Экономика знаний: уроки для россии. Основные особенности экономики знаний Экономика знаний сущность и основные параметры

16.05.2023

В современном обществе стало очень популярно понятие «экономика знаний», упоминаемое как в научной, так и в общественно-политической литературе. Это вызвано процессами трансформации общества в целом и экономики, происходящими, в частности, в развитых государствах нашей планеты. В полной мере этот процесс можно наблюдать, например, в Соединенных Штатах.

В чем же суть идеи экономики знаний? Теория подобного развития экономики предполагает, что именно человеческие знания, а не товар или производство, лежат в основе экономических процессов, происходящих в развитом обществе, именно знания становятся движущей силой развития общества. Экономика знаний становится высшим этапом развития, не заменяя собой традиционную систему, но становясь ее следующим логичным этапом. При развитии экономики знаний, полноценными товарами в обществе являются именно знания, они становятся одним из факторов производства, и товар этот несет в себе уникальность.

Знания представляют собой продукты мыслительной деятельности человека, при помощи них человек познает явления окружающего его мира. Знания рождаются, благодаря получаемой извне информации. Однако, служа источником для умственной мыслительной деятельности, информация в тоже время становится и формой хранения знаний.

Активное развитие информационных технологий делает возможность свободного прироста знаний, облегчая к ним доступ, позволяя широко распространяться и использоваться им в различных сферах жизни.

Среди основных черт экономики знаний, можно назвать следующие:

  • Перевес сферы обслуживания над производством;
  • Повышение затрат на образовательные и научные нужды;
  • Бурный рост и развитие информационно-коммуникативной сферы;
  • Расширение сетей: корпоративных и персональных;
  • Объединение экономик различных стран;
  • Развитие инноваций, выражающееся в применении результатов умственной интеллектуальной деятельности в создании новых товаров (услуг).

Выделяют следующие инновационные направления:

  • услуги,
  • продукты,
  • процессы,
  • стратегии

Фирмы, применяющие высокие технологии, получают значительное преимущество перед конкурентами. Они в одно и то же время выводят на рынок в разы больше товаров (предлагают услуг), и при этом каждый новый продукт обладает несколькими уникальными новшествами или свойствами. Вводимые на рынок продукты имеют большую географию распространения, чем у конкурентов, и реализуются товары в несколько раз быстрее. Пока конкурентные фирмы создают аналог новой модели или революционного изобретения, фирма-лидер уже представляет следующую модель.

Важнейшим фактором в развитии новых технологий становится человеческий капитал. Ведущие фирмы в развитых странах прикладывают максимум усилий, чтобы новые технологии, новые идеи как можно быстрее нашли свое воплощение и были представлены на рынке.

Развитие экономики в России, построенной на знаниях, требует реформирования науки, которой, к сожалению, уделяется не так много внимания в принципе. А завоевать и удержать лидирующие позиции можно только, привлекая в науку молодежь, представляя науку, как престижное и перспективное направление человеческой деятельности.

Без государственной поддержки развитие науки становится весьма затруднительным. На чем будет базироваться перевес промышленности, например, газовой, когда запасы полезных ископаемых иссякнут? В то время как развитию интеллектуальных, инновационных технологий уделяется крайне незначительное внимание и речи о лидирующих мировых позициях даже не идет. Перелом массового сознания, понимание и принятие того факта, что богатство нации в мозгах, знаниях ее народа, а не в недрах земли, процесс долгий, но необходимый для дальнейшего успешного развития общества.

В 21-м веке главным конкурентным преимуществом будет уровень развития экономики знаний. Основными ресурсами уже сейчас для глобальных компаний являются знания и человеческий капитал. Этим вопросом занимаются ведущие специалисты. Многие страны и целые интеграционные объединения (Европейский союз) уверены, что экономика знаний - это лучший и единственный способ получить конкурентные преимущества на глобальном рынке. Страны и компании все больше средств вкладывают в исследования и разработки, защиту полученных знаний. Считается, что 90% знаний человечества получены за последние тридцать лет, 90% инженеров, ученых и исследователей, подготовленных за всю человеческую историю, работают в наше время.

История развития

Долгий путь к экономике знаний полностью пока не прошла ни одна страна. В целом весь мир стоит на этапе перехода в постиндстриальное общество, основной признак которого - это уменьшение доли производства за счет увеличения доли сектора услуг. Средний показатель доли сферы услуг в мире - около 63%. Конечно, есть страны с высоким уровнем сферы услуг, но только потому что населению недоступна занятость в других секторах. Например, Афганистан (56% - сфера услуг). И это никак не Беднейшие страны имеет доиндустриальную экономику. Это в основном сырьевые страны. Часть островных государств Океании вообще живут за счет доноров. На индустриальной стадии находятся многие страны Азии и Латинской Америки. Развитые страны уже находятся на стадии постиндустриальной экономики и этапе перехода к экономике знаний.

Определение

Экономика знаний - это система в которой решающим фактором и источником развития являются знания и человеческий капитал. Такая экономика нацелена на производство, обновление, распределение и применение знаний. Сам термин в 1962 году придумал Фриц Махлуп для обозначения сектора экономики, который производит, обрабатывает и управляет знаниями. Ближе к 90-м термин начала использовать Организация экономического сотрудничества для анализа элементов государственной политики. Согласно этой организации, экономика знаний - это экономика, которая стимулирует приобретать, создавать и распространять знания для ускорения экономического и социального развития.

Функции

Знания необходимо отличать от информации. Знания - это результат интеллектуальной деятельности человека. Информация - это источник для производства и способ сохранения и передачи результата мыслительной деятельности. Знания в экономике знаний - это и результат деятельности, и потребительский продукт, и фактор производства, и продукт, и средство распределения. То есть знания, если брать идеальный случай, выступают как "сырье", которое с помощью другого знания (фактора производства) перерабатывается в новое знание (продукт) и потом распределяется при помощи третьего вида знаний. Конечно, в остальных случаях знание может использоваться отдельно на любом этапе. Также важными функциями является использование знаний как средства управления и накопления результатов интеллектуальной деятельности.

Особенности

При рассмотрении нового важно понимание сути нового определяющего фактора производства. Знание (как продукт) имеет ряд особенностей, которые влияют на процесс воспроизводства и распределения. Любой результат интеллектуальной деятельности носит дискретный характер. Считается, что знания либо есть, либо их нет, они не могут делиться на половинки или четвертинки. Кроме того, знание (как общественное благо) доступно всем после его создания. Хотя необходимо время для его распространения и потребления, тем более если это сложный продукт. Знание (как информационный продукт) не исчезает после потребления. Это отличие от материальных продуктов.

Основные признаки

Самые развитые страны мира постепенно подбираются к этапу, когда основной движущей силой экономики будут знания. Основные черты, которые характеризуют современную экономику знаний:

  1. Доминирующее положение сферы услуг, в развитых странах мира уже сейчас доля сферы услуг составляет около 80%.
  2. Увеличение доли затрат на образование и исследования, например, Южная Корея прогнозирует, что в ближайшее время все население будет получать высшее образование.
  3. Бурный рост и распространение цифровых технологий, информационно- коммуникационные отрасли используются для управления экономикой знаний, во всех сферах: от сельского хозяйства до медицины.
  4. Всеобщее распространение коммуникационных сетей для организации связи между специалистами, компанией и клиентами.
  5. Укрупнение рынков, создание региональных объединений, создается все больше интеграционных объединений, потому что многие интеллектуальные продукты сложно производить только ресурсами одной страны.
  6. Увеличение количества и значения инноваций, все большее использование результатов интеллектуального труда для производства новой продукции.

Базис

Для развития нового этапа в организации общественного производства необходимо создать фундамент, основу экономики знаний, на котором можно будет располагать другие элементы нового производственного уклада. Выделяют следующие фундаментальные элементы:

  • институциональная структура, должна быть создана система экономических стимулов и мер государственной политики, способствующих производству, распространению и распределению знаний для производства продукции;
  • инновационная система, необходимо создать условия для воспроизводства и восприимчивости экономики к новым технологиям и новой продукции;
  • образование и обучение, система экономики знаний не может быть выстроена без одного из основных ресурсов - квалифицированных трудовых ресурсов;
  • информационная инфраструктура и цифровые технологии являются основными инструментами производства знаний и продукции при помощи знаний.

