Об установлении земельного налога. Земельный налог — что это такое? Определения, виды и характеристика Что включает в себя земельный налог

26.02.2022

Земельный налог отнесен ч. 1 ст. 15 НК РФ к категории местных налогов. По общему правилу местные налоги устанавливаются, вводятся в действие и прекращают свое действие в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге – в соответствии с НК РФ и законами городов Москвы и Санкт-Петербурга.

На федеральном уровне отношения по поводу установления и взимания земельного налога урегулированы нормами гл. 31 НК РФ "Земельный налог". В указанной главе НК РФ определены субъекты земельного налога и основные элементы налогообложения: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговые ставки; порядок исчисления земельного налога; порядок и сроки уплаты земельного налога.

Нормотворчество представительных органов местного самоуправления и представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов РФ – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга ограничивается дополнительным определением двух элементов налогообложения – налоговых ставок (в пределах, установленных ст. 394 ПК РФ), порядка и сроков уплаты земельного налога. Указанным органам также предоставлено право по установлению налоговых льгот, оснований и порядка их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Правовое регулирование земельного налога осуществляется актами не только налогового, но и земельного законодательства, в частности, ЗК РФ. На комплексный характер регулирования земельно-налоговых отношений неоднократно обращал внимание КС РФ.

Круг налогоплательщиков земельного налога определен в ч. 2 ст. 388 НК РФ. Это организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Следует отметить различия в терминологии налогового и земельного законодательства при определении круга субъектов соответствующих правоотношений. Согласно ст. 5 ЗК РФ участниками земельных отношений являются граждане и юридические лица, которые в зависимости от титула их права на земельный участок именуются в земельном законодательстве собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами. Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании.

Как уже было сказано выше, не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, переданных им по договору аренды, а также находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования.

Таким образом, обязанность по уплате земельного налога возникает в силу наличия у юридического лица (организации) или гражданина (физического лица) права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а также у гражданина (физического лица) – права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Налогоплательщиками земельного налога могут быть также иностранные юридические лица, иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся собственниками земельных участков в соответствии с законодательством.

Доказательством существования права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельным участком является соответствующая запись об их государственной регистрации в ЕГРП (п. 1 ст. 2 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество).

В то же время это не означает, что лица, не зарегистрировавшие свое право на земельный участок в соответствии с Законом о регистрации прав на недвижимое имущество, освобождаются от уплаты земельного налога. Закон о введении в действие ЗК РФ (п. 9 ст. 3) признает государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Закона о регистрации прав на недвижимое имущество, имеющими равную юридическую силу с записями в ЕГРП.

Поэтому плательщиками земельного налога признаются также лица, права на земельные участки которых удостоверяются ранее выданными актами (свидетельствами или другими документами), перечисленными в абз. 2 п. 9 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ.

В постановлении от 23.07.2009 № 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" ВАС РФ также указал на возникновение обязательств по уплате земельного налога в случаях перехода прав на земельные участки в порядке универсального правопреемства при реорганизации юридических лиц (за исключением выделения) и при наследовании (п. 5).

Соответствующие вещные права на земельные участки в таких случаях переходят непосредственно в силу закона, а правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права. При наследовании земельного участка обязательство по уплате земельного налога возникает с даты открытия наследства.

Существуют некоторые особенности определения круга налогоплательщиков в отношении земельных участков, занятых многоквартирными жилыми домами, а также земельных участков общего пользования, предоставленных дачным, садоводческим, огородническим некоммерческим объединениям граждан.

Если земельный участок находится в общей долевой собственности собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, то плательщиками земельного налога следует признать указанных лиц. Налог на земельные участки общего пользования, оформленные в общую долевую собственности членов дачных, садоводческих, огороднических некоммерческих объединений, уплачивается гражданами-членами перечисленных некоммерческих объединений.

В случае, когда существует подтвержденное правоустанавливающими документами право собственности или право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок соответствующего некоммерческого объединения (товарищества собственников жилья, дачного кооператива и т.п.), обязанности по уплате земельного налога возлагаются на данное юридическое лицо.

