Кредитование малого и среднего бизнеса в чехии. Принципы составления бухгалтерского баланса Чем отличается ведение бухучета в России и Чехии

02.08.2021

На исторически значимом этапе перехода постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы от директивно-плановой экономики к рыночной важную роль играет возрождение и развитие малого и среднего предпринимательства как наиболее быстрого пути к становлению частного сектора, формированию среднего класса, смягчению остроты социально-экономических последствий рыночных реформ, как значительного фактора социально-политической стабильности общества.

Практика показала, что наиболее динамично малое предпринимательство развивается в тех постсоциалистических странах, где осуществляется его широкая государственная поддержка. Там же, где изначально все было отдано «невидимой» руке рынка, сектор малых предприятий испытывает значительные трудности роста.

Начало трансформации во всех странах ЦВЕ было ознаменовано принятием законодательных актов о поощрении частной инициативы, которыми были сняты ограничения на деятельность частных лиц, расширены их права во внешнеэкономической сфере. Однако до последнего времени в большинстве постсоциалистических стран отсутствовали четкие нормативные и институциональные предпосылки развития малого предпринимательства. Малые предприниматели функционировали в условиях слабой финансовой базы, довольно тяжелого налогового бремени, острой конкуренции импортной продукции, что предопределило характер и структуру малого бизнеса: он устремился в торгово-посредническую деятельность и сферу услуг. В условиях затянувшегося трансформационного спада производства в ряде стран ЦВЕ, резкого снижения уровня жизни населения малый бизнес в большинстве стран с переходной экономикой способствовал скорее решению проблем самовыживания, нежели созданию основ рыночной экономики.

Из-за низкой капитализации и степени корпоративности малого бизнеса сложилась его нерациональная структура - абсолютное преобладание микропредприятий, то есть субъектов хозяйствования с численностью занятых до 10 человек. Они составляют от 90 до 96% всех малых и средних предприятий в странах ЦВЕ. Так, например, в Болгарии в 1997 г. из числа действующих частных предприятий 91,6% приходилось на мелкие фирмы с численностью занятых до 10 человек; 1,2% - от 50 до 99 человек и 1,4% - свыше 100 человек. По некоторым оценкам, в секторе малых и средних предприятий создается около 18% ВВП Болгарии.

Более заметную роль в экономике играют малые предприятия в Чехии. В 1997 г. численность предпринимателей, включая помогающих в бизнесе членов семьи, достигла 603 тыс. и составила 12,1% общей численности занятых, в том числе мелкие предприниматели без наемной рабочей силы - 7,6%, предприниматели с наемной рабочей силой - 4,1%, члены семей предпринимателей, помогающие в бизнесе - 0,4%. Малые и средние предприятия (МСП) обеспечивают 34,7% производства в промышленности, 68,5 - в строительстве, 90,7 - в торговле, 85,6 - в гостиничном комплексе, 87,8 -в сфере услуг и 44,4% - на транспорте.

В 1999 г. 76% ВВП Чехии создавалось в частном секторе, в том числе 33,3% - в секторе малых и средних предприятий (в 1996 г. - 32,5%). В 2000 г. на этих предприятиях создавалось уже 53% ВВП и было занято 56% рабочей силы.

Успешному ходу событий способствовал ряд факторов. И важнейший из них состоит в том, что уже на начальном этапе трансформации были созданы нормативно-правовые и институциональные рамки развития предпринимательства, опирающегося на государственную поддержку. В 1992 г. был принят «Закон о государственной поддержке малого и среднего предпринимательства», направленный на стимулирование развития этой формы хозяйственной деятельности.

Согласно чешскому законодательству к средним отнесены предприятия с численностью занятых до 500 человек (с 1996 г. - до 249 человек), к малым - с численностью до 10 человек.

В последних нормативных документах дана более полная характеристика малого предприятия: численность работников менее 50 человек, объем оборота за последний календарный год не более 250 млн. крон, активы или имущество не превышают 180 млн. крон. (Эти критерии установлены на 2000 г., ранее при определении статуса малого предприятия использовался только один показатель - численность занятых).

Предприятие может считаться малым только в том случае, если в его уставном капитале доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%. Такая норма «независимого предприятия», принятая в Европейском Союзе, действует практически во всех странах ЦВЕ. В законе определены конкретные направления деятельности государственных органов по оказанию поддержки малому и среднему бизнесу:

1.меры по повышению капитализации предприятий: льготные кредиты с льготной процентной ставкой и льготным сроком погашения; субсидирование части процента по кредитам; прямые дотации;

2. поддержка программ повышения образовательного и квалификационного уровня. Государственная поддержка подготовке учеников, повышению уровня специальной подготовки как предпринимателей, так и работников, занятых в сфере малого и среднего бизнеса. Поддержка оказывается в форме финансовых дотаций предпринимателям или организациям, предоставляющим предприятиям малого и среднего бизнеса услуги по повышению квалификационного уровня;

3. поддержка служб, оказывающих экономические и технические консультационные услуги предприятиям малого и среднего бизнеса;

4. поддержка услуг по сбору, обработке и распространению информации, необходимой МСП;

5. поддержка прикладных исследований и технического развития;

6. поддержка создания новых рабочих мест, особенно для категорий лиц с
ограниченной трудоспособностью;

7. поддержка экономического развития регионов. Финансовые субсидии могут предоставляться предприятиям в экономически отсталых областях с серьезными социальными и экономическими проблемами;

8. поддержка сотрудничества с иностранными партнерами, участия в выставках, в том числе международных;

9. поддержка результатов исследований по проблематике малого и среднего бизнеса.

Главным препятствием развития малого бизнеса в постсоциалистических странах выступает низкий уровень капитализации, связанный со значительными трудностями в доступе к коммерческим кредитам. Основными источниками финансирования для субъектов малого предпринимательства в большинстве стран ЦВЕ являются собственные сбережения граждан, займы у родственников и друзей, доходы от продажи товаров и услуг. Почти 90% малых предприятий не могут получить кредиты из-за их высокой стоимости и отсутствия залоговых возможностей. Но даже в случае доступа к кредитным ресурсам, они вынуждены выплачивать банку более высокие проценты по кредитам, чем крупные предприятия, поскольку банки действуют весьма осторожно, стараясь максимально снизить свои риски.

В мире существует практика создания структур, оказывающих финансовую поддержку малому и среднему бизнесу. Так, например, в США функционирует Small Businees Administration, основанная Конгрессом США еще в 1953 г., предоставляющая гарантии на кредиты малым и средним предпринимателям. В Европе такие специализированные кредитные организации активно действуют в Австрии и Германии.

В Чехии по образцу развитых стран еще в 1992г. был учрежден и начал функционировать банк развития с государственным участием - Чешско-моравский банк гарантий и развития (ЧМБГР). Для его «запуска» правительство выделило 900 млн. крон. В настоящее время ЧМБГР - это универсальный банк с уставным капиталом в 1.100 млн. крон.

Основным направлением деятельности Чешско-моравского банка гарантий и развития является поддержка инвестиционных проектов, реализуемых малыми и средними предприятиями. С 1997г. банк также участвует в реализации государственной жилищной программы в форме предоставления беспроцентных кредитов на жилье, в поддержке экспорта, финансировании проектов по улучшению объектов гражданской инфраструктуры.

До 2000 г. государству принадлежало 49% капитала ЧМБГР, 51% - крупным чешским коммерческим банкам. В июне 2000 г. государство приобрело контрольный пакет акций ЧМБГР - 59,7%, что было условием Европейского инвестиционного банка, который предоставил государственному Консолидационному банку долгосрочные кредиты в объеме 15 млрд. крон на финансирование гражданской инфраструктуры.

Чешско-моравский банк гарантий и развития предоставляет малым и средним предприятиям гарантии под:

Среднесрочные и долгосрочные инвестиционные кредиты. Уровень гарантий может достигать 70% объема кредита. На запасы и эксплуатационные расходы может быть использовано максимально до 40% кредита;

Эксплутационные кредиты - гарантии предоставляются под кредиты на приобретение запасов и на эксплуатационные расходы, связанные с проектом. Максимальный срок гарантий - четыре года, их размер ограничен 50% суммы кредита или максимально до 5 млн. крон; - лизинг - гарантии предоставляются на погашение платежей клиента по лизингу максимально до 70% или до 30 млн. крон.

За период 1992-1998 гг. ЧМБГР предоставил гарантии под 2287 кредитов на общую сумму 10,9 млрд. крон, льготные кредиты с гарантией на сумму 19,0 млрд. крон. Средний размер гарантий составил примерно 55,2% объема кредита. За этот же период предпринимателям было выделено 8214 финансовых субсидий на общую сумму 5,9 млрд. крон. В целом объем кредитов, поддержанных государством через посредство ЧМБГР, составил 45,4 млрд. крон (около 1,5 млрд. долл.).

