Световое ограждение высотных препятствий промпредприятий. Общие положения Светоограждение обязательный элемент

30.10.2021

Маркировка препятствий


  1. Маркировка и светоограждение высотных препятствий предназначены для информации о наличии этих препятствий.

  2. Высотой любого препятствия считают его высоту относительно абсолютной отметки участка местности, на которой оно находится.
Если препятствие стоит на отдельной возвышенности, выделяющейся из общего ровного рельефа, высота препятствия считается от подошвы возвышенности.

  1. Препятствия могут быть постоянными и временными. К постоянным препятствиям относятся стационарные сооружении с постоянным месторасположением, к временным - все временно установленные высотные сооружения (строительные краны и леса, буровые вышки, опоры временных линий электропередач и т. п.).

  2. Маркировка препятствий в районе аэродрома должна осуществляться в соответствии с требованиями пунктов 4.48 – 4.58 подраздела Г) ФАП «Требования, предъявляемые к гражданским аэродромам».

Светоограждение препятствий


  1. Светоограждение препятствий должно осуществляться в соответствии с требованиями пунктов 4.242 – 4.263 ФАП «Требования, предъявляемые к гражданским аэродромам».

Светоограждение препятствий вертодромов и посадочных площадок


  1. Неподвижные объекты, выступающие над поверхностью ограничения препятствий, оснащаются заградительными огнями, если вертодром или посадочная площадка используются в ночное время, за исключением случаев, если подобное препятствие затенено другим неподвижным препятствием.

  2. Заградительными огнями необходимо оснащать не являющиеся препятствиями неподвижные объекты, примыкающие к поверхностям захода на посадку и взлета, в тех случаях, когда считается, что светоограждение в ночное время необходимо для того, чтобы избежать столкновения с указанными объектами.

  3. Один или несколько заградительных огней устанавливаются как можно ближе к самой высокой точке объекта. Верхние огни располагаются таким образом, чтобы, по крайней мере, обозначать точки или края объекта, имеющие самое большое превышение по отношению к поверхности ограничения препятствий.

  4. При светоограждении объекта, имеющего большую протяженность, или группы близко расположенных объектов верхние огни, по крайней мере на точках или краях объектов, имеющих самое большое превышение по отношению к поверхности ограничения препятствий, располагаются так, чтобы можно было определить общие очертания и протяженность объекта. Если два или более краев препятствия находятся на одной и той же высоте, то маркируется край, ближайший к летному полю. Продольное расстояние между заградительными огнями не превышает 45 м.

  5. При высоте объекта более 45 м над уровнем окружающей местности или над наивысшими точками близко расположенных зданий (когда маркируемый объект окружен зданиями), предусматриваются дополнительные огни на промежуточных уровнях. Эти дополнительные огни по возможности располагаются на равном расстоянии друг от друга между верхними огнями и уровнем земли или уровнем высших точек близко расположенных зданий с интервалом не более 45 м.

  6. При светоограждении трубы или другого сооружения аналогичного назначения верхние огни устанавливаются ниже верхней точки на 1,5-3 м.

  7. Количество и расположение заградительных огней на каждом уровне, подлежащем маркировке, принимается таким, чтобы объект обозначался со всех направлений в горизонтальной плоскости.

  8. Заградительные огни на неподвижных объектах являются, как правило, красными огнями постоянного излучения.

  9. На посадочных площадках, предназначенных для использования ночью, препятствия освещаются прожекторами, если нет возможности выставить на них заградительные огни.

  10. Прожекторы для освещения препятствий располагаются таким образом, чтобы полностью освещать препятствие и не ослеплять пилотов вертолетов.

  11. Прожекторное освещение препятствий необходимо устраивать таким образом, чтобы создавалась яркость не менее 10 кд/м2.
IV. Осмотр и оценка параметров состояния элементов летного поля

В настоящее время при возросшем количестве строящихся высотных объектов возникла необходимость производить световую ночную маркировку. Реализовать на практике это бывает очень сложно иногда в связи с отсутствием источника питания, а иногда и по причине невозможности подать напряжение на верх объекта.
Для этих целей нами было предложено нескольким строительным организациям автономную систему светоограждения состоящую из блока управления с буферным аккумулятором, одного комплекта сдвоенных заградительных огней серии СДзО и фотопанели для энергетической подпитки буферного аккумулятора. В последующем появились автономные системы гораздо большей мощности состоящие из пяти, восьми и более огней.

Недостатками нашей системы ранее мы считали:

а) Возможность организации работу заградительных огней преимущественно в ПРОБЛЕСКОВОМ режиме, однако требования РЭГА позволяют применять такие решения на объектах вне близости аэродромов (см. документы) .
б) Критичность к низким температурам самого слабого звена системы - аккумуляторных батарей.
В результате накопленного опыта нам удалось блаополучно разрешить данные проблемы. В настоящее время мы производим системы как с постоянным режимом горения, так и с проблесковым . Разумеется, системы с постоянным горением существенно дороже.

Базовый состав системы:

  • Фотопанель с креплениями к опоре.
  • Блок управления устанавливаемый непосредственно на задней раме фотопанели.
  • Сдвоенные (одинарные) заградительные огни (2 шт.) с выносным кабелем 5 метров
    (крепятся на трубостойку d3/4)

Начало эксплуатации и работа системы

    Системы поставляется в разобранном виде, с полностью заряженными аккумуляторами и после элементарной сборки на месте эксплуатации сразу готова к работе. Все элементы системы соединяются с помощью разъемных соединений согласно инструкции в паспорте.

    Работа системы построена на принципе управления включением\выключением от фотодатчика в соответствии с освещенностью внешней среды. В темное время суток, при уменьшении освещенности, система включается, обеспечивая работу заградительных огней СДзО в проблесковом режиме, в светлое время суток система отключается, переходя в режим накопления энергии от фотопанели.

    Система сохраняет работоспособность в течении 5 суток даже при ПОЛНОМ отсутствии питающего напряжения с фотопанели.Для полновесной зарядки аккумулятора достаточно 4-5 часов просто светлого времени суток, однако при установки фотопанели ее необходимо ориентировать в более освещаемую сторону. Для уменьшения воздействие критичных осадков(град) и для предотвращения налипания пылевидных частиц, фотопанель крепиться вертикально.
    Подобные системы использовались и используются при возведении башен связи строительными организациями Газпрома(Газавтоматика), а так же организациями эксплуатирующими опоры ЛЭП на территории РФ и Казахстана.