Объектом обложения земельным налогом являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Определение земельного участка как объекта правоотношений дано в ст. 11.1 ЗК РФ, где земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Как прямо указано в постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", объект налогообложения возникает только тогда, когда конкретный земельный участок сформирован (п. 2). Процедура формирования земельного участка включает прежде всего выполнение в отношении земельного участка работ по подготовке документов, содержащих необходимые для государственного кадастрового учета сведения о нем, а также осуществление государственного кадастрового учета земельного участка. Указанные работы проводятся в соответствии с требованиями, установленными Законом о кадастре недвижимости.

Состав сведений о земельном участке, отражаемых в государственном кадастре недвижимости и имеющих значение для целей налогообложения, установлен в ст. 7 названного Закона и включает, в частности, сведения о его кадастровом номере, о местоположении границ, о его площади, о категории земель, к которой отнесен земельный участок, о его разрешенном использовании и др.

Статья 389 НК РФ выводит из-под налогообложения некоторые категории земельных участков. Это, во-первых, земельные участки, которые изъяты из оборота и не могут передаваться в собственность граждан и юридических лиц, а также быть объектами иных гражданско-правовых сделок. К изъятым из оборота отнесены земельные участки, занятые объектами, находящимися в федеральной собственности и перечисленными в п. 4 ст. 27 ЗК РФ:

  • – государственными природными заповедниками и национальными парками;
  • – зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы;
  • – зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
  • – объектами организаций Федеральной службы безопасности;
  • – объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и др.

Вместе с тем признаются объектами налогообложения земельные участки, расположенные в границах национальных парков, но принадлежащие на праве собственности или на ином праве, с которым связано возникновение налоговых обязательств, гражданам или юридическим лицам. Такие земельные участки облагаются земельным налогом на общих основаниях.

Также не являются объектами налогообложения некоторые категории земельных участков, ограниченных в обороте. Ограничение оборота земельного участка согласно п. 2 ст. 27 ЗК РФ означает, что такой земельный участок не предоставляется в собственность граждан или юридических лиц, но может быть объектом иных гражданско-правовых сделок (например, аренды). Из-под налогообложения выведены ограниченные в обороте земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

Порядок признания объектов особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия установлен ст. 24, 25, 49, 57, 58 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Φ3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами.

Также не облагаются земельным налогом следующие ограниченные в обороте земельные участки: предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; земельные участки из состава земель лесного фонда; земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе земель водного фонда.

Одним из обязательных элементов любого налога является его налоговая база, представляющая собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (ст. 53 НК РФ).

Налоговой базой при исчислении земельного налога признается кадастровая стоимость земельного участка , определяемая в соответствии с земельным законодательством РФ по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым перио-

дом, и доводимая до сведения налогоплательщиков в установленном порядке (ст. 390, 391 НК РФ).

Изменение кадастровой стоимости земельного участка после начала налогового периода (т.е. после 1 января) не является основанием для изменения налоговой базы в текущем налоговом периоде.

В тех случаях, когда кадастровая стоимость земельного участка по каким-либо причинам не определена, для целей определения налоговой базы применяется нормативная цена земли (п. 13 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ).

Для разных категорий налогоплательщиков установлен различный порядок доведения сведений о налоговой базе. До граждан-налогоплательщиков информация о налоговой базе доводится в рамках налогового уведомления. Юридические лица (организации) обязаны самостоятельно получать сведения о кадастровой стоимости земельных участков. Аналогичный порядок предусмотрен для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – в отношении земельных участков, используемых ими (или предназначенных) для предпринимательской деятельности (например, для ведения крестьянского хозяйства).

Со своей стороны, территориальные органы Росреестра обязаны бесплатно предоставлять налогоплательщикам сведения о кадастровой стоимости принадлежащих им земельных участков в порядке, установленном ст. 14 Закона о кадастре недвижимости.

Для отдельных категорий налогоплательщиков ст. 391 НК РФ предусмотрены так называемые налоговые вычеты, уменьшающие налоговую базу на сумму в размере 10 тыс. руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга). Налоговые вычеты предусмотрены, в частности, для Героев Советского Союза или Российской Федерации, отдельных категорий инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий, лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, и др. Уменьшение налоговой базы производится на основании документов, подтверждающих соответствующий статус налогоплательщика и представляемых им в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из собственников пропорционально его доле, а в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, – в равных долях. При наличии у лица права собственности на часть земельного участка, занятую зданием (сооружением) и необходимую для его использования, налоговая база определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок.

Ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Ставки могут дифференцироваться в зависимости от принадлежности земельного участка к определенной категории земель и (или) от его разрешенного использования.

Установленные таким образом ставки не могут превышать предельные значения налоговых ставок, предусмотренные ст. 394 НК РФ. Ставка, равная 0,3%, предусмотрена для земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения и земель зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах; для земельных участков, занятых жилищным фондом, объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса; для земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства. Для всех прочих земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, максимально допустимая ставка установлена ст. 394 НК РФ в размере 1,5%.

Сумма земельного налога, подлежащего к уплате по истечении налогового периода (календарного года), определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Для стимулирования сокращения сроков строительства и ускорения введения в эксплуатацию вновь созданных объектов недвижимости п. 15, 16 ст. 396 НК РФ предусмотрен особый порядок исчисления земельного налога на земельные участки, предоставленные (приобретенные) в собственность для жилищного строительства. Налог с юридических и физических лиц на земельные участки, предназначенные для жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого гражданами), исчисляется с применением коэффициента 2 в течение трехлетнего срока, начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный жилой дом. Если жилищное строительство не было завершено в течение трех лет, то в последующий период вплоть до государственной регистрации прав на построенный жилой дом земельный налог исчисляется с применением коэффициента 4.

Налог на земельные участки, приобретенные (предоставленные) в собственность гражданами для индивидуального жилищного строительства, исчисляется с применением коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный индивидуальный жилой дом.

Юридические лица (организации) самостоятельно исчисляют сумму земельного налога и сумму авансовых платежей по налогу. Аналогичный порядок предусмотрен для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – в отношении земельных участков, используемых ими (или предназначенных) для предпринимательской деятельности (например, для ведения крестьянского хозяйства). Гражданам-налогоплательщикам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и не использующим земельные участки для предпринимательской деятельности, сумма земельного налога исчисляется налоговыми органами и доводится в налоговом уведомлении.

Существенным, но не обязательным элементом любого налога являются льготы. На федеральном уровне льготы по земельному налогу в виде освобождения от его уплаты предусмотрены ст. 395 НК РФ для некоторых категорий юридических лиц (организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы, религиозных организаций, организаций народных художественных промыслов и др.), а также для граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Дополнительные льготы по земельному налогу для отдельных категорий налогоплательщиков могут устанавливаться нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Так, Законом г. Москвы от 24.11.2004 № 74 "О земельном налоге" (ст. 3.1) льготы в виде освобождения от уплаты налога в отношении земельных участков, используемых для непосредственного осуществления основных функций и видов деятельности, предоставлены: органам государственной власти г. Москвы и органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в г. Москве; учреждениям образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта, финансируемым из бюджета г. Москвы, а также за счет средств профсоюзов; органам судебной системы, включая мировых судей, органам прокуратуры, внутренних дел; товариществам собственников жилья, жилищным, жилищностроительным кооперативам и др.

Земельный налог, будучи местным налогом, подлежит зачислению в соответствующие местные бюджеты: в бюджеты поселений и городских округов – по нормативу 100%; в бюджеты муниципальных районов – но нормативу 100% налога, взимаемого на межселенных территориях (ст. 61, 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса РФ).

Местный налог. Устанавливается гл.31НК РФ, а вводится в действие НПА местного самоуправления. Налог считается установленнымм, когда определены все н/пл и элементы налога. Местные органы власти вправе устанавливать ставки в пределах НК, определять порядок и сроки уплаты, налог. Льготы и порядок их применения.

Земельный налог: налогоплательщики, объект налогообложения.

Налогоплательщики:

Организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения:

1) на праве собственности,

2) на праве постоянного (бессрочного) пользования

3) на праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объект: зем. участки, располож. в пределах муниц. образований, где введен налог; зем. участки Москвы и СПБ, где введен дан. налог.

Не признаются объектом земли, изъятые и ограниченные в обороте.

Налоговые ставки по земельному налогу.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

Земли с/х назначения (имеют статус и используются в целях с/х нужд);

Занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (тоже должны иметь статус);

Предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Земельный налог: налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога.

Налоговый период – календарный год. Отчетные периоды – 1 кв., 2кв., 3кв. – без нарастающего итога.

