Управление государственным долгом. Что собой представляет реструктуризация государственного долга Методы управления внешним государственным долгом

30.01.2024

Характеристика современного государственного долга

Проблемы управления государственным долгом приобрели актуальность во второй половине предыдущего столетия, когда у государств возникла неспособность формировать бюджеты в достаточных размерах (с целью выполнения функций и осуществления долговой политики). Современный государственный долг является общей величиной непогашенных обязательств как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Основными причинами возникновения и увеличения государственного долга служат: дефицит государственного бюджета; осуществление фискальной политики, направленной на уменьшение величины налоговой нагрузки без соответствующего сокращения расходов государства; факторы, оказывающие влияние на политические бизнес-циклы, связанные с увеличением затрат в преддверии выборов для получения популярности у избирателей; войны либо милитаризация.

Разновидности государственного налогового долга

Методы управления государственным долгом зависят от вида самого долга. Он бывает внутренним (в виде задолженности по непогашенным государственным займам), а также внешним (характеризующим определенные финансовые обязательства государства перед иностранными кредиторами). Методы управления государственным долгом направлены на погашение задолженности предыдущих периодов, а также задолженности, возникшей по долговым обязательствам правительства. К таким долгам могут быть отнесены выпущенные правительством ценные бумаги, иные обязательства в денежном выражении, которые гарантируются со стороны правительства, и кредиты, полученные, опять же, на уровне государства. Размер основной суммы долга страны не должен превышать порог в 60% годового ВВП РФ. В случае превышения указанного предела долговых обязательств правительством должны быть предприняты срочные мероприятия с целью снижения суммы государственного долга до предельной отметки (обозначенные выше 60%). Методы управления государственным долгом применяются в соответствии с его величиной. Существует несколько критериев, важных в оценке государственного долга. Во-первых, долг на душу населения, выраженный в сумме государственного долга на одного гражданина. Во-вторых, соотношение между индивидуальными доходами и долгом, приравненным к части общего неоплаченного долга на каждую тысячу денежных ресурсов индивидуального дохода. И последний критерий - соотношение долга и ВВП.

Источники погашения государственного долга

Управление внутренним государственным долгом отвечает за обеспечение государственной платежеспособности. Другими словами, это определение возможности погашения долговых обязательств. Данный факт касается и капитального, и текущего долга. Методы управления государственным долгом, направленные на обеспечение платежеспособности внутренних займов, основываются на использовании внутренних источников. При этом платежеспособность по внешнему долгу, прежде всего, зависит от валютных поступлений. Поэтому возможность погашения такого долга определяется сальдо торгового баланса.

Государственные заимствования Российской Федерации - займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства РФ.

Под государственными внешними заимствованиями Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства РФ, выраженные в иностранной валюте.

Государственные внутренние заимствования Российской Федерации - это государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика, выраженные в российской валюте.

Государственные внешние заимствования Российской Федерации используются.

для финансирования дефицита федерального бюджета;

погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.

Право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит исключительно Российской Федерации. От имени Российской Федерации осуществлять внешние заимствования могут Правительство РФ и уполномоченное им Министерство финансов РФ.

Государственные и муниципальные внутренние заимствования используются:

для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

погашения долговых обязательств.

Право осуществления государственных внутренних заимствований от имени Российской Федерации принадлежит Правительству РФ и уполномоченному им Министерству финансов РФ.

Государственные заимствования субъектов РФ - это займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта РФ, и кредиты, привлекаемые в бюджет субъекта РФ от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ.

Муниципальные заимствования - это займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, и кредиты, привлекаемые в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства.

Право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования принадлежит местной администрации.

Реструктуризация долга - основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия:

Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем финансовом году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств.

Предельный объем государственного, муниципального долга и государственных заимствований

Предельный объем заимствований субъектов РФ, муниципальных заимствований в текущем финансовом году не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году.

на финансирование дефицита соответствующего бюджета;

погашение долговых обязательств соответствующего бюджета.

Предельный объем государственного долга субъекта РФ, долга муниципального образования означает объем долга субъекта РФ, муниципального долга, который не можетбыть превышен при исполнении соответствующего бюджета.

Предельный объем государственного долга субъекта РФ, муниципального долга на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в рамках ограничений, установленных Бюджетным кодексом.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, представительный орган муниципального образования вправе в целях управления соответствующим долгом утвердить дополнительные ограничения по государственному долгу.

Предельный объем государственного долга субъекта РФ не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета:

утвержденного объема безвозмездных поступлений;

и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Превышение при исполнении соответствующего бюджета установленных ограничений является нарушением бюджетного законодательства РФ и влечет применение мер принуждения.