Наибольший объем гарантий на кредиты был предоставлен на региональные инвестиционные проекты, реализованные в экономически отсталых районах северной Моравии (примерно 40%) и Южной Чехии. Причем средний размер гарантии составил 4,8 млн. крон на один предпринимательский инвестиционный проект. Более 50% общего объема гарантий, предоставленных ЧМБГР, было направлено на поддержку инвестиционных проектов в промышленности, а также на проекты в области промышленной торговли и услуг для населения.

За тот же период ЧМБГР субсидировал выплату процентной ставки по более чем 8200 кредитам на общую сумму 6 млн. крон, что заметно снизило финансовую нагрузку на предпринимателей при погашении кредитов в размере 45 млн. крон. Инвестиционные проекты, реализованные при поддержке банка, способствовали созданию свыше 50 тыс. новых рабочих мест.

В случае невыполнения условий договора со стороны предпринимателя банк приостанавливал финансовую поддержку, а в ряде случаев требовал от него возврата предоставленной суммы.

Кроме поддержки малого бизнеса через ЧМБГР как гаранта кредитов, государство оказывает малому и среднему предпринимательству помощь, выделяя деньги из госбюджета. Это хорошо видно из его структуры. В бюджете отдельной строкой предусмотрены такие средства:

Чешско-моравскому банку гарантий и развития;

На региональные программы предпринимательства;

На поддержку предпринимателей, предоставляющих рабочие места лицам с ограниченной трудоспособностью;

На инвестирование в депрессивных промышленных зонах;

На региональные программы развития северной Моравии;

На программу развития приграничных районов северо-западной Чехии.

Соответственно, каждый год правительство представляет Чешскому Национальному Совету отчет о развитии малого и среднего предпринимательства, включая оценку эффективности использования выделенных на эти цели средств.

Еще одной важнейшей формой поддержки малого и среднего бизнеса в Чехии является предоставление ему финансовой помощи в рамках целевых государственных программ, ежегодно принимаемых Министерством промышленности и торговли и Министерством местного самоуправления, реализатором которых выступает все тот же Чешско-моравский банк гарантий и развития.

В 2000 г. в бюджете Чехии на поддержку малого и среднего предпринимательства Министерству промышленности и торговли и Министерству местного самоуправления было выделено 1,95 млрд. крон (в 1999 г. - 1,5 млрд. крон). В проекте бюджета на 2001 г. предполагалось выделить 1,3 млрд. Крон.

Согласно закону программы должны содержать сведения о: предмете и цели поддержки; критерии ее получателей; центральном органе государственного управления или структуре, объявляющих программу; форме поддержки и условиях ее предоставления; санкциях за нецелевое использование государственной поддержки; размере и сроках предоставления отдельных видов поддержки. Контроль за использованием бюджетных средств, выделяемых на одобренные правительством программы поддержки, осуществляет Высший контрольный комитет.

Льготы, предусмотренные государственными программами, предоставляются предприятиям и организациям малого и среднего бизнеса, осуществляющим деятельность в сфере промышленности, строительства или ремесленного производства, услуг, включая медицинские, торговли и транспорта, за исключением службы такси. Льготные кредиты могут использоваться на приобретение земельных участков, зданий и сооружений, машин, оборудования и средств транспорта, ноу-хау, реконструкцию и модернизацию зданий. Государственные программы поддержки малого и среднего предпринимательства ориентированы в основном на поддержку инвестиционных средне - и долгосрочных кредитов.

Для получения поддержки предпринимательские проекты должны отвечать хотя бы одному из следующих условий:

Создание новых рабочих мест, минимально 1 рабочего места не позднее 1 года с момента подписания кредитного договора и сохранение этих новых рабочих мест в течение всего срока предоставления поддержки;

Прием на работу лиц с ограниченной трудоспособностью на полный или частичный трудовой договор - минимально 1 лицо в течение 1 года;

Улучшение экологии как следствие реализации проекта;

Повышение экспортной производительности предприятия, подтвержденной данными об объеме экспорта получателя поддержки за соответствующий период и копиями таможенных деклараций, подтверждающих эти данные;

Производство средств медицинской техники для инвалидов.

