МОСКВА, 14 июл — РИА Новости. Госдума на пленарном заседании в пятницу приняла во втором чтении правительственный законопроект о новой конструкции бюджетного правила и об объединении Фонда национального благосостояния (ФНБ) и Резервного фонда на базе ФНБ.
Планка отсечения по цене на нефть Urals в обновленном бюджетном правиле устанавливается уровне 40 долларов за баррель. Нефтегазовые доходы, полученные при цене выше этой планки, будут направляться в резервы.
Законопроект определяет предельный объем расходов федерального бюджета, который не может превышать суммы нефтегазовых доходов, рассчитанных исходя из базовой цены на нефть, базовой экспортной цены на природный газ и прогнозируемых валютного курса, ненефтегазовых доходов, а также расходов на обслуживание гоcдолга. Базовая цена на нефть марки Urals устанавливается на уровне 40 долларов за баррель в ценах 2017 года и подлежит ежегодной индексации на 2% начиная с 2018 года.
Во втором чтении в законопроект были внесены поправки об объединении суверенных фондов РФ на базе ФНБ. Замглавы Минфина РФ Владимир Колычев пояснял, что такое объединение предполагается в условиях, когда прогнозируется исчерпание средств Резервного фонда на фоне значительно снизившихся за последние два-три года цен на нефть.
При этом целевая составляющего этого фонда сохраняется такой же, какими были цели предшествующих двух фондов: финансирование, направленное на сбалансированность страховой пенсионной системы, финансирование дефицита федерального бюджета и софинансирование добровольных пенсионных накоплений. Формировать объединенный фонд предполагается за счет дополнительных нефтегазовых доходов.
Если общий объем средств в объединенном фонде превысит 5% ВВП, его использование предлагается ограничить выпадающими нефтегазовыми доходами, если общий объем средств меньше 5%, то ограничить этот объем 1% ВВП.
Поправками предусматривается, что средства Резервного фонда зачисляются в ФНБ (объединенный фонд) не позднее 1 февраля 2018 года. Минфин будет ежемесячно публиковать сведения о величине активов ФНБ на начало отчетного месяца, зачисления средств в указанный фонд, их размещении и использовании в отчетном месяце.
Согласно одобренным поправкам, до достижения объема средств ФНБ, размещенных в Банке России, на конец очередного финансового года и (или) первого и (или) второго года планового периода 7% прогнозируемого объема ВВП, размещение средств ФНБ в иные финансовые активы не допускается, за исключением финансирования начатых до 1 января 2018 года самоокупаемых инфраструктурных проектов.
МОСКВА, 11 июля. /ТАСС/. Минфин России обнародовал параметры нового бюджетного правила в "Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики". Формула учитывает такие показатели, как базовая цена на нефть и природный газ, курс рубля и объем ненефтегазовых доходов. Документ опубликован на официальном сайте Госдумы.
Согласно новому бюджетному правилу в редакции Минфина, базовая цена на нефть марки Urals устанавливается на уровне $40 за баррель в ценах 2017 года и подлежит ежегодной индексации на 2%, начиная с 2018 года.
Таким образом, предельный объем расходов федерального бюджета рассчитывается как сумма нефтегазовых доходов (рассчитанных исходя из базовой цены на нефть, базовой экспортной цены на газ, прогнозируемого валютного курса, объема ненефтегазовых доходов) и расходов на обслуживание госдолга. Такой способ определения предельных расходов позволяет обеспечить бездефицитный бюджет на первичном уровне при базовых параметрах, отмечает Минфин.
Дополнительные нефтегазовые доходы, полученные в результате превышения фактической цены нефти установленного уровня отсечения, будут направляться в Резервный фонд.
Объем пополнения или использования средств Резервного фонда в определяется как разница между полученными нефтегазовыми доходами и нефтегазовыми доходами, рассчитанными при базовой цене на нефть, базовой цене на экспортируемый газ и фактическом валютном курсе.