    Внешний вид и система креплений

    В связи с разнообразными основами, к которым приходится крепить систему, за опорное крепление была принята конструкция, позволяющая монтажной организации установить данную панель применительно к имеющейся основе. Крепление представляет из себя стальную перемычку с отверстиями под м8. В комплектности поставляется крепления струбцинного типа позволяющие устанавливать данную панель на основу из любого профиля. Единственное обязательное условие, это ВЕРТИКАЛЬНОЕ крепление системы.

  • Возможно и разнесенное подключение заградительных огней СДзО-05-1(2). Для комплектации системы разнесенными огнями необходимо сообщить об этом производителю, так как для этого требуется изменение конструкции.

    Стоимость данного комплекта можно узнать сделав письменный запрос. При запросе необходимо указать вид объекта (мачты, башни, трубы и.т.п) и габариты объекта.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕМЕНТАМ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОБЪЕКТОВ РАДИОПОДСИСТЕМЫ.

Сокращения

АО – антенная опора (башня, мачта, столб), установленная на земле.

ТУ – технические условия

ЛКП – лакокрасочное покрытие

РК – распределительная коробка

q дневная маркировка, светограждение, молниезащита и заземление АО;

q ограждение и планировка территории площадки АО;

Элементы инфраструктуры должны соответствовать требованиям СНиП, ГОСТ, инструкций, нормативных документов по проектированию и строительству высотных сооружений, документов других ведомств , действующих на территории Украины и в.

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ требования к ФУНДАМЕНТАМ АНТЕННЫХ ОПОР

1.1 Общие положения

1.1.1 Фундаменты АО и контейнеров должны изготавливаться в соответствии с требованиями проекта, а также следующих нормативно-технических документов:

q СНиП 2.02.01-83. «Основания зданий и сооружений»;

q СНиП 3.03.01-87. «Несущие и ограждающие конструкции»;

q СНиП 3.02.01-87. «Земляные сооружении, основания и фундаменты»;

q ГОСТ 5781-82. «Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия»;

1.1.2 Фундаменты под АО в зависимости от инженерно-геологических условий и экономической целесообразности могут быть следующих типов:

q монолитные железобетонные (ленточные, отдельно стоящие, сборные);

q свайные (забивные железобетонные, буровые, набивные, инъекционные , винтовые) с железобетонным или металлическим ростверком;

1.1.3 Для установки контейнера должны применяться непросадочные фундаменты (с заглублением ниже уровня промерзания грунта).

1.2 Технические требования к фундаментам антенных опор

1.2.1 Геометрические размеры, планово-высотное положение фундаментов должны соответствовать проекту.

1.2.2 Прочность бетона фундаментов должна быть не ниже 200кг/см2 (класс по прочности на сжатие - В20, В22,5, В25).

1.2.3 Марка бетона по морозостойкости (F) и водопроницаемости (W) должна соответствовать проекту.

1.2.4 При низкой несущей способности грунтов для усиления основания фундаментов должна быть выполнена щебеночная подушка толщиной до 40см с послойным уплотнением и с проливкой битумом на глубину не менее 10см или другим способом.

1.2.5 Перед армированием фундаментов должна быть выполнена бетонная подготовка из бетона класса В 7,5 толщиной 10см.

1.2.6 Армирование должно выполняться в соответствии с проектом горячекатаной термомеханически упрочненной арматурой марки А III по ГОСТ 5781-82. Стержни арматуры в каждом пересечении должны быть связаны вязальной проволокой (допускается электрическая сварка по внешнему периметру армированной сетки).

1.2.7 Бетонирование должно выполняться в соответствии с проектом и СНиП 3.03.01-87.

1.2.8 Толщина защитного слоя бетона для армированной сетки должна соответствовать проекту.

1.2.9 Все поверхности фундаментов, соприкасающиеся с грунтом, окрашиваются горячей битумной мастикой в два слоя или другим аналогичным гидроизоляционным материалом согласно проекта.

1.2.10 Обратная засыпка пазух котлованов отдельно стоящих фундаментов и монолитных ростверков должна быть выполнена непросадочным грунтом с послойным уплотнением
до p=1,65 т/м³ .

1.2.11 Монтаж металлоконструкций АО допускается проводить после достижения бетоном не менее 50% проектной прочности.

1.2.12 Для строительства свайных фундаментов могут применяться следующие типы свай:

q забивные сечением 20х20см, длиной 3-6м;

q забивные сечением 25х25см, длиной 4,5-6м;

q забивные сечением 30х30см, длиной 3-12м;

q забивные сечением 35х35см, длиной 8-16м;

q забивные сечением 40х40см, длиной 13-16м;

q сваи-оболочки железобетонные, заглубляемые вибропогружателями с выемкой грунта и заполняемые частично или полностью бетонной смесью;

q набивные бетонные и железобетонные, устраиваемые в грунте путем укладки бетонной смеси в скважины, образованные в результате принудительного отжатия (вытеснения) грунта;

q буровые железобетонные, устраиваемые в грунте путем заполнения пробуренных скважин бетонной смесью или установки в них железобетонных элементов;

q винтовые.

1.2.13 Забивные сваи длиной до 10м, недопогруженные более чем на 15% проектной глубины и сваи большей длины, недопогруженные более чем на 10% проектной глубины, но давшие отказ равный или менее расчетного, должны быть подвергнуты обследованию для выяснения причин, затрудняющих погружение. Проектной организацией принимается решение о возможности использования имеющихся свай или погружении дополнительных свай (СНиП 3.02.01-87). Сваи с отказом больше расчетного должны подвергаться контрольной добивке после «отдыха» их в грунте в соответствии с ГОСТ 5686-78. В том случае, если отказ при контрольной добивке превышает расчетный, проектная организация должна установить необходимость контрольных испытаний свай статической нагрузкой и корректировки проекта свайного фундамента или его части. Сваи с поперечными и наклонными трещинами шириной раскрытия более 0,3мм должны быть усилены железобетонной обоймой с толщиной стенок не менее 100мм или заменены. В случае недобивки свай или повреждении голов при забивке, головы свай должны срезаться методами, исключающими нарушение защитного слоя бетона сваи ниже ее среза.

