Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Контракты на выполнение работ по ремонту объектов капитального строительства (как капитального, так и текущего) должны заключаться заказчиками, указанными в п.п. 5-7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ, с соблюдением порядка, предусмотренного этим Законом.
Обоснование вывода:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) не устанавливает ограничений в отношении выбора заказчиком объекта закупки, то есть товара, работы или услуги, которые будут предметом контракта, заключенного в соответствии с названным законом. Как следует из положений Закона N 44-ФЗ (в частности из ст.ст. 12 , , ч.ч. 1 и 2 ст. 33 этого закона), заказчик самостоятельно формирует предмет закупки, определяя, какие товары, работы, услуги (или сочетание товаров, работ, услуг) в наибольшей мере отвечают его потребностям. Более того, по смыслу положений Закона N 44-ФЗ (смотрите, в частности, п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ) любые возмездные гражданско-правовые договоры (контракты), за исключениями, предусмотренными ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ, должны заключаться заказчиками с соблюдением порядка, установленного Законом N 44-ФЗ.
Изложенное в полной мере относится к закупкам работ, в том числе связанных с выполнением ремонта (в том числе текущего) объектов капитального строительства. Указания на это можно обнаружить непосредственно в Законе N 44-ФЗ (ч. 9.1 ст. 22 этого Закона), в разъяснениях Минэкономразвития РФ (письмо от 20.02.2017 N Д28и-654, письмо от 16.12.2016 N Д28и-3512, письмо от 22.11.2016 N Д28и-3074, письмо от 14.07.2016 N Д28и-1814, письмо от 21.01.2016 N Д28и-89, письмо от 17.03.2015 N Д28и-831) и в правоприменительной практике (постановление АС Уральского округа от 18.05.2017 N Ф09-1623/17, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.09.2016 N Ф07-7796/16, постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.05.2017 N Ф05-4384/17).
Таким образом, закупка, предметом которой является заключение контракта на выполнение работ по текущему ремонту объекта капитального строительства, не только может, но и должна осуществляться заказчиками, указанными в п.п. 5-7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с положениями этого закона (если законодательство не допускает возможности осуществления такой закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц").
К сведению:
Для разграничения понятий капитального и текущего ремонта помещений в правоприменительной практике используются нормативные правовые акты, регулирующие вопросы градостроительной и строительной деятельности (смотрите, например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 26.03.2014 N Ф04-2331/14 , Шестого ААС от 27.09.2012 N 06АП-4220/12 , Девятнадцатого ААС от 18.10.2011 N 19АП-747/11 , Восьмого ААС от 09.11.2010 N 08АП-8098/2010 , Восемнадцатого ААС от 25.12.2009 N 18АП-9872/09). Подчеркнем, что вопросы осуществления текущего ремонта не входят в предмет регулирования градостроительного законодательства, которое, напомним, регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (ч. 1 ст. 4 ГрК РФ).
Подробнее о разграничении текущего и капитального ремонта см. в материалах: Вопрос : Может ли арендодатель обязать арендатора сделать текущий ремонт помещения, сданного в аренду? В чем отличие текущего ремонта нежилого помещения от поддержания его в исправном состоянии? Кем и на основании чего должна определяться потребность в проведении текущего ремонта такого помещения? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2016 г.); Вопрос : К какому ремонту (текущему или капитальному) нужно отнести частичную замену окон и дверей в государственном (муниципальном) учреждении (замена производится в одной группе детского сада)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2016 г.); Вопрос : Заказчик проводит открытый конкурс на выполнение ремонтных работ, вид ремонта (текущий или капитальный) в конкурсной документации не указан. Правомерно ли требовать от участников свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2016 г.); Энциклопедия решений . Капитальный и текущий ремонт арендованного имущества; Вопрос: В рамках закупочной деятельности по Закону N 44-ФЗ для целей определения возможности применения метода анализа рынка цен при обосновании НМЦК заказчику необходимо определить вид закупаемых ремонтных работ: текущий или капитальный ремонт. В чем основное отличие текущего и капитального ремонта? (журнал , N 8, август 2015 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Жгулева Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Способы определения подрядчика
В соответствии с частью 2 статьи 24 закона № 44-ФЗ предусмотрен ряд конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей):
Все перечисленные способы так или иначе используются при осуществлении закупок строительных работ в соответствии с 44-ФЗ. Рассмотрим, какие критерии используются для выбора способа закупки и какие условия применяются при каждом из этих способов.
В соответствии с частью 2 статьи 59 закона № 44-ФЗ заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если проводится закупка товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
На данный момент такой перечень сформирован и утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 г. № 2019-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)».
В перечень входят, в том числе, работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства входит в указанный перечень (по коду ОКПД 45 «Работы строительные»).
При этом в перечне установлены ограничения по применению электронного аукциона в качестве способа закупки.
Совместное письмо Министерства экономического развития Российской Федерации № 10194-ЕЕ/Д28 и Федеральной антимонопольной службы № АЦ/18475/14 от 07.05.2014.
Совместное письмо Министерства экономического развития Российской Федерации № 23275-ЕЕ/Д28и и Федеральной антимонопольной службы № АЦ/45739/15 от 28.08.2015.
Заказчик обязан осуществлять закупку путем проведения электронного аукциона при соблюдении условий:
В соответствии с 44-ФЗ заказчики вправе осуществлять закупку работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства путем проведения открытого конкурса (статьи 48 - 55 закона № 44-ФЗ).
При этом в положениях закона о контрактной системе содержится оговорка о том, что заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона.
При принятии закона №44-ФЗ предполагалось, что конкурс станет самой распространенной, самой массовой процедурой, хотя по факт наиболее часто используемой процедурой остается аукцион.
Условия для проведения открытого конкурса:
Предметом заключаемого контракта при проведении конкурса с ограниченным участием должны быть работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства; искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения (а также работы, включенные в эту группировку).
Условия для проведения конкурса с ограниченным участием:
Заказчик не может проводить конкурс с ограниченным участием в случае, если объект закупки не входит в перечень особо опасных и технически сложных объектов, установленных частью 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, что подтверждается следующими документами:
Совместное письмо Министерства экономического развития Российской Федерации № 23275-ЕЕ/Д28и и Федеральной антимонопольной службы № АЦ/45739/15 от 28.08.2015;
Совместное письмо Министерства экономического развития Российской Федерации № 10194-ЕЕ/Д28 и Федеральной антимонопольной службы № АЦ/18475/14 от 07.05.2014;
Решение ФАС России по делу № К-K-3266/12/14 от 07.08.2014;
Решение ФАС России по делу № К-527/14 от 31.03.2014.
Запрос предложений - менее популярный способ закупки, однако также достаточно распространен.
Заказчик вправе осуществить закупку путем проведения запроса предложений по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 83 Закона о контрактной системе:
Также при закупке строительных работ заказчик по 44-ФЗ вправе использовать запрос котировок.