Институциональная структура и образование

Способность государства воспринимать инновации необходимо подготовить комплексом мер для создания экономической среды, стимулирующей создание интеллектуальных продуктов, правовой среды обеспечивающей защиту и интеллектуального продукта, распределение. Важным также является обеспечение общей свободы предпринимательства и легкости ведения бизнеса, в том числе отсутствие препятствий для открытия бизнеса, доступ к финансированию. Для создания инфраструктуры, которая непосредственно создает и распространяет новые знания, государство создает институты развития: фонды поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторы и технопарки.

Ключевое место в системе экономики знаний занимает человеческий капитал, который является основным фактором производства. В развитых странах практически все население охвачено средним образованием, значительная часть высшим, кроме того, работают системы профессиональной подготовки.

Инновационная система

Развитие экономики знаний напрямую зависит от качества национальной инновационной системы, которая формируется на основе часто-государственного партнерства. Государство при консультации высокотехнологичного сектора разрабатывает и проводит политику, максимально дружественную к инновациям. Финансирует университеты, научные центры, венчурные компании, которые адаптируют глобальные знания, создают свое знание и разрабатывают на основе выводов новые технологии и продукты. Создаются институты поддержки инноваций: инвестиционные фонды для финансирования венчурных проектов, коворокинги, технопарки и индустриальные комплексы высоких технологий. Частный бизнес участвует вместе с государством в финансировании и управлении этими инновационными структурами или создает свои.

Информационная инфраструктура

Главный канал распространения и инструмент создания новых знаний - это информационно-коммуникационные технологии. Основной продукт, который воспроизводится в экономике знаний - это тоже или ИКТ-технологии, или услуги, оказываемые с применении ИКТ-технологий. Уровень развития цифровых технологий определяет потенциал восприимчивости нового экономического уклада. Темпы формирования экономики знаний находится в прямой зависимости от уровня развития цифровых технологий.

Предпосылки

Стран, которые вошли в эпоху экономики знаний, находятся на стадии перехода на новый уровень, сравнительно немного, обычно упоминаются США, Германия, Южная Корея и Япония. Для перехода государства на экономику знаний должны созреть условия для такой трансформации. Прежде всего знания должны восприниматься экономикой как важнейший ресурс, более важный чем другие ресурсы (природные, трудовые, финансовые). На высокий удельный вес сектора услуг постиндустриального общества накладывается лавинообразный рост доли информационных технологий. Происходит увеличение инвестиций в человеческий капитал, особенно в специализацию и профессиональную подготовку. Потому что для производства знаний необходимы более квалифицированные кадры. Информационно-коммуникационные технологии проникают во сферы деятельности. Если брать такую отрасль, как автомобилестроение, то почти все ведущие компании уже разработали прототипы беспилотных автомобилей, которые управляются искусственным интеллектом. При этом ИКТ отвечают не только за управление транспортом, но и даже может поддерживать беседу с пассажиром. В экономике знаний роль инноваций является определяющей, это фактор и источник развития.

Как измерить

Методологию измерения того, насколько страна готова к переходу на новую модель экономики, разработал Всемирный банк в рамках программы «Знания для развития». Расчет ведется на основе 109 показателей, которые потом формируются два индекса:

  1. Индекс знаний показывает насколько страна может производить, принимать и распространять знания. Показатель учитывает возможности страны в сфере образования и трудовых ресурсов, объемы инновационной деятельности и развитие информационно-коммуникационных технологий.
  2. Индекс экономики знаний показывает, насколько страна умеет использовать знания для общественного развития и экономического роста. И также определяет, насколько близко или далеко находится страна от экономики знаний.

Исследования банка показали прямую взаимосвязь между уровнем готовности страны к экономике знаний, способностью к экономическому росту и конкурентоспособностью на глобальном рынке.

Инновации

Экономика знаний должна постоянно воспроизводить инновации, превращая новые знания в товары и услуги. То есть это экономика новых знаний. Инновации - это знания превращенные в товар готовый для продвижения на рынки. Таким образом, знания связываются с платежеспособным спросом и организуется обратная связь глобального рынка и сферы производства знаний. По степени инновационности экономики можно сказать, насколько страна погружена в экономику знаний. Инновационное развитие дает конкурентное преимущество: быстрее разрабатываются и выводятся на рынок новые продукты, используется больше новых технологических решений, высокотехнологичная продукция стоит дороже и быстрей продается. В рейтингах самых инновационных экономик мира первые места занимают Южная Корея, Швеция, Германия.

Почти экономика знаний

Южная Корея третий год подряд признается в рейтинге информационного агентства "Блумберг" самой инновационной Страна занимает первые места в мире по уровню расходов на исследования и разработки, полученным патентам и высокотехнологичным производствам, второе по уровню образованности В стране работает Министерство экономики и знаний, которое отвечает за экономическую и инвестиционную политику. Крупнейшие компании нацелены на продажу своих аккумулированных знаний, в каждой из фирм имеются подразделения, которые занимаются разработкой информационно-коммуникационными технологиями и продажей накопленного опыта. Например, крупнейшая сталелитейная компания POSCO, получив опыт в производстве металла, начала предлагать услуги по строительству металлургических заводов. После автоматизации своего производства, продает ИТ решения и в придачу продает управленческие решения. Основные усилия страны направлены на на реформирование структуры экономики знаний, повышение уровней использования критических технологий, в том числе использование искусственного интеллекта, уровня роботизации (страна и сейчас на первом месте в мире), беспилотных летательных аппаратов, автомобилей, кораблей, финансовых услуг с использованием ИТ.

Термин "экономика знаний" был введен в научный оборот австроамериканским ученым Фрицем Махлупом (1962) в применении к одному из секторов экономики. Сейчас этот термин, наряду с термином "экономика, базирующаяся на знаниях", используется для определения типа экономики, в которой знания играют решающую роль, а производство знаний является источником роста. Широко применяемые понятия "инновационная экономика", "высокотехнологическая цивилизация", "общество знаний", "информационное общество" близки понятию "экономика знаний".

В настоящее время инвестиции в знания растут быстрее, чем инвестиции в основные фонды: в странах - членах Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) в 90-е годы - в среднем на 3.4% в год против 2.2%. Из всего объема знаний, измеренных в физических единицах, которым располагает человечество, 90% получено за последние 30 лет, так же, как 90% из общего числа ученых и инженеров, подготовленных за всю историю цивилизации, - наши современники. Это наиболее явные признаки перехода от экономики, базирующейся на использовании природных ресурсов, к экономике, основанной на знаниях.

Однако вопрос о том, является ли экономика знаний новой эрой общественного развития, пришедшей на смену аграрной и индустриальной эпохам, остается дискуссионным. Ряд экспертов считает, что экономика знаний существенно отличается от экономики индустриального типа, когда накопление богатства было связано с материальными активами. По мнению других, это всего лишь следующая фаза индустриальной эпохи, благосостояние по-прежнему определяется производственными процессами, а нематериальные активы повышают конкурентоспособность, не более.

Так или иначе, знания - вещь нешуточная, они переворачивают экономическую картину мира. Вот несколько примеров. Всем известна электронная игра "Тетрис". Ее придумал программист Вычислительного центра Академии наук Пажитнов, и она принесла ему лично 15 тыс. долл. Вычислительный центр, продав права на распространение игры фирме "Nimtanda". получил 4 млн долл., фирма же - свыше 1 млрд. долл. Другой пример - знаменитая фирма "Microsoft". Ее рыночная стоимость оценивается и 350-400 млрд. долл., стоимость по прибыли 50-70 млрд., a бухгалтерская стоимость всего 5 10 млрд. Россия только еще вступает в эту область, но и у нас ecть примеры высокотехнологичного бизнеса, в капитализации которого доля знаний преобладает. Рыночная стоимость российской фирмы "Paragraph International" составляет 40 млн. долл. при бухгалтерской стоимости 1 млн. долл.