По мнению Минфина, бюджетное правило - единственный зарекомендовавший себя для сырьевых стран действенный механизм минимизации восприимчивости внутренних экономических условий к колебаниям внешней конъюнктуры. Существенные колебания нефтяных цен могут оказывать значительное влияние на темпы экономического роста и устойчивость бюджета, инфляцию и благосостояние населения, курсовые соотношения и процентные ставки в экономике.
В случае, когда объем средств Резервного фонда на 1 января первого года планового периода опускается ниже уровня в 5% ВВП, предельный объем использования средств Резервного фонда не может превышать 1% ВВП. Таким образом, исходя из этой суммы корректируется предельный объем расходов и/или другие источники финансирования дефицита бюджета.
В России бюджетное правило были изначально введено в 2004 году, после чего дважды модифицировались: в 2008 году и с завершением периода приостановки их действия (2009-2012 годы) в 2013 году. Несмотря на положительный вклад в обеспечение стабильности бюджетной системы, действовавшая до приостановки на 2016 год конструкция бюджетных правил не позволяла надлежащим образом обеспечить снижение отрицательного влияния волатильности цен на нефть на предсказуемость экономических условий и устойчивость бюджета, признает Минфин.
По мнению ведомства, повышенная изменчивость структуры относительных цен (реальный эффективный курс рубля) в последние 15 лет в России и по сравнению с динамикой валют сырьевых стран с действенным механизмом бюджетных правил - наглядная иллюстрация недостатков предшествующих конструкций.
Практическая проблема для внедрения бюджетных правил состоит в том, что Россия вошла в снижающуюся фазу долгосрочного сырьевого суперцикла с минимальным объемом резервных средств в суверенных фондах, отмечает Минфин. Таким образом, приведение бюджетных расходов к соответствующему бюджетным правилам уровню, с одной стороны, невозможно осуществить в течение короткого промежутка времени, а с другой стороны, объема накопленных резервов недостаточно для растягивания консолидации на продолжительный период.
В связи с этим общий механизм новых бюджетных правил дополнен периодом, предусматривающим плавный переход к новым предельным объемам расходов. При этом длительность такого переходного периода определяется необходимостью сохранения минимально безопасного уровня резервных средств в суверенных фондах.
Исходя из этого ограничения, приведение бюджетных расходов к соответствующему бюджетным правилам уровню должно завершиться к 2019 году.
Переходные положения новой конструкции бюджетных правил начали реализовываться уже в 2017 году. В конце января 2017 года было принято решение о сохранении дополнительных нефтегазовых доходов при превышении ценами на нефть отметки в $40 за баррель и проведении операций по покупке/продаже валюты на открытом рынке. Как результат, с февраля 2017 года произошло заметное снижение корреляции между динамикой курса и ценами на нефть, сокращение риск-премии по российским активам, а значит, снижение требуемой доходности и равновесных реальных процентных ставок в экономике, подчеркивают в Минфине.
В ходе принятия правительством статей расходов и доходов на 2013 год и плановый период 2014-2015 гг. активно обсуждались так называемые бюджетные правила. Это была долгосрочная программа по использованию нефтегазовых доходов. Необходимость в ней обусловлена высокой зависимостью от прибыли с ресурсов.
Логика введения программы состоит в том, чтобы объем имеющихся государственных обязательств, расходов, а также долгосрочных инвестиционных проектов был в меньшей степени, чем в предыдущие годы, привязан к текущей стоимости нефти. Бюджетные правила - это фактически заблаговременная договоренность по финансовым ограничениям, нацеленная на сохранение средств при колебаниях цен.
В России существуют различные фискальные бюджетные правила. Это, например, размеры ставок определенных видов налогов. Они задаются для регионов и муниципальных образований. Также существуют предельные величины госдолга, дефицита государственных средств и так далее. Новые бюджетные правила, касающиеся ценообразования на нефть, в 2012 году вызвали множество дискуссий. Дело в том, что государственный фонд находился в сильной и достаточно опасной зависимости от нефтегазового дохода. Принятие нового порядка считается знаковым решением для финансовой системы России и в целом для экономики. Бюджетные правила - это способ, с помощью которого предполагалось ликвидировать ежегодную неопределенность, при которой зачастую выдвигались ошибочные выводы по размеру цены на нефть в предстоящий год. Необходимость в программе обусловлена тем, что доходы федерального финансового фонда наполовину зависят от стоимости этого сырья.
На 2013 год в основу и плановый период предстоящих двух лет было положены стратегические задачи. Они были сформулированы в Указах президента, Концепции долгосрочного общественно-экономического развития страны до 2020-го. Кроме этого, базой стали основные положения, зафиксированные в Бюджетном послании главы государства. Планировалось, что в 2013-2015- гг. задачи по социально-экономическому развитию будут решаться в условиях приоритета обеспечения макроэкономической стабильности, устойчивости и долгосрочной сбалансированности финансовой системы. Предполагалось снизить зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры.
В качестве основных задач, которые будут решаться с использованием правила выступают:
Усиление макроэкономической стабильности и финансовой устойчивости законодательно закрепляются бюджетные правила. Это позволит:
Принятые правила составления бюджетной заявки предполагают отчислять в излишние нефтегазовые доходы при повышении базовой стоимости сырья. Направление средств было предложено осуществлять до достижения нормативного показателя в 7% ВВП. Если прогнозная стоимость нефти станет ниже базовой, то покрытие возникающего из-за уменьшения дохода, будет производиться из средств резервного фонда. После того как его объем достигнет нормативной величины, предусматривается перечисление дополнительных доходов из нефтегазовой отрасли в Фонд национального благосостояния. Часть этих средств может направляться на финансирование инфраструктурных и прочих приоритетных программ, не вызывающих обязательства РФ.
Бюджетные правила предусматривают ряд обязательных положений. В частности:
Если средняя годовая цена на нефть за последние 3 года, в том числе и текущий, установилась на уровне, который не превышает базовую цену, при формировании бюджета последняя рассчитывается по показателю среднегодовой цены за указанный трехлетний срок. Преимущество этой схемы, кроме прочего, в том, что формируется защита от вероятного давления основного показателя (как во время Остаток Резервного фонда на завершение 2008 г. составил 9.8% ВВП, к концу следующего года - 4.7%, на 2010 - 1.7%. Расходы из него в 2009-м составляли около 3 трлн руб. В течение всего срока существования Резервного фонда отмечались заметные колебания в процентах ВВП в условиях последнего кризиса. При этом наблюдалось достаточно продолжительное понижение стоимости нефти в сравнении с предыдущими нестабильными годами в стране.
Ряд экспертов высказывается за отказ от принятой программы. В качестве аргумента выдвигается предположение о том, что при увеличении предельного бюджетного дефицита средства в размере этого превышения можно будет направить на инвестиции в экономику страны. Как считает Минэкономразвития, будет значительно усилен темп роста при скачке в 2015-м дефицита с 1% до 1.5 ВВП (на 400 млрд руб.). В 2014-м показатель без применения правила мог бы быть 1.1% вместо предполагаемых 0.5%. Введенный режим экономии негативным образом сказывается не только на инвестиционном развитии национальной экономики, но и на становлении социальной сферы государства. Некоторые аналитики считают, что перевод природных ресурсов в финансовое выражение (накопление средств в качестве долговых бумажных обязательств зарубежных стран в суверенных фондах) не оптимально. Затраты на развитие собственной инфраструктуры, инвестирование в производственные средства (формирование материальных запасов) образуют иную систему народного хозяйства.
Во времена кризиса, считает ряд экспертов, усовершенствованная и диверсифицированная собственная экономическая система важнее зарубежных долговых обязательств и может требовать намного меньшего объема ресурсов для поддержания.
В качестве одного из важнейших преимуществ бюджетного правила выступает обеспечение готовности к продолжительному падению цен на нефтяном рынке. Программа должна позволить автоматически корректировать финансовую политику на период снижения либо замедления повышения стоимости сырья. Одной из основных целей ее внедрения выступает обеспечение макроэкономической стабильности, а ее пересмотр может стать негативным знаком для инвесторов. В самом начале обнародования программы многие решили, что приняты бюджетного учреждения. Однако ничего общего с ними программа не имеет.
Бюджетное правило – это экономическая политика, определяющая предельную величину государственных расходов в зависимости от цены на нефть. Следование данной стратегии позволяет избежать дефицита госбюджета при резких колебаниях нефтегазового рынка.
Бюджетное правило - это экономическая стратегия, при которой в планируемые расходы закладывается предельная стоимость нефтегазовых ресурсов, определяющая величину госрасходов. Денежные средства, поступающие в казну сверх данной суммы, направляются в резервные фонды. Соответственно, если цены на углеводороды не достигнут планируемой величины, бюджет подлежит урезанию для достижения дефицита не более 1 процента ВВП.
В 2004 году, на фоне резкого роста цен на углеводороды, было принято решение предотвратить возможную перекачку госбюджета нефтедолларами. Для данной цели был образован Резервный Фонд и так называемая «цена отсечения». Если стоимость барреля нефти достигала 20$ (в 2006 году - 27$), сверхприбыль автоматически поступала в накопления, что позволило обеспечить «подушку безопасности» в случае наступления кризиса: а он наступил уже в 2008 году
Бюджетное правило - что это такое и в чём его главная суть? При резком росте цен на углеводороды у политиков появляется соблазн решить социальные проблемы страны и заняться популизмом за счёт дождя из нефтедолларов, пролившихся на благодатную почву общественной напряжённости. Но, как показывает практика, вложения в здравоохранение, образование, жилищную сферу, инфраструктуру не приносят моментальной отдачи, в то время как долгосрочные проекты требуют ритмичных и многолетних инвестиций.
Чтобы связать руки популистам и обеспечить задел на будущее, в странах, которые чрезмерно зависят от нефтегазового рынка, вводится особое правило наполнения бюджета. Устанавливается «базовая цена» ресурсов - углеводородов, исходя из которой, планируется предельная величина госрасходов. Дефицит может составлять лишь определенное значение от планируемых доходов (в РФ - 3,7% ВВП).
В связи с резким падением стоимости нефти, в 2016 году БП было отменено. Вместо того чтобы наполнять Резервный Фонд, государство начало усиленно опустошать его. Таким образом, «заначка России» к 1 августа 2016 года составила всего 38,18 миллиарда долларов, против 91 млрд. долларов, имевшихся на 1 сентября 2014 года. Согласно расчётам, баррель нефти при действующей политике должна была составить около 80 долларов, что далеко от реальности
С момента своего недавнего появления рассматриваемый экономический принцип один раз претерпел существенные изменения, а в 2016 году - и вовсе был заморожен. В 2017 году БП вновь может быть использовано для накопления Стабфонда. Данную перспективу публично озвучил А.Силуанов - министр финансов РФ. Прибыль, поступающая при стоимости барреля нефти свыше 50 долларов, будет переводиться в резервы - если на то будет «общественная поддержка».
Обновленный принцип призван не только «отвязать» экономику от нефтяной зависимости, но и избавить российский рубль от резких колебаний. Его курс относительно мировых валют получит более жёсткий «потолок», выше которого подняться ему не позволят. Данную меру едва ли можно назвать популярной, так как она не способствует снижению цен на импортные товары по мере укрепления российского рубля.
Многие аналитики полагают, что формирование резервов за счёт сверхприбыли - идея, лишённая будущего, так как ресурсы фактически замораживаются. Вместо того чтобы направляться для реализации прибыльных проектов, деньги остаются в подвешенном состоянии на годы. Когда же приходит черёд кризисных явлений, фонды используются для погашения социальной напряжённости и вновь не обеспечивают роста ВВП.
Иными словами, бюджетное правило наполнения доходной части госбюджета приводит не к радикальной перестройке экономики, а к накапливанию, заморозке проблем. Чтобы ощутить это в полной мере, можно посмотреть на пример Венесуэлы. Высокие цены на углеводороды, как думалось, позволили стране в 10-летний срок вылечить множество «хронических болезней»: занятость, перенаселённость городов, недоступность образования.
