Эмиссионные банки осуществляют выпуск. Эмиссия денег: что это такое? Банковская система России является двухуровневой

20.10.2023

Эмиссионные банки . Современное меновое хозяйство в силу обширности своего оборота не может довольствоваться тем количеством денежных знаков, что оно получает от перечеканки металла в монету

Потребность в платежных средствах удовлетворяется путем выпуска в обращение особого рода беспроцентных кредитных обязательств, обмениваемых на металл по предъявлению, обычно выписанных в круглых суммах и оплачиваемых всякому держателю. Банки, имеющие право выпуска таких кредитных обязательств, обычно носящих название банкнот, именуются эмиссионными. Первым по времени возникновения в настоящее время Эмиссионным банком может быть признан Стокгольмский банк Пальмструка, учрежденный 30 ноября 1656 г. Сперва он, как и существовавшие до него Венецианский, Гамбургский и Амстердамский банки, вел главным образом расчетные операции (жиро), но с 1661 г. приступил по проекту графа Магнуса Делагарди к выпуску банкнот, которые он авансировал казне в виде ссуды. В 1694 г. возникает Английский банк, а в 1695 г. — Шотландский банк. В 1716 г. Джон Ло добивается во Франции разрешения организовать Королевский банк. Он усиленно ссылался на пример Швеции в своих докладах об образовании Эмиссионного банка. В 1765 г. Фридрих Великий основал. Королевский заемный и жиробанк. В 1768 г. в Москве и Петербурге организованы были Ассигнационные банки. Крах Королевского банка во Франции и неудача Шотландского банка, затруднения Шведского государственного банка приостановили дальнейшую организацию Эмиссионного банка. В конце XVIII в. возникают Учетная касса в Париже (1776 г.) и банк святого Карла в Испании (1782 г.). Второй период организации Эмиссионных банков начинается с устройства Наполеоном I Французского банка в 1800 г. Затем возникают: Нидерландский банк в 1814 г., Национальный австрийский банк в 1816 г., Государственный норвежский в 1816 г., Национальный датский банк в 1818 г., Польский банк в Варшаве в 1828 г. В Соединенных штатах Северной Америки дважды создавали центральные Эмиссионные банки. Первый центральный Эмиссионный банк Штатов был учрежден в 1791 г. Он существовал до 1811 г. Через пять лет, в 1816 г., был организован второй центральный Эмиссионный банк Соединенных штатов Сев. Америки, просуществовавший до 1836 г. Опыты европейских стран и опыт Соединенных штатов Сев. Америки послужили примером для всех стран, позднее вступивших в меновое хозяйство. Страны Южной Америки и Азии, по мере вхождения в сферу мирового хозяйства, были вынуждены приступить к организации Эмиссионных банков за счет своих или иностранных капиталов. Мексика, Бразилия, Аргентина, Австралия, Новая Зеландия, Турция и все балканские страны создают Эмиссионные банки. В колониях европейские государства приступают к организации колониальных Эмиссионных банков. Первой на путь создания колониальных Эмиссионных банков вступила Голландия, учредившая: в 1827 г. Яванский банк, существующий и до настоящего времени. Во французских колониях в Алжире, Мартинике, Гваделупе, французской Гвиане и Индокитае уже с давних пор существуют Эмиссионные банки. Даже маленькие европейские колонии, как голландская Гвиана, имеют свой Эмиссионный банк — Суринамский банк. Остров св. Фомы, затерянный среди Малых Антильских, пока он был датским владением, имел свой Эмиссионный банк. Перед войной в 48 государствах существовали Эмиссионные банки. Во время мировой войны и последовавших экономических потрясений были ликвидированы старый русский Государственный банк, Австро-венгерский банк, переорганизован Германский банк. В новых государствах, возникших после мировой войны, и в колониях для упорядочения денежного обращения возникла острая потребность в организации Эмиссионных банков. В целом ряде стран Эмиссионные банки были организованы вновь. Так возникли Государственный банк СССР, Польский банк (1924 г.), Национальный австрийский банк (1922 г.), Эстонский банк (1919 г.). Государственный латвийский банк (1922 г.). Сербский банк реорганизован в Национальный банк королевства сербов, кроатов и словаков (1920 г.). Свободный город Данциг дал привилегию на организацию Эмиссионного банка. Перу реформировало постановку эмиссионного дела путем создания в 1922 г. Центрального резервного Эмиссионного банка. Также по образцу С.-а. Соединенных Штатов провел реформу эмиссионных учреждений Южно-африканский союз, учредив в 1921 г. Южно-африканский резервный банк. В Бразилии исключительное право эмиссии банкнот в 1923 г. было передано Бразильскому банку. В ближайшем будущем будет организован ряд колониальных Эмиссионных банков (во Франции готовят проект Мадагаскарского банка). В Колумбии организован центральный Эмиссионный банк, носящий название Республиканского банка. В самом конце 1925 г. мексиканское правительство опубликовало закон об организации Мексиканского банка, который должен быть центральным Эмиссионным банком Мексики. Ввиду того обстоятельства, что создание орудий платежа по своим экономическим и юридическим последствиям очень близко к монетной регалии, и ввиду того, что выпуск банкнот может создавать возможность к получению исключительных доходов, а в то же время выпуск излишнего количества банкнот может вызвать громадные перевороты в народном хозяйстве, организация Эмиссионного банка происходит с особого разрешения государственной власти в форме дачи привилегии на выпуск банкнот банку при совершении им кредитных операций. Полная свобода Эмиссионных банков существовала в Шотландии в течение почти целого века, во Франции во время Директории, в Англии, вне Лондона, до 1844 г. В С.-а. Соединенных Штатах между 1836 и 1863 гг. создание Эмиссионных банков регламентировано местными законодательствами отдельных штатов. Из них в Род-айленде (Rhode Island) всем было предоставлено право устраивать Эмиссионные банки. В настоящее время везде право на производство эмиссионных операций считается исключительным правом государства, которое может осуществлять его непосредственно или в форме особых правительственных установлений, производящих эмиссионную операцию (Федеральные казначейства в С.-а. соединенных штатах, федеральное казначейство Канады, Экспедиция заготовления государственных кредитных билетов в России в 1843 — 1855 гг., Банковское отделение министерства финансов Чехии, Национальное эмиссионное установление Венгрии), или в форме государственных банков, или предоставлять право эмиссии полугосударственным смешанным акционерным банкам (Мексика), или совершенно частным банкам (Англия).

Возникновение Эмиссионных банков, прежде всего, было выгодно и удобно торговому капиталу. Пропаганду по созданию в стране Эмиссионных банков всегда и везде вел торговый капитал. Создание Эмиссионных банков увеличило возможности быстрого оборота товаров и увеличивало возможность быстрого роста капиталов буржуазии. Земельная аристократия и в некоторых случаях крестьянство всячески боролись против Эмиссионных банков. Английский банк теснейшим образом связан с победой буржуазии над феодальной реакцией во время революции 1688 г. В глазах Тори он был всегда одиозным учреждением; они примирились с ним только тогда, когда акт Роберта Пиля связал ему руки. В Швеции в XVII в. крестьянство было крайне резко настроено против Эмиссионных банков; в С.-а. соединенных штатах два первых центральных банка погибли в силу той причины, что земледельческие группы были против них. Пока в отдельных районах страны существует экономическая самостоятельность и пока торговый капитал может, опираясь на местные ресурсы, увеличивать размеры своих прибылей, существует стремление предоставить эмиссию большому количеству местных Эмиссионных банков. Одновременно целому ряду банков на совершенно равных началах предоставляется право эмиссий банкнот. Наиболее цельно идея децентрализации Эмиссионных банков была выражена в законе Нью-Йоркского штата Сев. Америки, разрешившем свободное учреждение Эмиссионных банков всякому физическому или юридическому лицу. На той же идее неограниченного числа Эмиссионных банков было построено законодательство о национальных банках по федеральному закону 1863 г. Ту же идею в первоначальное устройство своих банков вложили Канада, Япония и Аргентина. Во Франции до 1848 г. рядом с Французским банком существовали департаментские банки, организованные по одинаковым с ним уставам. В Швеции с 1824 по 1904 г. рядом с центральным государственным банком существовали частные Эмиссионные банки. Централизация экономической жизни страны заставляет отказаться сперва от идеи полной свободы в организации Эмиссионных банков, а затем повелительно требует объединения эмиссии банкнот или в небольшом количестве банков (Северо-американская система резервных банков) или в передаче права эмиссии одному центральному банку. Являясь результатом централизации хозяйственного строя, центральный Эмиссионный банк усиливает дальнейшее объединение экономической жизни. Наиболее отчетливо все этапы развития Эмиссионных банков прошла Швейцария. Первый Эмиссионный банк возник в кантоне Сэн-Галл в 1836 г. Затем каждый кантон создавал свой Эмиссионный банк сообразно им выработанным условиям. В 1881 г. появилось первое федеральное законодательство, ставившее себе задачей объединить устройство Эмиссионных банков в отдельных кантонах по одному образцу. В 1907 г. федеральное правительство создало Центральный Эмиссионный банк, заменивший 37 кантональных банков. Сохранение в начале XX в. в Англии и Германии Эмиссионных банков рядом с центральными банками, сосредоточивающими в своих руках подавляющую часть эмиссии, представляло пережиток эпохи децентрализации Эмиссионных банков. Децентрализация эмиссии сохранилась в Соединенных штатах, где до реформы 1913 г. было 7.145 национальных банков, производящих выпуск банкнот. Во время кризиса 1907 г. выяснилась со всей очевидностью слабость системы децентрализации. Реформой 1913 г. С.-а. соединенные штаты пошли также по пути объединения эмиссии. В настоящее время по закону от 23 декабря 1913 г. организовано 12 федеральных резервных банков, действующих каждый в своем районе. Капиталы федеральных резервных банков образуются из взносов банков, примыкающих к резервному банку. Во главе всей системы федеральных резервных банков стоит Федеральный резервный комитет с задачей руководить эмиссией федеральных резервных банкнот, формировать правления 12 банков, координировать их работу, контролировать и ревизовать их деятельность, наблюдать за сохранностью золотых запасов, согласовать учетные ставки, устанавливаемые отдельными резервными банками. При комитете имеется Федеральный совещательный совет, в который входят представители 12 банков. Каждый из 12 федеральных банков является вполне самостоятельным и независимым. Центральные Эмиссионные банки легче справляются с неизбежными в меновом хозяйстве кризисами. Они могут быстро, при поддержке государства, пойти на борьбу с неблагоприятно сложившимися обстоятельствами, в то время как мелкие и децентрализованные Эмиссионные банки с трудом координируют свои действия. Отсутствие единства действия, отсутствие единства поставленных задач, проявление ничем неустранимого эгоизма приводит, как доказал особенно опыт С.-а. соединенных штатов во время кризиса 1907 г., к значительному потрясению хозяйственной жизни, хотя нельзя скрывать, что централизация эмиссионного дела в одном банке приводит к централизации кредита в месте расположения центрального Эмиссионного банка. Часто случается, что наибольшую кредитную помощь получает тот район, где находится правление центрального Эмиссионного банка. Центральные банки очень неохотно шли на развитие сети своих филиальных учреждений. Французский банк открывал отделения только после настойчивых требований местных торговых и промышленных кругов и только тогда, когда открытие отделения делалось для него обязательным по новой конвенции с государством. Еще большее количество споров существует в банковской литературе вокруг вопроса о государственных или частных банках. Буржуазные теоретики середины XIX в. усиленно доказывали, что только частный Эмиссионный банк может надлежащим образом наладить денежное обращение, что всякий государственный Эмиссионный банк будет всегда менее способен создавать благоприятные условия для развития народного хозяйства. Когда местный денежный капитал был достаточно силен, он брал на разных условиях (без содействия государства в Англии, с содействием государства во Франции, Бельгии, Германии) организацию Эмиссионного банка. В тех же случаях, когда местный денежный капитал был слаб и брать на себя риск создания Эмиссионного банка не мог, то по его настоянию государство организовывало Эмиссионный банк за счет средств, собранных с налогоплательщиков (Швеция, до революции Россия, Финляндия, Болгария, Урагвай). В конце XIX в. буржуазные теоретики за границей и в России особенно выдвигали идею автономности центрального эмиссионного института. Автономность Эмиссионных банков в устах большинства писавших сводилась к освобождению Эмиссионных банков от влияния тех социальных групп, в руках которых находилось распоряжение средствами банка. В России промышленная и торговая буржуазия, проводя идею автономности, желала вырвать банк из рук полуфеодального царского правительства. Французская и германская буржуазия совершенно спокойно относилась к внешней зависимости французского и германского банков от государственной власти ввиду того, что они всегда были вполне уверены, что при распределении средств банка им обиды не будет. В экономически зависимых странах встречаются Эмиссионные банки, вполне независящие от местной государственной власти. Иногда Эмиссионные банки организуются по законам других стран. Ионийский банк в Греции — обычный английский акционерный банк, Оттоманский банк Турции — франко-английская акционерная компания, Имперский персидский банк — английская компания, Русско-азиатский банк был Эмиссионным банком в Китае. Правление Абиссинского банка находится в Каире, а управляющий Национальным египетским банком должен входить в состав правления Абиссинского банка как председатель. Политическая и экономическая зависимость современной Германии особенно резко выражена в факте введения в правление реорганизованного Германского банка иностранных членов, согласно плану Дауэса, и установлении должности комиссара репарационной комиссии при банке. Контроль над Эмиссионным банком дает возможность путем кредитной политики направить ход развития народного хозяйства по тому пути, который будет выгоден тем, у кого в руках будет влияние на денежное обращение. Контроль над Эмиссионным банком может быть изъят из рук местной власти, но без бюджетных средств местной государственной власти нельзя поставить хорошо устроенного Эмиссионного банка. Свободные средства государства всегда и везде являются основной базой для Эмиссионного банка. Первый эмиссионный Шведский банк Пальмструка был кассиром государства по таможенным налогам. Путем медленной эволюции выработалось обыкновение в Англии все свободные ресурсы Гос. казначейства хранить в Английском банке. Классическая постановка объединения средств Эмиссионного банка со свободными средствами Государственного казначейства была достигнута впервые в 50-х годах XIX В. в Бельгии, где при организации Национального бельгийского банка Эмиссионный банк явился официальным кассиром государства. Гибель второго Эмиссионного банка С.-а. соединенных штатов произошла вследствие отказа правительства помещать свободные средства государства на счета банка. Главная сила русского дореволюционного Государственного банка была в хранении у него свободной наличности Государственного казначейства. Ныне уставы Эмиссионных банков почти всегда предусматривают хранение свободных средств государства. Варьируется вопрос только в пределах платности или бесплатности исполнения казначейских обязанностей. В уставе Национального швейцарского банка сказано, что он безусловно хранит средства Союза. Новый Мексиканский банк за исполнение казначейских обязанностей государственного кассира будет получать вознаграждение. Устройство Эмиссионных банков по североамериканскому образцу резервных банков также предполагает передачу им свободных ресурсов казначейства. Резервные банки Сев.-ам. штатов, Перу, Южно-африканского союза тесно связаны с Государственным казначейством. Одна из причин, почему не могли и не могут вырасти в большие Эмиссионные банки — банки типа Оттоманского банка, Имперского персидского банка, Лондонского и Мексиканского банка, Ионийского банка, Русско-азиатского банка, Гонконг-шанхайской корпорации — заключается главным образом в том, что, получив право выпуска банкнот, они не получили возможности сделаться хранителями бюджетных средств той публичной власти, что дала им право выпуска банкнот. Если к ним и поступают средства государства, то только частично. А наилучшая постановка Эмиссионного банка возможна только тогда, когда все публичные ресурсы служат опорой правильной постановки выпуска банкнот. Кассовые средства государства для Эмиссионного банка более важны, чем собственный капитал банка. Собственный значительный капитал для Эмиссионного банка не является необходимостью, в особенности в случае принадлежности банка государству. Долго высказываемая теоретическая истина впервые была подтверждена на практике Австралийским банком. Банк создан государством в 1901 г. Было предположено собрать капитал для него путем выпуска облигаций, но капитал до сих пор не собирался. Американские резервные банки при балансе в 11 млрд. долл. имеют основных и резервных капиталов всего только 334 млн долл. Ничтожное значение собственных капиталов в Эмиссионном банке служит ясным показателем, что без особых жертв со своей стороны небольшая группа лиц, вложившая средства в акционерный капитал Эмиссионного банка, может спокойно получать дивиденды за счет всего народного хозяйства, оперируя главным образом казначейскими ресурсами. Чем больше Государственное казначейство связано с Эмиссионным банком, тем больше органическая связь между его администрацией и правительством. Если частный банк делается казначеем государства, то государство, передавая ему свои средства для операции, осуществляет над Эмиссионным банком контроль в виде своего комиссара с правом вето (Австрийский национальный банк), в виде назначения членов правления (целый ряд банков), в виде назначения управляющего и его ближайших помощников (Франция, Германия до войны, Япония и др.). В этом случае получается частный банк с государственным управлением. Отсутствие внешней связи между управлением Английского банка и английским правительством объясняется долговременным сходством интересов акционеров и правительства. В новых уставах влияние правительства на состав управления в той или другой форме всегда осуществляется. Совершенно свободны от влияния правительства только те Эмиссионные банки, которые не претендуют быть кассирами государственных средств. В акционерных Эмиссионных банках в отношении передач акций существуют различные правила. Акции банка могут быть только именные (Япония), акции банка не могут принадлежать иностранцам, при американской системе резервных банков акционерами могут быть только кредитные учреждения, удовлетворяющие определенным условиям. От акционера Эмиссионного банка обыкновенно требуется полная уплата акции. Некоторые уставы допускают частичную оплату. Часто главным акционером является государство (новый Мексиканский банк, где государству принадлежит 51 % акций). Общие собрания в акционерных Эмиссионных банках обычно имеют ограниченные права. В них с решающим правом голоса допускаются только наиболее крупные акционеры (Франция). Обычно собрание акционеров заслушивает отчет и выбирает ревизионный орган (ревизионную комиссию, комиссию цензоров и т. п.). В акционерных Эмиссионных банках полученная прибыль делится с государством. Система дележа прибыли между государством и акционерами очень разнообразна. Если государство прямо не участвует в прибылях частного Эмиссионного банка, то доход государства от банка получается косвенным путем. Эмиссионные банки предоставляют государству аванс или из расчета по очень пониженному проценту, или совершенно беспроцентно. Перед войной Французский банк предоставлял государству беспроцентный аванс в размере 200 млн фр. и платил 1 / 7 часть дохода от продуктивных обращений при учетной ставке в 3,5 % и 1 / 6 часть при учетной ставке в 4 % и выше. По уставу Мексиканского банка предположено следующее деление прибыли: 10 % в резервный фонд, пока он не достигнет 100 % основного капитала, затем 6 % на капитал. После вычета этих двух отчислений 50 % остатка идет в пользу государства, 10 % служащим, 5 % директорам, 35 % могут быть выданы в виде дополнительного к 6 % дивиденда. Право на производство выпуска банкнот делает для Эмиссионных банков менее нужными, чем для других банков, «чужие деньги». Ограничение в сфере размещения свободных средств, которое налагается уставами на Эмиссионные банки, приводит к тому, что Эмиссионные банки почти не платят процентов по вкладам. В некоторых уставах Эмиссионных банков запрещается прием капиталов с условием платежа процентов по нему. Во многих случаях, когда устав допускает принятие вкладов с уплатой по ним процентов, банки сами отказываются от процентных вкладов, сознавая, что необходимость платить проценты заставит их в их деятельности далеко уйти от настоящей дороги Эмиссионных банков. Основная задача Эмиссионных банков — регулирование денежного обращения, облегчение условий платежа и развитие путем кредита производительных сил страны. Из этого вытекает эмиссионная операция. Постановка эмиссионной операции в разных банках различна (см. ст. Банкнота). Если есть страны с совпадающими нормами по постановке эмиссионных операций, то на практике получается беспредельное различие. Эмиссионная практика должна считаться с конкретными условиями не только данной страны, но и данного момента. При выпуске банкнот Эмиссионный банк стремится удержать размен банкнот на металл; в крайности — удержать банкноты на определенном паритете. Для обеспечения размена и поддержания вексельного курса Эмиссионному банку предоставляется право на производство всякого рода операций по покупке и продаже, приему в залог золота. Из этого уже следует необходимость предоставления Эмиссионным банкам права на все операции по продаже и покупке тратт и чеков, иностранных банкнот и других платежных иностранных обязательств. Эмиссионному банку обыкновенно предоставляется право на производство учета краткосрочных векселей, выдачу ссуд под ценные бумаги, выдачу ссуд под драгоценности (бриллианты и серебро), открытие текущих счетов под обеспечение, прием вкладов срочных и бессрочных, оплачиваемых и неоплачиваемых, производство расчетов между своими клиентами, различные операции по инкассированию, выдачи чеков, аккредитивов, продажи и покупки за свой счет и на комиссионных началах ценных бумаг, приобретение которых допущено уставом банка, оплаты купонов процентных бумаг. Операция по концентрации золота в Эмиссионных банках привела к тому, что в настоящее время везде, где существуют Эмиссионные банки, в их распоряжении находится почти весь запас золота, принадлежащий данному народному хозяйству. По накопленным запасам на первом месте стоят 12 федеральных резервных банков: С.-а. соединенных штатов (13.995 млн зол. фр.), Французского банка (5.548 млн зол. фр.), Английского банка (3.605 млн зол. фр.). Дальше по запасам золота стоят: Японский, Голландский, Итальянский банки, Национальный швейцарский и Испанский, Германский, Русский государственный, Шведский. Свыше половины запасов золота сосредоточено в федеральных резервных банках С.-а. соединенных штатов; свыше четверти мировых золотых запасов — в руках Английского и Французского банков, немного меньше четверти мировых запасов золота приходится на Эмиссионные банки восьми названных стран. У остальных банков имеется в их распоряжении запас золота, составляющий не более одной десятой части всех имеющихся у Эмиссионных банков запасов золота. Из операций особенное значение для народного хозяйства имеет право Эмиссионных банков на операции с иностранной валютой и иностранными девизами. Являясь центром продажи и покупки иностранной валюты, Эмиссионные банки регулируют производство международных расчетов и благодаря своему положению могут выравнивать баланс платежей и требований, устраняя этим резкие колебания вексельных курсов, внося платность и устраняя толчки, вредно отражающиеся на хозяйственной жизни. Перечень операций, разрешенных или запрещенных Эмиссионным банкам, в разных уставах Эмиссионных банков разнообразен. В некоторых случаях сила традиций действует более внушительно, чем нормы, записанные в устав. Основная идея деятельности Эмиссионных банков состоит в том, что его актив должен быть быстро реализуем, что Эмиссионные банки во всякое время должен суметь извлечь размещенные средства из оборота. Поэтому операции по долгосрочному финансированию промышленности, внешней торговли, сельского хозяйства не могут входить в задачу Эмиссионных банков. Однако французским колониальным Эмиссионным банкам удалось очень удачно соединить банкнотную эмиссию с финансированием сахарных плантаций. Эмиссионным банкам в колониях и странах с слабо развитой хозяйственной жизнью приходится далеко отступать от чистоты принципов, выработанных в странах старого капитализма. Борьба между денежным капиталом и аграрными группами в Европе выражается в требовании от Эмиссионных банков уделять значительную часть своих средств кредитованию сельского хозяйства. Если часто землевладельцы непосредственно получают отказ, то косвенно все же Эмиссионные банки делают им уступки. Так, во время банковской анкеты 1907 г. в Германии Германский банк облек свою уступку аграриям в форму широкой выдачи авансов по закладным листам. Расширив рынок закладных листов, он дал возможность ипотечным банкам дать более широкое развитие их деятельности. Принимая в залог акции и облигации промышленных предприятий, а также акции и облигации финансирующих промышленность банков, Эмиссионный банк направляет свои средства в промышленность. Во многих уставах Эмиссионных банков нередко установлены формальные признаки в отношении как клиентов, так и документов и товаров, с которыми может производить операции Эмиссионный банк. Так, для товаров устанавливается принцип национального происхождения. Эмиссионный банк может кредитовать только операции по обороту местных товаров, клиентом не может быть лицо, объявленное банкротом, векселя должны иметь три подписи и т. д. Цель этих ограничений — сделать клиентов Эмиссионных банков возможно подвижнее и не дать средствам Эмиссионных банков застрять в каких-либо сомнительных операциях. Почти во всех уставах Эмиссионных банков оговаривается особым образом право государства быть клиентом банка по активным операциям. В уставах Эмиссионных банков обычно вводится ряд ограничений в отношении правительственных займов. В уставе Польского банка разрешается банкам учет казначейских обязательств польского правительства. В новом уставе Мексиканского банка, несмотря на его почти государственный характер, сказано, что суммы, авансируемые правительству, не могут быть больше, чем 10 % основного капитала банка. В уставе Национального австрийского банка указано, что банк не имеет права ни прямо ни косвенно давать авансы австрийскому правительству, за исключением только тех случаев, когда авансы могут быть обеспечены ценным залогом или иностранными девизами. По плану комиссии Дауэса Германский банк может кредитовать германское правительство, но всегда с таким расчетом, что общая сумма непогашенной задолженности правительства Германскому банку никогда не должна превышать 100 млн марок. Аванс не должен предоставляться на срок, превышающий 3 месяца. В конце отчетного периода правительственная задолженность банку должна быть погашена. Кроме того, Германскому банку запрещено выдавать авансы или иные ссуды германским землям (союзным государствам), муниципалитетам, административным единицам. В уставах большинства Эмиссионных банков содержится запрещение каких-либо кредитных непосредственных операций с иностранными правительствами или иностранными административными единицами. Почти во всех уставах в совершенно тождественной форме повторяется запрещение Эмиссионнам банкам покупать, приобретать каким-либо способом и удерживать в числе своих имуществ недвижимые имущества (дома и земли), за исключением тех, что нужны им для непосредственного выполнения их задач. В колониальных странах, где слабо организованы складочные помещения, Эмиссионные банки вынуждены для развития торгово-ссудных операций владеть значительным недвижимым имуществом в виде элеваторов, холодильников и товарных складов. Главной операцией Эмиссионных банков является учет краткосрочных векселей. Формальный характер вексельного обязательства и его краткосрочность лучше всего другого создают условия для помещения средств. Эмиссионные банки принимает к учету только первоклассные векселя и притом главным образом товарные. В странах старой капиталистической культуры и с большим денежным рынком Эмиссионные банки иногда даже приходится выступать покупателями векселей в силу того обстоятельства, что лучшие векселя из более дешевого процента могут быть учтены помимо Эмиссионного банка. В странах бедных капиталами с небольшим денежным рынком лучшие векселя всегда в руках Эмиссионных банков, так как Эмиссионные банки переучитывают векселя уже учтенные в каком-либо банке. В спокойное время банки отбирают у Эмиссионных банков клиентов, предоставляя им более удобные условия кредитования. Отсюда превращение Эмиссионного банка в банк банков. Ныне действующая американская система строит федеральные резервные банки сразу как банки банков. То же сделали Южно-африканский союз, Перу. Очень близок к этому и Австралийский банк. Из европейских банков к типу банка банков ближе всего Французский и Английский банки. В странах молодого капитализма и в колониях, где часто кроме Эмиссионного банка нет других банков, Эмиссионный банк имеет огромное значение для денежного рынка страны. Длительной борьбой за устойчивый низкий дисконт Эмиссионного банка могут создать особо благоприятные условия для развития народного хозяйства (политика Французского банка). Постоянными повышениями и понижениями учетной ставки Эмиссионного банка даже при сравнительно небольших запасах золота могут иметь его в достаточной мере для народного хозяйства (дисконтная политика Английского банка). В странах бедных свободными капиталами учетный процент Эмиссионного банка всегда ниже учетного процента свободного рынка. Задача Эмиссионного банка — с одной стороны, понизить внутренний процент, а с другой стороны, держать учетный процент на таком уровне, чтобы он способствовал притоку иностранного капитала (дисконтная политика Японского, Испанского, итальянских Эмиссионных банков и Русского дореволюционного банков). С переходом вексельного материала в другие банки Эмиссионные банки начинают развивать операции с ценными бумагами. Срочные (On coll) ссуды под процентные и дивидендные бумаги дают им возможность вести денежный рынок по желательному направлению. Конечно, Эмиссионные банки с большой осмотрительностью выбирает ценные бумаги для своих операций. Даже операции, лишенные риска, переходят в другие банки. Эмиссионным банкам всегда нужна гарантия, и гарантию ему по сделкам предоставляют другие банки. Одним из важнейших условий успешности деятельности Эмиссионных банков является требование опубликования балансов. Балансы Эмиссионных банков должны публиковаться, во-первых, регулярно, а во-вторых, достаточно часто. Гласность дает возможность судить о ходе деятельности Эмиссионных банков, о состоянии отдельных его счетов. Регулярное сообщение балансов Английского банка началось с акта Роберта Пиля. В настоящее время еженедельно публикует свои отчеты Англия, Франция, Швеция, Норвегия, Бельгия, Швейцария. В Германии и России до войны балансы Эмиссионных банков сообщались почти четыре раза в месяц, в Италии — три раза, в Австралии — два раза в год. Некоторые Эмиссионные банки публикуют балансы только раз в год. Большое значение имеет выпуск Эмиссионными банками годовых отчетов. Годовые отчеты введены в практику акционерными Эмиссионными банками. До сих пор ни годовая отчетность Эмиссионных банков, ни составление балансов нигде удовлетворительно не были поставлены. В некоторых случаях фальсифицируются публикуемые цифры, или цифры баланса так комбинируются, что не дают ясного представления о настоящем положении дела. Яркими примерами — итальянские банковские затруднения 80 — 90-х годов и история с превышением законом установленной эмиссии в России в январе 1905 г. и во Франции весной 1925 г., скрытые в искусно составленных балансах Эмиссионных банков.


Финансовая система любой страны включает в себя денежную систему, главным элементом которой является эмиссия денег. Без этого элемента невозможно существование экономики государства, а также осуществление его внутренних и внешних платежных операций, ведь деньги являются главным и универсальным средством платежа.

В зависимости от вида выпускаемых денег, эмитента, а также некоторых других признаков эмиссия может подразделяться на различные виды. Далее будет подробно рассмотрено, как происходит этот процесс и к чему он приводит.

Эмиссия денег и ее виды

Совокупность всех денежных средств, которые находятся в обороте страны, называется денежной массой. Эта величина непостоянная и под воздействием множества факторов может изменяться — как в большую, так и в меньшую сторону. К увеличению денежной массы приводит эмиссия — выпуск дополнительных денег в обращение.

В зависимости от вида выпускаемых денежных средств эмиссия бывает:

  1. Наличная — выпуск дополнительных бумажных денег и монет в обращение. благодаря чему происходит увеличение общей денежной массы. Поступающие деньги либо чеканятся (если они представляют собой монеты), либо печатаются (если они имеют бумажную форму).
  2. Безналичная — приоритетный вид эмиссии, который в среднем составляет около 80% от общего выпуска денег. Связано это с тем, что в большинстве развитых стран именно безналичные деньги являются преобладающим платежным средством. Эмиссия безналичных денег происходит путем выдачи кредитов или при помощи отображения денег на банковских счетах.

Еще одна классификация делит эмиссию на два вида:

1. Первичная — денежные средства выпускаются в оборот Центральным банком государства. При этом форма денег может быть как наличной, так и безналичной. К первичной эмиссии относятся такие операции ЦБ, как:

  • печатание банкнот (чеканка монет);
  • выдача кредитов коммерческим банкам;
  • приобретение иностранной валюты;
  • кредитование государства.

2. Вторичная — эмиссия осуществляется коммерческими банками, которые кредитуют всех остальных участников рынка. В пределах имеющихся у банка средств он может выдавать кредиты другим субъектам, используя для этого средства, полученные, например, от Центрального банка.

В зависимости от эмитента (то есть субъекта, который осуществляет выпуск денег), эмиссия делится на два типа:

  1. Бюджетная эмиссия денег — осуществляется государством, у которого чаще всего имеется монопольное право на выпуск наличных денежных средств.
  2. Кредитная эмиссия денег — осуществляется банками и состоит только из безналичной или вторичной эмиссии.

Основным фактором, который определяет необходимость эмиссии денежных средств (как в наличной, так и в безналичной форме), а также влияет на ее размеры, является потребность в оборотных средствах у организаций и предприятий. Целью эмиссии является удовлетворение именно этой потребности и своевременное обеспечение хозяйственных субъектов необходимыми денежными средствами. К другим эмиссионным факторам можно отнести:

  • рост производства, увеличение товарной массы и субъектов рыночной сферы;
  • снижение скорости денежного обращения;
  • рост цен, не зависящий от качества продаваемого продукта (товаров или услуг).

Точный порядок выпуска денежных средств в обращение зависит от конкретной страны и в разных государствах может заметно отличаться. Образцом можно считать системы наиболее развитых стран с рыночной экономикой: США, стран ЕС, Японии и т. д.

Помимо эмиссии денег, существует также , о которой мы рассказывали в предыдущей статье.

Кто осуществляет эмиссию денег в РФ

Главный документ государства — Конституция РФ — содержит в себе несколько положений относительно эмиссии в стране:

  • монопольное право на выпуск денег принадлежит Центральному банку РФ;
  • главное и единственно допустимое платежное средство на территории государства — российский рубль;
  • выпуск в обращение денег другой валюты или другим эмитентом запрещен;
  • на ЦБ РФ возложены обязанности не только по выпуску денежных знаков, но также и по их изъятию;
  • в форме эмиссии Центральный банк не ограничен — это могут быть как наличные, так и безналичные деньги.

В соответствии с законодательством, решение о выпуске денег в оборот, а также об их изъятии принимает Совет директоров Центрального банка. При выпуске рубля (единственного законного платежного средства) не устанавливается его соотношение с золотом или какими-то другими драгметаллами.

Для производства собственных наличных денег (в виде чеканки монет) в России существуют специальные монетные дворы:

  1. Московский монетный двор.
  2. Санкт-петербургский монетный двор.

Помимо чеканки государственных монет, они занимаются изготовлением орденов, медалей и других изделий из драгоценных металлов. Также в небольших количествах на этих дворах происходит чеканка монет для иностранных государств.

Печать денег (бумажных) в России происходит в специальных типографиях, которые могут обеспечить повышенный уровень защиты. Процесс изготовления денег (как печати банкнот, так и чеканки монет) является жестко регламентированным и находится под контролем Центробанка.

Что касается безналичных денег, то они выпускаются в виде кредитов, предоставляемых ЦБ РФ множеству коммерческих банков. В форме вторичной эмиссии эти банки также могут предоставлять кредиты другим субъектам хозяйственных отношений, увеличивая тем самым величину безналичного оборота страны.

Эмиссионная система Украины во многом схожа с российской. Первичным эмитентом денежных средств является Национальный банк Украины, который обладает монопольными правами на выпуск государственной денежной единицы — гривны. Кроме этого, НБУ также имеет исключительное право на изъятие денег из оборота.

Первичная эмиссия денежных средств осуществляется Нацбанком в безналичной форме — печать денег осуществляется только для покрытия этих ранее выпущенных безналичных средств. Для печати банкнот используется Банкнотно-монетный двор НБУ. Безналичная эмиссия может также осуществляться коммерческими банками (в виде кредитования других субъектов).

Можно выделить несколько факторов, которые на данном этапе развития экономики Украины негативно влияют на ее эмиссионную систему:

Все эти факторы приводят к необходимости осуществлять дополнительную эмиссию денежных средств, увеличивая, таким образом, общую денежную массу страны. Это приводит к обесцениванию национальной денежной единицы и появлению негативных тенденций в развитии экономики Украины.

В качестве итога можно отметить, что:

  1. Основной способ увеличения денежной массы в обороте государства — эмиссия денежных средств.
  2. Деньги в обращение могут выпускаться как в наличной, так и в безналичной форме.
  3. Приоритетной формой денежных расчетов во всех развитых странах является безналичная.
  4. Монопольное право на эмиссию наличных денег в России (банкнот, монет) принадлежит Центральному банку.
  5. Эмиссия денег на Украине не имеет существенных различий с аналогичным процессом в России — разница состоит только в установленной государством законной денежной единице.

English: Wikipedia is making the site more secure. You are using an old web browser that will not be able to connect to Wikipedia in the future. Please update your device or contact your IT administrator.

中文: 维基百科正在使网站更加安全。您正在使用旧的浏览器,这在将来无法连接维基百科。请更新您的设备或联络您的IT管理员。以下提供更长,更具技术性的更新(仅英语)。

Español: Wikipedia está haciendo el sitio más seguro. Usted está utilizando un navegador web viejo que no será capaz de conectarse a Wikipedia en el futuro. Actualice su dispositivo o contacte a su administrador informático. Más abajo hay una actualización más larga y más técnica en inglés.

ﺎﻠﻋﺮﺒﻳﺓ: ويكيبيديا تسعى لتأمين الموقع أكثر من ذي قبل. أنت تستخدم متصفح وب قديم لن يتمكن من الاتصال بموقع ويكيبيديا في المستقبل. يرجى تحديث جهازك أو الاتصال بغداري تقنية المعلومات الخاص بك. يوجد تحديث فني أطول ومغرق في التقنية باللغة الإنجليزية تاليا.

Français: Wikipédia va bientôt augmenter la sécurité de son site. Vous utilisez actuellement un navigateur web ancien, qui ne pourra plus se connecter à Wikipédia lorsque ce sera fait. Merci de mettre à jour votre appareil ou de contacter votre administrateur informatique à cette fin. Des informations supplémentaires plus techniques et en anglais sont disponibles ci-dessous.

日本語: ウィキペディアではサイトのセキュリティを高めています。ご利用のブラウザはバージョンが古く、今後、ウィキペディアに接続できなくなる可能性があります。デバイスを更新するか、IT管理者にご相談ください。技術面の詳しい更新情報は以下に英語で提供しています。

Deutsch: Wikipedia erhöht die Sicherheit der Webseite. Du benutzt einen alten Webbrowser, der in Zukunft nicht mehr auf Wikipedia zugreifen können wird. Bitte aktualisiere dein Gerät oder sprich deinen IT-Administrator an. Ausführlichere (und technisch detailliertere) Hinweise findest Du unten in englischer Sprache.

Italiano: Wikipedia sta rendendo il sito più sicuro. Stai usando un browser web che non sarà in grado di connettersi a Wikipedia in futuro. Per favore, aggiorna il tuo dispositivo o contatta il tuo amministratore informatico. Più in basso è disponibile un aggiornamento più dettagliato e tecnico in inglese.

Magyar: Biztonságosabb lesz a Wikipédia. A böngésző, amit használsz, nem lesz képes kapcsolódni a jövőben. Használj modernebb szoftvert vagy jelezd a problémát a rendszergazdádnak. Alább olvashatod a részletesebb magyarázatot (angolul).

Svenska: Wikipedia gör sidan mer säker. Du använder en äldre webbläsare som inte kommer att kunna läsa Wikipedia i framtiden. Uppdatera din enhet eller kontakta din IT-administratör. Det finns en längre och mer teknisk förklaring på engelska längre ned.

हिन्दी: विकिपीडिया साइट को और अधिक सुरक्षित बना रहा है। आप एक पुराने वेब ब्राउज़र का उपयोग कर रहे हैं जो भविष्य में विकिपीडिया से कनेक्ट नहीं हो पाएगा। कृपया अपना डिवाइस अपडेट करें या अपने आईटी व्यवस्थापक से संपर्क करें। नीचे अंग्रेजी में एक लंबा और अधिक तकनीकी अद्यतन है।

We are removing support for insecure TLS protocol versions, specifically TLSv1.0 and TLSv1.1, which your browser software relies on to connect to our sites. This is usually caused by outdated browsers, or older Android smartphones. Or it could be interference from corporate or personal "Web Security" software, which actually downgrades connection security.

You must upgrade your web browser or otherwise fix this issue to access our sites. This message will remain until Jan 1, 2020. After that date, your browser will not be able to establish a connection to our servers.

Выпуск кредитных денег– специфическая функция, отличающая коммерческие банки от других финансовых институтов. Коммерческие банки осуществляют депозитно-кредитную эмиссию, денежная масса увеличивается, когда банки выдают ссуды своим клиентам, и уменьшается, когда эти ссуды возвращаются. Эти банки являются эмитентами кредитных орудий обращения. Предоставляемая клиенту ссуда зачисляется на его счет в банке, т.е. банк создает депозит (вклад до востребования), при этом увеличиваются долговые обязательства банка. Владелец депозита может получить в банке наличные деньги в размере вклада, вследствие чего происходит увеличение количества денег в обращении. При наличии спроса на банковские кредиты современный эмиссионный механизм позволяет расширять денежную эмиссию, что подтверждается ростом денежной массы в промышленно развитых странах. Вместе с тем экономика нуждается в необходимом, но не черезмерном количестве денег, поэтому коммерческие банки функционируют в рамках ограничений, устанавливаемых центральным банком, с помощью которых регулируется процесс кредитования и, следовательно, процесс создания денег.

Одной из функций коммерческих банков является обеспечение расчетно-платежного механизма. Выступая в качестве посредников в платежах, банки выполняют для своих клиентов операции, связанные с проведением расчетов и платежей.

Эмиссионно- учредительская функция осуществляется коммерческими банками путем выпуска и размещения ценных бумаг (акций, облигаций). Выполняя эту функцию, банки становятся каналом, обеспечивающим направление сбережений для производственных целей. Рынок ценных бумаг дополняет систему банковского кредита и взаимодействует с ней. Например, коммерческие банки предоставляют посредникам рынка ценных бумаг (компаниям-учредителям) ссуды для подписки на ценные бумаги новых выпусков, а те продают банкам ценные бумаги для перепродажи в розницу. Если компания-учредитель, на имя которой зарегистрированы ценные бумаги, сама продает их, то банк может обеспечивать подписчиков на выпущенные ценные бумаги. При этом банк обычно организует консорциум по размещению ценных бумаг. Обязательства на значительные суммы, выпущенные крупными компаниями, могут быть размещены банком путем продажи своим клиентам (в основном институциональным инвесторам), а не посредством свободной продажи на фондовой бирже.

Располагая возможностями постоянно контролировать экономическую ситуацию, коммерческие банки дают клиентам консультации по широкому кругу проблем (по слияниям и поглощениям, новым инвестициям и реконструкции предприятий, составлению годовых отчетов). В настоящее время возросла роль банков в предоставлении клиентам экономической и финансовой информации.

3. Виды банков.

Сегодня во всех развитых народных хозяйствах существуют двухступенчатые банковские системы: Центральный банк является эмиссионным банком и осуществляет еще другие важные функции. Наряду с этим существуют «коммерческие банки с различным по своей широте ассортиментом («дифференцированная универсальность»), различными целями и часто также различными группами клиентов; они занимаются банковскими операциями, т.е. производят финансовые услуги, которые нужны на рынке».

По характеру деятельности банки подразделяются на:

· эмиссионные

· коммерческие

· инвестиционные

· ипотечные

· сберегательные

· специализированные (например, торговые банки).

Эмиссионные банки осуществляют выпуск банкнот и являются центрами кредитной системы. Они занимают в ней особое положение, будучи «банками банков».

Коммерческие банки представляют собой банки, совершающие кредитование промышленных, торговых и других предприятий главным образом за счет тех денежных капиталов, которые они получают в виде вкладов. По форме собственности они подразделяются на: а) частные акционерные, б) кооперативные, в) государственные. На ранних ступенях развития капитализма преобладали индивидуальные банкирские фирмы, но с развитием капитализма и особенно в эпоху империализма подавляющая часть всех банковских ресурсов сосредоточилась в акционерных банках. Развитие государственно-монополистического капитализма нашло выражение в коммерческих банков некоторых государств (например, во Франции).

Инвестиционные банки занимаются финансированием и долгосрочным кредитованием различных отраслей, главным образом промышленности, торговли и транспорта. Через инвестиционные банки удовлетворяется значительная часть потребностей промышленных и других предприятий в основном капитале. Развитие этого звена кредитной системы характерно для современного рыночного хозяйства. В отличие от коммерческих банков инвестиционные мобилизуют подавляющую часть своих ресурсов путем выпуска собственных акций и облигаций, а также получения кредитов от коммерческих банков. Вместе с тем они играют активную роль в выпуске и размещении акций промышленных и других компаний.

Ипотечные банки предоставляют долгосрочные ссуды под залог недвижимости– земли и строений. Они мобилизуют ресурсы посредством выпуска особого вида ценных бумаг– закладных листов, обеспечением которых служит заложенная в банках недвижимость. Клиентами ипотечных банков являются фермеры, население, а в ряде случаев предприниматели.

Ипотечный кредит фермеры нередко предназначают для покупки земли. Частично ипотечные ссуды используются для покупки машин, удобрений и других средств производства. Кроме того, покупка земли этими фермерами дает им возможность расширять свое хозяйство.

Получение ипотечных ссуд (в США) по-разному влияет на различные группы фермеров: в то время как крупные капиталистические фермеры используют эти ссуды для расширения своих земельных владений и ферм, на мелких фермеров ипотечная задолженность оказывает пагубное действие и способствует их разорению. Общая сумма ипотечного кредита значительно превышает ипотечную задолженность фермеров, включая ипотечные ссуды под городскую недвижимость.

Ипотечный кредит предоставляется в США различными видами банков (коммерческими, сберегательными), а также страховыми компаниями, ссудосберегательными ассоциациями.

Специализированные банковские учреждения включают банки, специально занимающиеся определенным видом кредитования. Так, внешнеторговые банки специализируются на кредитовании экспорта и импорта товаров.

4. Принципы деятельности коммерческих банков.

Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Коммерческий банк может осуществлять безналичные платежи в пользу других банков, предоставлять другим банкам кредиты и получать деньги наличными в пределах остатка средств на своих корреспондентских счетах. Возможности самостоятельно создавать денежные средства на расчетных счетах своей клиентуры сверх имеющихся у них ресурсов ограничены.

Работа в пределах реально имеющихся ресурсов означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Прежде всего это относится к срокам тех и других. Так, если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки (вклады краткосрочные или до востребования), а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его способность без задержек расплачиваться по своим обязательствам (т. е. его ликвидность) оказывается под угрозой.

Ими как правило являются центральные банки, наделенные правом ЭМИССИИ денежных знаков в обращение. В различных странах они называются народными, национальными, резервными. В СССР функций Центрального банка страны выполнял Государственный банк СССР. Главная задача банков, выполняющих функции центральных торгующих денежным товаром только среди банков и не вступающих непосредственно в отношения с отдельными хозяйственными единицами, состоит в управлении эмиссионной кредитной и расчетной деятельностью банковской системы. Они не являются ни коммерческими организациями, ни органами государственного управления в традиционном понимании этого слова.

Эмиссионным правом государство наделяет, как правило, только один банк, поскольку предоставление права эмиссии денег всем банкам расстроило ^ы денежное обращение страны. Эмиссионный банк располагает такими крупными средствами, какими не может располагать ни один из других банков, так как его пассивы - это средства бюДзкета и наличные деньги в обращении. Это обстоятельство дает ему возможность оказывать поддержку всем остальным банкам и руководить их деятельностью. Эмиссионный банк становится центром по организации банковского дела в стране, вокруг которого группируются все прочие банки и иные кредитные

учреждения.

Наделение Центрального банка указанными полномочиями позволяет обеспечить эффективное функционирование двухуровневой банковской системы. Для реализации перечисленных функций Центральному банку необходимы обширная сеть региональных учреждений и центральный аппарат.

В соответствии с вышеуказанными функциями строятся и активно-пассивные операции Центрального банка. Важнейшим источником его ресурсов является эмиссия денежных знаков, составляющая одну из основных статей пассива его баланса. Немаловажную роль в формировании пассивных операций Центрального банка играют остатки средств на резервно-корреспондентских счетах банков, счетах правительственных структур и организаций, а также капитал (фонды) и резервы банка, прочие пассивы.

Среди активных операций наиболее существенное значение имеют операции с государственными ценными бумагами, вложения в золотовалютные ценности и кассовая наличность, ссудные и переучетные операции.

Исторически эмиссионные банки возникали как частные или государственные банки, выпускавшие банкноты и имевшие свою клиентуру. Впоследствии эмиссионное право стало исключительной мощполией государства, эмиссионные банки сокращали масштабы операций с обычной клиентурой, превращаясь в центральные банки и становясь "банками банков".

На практике это означает, что все кассовые резервы концентрируются в Центральном банке и их поступление в хозяйственный оборот происходит посредством пополнения кассы коммерческих банков через учреждения Центрального банка. Все банки осуществляют безналичные расчеты через посредство Центрального банка, а в случае необходимости - получают кредиты Центрального банка. В итоге и наличный, и безналичный обороты денежных средств концентрируются в Центральном банке и его учреждениях. Хотя эволюция эмиссионных банков в центральные в разных странах происходила с различной степенью интенсивности, в настоящее время в большинстве стран центральные банки практически полностью отказались от обслуживания клиентуры. Исключение составляют те страны, где существовали (и существуют) одноуровневые банковские системы либо исторически сохранились за центральными банками некоторые функции по обслуживанию клиентуры (например, частичное выполнение центральными банками отдельных коммерческих функций).

Параллельно с эволюцией функций эмиссионных банков происходила модификация и организационных форм их деятельности, что нашло отражение в изменении правового статуса этих учреждений. В некоторых странах центральные банки были национализированы и превращены в унитарные государственные образования, в других же они формально сохранили независимость от государства, имея статус акционерных обществ, добровольных объединений (ассоциативного типа) независимых банков или иных объединений банков и небанковских учреждений.

Тем не менее, какова бы ни была доля участия государства в формировании капитала Центрального банка (5 или 100 %), он действует в строго ограниченных рамках как государственный (или уполномоченный государством) орган, регулирующий деятельность банков, а также функционирование кредитной системы в целом, и является проводником государственной экономической политики в кредитной системе.

Основными правовыми формами организации деятельности Центрального банка в современных условиях являются:

унитарный Центральный банк со 100 %-м участием государства в формировании его капитала;

акционерное общество, часть акций которого принадлежит государству (или без участия государства);

объединение ассоциативного типа (с участием или без участия государственных структур);

управление и планирование направлений и масштабов использования кредитных ресурсов и денежного обращения (долгое время имевшее форму кредитного и кассового планирования);

концентрация кредитных ресурсов и передача их за плату другим банкам;

организация и осуществление (совместно с соответствующими организациями) инкассации денежной выручки;

лицензирование банковской деятельности, г.ыбор форм и методов денежно-кредитного регулирования, фиксация и пересмотр

действующих нормативных требований, коэффициентов и прямых количественных ограничений деятельности банков;

организация, осуществление кассового исполнения госбюджета; » разработка правил и порядка осуществления операций с валютой и прочими валютными ценностями, проведение единой валютной политики, определение официального курса иностранных валют к национальной денежной единице;

представительство интересов страны в отношениях с центральными банками других государств и международными валютно-фи-нансовыми организациями и банками;

организация расчетов;

осуществление мероприятий по укреплению материально-тех-ничес"кой базы банковской деятельности и автоматизации банковских операций;

контроль и надзор за банковской деятельностью;

составление сводного баланса банковской системы;

подготовка и переподготовка кадров для банковской системы, консультационное и методическое обслуживание банков;

проведение научных исследований и аналитических работ.

Оргструктура Центрального банка представлена его основными органами управления, а также службами и подразделениями, каждое из которых наделяется соответствующими полномочиями и выполняет строго определенные функции (рис. 2). В случае организации банка в форме акционерного общества создаются характерные для негр органы управления (например, ревизионная комиссия, наблюдательный совет и тд.).