1 рынок регулирует отношения в сфере. Административно-правовое регулирование отношений в сфере потребительского рынка ким елена витальевна. Административно- правовое регулирование системы управления потребительским рынком в России и в зарубежных странах

06.06.2022

Тест по обществознанию Рыночные отношения в экономике 11 класс с ответами. Тест состоит из 3 частей (в части 1 — 10 заданий, в части 2 — 4 задания, в части 3 — 2 задания).

Часть 1

1. Тип рынка, который определяет цены, а продавцы и покупатели вынуждены принимать их как данное, называется

1) конкурентным
2) несовершенным
3) централизованным
4) плановым

2. К признакам рынка не относится

1) нерегулируемое предложение
2) нерегулируемый спрос
3) нерегулируемая цена
4) нерегулируемое налогообложение

3. В условиях рыночной экономики по мере увеличения цены объём спроса

1) увеличивается
2) уменьшается
3) остается прежним
4) регулируется государством

4.

А. Признаком свободного рынка является регулируемый государством доступ на рынок производителя товаров и услуг.
Б. Признаками свободного рынка являются регулируемые местными органами власти спрос и предложение.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

5. Верны ли следующие суждения о свободном рынке?

А. Признаком свободного рынка является неограниченное число участников.
Б. Признаком свободного рынка являются регулируемые государством цены.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

6. Какое положение из перечисленных не является признаком рыночной экономики?

1) господствующее положение занимает частная собственность
2) принятие решений по тому, в какой области должны быть применены имеющиеся ресурсы, происходит децентрализованно, предпринимателю гарантируется свобода деятельности
3) государство вмешивается в экономику в минимальной степени и только с помощью правовых норм
4) главным механизмом экономики является регулирование цен

7. Соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющихся у них экономических ресурсов называется

1) кооперацией
2) конкуренцией
3) корпорацией
4) монополией

8.

А. В рыночной экономике господствующее положение занимает частная собственность.
Б. Главным механизмом рыночной экономики является регулирование цен.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

9. Отметьте положение, характерное для командной экономики.

1) преобладание натурального хозяйства
2) жёсткое регулирование государством производства, обмена и распределения
3) производитель сам решает, что и как производить
4) потребитель сам решает, что и сколько покупать

10. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?

А. Для рыночной экономики характерно преобладание натурального хозяйства.
Б. Для рыночной экономики характерно строгое государственное планирование производства всех видов товаров.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Часть 2

1. Установите соответствие между понятиями и их определениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Понятия

А) рынок
Б) цена
В) спрос

Определения

1) координатор всей рыночной экономики, согласовывающий решения продавцов и покупателей на рынке
2) совокупность экономических отношений, касающихся купли-продажи товаров и услуг
3) конкретные товары и услуги, которые потребитель выбирает и за которые он готов платить определённую цену

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «рыночная экономика».

Конкуренция, монополия, спрос, предложение, цена.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

3. Найдите в приведённом ниже списке признаки свободного рынка и выпишите цифры, под которыми они указаны.

1) неограниченное число участников рынка
2) регулируемый государством спрос
3) нерегулируемая цена, устраивающая спрос и предложение
4) мобильность трудовых и финансовых ресурсов
5) регулируемый доступ на рынок для производителей товаров

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Рыночной экономике присущи следующие признаки:
— господствующее положение занимает частная собственность, то есть собственность, принадлежащая частным и юридическим лицам, которые на ее основе осуществляют __________(А). При этом допускается существование государственной __________(Б), но лишь в тех сферах, где частная собственность не слишком эффективна;
— принятие решений по тому, в какой области должны быть применены имеющиеся __________(В), происходит децентрализованно, то есть самими частными собственниками;
— предпринимателю гарантируется __________(Г) в его деятельности;
— государство вмешивается в __________(Д) в минимальной степени и только с помощью воздействия правовыми нормами;
— главными механизмами рыночной экономики являются свободная __________(Е), спрос и предложение, цена.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) конкуренция
2) экономика
3) ресурс
4) свобода
5) собственность
6) производство
7) монополия

Запишите под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Часть 3

1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «История рынка ценных бумаг в России и за рубежом». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два и более детализированы в подпунктах.

2. Темы для мини-сочинения

1) «И конкуренция, и планирование теряют свою силу, если их использовать в урезанном виде» (Ф.А. фон Хайек).

2) «Рынки, так же как и парашюты, срабатывают только в том случае, если они открыты» (Х. Шмидт).

3) «Слон — это мышь, изготовленная по правительственному заказу» (Р. Хайнлайн).

4) «Не налагать руку на самодеятельность, а развивать её, создавая благоприятные для её применения условия, — вот истинная задача государства в народном хозяйстве» (С.Ю. Витте).

Ответы на тест по обществознанию Рыночные отношения в экономике 11 класс
Часть 1
1-1
2-4
3-2
4-4
5-1
6-4
7-2
8-1
9-2
10-4
Часть 2
1. 213
2. Монополия
3. 134
4. 653421

Введение

ГЛАВА 1. Сущность и правовая природа потребительского рынка в России 16

1.1. Понятие, структура и общая характеристика потребительского рынка 16

1.2. Административно- правовое регулирование системы управления потребительским рынком в России и в зарубежных странах 30

1.3. Административно-правовой статус субъектов потребительского рынка 63

ГЛАВА 2. Совершенствование механизма правового регулирования в сфере потребительского рынка 76

2.1. Реализация мер административно-правового воздействия в сфере потребительского рынка 76

2.2. Защита прав субъектов потребительского рынка: проблемы совершенствования административно-правового регулирования 102

2.3. Основные направления и пути совершенствования административно-правового механизма регулирования отношений в сфере потребительского рынка 127

Заключение 152

Библиографический список использованной литературы 156

Приложение 178

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. В связи с проводимой административной реформой осуществляется совершенствование механизма правового регулирования сферы потребительского рынка, в силу чего происходят функциональные изменения в деятельности органов- исполнительной власти, осуществляющих контроль в данной сфере, что в значительной степени требует проведения глубокого научного исследования состояния и перспектив административно-правового регулирования потребительского рынка в современных условиях. Главная тенденция развития административной реформы в сфере потребительского рынка, обусловленная общей направленностью на дебюрократизацию экономики, - повышение эффективности административно-правового воздействия при уменьшении объема административного регулирования и возрастанием роли гражданско-правового регулирования данной сферой. Полагаем, что следует отстаивать право государства осуществлять контроль качества и безопасности товаров и услуг в противовес распространенным концепциям, в основе которых «выделение как обязательных, так и необязательных требований по линиям качества и безопасности, когда рынок контролирует первое, а государство-второе»1.

Административно-правовое регулирование в сфере потребительского рынка призвано обеспечить достижение поставленных перед государством целей: обеспечить «высокий уровень жизни в стране, жизни безопасной, свободной и комфортной... значительный рост благосостояния граждан...», «опережать другие страны и в темпах роста, и в качестве товаров и услуг», поскольку «для того, чтобы страна стала сильной и богатой, необходимо сделать все для нормальной жизни каждого человека, человека, создающего качественные товары и услуги, создающего культурное достояние державы»2.

Поставленные цели учитывают необходимость защиты прав и законных интересов всех субъектов потребительского рынка - и покупателей, и продавцов, подчеркивая значимость сферы, в которой задействовано практически все население России и государство не может остаться в стороне от регулирования отношений в столь важной сфере, но с учетом требования - «власть не должна злоупотреблять имеющимися у нее административными рычагами»3.