ИЗМЕРЕНИЕ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ

Наука, исследующая экономику знании, пере живает период накопления информации, постепенно переходя к первичнои ее обработке. Проблема состоит в отборе и правильной систематизации огромного объема данных.

Измерение знаний - методологически очень тонкая вещь, поскольку знания - это продукт, с одной стороны, частный, который можно присваивать, а с другой - общественный, принадлежащий всем. Поэтому сложились два подхода к измерению знаний: по затратам на их производство и по рыночной стоимости проданных знаний. Затраты включают расходы на исследования и разработки, на высшее образование, на программное обеспечение. По этому показателю Россия очень существенно отстает от США и стран OECD.

Как известно, на настоящем этапе развития человеческой цивилизации в качестве интегрального показателя экономического развития чаще всего используется показатель валового внутреннего продукта (ВВП). В его основе - идея о том, что нужный продукт - это тот, который кем-то куплен. Цена, по которой продукт куплен, является истинной оценкой его полезности. Акт купли-продажи принципиален. ВВП показывает, сколько нужных обществу продуктов произведено за определенный промежуток времени.

Однако этот подход дает сбой на продуктах. которые называются общественными (публичными) благами, поскольку они потребляются бесплатно или по ценам, не соответствующим их реальной ценности для человека. Поэтому производство и потребление общественных благ отражается в ВВП (и системе национальных счетов) не по акту покупки, а по произведенным затратам, что коренным образом противоречит идее, заложенной в основу измерения результатов экономической деятельности.

Знания, по крайней мере значительная их часть, являются общественным благом. Измерение их ценности, исходя из затрат, дает искаженную картину: затраты государства на науку отнюдь не есть стоимость произведенных знаний. Значит, нужно научиться измерять спрос на знания.

Для знания как публичного блага акт признания состоит в его использовании в той или иной форме. Степень его использования может быть разной: обращение к нему, запрос; ознакомление с ним; запоминание, способность его воспроизвести и передать другому; наконец, производство нового знания на базе использованного. Акт потребления знания состоит, как минимум, в осуществлении запроса. Запрос есть проявление интереса, готовность к более детальному "потреблению".

Спрос и только спрос определяет, жить или не жить знанию дальше. Как это, быть может, ни печально, нет ни малейших сомнений в том, что огромное число идей, открытий, изобретений и других произведенных людьми знаний исчезло, по-настоящему не родившись. То же самое можно сказать и о потенциальных гениях человечества.

Эксперименты, проведенные на компьютерной модели, которая имитирует действия участников экономики знаний, показывают, что ее эффективность предполагает соблюдение некоторого оптимального соотношения между всеми категориями действующих лиц. Количество знаний принимается равным числу людей, суммарно потребивших все виды знаний. Таким образом, экономика знаний дает тем больший объем продукции, чем, с одной стороны, больше знаний создано учеными, и, с другой стороны, чем больше людей потребили эти знания. То есть важна и работа ученых, и работа людей, которые доводят знания до конечного потребителя. Каково оптимальное соотношение между ними, может быть установлено экспериментально.

В настоящее время особое внимание начинает уделяться человеческому капиталу, созданию такой инфраструктуры, которая позволила бы использовать накопленные опыт и знания в производстве и потреблении. Соответственно этим задачам, а также для исследования новых процессов и явлений формируется система индикаторов, отражающих уровень развития сектора повышенного спроса на знания и в целом экономики, основанной на знаниях. В качестве положительного примера можно привести предложенную OECD систему индикаторов, которая позволяет сопоставить уровень и динамику развития стран-участниц этой организации. В составе этой системы можно выделить следующие группы индикаторов:

развитие высокотехнологичного сектора экономики, его удельный вес в продукции обрабатывающей промышленности и услугах; инновационная активность;

Размер инвестиций в сектор знаний (общественный и частный), включая расходы на высшее образование, научные исследования и опытно-конструкторские разработки, а также в разработку программного обеспечения (сейчас расходы на эти цели в странах OECD составляют в среднем 4.7% ВВП, а с учетом всех уровней образования - свыше 10%);

Разработка и выпуск информационного и коммуникационного оборудования, программного продукта и услуг (вложения в инфокоммуникационные продукты и технологии возросли с 15% от инвестиций в производство в начале 1980-х годов до 35% в 1999 г., причем инвестиции в программное обеспечение (ПО) составили 25-40% от вклада инфокоммуникационного сектора в рост инвестиций в целом);

Рост численности занятых в сфере науки и высоких технологий (в 1999 г. в странах OECD насчитывалось около 38 млн. человек, 25% трудовых ресурсов, занятых высококвалифицированным трудом в данной сфере);

Объем и структура венчурного капитала, который пока сохраняет роль основного источника финансирования новых высокотехнологичных фирм (его доля во второй половине 1990-х годов составляла 0.21% ВВП в США и 0.16% ВВП в Канаде и Нидерландах);

Участие частного капитала в финансировании НИОКР (в большинстве стран OECD его доля в 1990-е годы возросла, в частности, в странах ЕЭС с 52% до 55%, в США с 57% до 67%);

Структура расходов на НИОКР по стадиям научных исследований (в большинстве стран расходы на фундаментальные исследования возросли по сравнению с 1980 г. как в абсолютном, так и в относительном выражении) и по направлениям (в странах OECD доля расходов на военные НИОКР снизилась, в то время как повысилась доля расходов на НИОКР в области здравоохранения, биотехнологий и инфокоммуникационных технологий);

Межстрановые потоки знаний, а также международное сотрудничество в области науки и инноваций (в середине 1990-х годов в странах OECD 27% научных публикаций были международными);

Усиление кооперации между фирмами, научно-исследовательскими организациями и университетами;

Межстрановый обмен результатами изобретательской деятельности (14% полученных в странах OECD патентов приобретено иностранными резидентами, одновременно страны OECD приобрели около 15% патентов, полученных за рубежом);

Мобильность ученых и инженеров, особенно высокой квалификации, а также студентов, уезжающих учиться в США, Англию, Германию и другие страны (в Англии более 10% студентов - иностранцы);

Увеличение объема финансовых операций, в том числе потоков прямых иностранных инвестиций;

Распространение инфокоммуникационных технологий, широкое использование персональных компьютеров, определяющий вклад инфо-коммуникационного сектора в рост числа рабочих мест и занятости (в 2000 г. в Швеции персональные компьютеры имелись в 60% домохозяйств, в Дании - в 65%; в этих же странах более половины взрослого населения использует Интернет, соответственно, 68% и 62%);

Доля высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности и высокотехнологичных услуг (доля валовой добавленной стоимости отраслей высоких технологий высокого и среднего уровня в ВВП в конце 1990-х годов была особенно высокой в Ирландии - свыше 16%, Южной Корее - 12.6%, Германии - 11.7% и Японии -10.7%);

Уровень развития рыночных услуг с повышенным спросом на знания (в странах OECD - около 18% ВВП, а вместе с нерыночными - образованием и здравоохранением - примерно 29%);

Возрастание доли высокотехнологичной продукции в товарообмене между странами, положительное сальдо ведущих стран в торговле высокотехнологичной продукцией;

Ускорение патентования результатов новых разработок и изобретений в области высоких технологий.

Экономику, основанную на знаниях, можно охарактеризовать двумя путями. Во-первых, со стороны входа, то есть на основе оценки общего объема затрат (суммарных инвестиций) на развитие ее базового сектора, в котором вырабатываются и распространяются новые знания; во-вторых, со стороны выхода, то есть оценивая вклад по валовой добавленной стоимости отраслей, которые в основном и потребляют новые знания; здесь возможно рассмотрение нескольких концентрических, постепенно расширяющихся областей: от так называемых высокотехнологичных отраслей высшего уровня (high technologies) или ведущих высоких технологий (leading edge), включающих также отрасли оборонной промышленности, к высоким технологиям среднего уровня (medium high technologies) и затем к сфере высокотехнологичных услуг; при расширенной трактовке сектора повышенного спроса на новые знания и технологии дополнительно учитываются также образование и здравоохранение, а иногда - культура и управление.