Проекты должны быть реализованы на территории Чехии. Поддержка предоставляется только на инвестиционные кредиты. На запасы, долговые требования до срока погашения и на возмещение эксплуатационных затрат может быть использовано не более 40% объема кредита. Поддержка не предоставляется предприятиям, которые имеют непогашенные обязательства в отношении госбюджета и государственных фондов.

За невыполнение условий программы для заемщика предусмотрены санкции в виде штрафов в размере 1-5% от суммы первого транша кредита. В случае нецелевого использования кредита, нарушения условий программы или реализации проекта вне территории Чехии заемщик обязан незамедлительно погасить кредит.

Число государственных программ постоянно растет. Так, на 2000 г. объявлено 18 государственных программ (против 10 программ в 1997 г., 8 - в 1998г. и 9 - в 1999 г.). Познакомимся с краткими характеристиками некоторых из них.

Одной из ведущих целевых программ поддержки, реализуемых ЧМБГР, является программа «Кредит», заказчиком которой выступает Министерство промышленности и торговли. Она рассчитана на малые предприятия с численностью занятых менее 50 человек, реализующие инвестиционные проекты, направленные на поддержку экспорта, создание новых рабочих мест.

С 1993 г. работает государственная программа «Регион», цель которой - привлечение малого бизнеса в экономически слабые регионы страны и решение за счет этого проблемы занятости населения в этих областях. Основным условием участия в программе является создание в течение года новых постоянных рабочих мест: с момента получения поддержки в размере до 10 млн. крон - 2 рабочих места, свыше 10 млн. крон - 5 рабочих мест. Максимальный размер кредита - 20 млн. крон сроком до 4 лет.

Программа «Капитал», действующая с 2000 г., направлена на поддержку реализации инвестиционных проектов по повышению конкурентоспособности отечественного производства, росту экспорта, увеличению производительности труда и занятости, а также внедрению экологически безопасных передовых технологий.

В том же году принята и новая программа «Малые кредиты» по созданию альтернативных источников финансирования предпринимательских проектов малого бизнеса, направленных на развитие производства и новых технологий.

Кредиты предоставляются на финансирование инвестиций в новые технологии (минимально 70% кредита), ноу-хау (максимально 30% кредита), решение проблемы ликвидности (максимально 30% кредита).

Сделанный обзор форм и методов поддержки инвестиционных проектов в Чехии в рамках государственных целевых программ, хотя и сравнительно краткий, все же убедительно свидетельствует о той активной роли, которую играет государство в стимулировании развития малого и среднего предпринимательства.

В то же время ряд чешских либеральных экономистов считает контрпродуктивным наличие столь большого числа программ, поскольку это, по их мнению, распыляет средства, выделенные из госбюджета. Они полагают, что более эффективным инструментом поддержки является снижение налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства.

Собственно, налоговая реформа в Чехии так и идет - в направлении уменьшения налоговой нагрузки на малые предприятия, усиления самодостаточности региональных бюджетов, упрощения системы налогообложения субъектов малого бизнеса. Ставка налога на прибыль юридических лиц снизилась с 45% в 1993 г. до 35 в 1999 г. и 31% в 2000 г. Это адекватно налогообложению доходов юридических лиц, действующему в развитых странах Евросоюза: Австрия - 36%, Великобритания - 31%, Швеция -28%, Франция - 33,3% (данные на 1998 г.).

В соответствии с новой редакцией Закона о налогообложении доходов (1993 г.), которая вступила в силу с 1 января 2001 г., мелкие предприниматели, прибыль которых не достигает в отчетном году 1 млн. крон, могут применять вмененный налог.

В дополнение к этому, малым предприятиям разрешено применять механизм ускоренной амортизации и переоценки основных фондов в течение пяти лет.

А для тех, кто привлекает к труду на своих предприятиях лиц с ограниченной трудоспособностью, установлены льготы в налогообложении в размере 18000 крон (согласно норме старого законодательства - 9000 крон) и 60000 крон (до этого 26500 крон) для использующих труд инвалидов с серьезной потерей трудоспособности. Сверх того, предпринимателям на 30% снижается основное налогообложение за счет фактических затрат на профессиональное обучение учеников.

И, наконец, нельзя не сказать о ценах. Динамичному развитию сектора малого и среднего предпринимательства способствует довольно жесткая политика либерализации цен, которая изначально базируется на поэтапном отпуске цен при регулирующей функции государства в пакете последовательных и взаимоувязанных мер макроэкономической стабилизации.

Доля регулируемых цен и тарифов, а также непрямых налогов в потребительской корзине составляет сегодня 18,3 %, в основном это цены в отраслях естественных монополий.

Благодаря государственным инструментам регулирования цен Чехии, в отличие от других постсоциалистических стран, удалось избежать раскручивания инфляционной спирали. После скачка цен в 1991 г. на 56,6% как следствие отпуска цен, в последующие годы инфляция стабилизировалась на уровне 8-10%. В 1999 г. рост потребительских цен составил 2,1%, в 2000 г. - 4,0%.

Анализ опыта Чехии показывает, что на этапе становления рыночных отношений в условиях непрозрачного финансового рынка и нестабильного банковского сектора государственная поддержка - необходимый и эффективный инструмент развития малого предпринимательства.

Экономическая политика этой страны в области поддержки малого бизнеса предлагает целый ряд инструментов, использование которых в случае координированной политики может не только заметно уменьшить финансовую нагрузку на предпринимателя, но и снизить кредитный риск коммерческих банков, предоставляющих кредиты субъектам малого бизнеса. Как видим, государственная политика должна быть повернута в сторону малого предпринимательства и предполагает использование широкого комплекса форм и методов. Это и разработка солидной нормативно-правовой и институциональной базы развития малого бизнеса; и создание государственного банка гарантий и развития; и разработка государственных программ поддержки малых предприятий; и подключение их к информационной и консультационной сети; и модификация налогового законодательства в направлении стимулирования развития малого предпринимательства.

Успех экономических реформ во многом зависит от формирования среднего класса, являющегося основой общества в развитых европейских странах. Трудно представить себе построение гражданского демократического общества и рыночной экономики без создания необходимых условий и экономической базы развития среднего класса, без поддержки со стороны правительства. Нельзя не учитывать и то, что именно средний класс во многом будет определять и политический облик общества.

По данным Всемирного банка, в Рейтинге легкости ведения бизнеса The World Bank Group Чешская Республика занимает 27-е место из 190 стран, опережая такие европейские страны, как Франция (29-е место в рейтинге), Словения (30-е место), Словакия (30-е место), Российская Федерация (40-е место) и другие. Согласно приведенным данным, Чехия занимает первое место в рейтинге легкости осуществления международной торговли, а также является страной, в которой довольно просто создать предприятие, зарегистрировать собственность или получить кредит в банке.

Поэтому неудивительно, что многие иностранцы выбирают Чехию для открытия и развития собственного малого, среднего и крупного бизнеса. По данным чешского Министерства промышленности и торговли, из 330 080 действующих ИП в Чехии, 32 230 предпринимателей (то есть 9,8%) - иностранцы: в частности, украинцы (9918 ИП), вьетнамцы (4228 ИП), россияне (1778 ИП), казахстанцы (343 ИП) и представители других наций. Большая часть индивидуальных предпринимателей-иностранцев, сконцентрирована в столице Чехии - Праге, но в последние годы бизнес, принадлежащий иностранцам, стал выходить за пределы столицы.

Тем не менее, несмотря на привлекательность Чехии для иностранного предпринимателя, ведение бизнеса в Чешской Республике имеет свои особенности. По мнению преподавателей Школы бизнеса в Праге , открытой при образовательном центре «Study Consulting», чешский рынок довольно специфичен и консервативен, и требует своеобразного подхода при открытии любого коммерческого предприятия.

Участники Школы бизнеса - иностранные предприниматели, планирующие открыть или имеющие бизнес в Чехии, - считают, что самым сложным при открытии бизнеса в Чехии для них было понять налоговые и административные обязанности, связанные с открытием и ведением бизнеса в ЧР. По их словам, было сложно понять и привыкнуть к менталитету местных жителей, определяющему характер спроса на продукты и услуги, а также верно рассчитать ценовую политику предприятия. Довольно большим препятствием на пути к успеху и получению прибыли является слабое владение чешским языком.

В то же время иностранные предприниматели в Чехии положительно отзываются о процессе открытия нового предприятия и сравнительно небольшой бюрократии в чешских государственных органах. К примеру, для открытия индивидуального предпринимательства (živnostenské oprávnění) потребуется всего 1000 чешских крон, заявление и паспорт заявителя (в некоторых случаях может также потребоваться справка об отсутствии судимости), и всего пять дней.