Сумма налога = НБ*НС

Сумма ав.платежа=1/4*НБ*НС

Налогоплательщики – ИП исчисляют и уплачивают сумму налога самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.

Налогоплательщики – физ. лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, полученного из налоговых органов. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется налогоплательщиками- ИП, как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.

Существует ряд повышающих коэффициентов.

Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков - организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

1. Краткая характеристика налога

Земельный налог является местным налогом, который устанавливается налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл.31 НК, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Более подробно можно ознакомиться в гл. 31 налогового Кодекса.

2. Субъект налогообложения (налогоплательщик)

земельный налог ставка льгота налогоплательщик

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды (ст. 388, НК).

3. Объект налогообложения

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог, при этом есть перечень земель, которые не признаются объектом налогообложения (ст.389, НК).

4. Налоговая база

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст. 390, НК).

Порядок определения налоговой базы - ст. 391, НК. Особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности - ст. 392, НК. Налоговый период. Отчетный период - ст. 393, НК.

5. Налоговая ставка

1. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жкк (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры ЖКХ или приобретенных для жилищного строительства; приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

3) Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (ст. 394, НК).

6. Налоговые льготы

Освобождаются от налогообложения:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации;

2) организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

3) религиозные организации - здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

4) общероссийские общественные организации инвалидов; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов; учреждения, единственными собственниками, имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов;

5) организации народных художественных промыслов;

6) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов;

7) организации - резиденты особой экономической зоны (ст. 395, НК).

7. Порядок исчисления налога

1. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

2. Налогоплательщики - организации, физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.

3. Если иное не предусмотрено пунктом 2, сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

4. Представительный орган муниципального при установлении налога вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, уплачивающих налог на основании налогового уведомления. Сумма авансового платежа по налогу исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и доли налоговой ставки в размере, не превышающем одной второй налоговой ставки, в случае установления одного авансового платежа, и одной третьей налоговой ставки в случае установления двух авансовых платежей.

5. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.

6. Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

7. В случае возникновения у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности пользовании, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом если возникновение указанных прав произошло до 15-го числа месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав.

8. В отношении земельного участка (его доли), перешедшего по наследству к физическому лицу, налог исчисляется, начиная с месяца открытия наследства.

9. Представительный орган муниципального образования при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

10. Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка.

11. Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с п.4 ст.85 НК.

12. Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, обязаны сообщать в налоговые органы сведения о земельных участках, по состоянию на 15 января года, являющегося налоговым периодом.

13. Сведения представляются по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области контроля налогов и сборов.

14. По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.

15. В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

16. В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости (ст. 398, НК).

8. Порядок и сроки уплаты налога

1. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При этом срок уплаты налога (авансовых платежей по налогу) для налогоплательщиков - организаций или физических лиц (ИП) не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п.3 ст.398 НК.

2. В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не предусмотрено иное.

3. Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков.

4. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (ст. 397, НК). Налоговая декларация - ст. 398, НК.

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ БЕРЕЗНЯКОВСКОЕ

РЕШЕНИЕ

«Об установлении земельного налога

на территории муниципального образования

сельское поселение Березняковское»

В соответствии с Главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Установить и ввести на территории муниципального образования сельское поселение Березняковское земельный налог.

2. Установить следующие налоговые ставки:

2.1. 0,3 процента – в отношении земельных участков, отнесенных к землям

сельскохозяйственного назначения, землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства;

в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставляемых и приобретенных для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, огородничества или животноводства;

2.2. 1,5 процента – в отношении прочих земельных участков.

3. Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами для налогоплательщиков – организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

4. Определить следующий порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу:

4.1. Налогоплательщики – организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями исчисляют и уплачивают суммы авансовых платежей по налогу 30 апреля, 31 июля, 31 октября текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

1 февраля, следующего за истекшим налоговым периодом, уплачивается сумма налога, определяемая как разница между суммой налога, исчисленной по ставкам, предусмотренным пунктом 2, и суммами авансовых платежей по налогу.

4.2. Налогоплательщики – физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивающие налог на основании налогового уведомления, в течение налогового периода уплачивают два авансовых платежа по налогу до 15 сентября и до 15 ноября. Сумма авансового платежа по налогу исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и одной третьей налоговой ставки.