Если при исполнении соответствующего бюджета объем долга субъекта РФ, муниципального долга превышает предельный объем, установленный законом (решением) о соответствующем бюджете, уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления вправе принимать новые долговые обязательства только после приведения объема долга субъекта РФ, муниципального долга в соответствие с требованиями законодательства.

Законом (решением) о соответствующем бюджете устанавливается верхний предел государственного внутреннего (внешнего - при его наличии) долга субъекта РФ, муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, представляющий собой расчетный показатель, с указанием в том числе верхнего предела долга по государственным гарантиям субъекта РФ, муниципальным гарантиям.

Законодательно установлено определение понятия «реструктуризация долга». Согласно Бюджетному кодексу, этот термин означает погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах погашаемых долгов, причем устанавливаются иные условия обслуживания долговых обязательств и сроки их погашения п. 2. (ст. 105).
Данный пункт ст. 105 был существенно изменен Федеральным законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ». В новой редакции он выглядел следующим образом:
«Под реструктуризацией государственного долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств» .
Важнейшим положением данной нормы закона является то, что реструктуризация государственного долга — этот прекращение долговых обязательств, основанное на соглашении. С формальной юридической точки зрения, вероятно, следовало бы изложить текст в следующей редакции: «погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований» на «прекращение долговых обязательств», поскольку при реструктуризации прекращаются старые обязательства в пользу новых, более выгодных, меняются условия договора, старые долговые обязательства погашаются на новых условиях.
Пункт второй был оставлен без изменений:
«Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным описанием (сокращением) суммы основного долга» .
В данном тексте нормы, вероятно, следовало бы уточнить, каким образом осуществляется списание (сокращение) суммы основного долга: исходя из общего соглашения или в одностороннем порядке.
Третий пункт 105 статьи Бюджетного кодекса также был изменен в 2000 г. Его новая, действующая в настоящее время редакция определяла:
«Сумма обслуживания реструктурируемого долга не включается в объеме расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств» .
Внесенные дополнения не изменили сути этого пункта, он отличается от прежнего лишь формулировкой.
Реструктуризация может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) долга. Последнее положение кодекса несколько неконкретно, так как неясно, возмож- но ли сокращение долга с точки зрения законодателя, по воле кредитора, или для этого необходимо соглашение сторон-участников правоотношений.

Читайте также: Как погасить долг по кредитной карте сбербанка

В кодексе имеется точное указание о том, что одностороннее «изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты, срока обращения, не допускается». Но речь здесь идет только о займах, другие формы долговых обязательств не упомянуты. В то же время и пункт 4 статьи 817 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит о запрещении изменений условий «выпущенного в обращение займа». Вероятно, означенная позиция требует законодательного уточнения, так как из текста кодекса нельзя сделать точных выводов.
Законодательная база, регулирующая реструктуризацию государственного долга, представлена неадекватно, не удовлетворяет потребности правового регулирования и эффективного управления государственными заимствованиями. Институт реструктури-зации долга существует и по своей сути правомерен исходя из специфики такого участ-ника, как государство. Связано это с принципом, согласно которому государство не мо-жет быть признано «банкротом», его неплатежеспособность приводит к реструктуриза-ции долга, что, по сути, является рассрочкой погашения задолжности.
Вероятно, не следует опираться на одну и ту же правовую норму, говоря о реструктуризации внешнего и внутреннего долга. В законодательстве адекватно отражены положения, касающиеся внутреннего и внешнего долга в отдельности.
Накануне принятия Бюджетного кодекса Верховный Суд РФ в связи с заявлениями о признании незаконным Указа Президента РФ «Об организации работы по погашению отдельных видов государственных ценных бумаг» от 7 августа 1998 года высказал следующее мнение: «Реструктуризация части внутреннего долга — это властное отношение, то есть од-носторонняя воля государства, основанная на власти и обеспечиваемая государственным принуждением, производимая в интересах защиты государства и населения».
Вполне очевидно, что данное определение в принципе противоречит смыслу вы- шепроцитированной ст. 105 действующего Бюджетного кодекса в редакции Федерального закона 19 июля 2000 г.
Однако для того момента оно было адекватным, т.к. вполне соответствовало действовавшему законодательству.
Бюджетный кодекс исключает подобную позицию государства. Вероятно, необхо-димо внести ряд пояснений, связанных с конкретными параметрами государственного долга Российской Федерации.

