр экономики, председатель Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин и бизнес-омбудсмен Борис Титова. Кудрин представил свою стратегию в январе на Гайдаровском форуме, Борис Титов и соразработчики рассказали о своем видении на пресс–конференции в МИА «Россия сегодня» в среду. «ФедералПресс» разобрался, в чем различия и сходства этих программ по ключевым направлениям – и что ждет рядовых россиян в случае их реализации.

Стратегия Кудрина

Борис Титов уже назвал идеи Кудрина «ленивой экономикой» и «набором мифов». «Стратегия–2030», как ее называли изначально, сводится к режиму жесткой экономии, досконально просчитанного бюджета и государственного регулирования базовых макроэкономических показателей в целом. Тем не менее, стратегия не лишена заботы о людях – практически половина из предложенных мер приходится на социальный блок (образование, медицина, здравоохранение, кадровая политика).

При таком варианте страна получает доходы от экспорта нефти и другого сырья, однако при этом ей требуется жесткое таргетирование макроэкономических показателей, прежде всего инфляции. «Устойчивый экономический рост» – название выступления Алексея Кудрина на Гайдаровском форуме в этом году, и слово «устойчивый» стоит первым не случайно.

Про стратегию Кудрина не раз говорили – «если идеи Титова о том, как больше потратить, то идеи Кудрина – о том, как больше сэкономить». И в этой точке два конкурирующих лагеря так и не сошлись. Основной упрек в сторону Кудрина больше похож на поговорку «если ты такой умный, то почему ты такой бедный?». «Если посмотреть на динамику экономических показателей страны, то видно, что принятые под влиянием Кудрина решения не сработали», – упрекают ЦСР конкуренты. Впрочем, оценка деятельности действующего финэкономблока правительства – понятие относительное.

Столыпинский клуб

Если у Алексея Кудрина основной вектор программы носит скорее макроэкономический характер, затрагивая все сферы жизни, то подход Бориса Титова можно назвать бизнесоориентированным. Первоначально озвученный омбудсменом вариант носил достаточно категоричный характер (дайте дышать бизнесу, и жизнь наладится). Стимулировать рост ВВП предлагалось за счет целевых субсидий бизнесу и достаточно ощутимых денежных вливаний суммарно – около 1,5 трлн рублей в год.

Именно поэтому критики назвали предложения Столыпинского клуба «бешеным печатным станком». Также внутренняя финансовая политика страны предполагала, по мнению Столыпинского клуба, переход на дешевые кредиты, снижение налогового бремени, борьбу с олигополиями, развитие конкуренции и сокращение доли государства в экономике.

Однако источники среди разработчиков «Стратегии роста» ранее сообщали «ФедералПресс» – создание стратегии велось в условиях большого дефицита времени. Прописанные базовые пункты были опубликованы буквально через пару дней после их компоновки. Представленная сегодня Борисом Титовым стратегия выглядела куда более убедительной: да, она по–прежнему ориентирована на развитие бизнеса (от малого до крупного), однако ее создатели не стали расставлять акценты и приоритеты среди перечисленных мер.

«Эта программа не предусматривает резких движений. Все меры необходимо принимать комплексно и сразу», – подчеркнул соразработчик, научный руководитель Института экономики роста Яков Миркин в ходе презентации.

«ФедералПресс» сравнил подходы Центра стратегических разработок и Столыпинского клуба к решению ключевых проблем в экономике.

Проблема: инфляция в стране, темпы роста которой титаническими усилиями удалось сократить до 5, 4 %, отрицательная динамика ВВП

Решение:

– Кудрин и Центр стратегических разработок предлагают сдерживание инфляции путем жесткой монетарной политики ЦБ РФ. Искусственно поддерживать ее уровень на 4 % ежегодно планируется в том числе с помощью снижения расходов бюджета еще на 10 %. В результате предпринятых согласно предложенной стратегии мер ее разработчики ожидают роста ВВП к 2019 году выше 3 %, а к 2022 году – выше 4 %.

– Титов и Столыпинский клуб не видят смысла в инфляции как ключевом показателе вообще. По их мнению, значение этого показателя как лакмусовой бумажки экономики РФ переоценено, а меры, предлагаемые Кудриным, недееспособны – по данным Столыпинского клуба, инфляция в 2015 году не носила монетарного характера, и идеи конкурентов попросту не сработают. Для стимуляции же роста ВВП необходимо до 7,5 трлн рублей ежегодно, направленных приоритетно на малое и среднее предпринимательство, промышленный сектор и сельское хозяйство. Предпринятые усилия могут усилить рост ВВП кратно – в два, а то и в три раза к 2035 году, уверен Борис Титов.