Но двухлетнее снижение цены на нефть заставило старые трудности вспыхнуть с новой силой. В силу глубокой зависимости населения от государственных дотаций, все социальные достижения рухнули в течение нескольких месяцев. Необходимо отметить, что экономическая политика в РФ оказалась куда более сбалансированной, и вместо тотального обнищания страна столкнулась лишь со значительной коррекцией доходов. Но без глубоких преобразований финансово-хозяйственной политики Россию тоже может постигнуть участь Венесуэлы.
Используется правило следующим образом:
Согласно официальной позиции Министерства финансов , бюджетное правило снижает зависимость федерального бюджета от состояния мировых рынков , а также обеспечивает «подушку безопасности» на случай кризиса, аналогичного кризису 2008 года .
Принцип, заложенный в бюджетное правило, фактически действует с 2004 года , когда был образован Стабилизационный фонд . Для указанного фонда действовал следующий порядок формирования: в него перечислялись нефтегазовые доходы свыше цены отсечения , которая составляла 20 долларов за баррель нефти в 2004 году, 27 долларов в 2006 году. При этом динамика цен на нефть существенно опережала рост цены отсечения. По оценкам специалистов, в Стабилизационный фонд поступало до ¾ дополнительных доходов от благоприятной внешней конъюнктуры.
Распоряжение Правительства РФ от 4 марта 2013 года № 293-р государственной программы «Управление государственными финансами» предусматривается возможность последующего распространения автоматических стабилизаторов на иные элементы и уровни бюджетной системы, помимо прочего в части долговой политики субъектов Российской Федерации и муниципальных образований . Сотрудники Министерства Финансов не отрицают возможности применения бюджетного правила в будущем для бюджетов регионов и муниципалитетов.
Бюджетное правило выполняет две основные функции: определяет алгоритм распределения нефтегазовых доходов в части суверенных фондов и устанавливает ограничения на расходную часть бюджета. В связи с последней функцией в экспертном сообществе идет дискуссия о целесообразности установления такого правила.
Существуют два основных взгляда на проблему:
За смягчение бюджетного правила последовательно выступают помощник президента России Андрей Белоусов , предлагавший снизить порог Резервного фонда с 7 до 5 % ВВП, чтобы направить высвободившиеся средства на строительство дорог, состояние которых мешает росту экономики страны, а также заместитель министра экономического развития Андрей Клепач .
Данную позицию поддерживает министр экономического развития Алексей Улюкаев , заявивший, что бюджетное правило должно быть «чувствительно к инвестиционному циклу или варьироваться с учетом того, какая инвестиционная ситуация складывается». По мнению Заместителя председателя Правительства Ольги Голодец , правило негативно влияет на экономическое и социальное развитие страны - под вопросом оказываются не только социальные, но и инвестиционные расходы.
За сохранение жесткого бюджетного правила выступает Министерство финансов Российской Федерации в лице министра Антона Силуанова . Введение бюджетного правила приветствовалось Международным валютным фондом в лице главы миссии МВФ в России, советника европейского управления Антонио Спилимберго .
Возвратившись со смотра, Кутузов, сопутствуемый австрийским генералом, прошел в свой кабинет и, кликнув адъютанта, приказал подать себе некоторые бумаги, относившиеся до состояния приходивших войск, и письма, полученные от эрцгерцога Фердинанда, начальствовавшего передовою армией. Князь Андрей Болконский с требуемыми бумагами вошел в кабинет главнокомандующего. Перед разложенным на столе планом сидели Кутузов и австрийский член гофкригсрата.
– А… – сказал Кутузов, оглядываясь на Болконского, как будто этим словом приглашая адъютанта подождать, и продолжал по французски начатый разговор.