Современные методы управления внешним долгом, применяемые странами и международными финансовыми организациями в мировой практике, подразделяются на следующие виды:

o конверсия долга;

o секьюритизация долга;

o списания части или всей суммы долга;

o реструктуризация долга.

Отметим, что первые четыре метода могут сочетаться в процессе реструктуризации или использоваться отдельно.

Конверсия долга представляет собой превращение долговых обязательств, по которым не выплачиваются проценты (или слишком большое долговое бремя) в новые обязательства, которые улучшают состояние заемщика в текущем финансовом отношении или в долгосрочной перспективе. Данная операция не приводит к изменению структуры обязательств или получения новых займов. По своим функциональным направлениям конверсия делится на три вида:

o перевод долга в местную валюту (долг/акции, долг/долг, долг/ресурсы на цели развития);

o прямой обмен на активы (долг/неуплаченные долговые требования, долг/финансовая реструктуризация);

o прямой обмен на товары (долг/товары, долг/экспорт).

Обмен обязательств на новые неборгові активы являются одним из современных методов реструктуризации долга, и чаще всего применяется в развивающихся странах. Классическая схема предполагает обмен на ценные бумаги, что стороны могут конвертировать в финансирование проектов в сфере окружающей среды, развития, аннулировать долг в обмен на определенные законодательные или политические уступки.

Обмен долга на акции стран заемщиков делится на две категории:

1) соглашение между частным заемщиком и частным кредитором;

2) соглашение между частным кредитором и юридическим лицом государственного сектора или государством как заемщиком.

Преимущество данной операции заключается в возможности превратить долг страны в акции посредством размещения иностранных прямых или портфельных инвестиций в национальное предприятие. Таким образом, конверсия долга выполняет функции управления задолженностью и стимулирования инвестиций. Должник частично оплачивает долг в местной валюте со скидкой от полной стоимости, а инвестор финансирует капиталовложения за благоприятным курсом. Страна получает выгоду за счет конвертации части долгового бремени в новые производственные активы. Наиболее значительные операции по конверсии был проведен в Чили, Аргентине, Бразилии, Мексике, Филиппинах, Венесуэле, Нигерии, Эквадоре. Конверсия предоставляет возможность стране-должнику сократить объемы или уменьшить темпы роста внешнего долга, привлечь прямые иностранные инвестиции.

Конверсия долга в ресурсы на цели развития. Данный метод предусматривает применение двух схем конверсии:

1) на основе выкупа долга;

2) на основе пожертвований.

Международные благотворительные организации или правительства развитых стран выкупают со скидкой коммерческие долги на вторичном рынке. Иногда банки передают долг международным благотворительным организациям с условием погашения долга в местной валюте по согласованной программе в сфере экологии или социальной сферы. В выкупе или безвозмездной передачи долга принимают участие следующие стороны: коммерческий банк, международная благотворительная организация, правительство страны. Часто в такой операции присутствует финансовый посредник, осуществляющий операции с долгом. Недостатками данной схемы конверсии является сложность и значительные затраты, связанные со значительным количеством участников и их различными целями.

Конверсия долга в долг представляет собой преобразование существующих долговых обязательств в новые долговые обязательства. Статус сторон долгового соглашения может не меняться, а условия нового обязательства могут существенно отличаться от условий предыдущего обязательства. Новое долговое обязательство может предусматривать уменьшенную сумму основного долга, другие ставки или график оплаты. Может быть изменена форма долговых обязательств с изменением долгового инструмента.

Конверсия долга на товары (экспорт) предусматривает, что страна-должник предлагает погашение обязательств в форме получения права на реализацию товара по установленной цене. Определенная часть от суммы реализации возвращается должнику, а оставшаяся часть принадлежит кредитору в счет погашения задолженности. Недостатком данной схемы является: требование предоплаты 2/3 стоимости товара, что выдвигает должник, до момента реализации товара. Положительными последствиями применения данной схемы конверсии являются: сокращение внешних обязательств, наращивание экспортного потенциала. Наиболее часто товарная схема погашения долга используется как возможность погашения долга на двусторонней межгосударственной основе,

Читайте также: Нормативное регулирование дебиторской и кредиторской задолженности

Секьюритизация долга — это выпуск новых ценных бумаг, подтверждающих право на собственность или обязательства должника. Такие инструменты считаются обеспеченными активами ценными бумагами. Должник или кредитор может секьюритизировать свои долги или активы с участием независимой компании посредника, которая покупает активы у кредитора. Данный метод является одним из источников долгового финансирования в США. Наибольшее распространение получила секьюритизация долгов перед Парижским клубом кредиторов. Основные инструменты секьюритизации — иностранные облигации, которые выпускает нерезидент на внутреннем рынке иностранного государства, еврооблигации.

Выкуп долга или обратная покупка долга часто осуществляется одновременно с досрочной выплатой долга. Выкуп долга осуществляется, если страна не имеет трудностей по обслуживанию долга и масс хорошую репутацию среди членов Парижского клуба кредиторов. Трудности в применении данного метода связаны с возможным нежеланием каждого кредитора обеспечить одинаковый уровень скидок, нежеланием кредиторов способствовать уменьшению задолженности за обратный выкуп, необходимостью согласования платежей с обратной покупки с программами Международного валютного фонда.

Реструктуризация внешнего долга — перенос сроков платежа по внешнему долгу. Данный метод может сопровождаться частичным списанием долга и/или конверсией в новые долговые инструменты. Реструктуризация предоставляет краткосрочный эффект облегчения для должника, увеличивая выплаты в будущем за счет дополнительных процентов в новый период погашения. Могут применяться следующие схемы реструктуризации: отсрочка по платежам на несколько лет, со следующими льготными периодами, а потом платежам в полном объеме; дополнения существующих договоров новыми кредитами; превращение задолженности по процентам в основную сумму долга; обмен части задолженности по рыночному курсу на акции государственных предприятий.

Существуют следующие "своповые схемы" реструктуризации внешнего долга;

1) "внешний долг/облигации" — переоформление существующего государственного долга в новые рыночные долговые инструменты — ценные бумаги;

2) "внешний долг-акции" — обмен долговых обязательств на акции в рамках государственной программы приватизации. Компания-инвестор покупает на вторичном рынке долговой инструмент, подлежащего конверсии, для последующего его обмена в центральном банке страны-должника за местную валюту. Полученные средства используются по четкому назначению — осуществление прямых или портфельных инвестиций. Обмен долгов на валюту может происходить как по номиналу, так и со скидкой, в том числе на аукционах, где выигрывает тот, кто предложит наибольшую скидку с номинальной стоимости долговых обязательств, которые обмениваются. При этом регулирующие органы страны-должника могут стимулировать капиталовложения в приоритетные сферы через специальные квоты, преференции, налоговые льготы. Особенность данной схемы — изменение качества структуры активов инвесторов: происходит замена долговых обязательств на принципиально новый финансовый инструмент, который не предусматривает предоставление фиксированного дохода инвестору. Преимущества данной схемы: уменьшение внешнего долга, сокращение объема субсидирования государственных предприятий, увеличение налогооблагаемой базы в будущем, содействие экспорта, замещение импорта отечественным производством. Недостатки указанной схемы реструктуризации: сокращение налоговых поступлений в государственный бюджет, инфляция (обмен финансовых средств при проведении широкомасштабных операций по данной схеме требует сопроводительных компенсационных денежно-кредитных операций);

3) "внешний долг/внутренний долг" — выпуск центральным банком облигаций с номиналом в местной валюте в обмен на внешние долговые обязательства. Недостаток данной схемы: размещение государственных долговых обязательств на внутреннем рынке создает конкуренцию рынку корпоративных облигаций, что ограничивает возможности развития предприятий за счет привлеченных финансовых средств;

4) "выкуп внешнего долга". Данная рыночная схема реструктуризации долга предполагает два варианта реализации:

o регулирующий финансовый орган государства обращается к держателя ценных бумаг с предложением о выкупе облигаций, принадлежащих ему, по фиксированной цене, при этом торги данными бумагами приостанавливаются на некоторое время. Как правило, данное предложение сопровождает схему реструктуризации "внешний долг/облигации";

o осуществление подобной первого варианта операции монетарных властей на открытом рынке, когда регулирующие органы, пользуясь благоприятной рыночной ситуацией, через определенные структуры покупают облигации на вторичном рынке. При этом они могут как фактически осуществлять досрочное погашение, так и использовать их в будущем с целью получения торговой прибыли.

Реструктуризация государственного долга это:

Реструктуризация государственного долга

У этого термина существуют и другие значения, см. Реструктуризация.

Реструктуризация государственного долга - это пересмотр условий обслуживания долга (процента кредита, суммы, сроков возврата и др.). В общем смысле реструктуризация актуальна, когда появляется угроза банкротства заемщика, то есть его неспособности произвести погашение долговых обязательств в соответствии с первоначальными условиями его предоставления.

К реструктуризации государственного долга приводит макроэкономическая политика государства, согласно которой правительство увеличивает величину долга посредством займов у иностранных государств, в результате чего общая величина займов намного превышает дефицит счёта текущих операций. Взятые заёмные средства направляются на приобретение иностранных активов в то время как должны были быть направлены на финансирование отраслей нац. экономики. Такая денежно-кредитная политика государства способствует оттоку частного капитала за границу.

Литература

  • ч.1 ст. 127 Бюджетного Кодекса Российской Федерации

Wikimedia Foundation. 2010 .

Смотреть что такое «Реструктуризация государственного долга» в других словарях:

Реструктуризация - капитала Реструктуризация предприятия Реструктуризация государственного долга см. Структура … Википедия

Реструктуризация долга - – мера, применяемая в отношении заемщиков, которые находятся в состоянии дефолта, т. е. не способны обслуживать свой долг. Существуют несколько мер по реструктуризации, которые могут применяться как по отдельности, так и в комплексе: изменение… … Банковская энциклопедия

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ - (англ. debt restructuring) – один из методов управления государственным долгом, используя который должник добивается пересмотра первоначального графика погашения и обслуживания государственного долга. В соответствии с новым графиком должнику… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Консолидация - (реструктуризация) государственного долга превращение краткосрочной и среднесрочной государственной задолженности в долгосрочную, т.е. перенос предстоящих в скором времени платежей на отдаленное будущее … Экономика: глоссарий

Внешняя политика Белоруссии - Внешняя политика Республики Беларусь совокупность отношений с другими государствами и международными структурами. Содержание 1 Основные принципы, цели и задачи 2 Член … Википедия

Реструктуризация государственного долга - это пересмотр условий обслуживания долга (процента кредита, суммы, сроков возврата и др.). В общем смысле реструктуризация актуальна, когда появляется угроза банкротства заемщика, то есть его неспособности произвести погашение долговых обязательств в соответствии с первоначальными условиями его предоставления.

К реструктуризации государственного долга приводит макроэкономическая политика государства, согласно которой правительство увеличивает величину долга посредством займов у иностранных государств, в результате чего общая величина займов намного превышает дефицит счёта текущих операций. Взятые заёмные средства направляются на приобретение иностранных активов в то время как должны были быть направлены на финансирование отраслей нац. экономики. Такая денежно-кредитная политика государства способствует оттоку частного капитала за границу.

Литература

  • ч.1 ст. 127 Бюджетного Кодекса Российской Федерации

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Реструктуризация государственного долга" в других словарях:

    Капитала Реструктуризация предприятия Реструктуризация государственного долга см. Структура … Википедия

    Реструктуризация долга - – мера, применяемая в отношении заемщиков, которые находятся в состоянии дефолта, т. е. не способны обслуживать свой долг. Существуют несколько мер по реструктуризации, которые могут применяться как по отдельности, так и в комплексе: изменение… … Банковская энциклопедия

    РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ - (англ. debt restructuring) – один из методов управления государственным долгом, используя который должник добивается пересмотра первоначального графика погашения и обслуживания государственного долга. В соответствии с новым графиком должнику… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    Консолидация - (реструктуризация) государственного долга превращение краткосрочной и среднесрочной государственной задолженности в долгосрочную, т.е. перенос предстоящих в скором времени платежей на отдаленное будущее … Экономика: глоссарий

    Внешняя политика Республики Беларусь совокупность отношений с другими государствами и международными структурами. Содержание 1 Основные принципы, цели и задачи 2 Член … Википедия

    Содержание 1 Членство в международных организациях 2 Белоруссия и европейские организации 3 … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Политика Украины. Данные в этой статье приведены по состоянию на 2007 год. Вы можете помочь … Википедия

    Международная финансовая помощь - (International financial assistance) Международная финансовая помощь это помощь, которая предоставляется государствам при соблюдении определенных экономических условий Международная финансовая помощь государству предоставляется для развития… … Энциклопедия инвестора

    Дефолт - (Default) Дефолт это невыполнение обязательств, неплатежеспособность Определение дефолта, история дефолта, виды и механизм дефолта, оценка вероятности дефолта Содержание >>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    Долг - (Debt) Долг денежная сумма или материальные ценности, взятые взаймы на определенных условиях Понятие долг, внутренний и внешний долг государства и другие виды долгов, государственный долг США и России, долговые инструменты и погашение долгов… … Энциклопедия инвестора

Процесс управления госдолгом - это совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка государственных ценных бумаг, обслуживание и погашение государственного долга, предоставление ссуд и гарантий.

Управление государственной задолженностью охватывает методы как прямого (институциональный, технический, собственно экономический), так и косвенного регулирования (воздействия на макро- или микроэкономические рычаги управления народным хозяйством).

Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Этот процесс включает: формирование государственной долговой политики; определение основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели; установление возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ и другие вопросы, связанные со стратегическим управлением государственным долгом; установление границ задолженности.