Оценка соответствующих показателей позволяет рассчитать следующие наиболее важные индикаторы: уровень поддержки сектора знаний, определяемый относительно мирового уровня или уровня наиболее передовых стран; уровень использования знаний в экономике России, также определяемый относительно мирового уровня или уровня передовых стран; сбалансированность развития экономики знаний. Соотнеся затраты на входе, то есть на научные исследования и образование, и получаемый эффект на выходе, то есть вклад потребителей знаний - отраслей повышенного спроса на знания в ВВП, можно оценить сбалансированность развития экономики знаний. Показатель сбалансированности должен находиться в определенных границах: не быть чрезмерно низким (в этом случае затраты на производство и распространение знаний неэффективны) или слишком высоким (последнее свидетельствует о том, что в стране либо не развита сфера НИОКР и образования, либо не выделяются ресурсы на их развитие, а накопленный ранее научный потенциал эксплуатируется, что сейчас наблюдается в России). Соотношение между показателями различного уровня на выходе позволяет оценить внутреннюю сбалансированность сектора отраслей повышенного спроса на знания.

Рассмотрим оценки конкретных показателей. Переход к экономике, основанной на знаниях, сопряжен с ростом суммарных инвестиций в соответствующий сектор. Как уже было сказано, в настоящее время объем финансирования этой сферы рассчитывается как сумма расходов на НИОКР, высшее образование (из частных и государственных источников) и программное обеспечение. Однако при прямом суммировании этих трех составляющих оценка завышается из-за двойного счета: расходы на ПО включаются в расходы на НИОКР и образование, а расходы на НИОКР и образование взаимно перекрываются. Поэтому обычно часть расходов на ПО рассматривается не как инвестиции, а как потребление (покупка пакетов ПО домохозяйствами и оперативными службами на фирмах) и исключается вместе с расходами на ПО при проведении НИОКР из общих расходов на программную продукцию (расходы на ПО в образовании не выделяются из-за трудности их оценки).

В применении к России, где исследования сектора знаний только начинаются и где они затруднены из-за сложностей переходного периода и ослабления системы государственной отчетности, могут использоваться некорректированные, несколько завышенные оценки. Пока вследствие широкого распространения импортного программного обеспечения, как правило, "пиратской продукции", ошибки, по-видимому, не очень велики.

Сопоставление данных о затратах на входе сектора знаний в странах OECD и России для двух вариантов выбора отраслей (только высшее образование и все уровни образования) показывает, что относительно ВВП у нас выделяется в первом случае в 3 раза, а во втором в 2.1 раза меньше ресурсов, чем в среднем в указанных странах (табл. 1). В сравнении с США, Швецией, Южной Кореей Россия проигрывает еще больше.

Как следует из данных таблицы 2, в конце 1990-х годов наиболее высокой доля добавленной стоимости высокотехнологичных отраслей высшего и среднего уровня в ВВП была в Германии (11.7%) и Швейцарии (11.5%), с учетом телекоммуникации, финансовых, страховых и деловых услуг, включая НИОКР, - в Германии (31.0%), США (30.0%), Великобритании (28.1%), наконец, с учетом образования и здравоохранения суммарная доля валовой добавленной стоимости в ВВП может превысить 40%. Таким образом, по использованию знаний Европа опережает США. Что касается России, то следует обратить внимание на тот факт, что, несмотря на значительный спад в промышленности, ситуация в области высоких технологий заметно лучше, чем по более широкому кругу отраслей.

Наконец, расчет показателей сбалансированности развития экономики знаний, а также внутренней сбалансированности сектора отраслей повышенного спроса на знания свидетельствует, что здесь Россия существенно отстает от развитых стран и близка по уровню к Мексике: сектор высокотехнологичных, финансовых и других видов услуг развит слабо, затраты на НИОКР низки. В среднем показатели внутренней сбалансированности для России хуже, чем у наиболее развитых стран примерно на 30%.

Соотношение между показателями на входе и выходе подтверждает, что в настоящее время в стране недооценен труд занятых в науке и образовании, финансирование этих отраслей приближается к уровню стран с невысоким научно-техническим и образовательным потенциалом.

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ

Экономика знаний имеет три принципиальные особенности. Первая - дискретность знания как продукта. Конкретное знание либо создано, либо нет. Не может быть знания наполовину или на одну треть. Вторая особенность состоит в том, что знания, подобно другим общественным (публичным) благам, будучи созданными, доступны всем без исключения. И, наконец, третья особенность знания: по своей природе это информационный продукт, а информация после того, как ее потребили, не исчезает, как обычный материальный продукт.

Свойство дискретности знания вызывало сомнения, что в применении к нему рыночный механизм может быть столь же эффективным, как в случае с традиционными продуктами. Недавние работы показывают, что основные результаты, полученные для делимых продуктов, при достаточно общих и реалистичных условиях оказываются верными также и для дискретных продуктов типа знаний или крупных инвестиционных проектов.

Вторая и третья особенности имеют своим следствием то, что в рыночной экономике распространители знаний оказываются в своеобразном, в некотором смысле монопольном, положении. Какую бы цену они ни назначили на свой продукт, невозможно продать максимальное количество "копий знания". Стремление же продать побольше вполне естественно, тем более что копия практически ничего не стоит (затраты на копирование чрезвычайно малы). Если назначить высокую цену, покупателей будет мало. При низкой цене покупателей будет много, но выручка может оказаться меньше, чем при высокой цене. В ряде работ показано, что в экономике знаний традиционный рыночный механизм не приводит к эффективным состояниям. Эффективность достигается тогда, когда используются так называемые дискриминационные цены, то есть цены, рассчитанные на конкретного потребителя (категорию потребителей).

Использование дискриминационных цен требует большего профессионализма, чем использование обычных цен. Дискриминацию надо уметь правильно вводить. Опыт рыночного предоставления продуктов типа знаний и информации постепенно накапливается в разных странах применительно к разным типам продуктов. Особенно распространены дискриминационные цены на рынке статистической информации и программного обеспечения. Замечу, что в традиционной экономике дискриминационные цены осуждались (Дж. Робинсон) и даже законодательно запрещались, поскольку они являются способом получения сверхприбылей монополиями.

Как известно, на стандартном совершенном рынке конкуренция приводит к снижению цен до предельных издержек. На рынке знаний цены выше предельных издержек. Ценообразование на рынке компьютерных программ демонстрирует, насколько тонким может быть этот механизм. Продавец программ, стараясь получить максимальную прибыль, вынужден обеспечивать своей продукцией максимальное число пользователей. Система дискриминации по времени покупки, по юридическому статусу покупателя (коммерческая фирма, правительственная структура, университет, церковь), усложнение самого продукта (версии программы, система upgrade, подписка, пакетное обслуживание) в конечном счете приводят к максимальному удовлетворению потребностей в знаниях и информации. При этом еще и решается проблема качественного предоставления товара, то есть экономическим методом искореняется распространение пиратских копий. Впрочем, вопрос о пиратских копиях остается спорным. Некоторые потребители предпочитают менее качественные, но дешевые копии. Существование нелегального бизнеса по продаже пиратских копий объективно приводит к более широкому распространению знаний и информации, тем самым к лучшему удовлетворению потребительского спроса. Видимо, развитие данного рынка пока находится на той стадии, когда наличие нелегального сектора является позитивным. В процессе совершенствования рынка этот сектор будет сокращаться и в перспективе сойдет на нет, поскольку его функционирование станет неэффективным.

Чрезвычайно широким и одновременно тонким инструментом регулирования отношений собственности в сфере так называемых неосязаемых (intangible) благ, к которым относятся знания, является авторское право. Наряду с регулируемым законодательно, действует и так называемое неформальное авторское право. Мировое научное сообщество пристально следит за тем, чтобы оно не нарушалось.

Воровство научных результатов строго осуждается, в какой бы завуалированной форме оно ни осуществлялось. В таком контексте авторское право тесно связано с понятием репутации. Репутация в научной сфере в чем-то сродни производственной мощности предприятия, хотя, конечно, является более сложным и многоаспектным понятием. Репутация получает рыночную оценку, в частности, в форме уровня заработной платы ученого, а также спроса на его труд.