4.2.14 Заделка свай в железобетонные и металлические ростверки должна осуществляться в соответствии с проектом, при этом, выпущенная из свай арматура должна быть тщательно очищена и соединена с арматурной сеткой железобетонного ростверка вязальной проволокой, а с металлическим ростверком – электрической сваркой.

1.3 Технические требования к установке анкерных закладных деталей и опорных плит антенных опор.

1.3.1 Установка анкерных закладных деталей должна производиться на бетонную подготовку из бетона класса В7,5, толщиной 10см. В местах установки закладных деталей тщательным вибрированием должно обеспечиваться заполнение узких мест бетонной смесью.

1.3.2 Точность установки анкерных закладных деталей должна быть проверена геодезическими измерениями. Для фиксации взаимного положения анкерных шпилек должен использоваться кондуктор.

1.3.3 Точность установки опорных плит АО должна обеспечиваться вертикальной юстировкой гаек анкерных шпилек.

1.3.4 Бетонирование опорных плит должно выполняться после установки, выверки и закрепления первого яруса АО с обеспечением водоотведения осадков.

1.3.5 Длина и количество шпилек анкерных закладных деталей должны определяться проектом.

1.4 Требования к фундаментам контейнера базовой станции

1.4.1 Контейнер базовой станции должен размещаться рядом с АО на высоте 0,5-0,7м от поверхности земли.

1.4.2 Для установки контейнера могут применяться фундаменты с использованием материалов:

q отдельно стоящих металлических столбов из труб 219х8мм в соответствии с ГОСТ 8732-78 или железобетонных свай сечением 20х20см;

q монолитных железобетонных фундаментов, опирающихся на опорную плиту фундаментов АО;

q двутавровых балок, опирающихся на стенки ленточного фундамента АО.

1.4.3 Металлические столбы должны устанавливаться на глубину ниже уровня промерзания грунта. Нижняя часть каждого столба должна быть заделана в монолитное армированное бетонное основание толщиной 300-400мм. В соответствии с требованиями ГОСТ 9.602-89 должна быть выполнена антикоррозионная защита столбов, включающая:

q обмазку горячим битумом в 2 слоя;

q оклейку липкой поливинилхлоридной лентой ПВХ - Л толщиной 0,4мм (ТУ) в два слоя;

q наложение защитной обертки (оберточная бумага в соответствии с ГОСТ 8273-75).

1.4.4 Отдельно стоящие монолитные фундаменты должны быть выполнены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к фундаментам АО.

1.4.5 Крепление контейнера к отдельно стоящим металлическим столбам, железобетонным сваям, монолитным железобетонным фундаментам должно выполняться с помощью несущих двутавровых балок в соответствии с проектом. Крепление балок к закладным деталям и контейнера к балкам выполняется с помощью электросварки электродами Э42. После монтажа балки окрашиваются в два слоя пентафталиевой эмалью ПФ-131 по грунту ГФ-021. Не допускается неполное опирание контейнера на несущие балки .

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ требования к металлоконструкциям АНТЕННЫХ ОПОР

2.1 Общие положения

2.1.1 Металлоконструкции АО должны изготавливаться в соответствии с требованиями проекта, а также следующих нормативно-технических документов:

q ОСТ 45.27-84. «Система стандартов безопасности труда. Металлические мачты и башни».

q СНиП ІІІ-18-75

2.1.2 В соответствии с терминологией к АО относятся: стальные башни, мачты и столбчатые опоры (железобетонные и стальные столбы).

2.1.3 По конструкции стальные башни могут быть: трехгранные и четырехгранные, пирамидального, призматического и комбинированного вида. Стальные мачты также могут быть трехгранные и четырехгранные, как правило, призматического вида.

2.1.4 Для изготовления башен и мачт могут применяться материалы:

q круглая стальная труба;

q квадратная стальная труба;

q уголок стальной;

q сталь круглая;

q комбинированные (комбинация из вышеперечисленных типов проката).

2.1.5 Столбчатые опоры могут быть:

q стальные полые многогранные или круглые, состоящие из отдельных секций;

q железобетонные полые.

2.1.5 Для изготовления столбчатых опор могут применяться материалы:

q листовой стальной прокат, стальные трубы расчетной толщины;

q сталь арматурная, предварительно напряженный бетон.

2.1.6 АО должна обеспечивать:

q заданную несущую способность;

q заданную деформативность;

q заданную высоту;

q ветровую нагрузку (соответствовать ветровому району места размещения АО);

q гололедную и снеговую нагрузку (соответствовать гололедному и снеговому району места размещения АО);

q сейсмическую устойчивость (в зависимости от сейсмического района размещения АО).

2.1.8 Качество стали, используемой для изготовления металлоконструкций АО, должно соответствовать требованиям проекта и удостоверяться сертификатом металлургического предприятия, которым поставлена сталь. При обнаружении несоответствия сертификата маркировке металлопроката или при его отсутствии производятся исследования входным контролем в требуемом объеме, предусмотренным соответствующими стандартами.

2.2 Технические требования к оснащению антенных опор

Антенные опоры должны быть снабжены элементами и приспособлениями, обеспечивающими обслуживающему персоналу безопасность подъема на опору и спуска с нее. К антеннам, механизмам, электрооборудованию и другим устройствам, расположенным на опоре и требующим обслуживания, должен быть обеспечен безопасный доступ с лестниц, площадок.

2.2.1 Оснащение АО должно включать:

q лестницу-стремянку с ограждением в виде дуг, обеспечивающую обслуживающему персоналу безопасный подъем на АО и спуск с нее, в соответствии с отраслевым стандартом безопасности труда ОСТ 45.27-84;

q конструкции для крепления кабелей - планки из металлической полосы 40х4мм либо круглой стали Ø16,0мм с шагом 0,6-0,7м. Крепление кабеля СОМ к планкам должно осуществляться металлическими хомутами);

q трубостойки для антенн БС с горизонтальным или вертикальным разносом не менее 3,5м для антенн диапазона 900МГц и не менее 2,0м для антенн диапазона 1800МГц (трубостойки для антенн БС должны быть выполнены из труб диаметром 89х6мм и иметь длину не менее 2,9м);

q трубостойки (основные и резервные) для антенн РРС из труб диаметром 114х6мм и длиной не менее 1,5м;

q элементы конструкций для крепления фиксирующих (юстировочных) штанг в местах установки антенн РРС диаметром 1,2м и более;

q переходные и технологические площадки для отдыха и обслуживания антенн БС и РРС.