Возможные последствия:

– Если решать проблему быстрых темпов роста инфляции государство будет методами Кудрина, россиян ждут труднодоступные потребительские и ипотечные кредиты для населения; бизнес – дорогие кредиты или их отсутствие. Причиной тому может стать высокая ключевая ставка ЦБ РФ, поддерживаемая на таком уровне и/или медленно снижаемая на протяжении долгого времени. Рискует стать отрицательным, стагнировать или остаться замедленным промпроизводство – бизнес будет придерживать имеющиеся свободные средства, либо работать «в ноль», не имея возможности инвестировать в НИОКР и увеличение мощностей.

– Главная опасность «метода Титова» – крайне высокая и быстро развивающаяся инфляция. Несмотря на то, что «Стратегия роста» подчеркивает, что эмиссия дензнаков ЦБ должна носить исключительно целевое назначение, высока вероятность, что часть направленных средств наверняка «прогорит». Тем не менее, бизнес действительно будет активно развиваться – другое дело, что на фоне низких реальных доходов населения в стране будет держаться по–прежнему маленький внутренний спрос. Сбалансируют ли экспортные льготы и дешевый рубль этот дисбаланс? Пока неясно.

Проблема: эффективность текущей денежно–кредитной политики государства под вопросом

Решение:

– По мнению Кудрина, в денежно-кредитной политике ключевым направлением является инфляция ниже 4 %. Поставлена задача выйти на этот показатель за три года, а в среднесрочной перспективе страна должна дойти до 2-2,5 %. Этого предполагается достичь за счет снижения стоимости финансовых ресурсов, и тем самым – создания основы для «длинных» денег, а также жесткой экономии.

– По мнению Столыпинского клуба, ключевую ставку ЦБ РФ необходимо уже в этом году снизить до 7-8 %, что даст дополнительный спрос на кредиты в 5 трлн рублей. Вместо отзывов лицензий необходимо ввести практику предупреждений по аналогии с ФАС (Федеральная антимонопольная служба), а вместо АСВ (Агентство страхования вкладов), «которое убивает» – создать «банк плохих долгов» для их реструктуризации. Рубль необходимо держать стабильно дешевым – и тогда на фоне низкого внутреннего спроса российские компании станут конкурентоспособны на экспортном направлении. Не факт, что позитив продлится на длительный срок.

Возможные последствия:

– В случае реализации сценария Кудрина жесткая экономия действительно будет чувствоваться: несколько снизятся комфорт и качество жизни населения; о резком росте производственных показателей и экспонентном росте экономики придется забыть. Однако если апеллировать к зарубежному опыту, такой вариант может дать положительный эффект для страны на долгосрочную перспективу. Так, США c помощью похожей политики справились с инфляцией, резко выросшей в стране в период с 1973 по 1981 годы. Проблема решилась с помощью крайне жесткой политики ФРС. Регулятор поднял ключевую ставку до рекордных 20 %, и инфляция упала с 12,5 % до 1 %. На фоне низких налогов ВВП страны вырос на 16,6 %, что стало трехлетним рекордом для страны.

– Меры, предлагаемые Борисом Титовым, неоднозначны: снижение ключевой ставки ЦБ РФ до 7–8 %, по прогнозам аналитиков, возможно уже до конца 2017 года на фоне стабильной экономической внутренней и внешней ситуации. В случае, если снижение будет произведено резко, оно даст некоторый толчок к увеличению активов банков и позволит активнее кредитоваться физлицам и корпоративному сектору. Подешевевшие кредиты будут стимулировать конечный спрос и потребление, что увеличит рост ВВП и стимулирует производство. Таким образом, эффект для российской экономики будет безусловно положительным.

А вот практика реструктуризации долгов банков вызывает вопросы и предсказать последствия крайне сложно. Что касается замены отзыва лицензий предупреждениями от ЦБ РФ, то данная практика уже действует в настоящий момент – банк–регулятор отзывает лицензии только в крайнем случае.

Проблема: государство так и не определилось, как именно необходимо реформировать налоговую систему

Решение:

– Кудрин не исключает повышение налога на доходы физических лиц (НДФЛ) для роста доходов госбюджета, так как правительство пока отказалось вводить дополнительную нагрузку на бизнес (по мнению главы Минфина России Антона Силуанова, налоговая система России после 2018 года должна быть стабильна в течение шести лет, чтобы инвесторы могли понимать условия работы в стране). В целом же ЦСР предлагает два сценария: первый предусматривает увеличение налогового перераспределения через рост ставок налогов в 2019 году. Второй – сохранение ставок налогов на нынешнем уровне, жесткая бюджетная консолидация и снижение всех госрасходов к 2025 году.

– По мнению Столыпинского клуба, государству необходим мягкий налоговый режим, который стимулирует новые производства и развитие уже существующих. Налог на прибыль всех компаний предполагается зафиксировать на уровне не выше 35 %, ввести налоговые каникулы сроком на пять дет для новых компаний, а для уже действующих компаний – засчитывать стоимость до 50 % от приобретенного нового оборудования в счет всех налогов. Доходы от реализации корпоративных и суверенных облигаций предлагается не облагать налогами вовсе. Также «столыпинцы» против прогрессивной шкалы НДФЛ, и даже напротив – ратуют за регрессивную.

Возможные последствия:

– В случае реализации сценария Кудрина, рост налогов в теории действительно позволит увеличить расходы на здравоохранение, образование и экологию. Тем не менее, дополнить рост налогов планируется сокращением бюджетных расходов на социальную политику, национальную оборону и безопасность, а также ЖКХ. В варианте с бюджетной консолидацией более жестко урезается статья «национальная экономика», и мягче – силовые блоки. Фактически ЦСР перекладывает на плечи рядовых россиян поддержку промышленности – и это грозит недовольством людей: изъятия из своего кармана почувствовать легко, а вот рост промпроизводства в масштабах всей страны – нет.

– При мягкой налоговой политике, предлагаемой Титовым, бизнес действительно почувствует себя комфортно, что может повлечь за собой развитие конкуренции, снижение цен на продукцию и стимулирование спроса на нее, а также рост рабочих мест и развитие многих отраслей промышленного сектора экономики за счет общего синергетического эффекта. Однако возможен и одновременно негативный для рядового россиянина эффект: доходы национальной казны сократятся (а положительные последствия для казны, скорее всего, наступят по прошествии времени), что повлечет за собой сокращение расходов. Учитывая, что внешнеполитическая обстановка не располагает к сокращению оборонных расходов, под нож, скорее всего, попадут социальные направления.

Проблема: низкая производительность труда и дефицит трудовых ресурсов

Решение:

– По мнению Алексея Кудрина и ЦСР, в стране грядут демографические изменения – ожидается снижение числа трудоспособного населения РФ. В качестве меры, призванной преломить ситуацию, предлагается повышение пенсионного возраста: женщинам – до 63 лет, мужчинам – до 65 лет.

– По мнению Бориса Титова и Столыпинского клуба, дефицит трудовых ресурсов не является серьезным сдерживающим фактором развития экономики. Из 142 млн человек доля трудоспособного населения – 70 млн, и разработчики «Стратегии роста» считают, что проблема лежит в неэффективной структуре занятости – стране необходимо переквалифицировать людей, в том числе – бюджетников.

Возможные последствия:

– В случае реализации сценария Кудрина государство сэкономит долю средств на пенсионных выплатах (напоминаем, что с 2014 года из Пенсионной системы РФ государство изъяло накопления россиян за два года). Граждане будут вынуждены работать лишние три–пять лет.

– Сценарий, предложенный Титовым, при внешнем отличие схож по последствиям с кудринским: государству в любом случае придется выделять средства на переквалификацию людей, а вот продлится ли после этого их трудовой стаж (у кого и по каким специальностям) – неясно.

Продолжение следует: читайте на «ФедералПресс» мнения ведущих экспертов о соревновании экономических стратегий.

Альтернатива – безнадежное отставание от развитого мира

Председатель ЦСР Алексей Кудрин готов предложить рецепт для решения проблем здравоохранения и образования

Образование и здравоохранение станут новыми драйверами экономического роста России, обещает «стратегия Кудрина». Их развитие потребует софинансирования со стороны граждан. В противном случае России грозит безнадежное отставание от развитого мира, пишут «Ведомости» со ссылкой на материалы стратегии-2035, которую готовит для президента Владимира Путина Центр стратегических разработок (ЦСР) под руководством Алексея Кудрина.

Согласно стратегии, в XXI веке перспективы экономики зависят от человеческого капитала: образование, формирующее этот капитал, и здравоохранение, предотвращающее его потери, к 2024 году станут одними из главных драйверов роста экономики России. Пути развития этих отраслей описаны в предлагаемых стратегией программах «Образование XXI века» и «Здоровье граждан».

Здравоохранение в мире быстро замещает военную сферу в качестве главной площадки технологического прогресса, превращаясь в крупнейшую отрасль развитых экономик: пропустить этот сдвиг - значит обречь страну на утрату положения великой державы, говорится в материалах ЦСР. Место страны в мировой экономике будет определяться ее способностью порождать и осваивать инновации: образованию, как и здравоохранению, необходимо не улучшение, а качественный прорыв.

Выбор: либо обеспечить технологический сдвиг отраслей человеческого капитала совместными усилиями государства, работодателей и граждан, либо смириться с глубоким долговременным отставанием, предлагает стратегия. Например, в финансировании здравоохранения в расчете на душу населения Россия отстает от развитых стран в 3,2 раза.

Предлагаемый ЦСР бюджетный маневр в 2% ВВП в пользу образования и здравоохранения поровну распределяется между ними: государственное финансирование медицины к 2024 году должно возрасти с 3,3% до 4,3% ВВП, образования - с 3,6% до 4,6% ВВП. Доля частных средств в образовании вырастет в 2,3 раза (до 1,7% ВВП) за счет в том числе обеспечения массовости вузовского образования на фактически платной основе и переноса расходов на дополнительное образование детей на семьи. В системе обязательного медицинского страхования (ОМС) появляется опция ОМС-2 с расширенными программами за дополнительный взнос, будет реструктурировано льготное лекарственное обеспечение.

Технологически развитые образование и здравоохранение усилят и международную роль России: доля образовательных услуг в экспорте возрастет в десять раз с 0,1% до 1%, экспорт медицинских услуг - с 0,07 млрд (0,0001% всего экспорта) до 3,6 млрд долларов к 2024 году.

Конкретных предложений по способам софинансирования граждан в этих программах стратегии нет. В целях бюджетного маневра в правительстве обсуждалось в том числе повышение НДФЛ до 15%, но решений не было. Всего в стратегии предполагается 14 программ, объединенных в три блока: технологии, человеческий капитал и современное государство.

Это мартовская версия документов, она не единственная и не окончательная, документы меняются почти в ежедневном режиме, уверяет представитель ЦСР, официальные документы в государственные ведомства пока не направлялись. Стратегия должна быть представлена президенту в мае.

Москва, 3 мая - "Вести.Экономика". Центр стратегических разработок во главе с Алексеем Кудриным завершил подготовку экономической стратегии развития стран. Что она из себя представляет и какие моменты важно отметить?

Прежде всего нужно отметить, что саму стратегию общественности не представили, конкретики нет. По словам Кудрина, стратегия будет представлена лично президенту в конце мая, а пока господин Кудрин ограничился общими фразами.

Из того, что было сказано, можно сделать вывод, что основные приоритеты - человеческий капитал, технологии и госуправление.

Алексей Кудрин

"Это реально другое, более внимательное отношение к человеку, начиная с его рождения, школьного, дошкольного возраста, в части развития его способностей, в части обучения новым навыкам работы в меняющемся мире. Такого еще не было в российской истории. Нужно будет не только напитывать людей знаниями, а создавать у них навыки, с которыми они всю жизнь будут более успешными, эффективными и результативными. Открытие талантов или способностей - важнейшая задача, но на это нужно будет затратить намного больше денег".

Человеческий капитал - действительно важный фактор. Любой успешный бизнесмен знает, насколько ценны сотрудники. Другой вопрос, что инвестиции в человека - это долгосрочный процесс и вряд ли он сможет дать эффект в среднесрочной перспективе.

Глава ЦСР также призывает уделить особое внимание технологиям, он уверен, что потребуется большое количество работников IT-сектора, чтобы повести цифровизацию экономики РФ. Собственно, эта профессия и будет больше всего востребована.

Кроме того, Алексей Кудрин предлагает смягчить бюджетное правило.

Алексей Кудрин

"Мы предлагаем смягчить бюджетное правило, увеличив заложенную в нем цену на нефть с $40 до $45, это должно дать примерно 0,5% ВВП, а также примерно на полпроцента ВВП увеличить целевой дефицит. То есть не снижать его до 1% ВВП, как это предусмотрено сейчас, а сохранить на уровне 1,5% ВВП".

В ЦСР уверены, что при выполнении программы рост будет накапливаться с 2018 г. В следующем году рост составит около 2,7%. При таком росте ВВП к 2024 г. вырастет на 29%, а реально располагаемые доходы населения - на 25%. Производительность труда вырастет на 30%, а несырьевой экспорт - почти в два раза.

Стоит отметить, намного раньше, причем публично, появилась другая экономическая стратегия - "Стратегия Роста" , подготовленная большим количеством экспертов под руководством Бориса Титова.

Вот как на своей странице в Facebook заявления Кудрина прокомментировал сам Титов:

Борис Титов

"Начала развеиваться (хоть и слабо) пелена над стратегией ЦСР. И судя по тому, что развеялось, Кудрин меняет взгляды. Теперь он за умеренно мягкую денежно-кредитную политику, умеренное снижение курса рубля. В общем, надо пригласить Алексея Леонидовича в Столыпинский клуб. Правда во всем остальном стратегия ЦСР (по описанию, конечно) – это розовые облака. Красивые слова – образование, технологии, человеческий капитал и никакой конкретики. А конкретика в этом вопросе может быть одна: создать реальные условия для развития несырьевого бизнеса. Кредиты, стимулирующие налоги и тарифы, снятие административного пресса. Тогда и будет рост - экономики, уровня и качества жизни, всей страны".

Группа экспертов под руководством Алексея Кудрина завершила работу над предложениями по стратегии развития страны на следующие шесть лет после президентских выборов 2018 года. Об основных приоритетах новой стратегии, о доверии к властям, о том, где найти деньги для финансирования реформ в образовании и здравоохранении, и о том, какие профессии будут востребованы через шесть лет, Кудрин рассказал в интервью ТАСС.

Вы вместе с экспертами работали над предложениями по стратегии развития для следующего политического цикла. Готовы ли эти предложения?

Предложения экспертов готовы в полном объеме. Мы предлагаем проект Стратегии модернизации общественных институтов и экономики. По согласованию с администрацией мы представим его президенту лично, это должно произойти в мае.

- Это произойдет на совещании Экспертной группы или в каком-то другом формате?

Это будет совещание у президента, кого он еще на него пригласит, мне трудно сказать, но на этом совещании он лично будет знакомиться с нашими предложениями.

- До этого совещания публиковать ваши предложения вы не планируете?

Более того, мы ее вообще не будем представлять на рассмотрение широкой публики, потому что речь идет о стратегии президента, и сам президент проведет большую работу со своим аппаратом по определению того, какие предложения экспертов он разделяет, какие предложения он сумеет согласовать с основными группами в обществе. Стратегия должна стать документом, объединяющим разные слои населения. Она должна быть востребована страной, поэтому я думаю, что президентской администрации предстоит большая работа по созданию реальной стратегии на основе предложений экспертов. Стратегия - это политический документ, президент должен ее полностью разделять, поэтому он, может быть, что-то добавит или что-то исключит.

Вложения в человеческий капитал

- Что может являться объединяющим фактором для разных социальных групп?

Стратегия состоит из трех главных приоритетов и нескольких проектов. Главные приоритеты - люди, технологии и госуправление. Задача, которая была поставлена президентом, - достижение темпов роста выше среднемировых, то есть 3,5% или выше. Мы проанализировали все возможности России по наращиванию темпов роста в нынешних условиях в ближайшие шесть лет. Это очень сложная задача, но она решаема. Ее можно решить, если мы проведем ряд структурных реформ. Все эти реформы мы прописали. Мы считаем их выверенными, реалистичными, не болезненными в целом, но требующими определенных изменений и решительных мер. Может быть, будет нужно от чего-то привычного отказаться и заняться чем-то новым. В этой связи мы сумели, на мой взгляд, создать систему мер, которая позволит это сделать. Самый главный вызов, который стоит перед страной, - это рост производительности на основе новых технологий. За шесть лет все изменения, которые произойдут в мире в отраслях, в профессиях, еще не покажутся столь грандиозными. Но по истечении шести лет мы увидим существенные изменения в производственных методах, в технологиях, в профессиях, в требованиях к навыкам людей. И если мы эти шесть лет не будем готовиться, не будем сами перестраиваться, то потом мы окажемся у разбитого корыта, мы не успеем за теми трендами, которые развиваются в мире. Мы не сохранимся как технологическая держава. С другой стороны, это также будет период вложений в человека. Это реально другое, более внимательное отношение к человеку, начиная с его рождения, школьного, дошкольного возраста, в части развития его способностей, в части обучения новым навыкам работы в меняющемся мире. Такого еще не было в российской истории. Нужно будет не только напитывать людей знаниями, а создавать у них навыки, с которыми они всю жизнь будут более успешными, эффективными и результативными. Открытие талантов или способностей - важнейшая задача, но на это нужно будет затратить намного больше денег. В этой связи мы считаем, что нужно на 0,8% ВВП увеличить расходы на образование. Это нужно делать постепенно, не с первого года, но за шесть лет поднять расходы до этого нового уровня.

- На что должны быть потрачены эти средства?

Наши университеты должны быть оснащены самыми передовыми техническими средствами. Новейшие достижения в робототехнике, биотехнологиях, генетике должны стать обычной практикой для студентов и преподавателей. Сто пятьдесят университетов страны должны обладать всеми ключевыми компетенциями в самых современных отраслях. Другая часть нашей образовательной программы связана с существенным улучшением среднего специального образования, нужно сделать колледжи высокотехнологичными, многофункциональными и многопрофильными. Мы продумали, как люди, которые не будут учиться в самых лучших университетах, тоже смогут получить самые современные навыки. Эти университеты должны стать центрами производства, продвижения и распространения новых технологий в своих регионах. Всю эту цепочку мы серьезно прописали в наших предложениях, это другая жизнь нашей науки и образования.

Вы здесь не видите риска глубокого социального расслоения между теми, кто будет учиться в элитарных университетах и многопрофильных колледжах?

Во-первых, мы не ограничиваемся 150 опорными университетами. Эти 150 - это наиболее продвинутые. Будут вузы, которые выполняют разные задачи - это, например, подготовка инженеров для жилищно-коммунального хозяйства, где тоже будет много новых технологий. Но вопрос образовательного неравенства другими методами решается. Мы считаем, что вне зависимости от того, что ты окончил, элитный вуз или колледж, ты сможешь продолжать учиться в других, в том числе и в элитных вузах. Это постоянный процесс отбора. Сфера, где можно будет получить самые современные знания, существенно расширится. Сегодня уже есть продвинутые колледжи, созданные крупными компаниями, где люди обучаются самым современным профессиям. Этот опыт мы предлагаем развить. В части среднего профессионального образования мы существенно расширим участие бизнеса в финансировании и поддержке колледжей. Мы хотим соединить участие государства и поддержку компаний там, где нужно готовить конкретных специалистов под конкретные нужды отраслей и регионов. В Северном (Арктическом) федеральном университете в Архангельске, где я являюсь председателем попечительского совета, мы такую работу с компаниями уже проводим. Для университетских задач мы совместно с компаниями создали серию лабораторий для исследований в нефтяной, целлюлозно-бумажной, лесной промышленности, мы пытаемся сделать так, чтобы студенты пришли к самым современным технологиям. Компании помогают нам это финансировать.

Какие структурные реформы вы предлагаете в образовании? Сохранятся ли существующие институты - министерства, исследовательские учреждения, Академия наук?

Безусловно, мы анализировали качество этих институтов, школ, университетов, их способность поддерживать уровень образования. Приведу такой важный пример, который мы проанализировали: сейчас 25% наших выпускников не могут сдать международный тест на функциональную грамотность. Получается, что, борясь за большую численность населения, мы при этом имеем очень низкий образовательный потенциал. Четверть школьников не могут выполнить задание в рамках базовых навыков, которые дает школа. Эта проблема есть во всех странах, но в развитых странах это от 5% до 8%, а у нас - 25%. То есть мы теряем свой потенциал в сфере образования.

- Почему так происходит? Может, у них задания легче?

Задания у них усложняются, но там немного другому учат, там другие методы образования. В других странах стараются развивать критическое мышление, социальные практики и проектный подход. Студент или школьник должен сам сделать несколько проектов, самостоятельно придумать каждый проект и обеспечить всеми необходимыми компонентами. Он должен стать полностью самостоятельным в своей проектной работе. Сейчас в мире востребованы те, кто самостоятельно готов решать поставленные задачи. Это меняет менталитет граждан, развивает способность стать более самостоятельным, креативным. В большинстве ведущих университетов мира есть жесткие требования к развитию критического мышления. Это очень развивается на дебатах в школах и университетах, там обязательно спорить с преподавателями. Мой факультет в Петербургском университете как раз обладает этими методиками в России. Я бы хотел сказать про еще одну программу - принципиальное изменение обучения и переподготовки взрослого населения. Сейчас один из пяти взрослых учится, а нам нужно, чтобы учился каждый второй. Нам также нужно увеличить предложение такого обучения на рынке. Обучение после университета должно стать непрерывным. Человек должен переучиваться в среднем каждые три года. Это должна быть постоянная практика, когда ты каждый год берешь курсы на две-три недели, при помощи предприятия или за свои деньги и в свое свободное время, и приобретаешь новые, более современные компетенции в информатике, управлении и переговорах.

Какие профессии в течение шести лет могут исчезнуть? Например, многие говорят, что скоро исчезнет профессия бухгалтера.

Через шесть лет она не исчезнет, но многие расчеты будут становиться все более автоматизированными. Когда-нибудь уже не придется вручную считать баланс предприятий. Даже налоги будут считать роботы, и мы уберем целую сферу проблем в области начисления налогов и взыскания штрафов.

- А какие профессии, наоборот, будут востребованы?

В ближайшие шесть лет нам потребуется в несколько раз больше программистов для процессов цифровизации всех отраслей. Россия пока к этому не готова вообще. То есть даже если мы когда-нибудь проснемся и осознаем масштаб цифровизации, такого количества программистов, которое нужно для таких масштабов, у нас нет. Поэтому в ближайшие годы нам нужно нарастить подготовку программистов для реализации этих задач. И если я сказал, что в 2024 году в основном цифровизация ведущих отраслей должна быть завершена, то значит, надо прямо с сегодняшнего дня начинать в университетах решать эту проблему. Но университеты пока не почувствовали этого спроса, а предприятия не поняли, в какой мир они уже перешли, что через три-четыре года им будет нечего ловить. Многие другие страны это уже осознали и такие ключевые показатели эффективности в сфере подготовки специалистов программирования для любых отраслей уже себе поставили.

Увеличение продолжительности жизни

- Кроме образования, какие еще вложения в человека предполагают ваши предложения?

Важная часть наших предложений касается здравоохранения. Без улучшения здоровья и активного долголетия у нас не будет высокой производительности труда в стране. У человека, который будет жить в будущем, будет больше возможностей через новые технологии, лекарства, наблюдение и разные процедуры быть более здоровым. Нашей стране это крайне нужно, потому что мы, к сожалению, имеем самое большое количество смертей мужчин в трудоспособном возрасте. Детская смертность у нас раза в три выше, чем в соседней Финляндии.

Вы сказали про увеличение продолжительности жизни. В этой связи насколько должен увеличиться средний возраст россиянина?

Средний общий возраст увеличится до 76 лет, а сейчас у нас 71,4.

Вы сказали, что ваши предложения предполагают увеличение финансирования образования до 0,8% ВВП. Насколько будут увеличены расходы на здравоохранение? По каким еще направлениям вы предлагаете увеличить финансирование?

На 0,7% ВВП тоже за шесть лет. На дорожное строительство и хозяйство, на создание новых скоростных магистралей, внедрение технологий в современном транспорте мы также предлагаем увеличить финансирование на 0,8% ВВП.

- А за счет чего вы предлагаете увеличить расходы?

Некоторые из этих мер уже заложены в бюджете, как, например, снижение оборонных расходов. Мы не спорим с этим. Мы предлагаем этот уровень сохранить и в дальнейшем. Также мы предлагаем сокращение общегосударственных расходов.

Смягчение бюджетного правила

- Какие еще меры вы предлагаете для обеспечения увеличения расходов на здравоохранение и образование?

Мы предлагаем смягчить бюджетное правило, увеличив заложенную в нем цену на нефть с $40 до $45, это должно дать примерно 0,5% ВВП, а также примерно на полпроцента ВВП увеличить целевой дефицит. То есть не снижать его до 1% ВВП, как это предусмотрено сейчас, а сохранить на уровне 1,5% ВВП.

Вы предлагаете Минфину отказаться от цели достижения дефицита федерального бюджета на уровне 1% ВВП за три года?

Цена сбалансированности для бюджета всегда была выше $80 за баррель и доходила до $110. Когда мы были на пике нефтяных цен, я говорил, что иметь дефицит выше 1% ВВП опасно, так как если цена на нефть резко падает, то дефицит сразу же может достичь 5%, как это было в 2009 году. Но если мы исходим из цены на нефть $45 за баррель, то падение не может быть большим. Так что на ценах, которые сейчас сложились, можно мягче поступить в отношении дефицита. В предыдущем пике мы жили на громадных рисках - при таких высоких ценах иметь еще и дефицит бюджета было просто неправильно. А сейчас разумно.

- Вы же были всегда сторонником жестких правил при расходовании бюджетных средств. Вы меняете эту позицию?

Если мы сегодня не хотим повышать налоги для бизнеса на период восстановления роста, то я думаю, что эти шаги вполне компромиссны и разумны. В чем-то проигрываем, в чем-то выигрываем. Но больше выигрываем. Во-вторых, если мы не вложимся в инфраструктуру, образование, здравоохранение, то мы не сможем перейти к современной модели экономики. Если мы потеряем эти шесть лет, то нам, скорее всего, догнать трудно будет. Как ни странно, сейчас мы подошли к черте, когда очередные шесть лет становятся важнейшими, решающими в промышленной революции. Она началась. Если мы еще затянем свое участие в ней, то Россия рискует утратить роль технологической державы.

Что предусматривают ваши предложения для того, чтобы российская промышленность была участником цепочек создания новых технологий?

Справедливый вопрос. Во-первых, нам нужно научиться использовать технологии, созданные другими, создать условия для обмена технологиями и привлечения инвестиций в уже созданные технологии, которые поднимают производительность труда в разы. Во-вторых, создать условия для того, чтобы мы сами создавали такие технологии, чтобы каждое предприятие само искало новые возможности для использования как привлеченных, так и новых технологий. Но инновации - это не только технологии. Инновации - это также новые решения в управлении и организации труда. Грубо говоря, тот же 3D-принтер меняет структуру завода и всей системы управления. Современные интернет-технологии меняют систему управления целыми отраслями. В результате нужно меньше людей, а решения принимаются на основе изучения больших баз данных. Когда я говорю про инновации и технологии, я также имею в виду новые технологии управления, и здесь Россия имеет очень хороший потенциал. Например, есть российская компания, которая создала абсолютно новую инновационную модель управления производством новой модели Airbus в Европе. Таких технологий управления нет больше нигде в мире.

- Какая часть ваших предложений посвящена цифровой экономике?

Мы считаем, что все критические инфраструктуры в стране - в транспорте, строительстве, здравоохранении, образовании, государственном управлении - должны пройти полную цифровизацию к 2024 году.

Где хранить сбережения

Вы говорите о бюджетном правиле при цене на нефть в $45 за баррель нефти. Вы стали более оптимистично смотреть на цену на нефть?

Нет, мой прогноз сохранился: цена на нефть будет двигаться в диапазоне $40–60 за баррель в ближайшие четыре-пять лет. Это будет период установления нового равновесия. Даже если цена уйдет ниже $40, то мы спокойно сможем выполнять уровень расходов, исчисляемый при $45. У нас есть резервы и Фонд национального благосостояния. В конце концов, можно заимствовать на рынке в разумных пределах. Но я думаю, что цена на нефть будет $45 и выше, с учетом всех рисков это разумный компромисс для бюджета. Один из вопросов заключается не только в расходах бюджета, а в том, что мы даем на рынок больше валюты, это означает, что на рынке будет на 0,5% ВВП больше валюты. Но влияние этой валюты на курс рубля не такое большое. Проблема не в том, что рубль переукреплен. Главное, чтобы не было большой волатильности цен на нефть и курса рубля. Основная проблема - это волатильность, конечно, а не сам уровень.