Перечисленные особенности экономики знаний обусловливают ее существенные отличия от стандартной рыночной экономики по действующим закономерностям и механизмам. И это затрудняет построение теории.

Важное обстоятельство: экономика знаний - неразделимая триада рынков - рынка знаний, рынка услуг и рынка труда. Их нельзя рассматривать изолированно, настолько тесно они друг с другом взаимодействуют, из чего вытекает много следствий и что должно быть осознано людьми, которые принимают решения в данной области.

Сейчас готовится Указ Президента РФ об охране интеллектуальной собственности. Надо сказать, что Президент прямо указал на необходимость рассмотрения всей проблемы в комплексе. Однако сейчас большим препятствием является взаимодействие правительственных органов: надо, чтобы в унисон работали и Минпромнауки, и Минюст, и Минтруда, и Академия наук, и даже МВД.

В данном контексте нельзя не упомянуть о так называемом неотделимом, или неявном, знании (tacit knowledge). Это очень тонкое понятие: речь идет о том знании, которое невозможно отделить от его носителя - индивида или научного, конструкторского, производственного коллектива. Есть мнение, что доля накопленного неотделимого знания у россиян выше, чем у представителей других стран, и это может стать нашим конкурентным преимуществом. Но коллективы легко уничтожить. И сейчас мы являемся свидетелями того, как разрушаются выдающиеся коллективы, которые создавали, например, крупные системы вооружений. Тем самым разрушается неотделимое знание, которое потенциально стоит миллиарды долларов.

УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ

В современном обществе нужно достигнуть понимания того, что сектор знаний есть машина по решению проблем. Поток проблем разнообразен и интенсивен, поэтому организация сектора знаний, отвечающая этому вызову, должна быть гибкой, динамичной, быть именно экономикой. Но тогда нужен особый тип специалиста, так называемый инновационный менеджер. Он должен нутром чувствовать прорывное направление.

Уже есть люди, которые становятся миллионерами, даже миллиардерами, работая в этой сфере, но пока не у нас. У нас эта профессия только зарождается.

В качестве примера прорывного направления можно привести фуллерены. Хотя Нобелевская премия присуждена не нам, но 7% мирового потока публикаций в области фуллеренов - российские, причем основной вклад вносит Академия наук. Данное направление сулит очень много. Но нужны инновационные менеджеры, которые знают, как превращать фундаментальное знание в деньги.

Следует, однако, учитывать, что эпохе экономики, основанной на знаниях, соответствует иная, по сравнению с привычной, социальная структур ра. Мы привыкли к разделению труда между производителями и потребителями знания при участии посредника. Сейчас возникает новая система, в которой потребитель знания участвует в его создании. Рынок продуктов (знаний) заменяется рынком услуг. А это предполагает иную институциональную среду, создание вокруг крупных компаний многочисленных мелких инновационных фирм, которые получают заказы от "материнской" компании. Так действует большинство американских гигантов, например "Дженерал моторе", вкладывающий десятки миллиардов долларов в исследования и разработки.

В России, к сожалению, этого пока нет. Крупнейшие российские компании должны быть игроками в экономике знаний, создавать новую среду, симбиоз производства и потребления знаний. Тем самым будет обеспечиваться спрос на знания. И здесь принципиальна роль государства. Без участия государства спрос на знания организовать не удастся.

Учитывая эту нарождающуюся новую ситуацию, определенные выводы для себя должна сделать и Российская академия наук. Ведь можно рассматривать нашу академию как своего рода крупную компанию. Ее тоже следует окружить мелкими инновационными фирмами, которые создадут спрос. Необходимы и новые формы менеджмента в институтах, назрело разделение функций директора на функции научного руководителя и исполнительного директора, как это принято во многих западных странах, организация отделов, которые занимались бы зарабатыванием денег.

Гигантским рыночным ресурсом Академии наук является ее репутация. Представители власти, которые ее финансируют, должны это понимать. В экономике знаний оплата репутации - уже аксиома.

* * * В заключение хотел бы сказать о главных уроках становления экономики, базирующейся на знаниях, для России. Прежде всего это необходимость изменения массового сознания. Нужно убеждать людей, что богатство в мозгах, а не в недрах. Хотя в нашем народе очень сильна уверенность в том, что мы богатая страна, потому что у нас полно нефти, газа, пресной воды, наконец. Надо разъяснять, что мы не будем жить достойно, пока не научимся продавать знания.

Экономика знания как инновационная система

Гоженко Констанция Николаевна

доцент кафедры экономики и менеджмента

НОУ ВПО "Кисловодский институт экономики и права"

Аннотация: в статье рассматриваются инновационные характеристики экономики знания.

Ключевые слова: экономика знания, инновационные технологии, современная экономическая теория.

Abstract: We consider its innovative features of the knowledge economy.

Keywords : economics of knowledge, innovative technology, modern economic theory.

Современная экономика отражает глубокие перемены, происходящие в об­щественной жизни и преобразующие базисные формы общества, его основные экономические характеристики, сущность общественного производства, торговли, занятости. Параметры экономической системы в ближайший период будет сильно отличаться от предшествующих периодов.

В аграрной экономике ключевым производственным ресурсом выступала земля. В индустриальной экономике основными ресурсами являлись труд и про­мышленные факторы производства. В экономике знания статус ключевого ре­сурса переходит к знанию.

В теоретическом аспекте «экономикой знания» является такой способ про­изводства, в котором генерация, использование и распространение знаний играют доминирующую роль в создании материального, вещного и интеллектуального богатства, а также общепризнанных социальных ценностей.

Экономика знания означает не просто выход на новые границы знания, на самом деле такая экономика означает формирование нового способа производства – рост эффективности экономики за счет рационального и системного использо­вании всех видов и типов знаний во всех сферах экономической деятельности.

Использование знания - не новая идея, знания всегда играли важную роль в экономике. Однако все предшествующие «экономике знания» формы экономики были основаны на «простом» («непосредственно-производительном») знании.

Экономическая значимость использования знания усилилась, начиная с эпохи со времен промышленной революции. Но степень включения знаний и
информации в экономическую деятельность в настоящее время настолько воз­росло, что это приводит к необратимым структурным и качественным измене­ниям в механизме функционировании экономики и трансформации того качества производства, которое долгие времена выступало основой конкурентного пре­имущества данной национальной экономики.

В качестве инновационной модели сферы образовательных услуг в эконо­мике знания ряд экономистов выдвигает так называемую «тройную спиральную модель» между университетами, индустрией и государством, которая может быть интерпретирована как движение от неоинституционального строения социальных сетей к неоэволюционной модели организации экономических отношений .

Глубинный экономический смысл инновационной трансформации системы специального образования в условиях экономики знания состоит в оптимальной связи трёх названных выше сфер – вузовской, промышленной и властной среды. Такое единство возможно только на базе преодоления разрозненности сфер соз­дания материальных благ, производства знаний и законодательства как социаль­ной регламентации, того единства, которое способна обеспечить только эконо­мика знания.

Таким образом, модель тройной спирали позволяет выделить сектор знаний как базовый элемент экономики знания, который дополняется индустриальным и нормативным элементом. Соответственно, возникает проблема оптимизации и гармонизации взаимодействия трёх принципиально разных механизмов функцио­нирования, которые присущи каждому из названных секторов.

Производство знаний требует наивысшей степени дерегулирования управ­ленческого процесса добывания нового знания, оно может быть организованно только в либеральных и демократических формах построения креативного про­цесса.

Постиндустриальное производство требует уже большей регламентации и упо­рядоченности, хотя рыночные моменты – в виде конкуренции – неизбежно вносят элементы стихийности, непредсказуемости и либерализма.

Что касается сферы социального управления, то ей присуща наивысшая степень регламентации и директивности.

Постиндустриальное общество – это общество, в котором снижение объёма промышленного производства происходит не в результате экономического кри­зиса, рецессии или стагнации, а в результате опережающего роста сферы услуг, перерастающего в рост информационного сектора как основы возникновения эко­номики знания. В экономической структуре за­нятости населения уже сейчас преобладают тенденции превышения совокупного числа занятых в непроизводственных отраслях (транспорта и связи, торговле, об­разовании, финансовой сфере) над отраслями промышленности и сельского хо­зяйства.