2.2.2 Требования к лестнице-стремянке и переходным технологическим площадкам:

q ширина лестницы должна быть не менее 0,45м, расстояние между ступенями – не более 0,35м, ступени должны быть изготовлены из круглой стали диаметром 20мм;

q дуги ограждения должны быть расположены на расстоянии не более 0,8м друг от друга и соединяться между собой не менее, чем тремя продольными стержнями из круглой или полосовой стали, расстояние от лестницы до дуги не должно быть менее 0,7 м и более 0,8 м при радиусе дуги 0,3-0,4м;

q при высоте лестниц более 10м должны быть устроены площадки для отдыха через каждые 6-8м (в отдельных случаях при длине пролета 10-20м устанавливаются два направляющих, параллельных тетиве лестницы, прутка диаметром 20мм для поочередного закрепления карабинов предохранительного пояса. Закрепление прутков должно производиться не более, чем через 4м в шахматном порядке);

q при длине пролета более 20м лестницы должны оборудоваться стационарными системами страховки типа FABA в обязательном порядке;

q площадки для отдыха, а также для обслуживания антенн и светосигнальных приборов СОМ, должны быть размером не менее 0,5х0,5м, оборудованы легко и удобно открывающимися вверх крышками люков, ограждением высотой не менее 1,1м (число элементов ограждения должно быть не менее трех, включая поручень, с расстоянием от настила площадки 0,1м; 0,6м;и 1,1м);

q расположение площадок должно обеспечивать удобство обслуживания и беспрепятственный доступ к антеннам и светосигнальным приборам СОМ;

q в столбчатых опорах из стальных труб диаметром не более 1,22м допускается устройство площадок для отдыха с шагом до 12м, при этом через каждые три пролета, но не более чем через 36м, трубы должны иметь сплошное перекрытие с устройством люка размером не менее 0,5х0,5м;

q настил площадок должен выполняться из стальных рифленых или перфорированных листов с отверстиями диаметром не более 20мм (в этом случае края настила по контуру люка должны обрамляться металлическим уголком с целью исключения нанесения травм обслуживающему персоналу);

q люк для предотвращения проникновения на башню должен иметь петли для замка;

q крышки всех люков должны надежно фиксироваться в открытом положении.

2.3 Технические требования к металлоконструкциям антенных опор

2.3.1 АО должна быть рассчитана на внешние воздействия, характерные для климатических зон ее размещения, на нагрузки от собственного веса, веса оборудования и на монтажные нагрузки.

2.3.2 Срок безопасной эксплуатации АО должен составлять не менее 40 лет с момента ее установки при условии периодического восстановления антикоррозионного покрытия металлоконструкций и соблюдения требований эксплуатации в соответствии с «Инструкцией по эксплуатации антенных сооружений радиорелейных линий связи» (14.01.1980).

2.3.3 Металлоконструкции АО должны быть изготовлены с точностью, исключающей какие-либо силовые операции при их контрольной сборке на заводе и при монтаже. Стягивание, распор, изгиб, удар и другие силовые воздействия, приводящие к созданию в металлоконструкциях напряженно-деформированного состояния, наклепа, трещин (или предпосылок трещин) должны быть полностью исключены. Не допускается производить расширение отверстий под болтовые соединения при помощи электросварки.

2.3.4 Фланцевые соединения должны обеспечивать плотное соприкасание плоскостей смежных фланцев . В стянутом болтами фланцевом стыке щуп толщиной 0,3 мм не должен доходить до наружного диаметра трубы пояса на 20 мм по всему периметру, а местный зазор у наружной кромки по окружности фланцев двух смежных секций не должен превышать 3 мм. Все соприкасающиеся поверхности фланцев должны обеспечивать электрические контакты системы молниезащиты АО. Они должны иметь временные покрытия, препятствующие появлению коррозии при транспортировке.

2.3.5 Все сварные швы должны соответствовать требованиям СНиП 3.03.01-87 (таблица 41. Недопустимо наличие прожогов металла, непроваров . Сварные швы, как правило, должны быть выполнены в заводских условиях. В случае выполнения сварных работ на месте строительства швы должны быть ровными, с размерами катетов, определенных проектом, обработаны, очищены от шлака и окалины, загрунтованы и окрашены.

2.3.6 Внутренние полости всех элементов, изготовленных из круглых труб, должны быть испытаны на герметичность и плотность сварных швов избыточным давлением воздуха 0,4-0,5 атм.. После получения удовлетворительных результатов проверки технологические отверстия должны быть заварены плотными швами. Необходимо осуществлять заливку фланцевых соединений битумной мастикой.

2.3.7 Все конструкции АО должны пройти контрольную сборку и быть промаркированы в соответствии с установленными на чертежах КМД обозначениями (индексы и шифры). Маркировка сборочных единиц должна включать информацию, необходимую для правильной сборки АО и идентификацию элементов при эксплуатации, в соответствии с монтажной схемой сборки.

2.3.8 Система защиты металлоконструкций АО от коррозии должна выполняться в соответствии со СНиП 2.03.11-85 «Защита строительных конструкций от коррозии». Особое внимание должно уделяться качеству подготовки поверхности, подлежащей антикоррозионной защите (удаление заусенцев, сварочных брызг, остатков флюса, полная зачистка сварных швов, скругление острых кромок, удаление загрязнений и обезжиривание поверхности уайт-спиритом, удаление прокатной окалины и ржавчины пескоструйным (дробеструйным) способом до 2-й степени очистки по ГОСТ 9.402-80.

2.3.9 В зависимости от условий эксплуатации опоры, в соответствии с таблицей 29 и Приложением 15 СНиП 2.03.11-85 должна быть определена группа, тип, число покрывных слоев и общая толщина лакокрасочного покрытия АО.

2.3.11 Приемка качества ЛКП АО должна осуществляться заказчиком в соответствии с ГОСТ.