До 1 февраля, следующего за истекшим налоговым периодом уплачивается сумма налога, определяемая как разница между суммой налога, исчисленной по ставкам, предусмотренным пунктом 2, и суммами авансовых платежей по налогу.

5. Определить следующий порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы:

5.1. Налогоплательщики – физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, представляют документы, подтверждающие право на уменьшение налоговой базы, в сроки, установленные для представления налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу и налоговой декларации по налогу;

5.2. Налогоплательщики – физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, представляют документы, подтверждающие право на уменьшение налоговой базы, в срок до 30 января года, являющегося налоговым периодом. В случае возникновения (утраты) до окончания налогового периода права на уменьшение налоговой базы налогоплательщиками представляются документы, подтверждающие возникновение (утрату) данного права, в течение 10 дней со дня его возникновения (утраты).

6. Установить налоговые льготы по уплате земельного налога в виде освобождения от уплаты земельного налога следующим категориям налогоплательщиков:

бюджетные учреждения, созданные органами местного самоуправления муниципального образования Сергиево-Посадский муниципальный район и муниципального образования сельское поселение Березняковское для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, зарегистрированных в муниципальном образовании сельское поселение Березняковское, деятельность которых финансируется не менее, чем на 70% за счет муниципального бюджета либо бюджета Московского областного фонда обязательного медицинского страхования на основе сметы доходов и расходов;

– органы местного самоуправления в отношении земельных участков, предоставляемых для осуществления своих полномочий;

Земли общего пользования населенных пунктов;

– ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны;

уменьшить на 25% сумму налога пенсионерам по возрасту: женщинам по достижению 55 лет, мужчинам – 60 лет, в отношении одного земельного участка, предоставленного для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества.

7. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

8. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

9. Настоящее решение вступает в силу с 1 января 2008 года, но не ранее, чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее вступления в силу закона Московской области, регулирующего порядок решения вопросов местного значения по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов поселения.

Глава

сельского поселения Березняковское Л.П. Шилина

№ 50/2007-НПА

в редакции МНПА

Принят решением

Совета депутатов

сельского поселения

Березняковское

изменения внесены решением

Совета депутатов сельского

поселения Березняковское

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ – СТАВКИ, ЛЬГОТЫ, ПОРЯДОК ОПЛАТЫ

С приобретением земельного участка, у владельца земли возникает обязанность по уплате земельного налога. Земельный налог является местным налогом , то есть уплачивается на территориях соответствующих муниципальных образований по месту нахождения участка и устанавливается налоговым кодексом, законами Москвы и Санкт-Петербурга, а также представительными органами муниципальных образований, при этом ставка налога, установленная на местных уровнях не может быть превышать ставок , установленных налоговым кодексом (ст. 394 НК РФ).

Земельный налог уплачивают лица , обладающие земельными участками по праву

  1. собственности
  2. постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения (ст. 388 НК РФ)

Земельный налог не уплачивается , если земельный участок принадлежит физическому лицу

  1. на праве безвозмездного срочного пользования
  2. по договору аренды .

СТАВКИ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

Ставки, установленные Налоговым Кодексом (ст.394 НК РФ):0,3% от кадастровой стоимости участка для следующих видов земель:

  • Земли сельскохозяйственного назначения;
  • Земли ИЖС - занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства;
  • Земли, предоставленные для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.

1,5% от кадастровой стоимости участка используется для прочих земельных участков.

Однако не все участки подлежат налогообложению, так, например Вы можете купить таунхаус в Подмосковье на землях, которые относятся к землям населенных пунктов (городские земли). В данном случае налогооблагаемой базы не возникает. С примерами таких таунхаусов Вы можете ознакомиться .

В качестве примера установления ставок Москвой и органами муниципальной власти, рассмотрим пример имеющихся в 2012г. ставок земельного налога.

Москва * Городское поселение Одинцово Одинцовского муниципального района М.О. ** Сельское поселение Первомайское Наро-Фоминского муниципального района М.О. ***
0,3% 0,3% Земли сельскохозяйственного назначения 0,3% Земли сельскохозяйственного назначения
Земли, предоставленные для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства

Земли под домами индивидуальной жилой застройки; земли личных подсобных хозяйств

0,1%

Земли, занятые автостоянками для долговременного хранения индивидуального автотранспорта и гаражами-стоянками

0,5% Земли, предоставленные (приобретенные) физическими лицами в гаражно-строительных кооперативах в соответствии с видом разрешенного использования земельных участков Земли садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства
Земли, предоставленные для индивидуальных гаражей
*** Решение Совета депутатов сельского поселения Первомайское Наро-Фоминского муниципального района МО от 30.09.2010 № 14/6 «Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Первомайское Наро-Фоминского муниципального района»
** Решение Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района МО от 13.10.2010 № 1/11 «О земельном налоге»* Закон г. Москвы от 24.11.2004 № 74 «О земельном налоге»

Возможность не иметь дополнительных затрат в виде налога на землю Вы можете обеспечить себе купив таунхаусы в Подмосковье от застройщика. Такие таунхаусы оыормлены как (новостройки).

Порядок расчета и уплаты земельного налога

Сумма земельного налога рассчитывается и начисляется налоговыми органами по месту расположения участка по следующей формуле:

РАЗМЕР ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА= Площадь участка (м 2) * Кадастровую стоимость 1 м 2 земли * Ставка налога.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков размещаются на официальном сайте Росреестра www .rosreestr.ru . Введя кадастровый номер своего земельного участка, вы узнаете его кадастровую стоимость. За информацией о налоговой ставке можно обратиться в представительный орган муниципального образования, в которое входит ваш земельный участок. Выяснив оба показателя, вам останется лишь подсчитать величину земельного налога.

Пример:

Кадастровая стоимость земельного участка площадью 1 000 кв.м составляет – 1 586 420 рублей. Налоговая ставка для категории земель данного земельного участка предусмотрена в размере 0,15%. Сумма земельного налога на земельный участок равна: 1 586 420: 100 * 0,15 = 2 380 рублей.

ВАЖНО! Если земля находится в общей совместной собственности, т.е. участком владеют несколько лиц , то кадастровая стоимость участка определяется для каждого владельца в равных долях.

Пример:

Иванов В.П. и Смирнов А.Г. владеют землей на праве общей долевой собственности. При этом Иванову В.П. принадлежит ¾ участка, а Смирнову А.Г. – ¼ участка. Согласно полученным сведениям, кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2010 года равна 3 690 000 руб. Рассчитаем кадастровую стоимость каждой доли участка.

Кадастровая стоимость доли участка, принадлежащей Иванову В.П., равна: 3 690 000: 4 * 3 = 2 767 500 руб. Кадастровая стоимость земли, принадлежащей Смирнову А.Г., равна: 3 690 000: 4 * 1 = 922 500 руб.

Таким образом, каждый собственник должен уплатить налог исходя из кадастровой стоимости принадлежащей ему доли земельного участка .

В срок, не позднее чем за 30 дней до наступления срока уплаты, налоговый орган самостоятельно направляет налогоплательщику по месту его регистрации уведомление, в котором указаны налоговая база, размер налога, и дата, до которой налог должен быть оплачен.

Срок уплаты земельного налога не может быть, установлен ранее 1 ноября следующего года (земельный налог за 2011 год оплачивается в 2012 году). В Москве, например, земельный налог уплачивается не позднее 1 декабря следующего года, а в городском поселение Одинцово Московской области 1 ноября следующего года. Оплата земельного налога производится на основании налогового уведомления, которое налоговый орган направляет владельцам участков по их месту регистрации.

ЛЬГОТЫ ПО УПЛАТЕ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

Владельцам земельных участков отдельных категорий лиц законодательством предоставляются льготы по уплате земельного налога . Рассмотрим предоставление льгот на примере города Москвы и одного из муниципальных образований Московской области.

В Москве от уплаты земельного налога освобождаются:

  • Герои Советского Союза,
  • Герои Российской Федерации,
  • Герои Социалистического Труда и полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы и «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР».

Уменьшить кадастровую стоимость земельного участка на 1 000 000 рублей имеют право следующие владельцы:

  • физические лица, которые имеют I и II группу инвалидности;
  • инвалидов с детства;
  • ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
  • одного из родителей (усыновителей) в многодетной семье.

Пример:

Ветерану Великой Отечественной войны принадлежит земельный участок с кадастровой стоимостью 1 650 000 рублей, налоговая ставка для данного участка составляет 0,3%. В данном случае кадастровая стоимость уменьшается на 1 000 000 рублей, и сумма налога рассчитывается следующим образом: 1) 1 650 000 – 1 000 000 = 650 000 рублей (уменьшенная кадастровая стоимость участка) 2) 650 000: 100 * 0,3 = 1 950 рублей (сумма земельного налога). Без указанного уменьшения, сумма земельного налога составила бы 1 650 000: 100 * 0,3 = 4950 рублей

На территории городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района от уплаты земельного налога освобождаются физические лица - в отношении одного земельного участка , расположенного на территории муниципального образования городское поселение Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды, имеющие II и III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
  • инвалиды с детства, а также семьи, имеющие детей-инвалидов;
  • ветераны, инвалиды и участники Великой Отечественной войны, боевых действий, а также граждане, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны;
  • лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
  • лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
  • лица, награжденные званиями "Почетный гражданин города Одинцово", "Почетный гражданин Московской области",

а также физические лица, имеющие постоянное место жительства в Одинцовском муниципальном районе, - в отношении одного земельного участка, расположенного на территории муниципального образования городское поселение Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области:

В полном размере от уплаты земельного налога освобождаются:

  • лица, являющиеся членами многодетных семей, имеющие в своем составе трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных и принятых под опеку (попечительство), а также детей, обучающихся по очной форме обучения в образовательных заведениях любых организационно-правовых форм, до окончания обучения, проходящих военную службу по призыву, - до достижения ими возраста двадцати трех лет;
  • неработающих пенсионеров по возрасту: женщины - по достижении 55 лет, мужчины - 60 лет;
  • членов семей военнослужащих, потерявших кормильца:
- родителей (мать, отец); - супруга (супругу), не вступившего (не вступившую) в повторный брак; - несовершеннолетних детей.
  • лица, имеющие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на иждивении которых находятся совместно проживающие члены семьи, являющиеся инвалидами, имеющими II и III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности.

Уменьшить сумму земельного налога имеют право:

В размере 50 процентов от начисленной суммы налога - работников организаций и учреждений, финансируемых из бюджета муниципального образования городское поселение Одинцово, бюджета Одинцовского муниципального района, если оба супруга являются работниками указанных организаций и учреждений.

В размере 25 процентов от начисленной суммы налога - работников организаций и учреждений, финансируемых из бюджетов различных уровней, если оба супруга являются работниками финансируемых из бюджетов различных уровней организаций и учреждений.

Пример:

Физическому лицу, которому предоставляется льгота в размере 50 % от начисленной суммы налога, принадлежит земельный участок с кадастровой стоимостью 2 500 000 рублей, налоговая ставка для данного участка составляет 0,3%.

В данном случае сумма налога рассчитывается следующим образом:

1) 2 500 000: 100 * 0,3 = 7 500 рублей (сумма земельного налога без учета предоставленной льготы) 2) 7 500: 100 * 50 = 3 750 рублей (сумма земельного налога, с учетом предоставленной льготы, которая должна быть оплачена владельцем участка).

Следует отметить, что в поселении Одинцово льгота в виде уменьшения кадастровой стоимости земельного участка не предоставляется.

Как мы видим, категории лиц, имеющих право на получение льгот, частично совпадают, но и имеются различия. Поэтому для того, что бы узнать свою принадлежность к одной из категорий лиц, имеющих право на предоставление льготы и сроке предоставления в налоговый орган документов, подтверждающих право на льготы, необходимо обратиться в представительный орган муниципального образования по месту нахождения участка.

Штрафы и пени за несвоевременную уплату налога

Если вы не уплатили земельный налог , то налоговая инспекция вправе вас оштрафовать. Размер штрафа составляет 20% от неуплаченной суммы налога.

Налоговики не смогут привлечь вас к ответственности (наложить штраф), если вы нарушили сроки уплаты земельного налога, но успели уплатить налог до составления налоговой соответствующего акта о неуплате налога . Так как ответственность устанавливает за неуплату (неполную уплату) налога. А вы, хотя и с опозданием, налог уплатили.

Кроме того за каждый календарный день просрочки уплаты налога вам будут начислены пени . Они начисляются со дня, следующего за последним днем, когда вы должны были уплатить налог (срок уплаты налога). Последнее начисление пеней происходит в день фактической уплаты налога.

Пени рассчитываются исходя из процентной ставки, равной 1/300 действующей в этот период ставки рефинансирования ЦБ.