В экономике знания – и практика свидетельствует об этом однозначно – именно универ­ситеты, в силу их универсальности, становятся основным учреждением нового общества. Если в индустриальном обществе главным субъектом экономики явля­лось промышленное предприятие, а доминирующий результат производства был представлен некой материальной (товарной) ценностью, в постиндустриальном обществе главным субъектом экономики является информационно-коммуникаци­онный центр, а доминирующим результатом производства выступает информа­ционно-коммуникационные технологии, то в экономике знания главным субъек­том будет университет, а доминирующим результатом производства – некое на­учно-техни­ческое знание. В новой экономике основная часть совокупной рабочей силы пред­ставлена занятостью не в сфере материального производства или в сек­торе рас­пределения материальных благ, а в сфере проектирования, разработки, техноло­гии, маркетинга, продажи и обслуживания этих знаний. В экономике, в которой идеи, информация, знания составляют основу инноваций и экономиче­ского роста, там доминирует постоянный поток информации, а также мощный по­тенциал науки и техники.

Основной проблемой экономики знания является новый механизм её дви­жения, который сталкивается со специфической проблемой - проблемой асиммет­рии информации, которая не может быть полностью решена информационно-коммуникативными технологиями любой степени сложности.

Другими проблемами экономики знания следует считать - институциональ­ные способы организации производства и распространения знания, защита интел­лектуальной собственности в условиях новой экономики, повышенная конкурен­ция, отсутствие безопасности креативного труда и необходимой гибкости.

Теоретическое содержание экономики знания можно усмотреть в том, что одна модель капитализма (под видом технологического детерминизма) приобре­тает иную видимость, более соответствующую настоятельной потребности со­временности.

Структурная трансформация производства в экономике знания приводит к тому, что здесь основным элементом становится так называемый «сектор произ­водства знания» (в лице главного субъекта – университета, инновационно-образо­вательного центра), а также активные провайдеры этого знания. Возникает своего рода «неосязаемый капитал», который превышает величину инвестиций, сосредо­точенных в рамках «осязаемого капитала» и становится приоритетным объектом нарастающих инвестиционных потоков. Технический прогресс всё чаще смеща­ется в сторону нематериальных активов.

Одновременно повышается и средний уровень образования населения, и общий его культурно-технический уровень.

Таким образом, становление экономики знания – это процесс последова­тельной реализации двух названных выше параллельных тенденций. Изменения в факторах производства сопровождаются изменениями в структуре производства. Структурные изменения происходят в развитых странах уже с начала 1970-х го­дов, что привело к продуктивной деятельности преимущественно на основе соз­дания, использования и распространения новых знаний. Возникают так называе­мые «интенсивные технологии», такие, как - электроника, компьютеры, телеком­муникации и биотехнологии, которые растут гораздо быстрее традиционных от­раслей. Расширение знаний приводит, в свою очередь, к диффузии технологии создания новых знаний с технологией передачи информации, а также коммуника­ционных технологий, оборудования программного обеспечения, ин­тернет, теле­коммуникаций.

В результате отрасли, производящие информационно-коммуникативные технологии, становятся все более важными в производственной структуре инно­вационно-развитых национальных экономик. Инвестиции компаний, увеличи­вающих в своём корпоративном капитале долю информационно-коммуникатив­ных технологий, обеспечивают тот результат, что их производство становится всё более интенсивным именно в области информационных технологий, технических изменений и производительности труда. Это приводит к тому, что такие техноло­гии не только быстро распространяется, но и к тому, что они становятся «локомо­тивами» общего экономического роста для данной страны.

Для экономической науки приход информационно-коммуникативных тех­нологий стал сигналом актуализации проблем теоретического анализа «нематери­ального капитала» (нематериальных активов), поскольку именно такой капитал и составляет материальную основу производства знаний, развития науки, распро­странения технических навыков, а также повышения качества человеческого ка­питала. Но результаты экономики знания нуждаются переосмысления и в аспекте традиционного права собственности, и конкурентного механизма их использова­ния.

Поскольку знания по своей природе не являются объектом обособленного использования на правах исключительной собственности, то эти же знания могут быть использованы рядом экономических агентов, что ничуть не уменьшает про­изводительного потенциала, который они предоставляют каждому пользователю. Знанию присуща та характерная черта, что его производство ограничено в основ­ном фиксированной стоимостью. Поэтому и предельные издержки хранения ста­новятся со временем всё меньше, а это делает обработку и передачу информации гораздо проще и дешевле.

В то же время в экономике знания сохраняется разделение функций между организациями, которые производят новые знания (в основном университеты и специализированные исследовательские центры), и теми организациями, кто их применяет. Последние особенно заинтересованы в расширении собственной базы производства знаний для повышения собственной конкурентоспособности (пря­мой эффект) и расширения возможности поиска знания, произведенного за преде­лами их предприятия (эффект косвенный).

Отмеченные тенденции оказывают влияние на защиту знаний в сфере ин­теллектуальной собственности, что особенно важно не только для фирм, но и це­лых государств. Заметно расширяются возможности для патентования для про­граммного обеспечения (на основе прецедентного права).

Экономика знания формирует новый тип первичного звена производства, которые имеют такие непривычные для индустриальной стадии производства ха­рактеристики, что их трудно обеспечить финансами из традиционных финансо­вых источников и посредством традиционных финансовых посредников. Как пра­вило, это фирмы, действующие на новых рынках, существует неопределенность в отношении технических трудностей осуществления торговых операций, развитие стартапов требует наличия существенного венчурного капитала, а промышленные инновации требуют затрат на дополнительные организационные и институцио­нальные нововведения.

Изменяется в экономике знания и организация труда, производства, стиму­лирования трудовой активности работников, их ассоциированность и коллекти­визм, на смену приходит разобщённость, возрождающая принцип «рассеянной мануфактуры». Гибкие организации производства призваны заменить «тейлори­стские» модели. Таким гибким моделям присущи:

Уменьшение значимости участия работников в акционировании предпри­ятия,

Горизонтальное распространение информации,

Активное участие сотрудников в повышении производительности и каче­ства труда.

Более низкая стоимость обработки информации для новых проектов будет стимулировать передачу официальных полномочий (с правом окончательного решения) на самые низкие иерархические уровни. Достижения в области техноло­гии массового и текущего контроля позволяют контролировать усилия всё боль­шего числа работников, уменьшая размер и прерогативы промежуточных иерар­хий.

Одновременно реорганизация и реконфигурация научно-исследовательских структур приводит к снижению издержек и развитию аутсорсинга. А это создаёт условия для формирования новых видов услуг по координации и контролю ра­боты через локальные сети и производство промежуточных продуктов.

В экономике знания решающими становятся два вида капитала – человече­ский капитал и нематериальный информационно-коммуникативный капитал.

Существенное отличие в рыночной организации экономики знания привно­сит сетевая модель рынка, – в частности, традиционный феномен типичной орга­низации рынков, на которых обмен имеет «анонимный» характер, охватывая не­определённость цены, уступает, благодаря информационно-коммуникативным технологиям, полной информации о клиентах и фактических (или потенциаль­ных) поставщиках. Эти же методы позволяют фир­мам избавиться от ограничений, налагаемых иерархической организацией.

Основанная на знаниях экономика предполагает серьезные изменения
в режимах корпоративной организации. В связи с возрастающей сложностью в управлении совокупностью знаний, которые могут прямо или косвенно затраги­вать производительность фирмы, последняя стремится специализироваться в со­ответствии с теми знаниями и навыками, которые доминируют и которые позво­лят ей сохранить свои конкурентные позиции.


См. напр.: Loet Leydesdorff & Martin Meyer. The Triple Helix Model and the Knowledge-Based Economy («Модель тройной спирали и экономика, основанная на знании») // Amsterdam School of Communications Research (ASCoR), University of Amsterdam. Kloveniersburgwal 48, 1012 CX Amsterdam, The Netherlands;

В. Л. Макаров - академик, академик-секретарь Отделения общественных наук РАН, директор Центрального экономико-математического института РАН

Нужно ли говорить, что Россия богата природными ресурсами, запасами полезных ископаемых, - об этом знают все. Но настоящее ее богатство - люди, их ум, знания и опыт. За пределами России давно поняли, в чем поистине неисчерпаемый источник наших богатств. По-прежнему многие молодые ученые стараются уехать на Запад. И причина этому - не всегда деньги. Часто нет нужного оборудования в лабораториях, условий для работы. Как исправить положение? Прежде всего, надо научиться правильно оценивать знания - так, как это делают во всех развитых странах. Валерий Леонидович Макаров - академик, академик-секретарь Отделения общественных наук РАН, директор Центрального экономико-математического института РАН, на общем собрании Академии наук РФ посвятил доклад проблемам экономики знаний. Текст доклада печатается в ближайшем номере "Вестника Российской академии наук", а читателям журнала "Наука и жизнь" мы предлагаем его расширенный реферат.

Тот, кто получает идею от меня,
пользуется ею, не обедняя меня,
подобно тому, как получивший свет
от моей лампы не погружает
меня во тьму.

Томас Джефферсон

Академик В. Л. Макаров.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПО СТРАНАМ НА БАЗЕ ПЕРВИЧНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Группы показателей, отражающих уровень развития повышенного спроса на знания (предложены ОЕCD)

Вклад отраслей повышенного спроса на знания в ВПП (доля добабленной стоимости в ВПП), %

Термин "экономика знаний" (или "экономика, базирующаяся на знаниях") ввел в оборот Фриц Махлуп в 1962 году, понимая под ним просто сектор экономики. Сейчас этот термин используется для определения типа экономики, где знания играют решающую роль, а производство знаний становится источником роста.

Сегодня инвестиции в знания растут быстрее, чем вложения в основные фонды. 90% всего количества знаний, которыми располагает человечество, получено за последние 30 лет, так же как 90% общего числа ученых и инженеров, подготовленных за всю историю цивилизации, - наши современники. А это явные признаки перехода от экономики, основанной на использовании природных ресурсов, к экономике знаний.

Некоторые эксперты считают, что экономика знаний - новый этап общественного развития. Так или иначе знания - вещь нешуточная, они переворачивают экономическую картину мира. Вот несколько примеров. Всем известна электронная игра "Тетрис". Ее придумал программист Вычислительного центра академии наук Алексей Пажитнов (и не так уж много времени он на это потратил). Игра принесла ему лично 15 тысяч долларов. Вычислительный центр, продав права на распространение фирме "Nintendo", получил 4 млн долларов, фирма же - от распространения изготовления игры - более 1 млрд долларов. Другой пример - знаменитая фирма "Microsoft". Ее рыночная стоимость оценивается в 350-400 млрд долларов, стоимость по прибыли - 50-70 млрд, а бухгалтерская стоимость - всего 5-10 млрд. (То есть стоимость основных фондов фирмы, включая стоимость "интеллектуального материала", во много раз ниже, чем ее оценивают на рынке.) К сожалению, у большинства российских предприятий отношение не в пользу рыночной стоимости. Но и в России есть примеры высокотехнологичного бизнеса, где доля знаний преобладает. Рыночная стоимость российской фирмы "Paragraph International" составляет 40 млн долларов при бухгалтерской стоимости 1 млн.

ИЗМЕРЕНИЕ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ

Знания - это продукт, с одной стороны, частный, который можно присваивать, а с другой - общественный, принадлежащий всем. Поэтому знания измеряют по затратам на их производство и по рыночной стоимости проданных знаний. Затраты включают расходы на исследования и разработки, на высшее образование, на программное обеспечение. По данному показателю Россия очень существен но отстает от наиболее развитых стран.

Сегодня в качестве интегрального показателя экономического развития чаще всего используется показатель валового внутреннего продукта (ВВП). В его основе - идея о том, что нужный продукт - это тот, который кем-то куплен. Цена, по которой продукт куплен, является истинной оценкой его полезности. Здесь акт купли-продажи принципиален.

Общественные (публичные) блага потребляются бесплатно или по ценам, не соответствующим их реальной ценности для человека. Поэтому производство и потребление общественных благ отражаются в ВВП (и системе национальных счетов) не по акту покупки, а по произведенным затратам, что коренным образом противоречит идее, заложенной в основу измерения результатов экономической деятельности.

Знания, по крайней мере значительная их часть, являются общественным благом, более того, даже не национальным, а международным общественным благом. Измерение их ценности, исходя из затрат, дает искаженную картину: затраты государства на науку отнюдь не есть стоимость произведенных знаний. Значит, нужно научиться измерять спрос на знания.

Для знания как публичного блага акт признания состоит в его использовании в той или иной форме. Степень его использования может быть разной: от обращения к нему до производства нового знания на базе использованного.

Спрос и только спрос определяет, жить или не жить знанию дальше. К великому сожалению, огромное число идей, открытий, изобретений и других произведенных людьми знаний исчезло, по-настоящему не родившись. То же самое можно сказать и о потенциальных гениях человечества.

Эксперименты, проведенные на компьютерной модели, которая имитирует действия участников экономики знаний, показывают, что ее эффективность предполагает соблюдение некоторого оптимального соотношения между всеми категориями действующих лиц. Количество знаний принимается равным числу людей, суммарно потребивших все виды знаний. Иначе говоря, число людей, изучивших теорию относительности Эйнштейна, складывается с числом людей, ознакомившихся с рецептом изготовления торта "Наполеон". Экономика знаний дает тем больший объем продукции, чем, с одной стороны, больше знаний создано и, с другой стороны, чем больше людей потребили эти знания. То есть важна и работа ученых, и работа людей, которые доводят знания до конечного потребителя. Каково оптимальное соотношение между ними, может быть установлено экспериментально.

Для эффективного использования накопленных опыта и знаний в производстве и потреблении, а также для исследования новых процессов и явлений необходима система индикаторов, отражающих уровень развития сектора повышенного спроса на знания и в целом экономики, основанной на знаниях. В качестве положительного примера можно привести предложенную Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЕСD) систему индикаторов, в составе которой можно выделить определенные группы показателей .

Экономику, основанную на знаниях, можно охарактеризовать двумя путями. Во-первых, со стороны входа, то есть на основе оценки общего объема затрат (суммарных инвестиций) на развитие ее базового сектора, в котором вырабатываются и распространяются новые знания (образование и НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы); во-вторых, со стороны выхода, то есть оценивая вклад по валовой добавленной стоимости отраслей, которые в основном и потребляют новые знания: от так называемых высокотехнологичных отраслей высшего уровня или ведущих высоких технологий, включающих также отрасли оборонной промышленности, до высоких технологий среднего уровня и сферы высокотехнологичных услуг. При расширенной трактовке сектора повышенного спроса на новые знания и технологии дополнительно учитываются также образование и здравоохранение, а иногда культура и управление.

По оценкам соответствующих показателей можно рассчитать уровни поддержки сектора знаний и его использования в экономике России, определяемые относительно мирового уровня или уровня передовых стран. Соотнеся затраты на входе, то есть на научные исследования и образование, и получаемый эффект на выходе, то есть вклад потребителей знаний - отраслей повышенного спроса на знания в ВВП, можно оценить сбалансированность развития экономики знании. Этот показатель не должен быть чрезмерно низким (в этом случае затраты на производство и распространение знаний неэффективны) или слишком высоким (последнее свидетельствует о том, что в стране либо не развита сфера НИОКР и образования, либо не выделяются ресурсы на их развитие, а эксплуатируется накопленный ранее научный потенциал, что сейчас наблюдается в России). Кроме того, соотношение между показателями различного уровня на выходе позволяет оценить внутреннюю сбалансированность сектора отраслей повышенного спроса на знания .

Сопоставление данных о затратах на входе сектора знаний в странах OECD и России для двух вариантов выбора отраслей (либо высшее образование, либо все уровни образования) показывает, что у нас относительно ВВП выделяется в первом случае в 3 раза, а во втором - в 2,1 раза меньше ресурсов, чем в среднем в странах ОЕСD. В сравнении с США, со Швецией, с Южной Кореей Россия проигрывает еще больше.

Соотношение между показателями на входе и выходе подтверждает, что в настоящее время в нашей стране недооценен труд занятых в науке и образовании, финансирование этих отраслей приближается к уровню стран с невысоким научно-техническим и образовательным потенциалом.

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ

Экономика знаний имеет три принципиальные особенности. Первая - дискретность знания как продукта. Конкретное знание либо создано, либо нет. Не может быть знания наполовину или на одну треть. Вторая особенность состоит в том, что знания, подобно другим общественным (публичным) благам, будучи созданными, доступны всем без исключения. И, наконец, третья особенность знания: по своей природе это информационный продукт, а информация после того, как ее потребили, не исчезает, как обычный материальный продукт.

Были сомнения, что в применении к знанию (как дискретному продукту) рыночный механизм может быть столь же эффективным, как в случае с традиционными продуктами. Недавние исследования показывают, что основные результаты, полученные для делимых продуктов, при достаточно общих и реалистичных условиях оказываются верными также и для дискретных продуктов.

Как следствие второй и третьей особенностей в рыночной экономике распространители знаний оказываются в своеобразном, в некотором смысле монопольном, положении. Какую бы цену они ни назначили на свой продукт, невозможно продать максимальное количество "копий знания". Стремление же продать побольше вполне естественно, тем более что копия практически ничего не стоит - затраты на копирование чрезвычайно малы. Если назначить высокую цену, покупателей будет мало. При низкой цене покупателей будет много, но выручка может оказаться меньше, чем при высокой цене. В экономике знаний неэффективен традиционный рыночный механизм. Эффективность достигается тогда, когда используются так называемые дискриминационные цены , то есть цены, рассчитанные на конкретного потребителя.

Особенно распространены дискриминационные цены на рынке статистической информации и программного обеспечения. Как следует из истории, в традиционной экономике дискриминационные цены осуждались (Дж. Робинсон) и даже законодательно запрещались ("Акт Шермана" в США), поскольку они являются способом получения сверхприбылей монополиями.

На стандартном совершенном рынке конкуренция приводит к снижению цен до предельных издержек. На рынке же знаний цены выше предельных издержек. Продавец программ, стараясь получить максимальную прибыль, вынужден обеспечивать своей продукцией максимальное число пользователей. Система дискриминации по времени покупки, по юридическому статусу покупателя (коммерческая фирма, правительственная структура, университет), усложнение самого продукта (версии программы, подписка, пакетное обслуживание) в конечном счете приводят к максимальному удовлетворению потребностей в знаниях и информации. При этом еще и решается проблема качественного предоставления товара, то есть экономическим методом искореняется распространение пиратских копий. Впрочем, вопрос о пиратских копиях остается спорным. Некоторые потребители предпочитают менее качественные, но дешевые копии. Что интересно, существование нелегального бизнеса по продаже пиратских копий приводит к более широкому распространению знаний и информации, тем самым к лучшему удовлетворению потребительского спроса. Это объясняется несовершенством данного рынка, в перспективе нелегальный сектор будет сокращаться и сойдет на нет из-за своей неэффективности.

Для регулирования отношений собственности в сфере так называемых неосязаемых благ, к которым относятся знания, существует авторское право . Наряду с регулируемым законодательно действует и так называемое неформальное авторское право. Мировое научное сообщество пристально следит за тем, чтобы оно не нарушалось. Воровство научных результатов строго осуждается, в какой бы завуалированной форме оно ни проявлялось. Авторское право тесно связано с понятием репутации , которая в научной сфере в чем-то сродни производственной мощности предприятия. Репутация получает рыночную оценку, в частности, в форме уровня заработной платы ученого, а также спроса на его труд.

Перечисленные особенности экономики знаний говорят о ее существенных отличиях от стандартной рыночной экономики по действующим закономерностям и механизмам. И это затрудняет построение теории.

Экономика знаний - неразделимая триада рынков : рынка знаний, рынка услуг и рынка труда. Их нельзя рассматривать изолированно, настолько тесно они друг с другом взаимодействуют. Отсюда вытекает много следствий, и это должны осознать люди, которые принимают решения в данной области.

Нельзя не упомянуть о так называемом неотделимом , или неявном, знании . Речь идет о том знании, которое невозможно отделить от его носителя: индивида или научного, конструкторского и производственного коллектива. Есть мнение, что доля накопленного неотделимого знания у россиян выше, чем в других странах, что может стать нашим конкурентным преимуществом. Но коллективы легко уничтожить. И сейчас мы являемся свидетелями того, как разрушаются выдающиеся коллективы, которые создавали, например, крупные системы вооружений. Тем самым разрушается неотделимое знание, которое потенциально стоит миллиарды долларов.

УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ

В современном обществе нужно достигнуть понимания того, что сектор знаний - машина по решению проблем . Поток проблем разнообразен и интенсивен, поэтому организация сектора знаний должна быть гибкой, динамичной - именно экономикой. Но для этого нужен особый тип специалиста, так называемый инновационный менеджер . Он должен нутром чувствовать прорывное направление. Уже есть люди, которые становятся миллионерами, даже миллиардерами, работая в данной области, но пока не у нас. У нас эта профессия только зарождается.

В качестве примера прорывного направления можно привести фуллерены (см. "Наука и жизнь" № 7, 1992 г.; № 11, 1993 г. - Прим. ред .). Хотя Нобелевская премия присуждена не нам, но 7% мирового потока публикаций в этой области - российские, причем основной вклад вносит Российская академия наук. Это направление сулит очень много. Но нужны инновационные менеджеры, которые знают, как превращать фундаментальное знание в деньги.

Мы привыкли к разделению труда между производителями и потребителями знания при участии посредника . Сейчас возникает новая система, в которой потребитель знания участвует в его создании. Рынок продуктов (знаний) заменяется рынком услуг. А это предполагает создание вокруг крупных компаний многочисленных мелких инновационных фирм, которые получают заказы от "материнской" компании. Так действует большинство американских гигантов, например компания "Дженерал моторс", вкладывающая десятки миллиардов долларов в исследования и разработки.

В России, к сожалению, этого пока нет. Крупнейшие российские компании должны быть игроками в экономике знаний, создавая связь производства и потребления знаний. Тем самым будет обеспечиваться спрос на знания. И здесь принципиальна роль государства. Без участия государства спрос на знания организовать не удастся.

Нашу Академию наук можно рассматривать как своего рода крупную компанию. Ее тоже следует окружить мелкими инновационными фирмами, которые создадут спрос, разные гибкие формы. Необходимо разделить функции директора на функции научного руководителя и исполнительного директора, как это принято во многих западных странах, а также организовать отделы, которые занимались бы зарабатыванием денег.

И, наконец, репутация , будь то "научное учреждение", фирма или журнал. Репутация Академии наук является гигантским рыночным ресурсом. Представители власти, которые ее финансируют, должны это понимать. В экономике знаний оплата репутации - уже аксиома.

В заключение несколько слов о главных уроках становления экономики, базирующейся на знаниях, для России. Прежде всего это необходимость изменения массового сознания. Нужно убеждать людей, что богатство в мозгах, а не в недрах. Хотя в нашем народе очень сильна уверенность в том, что мы - богатая страна, потому что у нас полно нефти, газа, пресной воды, наконец. Надо разъяснять, что мы не будем жить достойно, пока не научимся ценить и продавать знания.

Это очень важно - убедить руководителей всех уровней: сектор знаний - решатель проблем за деньги.

Наши крупные компании должны стать игроками в экономике знаний, научиться создавать вокруг себя и патронировать малый инновационный бизнес. А обязанность государства - создать благоприятную правовую, налоговую и организационно-экономическую среду для развития экономики знаний.

ПОДРОБНОСТИ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ Страны, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития (OECD):

Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Корея, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Япония.

ПЯТНАДЦАТЬ ИЗ НИХ ВХОДЯТ В ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ:

Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция.