Международное морское право. Исключительная экономическая зона - это что такое? Что включает в себя исключительная экономическая зона

06.01.2022

Исключительная экономическая зона представляет морской район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной не более 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Правовой режим исключительной экономической зоны включает права и обязанности как прибрежного государства, так и других государств в отношении этой части морского пространства. Он впервые определен Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и конкретизирован принятыми в соответствии с ее положениями законодательными актами государств. В необходимых случаях международными договорами определяются методы разграничения исключительных экономических зон.

В РФ до принятия Закона об исключительной экономической зоне применяются Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об экономической зоне СССР" 1984 г., Положение, об охране экономической зоны 1985 г., Указ Президента РФ "Об охране природных ресурсов территориальных вод континентального шельфа и экономической зоны Российской Федерации" 1992 г.

Права, юрисдикция и обязанности прибрежного государства. Прибрежное государство в исключительной экономической зоне осуществляет, во-первых, суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов (живых и неживых) в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах и управления этими природными ресурсами, а также в отношении других видов деятельности по разведке и разработке этой зоны; во-вторых, юрисдикцию в отношении создания искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды.

Таким образом, прибрежное государство наделяется не полной верховной властью (суверенитетом) над этой территорией, а суверенными правами, причем целевого назначения. Это означает, что без согласия прибрежного государства никто не может осуществлять разведку и разработку природных ресурсов.

Искусственные острова, установки, сооружения и зоны безопасности вокруг них не должны создавать помехи международному морскому судоходству (на признанных международными морских путях).



Вокруг таких островов и сооружений могут устанавливаться разумные зоны безопасности, ширина которых не должна превышать 500 м, отмеряемых от точек их внешнего края.

Прибрежное государство принимает необходимые меры к тому, чтобы состояние живых ресурсов в исключительной экономической зоне не подвергалось опасности в результате чрезмерной эксплуатации, и с этой целью определяет допустимый улов живых ресурсов в своей зоне. "Если прибрежное государство не имеет возможности выловить весь допустимый улов, оно путем соглашений и других договоренностей... предоставляет другим государствам доступ к остатку допустимого улова" (ст. 62 Конвенции).

Государства в целях сохранения в своих исключительных экономических зонах запасов определенных видов рыб (далеко мигрирующих, анадромных, катадромных) могут посредством заключения соглашений или через международные организации принимать необходимые меры по регулированию промысла этих видов в водах, находящихся за пределами их исключительных экономических зон. Характерна в этом плане Конвенция о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана от 11 февраля 1992 г., заключенная Российской Федерацией, Соединенными Штатами Америки, Канадой и Японией. Районом применения Конвенции являются воды северной части Тихого океана за пределами исключительных экономических зон (конвенционный район).

В Конвенции подтверждается положение ст. 66 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. о том, что промысел запасов анадромных видов ведется только в пределах 200 морских миль. Специализированный промысел анадромных рыб (направленный на конкретный вид или запас

рыб) в конвенционном районе запрещается. При случайном изъятии (при промысле других видов) анадромные виды должны быть немедленно возвращены в море.

Прибрежные государства в осуществление своей юрисдикции имеют право регулировать, разрешать и проводить морские научные исследования в своей исключительной экономической зоне. Такие исследования другими государствами проводятся с согласия прибрежного государства.

Государства и международные организации, осуществляющие исследования в исключительной экономической зоне прибрежного государства, обязаны обеспечить право прибрежного государства участвовать в морском научно-исследовательском проекте, а также предоставить по его просьбе информацию о результатах исследования.

Осуществление права распоряжаться природными ресурсами исключительной экономической зоны.России входит в компетенцию Правительства РФ и специальных уполномоченных на то органов, которые в установленном порядке выдают разрешение на пользование ресурсами исключительной экономической зоны юридическим и физическим лицам с обязательным учетом экономических интересов малочисленных народов, проживающих на территориях, прилегающих к морскому побережью России.

Постановлением Правительства РФ от 25 мая 1994 г. утверждены таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный гражданами, юридическими лицами и лицами без гражданства уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов во внутренних рыбохозяйственных водоемах, территориальных водах, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках России, за пределами ее исключительной экономической зоны, до внешних границ экономических и рыболовных зон иностранных государств.

Права и обязанности других государств. Все государства, включая не имеющие выхода к морю, в исключительной экономической зоне пользуются свободой судоходства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов. Использование исключительной экономической зоны в указанных целях осуществляется в соответствии с международно-правовыми нормами, регулирующими такую деятельность (судоходство в открытом море, прокладка кабелей и трубопроводов на дне морей и океанов).

Государства при осуществлении своих прав и обязанностей в экономической зоне должны учитывать права и обязанности прибрежного государства, соблюдать принятые им законы и правила, а прибрежное государство обязано учитывать права и обязанности других государств.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. закрепила право прибрежных государств учреждать исключительные экономические зоны (ИЭЗ), ширина которых не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. ИЭЗ представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и примыкающий к нему, подпадающий под особый правовой режим, в силу которого права и юрисдикция прибрежного государства, а также права и свободы других государств находятся в определенной взаимозависимости и регулируются Частью V Конвенции 1982 г.