Под управлением долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием госдолга, а также с регулированием рынка государственных ценных бумаг.

Процесс управления государственным долгом, как в широком, так и в узком смысле требует от государства системного подхода и определяет многоплановый характер регулирования существующей задолженности. В свою очередь системное управление долгом невозможно без четкой классификации задолженности.

Обслуживание госдолга связано с перераспределением доходов в стране. Для погашения долга можно использовать имеющиеся у государства активы, приватизируя государственную собственность. Другой подход связан с увеличением доходов бюджета путем расширения налогооблагаемой базы. Бремя обслуживания перекладывается на налогоплательщиков. Еще одним источником погашения долга могут стать кредиты ЦБ. Однако в условиях независимого от правительства главного банка страны использовать эмиссию для сокращения долга весьма сложно. Обслуживание внешнего долга фактически означает легальный вывоз капитала, что отражается отдельной строкой в платежном балансе, то есть приводит к перераспределению части национального дохода через бюджетно-налоговую и денежно-кредитную систему в интересах нерезидентов.

Финансирование дефицита бюджета за счет внутренних источников также не всегда способствует развитию национальной экономики. Увеличение внутреннего долга означает рост доли государственных заимствований на финансовом рынке. Это может привести к конкуренции за ресурсы на внутреннем финансовом рынке, росту процентных ставок и снижению капитализации рынка частных ценных бумаг. Кроме того, сокращаются инвестиции, поскольку останутся не реализованными инвестиционные проекты с рентабельностью, не превосходящей процента, выплачиваемого по государственным ценным бумагам вместе с премией за риск.



Механизм регулирования государственного долга в рыночных условиях объединяется понятием «реструктуризация». Под реструктуризацией долга в целях настоящего Кодекса понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Реструктуризация задолженности проводится при помощи различных инструментов: рефинансирование, конверсия, выкуп долга, консолидация, унификация, аннулирование государственного долга, секъюритизация.

Рефинансирование - один из основных методов погашения долга. Рефинансирование - это погашение старой задолженности (и процентов по ней) за счет выпуска нового займа, принятия новых обязательств. Используются три способа рефинансирования государственного долга: замена обязательств (с согласия их держателей) с истекшими сроками погашения на новые, по сумме эквивалентные погашаемым; досрочная замена одних обязательств на другие с более длительными сроками погашения; размещение (продажа) новых облигаций и за счет вырученных средств погашение облигаций с истекшими сроками погашения. Другой способ - выкуп долга. В случаях, когда государства-должники могут располагать значительными объемами финансовых резервов, можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги, что позволяет сократить общий объем государственного долга. Однако мировая практика негативно относится к досрочному выкупу долгов. Это связано с тем, что выигрыш от этого получают, во-первых, наихудшие заемщики, долги которых торгуются с наибольшим дисконтом, и, во-вторых, нарушается принцип равенства кредиторов.

Следующий способ это конверсия. Конверсия долга представляет собой преобразование долговых обязательств, за которыми не выплачиваются проценты (или слишком отягощающих долговых обязательств) в новые обязательства, которые улучшают состояние заемщика или в финансовом отношении, или с точки зрения перспективы. Технически такие операции не приводят к изменению структуры существующих обязательств или к получению новых займов.

Другой способ - выкуп долга. В случаях, когда государства-должники могут располагать значительными объемами финансовых резервов, можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги, что позволяет сократить общий объем государственного долга. Однако мировая практика негативно относится к досрочному выкупу долгов. Это связано с тем, что выигрыш от этого получают, во-первых, наихудшие заемщики, долги которых торгуются с наибольшим дисконтом, и, во-вторых, нарушается принцип равенства кредиторов.

Консолидация - изменение срока действия уже выпушенных займов в сторону увеличения (как правило) или сокращения. Предполагает облегчение условий выплаты долга в виде отсрочки платежей и погашения. Возможно совмещение консолидации с конверсией.

Унификация - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Цель - уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по обслуживанию долга. Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее.

Аннулирование государственного долга означает полный отказ государства от своего долга. Однако такой вариант считается недопустимым. Авторитет государства зависит от признания им своих долгов и обеспечения их полного погашения в установленные сроки.

Секьюритизация долга представляет собой переоформление государственного долга в новые рыночные долговые инструменты денежного рынка, включая ссудные капиталы. Среди основных видов ценных бумаг, обращающихся на международных финансовых рынках, выделяются две группы: иностранные облигации - эмитируемые нерезидентами на внутреннем рынке иностранного государства, и еврооблигации - средне- и долгосрочные обязательства в евровалютах, выпускаемые на европейском рынке среди зарубежных инвесторов.

Таким образом, среди проблем современной бюджетной политики проблема государственного долга занимает особое место. Она является одной из основных проблем российской экономики, оказывающей непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направления финансовой и бюджетной политики.

Цель управления долгом - нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению. Кроме того, целью управления государственным долгом являются выработка экономически обоснованного соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, поддержание объема долга на экономически безопасном уровне.

Поэтому система управления государственным долгом должна быть ориентирована на обслуживание стратегических инвестиционных проектов, а государство должно выступать координатором и гарантом производственных инвестиций в рамках выработанной стратегии экономического роста.

Управление внешним государственным долгом - это регулируемая нормами права совокупность мероприятий государства по использованию долговых отношений, направленных на погашение долговых обязательств и формирование благоприятных социально-экономических условий развития страны, одно из направлений финансово-бюджетной политики страны, связанное с деятельностью государства на внешних финансовых рынках в качестве экономического субъекта-заемщика и гаранта. Оно предусматривает привлечение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг или других источников, погашение и обслуживание долговых обязательств.

К важнейшим мерам по управлению внешним государственным долгом относятся установление предельных объемов государственного внешнего долга; источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая поступления от эмиссии государственных ценных бумаг; расходы на обслуживание внешнего государственного долга; верхние пределы государственных внешних гарантий. Чрезмерный рост внешнего государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.

Информация о долговых обязательствах Российской Федерации вносится в Государственную долговую книгу Федерации в трехдневный срок с момента возникновения обязательства. Состав, порядок и сроки представления информации установлены Правительством РФ. В государственную долговую книгу субъекта Федерации вносятся сведения об объеме его долговых обязательств (в том числе гарантий) по всем государственным заимствованиям, о дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств, исполнении обязательств полностью или частично. В государственную муниципальную долговую книгу включаются сведения об объеме долговых обязательств муниципальных образований (в том числе гарантий).

Политика в отношении государственного долга и его верхний предел определяются законодательными органами власти, а оперативно управление им осуществляет исполнительная власть.

Механизм регулирования государственного долга в рыночных условиях объединяется понятием «реструктуризация», т. е. основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой их долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения. Реструктуризация не снимает долговой проблемы, а лишь переносит ее на более поздний срок. Следовательно, бремя погашения ложится на следующие поколения, общая сумма платежей еще более увеличивается за счет доначисленных процентов.

В ходе проводимой реструктуризации долговых обязательств используется ограниченный набор способов ее проведения: рефинансирование, конверсия, консолидация, унификация, аннулирование государственного долга.

Рефинансирование - это погашение старой задолженности (и процентов по ней) за счет выпуска нового займа, принятия новых обязательств. Используются три способа рефинансирования госдолга:

1. Замена обязательств (с согласия их держателей) с истекшими сроками погашения на новые, по сумме эквивалентные погашаемым; досрочная замена одних обязательств на другие с более длительными сроками погашения; размещение (продажа) новых облигаций и за счет вырученных средств погашение облигаций с истекшими сроками погашения.

2. Выкуп долга. В случаях, когда государства-должники могут располагать значительными объемами финансовых резервов, можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги, что позволяет сократить общий объем госдолга. Однако мировая практика негативно относится к досрочному выкупу долгов. Это связано с тем, что выигрыш от этого получают, во- первых, наихудшие заемщики, долги которых торгуются с наибольшим дисконтом, и, во-вторых, нарушается принцип равенства кредиторов.

3. Секьюритизация долга - переоформление государственного внутреннего долга в новые рыночные долговые инструменты денежного рынка, включая ссудные капиталы. Среди основных видов ценных бумаг, обращающихся на международных финансовых рынках, выделяются две группы: иностранные облигации, эмитируемые нерезидентами на внутреннем рынке иностранного государства, и еврооблигации - средне- и долгосрочные обязательства в евровалютах, выпускаемые на европейском рынке среди зарубежных инвесторов.

К началу 1990-х гг. в международной практике сложилась достаточно действенная система реструктуризации внешней задолженности, предложенная для урегулирования долговых обязательств развивающихся стран министром финансов США Н. Брейди, - «план Брейди». На тот период рынки ценных бумаг развивающихся стран характеризовались весьма низкой ликвидностью - 25-40 % номинала. В результате переговоров должников с кредиторами в 1990-1994 гг. был осуществлен выпуск облигаций Брейди на общую сумму около 100 млрд. долл. Они являются государственными облигациями, эмитированными в обмен на государственный долг перед коммерческими банками. В международной практике используют следующие виды облигаций Брейди: паритетные (с уменьшенными процентами); дисконтные (с уменьшенной основной суммой долга); ступенчатые (с более низкими первоначальными ставками); долговые конверсионные (новых займов), новые долговые; процентные; капитализированные.

К административным методам относятся конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, новация, аннулирование долга.

Конверсия - изменение доходности займов в интересах должника путем понижения процента, применения иного способа погашения долга в целях снижения расходов заемщика на погашение и обслуживание государственного долга. Наиболее распространенным видом ее является обмен на новые долговые обязательства. Технически такие операции не приводят к изменению структуры существующих обязательств и к получению новых ссуд.

Консолидация - изменение срока действия уже размещенных займов в сторону увеличения или сокращения. Пролонгация займов имеет цель облегчения выплаты долга и предполагает увеличение сроков обращения выпущенных займов путем перевода текущих обязательств и краткосрочных займов в долгосрочные. Как правило, она носит принудительный характер и осуществляется путем добавления процентных купонов к облигациям старых займов, срок действия которых продлевается, или путем замены облигаций старых займов на облигации нового займа. Нередко консолидация (как правило, пролонгация) совмещается с конверсией.

Унификация займов - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Она может проводиться вместе с консолидацией и конверсией или без них.

Отсрочка погашения займа заключается в том, что, как и при консолидации, односторонне отодвигаются сроки погашения займа и, кроме того, прекращается выплата доходов.

Новация - соглашение между государством-заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора.

Аннулирование государственного долга - отказ государства от всех обязательств. Это нерыночная мера решения долговой проблемы государства. Эта форма управления государственным долгом используется, когда меняется власть или когда государство признает себя банкротом.

Эти формы управления государственным долгом относятся и к внутреннему, и к внешнему долгу.

Управление внешним долгом на стадии привлечения внешних кредитов в России осуществляется путем установления предельных размеров внешнего долга и государственных гарантий в законе о бюджете на соответствующий финансовый год.

Управление использованием внешнего долга осуществляется в трех формах:

Финансовое размещение - финансирование инвестиционных проектов и развития экономики (это самый эффективный способ размещения внешнего долга);

Бюджетное использование - финансирование текущих бюджетных расходов и дефицита государственного бюджета, в том числе обслуживания внешнего долга;

Смешенное бюджетно-финансовое размещение.

Управление погашением внешнего долга предусматривает использование различных источников его погашения: бюджетных средств, золотовалютных резервов, новых заимствований, конвертации задолженности в акции предприятий.

Система управления госдолгом должна иметь два режима функционирования:

Управление в нормальном режиме воспроизводственного процесса;

Кризисное управление в условиях обостряющегося дефицита бюджета, спада производства, сокращения возможностей привлечения новых заимствований.

Водораздел между этими режимами лежит в плоскости оценки ключевых составляющих государственных заимствований: накопление госдолга, система платежей, тенденции новых заимствований.

Государственный долг представляет собой сложное экономико-финансовое образование, особый финансовый механизм, требующий использования системы методов для его регулирования. К ключевым из них можно отнести:

Стабилизационные инструменты в государственном долге, управление динамикой долга;

Уменьшение государственного внешнего долга;

Реструктуризацию внешнего долга страны;

Снижение стоимости обслуживания государственного долга.

Основным методом управления госдолгом является оптимизация

государственных заимствований. Данный подход выходит за рамки понятия «метод регулирования», представляя собой практически программу по оптимизации заимствований, в рамках которой осуществляется маневрирование внутренними и внешними займами.

Оптимизационный подход касается как формирования долга, так и его обслуживания, включая следующие меры: обеспечение эквивалентности изменения текущих долгов и будущих налогов; сохранение баланса в эмиссионной деятельности и сборе налогов с процессом наращивания долга и размерами его обслуживания; реализация политики стабилизации долга в увязке с процессом инвестирования; проведение мер по трансформации политики роста долга в ограничительную политику, стабилизирующую рост долга.

Список используемой литературы

1. Алехин, Э. В. Государственные и муниципальные финансы: учебник / Э. В. Алехин. - Пенза, 2010. - 350 с.

2. Кангро, М. В. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие / М. В. Кангро. - Ульяновск: УлГТУ, 2010. - 152 с.

3. Поляк, Г. Б. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие / Г. Б. Поляк. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 375 с.

4. Трошин, А. Н. Финансы и кредит: учебник / А. Н. Трошин, Т. Ю. Мазурина, В. И. Фомкина. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 408 с.