Актуальность темы находит свое подтверждение фактами, свидетельствующими о бесспорной тенденции поступательного развития потребительского рынка в последние годы: в Хабаровском крае оборот розничной торговли в 2003 г. по сравнению с 2002 г. увеличился на 20 %, в 2004 г. по сравнению с 2003 г. - на 28 %4, за первый квартал 2005 г..- на 29, 5 % в сравнении с тем же периодом 2004 г.5 Такая же ситуация наблюдается в сфере общественного питания и бытового обслуживания населения Хабаровского края. В абсолютных цифрах жители г. Хабаровска в 2003 году потратили на 4,9 миллиарда рублей больше, чем в 2002 году, а в 2004 году - на 3,7 миллиарда больше, чем в 2003. Такая тенденция сохраняется и в 2005 г. При этом за первый квартал 2005 г. в результате проверок, проведенных контролирующими органами выявлены грубые нарушения правил торговли в 267 из 850 осмотренных торговых предприятий, а за тот же период 2004 года - 259, 2003 г. - 222 из 850 осмотренных торговых предприятий. Таким образом, проводимая административная реформа, внося элементы совершенствования административно-правового регулирования сферы потребительского рынка, тем не менее, не решает основной задачи сни жения уровня правонарушений в сфере потребительского рынка посредством административно-правового воздействия.

Введенное и применяемое во многих значениях понятие «потребительский рынок» не определено с точки зрения правового содержания и требует уточнения. Также неоднородны по своей природе и отношения торгового оборота. В этих условиях «регулирование потребительского рынка требует эффективного сочетания рыночных рычагов и административных методов воздействия на поведение субъектов потребительского рынка с целью достижения экономического и социального равновесия потребительского рынка, обеспечения социальной стабильности в обществе» .

Хотя гражданско-правовая ответственность остается основным видом ответственности относительно правоотношений в сфере потребительского рынка, повышение их качественного уровня, применение профилактических мер по предупреждению нарушения прав потребителей - наиболее слабого субъекта в системе правоотношений в сфере потребительского рынка, - связано с усилением административной ответственности продавцов товаров и производителей услуг на фоне совершенствования законодательства.

Основным и постоянным фактором в построении механизма рыночных отношений является организующая и контролирующая роль государства: государство устанавливает определенный режим для реализации товаров, призванный обеспечивать возможность контроля и надзора со стороны государственных органов над процедурой реализации товаров с целью обеспечения защиты прав потребителей, установления и поддержания определенного порядка в обществе при реализации товаров, а также осуществления собственных экономических и финансовых интересов. Такой режим в сфере торговли и предоставле -ния услуг регулируется административно-правовыми нормами и обеспечивает ся прежде всего административной ответственностью.

«Государственное регулирование торговой деятельности определяется созданием механизма рыночного взаимодействия органов исполнительной власти всех уровней и субъектов торговой деятельности. Вместе с тем участие органов государственного управления в регулировании процессов на потреби-тельском рынке в настоящее время необоснованно снижено» . Актуальность настоящего исследования обусловливает анализ потенциальных путей совершенствования правовой базы, в основе которых усиление системы государственного контроля за соблюдением действующего законодательства в сфере потребительского рынка путем повышения уровня координации и взаимодействия контрольных, надзорных, правоохранительных органами, отраслевых структур органов исполнительной власти.

Комплексный характер общественных отношений в сфере потребительского рынка, где помимо выраженных гражданско-правовых отношений проявляются властно-организационные функции органов исполнительной власти, нацеленные на установление, контроль и охрану определенного порядка (режима) в сфере отношений по продаже товаров, производству и продаже услуг и работ, защиту прав потребителей в правоотношениях с продавцом административно-правовыми средствами, а также прав продавца - юридического лица или индивидуального предпринимателя, как участника административно-правовых отношений, при проведении государственного контроля (надзора), актуализирует научное осмысление правового регулирования в сфере потребительского рынка. Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования связана с потребностью в уменьшении негативных тенденций в сфере реализации прав субъектов потребительского рынка при условии повышения эффективности и действенности административно-правового воздействия на него посредством совершенствования системы управления потребительским рынком России.

Степень научной разработанности проблемы. До настоящего времени в науке административного права не предпринимались попытки комплексного изучения административно-правового регулирования сферы потребительского рынка. В целом отдельные вопросы управления потребительским рынком России решались на основе общих подходов к теории государственного управления, разработанных известными юристами - С.С. Алексеевым, А.П. Алехиным, В.В. Безбахом, В.И. Еременко, А.Я. Капустиным, Л.Л. Поповым, В.К. Пучин-ским, А.А. Савостиным, К.Ю. Тотьевым, Г.В. Хомерики и др. Следует отметить работы А.Б. Куликова, В.Н. Ткачева, посвященных вопросам управления сферой потребительского рынка. Некоторые аспекты правового регулирования государственной политики в сфере потребительского рынка рассмотрены: в частности, в трудах С.М.Зырянова, М.И. Никулина, Н.М. Тюкаловой, - выявление правонарушений в сфере потребительского рынка; В.В. Левицкого, - правовой статус потребителя; В.Н. Ульяновой - административно-правовые аспекты регулирования отношений в сфере потребительского рынка, юридическая природа потребительского рынка; О.А. Черновой - административная организация государственного регулирования качества продовольственных товаров и др.

Долгое время отечественная юридическая наука не обращалась к изучению потребительского рынка с точки зрения административно-правового регулирования данной сферы общественных отношений. Проблемами функционирования потребительского рынка занимались экономисты, социологи, психологи, а правоведы - лишь с середины 90-х годов XX века. Однако и сегодня преобладающим является значение понятия «потребительский рынок», определенное в экономическом, а не юридическом, аспекте, что отражает широту разработанности темы с экономической точки зрения и отсутствие глубоких исследований в плане юридическом, хотя тема отличается безусловной практической востребованностью.

Цель и задачи исследования. Основная цель настоящего исследования состоит в выявлении недостатков административно-правового регулирования в сфере потребительского рынка и выработке предложений по совершенствованию управления потребительским рынком России в целях защиты прав субъектов потребительского рынка посредством реализации комплекса административно-правовых средств, что, в конечном счете, должно способствовать повышению качества и эффективности административно-правового регулирования сферы потребительского рынка.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

Исследовать и раскрыть комплексный характер правоотношений в сфере потребительского рынка;

Изучить нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере потребительского рынка, с выявлением положений отдельных нормативных правовых актов, подлежащих изменению в процессе совершенствования законодательства в данной сфере;

Определить юридическое значение понятия «потребительский рынок», юридическую сущность административно-правового регулирования сферы потребительского рынка с выявлением элементов организационно-правового воздействия и административно-правового регулирования отношений в сфере потребительского рынка;

Выявить специфику и особенности административно-правового регулирования сферы потребительского рынка путем исследования принципов деятельности, функций, полномочий и компетенции субъектов управления;

Изучить существующие недостатки правового регулирования сферы потребительского рынка, образующие предпосылки для необходимости эффективного взаимодействия системы государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляющих функции контроля (надзора) в данной сфере, что в итоге повысит уровень правовой защиты потребителя, как наиболее слабого субъекта потребительского рынка;

Обосновать необходимость повышения качества и эффективности административно-правового регулирования сферы потребительского рынка через установление и реализацию мер правового воздействия со стороны соответствующих государственных и муниципальных органов.