Условие для проведения запроса:
При этом можно говорить и о закупке строительных работ у единственного поставщика. Например, в соответствии с пунктами 4 - 5 части 1 статьи 91 Закона о контрактной системе это будет закупка до 100/400 тыс. рублей, либо по иным основаниям, предусмотренным законом.
Сводная таблица способов закупки, которые используются при закупке строительных работ по 44-ФЗ картинка
Данная таблица содержит наиболее важные условия, которые необходимо учитывать при выборе того или иного способа закупки. Эти условия приведены в соответствии с совместным письмом Министерства экономического развития Российской Федерации № 23275-ЕЕ/Д28и и Федеральной антимонопольной службы № АЦ/45739/15 от 28.08.2015, в приложении к которому содержится подобная таблица.
В соответствии с частью 1 статьи 22 № 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения следующих методов:
Проектно-сметный метод применяется при:
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) также применяется при текущем ремонте зданий, строений, сооружений, помещений.
Методические рекомендации определения НМЦ контракта утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 2 октября 2013 г. № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».
Остановимся подробнее на методе сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Процедура достаточно отлаженная и четко отражена в положениях 44-ФЗ и указанного приказа Минэкономразвития:
Внимание!
В запрос на предоставление ценовой информации целесообразно включать:
Для определения НМЦ методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) рекомендуется использовать не менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными поставщиками (подрядчиками, исполнителями). Полученная ценовая информация дополнительно может быть скорректирована в зависимости от способа осуществления закупки.
Описанные способы обоснования НМЦ также применимы и при закупках в рамках закона №223-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьей 31 № 44-ФЗ заказчик устанавливает к участникам закупки требования о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
К таким требованиям относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии разрешительных документов (например, свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией, лицензии и т.п.).
При этом если деятельность, являющаяся объектом закупки, подлежит обязательному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании, то участник закупки обязан в своей заявке представить копию лицензии, подтверждающую наличие у участника закупки такой лицензии.
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Если предметом торгов является проведение работ, на которые в соответствии с положениями ГрК РФ требуется выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к таким видам работ, то заказчику необходимо установить требование о представлении в составе заявки соответствующего свидетельства с указанием видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, а участник закупки в данном случае обязан представить такое свидетельство.
Свидетельство о допуске к строительным работам (строительный допуск) - это свидетельство, позволяющее осуществлять виды работы в области строительства, капитального ремонта оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства (свидетельство от СРО в строительстве).
Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 года № 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Разъяснения Минэка
Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 28 мая 2015 г. № Д28и-1542:
Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 6 апреля 2015 г. N Д28и-893:
Письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 апреля 2010 г. № 17906-ИП/08:
Таким образом, подводя промежуточный итог относительно единых требований к участникам закупки, следует отметить, что заказчик в соответствии с объектом закупки, выполняемыми строительными работами, если они оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, обязан установить в документации о закупке требования к участникам о предоставлении свидетельств СРО по пунктам, перечисленным в Приказе Минэка №624. Наравне с этим заказчик устанавливает требование о наличии у участника закупки свидетельства о допуске согласно п.33 Приказа.
Участник же вправе в составе заявки предоставить как свидетельство о допуске по п.33 Приказа №624, если он планирует привлекать субподрядчиков на выполнение каждого из видов работ, так и свидетельство о допуске к каждому установленному заказчиком в соответствии с Приказом №624 пункту, если участник собирается выполнять работы самостоятельно.
Приказ Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 года № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)
Говоря о свидетельстве СРО следует рассмотреть Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 июля 2011 года № 356 «Об утверждении формы Свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».
В данном приказе есть ряд приложений, в одном из которых содержится форма свидетельства о допуске к определенным видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, в которой, в частности, содержится следующая формулировка:
«….вправе заключать договоры по осуществлению организации работ ______ , стоимость которых по одному договору не превышает (составляет)….»
Соответственно предельная цена выполняемых работ по одному договору должна быть обязательно указана в свидетельстве, предоставленном участником. Данную оговорку также следует предусматривать в закупочной документации (как в 44-ФЗ, так и в 223-ФЗ), из которой должно следовать, что в если указанная в свидетельстве СРО цена меньше цены, предложенной участником закупки в процессе закупки, то данный участник не может заключить договор.
Предельная цена устанавливается в соответствии с ГрК РФ в зависимости от размера взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации. Соответственно в самом ГрК РФ проведена градация размеров взноса и размеров максимальной стоимости по одному договору.
Разъяснение ФАС России
Нередки ситуации, когда объектом закупки является выполнение работ, которые требуют предоставления как свидетельства СРО по ряду пунктов в соответствии с Приказом №624, так и лицензий (на установку пожарной сигнализации, лицензии МЧС, лицензии на вывоз мусора и т.д.). в данном случае, в соответствии с текстом письма ФАС и сложившейся правоприменительной практикой заказчик не вправе устанавливать требование о предоставлении указанных лицензий в составе заявки на участие в закупке. Это требование касается как госзакупок, так и закупок по 223-ФЗ. Если разрешен субподряд, то лицензии могут быть предоставлены лицами, которых привлекает участник, при этом устанавливать в документации требование об их предоставлении непосредственно к участнику закупки нельзя.
Рассмотрим еще одно, сравнительно новое, единое требование к участникам закупок. Оно проистекает из постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено».
Кроме единых требований к участникам закупки строительных работ предъявляются дополнительные требования. Такую градацию по единым и дополнительным требованиям стоит рассматривать в рамках 44-ФЗ, поскольку сами эти наименования закреплены именно в положениях этого закона. Касательно закупок по 223-ФЗ можно только образно говорить о единых и дополнительных требованиях.
На основании части 2 статьи 31 № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки дополнительные требования, в том числе к наличию:
Дополнительные требования могут быть установлены при осуществлении закупки путем проведения:
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе если правовыми актами Правительства Российской Федерации к отдельным видам закупок установлены дополнительные требования, то заказчик обязан установить указанные требования к участникам в составе документации о закупке.
Дополнительные требования при проведении конкурсов с ограниченным участием:
Требование о наличии опыта подтверждается:
Наличие недвижимого имущества, оборудования, технических средств в, необходимых для надлежащего и своевременного исполнения контракта подтверждается:
В случае установления дополнительных требований заказчик должен фиксировать это в документации о закупке, ссылаясь на положения постановления Правительства №99, а также требование, что при этом стоимость исполненного контракта составляет не менее 20% от НМЦ, перечень документов, подтверждающих соответствие участника данным требованиям (приведен выше).
Дополнительные требования при проведении аукционов.
Если рассматривать закупки строительных работ путем проведения электронного аукциона, то дополнительным требованием к участникам закупки может стать:
Заказчик обязан устанавливать исчерпывающий перечень средств и оборудования, необходимых для исполнения контракта. При этом такое требование не может быть просто скопировано из постановления №99, а должно быть развернуто описано с указанием наименования и количества технических средств и оборудования.
