Создание банковской системой «новых денег». Обязательные и избыточные резервы. Норма обязательных резервов и банковский мультипликатор. Денежная база и денежный мультипликатор. Резервная норма Денежно-кредитное регулирование. Монетаризм. Правило Фридмена

27.11.2023

Банки способны создавать новые деньги путем кредитования. Банки создают новые деньги, когда выдают ссуды, и наоборот, денежная масса сокращается, когда клиенты возвращают банкам взятые ранее ссуды.

Каждый коммерческий банк имеет установленные законом обязательные резервы, размер которых определяет Центральный банк. Обязательные резервы – это часть суммы вкладов, которую каждый коммерческий банк должен зачислить на счет отделения Центрального банка. По разным вкладам (до востребования, срочным и т.д.) устанавливается своя резервная норма – процент от суммы депозитов. Минимальные размеры резервного фонда устанавливаются законодательно (доля резерва в активах банка колеблется от 3 до 20%) и являются инструментом регулирования количества денег в стране.

Избыточные резервы – эторазность между общими резервами банка и обязательными резервами, их называют ссудным потенциалом банка .

Формирование обязательных резервов несколько ограничивает возможности коммерческих банков в предоставлении кредитов. Избыточные резервы банк может использовать для приращения денег.

Например, человек вложил в банк 1000 руб. Норма обязательных резервов (rr) установлена для всех банков в размере 10 %.

Фактические резервы (FR) банка А составят 1000 руб. Следовательно, избыточные резервы составляют 90 % (т. е. Е = FR–R). Таким образом, банк А создал 900 руб. дополнительных денег.

FR = R + E ,

где R – обязательные резервы;

Е – избыточные резервы.

Балансовый отчет банка А будет следующим:

Если действующий субъект использовал полученную ссуду в 900 руб. для покупки сырья, то его поставщики переведут полученные деньги на свой счет в банк Б, баланс которого будет выглядеть следующим образом:

Депозиты+900

Таким образом, банк Б создал дополнительные деньги – 810 руб.

Теоретически, при норме резервов 10 % каждый рубль, вложенный в банк, приведет к созданию 10, т. е. имеет место мультипликация:

m = 1/ rr ,

где m – банковский мультипликатор (мультипликатор денежного предложения), который показывает, сколько новых банковских долларов создает банковская система при поступлении в нее одного дополнительного рубля депозита.

Если R = 10 % = 0,1, то m = 1/ 0,1 = 10.

M = m * E ,

10 * 900 = 9000 руб.

Процесс этот будет продолжаться до тех пор, пока вся сумма вклада не будет использована в качестве обязательных резервов.

В реальной жизни мультипликационный эффект расширения банковских депозитов в значительной степени зависит от величины «утечек» в систему текущего обращения, так как далеко не все деньги, взятые в форме ссуд в банках, возвращаются туда на депозиты – часть их продолжает циркулировать в качестве наличных. Кроме того, мы не учитываем, что клиенты банков могут брать деньги с текущих счетов, что также сокращает возможности банков выдавать ссуды.

Основными факторами, от которых зависит процесс создания банками новых денег, и, следовательно, изменение денежной массы, является размер минимальной ставки резервов и спрос на новые ссуды со стороны заемщиков.

В случае изъятия денег из резервов банков мультипликационный эффект работал бы в противоположном направлении. Например, покупка коммерческими банками у Центрального банка государственных облигаций стоимостью 10 млн. руб. сокращает резервные ресурсы банка на эту сумму, что, в конечном счете, приводит к уничтожению банковских депозитов на 1 млн. руб. (при минимальной ставке резерва в 10%).

Ссудный потенциал банковской системы равен сумме избыточных резервов всех коммерческих банков, деленной на норму обязательного резервирования.

Относительное увеличение суммы вклада (депозита) вычисляется по формуле простых процентов (если капитализация вклада не предусмотрена):

Rd = 1 + i * n ,

где Rd – проценты (доход) по вкладу;

i – годовая процентная ставка по вкладу;

n – количество лет.

Если же проценты ежегодно включаются в сумму вклада, то доход считается по формуле сложных процентов:

Rd = (1 + i ) n .

Коммерческие банки обычно считают минимальную норму резервирования вкладов чересчур низкой для поддержания нормальной платежеспособности. К тому же обязательные резервы хранятся в Центральном банке. Поэтому коммерческие банки, как правило, предпочитают часть своих избыточных резервов не отдавать в ссуду, а хранить в самом банке. Та доля вкладов, которую коммерческие банки в среднем считают необходимым хранить в виде избыточных резервов, называется нормой избыточного резервирования вкладов (er):

где ER - объем избыточных резервов

При наличии избыточных резервов коммерческие банки используют для выдачи ссуд не весь свой ссудный потенциал, а за вычетом суммы хранящихся в банке избыточных резервов.

Экономический смысл денежного мультипликатора

показывающий во сколько раз конечный прирост денежной массы (предложения денег) превосходит первоначальный прирост денежной базы при наличии денежных остатков у населения и избыточных резервов у коммерческих банков.

Так как (cr + r) < 1, то денежный мультипликатор всегда больше единицы.

Поскольку любое расширение денежной массы всегда является следствием расширения денежной базы, то при наличии денежных остатков у населения и избыточных резервов у коммерческих банков:

Билет №34. Кредитно-денежная политика: ее виды, цели и воздействие на экономику.

Одним из важнейших факторов, оказывающих воздействие на со-стояние всей экономики, является предложение денег. Возможность и необходимость использования денег с целью воздействия на экономику никем не оспаривается, но существуют большие расхождения во взгля-дах кейнсианцев и монетаристов по поводу механизма и последствий использования денежных инструментов.

Количество денег в обращении не может быть произвольным; для поддержания экономической стабильности необходимо соблюдать оп-ределенные пропорции между денежной массой и массой товаров. Это соотношение с очень большим упрощением может быть выражено фор-мулой И.Фишера MV = PQ , где

М - денежная масса (предложение денег);

V - скорость обращения денег (число оборотов денежной единицы за год);

Р - средняя цена единицы продукции (товаров и услуг);

Q - общий объем произведенной за год продукции

Изменяя денежную массу, государство может оказывать активное воздействие на всю экономику. Монетарная политика – экономическая политика, предполагающая изменение денежного предложения с целью достижения безынфляционного экономического роста и полной заня-тости.

Изменение денежной массы возможно не только путем эмиссии де-нежных знаков, но - с учетом действия денежного мультипликатора - и с помощью инструментов кредитной политики. Поэтому содержание монетарной политики включает в себя использование всех инструмен-тов, воздействующих на денежную массу.

Следует различать активную и пассивнуюмонетарную политику. Пассивной монетарная политика выступает в том случае, когда измене-ние денежных параметров является следствием дискреционной фис-кальной политики, то есть является вынужденным. Активной политика называется тогда, когда государство воздействует на денежные парамет-ры, преследуя цели экономического роста и занятости

Основные (глобальные) цели активной монетарной политики:

Рост реального объема валового национального продукта;

Обеспечение полной занятости;

Стабильность цен.

Билет №35. Инструменты кредитно-денежной политики.

В мировой экономической практике используются следующие ин-струменты воздействия на денежную массу в обращении:

1. изменение норматива обязательных резервов;

2. изменение учетной ставки;

3. операции на открытом финансовом рынке.

Операции на открытом рынке . В настоящее время в мировой эко-номической практике операции на открытом рынке являются основным инструментом текущей монетарной политики. Суть его заключается в том, что государство начинает осуществлять активную кампанию либо по скупке, либо по продаже ценных бумаг на открытом финансовом рынке, выступая в качестве обычного рядового его участника. Этим создается очень мягкое экономическое воздействие на денежный рынок, так как не затрагиваются никакие административно устанавливаемые нормативы.

Рассмотрим механизм воздействия этого инструмента на денежную массу.

Предположим, что на денежном рынке сложилась высокая процент-ная ставка и центральный банк ставит задачу по ее снижению путем увеличения денежного предложения. Для этого он начинает скупать правительственные и корпоративные ценные бумаги на открытом рынке. Поскольку спрос на ценные бумаги увеличивается, их рыночная цена повышается, и доходность начинает падать. Это делает ценные бумаги все менее привлекательными для их владельцев (основную массу кото-рых составляют банки), и от них начинают избавляться. В результате к государству уходят ценные бумаги, а от него в сферу обращения – де-нежные средства. У банков в результате продажи ценных бумаг возрас-тают объемы избыточных резервов, и в результате действия денежного мультипликатора – значительное увеличение предложения денег. Кри-вая денежного предложения сдвигается вправо, процентная ставка па-дает.

расширенная продажа государством ценных бумаг.

Политика учетной ставки . Учетная ставка (в российской прак-тике ее принято называть ставкой рефинансирования)- это процент, под который центральный банк страны предоставляет кредиты коммер-ческим банкам. Эти ссуды не должны использоваться банками для кре-дитования своих клиентов. Они предоставляются банкам только в слу-чаях, когда у них возникают временные трудности с ликвидностью. Но это правило не является очень строгим и не всегда соблюдается.

Устанавливает учетную ставку сам центральный банк, исходя из текущих целей монетарной политики. Если ставится задача снизить банковскую процентную ставку, центральный банк снижает учетную ставку . Это создает у коммерческих банков стремление получить больше дешевых кредитов у центрального банка. В результате возрас-тают избыточные резервы коммерческих банков, вызывая мультиплика-ционное увеличение количества денег в обращении.

К противоположному результату приводит повышение учетной ставки.

Для повышения эффективности своей монетарной политики цен-тральный банк может использовать одновременно оба инструмента. Со-четание расширенной продажи ценных бумаг с резким снижением учет-ной ставки (ниже текущей доходности ценных бумаг) побуждает ком-мерческие банки занимать резервы у центрального банка, а все свои средства направлять на скупку ценных бумаг у населения, которое заин-тересовано в их продаже.

Политика обязательных резервов. Как уже отмечалось ранее, норма обязательных резервов– это установленный для коммерческих банков норматив минимального резервирования депозитов. При его снижении происходит увеличение избыточных банковских резервов и мультипликационное расширение предложения денег. Противополож-ный результат получается при повышении нормы резервных требова-ний.

Этот инструмент монетарной политики является, по мнению мно-гих специалистов, наиболее мощным, но в то же время слишком грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы. По этой при-чине в странах с развитой и хорошо настроенной экономической систе-мой он используется редко. В российской переходной экономике с ее низкой чувствительностью к «деликатным» экономическим воздействи-ям использование данного инструмента весьма эффективно. В условиях жесткой нехватки денежных средств в обращении снижение нормы обя-зательных резервов способно заменить эмиссию денег.

Билет №36. Равновесие на товарном рынке. Кривая IS, ее графическая, алгебраическая и экономическая интерпретация.

Кривая IS - кривая равновесия на товарном рынке. Она представляет собой геометрическое место точек, характе­ризующих все комбинации Y и R, которые одновременно удовлетворяют тождеству дохода, функциям потребления, инвестиций и чистого экспорта. Во всех точках кривойIS соблюдается равенство инвестиций и сбережений. ТерминIS отражает это равенство (Investment = Savings). Простейший графический вывод кривойIS связан с использованием функций сбережений и инвестиций

На рис.2.1,А изображена функция сбережений: с ростом дохода от Y до У сбережения увеличиваются с S до S

Норма обязательных резервов и ее функции. Фактические и избыточные резервы, ставка рефинансирования (учетная)

Обязательные резервы банков - устанавливаются Центральным банком РФ в виде нормы (доли, выраженной в процентах) по отношению к сумме привлеченных средств. Нормы обязательных резервов дифференцируются по видам вкладов (депозитов). Наиболее высока норма по вкладам физических лиц. Обязательные резервы в форме депозитов находятся в Центральном банке РФ. Обязательные резервы в определенной мере гарантируют возможность получения вкладов их владельцами. Обязательные резервы представляют собой механизм регулирования общей ликвидностью банковской системы. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении. В сложной финансовой ситуации, когда, например, высоки темпы инфляции, повышение нормы обязательных резервов существенно сокращает общие кредитные ресурсы, увеличивается процент за кредит. А это уменьшает денежную массу, а, следовательно, снижает давление покупательного спроса на цены, блокируя инфляцию.

Резервная норма - это доля (в %) банк. вкладов, которая должна содерж. в качестве обязат. резервов в кассе банка, либо на его корреспондентском счете в Центробанке.

Избыточные резервы = фактические резервы -- обязательные резервы.

Функции резервной нормы:

  • 1) проведение межбанковских расчётов
  • 2) контроль за способностью отдельных коммерческих банков к кредитованию

Избыточные резервы - банк имеет право распоряжаться по своему усмотрению Избыточные резервы - сумма, на которую фактические резервы банка превышают его обязательный резерв. Избыточные резервы могут использоваться коммерческими банками для предоставления ссуд.

Фактические резервы - суммы банковских депозитов, то есть фактические вклады. Фактические резервы -- денежные резервы, полученные от вкладчиков, которыми владеет в данное время банк. На избыточные резервы банк может выдавать ссуды и получать с них процентный доход. Поэтому банки обычно стараются ограничить размеры своих обязательных резервов до допустимой величины, так как депозиты в Центральном Банке не приносят процентов.

Учетная ставка, или ставка рефинансирования - это %, под который Центробанк выдает ссуды другим банкам. Такие ссуды не требуют обязательного резервирования. Понижение ставки рефинансирования способствует расширению кредитования в стране и соответственно увеличивает предложение денег: более низкие ставки рефинансирования позволяют коммерческим банкам кредитовать предприятия и население также на более приемлемых условиях. Повышение учетной ставки оказывает обратное воздействие на денежное предложение.

Обязательные резервы – часть депозитов коммерческих банков, которую последние должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке или иной организации, выполняющей функции регулятора банковской системы. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объема привлеченных банками депозитов и могут различаться по видам вкладов. Если в стране существует система обязательного страхования банковских депозитов, то данные резервы уже не столько выполняют функцию страхования вкладов, сколько служат для выполнения контрольных и регулирующих функций Центрального банка.

Избыточные резервы – суммы сверх обязательных резервов, которые банки могут хранить по собственной инициативе на случай непредвиденных ситуаций (например, непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах).

Чем выше норма обязательного резервирования, тем меньше средств может использоваться банками для активных операций (в том числе кредитных). Увеличение нормы обязательных резервов уменьшает действие банковского (денежного) мультипликатора и должно вести к снижению денежной массы. Таким образом Центральный банк через норму обязательного резервирования воздействует на денежное предложение.

Ставка обязательных резервов обычно применяется в качестве вспомогательной меры, так как изменение ставки может оказать существенное влияние на банковские прибыли, но на практике, увы, слабо воздействует на денежное предложение. Денежное предложение подвержено влиянию слишком большого числа разнонаправленных факторов, которые в итоге могут нейтрализовать воздействие изменения ставки обязательного резервирования.

Изменение учетной ставки. Учетная ставка (ставка рефинансирования) – ставка, по которой Центральный банк как кредитор последней инстанции кредитует коммерческие банки. Механизм воздействия изменения учетной ставки следующий. Повышение учетной ставки приводит к сокращению заимствований коммерческих банков у ЦБ. Это приводит к сворачиванию операций коммерческих банков по предоставлению ссуд и росту ссудного процента. В итоге объем кредитования уменьшается, кредиты дорожают. Деньги становятся дороже. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении и в итоге деньги дешевеют. Учетная ставка обычно ниже ставки межбанковского кредитного рынка, что должно (теоретически) сделать этот инструмент денежного регулирования более действенным. Однако получение кредита о ЦБ может быть ограничено и административно, так как далеко не любой банк может к нему обратиться.

Операции на открытом рынке – купля-продажа Центральным банком ценных бумаг. Покупая, ЦБ способствует увеличению денежных средств, находящихся в распоряжении комбанков. Это приводит к увеличению объема предоставляемых банками кредитов, снижению ставки ссудного процента, удешевлению денег и росту денежной массы. Продавая, ЦБ обеспечивает противоположный результат. Часто эти операции проводятся в форме РЕПО (соглашений об обратном выкупе). Банк продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной цене через определенный срок. Плата за данную услугу – разница между ценами покупки и продажи.



Применение операций на открытом рынке сказывается на банковских резервах практически мгновенно. Считается, что операции на открытом рынке – наиболее гибкий и точный инструмент кредитно-денежной политики, имеющий более тонкое косвенное воздействие на денежный рынок, чем другие.

Виды монетарной политики:

1. Жесткая монетарная политика – поддержание денежной массы на определенном уровне.

2. Гибкая монетарная политика – поддержание ставки процента на определенном уровне.

Выбор варианта монетарной политики зависит от причины изменения ситуации на денежном рынке. Например, рост спроса на деньги связан с инфляцией. В этом случае уместна жесткая политика поддержания денежной массы.

Следует иметь в виду, что одновременно фиксировать денежную массу и ставку процента ЦБ не в состоянии. Например, если растет спрос на деньги, то для поддержания устойчивой ставки процента ЦБ вынужден расширять предложение денег, чтобы сбить влияние на процентную ставку со стороны возросшего спроса на деньги.

Центральный банк не может полностью контролировать предложение денег. Например, повышение процентной ставки на денежном рынке может вызвать уменьшение избыточных резервов, но одновременно побудить население увеличить свои депозиты и, следовательно, сократить наличность. Это отразится на денежном мультипликаторе и, вместо уменьшения предложения денег мы получим увеличение этого предложения.

В зависимости от сложившейся экономической ситуации и целей экономической политики государство может проводить политику дешевых денег или политику дорогих денег.

Политика дешевых денег. Если реальный объем производства существенно ниже объема производства в условиях полной занятости (реальный ВВП существенно ниже потенциального ВВП), то экономика страдает от безработицы. В этих условиях следует проводить политику дешевых денег, то есть предложение денег должно быть существенно увеличено. Для этого используются следующие приемы:

· покупки на открытом рынке;

· снижение нормы обязательного резервирования;

· снижение учетной ставки.

Результатом перечисленных мер будет увеличение избыточных резервов комбанков, что, возможно, приведет к расширению предложения денег и к росту денежной массы. Расширение предложения денег вызовет снижение процентной ставки и, следовательно, рост инвестиций. Совокупный спрос под воздействием эффекта мультипликатора изменится (в данном случае возрастет) в большей степени, чем изменятся инвестиции, что, в свою очередь, сдвинет экономику в нужном направлении – к уровню полной занятости. Политика дешевых денег проводится, если основная проблема экономики – безработица и спад производства.

Политика дорогих денег. Если в экономике наблюдается ситуация инфляции спроса, то целесообразно проводить политику дорогих денег. Применяются следующие меры:

· продажи на открытом рынке;

· повышение нормы обязательного резервирования;

· повышение учетной ставки.

Комбанки в результате перечисленных мер начинают испытывать нехватку средств и вынуждены уменьшить объемы выдаваемых кредитов. Это приводит к снижению денежного предложения и росту процентной ставки. Высокая процентная ставка приводит к сокращению инвестиционных расходов, через них – к сокращению совокупного спроса, что должно сдерживать инфляцию спроса. Политика дорогих денег проводится, если основная проблема экономики – инфляция.

Результативность кредитно-денежной политики осложняется обратным воздействием ВВП на процентную ставку. Безусловно, процентная ставка в значительной степени определяет равновесный уровень ВВП, так как она воздействует на инвестиции и совокупный спрос. Однако существует и обратная связь. Уровень ВВП влияет на равновесную процентную ставку, так как спрос на деньги для сделок зависит напрямую от уровня номинального ВВП. Это означает, что рост ВВП, вызванный политикой дешевых денег, увеличивает спрос на деньги, ослабляя тем самым результативность данной политики в отношении понижения процентной ставки. Политика же дорогих денег ведет к уменьшению номинального ВВП. Однако это уменьшает спрос на деньги и ослабляет результативность данной политики как средства повышения процентной ставки.

Политика дешевых денег неприменима в экономике полной занятости. Если экономика достигла/приблизилась к уровню полной занятости, то увеличение совокупного спроса никак не скажется на реальном объеме выпуска и занятости, так как свободных ресурсов, за счет которых можно нарастить выпуск уже нет. Результатом проведения политики дешевых денег в этой ситуации будет раскручивание инфляционной спирали.

Политика дорогих денег неприменима (неуместна) в условиях спада и безработицы. Она приведет только в дальнейшему сокращению реального производства и усилению безработицы.

Преимущества и недостатки кредитно-денежной политики.

I. Преимущества: считается, что кредитно-денежная политика – основной инструмент стабилизации экономики.

1. Кредитно-денежная политика поддается быстрому изменению. Считается, что ее воздействие на денежный рынок (особенно, если речь идет об операциях на открытом рынке) практически мгновенное.

2. Кредитно-денежная политика может проводиться относительно независимо от политических структур и не слишком подвержена воздействию политических мотивов (так называемому «предвыборному влиянию).

3. Воздействие кредитно-денежной политики на экономику и экономических агентов мягче и тоньше, чем воздействие изменений в государственных расходах или налоговой политике.

II. Недостатки: применение кредитно-денежной политики имеет определенные пределы.

1. Контроль за предложением денег со стороны ЦБ ослабляется с развитием альтернативных каналов вложения денег (например, электронных денег). В этом же направлении влияет интернационализация экономики: потоки финансовых ресурсов из данной страны или в данную страну могут существенно затруднить контроль над денежной массой.

2. Политика дешевых денег может создать условия для расширения кредитования, но не может заставить комбанки выдавать кредиты, а экономических агентов – их брать.

3. Современный экономический цикл зачастую характеризуется сочетанием спада производства и инфляции (стагфляцией), то есть одновременно присутствуют и причины для проведения политики дорогих денег, и причины для проведения политики дешевых денег.

4. Скорость движения денег обычно меняется в направлении, противоположном изменению денежного предложения, что тормозит или полностью нивелирует изменения денежного предложения, вызванные кредитно-денежной политикой. Например, в период инфляции кредитно-денежная политика направлена на ограничение денежного предложения, но при инфляции скорость движения денег возрастает. Результативность проводимой политики – нулевая. Напротив, в период спада кредитно-денежная политика направлена на увеличение денежного предложения, но скорость движения денег замедляется, что так же приводит к нулевому результату предпринимаемых мероприятий (бег вверх по эскалатору, который идет вниз).

Типы задач:

· Задачи на взаимосвязь денежных агрегатов;

· Задачи на использование уравнения обмена;

· Задачи на вычисление денежной базы, предложения денег, денежного мультипликатора,коэффициента депонирования и нормы резервирования;

· Задачи на взаимосвязь обязательных, фактических и избыточных резервов и определение банковского мультипликатора;

· Задачи на расчет изменения денежной массы в экономике гипотетической страны;

· Задачи на вычисление изменения объема депозитных вкладов в банковской системе;

· Задачи на определение изменения нормы резервирования для коммерческих банков;

· Задачи на расчет изменения ссудного потенциала банковской системы.

4.1. Предположим, что каждый доллар, предназначенный для сделок, обращается в среднем 4 раза в год и направляется на покупку конечных товаров и услуг. Номинальный объем ВВП составляет 2000 млрд. долл. Определите величину спроса на деньги для сделок.

Решение

Для расчета воспользуемся уравнением обмена:

M×V = P×Q = ВВП ,

M = ВВП / V = 2000 / 4 = 500 млрд. долл.

4.2. Рассчитайте денежные агрегаты М 0 , М 1 , М 2 , М 3 , используя следующие данные: срочные вклады – 1930 млрд. руб., ценные бумаги государства – 645 млрд. руб., деньги на текущих счетах – 448 млрд. руб., наличные деньги – 170 млрд. руб.

Решение

М 1 = М 0 + деньги на текущих счетах,

М 1 = 170 + 448 = 618 млрд. руб.,

М 2 = М 1 + деньги на срочных счетах,

М 2 = 618 + 1930 = 2548 млрд. руб.,

М 3 = М 2 + ценные бумаги государства и коммерческих банков,

М 3 = 2548 + 645 = 3193 млрд. руб.

4.3. Избыточные резервы банка равны 3000 ден. ед., а общая сумма текущих вкладов – 30000 ден. ед. Норма обязательных резервов составляет 20%. Определите фактические резервы банка.

Решение

Обязательные резервы банка в соответствии с нормой резервирования, равной 20%, должны составлять:

Ро = 30000 × 0,2 = 6000 ден. ед.

В этом случае фактические резервы банка, рассчитанные как сумма обязательных и избыточных резервов, будут равны 9000 ден. ед.:

РФ = РО + РИ = 6000 + 3000 = 9000 ден. ед.

4.4. Суммарные резервы коммерческого банка составляют 220 млн. руб. Депозиты равны 950 млн. руб. Норма обязательных резервов 20%. Как может измениться предложение денег, если банк решит использовать все свои избыточные резервы для выдачи ссуд?

Решение

При норме резервирования R = 20% сумма обязательных резервов составит:

Ро = 950 × 0,2 = 190 млн. руб.

Следовательно, избыточные резервы равны:

Ри = 220 190 = 30 млн. руб.

Если все они будут использованы для выдачи ссуд, то дополнительное предложение денег может составить:

ΔМ = РИ × m банк = РИ / R = 30 / 0,2 = 150 млн. руб.

4.5. Рассчитайте общий прирост денежной массы в стране, если резервная норма составляет 20%, а первоначальное увеличение депозитов – 500 млн. руб.

Решение

m банк = 100% / R = 100% / 20% = 5,

ΔМ = РИ × m банк = 500 × 5 = 2500 млн. руб.

4.6. Объем депозитных вкладов в банковской системе увеличился в 3 раза, в то время как общий объем кредитования сократился в 1,5 раза. Определите, как при этом изменилась норма резервирования для коммерческих банков.

Решение

Для решения данной задачи нужно выполнить следующие расчеты:

V кр (1) = М 1 / R 1 ,

V кр (2) = М 2 / R 2 = 3М 1 / R 2 ,

V кр (1) / V кр (2) = (М 1 / R 1) : (3М 1 / R 2) = 1,5.

Выполнив элементарные преобразования, получим

R 2 / R 1 = 4,5.

Таким образом, норма резервирования увеличилась в 4,5 раза.

4.7. Суммарные резервы банковской системы 2000 млн. руб., чековые вклады 15000 млн. руб. Резервная норма равна 10%. При какой резервной норме ссудный потенциал системы увеличится вдвое?

Решение

Рассчитаем суммарные избыточные резервы банковской системы как разницу между суммарными резервами банковской системы и суммарными обязательными резервами:

РИ = 2000 – 0,1 × 15000 = 500 млн. руб.

ссудный потенциал банковской системы ()равен сумме избыточных резервов всех коммерческих банков, деленной на резервную норму.