Объект исследования. Объектом настоящего диссертационного исследования явились общественные отношения, складывающиеся в связи с управлением потребительским рынком посредством административно-правовых средств.

Предмет исследования. Предметом исследования явились теоретические и практические аспекты управляющего воздействия в сфере потребительского рынка, а также процессы, происходящие в области государственного управления. Особое внимание в работе уделено совершенствованию системы управления потребительским рынком России, усилению государственного контроля за соблюдением действующего законодательства в сфере потребительского рынка путем повышения уровня координации и взаимодействия органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в данной сфере.

Методология и методика исследования. В процессе проведения диссертационного исследования использованы общенаучные методы познания и некоторые специальные методы юридической науки. Базовыми методами исследования явились: диалектический метод, общелогические приемы исследования (анализ и синтез, индукция и дедукция), системный метод, формальнологический и формально-юридический, сравнительно-правовой и статистический методы исследования.

Эмпирическую основу диссертационного исследования составили: анализ структуры административно-правового регулирования, определение юридического значения определения «потребительский рынок» и сущности административно-правовой организации, анализ принципов и деятельности системы органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере потребительского рынка. Исследовались аналитические, статистические материалы, отражающие результаты правоприменительной деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль за соблюдением потребительского законодательства.

Научная новизна и практическая значимость исследования. Научная новизна исследования заключается:

В определении юридического значения понятия «потребительский рынок» с учетом всех его существенных признаков;

В предложении вариантов развития административной реформы управления сферой потребительского рынка России с учетом зарубежного опыта и российской специфики в сфере государственного воздействия на данную сферу общественных отношений;

В комплексном освещении основных вопросов управления потребительским рынком, в частности, проблем функционирования системы государственных органов управления потребительским рынком, обеспечения законности в данной сфере правового регулирования, анализа функций и методов, используемых специальными уполномоченными органами.

Диссертация представляет собой опыт изучения проблем административно-правового регулирования сферы потребительского рынка на территории Хабаровского края.

Практическая значимость работы заключается в обосновании выводов и предложений по совершенствованию деятельности контролирующих органов, обеспечивающих защиту прав потребителей:

Совершенствование нормативно-правового регулирования сферы потребительского рынка посредством внесения изменений и дополнений в Закон « О защите прав потребителей», КоАП РФ, Кодекс об административных правонарушениях Хабаровского края;

Дальнейшее совершенствование административно-правового статуса органов, осуществляющих контроль (надзор) в сфере потребительского рынка в России, усовершенствование механизма координации деятельности данных органов в субъектах РФ;

повышение уровня подготовки кадров для органов, осуществляющих контроль (надзор) в сфере потребительского рынка. Для студентов специальности 021100- «Юриспруденция» следует ввести дисциплину «Правовое регулирование потребительского рынка» с целью достижения комплексного освоения учащимися вопросов правового регулирования отношений в сфере потребительского рынка нормами гражданского, гражданского процессуального и административного права.

Положения, выносимые на защиту. Осмысление теоретических вопросов и складывающейся практики в деятельности государственных органов в сфере потребительского рынка позволяет автору представить на защиту ряд выводов и предложений, направленных на совершенствование механизма государственного регулирования в сфере потребительского рынка:

1. Законодательство, регулирующее отношения в сфере потребительского рынка, имеет комплексный характер и в объективно смысле представляет собой межотраслевой институт, объединяющий в себе нормы конституционного, гражданского, административного права.

Основным и постоянным фактором в этой сфере выступает организующая и контролирующая роль государства, которое устанавливает определенный режим для реализации товаров, призванный обеспечивать возможность контроля и надзора за процессом реализации товаров с целью обеспечения защиты прав потребителя, установления и поддержания определенного порядка в обществе в процессе реализации товара, а также осуществления собственных экономических и финансовых интересов. Такой режим устанавливается нормами административного права и обеспечивается мерами административной ответственности, хотя основным видом ответственности относительно правоотношений между продавцом и покупателем является гражданско-правовая ответственность. Следовательно, потребительский рынок является сферой комплексного правового регулирования. Его отношения входят в объект как экономического, так и гражданского оборота. Определение сущности потребительского рынка и в экономическом, и в юридическом значениях связано с механизмом административно-правового воздействия на него и в значительной мере предопределяет эффективность этого воздействия.

Отделение административно-правовых аспектов регулирования отношений в сфере потребительского рынка от гражданско-правовых в той части регулирования торгового оборота, который входит в экономический оборот, возможно осуществить посредством выделения «сводного» - административного потребительского законодательства.

2. Приоритетным направлением в регулировании отношений в сфере потребительского рынка остается защита прав потребителя, как наиболее слабого субъекта в регулируемых отношениях: Одновременно с этим подлежат защите права продавца - юридического лица или индивидуального предпринимателя при проведении мероприятий государственного контроля (надзора), то есть в определенной мере при проведении мероприятий, предупреждающих совершение ими правонарушений в сфере потребительского рынка и направленных на защиту прав потребителя.

Таким образом, цель эффективного управления потребительским рынком сводится к соблюдению прав и законных интересов субъектов потребительского рынка, недопустимости нарушения прав ни одного из них в ходе реализации административно-правового воздействия на данные отношения, что в результате должно обеспечить социальную стабильность в обществе.

3. Реформирование системы государственно-правового регулирования потребительского рынка за последние годы не в полной мере соответствует его быстрой трансформации как объекта управления. В связи с этим для достижения оптимального уровня государственного регулирования и управления в этой сфере необходимо:

Развивать и совершенствовать законодательную базу предпринимательской деятельности, в частности, в сфере рынка потребительских услуг, основа которого, в отличие от товарного потребительского рынка формируется отечественными производителями; сформировать пакет нормативно-инструментальных и методических документов по вопросам функционирования потребительского рынка; совершенствовать организационные структуры и механизмы, обеспечивающие разработку и реализацию комплексной региональной политики в сфере потребительского рынка; проводить систематический мониторинг ситуации на потребительском рынке.

4. Совершенствование правовой базы должно сопровождаться усилением системы государственного контроля над соблюдением действующего законодательства в сфере потребительского рынка путем повышения уровня координации и взаимодействия с контрольными, надзорными, правоохранительными органами, структурами органов исполнительной власти субъектов РФ.

В целях устранения множественности и дублирования в работе контролирующих органов целесообразно создать единый межведомственный орган по контролю над качеством продукции, качеством оказания услуг и выполнением работ. Такой орган мог быть создан на базе Госстандарта России - ведущего органа в областях государственного нормирования качества продукции, обязательной сертификации, государственного контроля качества - что обеспечило бы методическое единство, согласование средств контроля, повысило ответственность и независимость контроля от ведомственного влияния. При соответствующем расширении полномочий, функциями такого органа может обладать со временем Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Помимо вариантов развития реализуемого в ходе реформы направления автор предлагает кардинальную меру, связанную с образование Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей (Роспотребнадзор) в результате выделения из структуры вновь созданной Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека отдела защиты прав потребителей. Оставшиеся подразделения должны образовать Федеральную санитарно-эпидемиологическую службу (Россанэпиднадзор). Осно ваниями подобного предложения выступают следующие факты: действующий Роспотребнадзор на 90% реализует функции санитарно-эпидемиологического надзора, в результате чего собственно правовая защита прав потребителей становится вспомогательной придаточной функцией, реализуемой единственным отделом в структуре территориальных управлений Роспотребнадзора России. Такое положение нивилирует социальную значимость проводимой реформы и негативно скажется на перспективах экономического развития государства, поскольку стабильность и оптимизация потребительского рынка - необходимое условие укрепления экономики в целом.

Структурное построение диссертационного исследования. Диссертация состоит из ведения, двух глав (шесть параграфов), заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения.

Апробация результатов научного исследования. Теоретические предложения и выводы диссертационного исследования изложены в следующих публикациях автора:

1. Ким Е.В. Сущность и правовая природа потребительского рынка: административно-правовой аспект / Е.В. Ким // Власть и управление на Востоке России. - 2004. - № 4(29). - 0,5 п.л.

2. Ким Е.В. Правовой статус потребителя в Российской Федерации: понятие и особенности реализации / Е.В. Ким // Экономика, управление, общество: история и современность / Материалы межрегиональной научно-практической конференции, 22 марта 2005 г. (г. Хабаровск). - Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2005. - Ч. 1. - 0,25 .л.

3. Ким Е.В. Состояние потребительского рынка и перспективы южнокорейского бизнеса в Хабаровском крае / Е.В. Ким // Материалы международного симпозиума, 18-19 мая 2005 г. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2005. - Т. 1. - 0,38 п.л.

4. Ким Е.В. Значение зарубежного опыта развитии антимонопольного законодательства России / Е.В. Ким // Власть и управление на Востоке России. -2005.-№2(31).-1,25 п.л.

Ким Е.В. Защита прав торговых работников: административно-правовой аспект / Е.В. Ким // Власть и управление на Востоке России. - 2005. -№ 3(32).-0,37 п.л.

6. Ким Е.В. Антимонопольное законодательство зарубежных стран: тенденции унификации и многообразие / Е.В. Ким // Актуальные проблемы управления, экономики и права российского общества / Межвузовский сборник научных статей. - Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2005. - 1,5 п.л.

7. Ким Е.В. Административно-правовое регулирование потребительского рынка: Учебное пособие / Е.В. Ким. - Хабаровск: Типография УВД, 2005. - 4,9 п.л.

Понятие, структура и общая характеристика потребительского рынка

Рынок по своему содержанию есть «чисто общественная реальность, то есть совокупность некоторых человеческих взаимодействий. Говоря конкретнее, - это совокупность разнообразных отношений между продавцами и покупателями (а также между самими продавцами и самими покупателями) по поводу обмена товарами»8. Следовательно, по своему содержанию рынок представляет собой особую сферу общественных отношений - сферу товарно-денежного обмена между людьми. Представляется недопустимым рассмотрение рынка как совокупности только экономических отношений в области обмена. Рынок - сложное, многоплановое образование, в сфере которого складываются не только экономические, но и иные взаимодействия между людьми, имеющие социальный, организационный, правовой, морально-этический, психологический характер. С этой точки зрения представляется приемлемым следующее определение рынка:

«Рынок - это любое взаимодействие, в которое вступают люди для торговли друг с другом»9. Следовательно, для эффективного регулирования рынка необходимы не только экономические меры, но и организационные, правовые и пр.

Разнообразие типов и форм рыночных отношений приводит к появлению разновидностей самого рынка. Типами рыночных отношений следует считать наиболее фундаментальные, качественно особые, круппные структурные их разновидности. Формы рынка - его группы в составе названных типов (внут-ритиповые образования). Известны следующие типы рынка: формационные ти пы (в рабовладельческом, феодальном, буржуазном обществах); свободнокон-курентный и монополистический типы; типы рынка в доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную эпохи; развитый и неразвитый рынки; неурегулированный и урегулированный типы рынка.

Большим многообразием отличаются формы рынка, которые классифицируются следующим образом: 1. По характеру его субъектов: государственный, кооперативный, частный. 2. По объектам: рынок средств производства; рынок предметов потребления (потребительский рынок); рынок рабочей силы; денежный рынок; рынок ценных бумаг; рынок информации. 3. По функциональному признаку: рынок капиталов; рынок инвестиций. 4. По масштабам: мировой рынок; зональный рынок; национальный (общегосударственный) рынок; региональный рынок; местный рынок. 5. По объему реализации товара: оптовый и розничный рынки. 6. По соответствию законодательству: легальный и нелегальный (теневой) рынки.

Таким образом, потребительский рынок - одна из структурных форм рынка, выделяемая по объектам, в качестве которых выступают предметы потребления, речь идет о купле-продаже не только вещей, удовлетворяющих личные потребности, но и потребительских услуг. Соответственно, структура потребительского рынка объективно представлена двумя сегментами: 1) торговля товарами - вещами, не ограниченными в гражданском обороте; 2) торговля услугами потребительского характера. Исходя их характеристики отношений, возникающих в сфере потребительского рынка, данной Верховным судом РФ и Рое-потребнадзором России, справедливо дополнить структуру потребительского рынка третьим элементом - выполнение работ (в частности, по договору подряда). В свою очередь эти элементы распадаются на более узкие - рынки продовольствия, промышленных товаров личного пользования, жилья, бытового, транспортного обслуживания населения, общественного питания и др.

Потребительский рынок - одна из сфер административно-пра-вового регулирования. Конституционная основа прав потребителей закреплена значительным объемом нормативных актов органов исполнительной власти, определяющих административно-правовой режим обеспечения прав потребителей, а также соблюдение правил торгового оборота.

С другой стороны, потребительский рынок - сфера комплексного регулирования, поскольку его отношения: 1) входят в объект как экономического, так и гражданского оборота11; 2) возникают в силу требований гражданского законодательства, регулируются нормами Гражданского кодекса при одновременном осуществлении режимных торговых правил и правил оказания услуг, являющихся нормами административного права; 3) в сфере защиты прав потребителей носят обеспечительный, комплексный характер (вне режима торговли, режим осуществления прав потребителей нормами административного права не охраняется и не регулируется).

Административно- правовое регулирование системы управления потребительским рынком в России и в зарубежных странах

«Практика свидетельствует, что стихийное развитие рынка порождает нежелательные социально-политические последствия. Это выражается в стремлении коммерческих организаций увеличить доходы за счет потребителя, манипулируя при этом ценами, выпуском продукции ненадлежащего качества, подделке товаров и др. Поэтому регулирование торговой деятельности со стороны государства необходимо» .

В зависимости от наличия государственного воздействия на рынок или отсутствия такового выделяют типы рынка - регулируемый и нерегулируемый. Регулируемый рынок современных условиях, несомненно, преобладает и с учетом специфики регулирования рыночных отношений в отдельных странах мира представляется возможным выделить следующие группы по типам этих отношений: 1) американский тип рыночных отношений: регулирование рынка осуществляется преимущественно в интересах крупного бизнеса при минимальной социальной помощи (например, США, Канада); 2) шведский: стремление к общественной гармонии, выравнивание доходов путем их значительного перераспределения (Швеция, Норвегия, Финляндия); 3) рейнский или промежуточный тип рынка (Германия, Австрия); 4) азиатский тип рынка: сравнительно слабое вмешательство государства в экономическую сферу обмена (Сингапур и т.п.).

Тип рынка в целом определяет специфику регулирования его структурных форм (в частности, регулирование потребительского рынка), полагаем, что Россия движется в рамках рейнского типа регулирования рыночных отношений

Цель государственного регулирования экономики заключается в развитии рыночных отношений, достижении реальных экономических свобод товаропроизводителей, посредников и потребителей по поводу ассортимента и объемов изготавливаемых, закупаемых и реализуемых товаров и услуг. Для достижения этой цели государство воздействует на развитие рыночной экономики двумя основными методами: - экономическим (методом косвенного регулирования), осуществляемым с помощью установления соответствующих цен, тарифов, налогов, предоставле ния кредитов, льгот; - административным (прямое регулирование) - с помощью запрета, ли цензирования, квотирования, установления юридической ответственности, принуждения.

Следует согласиться с мнением А.Л. Тэн, считающего, что «с правовой точки зрения под экономическими методами регулирования можно понимать методы опосредованного косвенного административно-правового воздействия (налогообложение, таможенное регулирование, регулирование цен и т.д.)» и в качестве основной идеи для характеристики средств административно-правового регулирования предлагающего мысль «о рациональном сочетании прямых и косвенных методов, критерием разграничения которых является наличие или отсутствие меры свободы поведения управляемого субъекта по отношению к целям государственного регулирования, соответственно выраженные в отсутствии или наличии правоприменительных актов»18. На протяжении десятилетий понимание административного права было связано с его основным назначением - регулировать общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления. Автор полностью согласен с точкой зрения Л.Л. По пова, утверждающего, что в современных условиях назначение административного права должно быть дополнено вторым и, может быть, самым важным элементом: административное право теперь все в большей мере призвано регулировать общественные отношения, возникающие между личностью и государством, между гражданином и органами исполнительной власти, обеспечивая реализацию, соблюдение и охрану прав и свобод граждан в сфере государственного управления, их защиту от возможного произвола, ущемления или ограничения этих прав и свобод со стороны государственного аппарата19.

Следовательно, в фундамент административного права на современном этапе, наряду с исполнительной властью, составляют права и свободы граждан, которые государство призвано признавать, соблюдать и защищать, в том числе с помощью регулирующего административно-правового воздействия.

До начала 90-х годов регулирование отношений по удовлетворению потребностей граждан как потребителей в основном осуществлялось нормами кодифицированного гражданского законодательства, предназначенными для установления общих норм и призванными служить базой для специального законодательства. Особенности правового регулирования в рассматриваемой области заключались в следующем: -в законодательстве отсутствовала система специальных гарантий защиты прав потребителей; - имела место множественность подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих отдельные сферы взаимоотношений с участием потребителей; - ведомственные акты, как правило, содержали нормы, ущемляющие интересы потребителей, а в некоторых случаях прямо противоречащие законодательству;

Реализация мер административно-правового воздействия в сфере потребительского рынка

Государственное регулирование экономики в целом определяется как «деятельность органов государственной власти по воздействию на процесс общественного воспроизводства в целях достижения общественно полезных результатов»43. Представляется, что суть государственного регулирования состоит именно в деятельности государства в лице его органов, направленной на упорядочение отношений в определенной сфере (в частности, в сфере потребительского рынка). А.П. Алехин совершенно справедливо определяет государственное регулирование как установление государством общих правил поведения (деятельности) участников общественных отношений и их корректировку в зависимости от изменяющихся условий44.

С точки зрения B.C. Мартемьянова, государственное регулирование представляет собой государственное воздействие в отношении определенного субъекта с целью недопущения, изменения или прекращения ситуации или, напротив, поддержания ее в соответствующем состоянии45. Представляется, что использование понятия «воздействие» применительно к государственному регулированию вполне обоснованно. B.C. Четвериков справедливо отмечает, что «сам процесс административно-правового регулирования представляет собой некоторый алгоритм последовательного воздействия правовых методов и средств для достижения целей регулирования поведения участников управле нческих отношений в сфере деятельности органов исполнитель ной власти, государственного управления»46 . Однако, следует учитывать, что воздействие осуществляется не только путем регулирования, но и в результате координации деятельности субъектов управления. Исходя из этого, сущность управления заключается в воздействии на систему с целью ее упорядочения47. Следует согласиться с общепринятой точкой зрения, в соответствии с которой правовое воздействие шире правового регулирования, поскольку существуют три формы правового воздействия: информационное, ценностно-ориентированное и правовое регулирование.

Т.Р. Орехова определяет правовое воздействие как «процесс влияния права посредством действия его инструментов на ту или иную сферу общественных отношений, вызывающего в ней определенные изменения» и «не будут правовым регулированием волевые действия, направленные на резкое реформирование параметров экономической системы»48.

В условиях становления Российской Федерации как демократического федеративного правового государства изменилось назначение административного права. В современных условиях административное право призвано регулировать не только общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления, но и общественные отношения, возникающие между личностью и государством, между гражданином и органами исполнительной власти, обеспечивая реализацию, соблюдение и охрану прав и свобод граждан с помощью административно-правового воздействия.

Реализация функций государственного управления осуществляется в конк ретных формах управленческой деятельности - внешне и устойчиво фиксируемых проявлениях воздействия в процессе деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администрацией органов местного самоуправления по формированию целей и реализации функций и задач государственного управления.

Среди форм управленческой деятельности выделяют: 1). Правовые формы, с помощью которых закрепляются решения и действия, имеющие юридический смысл и последствия, содержащие административно-правовые нормы, регулирующие однотипные управленческие отношения в деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления: - установление норм права (правотворчество); - применение норм права (правоприменительная или правоохранительная деятельность, принятие индивидуальных актов управления); - осуществление организационно-штатных действий.

Правовая форма является смешанной формой воздействия, поскольку входящие в нее формы применяются одновременно к одному правоотношению. В сфере потребительского рынка данная форма реализуется, например, в виде регистрации жалобы гражданина (эта форма определяется термином «юридически значимое действие»); регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выдаче лицензий - то есть действий юридического характера, которые не относятся к правовым актам, однако, влекут юридические последствия.

2). Неправовая форма, включающая: осуществление организационно-технических мероприятий и осуществление материально-технического обеспечения этих действий. Данная форма деятельности не порождает, не изменяет и не прекращает административные правоотношения и не рассматривается в качестве формы правового регулирования или воздействия.

Защита прав субъектов потребительского рынка: проблемы совершенствования административно-правового регулирования

В России система органов, призванных осуществлять государственный контроль за соблюдением потребительского законодательства, сложилась с принятием Закона «О защите прав потребителей». В ходе административной реформы осуществляется ее реорганизация в целях усовершенствования механизма управления потребительским рынком, повышения эффективности защиты прав потребителей, как наиболее слабого субъекта в данной сфере, а также прав продавца (исполнителя, изготовителя) как равноправного субъекта права.

В соответствии с ч.2 ст. 40 Закона «О защите прав потребителей» государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает:

1. Проведение мероприятий, связанных с контролем, - проверка соблюдения изготовителями, исполнителями, продавцами обязательных требований законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регули

2. Выдачу в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предписаний изготовителям, продавцам, исполнителям о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам).

3. Принятие мер по приостановлению производства и реализации товаров (выполнении работ, оказания услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям (в том числе с истекшим сроком годности), и товаров, на которые должен быть установлен, но не установлен срок годности, по отзыву с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей товаров (работ, услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям, и информированию об этом потребителей.

4. Направление в орган, осуществляющий лицензирование соответствующего вида деятельности, материалов нарушении прав потребителей для рассмотрения вопросов о приостановлении действия или об аннулировании соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

5. Направление в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалов для решения вопросов о возбуждении уго ловных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением установлен ных законами и иными нормативными правовыми актами российской Федера ции прав потребителей.

6. Обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о лик видации изготовителя, исполнителя, продавца либо о прекращении деятельно сти индивидуального предпринимателя за неоднократное или грубое наруше ние установленных законами и иными нормативными правовыми актами Рос сийской федерации прав потребителей.

Основным органом, осуществляющим контроль (надзор) в сфере защиты прав потребителей является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей. Однако, защита прав потребителей, контроль за соблюде ниєм потребительского законодательства - лишь одна из многочисленных функций Роспотребнадзора. Отдел по защите прав потребителей территориального управления Роспотребнадзора - один из отделов, не обладающий на сегодня реальными возможностями для эффективной работы. Практика деятельности Роспотребнадзора по Хабаровскому краю показывает, что специалисты отдела, ранее являвшиеся специалистами управления госторгинспекции по Хабаровскому краю, имея высокий профессиональный уровень, полностью владеющие спецификой работы, едва справляются с проведением проверок по жалобам потребителей, уменьшив объем плановых проверок.

Административный порядок защиты гражданских прав имеет перспективы дальнейшего развития, поскольку реализуя свое право на защиту в административном порядке, гражданин может быстрее осуществить защиту своего права, чем в судебном порядке. В этой связи по-прежнему значительная роль в системе органов, осуществляющих защиту прав потребителей отводится органам местного самоуправления, поскольку федеральные органы не могут знать всех проблем, с которыми приходится ежедневно сталкиваться потребителям в конкретном муниципальном образовании. Для обеспечения защиты прав потребителей органы местного самоуправления самостоятельно формируют соответствующие структуры. В настоящее время практически в каждом населенном пункте есть отдел (управление) по защите прав потребителей администрации муниципального образования.

В соответствии со ст. 44 закона «О защите прав потребителей» в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе: - рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей; - обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

«Что такое экономика» - 0,4. 2004. 2002. Семья. Экономисты различают четыре вида ресурсов: Товаров. Показатели макроэкономики. 0,5. Присваивающее Приведите пример? 1,2. Усилия людей, затрачиваемые на производство товаров и услуг. Нужда в чем-либо для развития личности, фирмы, общества в целом. Экономики фирмы. 0,8. Средства удовлетворения потребностей – товары и услуги.

«Отношения в экономике» - Работу Выполнила Михайлова С. Рынок капитала: В качестве товара выступают ценные бумаги, валюта. Если же мало специалистов требуемой профессии, то и зарплата повышается в несколько раз. Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич www.dmsuslin.narod.ru. Рыночные отношения в современной экономике. В рыночном механизме действуют экономические законы спроса и предложения.

«Вопросы по экономике» - Муниципальная собственность. Техническая отсталость. Итог. Частная и хозяйственная инициатива. Выполнение плана. Блиц. - Все, что юридически зарегистрировано как собственность. Свобода предпринимательства и выбора является важной характеристикой командной экономики. Функции рынка. Являются ли следующие утверждения верными?

«Законы экономики» - Знакомство учащихся с основными понятиями экономической науки. Нужды и потребности людей. Вспомним строки из английской народной поэзии: «Из чего только сделаны девочки? Цель: Закрепление. Проблема экономического роста Проблема инфляции Проблема безработицы. Экономика, как хозяйственная система. Идеи экономистов… имеют гораздо большее значение, чем принято думать.

«Понятия экономики» - Земля - все виды природных ресурсов. Экономика - 1) хозяйство страны; 2) сфера общественной жизни, включающая отношения в процессе материального производства, обеспечивающая обществу материальные возможности существования и развития; 3) наука, изучающая способы распределения обществом ограниченных ресурсов для наиболее полного удовлетворения потребностей людей.

Многодетным, повышать качество народного образования и медицинского обслуживания).  

Энергокомпания должна внимательно следить за техническими нововведениями в инвестиционном комплексе и отслеживать ситуацию на рынке соответствующих услуг. Большое значение имеет развитие в этой сфере механизмов рыночной конкуренции. Выбор поставщиков оборудования, проектных и прочих услуг во всех звеньях инвестиционного цикла должен производиться энергокомпаниями исключительно на конкурсной основе. В период перехода к развитым рыночным отношениям в этом процессе должны принимать активное участие государственные органы регулирования электроэнергетики, особенно на региональном уровне.  

Непосредственное отношение к рыночным параметрам малой фирмы имеет ее расположение. Если фирма функционирует в сфере услуг , то ее лучше расположить таким образом, чтобы перспективная клиентура имела наиболее свободный доступ. Если это промышленное предприятие , то необходимо учитывать расстояние до источников сырья и мест сбыта, обеспечение коммунальными услугами , наличие рабочей силы и т.д. Для многих розничных торговых фирм правильное расположение, по сути, означает успех или неудачу всего дела. Предпринимателя интересуют следующие вопросы  

Резюмируя вышесказанное о важнейших рычагах регулирования качества продукции - сертификации и стандартизации, хотелось бы отметить, что объективной основой усиления государственного управления в данной сфере явилась необходимость защитить человека, его имущество и среду обитания от отрицательных последствий, связанных со становлением рыночных отношений в России. Между тем в середине прошлого века мир вступил в период, когда качественные параметры во многих сферах жизни пришли на смену количественным. Многие страны, занимающие сегодня лидирующие позиции в мировой экономике , не имеют ни обширных территорий, ни богатых природных ресурсов . Их главным оружием в сфере маркетинга для завоевания лидерства являются высокий технический уровень и качество товаров (работ, услуг).  

Общим недостатком развития рыночных отношений в ЖКХ является отсутствие механизма, регулирующего взаимные обязательства сторон и согласование этих обязательств. Не отработан механизм применения экономических санкций за нарушение условий договора , а также инструментарий регулирования отношений в жилищно-коммунальной сфере в системе орган местного самоуправления - заказчик - производитель - потребитель услуг.  

Необходимо уделять должное внимание модернизации рынка домашних хозяйств , занятых в аграрном секторе, способствовать усилению кооперативов, создать сферу обслуживания сельского хозяйства , увеличить поток инвестиций и оказывать помощь развитию сельского хозяйства , ускорить научно-технический прогресс и способствовать формированию сельскохозяйственной инфраструктуры, совершенствовать систему финансовых услуг , осуществлять сельскохозяйственную налоговую реформу , снижать налоговое бремя сельских производителей. Активно осуществлять политику освоения западных регионов, планомерного регионального развития. Необходимо создать благоприятный инвестиционный климат в отсталых регионах, осуществить их всестороннюю экономическую и социальную модернизацию, ускорить темпы осуществления его индустриализации и урбанизации, стимулировать развитие отношений этих регионов с приморскими регионами. Усилить интеграцию центральных, западных и восточных регионов. Следует развивать и усовершенствовать существующую экономическую базу, продолжать реформирование системы управления государственным капиталом. Необходимо развивать как промышленность центральных, так и периферийных регионов. Государственные предприятия являются основой китайской промышленности. Важно осуществлять формирование многоукладной экономики, активно способствовать созданию акционерных предприятий, создать многоуровневую систему инвестиций, стратегически важные предприятия должны при этом находиться под контролем государства. Нужно осуществлять реформирование предприятий монопольного характера, увеличивать степень их конкурентоспособности, способствовать развитию индивидуальных и частных предприятий , осуществлять политику увеличения занятости, осуществлять динамичное развитие прочих сфер экономики. Осуществлять рыночные реформы в сфере финансов, налогообложения, земельной собственности , ускорить формирование гармонично развитой негосударственной экономики, усовершенствовать систему гарантии индивидуальных прав человека.  

Неудобство в таких взаимоотношениях может быть устранено, если экспортер сможет организовать их на взаимовыгодных условиях. Классическим примером может служить поставка продукции под частной торговой маркой , называемой иногда торговой маркой оптовой фирмы. В данном случае экспортер берет на себя обязательство производить товар в соответствии с требованиями оптовой фирмы и использовать ее торговую марку и упаковку. Это может помочь экспортеру приспособиться к рынку и обезопасить его на период действия контракта. Если экспортер достаточно компетентен в сфере услуг , то он может установить и более долгосрочные отношения. Он может также получить возможность поставлять продукцию с торговой маркой посредника оптовым фирмам на другие рынки или рыночные сегменты , тем самым уменьшая свою зависимость. Но тем не менее, экспортер, распространяющий часть своей продукции под торговой маркой посредника, всегда будет подвержен большому риску.  

Следующий шаг после структурирования по рыночному признаку - организация персонала службы продаж вокруг индивидуальных покупателей, что позволяет компаниям-поставщикам двигаться вверх по лестнице ценности. Широкое применение данной структуры определяется несколькими причинами. Первая из них заключается в растущей концентрации во всех секторах - промышленном, потребительском, в сфере услуг . В большинстве компаний до 50% объема продаж приходится всего на 20% покупателей. Вторая причина - увеличение степени централизации решений о закупках. Многие организации переходят от децентрализованных закупок, осуществляемых СБЕ, к централизации данной функции, что позволяет эффективно использовать покупательную способность компании в целом. Третьей причиной является постоянное усложнение взаимоотношений покупателя и продавца. Чем больше функций и людей вовлечено в процесс покупки , тем острее необходимость в координации. В результате многие компании вводят должность руководителей групп по работе с клиентами, которые управляют возникающими в процессе купли -продажи отношениями с отдельными покупателями, поддерживают и развивают взаимосвязи.4 Эти структуры будут рассмотрены несколько позже.  

В России объекты социальной бытовой инфраструктуры, куда относятся и предприятия, оказывающие платные услуги, в основном переданы в ведение местных органов власти, однако это произошло не повсеместно и осталось много нерешенных проблем. Прежде всего, большое значение для дальнейшего совершенствования и развития платного обслуживания населения имеет четкое разграничение и уточнение функций управления на всех его уровнях федеральном, субъектов федерации, областном, муниципальном перестройка между ними финансовых отношений разработка социальных стандартов в сфере услуг создание нормативной и экономической базы для их развития. В этом направлении проводится большая работа как на региональном, так и федеральном уровнях. Предприятия сферы услуг входят в число народно-хозяйственных систем, призванных удовлетворять разнообразные, жизненно важные, постоянно растущие потребности населения страны в услугах. Расширение и развитие сферы услуг , которая за последние 10-15 лет достигла масштабов отрасли народного хозяйства , приобретает все большее значение и она занимает особое место в формировании рыночных отношений . Предприятия и организации отрасли способствуют решению ставшей закономерно острой в годы реформ проблемы занятости, особенно женщин и вносят существенный, хотя еще и явно недостаточный вклад в формирование бюджетов всех уровней.  

По мере перехода к нормальным рыночным отношениям в управленческих сферах России, в государственных и частных предприятиях , в том числе и с коллективной (акционерной) формой собственности , а также в некоммерческих структурах общественных организаций (фондах, объединениях, движениях и т.п.) неизбежно формируется новый для нас, но хорошо известный в мире маркетинговый подход к решению проблем управления производством и создания товаров в вещественной форме и в форме услуг в интересах потребителя и производителя с разумным соблюдением баланса этих интересов.  

Объективной предпосылкой формирования финансового рынка является несовпадение потребности в денежных средствах у хозяйствующих субъектов с наличием источников ее удовлетворения. Денежные средства имеются в наличии у владельцев, а инвестиционные потребности возникают у других субъектов рыночных отношений (акционерных обществ , функционирующих в сфере производства, государства и т. д.). Следовательно, назначение финансового рынка состоит в посредничестве движению денежных ресурсов от их владельцев (собственников) к пользователям (инвесторам). Владельцами выступают юридические лица и граждане, имеющие свободные денежные средства и желающие их выгодно разместить в приносящие доход объекты. Пользователи денежных средств - хозяйствующие субъекты и государство, вкладывающие их в различные сферы предпринимательской деятельности (расширение производства , товаров, услуг), а также покрытие дефицита бюджетной системы и др.  

Пятилетний период (1992-1997) был временем адаптации к рынку не только налоговых правоотношений , но и всей российской системы товарно-денежных отношений . В этот период резко возросла потребность в том, чтобы обеспечить достоверной информацией всех экономических контрагентов, включая зарубежных партнеров России. В связи с этим была развернута широкомасштабная научно-методическая работа по созданию Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (далее Концепция). Создание новых концептуальных основ бухгалтерского учета - проблема крайне сложная, поскольку ее решение заключается в кардинальной трансформации всей нормативно-методической базы учета и отчетности, более 70 лет служившей потребностям централизованной экономики, в систему, обеспечивающую интересы не только отдельных собственников, но и государства как персонифицированного производителя общественных услуг и товаров. Концепция призвана обеспечить интегрированные интересы внутренних и внешних пользователей на уровне отечественной экономики, а также способствовать расширению сферы российского участия на международном рынке товаров, труда и капиталов. Несмотря на то, что предпринятые в 1996-1997 гг. усилия Правительства России переориентировать систему бухгалтерского учета на потребности рынка существенно изменили принципы построения его базовых основ, они не привели ее за слишком короткое для этого время в соответствие с требованиями мировых стандартов рыночной экономики . Поэтому система бухгалтерского учета переживает, как любая другая экономическая система , все трудности переходного к рынку периода и сопряженные с этим просчеты и недостатки реформирования своих методологических и методических основ. Особенно это проявляется в системе экономических отношений собственников с государством.  

Первая и по времени, и по значимости - это отпуск цен в условиях, когда отсутствует рынок и конкуренция, когда монополистические структуры зачастую коррумпированного или мафиозного характера сумели овладеть процессом реализации товарной массы и, соответственно, диктовать цены . Свободное ценообразование требует конкуренции на рынках. Это является необходимым условием эффективности рыночной экономики. Система цен, балансирующих спрос и предложение, обеспечивает координацию решений многочисленных хозяйствующих субъектов. Сейчас нет ни того, ни другого. При свободном ценообразовании и конкуренции производство должно расширяться, у нас же катастрофический рост цен сопровождается столь же катастрофическим падением производства. Что же произошло с начала 1992 года в сфере товарно-денежных отношений Во-первых, бурный рост цен, сопровождаемый резким сокращением производства и инвестиций. В 1992, 1993 и 1994 годах цены росли такими темпами, что за 3 года они увеличились в 785 раз. За это же время предложение товаров и услуг в реальном выражении сократилось более чем наполовину. Валовый внутренний продукт за это время снизился в 1992 г. на 22%, в 1993 г. - на 12%, в 1994 г. - на 15%, в 1995 г. на 4%, в 1996 г. на 6%. Еще большими темпами падали инвестиции 1992 г. - на 40%, в 1993 г. - на 12%, в 1994 г. - на 26%, в 1995 г. - на 10%, в 1996 г. - на 18%.  

Статья 40 НК РФ дает легальное определение рыночной цены товара (работы, услуги), которой признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. При этом рынком товаров является сфера обращения этих товаров, определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) продукцию на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за ее пределами.  

Технология реформирования ЖКХ включает и формирование механизма защиты прав потребителей . Правовой основой защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг является Зако Российской Федерации "О защите прав потребителей ". Для обеспечения социальной защиты низкодоходных семей при переходе жилищно-коммунального хозяйства к рыночным отношениям нужно расширить сферу действия системы жилищных субсидий (в том числе путем пересмотра и упорядочения действующей системы льгот и перевода большей части их в систему субсидий). Для этого необходимо принять на региональном уровне закон "О порядке предоставления гражданам компенсаций, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг " в соответствии с установленными на федеральном уровне правилами и нормами. Также предстоит разработать нормативный акт, определяющий состав доходов, включаемых в совокупный доход семьи при предоставлении компенсаций (субсидий) на оплату услуг ЖКХ.  

Реальное введение элементов рыночных отношений в сферу теплоснабжения невозможно без отказа от льготных тарифов и отмены перекрестного субсидирования между разными группами потребителей . В идеале все население должно оплачивать 100% стоимости услуг1, основываясь на показаниях теплоиз-мерительных приборов (отопление, ГВС), причем непосредственно поставщику этих услуг по двустороннему договору и прозрачным (экономически обоснованным) тарифным ставкам . При этом потребитель должен иметь возможность контролировать качественные параметры теплоснабжения, порождая, таким образом, ответственность поставщика.  

Задача активизации роли государства особо актуальна с позиций общей теории социальной экономики, существования специфических интересов общества, которые не сводятся к интересам отдельных индивидуумов, т. е. функционально от них не зависят. Отсюда всякое благо может удовлетворять потребности качественно разных участников рыночных отношений , в т. ч. и несводимые потребности общества как такового способность блага удовлетворять несводимые потребности - социальные полезности. Несводимость последней к полезности для индивидуумов связана с тем, что в основе социальной полезности лежит несводимая общественная полезность , которая постулируется лишь для совокупности индивидуумов в целом. Именно независимость социальной полезности превращает государство в равноправного субъекта рынка. Все это имеет отношение к рациональному поведению государства. Можно напомнить в этой связи о невидимой руке , от которой мир ожидает достижения рыночной гармонии. Там, где

Рыночные отношения: сущность, структура, функции

Продавцом на рынке может быть как физическое, так и юридическое лицо, предлагающее товар. Причем, он может быть как производителем товара, так и просто посредником, прежде бывшим покупателем данного товара. Но так или иначе, продавец представляет производство и его главного субъекта - предприятие.

Покупателем на рынке также может быть физическое и юридическое лицо, приобретающее товар. Он может быть и посредником и в качестве такового после покупки товара становится продавцом. Покупатель на рынке стоит на стороне потребления. В связи с чем, рынок предстает как сфера взаимодействия не только продавцов и покупателей, но и производства и потребления, то есть как важнейшая часть более широкой сферы обмена.

Рынок - это целая система сложных экономических отношений, возникающих по поводу купли-продажи товаров.

Рыночные отношения – экономические отношения, складывающиеся между производителями, продавцами, покупателями, потребителями товаров и услуг, органами государственного и муниципального управления по поводу обмена, распределения и перераспределения товаров и услуг.

Условия становления рыночных отношений:

    Организационно-экономические:

    многообразие форм собственности;

    создание рыночной инфраструктуры (инфраструктура – подструктура) - совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, видов их деятельности, призванных обеспечивать, создавать условия для нормального функционирования производства и обращения товаров, а также жизнедеятельности людей. Инфраструктура рынка – оптовые торговые предприятия, биржи, брокерские фирмы, финансовые институты, налоговая система и другие организации, обеспечивающие, сопровождающие рыночные процессы;

    развитие конкуренции производителей;

    создание механизма свободного ценообразования.

    Правовые:

    правовое регулирование рынка (цели такого регулирования: борьба с коррупцией, борьба с невыполнением контрагентами своих обязательств);

    законодательное закрепление экономических свобод хозяйственных субъектов;

    обеспечение нормативно-законодательного регулирования рыночных связей;

    Социальные:

    обеспечение социальных гарантий гражданам;

    предоставление всем равных возможностей в зарабатывании средств;

    поддержка нетрудоспособных и социально уязвимых;

    социальная поддержка безработных.

Главной чертой рынка является то, что он основан на спонтанной координации или стихийном порядке. Это делает рыночную систему саморегулируемой и быстроразвивающейся. Рынок регулирует себя через систему свободного ценообразования. Цена несет необходимую информацию всем агентам рынка: производителям и покупателям. Благодаря свободному ценообразованию происходит эффективное распределение ресурсов между рынками, увеличение и сокращение объема производства, наиболее полно удовлетворяются существующие потребности. Действие рыночного механизма проиллюстрировано на рисунке 5.

Свобода ценообразования возможна лишь в конкурентной среде, которая предполагает наличие множества продавцов и покупателей, отсутствие дифференциации товаров, полную информированность субъектов рынка. Конкуренция является мощным стимулом к постоянному совершенствованию производства, к сохранению и совершенствованию факторов производства. Законы конкуренции очень жесткие, они приводят к разорению и потере источников доходов всех слабых субъектов рынка, но зато вознаграждают всех конкурентоспособных. Конкуренция является причиной высокой динамичности рыночной системы, но одновременно порождает социальные проблемы, вследствие поляризации доходов в обществе.

Рис. 5. Рыночный механизм ценообразования

Рыночная система, как сложноорганизованная, выполняет много разнообразных функций.

Функции рынка:

    Функция саморегулирования товарного производства. При росте спроса объемы производства расширяются, при снижении – уменьшаются. Регулирование происходит через куплю-продажу товаров и услуг. Рынок устанавливает основные пропорции в хозяйстве на микро и макроуровне за счет расширения или сокращения спроса и предложения.

    Стимулирующая функция. Побуждает производителей к созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получению более высокой прибыли за счет снижения издержек и внедрения нововведений.

    Функция учета затрат на производство продукции. На рынке происходит сопоставление индивидуальных затрат труда со средними общественными. При сопоставлении учитывается также и качество товаров.

    Функция демократизации хозяйственной жизни. С помощью рыночных рычагов происходит развитие эффективных производств и разорение неэффективных. За счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей.

Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики. Экономическая структура рынка определяется:

    формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная);

    структурой товаропроизводителей (государственные, арендные, кооперативные, частные предприятия, предприятия индивидуальной трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в целостной экономике той или иной формы хозяйствующих субъектов;

    особенностями сферы товарного обращения;

    уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства;

    видами торговли, используемыми в стране.

По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям (таб. 1):

Таблица 1. Виды рынков

Критерий (признак)

Виды рынков

Экономическое назначение рынка (товарная группа)

    рынок потребительских товаров и услуг;

    факторов производства;

    капитала (средств производства): НТР, патентов, ноу-хау;

  • земли (недвижимости)

    ссудного капитала;

    ценных бумаг.

Пространственный признак

    локальные;

    внутрирегиональные;

    межрегиональные;

    республиканские;

    международные.

Степень ограничения конкуренции

    монопольные;

    олигопольные;

    свободные;

Характер продаж

    оптовой торговли;

    розничной торговли;

Соблюдение законности

    легальные, организованные

    нелегальные, «теневые» - неорганизованные

Взаимодействие между покупателями и продавцами на рынке осуществляется через взаимодействие спроса и предложения, речь о которых пойдет в следующих параграфах.