Пример описания требований соответствия участника дополнительным требованиям в части наличия необходимого оборудования и технических средств
В ПП РФ 99 закреплено две группы работ: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:
1) объектов капитального строительства;
2) объектов некапитального строительства.
По сути, нет конкретного разделения по виду объекта (школа, больница, жилой дом и т.д.). Таким образом при осуществлении закупки заказчик в документации обязан предусмотреть только то, что работа входит в определенную группу - по строительству, реконструкции, капительному ремонту объектов капительного или некапитального строительства.
На практике встречаются ситуации, когда заказчик, например, при строительстве школы устанавливает в документации требование о наличии аналогичного опыта работ не только исходя из типа объекта, а рассматривая только опыт строительства школ. Такое требование является избыточным и нарушает положения 44-ФЗ (ПП РФ 99).
В соответствии с законом №223-ФЗ предъявляются как единые требования (наличие лицензий, допусков СРО), так и дополнительные требования. О дополнительных требованиях в этом случае можно говорить более развернуто - они могут применяться в соответствии с положением о закупках того или иного заказчика. Если в соответствии с 44-ФЗ исключено применение требования о наличии опыта определенного вида работ на определенном объекте (например, строительство больницы), то в 223-ФЗ подобное требование возможно.
Перечень дополнительных требований в 223-ФЗ может быть расширен. В электронном аукционе может применяться и наличие оборудования, и необходимых людских ресурсов и т.д.
Конкурс, запрос предложений
Если говорить о конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, запросе предложений, то для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
Данные критерии в соответствии с 44-ФЗ устанавливаются на основании Постановления Правительства РФ от 28 ноября 2013 года № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с частью 4 статьи 32 № 44-ФЗ:
Внимание!
При осуществлении закупки путем проведения запроса предложений в соответствии с 4-ФЗмогут применяться также иные критерии, не предусмотренные ПП РФ 1085, которые следует детализировать в закупочной документации.
Пример из практики
Был проведен запрос предложений на выполнение работ по строительство автомобильной дороги. Закупка проводилась в соответствии с 44-ФЗ по результатам несостоявшегося конкурса. В запросе предложений заказчик пересмотрел собственные критерии. Было предусмотрено два критерия: цена контракта (со значимостью 5%), опыт проведения работ (со значимостью 95%). На данную закупку была подана жалоба относительно состава и значимости критериев оценки заявок. Однако жалоба была признана необоснованной. ФАС также подтвердила в своем решении, что заказчик руководствовался положениями 44-ФЗ, а именно предусмотрел собственные критерии оценки относительно объекта закупки, не предусмотренные ПП РФ 1085.
В соответствии с ПП РФ 1085 при оценке заявок могут применяться стоимостные и нестоимостные критерии.
Стоимостные критерии оценки:
Нестоимостные критерии оценки:
Стоит отметить, что в соответствии с 44-ФЗ существует критерий качественных, функциональных и экологических характеристики объекта закупок. По сути он включает в себя описание порядка выполнения работ, их состав, предложения по улучшенным характеристикам работ на основании того, что дано в проектной документации.
Также заказчик может потребовать от участника закупки предложение по товарам и материалам, используемым при выполнении работ. Это используется как механизм допуска или недопуска заявки на участие в процедуре.
ФАС России и суды имеют различный подход к вопросу привлечения подрядчиков к исполнению контракта/договора. ФАС говорит о том, что запреты или ограничения на привлечение субподряда является ограничением и нарушением закона о защите конкуренции. При этом в некоторых контрактах может быть предусмотрено условие о том, что генподрядчик должен согласовывать с заказчиком привлекаемых субподрядчиков (они должны иметь необходимые допуски СРО или лицензии).
Позиция судов менее категорична: запрет или ограничение на привлечение субподрядчиков может включаться в документацию и проект контракта, если это не ограничивает доступ к торгам. При этом запрет или ограничение на привлечение субподрядчиков может рассматриваться как нарушение № 135-ФЗ, если будет доказано, что данное условие обеспечило победу конкретного участника.
Заказчик обязан указывать предъявляемые к участникам единые и дополнительные требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками в составе заявки, а также инструкцию по ее заполнению. Невыполнение заказчиком этого требования являются нарушением закона о контрактной системе.
Инструкция по заполнению заявки должна включать в себя не только рекомендации по заполнению документов, входящих в состав заявки в общем виде, но и, в частности, инструкцию по предоставлению технических характеристик, функциональных характеристик товаров, используемых при выполнении работ и соответствующих параметрам эквивалентности, установленным заказчиком. Это распространяется и на 223-ФЗ.
Если в один лот со строительными работами включены иные работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией, то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично, и, соответственно, установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии является нарушением.
Строительство, реконструкция или капитальный ремонт объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с проектной документацией. При этом смета является одним из разделов проектной документации. Эти документы должны быть размещены в составе документации в полном объеме.
В случае закупки работ по текущему ремонту, то проектно-сметная документация может не включаться в полном объеме в документацию о закупке, а включается дефектная ведомость (ведомость объемов работ) или локальный сметный расчет.
Рабочая документация разрабатывается на основании проектно-сметной документации. Если в составе документации о закупке проектно-сметная документация размещена в полном объеме, то заказчик не обязан размещать в составе документации о закупке рабочую документацию.
Как в 44-ФЗ, так и в 223-ФЗ нередки случаи, когда заказчики размещают документы в форматах, которые не позволяют участникам закупки нормально искать, копировать эти документы и т.д. По сложившейся практике можно сделать вывод, что такие действия заказчика неправомерны.
Заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация обязаны разместить информацию о закупке на Официальном сайте без каких либо ограничений, связанных с ее ознакомлением, то есть, как в визуальном, так и фактическом восприятии ее содержания.
Установление тех или иных технических ограничений к восприятию информации, подлежащей размещению на Официальном сайте, когда без использования общедоступных способов и методов восприятия такой информации не представляется возможным, влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Должна быть обеспечена возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя
В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
При составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Если говорить об описании объекта закупки, то можно выделить три основных документа, на которых основывается описание объекта закупки строительных работ:
Технические регламенты; . государственные стандарты; . технические условия.
Технические регламенты обязательны к применению во всех случаях.
Государственные стандарты применяются в ряде случаев (например, в Техническом регламенте о безопасности зданий и сооружений есть приложение, в котором прямо поименованы ряд ГОСТов, обязательных для применения). Если ГОСТ не поименован в приложении к техническому регламенту, то он не является обязательным и применяется добровольно.
C 1 сентября 2011 г. все нормативные правовые акты и нормативные документы в области технического регулирования, не включенные в перечень обязательных, имеют добровольное применение.
Итак, при описании объекта закупки можно не ссылаться на технические регламенты и поименованные в них ГОСТы, так как они являются обязательными к применению. Однако если при описании объекта закупки используются ГОСТы, не поименованные в технических регламентах, то, по общей практике, заказчик должен на них ссылаться, при этом достаточно указать номер и наименование ГОСТа.
То же относится к сведениям о технических характеристикам материалов, используемых при выполнении работ: если данный материал подпадает под действие ГОСТа, включенного в технический регламент, можно не указывать, на то, что данный материал должен соответствовать ГОСТу. Если на материал распространяется действие ГОСТа, но данный ГОСТ не включен в технический регламент, то заказчик может указать необходимость соответствия данного материала ГОСТу.
Ситуация с техническими условиями аналогична. Если заказчик ссылается на технические условия (он вправе это делать), то они должны быть в документации о закупке не только поименованы, но и полностью приведены.
При проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем включения в состав одного лота технологически и функционально не связанных товаров, работ, услуг.
Объединение в один лот строительных работ с иными работами или услугами, допускается в случае, если такие работы или услуги являются технологически или функционально связанными со строительными работами, а также, если такое объединение не приводит к ограничению конкуренции. Если заказчик не сможет обосновать свои такие действия, то они будут являться нарушением.
Позиция Федеральной антимонопольной службы при объединении в одном лоте проектных и строительных работ:
В соответствии с частью 2 статьи 33 N 44-ФЗ документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Вышеуказанные нормы прямо устанавливают обязанность участника закупки указывать в составе первой части заявки на участие в закупке конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией.
Если в аукционной документации установлено требование к товару в виде конкретного значения показателя или диапазона значений, то заказчик вправе отклонить первую часть заявки на участие в закупке, в которой содержится диапазон значений показателя товара или указание на ГОСТ и отсутствуют конкретные показатели товара, предполагаемого к поставке.
Таким образом, участник закупки обязан в заявки указать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о закупке.
Инструкция по предоставлению сведений о технических характеристиках, функциональных характеристиках материалов, используемых при выполнении работ и соответствующих параметрам эквивалентности, установленным заказчиком заполняется в свободной форме, которая наиболее полно отражает требования текущего технического задания.
Внимание!
Утверждение документации о закупке, в которой отсутствует инструкция по заполнению заявки на участие, может являться нарушением № 44-ФЗ и содержать признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Решение Федеральной антимонопольной службы №К-1623/12 от 23 августа 2012 г.).
Форма предоставления сведений о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, представление которых предусмотрено документацией о закупке.
Постановление Правительства Москвы № 67-ПП от 24.01.2012 г. «О системе закупок города Москвы».
Если заказчик требует в составе заявки предоставление сведений о материалах, используемых при выполнении работ, то эти сведения также должны быть включены в приложение к контракту.
«…проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе»
Положениями части 7 статьи 95 № 44-ФЗ предусмотрено, что при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 9 декабря 2014 г. № Д28и-2705
В соответствии с 44-ФЗ возможное изменение цены контракта, но в рамках 10%, пропорционально дополнительному объему работы исходя из установленной в контракте цены единицы работы. При этом указанные изменения распространяются только на работы, предусмотренные контрактом.
Заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке и контракте возможность перераспределения стоимости отдельных статей сметного расчета и корректировку стоимости отдельных конструктивных элементов при расчете за выполненные работы в пределах, установленной при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) цены контракта.
Расторжение контракта в соответствии с 44-ФЗ может осуществляться по соглашения сторон и по решению суда, в одностороннем порядке.
Основания для одностороннего расторжения договора подряда по инициативе заказчика:
Заказчик вправе отказаться от исполнения договора, если подрядчик к исполнению договора приступает не своевременно или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным;
Если ли во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, и подрядчик не устранил недостатки в назначенный ему заказчиком разумный срок, заказчик также вправе отказаться от договора подряда.
Если в процессе выполнения работ появилась необходимость провести дополнительные работы, а соответственно в существенном превышении цены работы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, в свою очередь, вправе отказаться от договора, если он не согласен на такое превышение цены работы.
Если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.
Ответ: Если в положении и в документации закупки нет четкого указания, каким именно документами и сведениями участнику необходимо обосновывать падение на аукционе, то отклонить такого участника будет проблематично (по факту обоснование же есть, а требования к обоснованию не установлены).
При закупке металлопластиковых окон для детского сада муниципального нам нужна цена с нДС или без НДС?Ответ: НДС устанавливается в соответствии с требованиями НК РФ.
Имеет ли право Заказчик потребовать от участника справки о несудимости (в экономической сфере) директора, бух-ра, учредителей согласно обязательного требования к учасникам?
Ответ: По № 44-ФЗ:
Данную справку требовать нельзя (только декларацию о соответствии участника данному требованию). Соответствие участника данному требованию заказчик проверяет самостоятельно.
По № 223-ФЗ:
данную справку потребовать можно.
Ответ: При объявлении закупки НМКЦ соответствует проектно-сметной документации, размещенной на сайте.
На стадии заключении контракта производится перерасчет сметы с учетом снижения цены по результатам торгов, поскольку смета будет
приложением к контракту и нужно, чтобы в контракте была цена, которая сложилась по результатам торгов.
Таким образом, перед размещением проекта контракта на подписание, необходимо производить корректировку сметы с учетом снижения на торгах (а также с учетом применения УСН). Перерасчет проводит заказчик, хотя на практике часто запрашивается финальная смета от подрядчика, с которым заключается контракт.
Ответ: В соответствии с положениями № 44-ФЗ и НПА в сфере закупок: может быть как аукцион в электронной форме, так и открытый конкурс без применения дополнительных требований (не зависит от НМЦК).
На стадии заключении контракта производится перерасчет сметы с учетом снижения цены по результатам торгов, поскольку смета будет
приложением к контракту и нужно, чтобы в контракте была цена, которая сложилась по результатам торгов.
Таким образом, перед размещением проекта контракта на подписание, необходимо производить корректировку сметы с учетом снижения на торгах (а также с учетом применения УСН). Перерасчет проводит заказчик, хотя на практике часто запрашивается финальная смета от подрядчика, с которым заключается контракт.
Ответ: Считаю, что это целесообразно.
Как правильно определить гарантийные сроки на результаты выполненных работ в строительстве (дорожная деятельность)?Ответ: В соответствии с техническими регламентами, национальными и государственными стандартами, а также в соответствии с гарантией производителя на используемые материалы.
Использование проектно-сметного метода обоснования НМЦ контракта подразумевает ли под собой обязательное наличие рабочего проекта или же вполне достаточно только сметного расчета?
Ответ: Достаточно только ПСД.
Рабочая документация разрабатывается на основании проектно-сметной документации.
Если в составе документации о закупке проектно-сметная документация размещена в полном объеме, то заказчик не обязан размещать в составе документации о закупке рабочую документацию.
Ответ: В данном случае следует установить критерии в соответствии с ПП № 1085, а также посмотреть документацию крупных заказчиков, уже осуществивших подобные закупки.
Из ответов по ходу вебинара:
Ленинградское УФАС России проверило конкурс на ремонт областных
автомобильных дорог.
Дирекция транспортного
строительства подвела итоги конкурсов на ремонт дорог на 1,8 млрд рублей.
Ответ: В соответствии с № 44-ФЗ в соответствии со статьей 15 № 44-ФЗ.
Почему метод анализа рынка не может быть применен при капремонте?
Ответ: Пункт 1 часть 9 статьи 22 № 44-ФЗ «Проектно-сметный метод применяется при обосновании НМЦК на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами».
Строительство, реконструкция или капитальный ремонт объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с проектной документацией. При этом смета является одним из разделов проектной документации.
Ответ: Да, модернизация системы видеонаблюдения осуществляется в соответствии с проектной документацией, утвержденной в установленном порядке. Поэтому для обоснования НМЦК используется проектно-сметный метод.
Должен ли Заказчик требовать свидетельство о допуске СРО на выполнение работ по противопожарной обработке стен здания, если такая работа включена в документацию наряду с обычными работами (покраска, шпатлевка и т.п.)?
Поэтому лучше на практике подобную закупку проводить отдельным лотом (хотя формально, если субподряд разрешен, то часть работ может быть выполнена субподрядчиками).
Ответ: Дополнительных условий не установлено. Заказчику следует исходить из своих потребностей.
Если закупка у единственного поставщика, подрядчик индивидуальный предприниматель, конкурс нужен?Ответ: Закупка у единственного поставщика проводится без торгов.
К какой статье отностьтся турецкий запрет согласно Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015г. № 1457?
Ответ: Исходя из толкования положений № 44-ФЗ запрет по ПП № 1457 относится именно к статьи 31 (как единое требование к участникам закупок, установленное в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Данную позицию имеет и Министерство экономического развития (например, письмо № Д28и-353 от 17 февраля 2016 г.).
Документом, подтверждающим соответствие участника закупки данному
Ответ: ФАС может усмотреть нарушение по № 135-ФЗ (ограничение конкуренции, укрупнение лотов).
Когда возможен запрет на субподряд (установление)?
Ответ: Заказчику следует исходить из собственных потребностей.
Однако следует учитывать:
В соответствии с практикой УФАС требование о выполнении работ лично является нарушением № 135-ФЗ, в соответствии с судебной практикой данное требование может быть предусмотрено заказчиком.
Ответ: Контракт заключается по цене, предложенной участником закупки (не важно является он плательщиком НДС или нет).
При объявлении закупки НМКЦ соответствует проектно-сметной документации, размещенной на сайте.
На стадии заключении контракта производится перерасчет сметы с учетом снижения цены по результатам торгов, поскольку смета будет
приложением к контракту и нужно, чтобы в контракте была цена, которая сложилась по результатам торгов.
Таким образом, перед размещением проекта контракта на подписание, необходимо производить корректировку сметы с учетом снижения на торгах (а также с учетом применения УСН). Перерасчет проводит заказчик, хотя на практике часто запрашивается финальная смета от подрядчика, с которым заключается контракт.
Ответ: Контракт заключается по цене, предложенной участником закупки (не важно является он плательщиком НДС или нет).
При объявлении закупки НМКЦ соответствует проектно-сметной документации, размещенной на сайте.
На стадии заключении контракта производится перерасчет сметы с учетом снижения цены по результатам торгов, поскольку смета будет
приложением к контракту и нужно, чтобы в контракте была цена, которая сложилась по результатам торгов.
Таким образом, перед размещением проекта контракта на подписание, необходимо производить корректировку сметы с учетом снижения на торгах (а также с учетом применения УСН). Перерасчет проводит заказчик, хотя на практике часто запрашивается финальная смета от подрядчика, с которым заключается контракт.
Ответ: Нет¸ при текущем ремонте требовать СРО нельзя.
Сам приказ № 624 включает в себя работы по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Ответ: Отсутствие у субподрядчиков необходимых лицензий и допусков заведомо говорит о некачественном выполнении ими работ. Поэтому ответственность перед заказчиком за выполненные субподрядчиком работы будет нести генподрядчик.
Субподрядчики отчитываются по договору субподряда перед подрядчиком, а не исполнение обязанностей подрядчиком перед заказчиком - неустойка (штрафы и пени).
Ответ: В данном случае заказчик допустил нарушение положений № 44-ФЗ, не установив требования о наличии у участника допусков СРО (если в составе работ действительно есть работы из перечня приказа № 624).
При выполнении подобных работ подрядчик должен обладать всеми необходимыми допусками СРО (в случае если допусков нет, то контракт с таким подрядчиком должен быть расторгнут).
Ответ: Да, в контексте ПП № 99
Муниципальное унитарное предприятие. Проводим закупку по 223-ФЗ, являясь Подрядчиком у бюджетного учреждения - привлекаем субподрядчиков. Мы являемся плательщиком НДС. На один из Лотов подал заявку участник, работающий по УСН. В даном случае, его цена не должна превышать начальную максимальную закупки цену за минусом НДС?Ответ: В данном случае НДС 0%, а контракт заключается по цене, предложенной участником закупки (не важно является он плательщиком НДС или нет). При этом можно предложить подрядчику перед заключением контракта снизить цену контракта на размер НДС (хотя в данном случае он вправе отказаться).
Если предмет контракта пропитка деревянных покрытий противопожарными составами, требуют наличие лицензии МЧС, но у нас в свидетельстве СРО, указано что мы имеем право выполнять работы связанные с пропиткой деревянных покрытий противопожарными составами, прав ли заказчик требующий лицензию МЧС или он необоснованно отклоняет нашу организацию?
Ответ: В данном случае при выполнении работ может потребоваться и лицензия МЧС и соответствующие допуски СРО.
При этом требовать в составе заявки предоставления лицензии МЧС заказчик не может, достаточно будет только допуска на генподряд (если субподряд разрешен, то на выполнение указанных работ подрядчиком может быть привлечен субподрядчик, обладающий соответствующей лицензией).
Ответ: В соответствии с практикой УФАС требование о выполнении работ лично является нарушением № 135-ФЗ, в соответствии с судебной практикой данное требование может быть предусмотрено заказчиком.
Постановление президиума ВАС: «…законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования...».
Ответ: Часть 2 статьи 59 № 44-ФЗ:
«Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.».
Ответ: В соответствии с частью 4 статьи 93 № 44-ФЗ в данном случае обоснование НМЦК не требуется. Однако к контракту необходимо приложить сведения о необходимом объеме выполнения работ (например, ведомость объемов работ).