2.3.12 Результаты заводского приемочного контроля конструкций АО должны заноситься в сертификат на изготовление стальных конструкций. В сертификат также должны быть занесены данные об использованных сталях и сварочных материалах, результаты контроля сварных соединений, результаты контроля антикоррозионных покрытий, результаты контрольной сборки. К сертификату на стальные конструкции должны прилагаться сертификаты на стальной прокат, использованный при изготовлении металлоконструкций.

2.4 Технические требования к монтажу металлоконструкций антенных опор

2.4.1 Маркировка болтов и гаек должна выполняться по ГОСТ 1759.0-87, ГОСТ и соответствовать проекту. Крепежные изделия должны иметь сертификат завода-изготовителя с указанием класса прочности, вида металлизационного покрытия и его толщины. На головках болтов должно стоять клеймо завода-изготовителя и обозначение класса прочности.

2.4.2 Болтовые крепежные изделия должны иметь защиту от коррозии термодиффузионным цинковым покрытием или кадмиевым, цинковым хроматированным покрытием по ГОСТ 9.303-84. Толщина нанесенного металлизационного покрытия (термодиффузионного или гальванического) должна соответствовать классу 9 (9мкм). Все метизы должны быть окрашены. Не допускается применение метизов без защитного покрытия.

2.4.3 Перед укрупнительной сборкой металлоконструкций АО должна быть произведена выборка и дефектовка метизов, не имеющих клейма с указанием класса прочности, а также без металлизационного защитного покрытия.

2.4.4 Болтовое соединение в сборе должно включать: болт, по одной шайбе с каждой стороны стягиваемых поверхностей, гайку и контргайку. Затяжку болта следует выполнять при ослабленной контргайке монтажным ключом. Затяжку контргаек следует выполнять после установки всех болтов в данном соединении. Кроме того, допускается применение пружинной шайбы, как способ по предотвращению самоотвинчивания гаек. В этом случае под головку болта устанавливается плоская шайба, под пружинную шайбу плоская шайба не устанавливается. Решение по предупреждению самоотвинчивания гаек – постановка пружинной шайбы или контргайки – обязательно должно быть отражено в проекте. Плотность стяжки элементов металлоконструкций АО проверяется щупом толщиной 0,3мм, который не должен проходить между собранными деталями на глубину более 20мм в пределах зоны, ограниченной шайбой. Головки и гайки болтов после затяжки должны плотно (без зазоров) соприкасаться с плоскостями шайб или элементами металлоконструкций, а стержень болта выступать из гайки не менее чем на 3мм.

Не допускается совместная установка пружинной и круглой шайбы под гайку болта, установка под гайку болта более двух круглых шайб, стопорение гаек путем забивки резьбы болта или приварки их к стержню болта (СНиП 3.03.01-87).

2.4.5 Толщина тросов оттяжек, типы и количество зажимов, коушей, стяжных муфт, натяжных приспособлений для стальных мачт должны соответствовать проекту и требованиям нормативно-технической документации. Значения усилий в оттяжках должны соответствовать прилагаемым к проекту таблицам натяжений и проверяться при помощи тензометрического измерителя.

2.4.6 Проверка вертикальности смонтированной АО должна выполняться после завершения ее монтажа. Результаты контроля положения установленных секций по вертикали и в плане (закручивание) должны быть показаны на исполнительной схеме геодезического контроля. Отклонение оси ствола от проектного положения должно быть не более 0,001 (для башни и столба), не более 0,0007 (для мачты) высоты выверяемой точки над фундаментом.

2.4.7 Проверка вертикальности оси ствола АО проводится в соответствии со Стандартом СТ-047-2 «Требования к проведению геодезического контроля антенных опор».

3.ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДНЕВНОЙ МАРКИРОВКЕ, СВЕТООГРАЖДЕНИЮ, МОЛНИЕЗАЩИТЕ И ЗАЗЕМЛЕНИЮ АНТЕННЫХ ОПОР

3.1 Общие положения

3.1.1 Дневная маркировка, светоогрждение, молниезащита и заземление АО должны быть выполнены в соответствии с требованиями проекта, а также следующих нормативно-технических документов:

q «Воздушный кодекс Украины»;

q «Сертифікаційні вимоги до цивільних аеродромів України»;

q «Требований ICAO, Приложение 14», Международная организация гражданской авиации;

q «Положення про використання повітряного простору України»;

q «Инструкцией по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций», РД 34.21.122-87;

Необходимость и характер дневной маркировки и светоограждения проектируемых АО определяются соответствующими органами военной и гражданской авиации при согласовании строительства.

3.2 Технические требования к дневной маркировке антенных опор

3.2.1 Дневная маркировка АО должна отчетливо выделяться на фоне местности, быть видной со всех направлений и иметь два резко отличающихся друг от друга маркировочных цвета: красный (оранжевый) и белый. Цвет краски определяется по каталогу цветов RAL-К7 (3020, 3024-красный, 2004, 2005–оранжевый, 9010, 9016-белый).

3.2.2 Дневная маркировка должна выполняться горизонтальными чередующимися по цвету полосами красного (оранжевого) и белого цветов шириной 0,5-6,0м на всю высоту АО (Рис.1). Полосы должны быть равными по ширине. Ширина отдельных полос может отличаться от ширины основных полос до + 20%. При окраске металлоконструкций АО в заводских условиях допускается посекционная покраска.

Рис. 1. Дневная маркировка

3.2.2 Число чередующихся полос должно быть не менее трех.

3.2.3 Верхняя и нижняя крайние полосы дневной маркировки должны быть окрашены в темный цвет (красный или оранжевый).

3.3 Технические требования к светоограждению антенных опор

3.3.1 Светоограждение предусматривается на АО с целью обеспечения безопасности при ночных полетах и полетах при плохой видимости. Для светоограждения используются заградительные огни (приборы светосигнальные) типа ЗОМ.

3.3.2 Элементы светоограждения должны располагаться на самой верхней точке АО и ниже через каждые 45м. Расстояния между промежуточными ярусами, по возможности (в зависимости от места расположения площадок), должны быть одинаковыми (Рис. 2).

3.3.3 Размещение огней СОМ на металлоконструкциях АО должно быть выполнено таким образом, чтобы с любого направления в горизонтальной плоскости просматривалось не менее двух огней на каждом ярусе. С этой целью огни должны быть вынесены из проекции АО на выносных кронштейнах.

Рис. 2. Светоограждение АО

3.3.4 На каждом ярусе должно быть установлено не менее трех огней.

3.3.5 При строительстве АО высотой менее 45м (типа столб), подлежащих маркировке и светоограждению, по заключению согласующих органов авиации, в верхних точках могут быть установлены по два огня (основной и резервный), работающих одновременно, или по одному при наличии устройства для автоматического включения резервного огня (при выходе из строя основного огня). Автомат включения резервного огня должен работать так, чтобы в случае выхода его из строя остались включенными оба огня (рис. 3).

рис. 3 Светоограждение АО Н<45 м (столб)

3.3.6 Потребители светоограждения АО, расположенных в приаэродромной территории и на трассах местных воздушных линий, по условиям электропитания должны относиться к потребителям I категории по классификации ПУЭ и РЭГА. Допускается электропитание заградительных огней по одной кабельной линии с шин электроприемников I категории по надежности электроснабжения в соответствии с требованиями РЭГА.

3.3.7 Заградительные огни должны питаться по отдельным фидерам, подключенным к шинам распределительных устройств. Фидеры должны быть обеспечены аварийным (резервным) электропитанием. На случай выхода из строя основного источника электропитания, понижения напряжения или кратковременного его исчезновения, должно предусматриваться автоматическое включение аварийного электропитания. Пропадание электропитания должно быть не более 60 сек.

3.3.8 Потребителей светоограждения АО, расположенных за пределами приаэродромной территории и трасс МВЛ, допускается обеспечивать электроэнергией от тех источников электроснабжения (с той же категорией по надежности), от которых питается здание (сооружение).

3.3.9 С целью повышения надежности работы огней светоограждения их следует подключать к разным фазам питающего фидера, подключенным к отдельным автоматам, с таким расчетом, чтобы на каждом ярусе было минимум по одному огню, подключенному к другой фазе.

3.3.10 Питающий кабель огней светоограждения должен иметь светозащитное покрытие от солнечной радиации и броню с целью защиты от заноса потенциала при ударе молнии.

3.3.11 В качестве кабеля СОМ используется пятижильный бронированный кабель с разноцветными жилами типа ВБбШв 5х2,5 (ож)-0.66 до распределительной коробки и трехжильным кабелем типа ВБбШв 3х1,5 (ож)-1 от распределительной коробки до приборов СОМ.

3.3.12 Кабель СОМ, при прокладке, не должен иметь скручиваний, нарушений изоляции, резких перегибов, должен исключать излишнее обжатие хомутами или скобами.

3.3.13 Прокладка кабеля СОМ должна выполняться по отдельным, специально выделенным кронштейнам. В случае прокладки кабеля СОМ по кабельросту совместно с фидерами антенных устройств, разнос должен составлять не менее, чем 10см. Крепление кабеля СОМ должно быть выполнено металлическими хомутами (скобами) к металлоконструкциям АО с шагом 0,6-0,7м, на площадках – монтажной лентой или металлическими хомутами (шаг-0,6м).

3.3.14 Прокладка кабеля от АО к контейнеру аппаратной должна выполняться по уголку 50х50х5мм, закрепленному к АО хомутами, а к контейнеру - сваркой.

3.3.15 Крепление РК (типа КЗНС) должно выполняться электросваркой, вводы кабеля должны располагаться горизонтально.

3.3.16 При вводе в РК на кабеле СОМ должна быть выполнена каплеперехватывающая петля (обеспечивается изгиб кабеля, предотвращающий попадание и накопление влаги).

3.3.17 Все вводы (выводы) кабелей в РК должны быть загерметизированы с использованием силиконового герметика. РК должны быть оборудованы сальниками и дренажными отверстиями. 4.3.18 Соединение брони кабеля должно быть выполнено посредством болтовых соединений с корпусом каждого светосигнального прибора СОМ и каждой РК.

3.3.19 При монтаже системы светоограждения АО должны обеспечиваться надежные контактные соединения. Рекомендуется присоединять не более двух проводников к каждому болту (винту) или штыревому выводу (ГОСТ).

3.3.20 Расположение огней СОМ и РК должно обеспечивать удобство их обслуживания и соответствовать проекту. Расстояние от основания площадки обслуживания до огней СОМ или распределительных коробок должно составлять не менее 0,8м. Огни СОМ должны гореть постоянно. Установка светового реле запрещается.

3.3.21 Светораспределение и установка заградительных огней должны обеспечивать наблюдение их со всех направлений в пределах от зенита до 5 градусов ниже горизонта. Максимальная сила света заградительных огней должна быть направлена под углом 4–15 градусов над горизонтом.

3.3.22 Заградительные огни должны быть постоянного излучения красного цвета с силой света во всех направлениях не менее 10кд .

3.3.23 В приборах СОМ должны устанавливаться светодиодные светосигнальные приборы для светоограждения АО, соответствующих требованиям РЭГА, МАК, МО Украины и Международной организации гражданской авиации (ICAO). Приборы должны иметь заключение к применению Украероруха. Применение соответствующих светосигнальных приборов должно быть определено проектом.

3.4 Технические требования к молниезащите и заземлению антенных опор

3.4.1 Молниезащита должна осуществляться путем заземления опоры. В качестве токоотводов используются металлоконструкции АО. Молниеприемники должны устанавливаться на верхней секции АО и крепиться в наивысшей точке по одному к каждому из поясов и иметь высоту не менее 1,5м. Молниеприемники должны быть изготовлены из круглой стали диаметром 16-25мм и возвышаться над верхним краем антенны не менее чем на 0,4м.

3.4.2 Все элементы металлоконструкций технологических площадок АО, на которых размещается антенное оборудование и электрооборудование, должны иметь надежный электрический контакт с контуром заземления.

3.4.3 Для обеспечения надежного электрического контакта молниеприемников и электрооборудования (размещенного на АО) с контуром заземления, должны быть предусмотрены сварные соединения с помощью перемычек разного типа, привариваемых и окрашиваемых при монтаже в узлах, установленных проектом.

3.4.4 Соединение PE – проводника с корпусами распределительных коробок и приборов СОМ должно быть выполнено с помощью болтовых соединений.

3.4.5 Заземление АО должно выполняться путем соединения её опорной части с контуром заземления, состоящим из 4-6 заземлителей, выполненных из стальных уголков 50х50х5мм, и связанных между собой заземляющей стальной шиной 40х4мм. Заземляющая шина должна быть приварена к поясам АО после монтажа первой секции. Приварка должна производиться внахлест по контуру.

3.4.6 Заземление контейнера должно быть выполнено в 2-х точках, с противоположных сторон по диагонали, заземляющими шинами, приваренными по контуру, внахлест сплошным швом длиной не менее 100мм.

4. ТЕХНИЧЕСКИЕ требования к ОГРАЖДЕНИЮ и ПЛАНИРОВКЕ территориИ площадки АНТЕННЫХ ОПОР

4.1 Общие положения

4.1.1 Ограждение и планировка территории площадки АО должны быть выполнены в соответствии с требованиями проекта, а также следующих нормативно-технических документов:

q СпиП III-10-75. «Благоустройство территорий»;

4.2 Технические требования к ограждению АО

4.2.1 Металлическое ограждение площадки АО предназначено для защиты от проникновения посторонних лиц на ее территорию. Ограждение АО должно изготавливаться и устанавливаться в соответствии с проектом.

4.2.2 Ограждение площадки АО должно представлять собой металлическую конструкцию, состоящую из секций, которые должны крепиться к столбам. В ограждении должна быть предусмотрена калитка. В верхней части ограждения должны устанавливаться кронштейны, к которым крепится оцинкованная колючая проволока. Расстояние от фундамента АО до ограждения должно быть не менее 1м.

4.2.3 Секции ограждения должны изготавливаться из стального профиля 15х15мм, 15х20мм, 25х25мм. Профили секций ограждения должны крепиться к уголку размером не менее 40х40х4мм, или к стальной полосе 40х4мм с помощью электросварки с шагом 150мм. Столбы ограждения должны быть изготовлены из трубы диаметром не менее 76х3мм или швеллера №10. Верхние торцы столбов из труб должны иметь заглушки, изготавливаемые из листовой стали и привариваемые сплошным швом. Столбы ограждения должны бетонироваться в грунт на глубину не менее 1м. Высота ограждения должна быть не менее 2500мм. Расстояние между нижним краем ограждения и поверхностью земли должно быть не более 100мм.

4.2.4 Ширина калитки должна быть не менее 1000мм. Калитка должна крепиться к ограждению с помощью петель и иметь петли для висячего замка. Калитка должна быть смонтирована на правых петлях, открываться наружу площадки и по возможности располагаться напротив входа в контейнер.

4.2.5 Кронштейны для крепления колючей проволоки должны быть изготовлены из стального прута (металлического уголка) диаметром 16мм и иметь длину не менее 400мм. Кронштейны должны привариваться к столбам ограждения по всему периметру, с шагом не менее 1,5м и иметь наклон внутрь площадки на 45-60° от уровня горизонта или располагаться вертикально. Колючая проволока должна надежно крепиться к кронштейнам и монтироваться в два ряда. Расстояние между нитями не должно превышать 150мм. Нижняя нить проволоки должна располагаться в 150мм от верхнего края ограждения. Допускается натяжение 3-х рядов колючей проволоки. В этом случае расстояние между нитями может уменьшаться, а длина кронштейнов увеличиваться. Колючая проволока не должна иметь провисаний .

4.2.6 Ограждение площадки АО должно быть горячеоцинкованое.

4.3 Технические требования к планировке территории площадки антенных опор

4.3.1 После монтажа АО должна быть выполнена планировка, благоустройство площадки АО и территории, прилегающей к ограждению. Решения по планировке и благоустройству площадки и территории, прилегающей к ограждению, должны быть отражены в проекте.

4.3.2 Планировка площадки должна осуществляться щебнем на песчаную подушку толщиной не менее 10см. Толщина слоя щебня должна быть не менее 10см. Распределение щебня и песка должно производиться только от высоких отметок к низким. Подсыпка площадки должна выполняться щебнем гранитных (допускается использование известковых пород, гальки) пород фракцией 20-40мм. Площадка должна иметь уклоны не менее 3% от центра площадки к ее краям. Просадка грунта недопустима.

4.3.3 В случае необходимости, для оттока атмосферных и талых вод, допускается устройство водоотводных канавок. Канавки должны быть расположены на расстоянии не более 3м одна от другой, нарезать их нужно по уклону или под углом 30-60° к направлению уклона. Отвод воды по канавкам проводится за 3м от границ площадки. Уклон канавок должен повторять уклон спланированной поверхности, но быть не менее 2%.

4.3.4 Площадка должна быть оборудована откосами для предотвращения размыва или осыпания планировки. Откосы должны выполняться с уплотнением грунта на расстоянии не более 0,5м от ограждения площадки. Если высота насыпи более 0,5м, то откосы должны быть укреплены дерном или иными средствами. Осыпание и размыв грунта откосов недопустимы .

Светоограждение

Отдельностоящая мачта для установки антенн сотовой связи обычно имеет довольно большую высоту (50-70-120м). А такие объекты в соответствии с "Наставлением по аэродромной службе в Гражданской ситуации Российской Федерации", являются летными препятствиями, и их необходимо обозначить в дневное и ночное время. В дневное время, для обозначения мачты служит ее окраска. Мачта окрашивается чередующимися полосами белого и красного цвета. Ширина полос зависит от высоты мачты (чем выше, тем шире). В ночное время для обозначения мачты, на ней устанавливают специальные лампы светоограждения (иначе их называют заградогнями). Электроснабжение заградогней должно иметь 1-ю категорию надежности, если мачта находится в полосе воздушных подходов какого-либо аэропорта. Если мачта располагается вне полосы воздушных подходов, то электроснабжение может иметь более низкую категорию. Чаще всего имеет место именно второй вариант.

В соответствии с РД 45.162-2001 п.2.3.6.3, так как данная мачта не попадает в полосу воздушных подходов аэропорта (находится вне приаэродромной территории), огни светоограждения подключены к щиту ВРЩ базовой станции. Для питания огней светоограждения предусматривается отдельный кабель.

Кабель прокладывается до площадок светоограждения по конструкциям мачты в металлорукаве по всей длине, крепление - с помощью специальных клемпсов, аналогично антенным радиочастотным кабелям. Огни светоограждения должны загораться после захода солнца и гаснуть после его восхода. Для обеспечения такого режима работы в схеме управления используется фотореле со специальным датчиком. Кроме того, на коммутатор (узловую станцию) станций сотовой связи должен поступать сигнал об аварии, если перегорит одна из ламп в огнях светоограждения.

На площадках (отм.50.04 и 68.44) мачты (к рассмотрению принята мачта высотой 70м) устанавливаются: по 3 огня, одна коробка проходная с клеммными блоками, трубы для прокладки проводов, прокладываются соединительные кабели. Крепление огней и труб предусматривается к конструкциям ограждения площадок обслуживания.

В заградогнях используются светодиодные лампы. Такие лампы имеют значительно больший срок службы, чем лампы накаливания. А кроме того, обладают большей светосилой и меньшей потребляемой мощностью. На площадке обслуживания, кабельные линии выполнены гибким проводом типа ПВ3 в стальных водогазопроводных трубах. Провода имеют медные жилы соответствующего сечения. Применение светодиодных ламп значительно снижает нагрузки на электрическую сеть. Для управления заградогнями устанавливается специальный блок управления.

Блок управления состоит из магнитного пускателя и фотореле с комплектным датчиком, который позволяет выполнить включение и отключение заградогней в зависимости от уличной освещенности.

Для нормальной работы фотореле необходимо установить фотодатчик с северной или северо-западной стороны контейнера таким образом, чтобы исключить попадание на него прямого солнечного света. При неисправности одной из ламп или блока управления на Alarm box поступает соответствующий сигнал, который передается на КБС (контроллер базовых станций) с персоналом, работающим круглосуточно.

3.1. Объекты в виде зданий и сооружений, линий связи и линий электропередач, радиотехнических и других искусственных сооружений, выступающих за внутреннюю горизонтальную, коническую или переходную поверхность, поверхность взлета или поверхность захода на посадку в пределах 6000 м от их внутренних границ, должны иметь световое ограждение (далее - светоограждение).

3.2. Допускается отсутствие светоограждения на памятниках и культовых сооружениях, а также на объектах, "затененных" более высоким неподвижным объектом, имеющим светоограждение. (Применение принципа "затенения" изложено в Приложении N 3 к Правилам.)

3.3. Светоограждению подлежат объекты радиосветотехнического и метеорологического оборудования, расположенные на территории аэродрома.

3.4. Препятствия должны иметь световое ограждение на самой верхней части (точке) и ниже через каждые 45 м (не более) ярусами, при этом в верхних точках препятствий должно быть установлено не менее двух заградительных огней, работающих одновременно.

На дымовых трубах верхние огни должны размещаться ниже обреза трубы на 1,5 - 3,0 м.

3.5. Количество и расположение заградительных огней на каждом уровне, подлежащем маркировке, должно быть таким, чтобы с любого направления в горизонтальной плоскости было видно не менее двух огней.

Если в каком-либо направлении огонь затеняется близко расположенным объектом, то на этом объекте должны быть предусмотрены дополнительные огни, устанавливаемые так, чтобы они давали общее представление об объекте, подлежащем световому ограждению, а заслоняемый огонь не устанавливается.

3.6. Заградительные огни, устанавливаемые на объектах, находящихся в створе взлетно-посадочной полосы (далее - ВПП), дальнего приводного радиомаркерного пункта (далее - ДПРМ), ближнего приводного радиомаркерного пункта (далее - БПРМ), курсового радиомаяка (далее - КРМ) и т.п., должны быть размещены на линии, перпендикулярной оси ВПП, с интервалом между огнями не менее 3 м. Огонь должен быть сдвоенной конструкции с силой света не менее 30 кд.

3.7. На объектах, имеющих большую протяженность, или группах близко расположенных объектов верхние заградительные огни, по крайней мере, на точках или краях объектов, имеющих самое большое превышение по отношению к поверхности ограничения препятствий, должны быть размещены так, чтобы можно было определить общие очертания и протяженность объекта. Если два или более края препятствия находятся на одной и той же высоте, допускается маркировать только край, ближайший к летному полю.

При использовании заградительных огней малой интенсивности продольные интервалы между ними не должны превышать 45 м, а для огней средней интенсивности - 90 м.

3.8. На протяженных препятствиях в виде антенн, линий электропередач, связи и т.п., подвешенных между опорами, заградительные огни должны устанавливаться на мачтах (опорах) независимо от расстояния между ними.

3.9. Высотные здания и сооружения, расположенные внутри застроенных районов, должны быть обозначены заградительными огнями сверху вниз до высоты 45 м над средним уровнем высоты застройки.

Примеры размещения заградительных огней на сооружениях различной высоты и конфигурации приведены в Приложении N 4 к Правилам.

3.10. В верхних точках объектов должны быть предусмотрены сдвоенные заградительные огни, работающие одновременно или по одному при наличии устройства для автоматического включения резервного огня при выходе из строя основного огня.

Автомат для включения резервного огня должен работать так, чтобы в случае выхода его из строя оказались включенными оба заградительных огня.

3.11. В качестве заградительных огней применяются огни низкой, средней или высокой интенсивности либо их сочетание (Приложение N 5 к Правилам).

3.12. Заградительные огни низкой интенсивности на неподвижных объектах должны быть огнями постоянного излучения красного цвета.

Сила света должна быть такой, чтобы они были заметны, учитывая интенсивность соседних огней и общую яркость фона, на котором они будут наблюдаться. При этом сила света огня в любом направлении должна быть не менее 10 кд.

3.13. Для светового ограждения отдельно стоящих объектов, расположенных вне зоны аэродрома и не имеющих вокруг себя посторонних огней, допускается применение проблесковых огней малой интенсивности, излучающих белый свет. Эффективная сила света в проблеске должна быть не менее 10 кд, частота проблесков 60 - 90 в минуту. Все проблесковые огни, установленные на объекте, должны работать синхронно.

3.14. Заградительные огни средней интенсивности должны быть красными проблесковыми огнями с эффективной силой света не менее 1600 кд. Частота проблесков должна составлять 20 - 60 проблесков в минуту.

При использовании совместно с заградительными огнями высокой интенсивности допускается применение белых проблесковых огней.

3.15. Заградительные огни высокой интенсивности должны быть проблесковыми огнями белого цвета.