То есть вы не согласны с тем, что к концу года рубль ослабнет до 68 рублей за доллар, как говорит Минэкономразвития? Каков ваш прогноз?

При нынешней цене на нефть рубль немного ослабнет, может быть, чуть больше 60 рублей за доллар. Я думаю, что при нынешней цене около $56 за баррель курс рубля мог бы быть чуть слабее. Если этот уровень цены на нефть сохранится, то курс немного ослабнет.

Сейчас все активно обсуждают новый инструмент - ОФЗ для населения. Например, Герман Греф облигации уже купил. А вы?

Я пока не предполагал участвовать в таком размещении. Но я считаю, что это нормальный инструмент для тех, кто может вложиться больше, чем на три года. Ставка выше, чем по банковскому вкладу. При максимальном размещении на три года главный положительный эффект наступает ближе к концу третьего года, так как ставка по купону нарастает. Весь эффект можно получить, если ты дошел до конца. ОФЗ для населения - это не сверхважные объемы для погашения дефицита бюджета, но это элемент политики развития нового рынка, и с этой точки зрения это правильно. Это также повышение финансовой грамотности населения, которое будет в дальнейшем стимулировать население активнее присутствовать на рынке инвестиций.

- В чем хранить сбережения сейчас с учетом курса рубля и цен на нефть?

Я и раньше говорил о простой модели - в долларах, евро и рублях в одинаковой степени. Хотя сегодня я бы дополнил - и в государственных облигациях.

Реформа судов и госуправления

- Какие реформы предполагаются в сфере государственного управления?

Я уже сказал про технологии, про человека, его новые возможности и модели образования, но еще одна важная сфера - это государственное управление. Без перестройки государственного управления, изменения технологий в государственном управлении, изменения порядка набора специалистов ничего не получится.

- Предполагается ли сокращение государственного аппарата в ваших предложениях?

Мы сейчас с РАНХиГС перестраиваем систему обучения государственных служащих под новые задачи, этот процесс уже начинается. Кроме этого, нужно изменить требования по набору кадров. Сейчас это случайный, хаотичный процесс. У нас должна быть более стройная, строгая система подбора и подготовки кадров, а также система ключевых показателей эффективности. То есть мы выстраиваем целую сеть шагов в отношении государственного управления. В результате государственное управление по численности сократится, а по эффективности возрастет в разы.

- Какие реформы силовых структур вы предлагаете?

В сфере уголовного законодательства нужна некоторая декриминализация, потому что по мелким преступлениям не нужно, чтобы люди сидели так долго, чтобы их арестовывали и держали подолгу в СИЗО до следствия. Мы считаем, что можно декриминализовать целый ряд преступлений, увеличив административные штрафы. В правоохранительной части это больше касается отчетности правоохранительных органов, которая должна более эффективно отражать их результаты, чтобы их было невозможно исказить. Большая работа, проведенная по криминальной статистике, уже доложена президенту. Мы тоже участвовали в экспертизе и работе по этому направлению. Сейчас мы будем более объективно видеть работу правоохранительных органов, что позволит нам более эффективно реагировать на ситуации в криминальном мире и понимать криминогенную обстановку. Например, согласно обследованию, которое мы провели, половина граждан не обращается в правоохранительные органы по поводу преступлений, которые в отношении них совершаются. Конечно, это не самые тяжкие преступления, но половина граждан примерно не обращается. Из тех, кто обращается, а это около 7 миллионов человек, только в 2 миллионах случаев возбуждаются уголовные дела. Я думаю, что в случае, если с нашими выводами согласятся, у нас есть перечень мер, которые нужно принять, чтобы ситуацию выправить.
- Будет ли в ваших предложениях отдельный политический блок?

В реализации всех этих мер есть вопрос доверия. На наш взгляд, реализация этих предложений существенно поднимет доверие к власти и проводимой политике. Если стратегия наталкивается на недоверие, то многие ее предложения не окажутся воспринятыми или будут встречены с непониманием. Если же стратегия будет представлена как взаимосвязанная система мер, которая с первых же шагов будет неукоснительно исполняться, то доверие будет нарастать буквально по месяцам. Но это не специальный блок, это необходимое условие исполнения всей стратегии.

- Каким вы видите главный результат от реализации ваших предложений?

Мы выходим на 3–3,5% роста в среднем и чуть выше по всем годам с 2018-го по 2024-й. Рост будет накапливаться с 2018 года. В следующем году рост составит, по нашему прогнозу, около 2,7%. При таком росте ВВП к 2024 году вырастет на 29%, а реально располагаемые доходы населения - на 25%. Производительность труда вырастет на 30%, а несырьевой экспорт - почти в два раза. Это амбициозные задачи.

Беседовали Лана Самарина и Глеб Брянский

При использовании текста, либо его части, активная ссылка на обязательна.