Требуется ли заключение гос.экспертизы на работы, если они будут оплачены из средств местного бюджета?Ответ: Требуется.
Доп требования / если входит в перечень / - Обязан установить заказчик (а не вправе)?Ответ: Если дополнительные требования к участникам установлены в ПП № 99, то эти дополнительные требования обязательны к применению.
Как установить гарантию на работы кап ремонты (у нас 60 мес) и отделно на используемые материалы (гарантия производителя), используемые в процессе работ? Отдельно? как лучше сформулировать?
Ответ:Гарантию на выполненные работы: в соответствии с техническими регламентами, национальными и государственными стандартами,
Гарантию на используемые материалы: в соответствии с гарантией производителя на используемые материалы. Либо можно говорить о гарантии самого подрядчика на используемые материалы (т.е. объем гарантии, который превышает объем гарантии производителя).
В данном случае гарантия указывается отельными строчками в техническом задании:
«Гарантия на выполненные работы ____».
«Гарантия на используемые материалы ____».
Ответ:Считаю, что правомерно.
Как правильно провести экспертизу выполненных работ? Какой должен быть документ?Ответ:Экспертиза выполненных работ проводиться либо силами самого заказчика, либо с привлечением внешних экспертов. В общем случае экспертиза проводится силами самого заказчика. Требований к оформлению результатов внутренней экспертизы № 44-ФЗ не предусмотрено. При этом по факту проведение экспертизы - это подписание документа о приемке результата работ. Таким образом, документ, подтверждающий проведение экспертизы - это акт выполненных работ, подписанный заказчиком (хотя в самом акте может быть предусмотрена дополнительная отметка/подпись лица, ответственного за проведение экспертизы о том, что указанная экспертиза проведена).
Можно ли объявить торги на внесение изменений в ПСД при изменении мощности очистных сооружений или лучше объявить разработку новой ПСД?Ответ:Считаю, что если заключение гос. экспертизы получено, то лучше проводить новые торги на разработку новой ПСД.
Кто имеет право проводит экспертизу поставленных товаров или выполненных работ, какую организацию можно привлекать, какие документы у них должны быть?Ответ:Экспертиза выполненных работ проводиться либо силами самого заказчика, либо с привлечением внешних экспертов. Внутренняя экспертиза проводится силами заказчика, внешняя экспертиза силами привлеченной экспертной организации. Экспертная организация привлекается заказчиком на основании заключенного контракта (либо по результатам конкурентных процедур, либо закупкой у единственного поставщика, например по пункту 4 части 1 статьи 93 № 44-Ф). Требования и ограничений к привлекаемой экспертной организации закреплены в статье 41 № 44-ФЗ (по факту особых требований нет).
Если закупаем работы по строительству а\дороги, можно ли прописать что при подтвержденни опыта аналогичными будут считаться работы по строительству именно а\дорог и в определенных климатических условиях?
Ответ:По № 44-ФЗ:
Данное требование установить нельзя в соответствии с ПП № 99
По № 223-ФЗ:
Данное требование может быть установлено.
Ответ:Да, требования идентичны (например, письмо Минрегиона № 1880-ИП/08 от 01.02.2011 г.).
Что делать при фактическом изменении цены контракта, или работ (в ходе исполнения) и как грамотно провести экспертизу результатов исполнения Контракта (ремонтные и проектные р-ты)?
Ответ:Изменение условий контракта возможно в соответствии со статьей 94 № 44-ФЗ (+ антикризисные постановления). Все изменения к контракту оформляются дополнительными соглашениями к контракту.
Экспертиза выполненных работ проводиться либо силами самого заказчика, либо с привлечением внешних экспертов. Внутренняя экспертиза проводится силами заказчика, внешняя экспертиза силами привлеченной экспертной организации. Экспертная организация привлекается заказчиком на основании заключенного контракта (либо по результатам конкурентных процедур, либо закупкой у единственного поставщика, например по пункту 4 части 1 статьи 93 № 44-Ф). Требования и ограничений к привлекаемой экспертной организации закреплены в статье 41 № 44-ФЗ (по факту особых требований нет).
В общем случае экспертиза проводится силами самого заказчика. Требований к оформлению результатов внутренней экспертизы № 44-ФЗ не предусмотрено. При этом по факту проведение экспертизы - это подписание документа о приемке результата работ. Таким образом, документ, подтверждающий проведение экспертизы - это акт выполненных работ, подписанный заказчиком (хотя в самом акте может быть предусмотрена дополнительная отметка/подпись лица, ответственного за проведение экспертизы о том, что указанная экспертиза проведена).
Ответ:Единого образца не существует, техническое задание разрабатывается под конкретный объект закупки.
К проектно-сметной документации прилагается ещё около 100 листов соповодительных расчётов - их прилагать также?
Если предмет закупки капитальный ремонт объектов капитального строительства, то достаточно части ПСД.
Ответ: Если предмет закупки строительство или реконструкция объектов капитального строительства, то ПСД размещается в полном объеме (+заключение гос.экспертизы, если оно требуется).
Если предмет закупки текущий ремонт, то достаточно ведомости объемов работ или локальной сметы.
Ответ: Нужно, ПСД не должна содержать указание на товарные знаки (в соответствии со сложившейся правоприменительной практикой).
Можно ли указать в ТЗ, что Тов знаки, применяемые в ПСД применяются со словами "или эквивалент"?Ответ: Нужно, ПСД не должна содержать указание на товарные знаки (в соответствии со сложившейся правоприменительной практикой). В данном случае можно указывать слова «или эквивалент».
Можно назвать НПА в котором прописано что ПСД не должна содержать торговые наименования?Ответ: Нужно, ПСД не должна содержать указание на товарные знаки (конкретного НПА нет, в соответствии со сложившейся правоприменительной практикой).
Неустойка при просрочки исполнения контракта взыскивается с обеспечения контракта или из цены контракта при оплате?
Ответ: Неустойка (штраф, пени) может быть удержана одним из способов:
1. Может быть удержана из цены контракта при оплате (оплата за вычетом неустойки);
2. Может быть удержана из обеспечения исполнения контракта;
3. В письме-претензии к такому поставщику (исполнителю, подрядчику) могут быть указаны реквизиты для перечисления неустойки.
Ответ: Если производится замена окон, то капитальный ремонт.
\ Нужно ли участнику закупки описывать все товары, используемые при производстве работ либо только те, на которые в документации о закупке указаны товарные знаки и условия эквивалентности?Ответ: Смотря на то, предоставление каких сведения требует заказчик в документации о закупке. Хотя в соответствии со сложившейся практикой только те товары, к которым установлены параметры эквивалентности (а не просто слова «или эквивалент»).
Можно ли предмет закупки указать как "Текущий ремонт (переустройство и перепланировка)", или если предусмотрена перепланировка, то это только капитальный ремонт?Ответ: Капитальный ремонт (а с учетом того, какие изменения происходят на объекте, то возможно и реконструкция).
Закупка функционально связанных работ. Требуется закупить хоз товары, щетки метелки, перчатки, мыло, тряпки, швабры, мешки мусорные, лопаты. грабли, и вконце - стремянку. Одной закупкой. Допусктеся или нет?Ответ: Если закупаются товары (щетки, метелки, перчатки, мыло, тряпки, швабры, мешки мусорные, лопаты, грабли, стремянки), то закупить их одним лотом можно, поскольку по данным товарам есть неограниченное количество поставщиков (нет ограничения конкуренции).
Сметная документация составлена с учетом НДС, подрядчик работает по УСН. Как правильно оплачивать работу по контракту?
Ответ: Контракт заключается по цене, предложенной участником закупки (не важно является он плательщиком НДС или нет).
При объявлении закупки НМКЦ соответствует проектно-сметной документации, размещенной на сайте.
На стадии заключении контракта производится перерасчет сметы с учетом снижения цены по результатам торгов, поскольку смета будет
приложением к контракту и нужно, чтобы в контракте была цена, которая сложилась по результатам торгов.
Таким образом, перед размещением проекта контракта на подписание, необходимо производить корректировку сметы с учетом снижения на торгах (а также с учетом применения УСН). Перерасчет проводит заказчик, хотя на практике часто запрашивается финальная смета от подрядчика, с которым заключается контракт.
Ответ: Возможно включить указанные работы в один лот.
Что должно входить в проектно сметную документацию при выполнении работ по капитальному ремонту для школы?
Ответ: Если предмет закупки строительство или реконструкция объектов капитального строительства, то ПСД размещается в полном объеме (+заключение гос.экспертизы, если оно требуется).
Если предмет закупки капитальный ремонт объектов капитального строительства, то достаточно части ПСД (в соответствии со статьей 48 ГрК РФ).
Если предмет закупки текущий ремонт, то достаточно ведомости объемов работ или локальной сметы.
Ответ: Замену материалов осуществить можно с учетом ряда условий:
Ответ: Изменение условий контракта возможно в соответствии со статьей 94 № 44-ФЗ (+ антикризисные постановления). Все изменения к контракту оформляются дополнительными соглашениями к контракту. Соответственно, если в контракт внесены изменения (в приложения к контракту), то такие изменения подлежат размещению в системе в установленные законом сроки.
На стадии подписания контракта подрядчик предоставляет обеспечение исполнения контракта, но на проект контракта присылает протокол разногласий. Заказчик на протокол разногласий дает свой протокол разногласий. Дальнейшие действия Заказчика? Может он признать подрядчика уклонившимся?Ответ: Если требования по срокам, предусмотренные положениями № 44-ФЗ, соблюдены подрядчиком в полном объеме (срок подписания контракта, срок направления протокола разногласий), то не может.
В 2014 году провели ремонт по ЕП, до 400 т.руб. это нарушение?Ответ: Нет, не является нарушением.
При исполнении контракта согласно ломальному расчету, Подрядчику необходимо выполнить дополнительный объем работ, не указанный в смете. Имеет ли право Заказчик внести измененния дополнительным соглашением?
Ответ: Да, имеет.
Изменение условий контракта возможно в соответствии со статьей 94 № 44-ФЗ (+ антикризисные постановления). Все изменения к контракту оформляются дополнительными соглашениями к контракту.
Кроме того, если объем дополнительных работ слишком большой, то с подрядчиком, например, может быть заключен прямой договор (закупка у единственного поставщика) на указанные дополнительные работы.
Ответ: Следует указать: «Цена контракта ______ руб. ___ коп. в том числе НДС (__%)». А перед заключением контракта в зависимости от того, применяется ли подрядчиком УСН или нет, указать размер НДС.
Закупка работ по ремонту проводится заказчиками по 44 ФЗ и 223 ФЗ, ремонт многоквартирных домов регулируется Постановлением Правительства от 01.07.2016 № 615.
Рассмотрим, чем отличается тендер на ремонт по 44 ФЗ от 615-ПП:
Выбор способа определения подрядчика для госзакупки ремонта зависит от НМЦК и вида работ.
1. Аукцион.
И ремонт в форме электронного аукциона можно проводить во всех случаях, а если работы относятся к аукционному перечню, утвержденному Распоряжением Правительства № 471, такой выбор обязателен (коды ОКПД2 41.2, 42, 43).
Исключение: если работы, включенные в аукционный перечень, проводятся на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах (определение дано в ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ) или искусственных дорожных сооружениях, разрешается проведение конкурса.
2. Конкурс.
Заказы-тендеры на ремонт можно провести в форме конкурса в случае, если работы не входят в аукционный перечень. Если часть их в перечне, а другая — нет, проводим аукцион.
Конкурс с ограниченным участием проводится в случаях:
ЗК проводится в случае, прописанном в ч. 2 ст. 72 закона 44-ФЗ: если НМЦК не более 500 000 руб. и совокупный объем таких закупок не превысил 10 % и 100 млн руб.
Выбираем ЗП, если контракт на эти же работы расторгнут заказчиком в одностороннем порядке или если повторно проведенный конкурс или аукцион признаны несостоявшимися (ч. 2 ст. 83 закона № 44-ФЗ).
5. Закупка у единственного поставщика.
Капитальный ремонт по 44-ФЗ допускается проводить без конкурентных процедур по основаниям ч. 1 ст. 93. Например, при НМЦК менее 100 000.
При проведении закупки важно правильно определить вид ремонта: капитальный или текущий.
Текущий ремонт по 44-ФЗ проводится в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации (ст. 55.24 ГрК).
Если готовится ремонт здания текущий, составление проектно-сметной документации не является обязательным. Достаточно составить ведомость необходимых работ.
Капитальный ремонт представляет собой замену и(или) восстановление:
Для проведения кап. ремонта необходимо составление проектной документации, которая содержит и смету. Между утверждением проектной документации и началом проведения работ должно пройти не более 2 лет. ПСД в обязательном порядке включается в документацию о закупке.
Кроме того, в техзадании прописываем сроки проведения работ, порядок сдачи-приемки. Отдельно в ТЗ указываем требования к используемым при выполнении заданий материалам.
Обоснование стоимости работ по капремонту проводится (ч. 9 ст. 22 закона № 44-ФЗ). Итогом такого расчета должны быть следующие документы:
При составлении смет используются территориальные и федеральные сборники единичных расценок (ТЕР, ФЕР) с учетом положений Методики применения сметных норм, утвержденной Приказом Минстроя России от 29.12.2016 № 1028/пр.
К участникам предъявляются следующие требования:
Обязательные требования к контракту прописаны в статье 34 закона № 44-ФЗ. В качестве приложений к контракту указываются: проектно-сметная документация, техзадание,
Означает ли это, что в вышеперечисленных работах в обязательном порядке должна присутствовать проектная документация?
Может ли не быть проектной документации в работах по капитальному ремонту объекта капитального строительства?
Возможно ли применение другого метода в работах по капитальному ремонту?
Отвечает эксперт службы Правового консалтинга
компании «Гарант» Аркадий СЕРКОВ.
Таким образом, закупке работ на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства по общему правилу всегда должно предшествовать составление проектной (технической) документации.
Что касается обоснования начальной (максимальной) цены такого контракта (далее - НМЦК), то следует обратить внимание, что согласно ч. 6 ст. 22 Закона № 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных ч. 7-11 ст. 22 Закона № 44-ФЗ. При этом только в отношении затратного метода указано, что он применяется в случае невозможности применения иных методов, указанных в п. 1-4 ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, или в дополнение к иным методам (ч. 10 ст. 22 Закона № 44-ФЗ). Иные методы применяются также в случае невозможности применения для определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методов, указанных в ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ (ч. 12 этой статьи). Иными словами, выбор заказчика метода обоснования НМЦК определяется невозможностью применения методов, указанных в п. 1-4 ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, причем фактическим выбор предполагается между приоритетным методом сопоставимых рыночных цен, затратным и иными, непоименованными в законе методами.
Отсюда, по нашему мнению, следует, что применение нормативного, тарифного, проектно-сметного методов обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем в случаях, поименованных в ч. 7-9 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, для заказчика обязательно. В частности, применение проектно-сметного метода обязательно для обоснования начальной (максимальной) цены контракта на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (п. 1 ч. 9 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).
Условия закупки таких «неординарных товаров» в законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее 44-ФЗ) регулируются ч. 2 ст. 42: в случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей цену единицы работы или услуги . В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке .
не цена контракта , а общая цена запасных частей к технике, оборудованию, цена единицы работы или услуги
общую цену запасных частей к технике , оборудованию; наиболее низкую цену единицы работы или услуги по техническому обслуживанию наиболее низкую цену единицы услуги (ч. 17 ст. 68 Закона № 44-ФЗ).
три начальных величины:
Обязательно в документации проинформируйте участников аукциона
Важно указать в документации
исключительно
(письмо Минэкономразвития России от 30.11.2015 № Д28и-3511).
Что делать, когда объем услуг при закупках невозможно рассчитать заранее
Существуют категории работ и услуг с объемом, который не может быть установлен на момент заключения контракта.
Предположим, что вам нужно закупить работу по ТО или ремонту техники и вы не знаете, а что у нее сломается в течении финансового года.
Условия закупки таких «неординарных товаров» в законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее 44-ФЗ) регулируются ч. 2 ст. 42: в случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
То есть цена контракта остается неизменной. Она указана в извещении, и контракт надо заключить именно по этой цене; предмет контракта — оказание услуг или выполнение работ, товар же используется при оказании этих услуг; сумма контракта не должна превышать выделенные лимиты бюджетных средств, которые вы указали в плане-графике и извещении о закупке; вы формируете цену за единицу товара, услуги (работы) на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, запланированных к закупке (ст. 22 44-ФЗ). Цену нужно получить минимум от двух субъектов, действующих на данном товарном рынке.
В результате закупочной процедуры снизится не цена контракта, а общая цена запасных частей к технике, оборудованию, цена единицы работы или услуги (ч. 17 ст. 68 Закона № 44-ФЗ).
Поскольку заранее определить конкретные детали автомашин, которые сломаются, невозможно, составьте перечень всех запчастей, вплоть до самых мелких болтов и шайб. К этой информации добавьте перечень расходных материалов, которые будут использоваться при ремонте. А также стоимость нормо - часа ремонта вашей марки автомобиля. Именно по этим заданным условиям запрашиваем коммерческие предложения и формируем и рассчитываем начальную цену контракта.
Участником, предложившим наиболее низкую цену контракта, признается лицо, предложившее: наиболее низкую общую цену запасных частей к технике, оборудованию; наиболее низкую цену единицы работы или услуги по техническому обслуживанию и ремонту техники, оборудования; наиболее низкую цену единицы услуги (ч. 17 ст. 68 Закона № 44-ФЗ).
Таким образом, для проведения аукциона на техническое обслуживание и (или) ремонт техники и оборудования заказчик должен установить три начальных величины: НМЦК; общую начальную (максимальную) цену запасных частей и расходных материалов; начальную (максимальную) цену единицы работы (услуги). Аукцион будет проводиться на снижение единичных расценок на работы и услуги и единичных цен запасных частей. Еще раз: обратите внимание, что контракт заключается по начальной (максимальной) цене, а исполняется по сниженным единичным расценкам. Эти суммы надо указать в извещении.
Обязательно в документации проинформируйте участников аукциона о том, что оплата будет проведена по цене единицы услуги исходя из фактически оказанного объема. А также по цене каждой запасной части исходя из поставленного количества. При этом размер оплаты не превысит НМЦК, указанную в извещении и документации.
Например, можно сформулировать в пункте извещения так: «В соответствии со ст. 42 Закона № 44-ФЗ оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке».
Важно указать в документации, что цена единицы товара будет рассчитана после определения победителя с помощью коэффициента снижения цены. Формула для его расчета следующая: К = Цэа ÷ Цобщ, где: Цэа — общая цена запасных частей и применяемых при ремонте расходных материалов и цена одного человеко-часа работы, предложенной победителем аукциона; Цобщ — сумма общей начальной (максимальной) цены запасных частей, расходных материалов и цены одного человеко-часа работы, указанная в извещении и документации об аукционе. Цены единиц поставляемого товара, работы, услуги пересчитываются путем умножения полученного коэффициента на начальную (максимальную) цену единицы товара, работы, услуги, указанную в документации об аукционе. Это надо сделать по каждой позиции технического задания. Аналогично путем умножения на коэффициент снижения рассчитывается цена одного человеко-часа работы по техническому обслуживанию и ремонту. При расчетах производится округление полученных значений до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
По такому же принципу проводятся закупки: услуг сотовой связи (предложения разных операторов по единичным тарифам входящих-исходящих вызовов внутри сети, на телефоны других операторов, другие регионы России, SMS-сообщения и другие услуги); услуги по техническому обслуживанию и ремонту вычислительной и копировально-множительной техники; автотранспортных услуг по перевозке пассажиров (учитывают тип автомобиля, стоимость 1 км пробега, стоимость 1 часа ожидания, количество автомобилей и другие данные); медицинских услуг (предрейсовый и послерейсовый осмотр сотрудников, закрепленных за служебным автотранспортом; медицинские осмотры сотрудников), а также других услуг, указанных в п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ.
Следует обратить внимание, что Заказчик вправе указывать в извещении цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги, а также НМЦК исключительно при закупке работ и услуг, прямо указанных в п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ
(письмо Минэкономразвития России от 30.11.2015 № Д28и-3511).