Для открытия общества с ограниченной ответственностью достаточно уставного капитала в объеме 1 чешской кроны. Положительным фактом является и то, что чешское государство предоставляет дотации на развитие малого и среднего бизнеса в размере от 50 000 крон до нескольких миллионов крон. Получить их могут не только чешские граждане, но и иностранные предприниматели, открывшие в Чехии ИП или юридическое лицо. Дотации даются заявителем на основании предложенного структурированного бизнес-плана.

В рамках практической образовательной программы Школы бизнеса в Праге педагоги вместе с участниками разрабатывают бизнес-план, в том числе подходящий для получения дотации или инвестиционного кредита.

Каждая организация, которая имеет юридический адрес в Чехии, должна вести свой бухгалтерский учет согласно законодательству данной страны. При регистрации или предприятия на территории чешского государства, бухгалтерия Чехия становится его важной составляющей, независимо от специфики работы или денежных средств.

Особенности чешского бухучета

Нормативные правовые акты, которые регулируют вопросы бухгалтерского учета в Чехии, соответствуют законодательству ЕС. Согласно законодательству, есть два способа отчислений – налоговые и бухгалтерские.

Отчетность по бухгалтерии включает в себя бухгалтерский баланс, отчеты об изменении капитала, о движении денежных средств, а также о прибыли и убытках. При этом малым предприятиям достаточно представить только баланс и отчёт о прибылях и убытках.

Доверьте вашу бухгалтерию профессионалу

Далеко не каждый предприниматель может разобраться с системой налогообложения и, тем более, понять тонкости бухгалтерского учета, особенно без идеального знания языка и местного законодательства. Потому столько важное и ответственное дело лучше всего доверить профессионалам, и хорошо, если им будет местный бухгалтер. Согласитесь, бухгалтер в Праге наверняка будет знаком с законодательством лучше, чем приезжий. В любом случае при выборе бухгалтера обязательно обратите внимание на его образование, стаж работы и наличие лицензии. Настоящий профессионал, имеющий квалификации бухгалтера в Чехии, несет ответственность за свою работу, а значит не только грамотно составляет все отчеты и вовремя их подает, но и лично подписывает.

Передача бухгалтерии на аутсорсинг

При всех своих плюсах содержание собственной бухгалтерии имеет один, но значительный минус, - это его затратность. Действительно, оплатить работу высококвалифицированного штатного специалиста в Чехии может быть не дешево, особенно для начинающего предприятия. Наиболее разумным решением в этом случае может стать передача бухгалтерии на аутсорсинг - сторонней компании или частному специалисту. Подобная практика уже давно широко используется в зарубежных компаниях. Передавая бухгалтерию на условия аутсорсинга, у вас будет возможность больше сосредоточиться на основных функциях предприятия.

Поручая бухучет сторонней компании, вы можете не только сэкономить на расходах, но также получить ряд дополнительных преимуществ. Например, вы будете избавлены от риска, что бухгалтер неожиданно заболеет в ответственный момент или решит уволиться перед сдачей баланса. К тому же любые убытки, связанные с неправильным расчетом налогов или с несвоевременным предоставлением отчетности, возмещает аутсорсинговая компания.

Актуальность информации: 2019-01-23

Организации, имеющие юридический адрес в Чехии, должны вести бухгалтерский учет согласно чешскому законодательству. Рамки и способы ведения бухгалтерского учета установлены законом о бухгалтерском учете – č. 563/1991 Sb.

Обязанность вести бухгалтерский учет несут:
- Юридические лица, имеющие юр. адрес в Чехии;
- Иностранные лица, если занимаются предпринимательской деятельностью на территории Чехии;
- Физические лица имеющие лицензию на ведение предпринимательской деятельности;
- И другие бухгалтерские единицы, которым это предписывает закон

Основные принципы бухгалтерского учета:

Отчетный период
Фискальный налоговый год должен содержать двенадцать следующих подряд месяцев.
Дополнение к закону о бухгалтерском учете, действующее с 1.1.2001, дает возможность налогоплательщикам вести бухгалтерский учет и в других периодах, кроме календарного года, по согласованию с налоговыми органами.

Бухгалтерская система
Чешская бухгалтерская система для юридических лиц основана на системе двойной бухгалтерии, которая совместима с бухгалтерскими системами в других странах Европы.

Амортизация
Чешское законодательство различает амортизацию двух видов: налоговую и бухгалтерскую.

Бухгалтерская амортизация
Размеры и способ применения амортизации определяет предприятие в рамках бухгалтерских правил. Бухгалтерская амортизация входит в затраты предприятия.

Налоговая амортизация
Размер и способ применения определяется в Законе о налоге на прибыль. Налоговая амортизация рассчитывается при определении налоговой базы налога на прибыль.

Амортизации рассчитываются на основании расходов на приобретение и используются либо равномерно (§ 31 Zákon 586/1992 Sb.) или ускоренно (§ 32 č. 586/1992 Sb.). Способ амортизации для каждого новоприобретенного материального и нематериального имущества в большинстве случаев устанавливает собственник, способ нельзя менять в течение всего периода амортизации. Ставки и сроки амортизации основываются на типе имущества – материальное или нематериальное имущество.

Материальное имущество
Основные средства засчитываются по группам амортизации – чешская бухгалтерская система Чехии различает 6 групп. Определение амортизационных групп – часть приложения к Закону о налоге на прибыль (č. 586/1992 Sb.).

Амортизационная ставка в год приобретения ниже, чем в последующие годы, невзирая на тип амортизации. Исключения устанавливаются Законом о налоге на прибыль (č. 586/1992 Sb.).

Оценка запасов
Запасы оцениваются по так называемым складским ценам. Чешские законы допускают два способа расчета складской цены:

Расчет складской цены по методу FIFO (акроним англ. First In, First Out – первым пришёл - первым ушёл), то есть первый элемент, входящий в систему, одновременно первым из нее выходит (в качестве первых бухгалтерских списывают те предметы, которые были закуплены первыми)
- Расчет складской цены, так называемым методом средней цены, то есть запасы оцениваются по определенной формуле, и по этой цене товары выдаются со склада (стоимость является средним арифметическим).

Если предприятие решает пользоваться конкретным методом для определенного типа товара, этим методом и должно пользоваться на протяжении всего года, без изменений в течение года.

Оценка запасов методом LIFO (акроним англ. Last In, First Out – последним пришёл - первым ушёл) в Чешской Республике не допускается.

По действующему закону Чехии всякая организация, которая находится в пределах этой страны и обладает юридическим адресом, обязана вести бухгалтерский учет. Бухгалтерский учет в Чехии распространяется на следующую категорию субъектов: юридические лица, а также иностранные граждане, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в пределах государства. Также физические лица, которые имеют разрешение на ведение бизнеса. Кроме перечисленных, ведение бухгалтерии распространяется на других лиц, которые имеют право на осуществление предпринимательской деятельности.

Основные характеристики бухучета в Чехии:

Период предоставления отчетности. Фискальный период налогообложения состоит из двенадцати месяцев, которые следуют один за другим. Закон о бухучете имеет дополнение, которое действует с первого января 2001 года и дает право плательщикам налогов ведения отчетности в других временных рамках, а не только календарного года.

Система автоматизации бухгалтерского учета. Любой бухгалтер в Праге осведомлен о том, что юридические лица в Чехии, как и в другой стране Европы, ведут бухгалтерию по принципу двойной записи.

Нормы амортизации, а также амортизационные отчисления. Согласно законодательству, существует два метода амортизации в бухучете - налоговая и бухгалтерская. Сумма и метод начисления бухгалтерской амортизации определяется самой организацией, с учетом существующего регламента. Организация берет на себя все затраты подобного рода отчислений. Налоговая амортизация рассчитывается с учетом законодательства.

Для формирования бухгалтерской отчетности в Чехии используются такие документы:

  • Отчет о доходах и убытках
  • Баланс бухгалтерский
  • Приложение к балансу, которое включает в себя отчетность о движении средств.

Обязательство ведения бухучета организациями поясняется объективными причинами: обеспечение учета предпринимательской деятельности фирмы, что предупреждает ненужные денежные траты на случай налоговой проверки. Также такая организационная методика помогает разработать документы индивидуально для фирмы, обеспечивая стабильную и законную деятельность любого субъекта хозяйствования. Без ведения бухучета не может функционировать ни одна организация. Вся документация должна быть регламентирована законом. А информационные данные обязаны заноситься в компьютерную базу.