– Я только говорю одно, генерал, – говорил Кутузов с приятным изяществом выражений и интонации, заставлявшим вслушиваться в каждое неторопливо сказанное слово. Видно было, что Кутузов и сам с удовольствием слушал себя. – Я только одно говорю, генерал, что ежели бы дело зависело от моего личного желания, то воля его величества императора Франца давно была бы исполнена. Я давно уже присоединился бы к эрцгерцогу. И верьте моей чести, что для меня лично передать высшее начальство армией более меня сведущему и искусному генералу, какими так обильна Австрия, и сложить с себя всю эту тяжкую ответственность для меня лично было бы отрадой. Но обстоятельства бывают сильнее нас, генерал.
И Кутузов улыбнулся с таким выражением, как будто он говорил: «Вы имеете полное право не верить мне, и даже мне совершенно всё равно, верите ли вы мне или нет, но вы не имеете повода сказать мне это. И в этом то всё дело».
Австрийский генерал имел недовольный вид, но не мог не в том же тоне отвечать Кутузову.
– Напротив, – сказал он ворчливым и сердитым тоном, так противоречившим лестному значению произносимых слов, – напротив, участие вашего превосходительства в общем деле высоко ценится его величеством; но мы полагаем, что настоящее замедление лишает славные русские войска и их главнокомандующих тех лавров, которые они привыкли пожинать в битвах, – закончил он видимо приготовленную фразу.
Кутузов поклонился, не изменяя улыбки.
– А я так убежден и, основываясь на последнем письме, которым почтил меня его высочество эрцгерцог Фердинанд, предполагаю, что австрийские войска, под начальством столь искусного помощника, каков генерал Мак, теперь уже одержали решительную победу и не нуждаются более в нашей помощи, – сказал Кутузов.
Генерал нахмурился. Хотя и не было положительных известий о поражении австрийцев, но было слишком много обстоятельств, подтверждавших общие невыгодные слухи; и потому предположение Кутузова о победе австрийцев было весьма похоже на насмешку. Но Кутузов кротко улыбался, всё с тем же выражением, которое говорило, что он имеет право предполагать это. Действительно, последнее письмо, полученное им из армии Мака, извещало его о победе и о самом выгодном стратегическом положении армии.
– Дай ка сюда это письмо, – сказал Кутузов, обращаясь к князю Андрею. – Вот изволите видеть. – И Кутузов, с насмешливою улыбкой на концах губ, прочел по немецки австрийскому генералу следующее место из письма эрцгерцога Фердинанда: «Wir haben vollkommen zusammengehaltene Krafte, nahe an 70 000 Mann, um den Feind, wenn er den Lech passirte, angreifen und schlagen zu konnen. Wir konnen, da wir Meister von Ulm sind, den Vortheil, auch von beiden Uferien der Donau Meister zu bleiben, nicht verlieren; mithin auch jeden Augenblick, wenn der Feind den Lech nicht passirte, die Donau ubersetzen, uns auf seine Communikations Linie werfen, die Donau unterhalb repassiren und dem Feinde, wenn er sich gegen unsere treue Allirte mit ganzer Macht wenden wollte, seine Absicht alabald vereitelien. Wir werden auf solche Weise den Zeitpunkt, wo die Kaiserlich Ruseische Armee ausgerustet sein wird, muthig entgegenharren, und sodann leicht gemeinschaftlich die Moglichkeit finden, dem Feinde das Schicksal zuzubereiten, so er verdient». [Мы имеем вполне сосредоточенные силы, около 70 000 человек, так что мы можем атаковать и разбить неприятеля в случае переправы его через Лех. Так как мы уже владеем Ульмом, то мы можем удерживать за собою выгоду командования обоими берегами Дуная, стало быть, ежеминутно, в случае если неприятель не перейдет через Лех, переправиться через Дунай, броситься на его коммуникационную линию, ниже перейти обратно Дунай и неприятелю, если он вздумает обратить всю свою силу на наших верных союзников, не дать исполнить его намерение. Таким образом мы будем бодро ожидать времени, когда императорская российская армия совсем изготовится, и затем вместе легко найдем возможность уготовить неприятелю участь, коей он заслуживает».]