Следует отметить, что на практике режим ИЭЗ применяется в пределах пространства, находящегося за пределами территориального моря, то есть если у прибрежного государства территориальные воды 12 миль, то на его ИЭЗ остается максимум 188 морских миль.

Прибрежное государство в ИЭЗ имеет:

«а) суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких как производство энергии путем использования воды, течений и ветра;

б) юрисдикцию [...] в отношении:

i) создания и использования искусственных островов, установок и сооружений;

ii) морских научных исследований;

iii) защиты и сохранения морской среды...» (п. 1 ст. 56 Конвенции 1982 г.).

Прибрежное государство при осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей должно надлежащим образом учитывать права и обязанности других государств.

В ИЭЗ все государства, как прибрежные, так и не имеющие выхода к морю, пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам, такими как связанные с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов.

Прибрежное государство определяет допустимый улов живых ресурсов в своей ИЭЗ. Это государство, с учетом имеющихся у него наиболее достоверных научных данных, обеспечивает путем надлежащих мер по сохранению и управлению, чтобы состояние живых ресурсов в исключительной экономической зоне не подвергалось опасности в результате чрезмерной эксплуатации. Прибрежное государство и компетентные международные организации, будь то субрегиональные, региональные или всемирные, в зависимости от обстоятельств, должны сотрудничать для достижения этой цели. Такие меры также направлены на поддержание или восстановление популяций вылавливаемых видов на уровнях или до уровней, при которых может быть обеспечен максимальный устойчивый вылов, определяемый с учетом соответствующих экологических и экономических факторов, включая экономические нужды прибрежных рыболовецких общин и особые потребности развивающихся государств, и с учетом методов ведения рыбного промысла, взаимозависимости запасов, а также любых общерекомендо- ванных международных минимальных стандартов, будь то субрегиональные, региональные или всемирные (п. 1-3 ст. 61 Конвенции 1982 г.).

Прибрежное государство должно содействовать оптимальному использованию живых ресурсов ИЭЗ.

Граждане других государств, ведущие рыбный промысел в ИЭЗ, должны соблюдать меры по сохранению живых ресурсов и другие положения и условия, установленные в законах и правилах данного прибрежного государства.

Эти законы и правила могут касаться:

«а) лицензирования рыбаков, рыболовных судов и оборудования, включая взимание сборов и другие формы оплаты, которые в отношении развивающихся прибрежных государств могут представлять собой адекватную компенсацию в виде денежных средств, оборудования и технологии, относящихся к рыбной промышленности;

b) определения видов, которые могут вылавливаться, и установления квот вылова в отношении конкретных запасов или групп запасов, либо вылова на каждое судно в течение какого-либо периода времени, либо вылова гражданами любого государства в течение определенного периода;

c) регулирования сезонов и районов рыбного промысла, видов, размеров и количества орудий лова, а также типов, размеров и количества рыболовных судов, которые могут быть использованы;

d) установления возраста и размера рыбы и других видов, которые могут вылавливаться;

e) определения информации, требуемой от рыболовных судов, включая статистические данные об уловах и промысловом усилии, а также сообщения о местонахождении судна;

f)проведения с разрешения и под контролем прибрежного государства определенных программ рыбохозяйственных исследований и регулирования проведения таких исследований, включая взятие проб уловов, использование проб и представление связанных с этим научных данных;

g) размещения прибрежным государством наблюдателей или стажеров на борту таких судов;

h) выгрузки такими судами всего или какой-либо части улова в портах прибрежного государства;

i) положений и условий, относящихся к совместным предприятиям или другим совместным мероприятиям;

j) потребностей в подготовке персонала и передаче технологии рыбного промысла, включая требования о расширении возможностей прибрежного государства по проведению рыбохозяйственных исследований;

к) процедур обеспечения выполнения» (п. 4 ст. 62 Конвенции 1982 г.).

В силу ст. 69 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. государства, не имеющие выхода к морю, имеют право участвовать на справедливой основе в эксплуатации «части допустимого улова» живых ресурсов в ИЭЗ прибрежных государств того же субрегиона или региона. При этом не имеющие выхода к морю развитые государства обладают упомянутым правом лишь в ИЭЗ развитых государств того же субрегиона или региона.

Прибрежное государство в осуществление своих суверенных прав на разведку, эксплуатацию, сохранение живых ресурсов и управление ими в ИЭЗ может принимать такие меры, включая досмотр, инспекцию, арест и судебное разбирательство, которые могут быть необходимы для обеспечения соблюдения его законов и правил.

С учетом того обстоятельства, что ИЭЗ не входит в состав государственной территории прибрежного государства, а представляет собой «особый район» открытого моря, Конвенция 1982 г. установила особый порядок применения соответствующих правовых норм прибрежного государства:

  • - «Арестованное судно и его экипаж освобождаются незамедлительно после предоставления разумного залога или другого обеспечения.
  • - наказания, налагаемые прибрежным государством за нарушение законов и правил рыболовства в ИЭЗ, не могут включать тюремное заключение, при отсутствии соглашения заинтересованных государств об обратном, или другую форму личного наказания.
  • - в случае ареста или задержания иностранного судна прибрежное государство незамедлительно уведомляет государство флага через соответствующие каналы о принятых мерах и о любом последовавшем наказании» (ст. 73 Конвенции 1982 г.).

Исключительная экономическая зона представляет собой морской район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной не более 200 морских миль, отсчитываемых от тех же,исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

§ 6. Исключительная экономическая зона

Правовой режим исключительной экономической зоны включает права и обязанности как прибрежного государства, так и других государств в отношении этой части морского про­странства. Он впервые определен Конвенцией ООН по морско­му праву 1982 г. и конкретизирован принятыми в соответствии с ее положениями законодательными актами государств. В не­обходимых случаях международными договорами определяются методы разграничения исключительных экономических зон.

В Российской Федерации принят Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».

Права, юрисдикция и обязанности прибрежного государства. Прибрежное государство в исключительной экономической зо­не осуществляет, во-первых, суверенные права в целях развед­ки, разработки и сохранения природных ресурсов (живых и не­живых) в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах и управления этими природными ресурсами, а так­же в отношении других видов деятельности по разведке и раз­работке этой зоны; во-вторых, юрисдикцию в отношении соз­дания искусственных островов, установок и сооружений, мор­ских научных исследований, защиты и сохранения морской среды.

Таким образом, прибрежное государство наделяется не пол­ной верховной властью (суверенитетом) над этой территорией, а суверенными правами, причем целевого назначения. Это оз­начает, что без согласия прибрежного государства никто не мо­жет осуществлять разведку и разработку природных ресурсов.

Искусственные острова, установки, сооружения и зоны безопасности вокруг них не должны создавать помехи междуна­родному морскому судоходству (на признанных международны­ми морских путях).

Вокруг таких островов и сооружений могут устанавливаться разумные зоны безопасности, ширина которых не должна пре­вышать 500 м, отмеряемых от точек их внешнего края.

Прибрежное государство принимает необходимые меры к тому, чтобы состояние живых ресурсов в исключительной эко­номической зоне не подвергалось опасности в результате чрез­мерной эксплуатации, и с этой целью определяет допустимый улов живых ресурсов в своей зоне. «Если прибрежное государ­ство не имеет возможности выловить весь допустимый улов, оно путем соглашений и других договоренностей... предостав-

ляет другим государствам доступ к остатку допустимого улова» (ст. 62 Конвенции).

Государства в целях сохранения в своих исключительных экономических зонах запасов определенных видов рыб (далеко мигрирующих, анадромных, катадромных 1) могут посредством заключения соглашений или через международные организа­ции принимать необходимые меры по регулированию промыс­ла этих видов в водах, находящихся за пределами их исключи­тельных экономических зон. Характерна в этом плане Конвен­ция о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана от 11 февраля 1992 г., заключенная Российской Федерацией, Соединенными Штатами Америки, Канадой и Японией. Районом применения Конвенции являются воды се­верной части Тихого океана за пределами исключительных эко­номических зон (конвенционный район).

В Конвенции подтверждается положение ст. 66 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. о том, что промысел запасов анадромных видов ведется только в пределах 200 морских миль. Специализированный промысел анадромных рыб (направлен­ный на конкретный вид или запас рыб) в конвенционном рай­оне запрещается. При случайном изъятии (при промысле дру­гих видов) анадромные виды должны быть немедленно возвра­щены в море.

Прибрежные государства в осуществление своей юрисдик­ции имеют право регулировать, разрешать и проводить мор­ские научные исследования в своей исключительной экономи­ческой зоне. Такие исследования другими государствами про­водятся с согласия прибрежного государства. Прибрежные го­сударства обычно дают согласие, если нет достаточных, преду­смотренных Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. оснований для отказа (например, научно-исследовательский проект имеет непосредственное значение для разведки и разра­ботки природных ресурсов).

Государства и международные организации, осуществляю­щие исследования в исключительной экономической зоне при­брежного государства, обязаны обеспечить право прибрежного государства участвовать в морском научно-исследовательском

1 Анадромные - это виды рыб, которые мигрируют из морей в ре­ки для нереста (лосось, горбуша, нерка, кета и др.); катадромные - это виды рыб, мигрирующих из рек в море (речной угорь).

Глава 21. Международное морское право

проекте, а также предоставить по его просьбе информацию о результатах исследования.

Живые и неживые ресурсы исключительной экономической зоны РФ находятся в ведении Российской Федерации. Регули­рование деятельности по разведке и разработке таких ресурсов и их охране - компетенция Правительства РФ (п. 4 ст. 5 Феде­рального закона «Об исключительной экономической зоне Рос­сийской Федерации»).

Специально уполномоченные федеральные органы испол­нительной власти с учетом предложений органов испрлнитель-ной власти субъектов РФ, территории которых прилегают к морскому побережью, разрабатывают правила промысла и дру­гих видов использования живых ресурсов. Эти правила и общие допустимые уловы живых ресурсов подлежат утверждению Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ утверждаются таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный унич­тожением, незаконным выловом или добычей водных биологи­ческих ресурсов во внутренних рыбохозяйственных водоемах, территориальных водах, на континентальном шельфе, в исклю­чительной экономической зоне РФ, а также запасов анадром-ных видов рыб, образующихся в реках России, за пределами ее исключительной экономической зоны, до внешних границ эко­номических и рыболовных зон. иностранных государств.

Разведка и разработка неживых ресурсов производится на основании лицензий, выдаваемых специально уполномочен­ным федеральным органом исполнительной власти по вопро­сам геологии и использованию недр.

Права и обязанности других государств. Все государства, включая не имеющие выхода к морю, в исключительной эко­номической зоне пользуются свободой судоходства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов. Использование исключи­тельной экономической зоны в указанных целях осуществляет­ся в соответствии с международно-правовыми нормами, регу­лирующими такую деятельность (судоходство в открытом море, прокладка кабелей и трубопроводов на дне морей и океанов).

Государства при осуществлении своих прав и обязанностей в экономической зоне должны учитывать права и обязанности прибрежного государства, соблюдать принятые им законы и правила, а прибрежное государство обязано учитывать права и обязанности других государств.

§ 7. Континентальный шельф

Континентальный шельф

Правовое понятие континентального шельфа не совпадает с его геоморфологической характеристикой. По своему строению (рельефу) морское дно имеет такие части, как подводная окраи­на материка и ложе океана. Подводная окраина материка, в свою очередь, включает материковую отмель (шельф), матери­ковый склон и материковое подножие. Таким образом, шельф - это окаймляющая материк отмель до резкого измене­ния рельефа морского дна, т. е. до склона. Глубины внешней границы шельфа обычно составляют 100-200 м, но в отдельных районах могут быть и значительно больше - до 1500-2000 м.

Правовое определение континентального шельфа и характе­ристика его правового режима содержатся в ч. VI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В Конвенции о континенталь­ном шельфе 1958 г. внешняя граница континентального шель­фа была не четко установлена. Ее пределы ставились в зависи­мость от технических возможностей каждого государства.

На III Конференции ООН по морскому праву государства попытались устранить неопределенность в установлении внеш­ней границы континентального шельфа. В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. континентальный шельф определяется с учетом конфигурации морского дна. В основу установления его внешней границы положен внешний предел подводной ок­раины материка.

Этот же принцип зафиксирован в Федеральном законе от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Фе­дерации».

Согласно ст. 76 Конвенции континентальный шельф при­брежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его террито­риального моря на всем протяжении естественного продолже­ния его сухопутной территории до внешней границы подвод­ной окраины материка.

Это, по"существу, первый и. основной вариант установления внешнего предела континентального шельфа. Другие зависят от того, насколько удалена внешняя граница подводной окраины материка.

Согласно второму варианту государство вправе установить континентальный шельф протяженностью в 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территори-

Глава 21. Международное морское право

ального моря, если внешняя граница подводной окраины мате­рика не простирается на такое расстояние.

Третий вариант используется, когда подводная окраина ма­терика простирается более чем на 200 морских миль от исход­ных линий, от которых отсчитывается ширина территориально­го моря. В этом случае у государства есть выбор: внешняя гра­ница континентального шельфа должна находиться либо не далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ши­рина территориального моря, либо не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей глубины в 2500 м).

Если континентальный шельф примыкает к территориям двух государств и более, граница континентального шельфа, принадлежащего каждому государству, определяется на основе соглашения между ними. Так, были заключены соглашения: в 1965 и 1967 гг. между СССР и Финляндией о разграничении континентального шельфа в Финском заливе и в северо-вос­точной части Балтийского моря; в 1969 г. между СССР и Поль­шей - в Гданьском заливе; в 1968 г. между Югославией и Ита­лией - в Адриатическом море; в 1970 г. между ФРГ, Данией и Нидерландами - в Северном море.

Данные о границах континентального шельфа государства направляют в Комиссию по границам континентального шель­фа, созданную в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву.

Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. «О порядке утверждения перечней географических координат точек, определяющих линии внешних границ континентального шельфа Российской Федерации» предусматривается необходи­мость проведения работ для обоснования географических коор­динат точек, определяющих линии внешних границ континен­тального шельфа РФ. Утвержденные Правительством перечни координат публикуются в «Извещениях мореплавателям». На их основе издаются карты с указанием внешних границ континен­тального шельфа РФ. Копии перечней координат и копии карт направляются в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву на хранение Генеральному секретарю ООН.

Проблема разграничения континентального шельфа нередко вызывает споры между государствами. Они должны решаться путем переговоров или с применением иных мирных средств, в

§ 7. Континентальный шельф

том числе путем обращения в Международный Суд ООН, кото­рый принимает к рассмотрению и решает такого рода споры.

Правовой режим. Он определяется Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и соответствующими ей законодатель­ными актами государств. Прибрежное государство осуществля­ет над континентальным шельфом суверенные права в целях разведки и разработки его природных ресурсов (ст. 77). Права признаются исключительными в том смысле, что если при­брежное государство не ведет разведки и не разрабатывает при­родных ресурсов континентального шельфа, то никто другой не может этого делать без его определенно выраженного согласия.

Природные ресурсы включают минеральные и иные нежи­вые ресурсы поверхности и недр морского дна, а также живые организмы «сидячих видов», т. е. те организмы, которые в над­лежащий с промысловой точки зрения период своего развития либо прикреплены к морскому дну, либо могут передвигаться только по морскому дну или в его недрах.

Таким образом, для прав прибрежного государства в отно­шении континентального шельфа характерны два основных признака: 1) целевой характер - разведка и разработка природ­ных ресурсов; 2) исключительность, т. е. бесспорная принад­лежность данному прибрежному государству.

В целях разведки и разработки государство вправе возводить на континентальном шельфе сооружения и иные установки. Оно может создавать вокруг них зоны безопасности радиусом в 500 м. Сооружения и установки находятся под юрисдикцией прибрежного государства. Ни сооружения, ни зоны безопасно­сти вокруг них не должны быть помехой на обычных морских путях, имеющих существенное значение для международного судоходства.

Права прибрежного государства не затрагивают ни статуса покрывающих вод как исключительной экономической зоны или открытого моря, ни статуса воздушного пространства над ними. Разведка и разработка континентального шельфа не Должны создавать помех для использования этих территорий в Целях судоходства, промысла, океанографических и иных ис­следований, охраны живых ресурсов, осуществления воздуш­ных сообщений.

Исследования на континентальном шельфе могут осуществ­ляться с согласия прибрежного государства. Однако прибреж­ное государство, как правило, не должно отказывать в своем

8 Международное право

Глава 21. Международное морское право

согласии, если просьба исходит от обладающего надлежащей квалификацией учреждения для проведения чисто научного ис­следования физических или биологических свойств континен­тального шельфа. Все государства имеют право прокладывать на континентальном шельфе подводные кабели и трубопрово­ды. Трассы для прокладки трубопроводов определяются по со­гласованию с прибрежным государством.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. закрепляет бо­лее широкий, чем прежде (в Конвенции 1958 г.), круг прав и обязанностей прибрежного государства в отношении континен­тального шельфа. Например, согласно ст. 82, при разработке неживых ресурсов континентального шельфа за пределами 200 миль государства обязаны производить отчисления или взносы натурой. Взносы и отчисления вносятся ежегодно, на­чиная с шестого года (т. е. в первые 5 лет разработки государст­ва от отчислений освобождаются). Размер отчислений или взноса за шестой год составляет 1% стоимости или объема про­дукции на участке; он увеличивается на 1% каждый год до две­надцатого года, а затем в последующие годы составляет 7%. От­числения производятся через Международный орган по мор­скому дну, который распределяет их между государствами - участниками Конвенции на основе принципа справедливости.

В соответствии с ч. 2 ст. 67 Конституции Российская Феде­рация на континентальном шельфе, как и в исключительной экономической зоне, обладает суверенными правами и осуще­ствляет юрисдикцию в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Согласно Федеральному закону «О континентальном шель­фе Российской Федерации» Российская Федерация осуществ­ляет:

1) суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и живых ресурсов;

2) исключительное право разрешать и регулировать" буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;

3) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусст­венных островов, установок и сооружений;

4) юрисдикцию в отношении морских научных исследова­ний, защиты и сохранения морской среды, прокладки и экс­плуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации (ст. 5).

§ 8. Открытое море

Компетентные органы РФ в установленном законом поряд­ке выдают разрешение на использование ресурсов континен­тального шельфа юридическим и физическим лицам.

Российская Федерация, осуществляя суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, не препятствует осуществлению судоходства, иных прав и свобод других госу­дарств, предусмотренных Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и другими нормами международного права.

Открытое море

В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. отсутствует определение открытого моря. Вместе с тем, согласно ст. 86, по­ложения ч. VII Конвенции, посвященной открытому морю, применяются ко всем частям моря, которые не входят ни в ис­ключительную экономическую зону, ни в территориальное мо­ре или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипе-лажные воды государства-архипелага.

Эту формулу можно использовать при определении откры­того моря. Однако следует отметить отсутствие в ней указания на такую важную деталь: открытое море - это не просто часть моря, а его водная часть, поскольку дно морей и океанов имеет особый правовой статус.

Перечисленные в ст. 86 морские пространства, за пределами которых находится открытое море, можно объединить в терри­торию, на которую распространяется национальная юрисдик­ция прибрежных государств: в полном объеме (суверенитет) - на внутренние и архипелажные воды и на территориальное мо­ре; в установленном нормами международного права объеме - на исключительную экономическую зону. В Конвенции им по­священы самостоятельные разделы.

Иногда исключительную экономическую зону считают ча­стью открытого моря, «где право на свободу открытого моря действует с изъятиями в пользу функциональных прав при­брежных государств» 1 .

Такой подход не согласуется с необходимостью четкого оп­ределения правового режима различных морских пространств.

Открытое море - это водная часть морского пространства, находящаяся за пределами национальной юрисдикции, откры-

Курс международного права. Т. 5. С. 43.

Глава 21. Международное морское право

тая для использования всеми государствами на основе норм ме­ждународного права.

Правовой режим. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. открытое море свободно для всех госу­дарств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю (внутриконтинентальных).

Государства, не имеющие выхода к морю, должны иметь доступ к морю. С этой целью они заключают соглашения с го­сударствами, имеющими выход к морю, о транзите через их территорию, доступе к морским портам и их использовании.

Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

Режим свободы открытого моря включает: а) свободу судо­ходства; б) свободу полетов; в) свободу прокладки подводных кабелей и труболроводов; г) свободу возведения искусственных островов и других установок; д) свободу рыболовства и про­мысла; е) свободу научных исследований.

Каждое государство обязано осуществлять эти свободы с учетом требований норм международного права и интересов других государств.

Свобода судоходства означает, что каждое государство, как прибрежное, так и не имеющее выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море.

Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они вправе плавать. Порядок и условия предоставле­ния своей национальности судам, регистрации судов и предос­тавления права плавать под флагом того или иного государства определяются внутригосударственным законодательством, что оформляется соответствующими документами. Между государ­ством и судном, которое несет его флаг, должна быть реальная связь. В практике международного морского судоходства неред­ко использование «удобного» флага. Имеются в виду случаи, когда судно принадлежит компании, зарегистрированной в од­ном государстве, а плавает под флагом другого. Такое положе­ние объясняется тем, что некоторые государства предусматри­вают упрощенный или льготный режим регистрации, предос­тавления права на флаг, эксплуатации судна (Либерия, Панама, Мальта и др.).

В открытом море судно подчиняется исключительной юрис­дикции государства, флаг которого оно несет. Государство осу­ществляет в административных, технических и социальных во-

§ 8. Открытое море

просах свою юрисдикцию и контроль в отношении судов, ка­питана и экипажа, ведет регистр судов, принимает меры для обеспечения безопасности мореплавания, организует квалифи­цированное расследование каждой серьезной аварии или иного навигационного инцидента в открытом море с участием пла­вающего под его флагом судна. Уголовное или дисциплинарное преследование против капитана или другого члена экипажа мо­жет быть возбуждено только перед судебными или администра­тивными властями государства флага.

Конвенция предусматривают ряд исключений из указанного принципа. Военный корабль вправе подвергнуть осмотру ино­странное судно, если есть разумные основания подозревать, что судно: 1) занимается пиратством; 2) занимается работор­говлей; 3) занимается несанкционированным радио- и телеве­щанием; 4) не имеет национальности; 5) в действительности имеет ту же национальность, что и военный корабль, хотя на нем поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг.

Кроме того, акт вмешательства возможен, если он основан на правилах, установленных международными договорами.

Например, Международной конвенцией по охране подвод­ных телеграфных кабелей 1884 г. предоставлено право военным кораблям преследовать и останавливать суда, подозреваемые в разрыве или повреждении телеграфного кабеля, проверять на­циональную принадлежность судна, составлять протокол о до­пущенном судном нарушении.

Возможно также преследование «по горячим следам» ино­странного судна, если есть достаточные основания считать, что оно нарушило законы и правила прибрежного государства в во­дах, находящихся под его юрисдикцией. Условием для осущест­вления преследования в открытом море военным кораблем или военным летательным аппаратом прибрежного государства яв­ляется его непрерывность, т. е. оно должно быть начато в мор­ских пространствах, на которые распространяется юрисдикция этого государства, и продолжено в открытом море. Такое пре­следование прекращается, как только преследуемое судно вой­дет в территориальное море своего или иного государства.

Какие-либо акты вмешательства в открытом море в отноше­нии военных судов и государственных судов, состоящих на не­коммерческой службе, недопустимы.

Глава 21. Международное морское право

В целях обеспечения безопасности судоходства и защиты иных интересов государств международно-правовыми нормами предусматривается ряд мер по предотвращению и пресечению некоторых противоправных действий.

Каждое государство, согласно Конвенции 1982 г., обязано принимать эффективные действия по предотвращению пере­возки рабов на судах, имеющих право плавать под его флагом (ст. 99).

Конкретные меры предусмотрены по пресечению такого преступления, как пиратство. Под пиратством понимается лю­бой неправомерный акт насилия, задержания или грабежа част­новладельческих судов или летательных аппаратов в открытом море, направленный против другого судна или летательного ап­парата либо против лиц или имущества, находящихся на борту.

Любое государство может захватить пиратское судно или пи­ратский летательный аппарат в открытом море или другом мес­те вне юрисдикции какого бы то ни было государства, аресто­вать находящихся на этом судне или летательном аппарате лиц и захватить находящееся на нем имущество (ст. 105 Конвенции по морскому праву). Судебные органы государства, совершив­шего захват, могут выносить постановления о наложении нака­заний и определять меры, которые должны быть приняты в от­ношении таких судов, летательных аппаратов или имущества.

Все государства обязаны сотрудничать в пресечении незакон­ной торговли наркотическими и психотропными веществами, осу­ществляемой судами в открытом море. Если государство имеет основание считать, что судно, плавающее под его флагом, зани­мается незаконной торговлей наркотическими или психотроп­ными веществами, оно может просить другие государства о со­трудничестве в пресечении такой незаконной торговли.

Государства сотрудничают также в пресечении несанкциони­рованного вещания из открытого моря. Несанкционированное вещание означает передачу звуковых радио- или телевизионных программ с судна или установки в открытом море, предназна­ченных для приема населением, в нарушение международных правил регулирования электросвязи, распределения радиочас­тот и др. Передача сигналов бедствия не может расцениваться как несанкционированное вещание.

Лицо, занимающееся несанкционированным вещанием, мо­жет быть привлечено к ответственности в суде: а) государства флага судна; б) государства регистрации установки; в) государ-

Литература

Литература

Аджаров К. А. Мировой океан: правовой режим. Краснодар, 1983.

Барсегов Ю. Г. Концепция «общего наследия человечества» в международном морском праве (теоретические вопросы) // Со­ветский ежегодник международного права. 1984. М., 1986.

Бекяшев К. А., Сапронов В. Д. Мировое рыболовство: вопро­сы международного сотрудничества. М., 1990.

Головатый С. 77. 200-мильная экономическая зона в Миро­вом океане (международно-правовые проблемы). Киев, 1984.

Клименко Б. М. Международно-правовой режим глубоковод­ного морского дна и его ресурсов // Советское государство и право. 1989. № 4.

Коломбос Д. Международное морское право. М., 1973.

Лазарев М. И. Теоретические вопросы современного между­народного морского права. М., 1983.

Мировой океан и международное право: Основы современ­ного правопорядка в Мировом океане / Отв. ред. А. Мовчан, А. Янков. М., 1986.

Мовчан А. 77. Конвенция ООН по морскому праву - вклад в прогрессивное развитие международного права // Советский ежегодник международного права. 1982. М., 1983.

Молодцов С. В. Международное морское право. М., 1987.

Словарь международного морского права / Отв. ред. Ю. Г. Бар­сегов. М., 1985.

Шинкарецкая Г. Г. Международно-правовые аспекты дели­митации морских пространств // Советский ежегодник между­народного права. 1984. М., 1986.

Яковлев И. И. Международный орган по морскому дну. М., 1986.

Исключительной экономической зоной называется район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, который подпадает иод специальный правовой режим, определенный Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Ширина исключительной экономической зоны не может превышать 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Федеральный закон от 17.12.1998 № 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" определяет статус исключительной экономической зоны Российской Федерации, суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации в ее исключительной экономической зоне и их осуществление в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Довольно острым является вопрос о разграничении исключительных экономических зон между противолежащими или смежными государствами. В соответствии с Конвенцией 1982 г. делимитация исключительной экономической зоны между государствами с противолежащими или смежными побережьями осуществляется путем соглашения. До достижения соглашения эти государства должны прилагать все усилия для заключения временного соглашения практического характера, а если этого достичь в разумные сроки не удается, то заинтересованные государства прибегают к процедурам, предусмотренным в части XV Конвенции 1982 г. ("Урегулирование споров"),

В исключительной экономической зоне прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения живых и неживых ресурсов, а также юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований и охраны морской среды. Другие государства в исключительной экономической зоне пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки кабелей и трубопроводов и иными свободами, связанными с деятельностью в морс (п. 1 ст. 58 Конвенции). В исключительной экономической зоне применяется положение, согласно которому никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

В целях осуществления своих суверенных прав в исключительной экономической зоне прибрежное государство может принимать такие меры, как арест, досмотр, инспекцию и судебное разбирательство, которые могут быть необходимы для обеспечения соблюдения законов, принятых им в соответствии с Конвенцией 1982 г. Для создания в исключительной экономической зоне в хозяйственных целях сооружений и установок иностранным государствам необходимо получить соответствующее разрешение прибрежного государства.

Осуществляя свое право на создание и использование искусственных островов, установок и сооружений, прибрежное государство должно давать оповещение и следить за исправностью оборудования, которое отвечает за такое оповещение. При прекращении необходимости в таких сооружениях и установках прибрежное государство должно убрать их для обеспечения безопасности судоходства. Вокруг таких установок возможно установление зон безопасности , в которых применяются необходимые меры для обеспечения безопасности как судоходства, так и самих искусственных островов, установок и сооружений.

Существует ограничение, согласно которому вокруг искусственных островов, установок и сооружений не может быть установлена зона безопасности по причине создания помех для использования признанных морских путей, которые имеют существенное значение для международного судоходства. Искусственные острова, установки и сооружения не обладают статусом островов, и следовательно, их наличие не влияет на границы территориального моря, исключительной экономической зоны или континентального шельфа.

Суверенные права прибрежного государства в исключительной экономической зоне в целях разведки, разработки и сохранения живых природных ресурсов заключаются в том, что без согласия прибрежного государства другие государства не могут использовать эти ресурсы. Прибрежное государство имеет право принимать непротиворечащие Конвенции 1982 г. законы и правила относительно использования живых ресурсов.

Государство определяет для своих и иностранных судов районы и сроки промысла в исключительной экономической зоне, общий допустимый вылов живых ресурсов по районам и видам. В национальных правилах рыболовства закреплены основные виды промысловых рыб, квота вылова конкретных видов. Специально уполномоченными государственными органами выдаются специальные разрешения – лицензии на промысел живых ресурсов. Оригинал этой лицензии должен быть на каждом судне в процессе ведения рыбного промысла и не может передаваться третьей стороне.

В Конвенции 1982 г. закрепляется обязанность прибрежного государства содействовать оптимальному использованию живых ресурсов своей исключительной экономической зоны, что предполагает обязанность предоставления иностранным государствам допуска к остаткам допустимого улова. Также прибрежное государство обязано принимать надлежащие меры по защите и сохранению живых ресурсов и предотвращать чрезмерную эксплуатацию живых ресурсов в исключительной экономической зоне.

Промысел далеко мигрирующих видов рыб в исключительной экономической зоне по общей практике регулируется соответствующими международными соглашениями. Прибрежное государство, в водах которого запасы катадромных видов рыб проводят большую часть своего жизненного цикла, несет ответственность за управление этими запасами и обеспечивает мигрирующим видам рыб доступ в свои воды и выход из них.

В тексте Конвенции 1982 г. режим исключительной экономической зоны охватывает все ее природные ресурсы, по фактически он распространяется только на живые природные ресурсы. Согласно ст. 56 Конвенции права, изложенные в этой статье в отношении морского дна и его недр, осуществляются в соответствии с частью VI Конвенции ("Континентальный шельф").

  • Зоны безопасности устанавливаются не более чем на 500 м вокруг сооружения.

Это район моря, расположенный за официальной морской территорией страны, но прилегающий к ней в ширину вплоть до 200 . Отсчет расстояния ведется по тем же границам, по которым рассчитывается ширина официального морского пространства. Исключительная экономическая зона РФ имеет в настоящее время такие же права и обязанности, какие приняты на прибрежной территории, и предусмотрены федеральным законом страны, международным договором, и нормативами, указанными в международном праве.

Понятие исключительной экономической зоны применимо ко всем островам этой территории, исключая места, непригодные для жизни людей, и осуществления хозяйственных работ. Определение внутренней границы этой территории осуществляется по внешним параметрам морских пределов страны. Расстояние до наружной границы определяется по ширине, не превышающей 200 миль (в морском исчислении).

Права прибрежных территорий

Государство, расположенное в пределах таких зон, имеет правовой режим исключительной экономической зоны РФ, в котором предусмотрено осуществление таких видов деятельности как:

1) Разведка, разработка, сохранение и приумножение живых ресурсов природы и полезных ископаемых, расположенных в воде, покрывающих дно моря, на самом дне, и в недрах местного морского дна. А так же распоряжение всеми ресурсами отмеченной территории по своему усмотрению, в соответствии с законодательством страны.

2) Создание искусственных островных территорий со всеми юридическими правами, установка на них сооружений для научной, а так же внутренней исследовательской деятельности. Делается это и в целях защиты и дальнейшего сохранения естественной среды морских вод и всего в них обитающего.

Это значит, что государство, занимающее исключительную экономическую территорию, имеет суверенные права целевого назначения. Вести исследовательскую или разведывательную деятельность в этой местности можно только с разрешения администрации прибрежного государства, являющегося представителем власти на этой территории.

Разрешение на создание каких-либо искусственных островов, исследовательских установок или иных сооружений для научной и промысловой деятельности оговаривает место их расположения, которое не должно создавать никаких препятствий на пути признанных международных судовых путей. Тем не менее, безопасные зоны вокруг таких сооружений обязательно должны быть ограничены разумными пределами, не менее 500 метров.

Обязанности властей прибрежных государств

В обязанности власти прибрежного государства входит контроль над состоянием живых ресурсов, их охрана, и регулировка эксплуатации. Для осуществления этого обязательства ежегодно рассчитывается объем допустимого улова на оговоренной зоне.

Власти прибрежного государства обязаны постоянно и тщательно контролировать не только общее количество (объем), но и видовую принадлежность пойманной рыбы. В случае назревающей опасности значительного сокращения того или иного вида, законодательство РФ об исключительной экономической зоне предоставляет полное право самостоятельного наложения запрета на ловлю исчезающих видов, и строго контроля над исполнением всех пунктов соглашения.

По необходимости прибрежные государства обязаны обратиться в международные организации, с просьбой принять меры по надзору за пределами принадлежащей им официально территории, так многие виды рыб и морских животных могут мигрировать на большие расстояния.

Представители других государств обязаны учитывать приоритетные права официально обозначенного прибрежного государства, примыкающего к исключительной экономической зоне.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш