Последовательность в исполнении требований повышения энергоэффективности многоквартирных домов. Повышение энергоэффективности в мкд Энергосбережение многоквартирного дома

16.12.2023

Порядок управления энергоэффективностью зданий, строений, сооружений выделен отдельной статьей. В составе требований:показатели энергоэффективности для объекта в целом;показатели энергоэффективности для архитектурно-планировочных решений;показатели энергоэффективности для элементов объекта и конструкций, а так же материалов и технологий,применяемых при капремонте.

Органы Госстройнадзора определяют класс энергоэффективности многоквартирного жилого дома, а застройщик и собственник дома обязаны разместить указатель класса энергоэффектиности на фасаде дома.
Собственники зданий, строений, сооружений обязаны в течение всего срока их эксплуатации не только обеспечивать установленные показатели энергоэффективности, но и проводить мероприятия по их повышению. Это так же является обязанностью лица, ответственного за содержание жилого дома. Один раз в пять лет показатели энергоэффективности должны пересматриваться в направлении улучшения.

Лицо, ответственное за содержание жилого дома обязано доводить до сведения собственников предложения по энергосбережению, разрабатывать соответствующие планы и мероприятия, в отопительный период регулировать подачу тепла в целях его сбережения.

Краткий состав мероприятий по повышению энергоэффективности

Повышение теплового сопротивления ограждающих конструкций:

  • Облицовка наружных стен, технического этажа, кровли, перекрытий над подвалом теплоизоляционными плитами (пенопласт под штукатурку, минераловатные плиты, плиты из вспененного стекла и базальтового волокна) снижение теплопотерь до 40%;
  • Устранение мостиков холода в стенах и в примыканиях оконных переплетов. Эффект 2-3%;
  • Устройство в ограждениях/фасадах прослоек, вентилируемых отводимым из помещений воздухом;
  • Применение теплозащитных штукатурок;
  • Уменьшение площади остекления до нормативных значений;
  • Остекление балконов и лоджий. Эффект 10-12%;
  • Замена /применение современных окон с многокамерными стеклопакетами и переплетами с повышенным тепловым сопротивлением;
  • Применение окон с отводом воздуха из помещения через межстекольное пространство. Эффект 4-5%;
  • Установка проветривателей и применение микровентиляции;
  • Применение теплоотражающих /солнцезащитных стекол в окнах и при остеклении лоджий и балконов;
  • Остекление фасадов для аккумулирования солнечного излучения. Эффект от 7 до40%;
  • Применение наружного остекления имеющего различные характеристики накопления тепла летом и зимой;
  • Установка дополнительных тамбуров при входных дверях подъездов и в квартирах;
  • регулярное информирование жителей о состоянии теплозащиты здания и мерах по экономии тепла.

Повышение энергоэффективности системы отопления

  • замена чугунных радиаторов на более эффективные алюминиевые;
  • установка термостатов и регуляторов температуры на радиаторы;
  • применение систем поквартирного учета тепла (теплосчетчики, индикаторы тепла, температуры);
  • реализация мероприятий по расчету за тепло по количеству установленных секций и месту расположения отопителей;
  • Установка теплоотражающих экранов за радиаторами отопления. Эффект 1-3%;
  • применение регулируемого отпуска тепла (по времени суток, по погодным условиям, по температуре в помещениях);
  • применение контроллеров в управлении работой теплопункта;
  • применение поквартирных контроллеров отпуска тепла;
  • сезонная промывка отопительной системы;
  • установка фильтров сетевой воды на входе и выходе отопительной системы;
  • дополнительное отопление через отбор тепла от теплых стоков;
  • дополнительное отопление при отборе тепла грунта в подвальном помещении;
  • дополнительное отопление за счет отбора излишнего тепла воздуха в подвальном помещении и в вытяжной вентиляции (возможное использование для подогрева притока и воздушного отопления мест общего использования и входных тамбуров);
  • дополнительное отопление и подогрев воды при применении солнечных коллекторов и тепловых аккумуляторов;
  • использование неметаллических трубопроводов;
  • теплоизоляция труб в подвальном помещении дома;
  • переход при ремонте к схеме индивидуального поквартирного отопления
  • регулярное информирование жителей о состоянии системы отопления, потерях и нерациональном расходовании тепла и мерах по повышению эффективности работы системы отопления.

Повышение качества вентиляции. Снижение издержек на вентиляцию и кондиционирование.

  • Применение автоматических гравитационных систем вентиляции;
  • Установка проветривателей в помещениях и на окнах;
  • Применение систем микровентиляции с подогревом поступающего воздуха и клапанным регулированием подачи;
  • Исключение сквозняков в помещениях;
  • Применение в системах активной вентиляции двигателей с плавным или ступенчатым регулированием частоты;
  • Применение контроллеров в управлении вентсистем.
  • Применение водонаполненных охладителей в ограждающих конструкциях для отвода излишнего тепла;
  • Подогрев поступающего воздуха за счет охлаждения отводимого воздуха;
  • Использование тепловых насосов для выхолаживания отводимого воздуха;
  • Использование реверсивных тепловых насосов в подваллах для охлаждения воздуха, подаваемого в приточную вентиляцию;
  • регулярное информирование жителей о состоянии вентсистемы, об исключении сквозняков и непроизводительного продува помещений дома, о режиме комфортного проветривания помещений.

Экономия воды (горячей и холодной)

  • Установка общедомовых счетчиков горячей и холодной воды;
  • Установка квартирных счетчиков расхода воды;
  • установка счетчиков расхода воды в помещениях, имеющих обособленное потребление;
  • установка стабилизаторов давления (понижение давление и выравнивание давления по этажам);
  • теплоизоляция трубопроводов ГВС (подающего и циркуляционого);
  • подогрев подаваемой холодной воды (от теплового насоса, от обратной сетевой воды и т.д);
  • установка экономичных душевых сеток;
  • Установка в квартирах клавишных кранов и смесителей;
  • установка шаровых кранов в точках коллективного водоразбора;
  • установка двухсекционных раковин;
  • установка двухрежимных смывных бачков;
  • использование смесителей с автоматическим регулированием температуры воды;
  • регулярное информирование жителей о состоянии расхода воды и мерах по его сокращению.

Экономия электрической энергии

  • Замена ламп накаливания в подъездах на люминесцентные энергосберегающие светильники;
  • Применение систем микропроцессорного управления частнорегулируемыми приводами электродвигателей лифтов;
  • Замена применяемых люменесцентных уличных светильников на светодиодные светильники;
  • Применение фотоакустических реле для управляемого включения источников света в подвалах, технических этажах и подъездах домов;
  • установка компенсаторов реактивной мощности;
  • применение энергоэффективных циркуляционных насосов, частотнорегулируемых приводов;
  • пропаганда применения энергоэффективной бытовой техники класса А+, А++.
  • использование солнечных батарей для освещения здания;
  • регулярное информирование жителей о состоянии электопотребления, способах экономии электрической энергии, мерах по сокращению потребления электрической энергии на обслуживание общедомового имущества.

Экономия газа

  • Применение энергоэффективных газовых горелок в топочных устройствах блок котельных;
  • Применение систем климат-контроля для управления газовыми горелками в блок котельных;
  • Применение систем климат-контроля для управления газовыми горелками к квартирных системах отопления;
  • Применение програмируемого отопления в квартирах;
  • Использование в быту энергоэффективных газовых плит с с керамическими ИК излучателями и программным управлением;
  • Пропаганда применения газовых горелок с открытым пламенем в экономичном режиме.

Вместе со всем этим необходимо отметить, что не существует одного волшебного средства, позволяющего резко повысить энергоэффективность и комфорт многоквартирного дома. Здесь действуют два основных принципа: "всего понемногу" и целесообразность, связанная с окупаемостью. В целом, вполне реально в 4 раза снизить издержки на энергообеспечение всего здания и соответствующие затраты всех проживающих в доме жителей.

Если дом крепкий и стоять ему еще не один десяток лет, то эта работа несомненно имеет смысл. Затраты с лихвой окупятся, да и комфорт многого стоит. Если дом находится в предаварийном состоянии и жить ему осталось лет десять, то здесь, как говорится, лучше поискать варианты и обойтись малыми затратами на поддержание комфорта и обеспечение учета энергоресурсов. Учет в любом случае быстро окупается, а полученную экономию можно затратить на "затыкание дыр".

Что такое энергоэффективность? Это рациональное использование хозяйственным предприятием, жилым домом энергетических ресурсов. Иными словами, меньшее потребление электричества и тепла, чем прежде, но с сохранением того же уровня энергообеспечения технопроцессов или объектов недвижимости. Для более подробного и полного отображения степеней энергопотребления в России были введены классы энергоэффективности дома. Этот показатель прежде всего демонстрирует, насколько отклоняется от нормы удельный расход электричества, тепла.

Класс энергоэффективности дома - что это?

Мы установили, что энергетическая эффективность - это экономное применение комплекса энергоносителей. Иными словами, сокращение объема используемых ресурсов за счет модернизации качественных норм их применения.

Энергосбережение и энергоэффективность - не одно и то же! Первое понятие - сокращение использования энергоресурсов. Второе - более правильное и разумное их применение.

Что касается классов энергоэффективности в России, то на сегодня выделены следующие:

Самый высокий класс - это А. Жители домов такого типа потребляют минимальное количество энергии, обеспечивая при этом нормальную жизнедеятельность. Чем это хорошо собственникам жилья? Снижением затрат на коммунальные услуги. А в целом для страны, для всей планеты - улучшением экообстановки. Чем меньше энергоресурсов затрачиваются, тем меньше вредных выбросов от ГЭС, ТЭС, АЭС и проч.

Кстати, в классификации учитываются затраты энергии не только на личные, но и на общедомовые нужды. Подобная модель экономии не нова - она уже десятилетия используется в развитых странах мира. Именно на основе общемирового образца и был построен российский.

Как присваиваются классы жилым строениям?

На основе чего определяется класс энергоэффективности жилого дома? База - показатели потребления энергоресурсов за текущий год. Далее эксперт сравнивает их с аналогичной информацией за прошлый год. На основе этого анализа уже и определяется класс энергоэффективности жилого дома. Также исследование помогает ответить и на следующие вопросы:


В будущем планируется заводить на каждое жилое здание свой энергопаспорт. В него будут вноситься все данные об использовании энергетических ресурсов. Труд совсем не напрасный - при грамотном подходе жильцы могут сэкономить до 30 % от суммы "платежки" за ЖКХ.

Законодательное регулирование

Определение класса энергоэффективности многоквартирного дома - процедура, регулируемая комплексом законодательных актов:


Таблица классов энергетической эффективности

Теперь подробнее раскроем главную тему. Чтобы определить класс энергоэффективности дома, нужно быть в курсе кратких требований к каждому из них.

Класс Наименование Отклонение расхода на теплоэнергию (вентиляция, отопление) от нормы. Включительно, в процентах (%) Мероприятия для повышения энергоэффективности
Планирование, эксплуатация реконструируемых и новых строений
А++ Самый высокий Ниже минус 60 Приемы экономического стимулирования
А+ Минус 50 - минус 60
А Минус 40 - минус 50
В+ Высокий Минус 30 - минус 40
В Минус 15 - минус 30
С+ Нормальный Минус 5 - минус 15
С Плюс 5 - минус 5 Мероприятия не разрабатываются
С- Плюс 5 - плюс 15
Эксплуатация уже имеющихся строений
D Пониженный Плюс 15,1 - плюс 50 Реконструкция на базе экономического обоснования
Е Самый низкий Более плюс 50 Выбор между реконструкцией на основе должного обоснования и сносом здания

Теперь перейдем к раскрытию некоторых особенностей перечисленных классов.

Подробности и объяснения

Сегодня недопустимо проектировать дома с классом энергоэффективности D или Е. Категории А-С присваиваются зданиям на стадии проектирования или реконструкции, в отношении строящихся объектов. Затем, когда помещение вводится в эксплуатацию, класс уточняют в результате проведения энергетических экспертиз, анализов. Для повышения доли категорий А-В государству на уровне субъектов стоит экономически стимулировать застройщиков.

Зданию может быть присвоен класс энергоэффективности дома B, А на стадии проекта, если в последнем предусмотрены следующие мероприятия:

Необходимые данные для определения класса

Чтобы узнать класс энергоэффективности дома, специалисту нужно обладать следующей информацией:

  • Удельная потеря тепловой энергии через стены строения, степень герметичности здания.
  • Объем теплоэнергии, необходимой для отопления помещений.
  • Технохарактеристики вентиляционной системы.
  • Теплопоказатели перегородок между энергопотребителями с автономной системой.
  • Показатели индикаторов энергоэффективности (горячей годы, охладительных, отопительных, вентиляционных систем).

Ошибочно полагать, что определение класса энергоэффективности - долгий процесс. Специалисты выполняют такого рода анализ в весьма сжатые сроки.

Способы аудита энергоэффективности сооружений

Расчеты, необходимые для определения класса строения, - один из этапов комплексного энергетического мониторинга. В него также входят обследования, разработка программ по энергосбережению, воплощение их в жизнь. Перечень критериев для расчетов может включать в себя до 80 пунктов!

Аудит энергоэффективности - это четыре основных способа:

Как присваиваются данные классы?

Мы разобрали, как узнать класс энергоэффективности дома. Не менее важно разбираться и в процессе его присвоения. Класс назначается на основе энергодекларации органами Госстройнадзора. Его присвоение запрещено для следующих объектов:

  • Культовые сооружения.
  • Объекты исторического, культурного наследия.
  • Временные постройки (до 2-х лет).
  • Индивидуальные частные дома, садовые и огородные постройки.
  • Строения с общим метражом менее 50 м 2 .
  • Иные сооружения, определенные законодательством РФ.

Присвоение дому класса энергоэффективности правомочно для всех других строений. Процедура обязательна в отношении возведенных, реконструируемых, отремонтированных, эксплуатируемых МКД (многоквартирных домов). А также в отношении строений, за которыми осуществляется государственный стройнадзор. Применительно других сооружений - добровольная основа.

Кто устанавливает и присваивает классы?

Определения класса энергоэффективности многоквартирного дома - прерогатива энергоаудиторских специализированных предприятий. В своих действиях они основываются на ФЗ № 261.

А право присвоения класса энергоэффективности - исключительное. Им обладают только органы строительного государственного надзора.

Таблички с классом энергоэффективности

Как быстро узнать класс энергетической эффективности простому гражданину? Достаточно обратиться к табличке, которой застройщик должен оборудовать фасад каждого введенного в эксплуатацию дома. Собственники помещения обязаны заботиться о ее надлежащем состоянии, обновлении информации.

Точное расположение - левый угол дома, 30-50 см от края, 2-3 метра от земли. На таблице указана надпись "Класс энергоэффективности", его буква (от А до Е) и описание категории (высшая, нормальная, низшая и проч.).

На этом завершаем знакомство с новым для отечественной реальности явлением. Определение класса энергоэффективности дома - дополнительный способ сэкономить на оплате услуг ЖКХ собственникам квартир в МКД.

Энергоснабжение

Нужно это для экономии ресурсов и в конечном счете средств собственников жилья. И речь идет не только о том, что вы сможете потратить меньше, к примеру, электроэнергии и, соответственно, она обойдется вам дешевле.

Вдобавок к этому в перспективе и платежи будут начислять в зависимости от класса энергоэффективности. Так что и в связи с этим кто-то сможет сэкономить (с высоким классом энергоэффективности), а у кого-то траты повысятся (в доме с низким классом).

Приказ Минстроя РФ № 399, определяющий порядок присвоения, подтверждения класса энергоэффективности МКД подписан 6 августа 2016 года. Вступает в силу 21 августа 2016 года. Не стоит думать, что это слишком резкое и неожиданное изменение. Законодательная работа в этой сфере ведется уже несколько лет. В 2009 году появился федеральный закон № 261‑ФЗ4 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он и стал отправной точкой и основой для всех последующих изменений.

В 2011 году вышло два документа, посвященных энергоэфективности: постановление правительства РФ № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов», а также приказ Минрегиона России № 161 «Об утверждении Правил определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов и Требований к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома, размещаемого на фасаде многоквартирного дома». Последний приказ с введением нового 2016 года теряет свою силу. Отныне нужно будет ориентироваться на новый Приказ - 2016 года.

Затем в 2013 году было подписано постановление № 1129 «О внесении изменений в требования к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов». А 13 июля 2015 году был отредактирован и сам базовый закон № 261‑ФЗ4 - в соответствии с веяниям времени.

На сегодняшний день не все собственники МКД, УК и ТСЖ заботятся об энергоэффективности. Не спешат внедрять современные технологии ни сами, ни через энергосервисные компании. Хотя рачительные хозяева предпринимают меры, которые позволяют сократить расходы ресурсов. В первую очередь обычно уделяют внимание окнам, которые лучше удерживают тепло, а также освещению с датчиками звука и света. Реже в МКД используют приборы, которые позволяют регулировать температуру в помещениях. Между тем, по новым правилам первые четыре уровня классификации вряд ли смогут получить дома, в которых никто не позаботился об «умном освещении» и, что сложнее, о тепловом центре управления с датчиками, учитывающими и температуру воздуха на улице и в помещениях. Центр управления по данным этих датчиков должен регулировать температуру. До подобных центров не дошло абсолютное большинство МКД, но пока определять класс можно не всем.

Пока по закону 261 класс энергетической эффективности должен присваиваться в обязательном порядке многоквартирным новостройкам. Уже существующие МКД могут это делать на добровольной основе. Впрочем, возможно, жилищным инспекциям будет рекомендовано присваивать класс в инициативном порядке - после того, как в государственной информационной системе начнут отображаться все показания приборов учета.

При подсчете класса будут определять удельное энергопотребление дома. Учитывать этаж, погоду, затраты на вентиляцию, отопление, электроснабжение и горячее водоснабжение, количество жителей и многие другие нюансы, но главным, конечно, будут показания приборов учета. И, конечно, установка счетчиков будет обязательным условием. Собственно, это уже и прописано российским законодательством.

Фактические расходы энергетических ресурсов, пересчитанный на нормативные значения, будет сравниваться с базовыми. Это и позволит определить класс энергоэффективности.

Новые классы было решено не придумывать. Они созданы на основе европейских стандартов. Самый высший уровень А++. При этом отклонение фактического удельного годового расхода энергетических ресурсов эффективности от базового уровня близко к нулевому. Затем идет высочайший уровень - А+. Очень высокий - А. Высокий - В. Повышенный - С, нормальный - D, пониженный E, низкий F и очень низкий G. Все эти обозначения россиянам уже давно знакомы хотя бы по опыту покупки бытовой техники.

Отметим, закон № 261‑ФЗ прописывает оставить неизменным показатели в домах с высоким классом в течение десяти лет. К высокому классу, поясним, относятся здания с маркировкой выше «В» («В», «А», «А+», «А++»).

Класс энергоэффективности в новых домах будет тоже присваиваиваться по показаниям приборов учета. Причем, энергопотребление придется подтверждать через пять лет. И если энергоэффективность, вдруг, снизилась, жильцы имеют право подать в суд на застройщика. Или, для начала, потребовать повысить класс до указанного при покупке жилья.

Класс энергоэффективности новому зданию присваивает Госстройнадзор. Застройщик должен будет предоставить декларацию с удельными расходами и документы для получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта.

Если дом уже введен в эксплуатацию, то управляющей организации, ТСЖ или собственнику нужно обратиться для получения класса энергоэффективности в Государственную жилищную инспекцию. При этом нужно предоставить показания приборов учета на начало и конец года.

Собственники жилья должны владеть полной информацией. Класс энергоэффективности, фактическое и базовое потребление должно быть указаны в каждом доме, на фасаде здания, на табличке или в подъездах. Приветствуется вариант размещения и на фасадах, и в подъездах. Жильцы могут по собственной инициативе изменить класс энергоэффективности, приняв нужные для этого меры.

Отдельное внимание на класс энергоэффективности стоит обратить при проведении капитального ремонта дома - если у дома класс ниже категории «В», стоит запланировать мероприятия по повышению энергоэффективности. Кстати, с этого года вообще запрещено вводить в эксплуатацию здания, у которых класс энергоэффективности ниже B.

Класс энергоэффективности не будут устанавливать для культовых зданий, памятников истории и культуры, временных построек, отдельно стоящих жилых домов не выше трех этажей, а также для дачных и садовых домов. Не надо присваивать класс энергоэффективности строениям вспомогательного использования и отдельно стоящим зданиям, площадь которых менее пятидесяти квадратных метров. Регулируется это пунктов 5 ст. 11 ФЗ 261. Правительство РФ может внести в список и иные здания, строения, сооружения.

Законом РФ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности …»

Установлены правовые, экономические и организационные основы стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Законом предусмотрено установление правил определения классов энергетической эффективности товаров, многоквартирных домов, определение требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, установление принципов определения перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Особое внимание уделяется разработке и реализации на различных уровнях программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности зданий и сооружений. При составлении таких программ необходимо учитывать показатели энергоэффективности объекта в целом, показатели энергоэффективности для архитектурно-планировочных решений, показатели энергоэффективности для элементов объекта и конструкций, а так же материалов и технологий, применяемых при капремонте.

Собственники помещений в многоквартирных домах обязаны в течение всего срока их эксплуатации обеспечивать соответствие многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, нести расходы на проведение указанных мероприятий. Один раз в пять лет показатели энергоэффективности должны пересматриваться в направлении улучшения.

Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.

Краткий состав мероприятий по повышению энергоэффективности многоквартирного дома.

Повышение теплового сопротивления ограждающих конструкций.

Облицовка наружных стен, технического этажа, кровли, перекрытий над подвалом теплоизоляционными плитами (пенопласт под штукатурку, минераловатные плиты, плиты из вспененного стекла и базальтового волокна) (уменьшение потерь тепла до 40%);

Устранение мостиков холода в стенах и в примыканиях оконных переплетов (2-3%); Устройство в ограждениях/фасадах прослоек, вентилируемых отводимым из помещений воздухом;

Применение теплозащитных штукатурок;

Уменьшение площади остекления до нормативных значений;

Остекление балконов и лоджий (10-12%);

Замена /применение современных окон с многокамерными стеклопакетами и переплетами с повышенным тепловым сопротивлением;

Применение окон с отводом воздуха из помещения через межстекольное пространство (4-5%);

Установка проветривателей и применение микровентиляции;

Применение теплоотражающих /солнцезащитных стекол в окнах и при остеклении лоджий и балконов;

Остекление фасадов для аккумулирования солнечного излучения (от 7 до 40%);

Применение наружного остекления имеющего различные характеристики накопления тепла летом и зимой;

Установка дополнительных тамбуров при входных дверях подъездов и в квартирах;

Регулярная очистка стекол окон и применение светлых тонов при окраске стен в местах общего пользования;

Регулярное информирование жителей о состоянии теплозащиты здания и мерах по экономии тепла.

2. Повышение энергоэффективности системы отопления.

Замена чугунных радиаторов на более эффективные алюминиевые;

Установка термостатов и регуляторов температуры на радиаторы;

Применение систем поквартирного учета тепла (теплосчетчики, индикаторы тепла, температуры);

Реализация мероприятий по расчету за тепло по количеству установленных секций и месту расположения отопителей;

Установка теплоотражающих экранов за радиаторами отопления (1-3%);

Применение регулируемого отпуска тепла (по времени суток, по погодным условиям, по температуре в помещениях);

Применение контроллеров в управлении работой теплопункта;

Применение поквартирных контроллеров отпуска тепла;

Сезонная промывка отопительной системы;

Дополнительное отопление и подогрев воды при применении солнечных коллекторов и тепловых аккумуляторов;

Использование неметаллических трубопроводов;

Использование эффективной теплоизоляции трубопроводов в подвальном и чердачном помещении дома;

Переход при ремонте к схеме индивидуального поквартирного отопления;

Регулярное информирование жителей о состоянии системы отопления, потерях и нерациональном расходовании тепла и мерах по повышению эффективности работы системы отопления.

3. Повышение качества вентиляции. Снижение издержек на вентиляцию и кондиционирование.

Применение автоматических гравитационных систем вентиляции;

Установка проветривателей в помещениях и на окнах;

Применение систем микровентиляции с подогревом поступающего воздуха и клапанным регулированием подачи;

Исключение сквозняков в помещениях;

Применение в системах активной вентиляции двигателей с плавным или ступенчатым регулированием частоты;

Применение контроллеров в управлении вентиляционных систем;

Применение водонаполненных охладителей в ограждающих конструкциях для отвода излишнего тепла;

Подогрев поступающего воздуха за счет охлаждения отводимого воздуха;

Использование тепловых насосов для выхолаживания отводимого воздуха;

Использование реверсивных тепловых насосов в подвалах для охлаждения воздуха, подаваемого в приточную вентиляцию;

Регулярное информирование жителей о состоянии вентиляционной системы, об исключении сквозняков и непроизводительного продува помещений дома, о режиме комфортного проветривания помещений.

4. Экономия воды (горячей и холодной).

Установка общедомовых счетчиков горячей и холодной воды;

Установка квартирных счетчиков расхода воды;

Установка счетчиков расхода воды в помещениях, имеющих обособленное потребление;

Установка стабилизаторов давления (понижение давление и выравнивание давления по этажам);

Теплоизоляция трубопроводов ГВС (подающего и циркуляционного);

Подогрев подаваемой холодной воды (от теплового насоса, от обратной сетевой воды и т.д.);

Установка экономичных душевых сеток;

Установка в квартирах клавишных кранов и смесителей;

Установка шаровых кранов в точках коллективного водоразбора;

Установка двухсекционных раковин;

Установка двухрежимных смывных бачков;

Использование смесителей с автоматическим регулированием температуры воды;

Регулярное информирование жителей о состоянии расхода воды и мерах по его сокращению.

5. Экономия электрической энергии.

Замена ламп накаливания в подъездах на люминесцентные энергосберегающие светильники;

Замена применяемых люминесцентных уличных светильников на натриевые и металлогалогенные или на светодиодные светильники;

Использование светильников с отражателями;

Применение фотоакустических реле для управляемого включения источников света в подвалах, технических этажах и подъездах домов;

Применение аппаратуры для зонального отключения по уровням освещенности;

Применение автоматических выключателей для дежурного освещения;

Регулярная очистка прозрачных элементов светильников и датчиков автоматического отключения;

Применение систем микропроцессорного управления частотно-регулируемыми приводами электродвигателей лифтов;

Установка компенсаторов реактивной мощности;

Применение энергоэффективных циркуляционных насосов, частотно-регулируемых приводов;

Пропаганда применения энергоэффективной бытовой техники класса А+, А++;

Использование солнечных батарей для освещения здания;

Регулярное информирование жителей о состоянии электропотребления, способах экономии электрической энергии, мерах по сокращению потребления электрической энергии на обслуживание общедомового имущества.

6. Экономия газа.

Применение программируемого отопления в квартирах;

Использование в быту энергоэффективных газовых плит с керамическими ИК излучателями и программным управлением;

Вместе со всем этим необходимо отметить, что не существует одного волшебного средства, позволяющего резко повысить энергоэффективность и комфорт многоквартирного дома. Здесь действуют два основных принципа: «всего понемногу» и целесообразность, связанная с окупаемостью. В целом, вполне реально в 4 раза снизить издержки на энергообеспечение всего здания и соответствующие затраты всех проживающих в доме жителей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Задание на курсовую работу

МОСКОВСКИЙ ГОСУДА РСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт экономики, управления и права

Кафедра социальных наук и государственного управления

Специальность: «государственное и муници пальное управление» - 080504.65

КУРСОВ АЯ РАБОТ А

Тема: Энергосбережение в многоквартирном доме

Студентки 4 курса,

очной формы обучения

Шавкун Евгении

Александровны

г. Москвы

Исходные данные к работе:

Научные труды отечественных и зарубежных авторов, а так же законодательные акты РФ

1. Теоретические основы: научные труды отечественных авторов (С.П. Коваль, А. А. Жуков, А. А. Опутин, Е. Г. Рожкова, С. Л. Шестаков), а так же законодательные акты РФ (Конституция РФ, Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и др.).

2. Методологические основы:общенаучные и специальные принципы и методы исследуемого предмета.

Перечень графического материала:

1 диаграмма, 1 таблица, 1 рисунок

Срок сдачи студентом готовой работы:

Дата выдачи задания: «_»_20_ г.

Руководитель курсовой работы д.в.н., профессор Г.И. Пещеров

Задание принял к исполнению:

Календарный план

Наименование этапов

курсовой работы

Сроки выполненияэтапов работы

Примечание

Постановка задачи на курсовую работу

(за 2-3 месяца до защиты)

Сделано в срок

Выбор темы и представление темы курсовой работы научному руководителю.

(за 2-2,5 месяцев до защиты)

Выбрана в назначенное время

Разработка календарного плана выполнения курсовой работы

(за 2-2,5 месяцев до защиты)

Разработана при выборе темы курсовой работы

Разработка 1 главы курсовой работы

Сделано в срок

Разработка 2 главы курсовой работы

Сделано в срок

Разработка 3 главы курсовой работы

Сделано в срок

Защита курсовой работы

Реферат

Курсовая работа на тему: «Энергосбережение в многоквартирном доме на примере г. Москвы» содержит страницы, в.т.ч. 1 диаграмму, 1 рисунок, 1 схему и1 таблицу. При написании работы использовано 32 источника.

Перечень ключевых слов, характеризующих содержание данной работы: крупный город, энергоэффективность, энергосбережение, местное самоуправление, организация управления многоквартирным домом.

Актуальность работы обусловлена:

Ш Возрастающим вниманием к решению острых проблем в области экологии;

Ш Необходимостью формирования и поддержки проекта «Поддержка собственников жилья»;

Ш Необходимостью поиска новых эффективных путей в разработке концепции энергоэффективности, энергосбережения для управления многоквартирными домами.

Объектом исследования курсовой работы по системе государственного и муниципального управления является многоквартирный дом как элемент системы крупного города.

Предметом , в силу специфики дисциплины, являются принципы и особенности организации управления многоквартирным домом.

Рамки исследования ограничиваются исследованием принципов и особенностей организации энергоэффективности, энергосбережения в масштабе города Москвы на период с 2009 до 2014 года.

Теоретическими основами исследования являются:

Научные труды отечественных и зарубежных авторов (Теоретические основы: научные труды отечественных авторов (С.П. Коваля, А. А. Жукова, А. А. Опутина, Е. Г. Рожковой, С. Л. Шестакова), а так же законодательные акты РФ (Конституция РФ, Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и др).

Методологической основой исследования являются:

Общенаучные и специальные принципы и методы исследуемого предмета.

Для работы над данной проблемой использовался главный источник исследования - Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической

эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и др.

Цель курсовой работы представлена исследованием теоретических и правовых основ энергосбережения и энергоэффективности в крупных городах, разработка и систематизация полученных знаний и выводов, а так же предложения по совершенствованию выявленных проблем в этой области.

Основные задачи курсовой работы:

В первой главе исследования рассмотрена теоретическая основа решения вопроса экологии: сущность и характеристики, а также методологические и правовые основы организации управления программными документами в области энергосбережения.

Во второй главе анализируется организация и особенности управления многоквартирными домами в г. Москва, в вопросе внедрения энергосберегающих технологий.

Третья глава курсовой работы посвящена проблемам в организации управления проектами по энергосбережению и энергоэффективности города Москвы, а так же предложения по совершенствованию системы управления в многоквартирных домах в рамках города.

Основные результаты работы:

На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что особенностью управления многоквартирными домами в Москве принято считать взаимоотношения институтов местного самоуправления и общественности. С одной стороны Москва - это субъект Российской Федерации, город федерального значения, с другой - городское поселение.

Из этой особенности и исходят проблемы организации управления многоквартирными домами в городе. Москва.

Основные из них:

1. С социальной точки зрения, слабая нормативная база местного самоуправления, что не позволяет собственникам жилья в полной мере удовлетворять экономические потребности при проведении энергосберегающих мероприятий.

2. С экономического аспекта, существуют острые проблемы в финансировании и софинансирования мероприятий направленных на получение энергосберегающего эффекта в многоквартирных домах, взимания налогов с малого бизнеса участвующего в энергосберегающих мероприятиях.

3. С политической, необходимо четкое разграничение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Для решения этих проблем необходима комплексная программа развития энергосбережения в городе Москве, включающая:

Развитие структуры предлагаемых энергосберегающих мероприятий;

Ускорение и развитие механизмов финансирования, софинансирования деятельности органов местного самоуправления в реализации энергосберегающих мероприятий в городе Москве, обеспечивающию максимальную заинтересованность в достижении комфортного пребывания жителей столицы на территории собственного жилья;

Организация поддержки и активного участия собственников жилья города Москвы через развитие различных форм самоорганизации и самоуправления в осуществлении предусмотренных мероприятий.

Эффективность предлагаемых практических рекомендаций обуславливается:

в политической сфере -для России, энергетическая безопасность означает обеспечение растущего внутреннего спроса на энергоресурсы за счет более эффективного использования той энергии, что уже производится, а не за счет увеличения добычи топливных ресурсов и строительства новых генерирующих мощностей.;

в социальной сфере улучшением уровня жизни населения;

в экономической сфере увеличение доходной части местного бюджета Москвы.

Введение

Энергосбережение в последние двадцать-тридцать лет стало актуальной проблемой для всего мира. Мировое сообщество озабочено тем, что деятельность человечества разрушает окружающую среду, изменяет климат и приводит к истощению невозобновляемых природных энергетических ресурсов. Рост потребления энергии, изменениеклимата и экологические проблемы тесно связаны между собой, поскольку производство энергии путем сжигания ископаемых видов топлива сопровождается выделением в атмосферу углекислого газа, метана, оксидов азота, создающих парниковый эффект. Загрязнение атмосферы вредными веществами - продуктами сжигания топлива, является одним из основных негативных факторов, влияющих на здоровье населения планеты. В целях замедления глобального изменения климата, снижения вреда здоровью населения принимаются международные соглашения о сокращении выбросов в атмосферу. Примером такого соглашения является Киотский протокол к рамочной конвенции ООН об изменении климата (Киото, 11.12.1997 г.), по которому промышленно-развитые страны добровольно приняли на себя обязательства по сокращению эмиссии (выбросов) парниковых газов. Основным предметом регулирования Протокола являются мероприятия по сокращению выброса CO2, в связи с чем особую значимость приобретают мероприятия не по наращиванию традиционных энергомощностей, а по использованию энергосберегающих технологий и возобновляемых энергоресурсов.

Россия ратифицировала Киотский протокол 4 ноября 2004 года, продемонстрировав тем самым желание принять участие в решении мировым сообществом глобальной проблемы изменения климата. Наша страна обязалась не превышать в 2008-2012 г.г. (первый период действия Киотского протокола) уровень выбросов 1990 г. Фактически в 2007 г. выбросы составляли только 77 % от уровня 1990 года. Есть основания полагать, что Россия гарантированно выполнит свои обязательства по Киотскому протоколу.

В промышленных масштабах Россия занимает третье место в мире по проблеме энергоэффективности. Одной из основных задач стоящих перед крупными городами стоит вопрос энергосбережения на уровне собственников жилья, так как больше одной трети при выбросах CO2 составляют тепло станции обеспечивающие жизнедеятельность российских городов.

В настоящее время практически отсутствуют серьезные исследования реально определяющие проблему использования энергосбережения в системе реформирования ЖКХ.

Остро ощущается необходимость изучения данных вопросов, результаты которого могли бы создать базу для дальнейших практических шагов по формированию адекватных механизмов энергоэффективности в городах федерального значения.

Для работы над данной проблемой использовался главный источник исследования - Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и др.

Цель курсовой работы представлена исследованием теоретических и правовых основ энергосбережения и энергоэффективности в крупных городах, разработка и систематизация полученных знаний и выводов, а так же предложения по совершенствованию выявленных проблем в этой области.

Задачи курсовой работы:

1. Определить теоретические понятия.

2. Обозначить методологические подходы в управлении многоквартирным домом.

3. Выявить правовые основы энергосбережения.

4. Охарактеризовать организацию энергоэффективности в многоквартирном доме.

5. Выявить особенности организации управления многоквартирными домами в г. Москве

6. Определить проблемы организации управления в г. Москве.

7. Предложить меры по совершенствованию организации управления в г. Москве.

Особенностью выполнения курсовой работы явился тот аспект, что рассматривалась проблема энергосбережения в многоквартирных домах не просто крупного города, а города федерального значения.

Глава 1. Сущность и методы энергосбережения многоквартирных домов, правовые основы в организации энергоэффективности в РФ

1.1 Понятия «энергосбережение» и управление процессом энергоэффективности

Актуальность энергосбережения в национальном масштабе на уровне отдельных государств - связана как с необходимостью улучшения экологии (сокращения выбросов загрязняющих веществ), так и с обеспечением энергетической безопасности и конкурентоспособности национальных экономик. При этом для стран с ограниченными собственными запасами ископаемых топливных ресурсов энергетическая безопасность означает предотвращение зависимости экономики от импорта топлива (например, в настоящее время страны Европейского Союза импортируют около 50 % необходимого им газа, а по экспертным оценкам, к 2030 году они будут импортировать 84 %).Для того чтобы снизить зависимость экономики от импорта топлива при одновременном сокращении эмиссии парниковых газов, многие страны приоритетом своей политики делают переход на возобновляемые источники энергии.

Для ресурсодобывающих стран, в том числе, для России, энергетическая безопасность означает обеспечение растущего внутреннего спроса на энергоресурсы за счет более эффективного использования той энергии, что уже производится, а не за счет увеличения добычи топливных ресурсов и строительства новых генерирующих мощностей. Россия занимает третье место в мире по абсолютному показателю совокупного объема энергопотребления (после США и Китая) и при этом среди десяти стран - крупнейших потребителей энергии она отличается самым высоким уровнем энергоемкости: тратит больше энергии на единицу валового внутреннего продукта (ВВП), чем любая из этих стран. Очевидно, что высокий показатель энергоемкости - количества энергии, затраченной на единицу выпуска продукции или выполненных работ - связан с тем, что значительная часть территории России располагается в холодных климатических поясах, ряд населенных пунктов находится в самых холодных районах планеты и в экономике страны преобладает тяжелая промышленность. Однако, по оценкам специалистов, даже если учесть совокупность всех этих факторов, потребление энергии в России все же приблизительно на 20% выше, чем в других странах со сходными уровнем доходов, территорией, климатическими характеристиками и структурой промышленности.

Высокая энергоемкость свидетельствует о неэффективном использовании энергоресурсов, оказывает негативное влияние на экономику России, ее энергетическую безопасность, на окружающую среду.

1.2 Энергосбережение в многоквартирном доме

Как отмечают специалисты, потенциал снижения энергоемкости в России настолько велик, что его реализация может привести к экономии 45 % полного потребления энергии (и соответственно сокращению выбросов углекислого газа на 50%) в 2015 году. При этом инвестиции в энергоэффективность могут обеспечить снижение энергоемкости и удовлетворить растущий спрос на энергоресурсы при затратах втрое меньших, чем капиталовложения, необходимые для строительства новых генерирующих мощностей.Основным актом законодательства Российской Федерации в сфере энергоэффективности является Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым установлено, что объектом государственного регулирования в области энергосбережения являются отношения, возникающие в процессе деятельности, направленной на:

-эффективное использование энергетических ресурсов при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении;

-осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;

-развитие добычи и производства альтернативных видов топлива, способных заменить энергетические ресурсы более дорогих и дефицитных видов;

-создание и использование энергоэффективных технологий, энергопотребляющего и диагностического оборудования, конструкционных и изоляционных материалов, приборов для учета расхода энергетических ресурсов и для контроля за их использованием,систем автоматизированного управления энергопотреблением;

-обеспечение точности, достоверности и единства измерения в части учета отпускаемых и потребляемых энергетических ресурсов.

1.3 Правовые основы управления многоквартирными домами в РФ

Управление многоквартирными домами России осуществляется органами местного самоуправления, которые наделены полномочиями при решении вопросов местного значения и не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление в Российской Федерации -- признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Вопросы местного значения -- это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения.

Основными нормативно-правовыми документами, которые сегодня регулируют процесс управления многоквартирными домами, являются Конституция РФ и Федеральные Законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Градостроительный кодекс Российской Федерации», «Жилищный кодекс Российской Федерации»

Демократизация общества, создавая простор для действия собственников жилья, обусловливает и необходимость разработки политики управления многоквартирными домами. Городская политика, в рамках которой сегодня осуществляется процесс управления многоквартирными домами развитием, включает:

· определение целей и интересов собственников жилья;

· определение специфики социальных, исторических, экономических, демографических, природных, градостроительных и других условий развития города, при планировании и возведении жилищных комплексов;

· согласование интересов собственников жилья с интересами управляющих компаний в сфере ЖКК;

· контроль за соблюдением интересов собственников жилья.

Конституция РФ о местном самоуправлении. В главе 8 Конституции РФ закреплены основополагающие принципы местного самоуправления:

самостоятельность решения населением вопросов местного значения посредством прямого волеизъявления (референдумы, выборы и другие) либо через выборные и другие органы местного самоуправления (статья 130);

осуществление самоуправления в пределах определенных территорий (городские, сельские поселения, другие территории); самостоятельность населения при определении структуры органов местного самоуправления; учет мнения населения соответствующих территорий при изменении их границ (статья 131);

самостоятельность органов местного самоуправления в решении экономических и иных вопросов местного значения (часть 1 статьи 132);

наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей им необходимых для этого материальных и финансовых средств; подконтрольность реализации этих полномочий государству (часть 2 статьи 132);

государственная гарантированность местного самоуправления в Российской Федерации, в том числе правами на судебную защиту и на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 132).

Федеральный Закон «Градостроительный кодекс Российской Федерации». Кодекс регулирует отношения в области создания системы расселения, градостроительного планирования, застройки, благоустройства городских и сельских поселений, развития их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, рационального природопользования, сохранения объектов исторического и культурного наследия и охраны окружающей природной среды в целях обеспечения благоприятных условий проживания населения. Законом провозглашается более полный учет, чем ранее в генеральных планах, интересов городов и городских сообществ, однако, в то же время, подчеркивается, что генеральный план разрабатывается в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией федерального уровня и уровня субъекта Российской Федерации.

Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Основной закон, который регулирует правовое пространство управления и планирования развития городов -- это Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В России сегодня, по существу, происходит процесс возрождения и становления системы местного самоуправления, его организационных форм, содержание которого определяется, с одной стороны, демократическим федеративным устройством Российского государства, его правовой системой, а, с другой стороны, -- историческими, географическими, демографическими и иными региональными особенностями республик и других субъектов Российской Федерации.

Выведение местного самоуправления из системы государственной власти, провозглашенное в Конституции РФ и подтвержденное в Федеральном Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», представляет собой принципиальное изменение в системе управления городами. Оно позволяет на конституционной основе обеспечить самостоятельное решение гражданами России вопросов местного значения.

Федеральный Закон «Жилищный кодекс Российской Федерации». Кодекс регулирует отношения в области создания системы полномочий органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

Таким образом, энергоэффективность является серьезной государственной проблемой. Методы управление многоквартирными домами должны основываться не только на специфике города в целом, но и учитывать все особенности компонентов взаимодействия.

Регулируют процесс управления Конституция РФ и Федеральные Законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Градостроительный кодекс Российской Федерации», «Жилищный кодекс Российской Федерации».

Глава 2. Организация и особенности местного самоуправления города Москвы

2.1 Характеристика организации местного самоуправления г. Москвы

Процесс становления местного самоуправления в г. Москвеможно разделить на три этапа. На первом этапе, длившемся с 1995по 2001 г., московские власти совмещали функции государственной власти и местного самоуправления. На уровне районов былисозданы районные Управы, статус которых вплоть до 2000 г. не былдо конца определен. Начало второму этапу положили решения Московского городского суда и Верховного Суда РФ, в которых устанавливалось, что ряд статей московских законов противоречитфедеральному законодательству, и признавалось, что районныеУправы являются органами местного самоуправления. Третий этапначался в 2002 г. с принятием Закона «Об организации местногосамоуправления в городе Москве» и созданием на уровне районов,с одной стороны, органов местного самоуправления - районныхсобраний с ограниченным перечнем полномочий и финансовыхресурсов, а с другой - районных Управ - территориальных органовгосударственной власти столицы.

В законе №131 - ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» управляемыми единицами, которых осуществляется местная власть, является внутригородская территория города федерального значения.Закон города Москвы «Об Организации местного самоуправления в городе Москве» (в ред. Законов г. Москвы от 12.03.2003 N 16, от 14.05.2003 N 25, от 31.05.2006 N 22) и Устав города Москвы, принятый 28 июня 1995 года, устанавливают принципы и порядок организации местного самоуправления в городе Москве, его правовые, территориальные и финансово-экономические основы, государственные гарантии его реализации.

Территориальное деление Москвы -- система территориальных единиц в пределах границ города. Территориальными единицами Москвы являются районы и административные округа, имеющие наименования и границы, закреплённые правовыми актами города.Москва разделена на десять административных округов, из которых только один (Зеленоградский) полностью расположен за пределами Кольцевой автодороги:

1. Центральный административный округ

2. Северный административный округ

3. Северо-восточный административный округ

4. Восточный административный округ

5. Юго-восточный административный округ

6. Южный административный округ

7. Юго-западный административный округ

8. Западный административный округ

9. Северо-западный административный округ

10. Зеленоградский административный округПриложение 2

Каждый округ является территориальной единицей города и образуется для управления соответствующей частью города, координации деятельности администраций, входящих в округ, и территориальных подразделений и отраслевых служб городской администрации.

Административные округа делятся на районы. Наряду с районами в состав округов могут входить территориальные единицы с особым статусом. Так, например, Законом города Москвы от 10 марта 1999 года N 13 "О территориальных единицах с особым статусом в городе Москве" определяется особый правовой и экономический статус территориальной единицы с особым статусом "Юго-Западный научно-производственный центр".

В г.Москве создана система, которая включает три уровняорганов государственной власти и сеть органов местного самоуправления на уровне районов. Органами государственной властигорода являются:

1. на уровне города: московская городская Дума и правительствоМосквы под руководством мэра Москвы;

2. на уровне административных округов: префектуры - территориальные органы исполнительной власти г. Москвы, подведомственные правительству Москвы и возглавляемые префектами административных округов в ранге министров правительства Москвы, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности указом мэра Москвы;

3. на уровне районов города - районные Управы как территориальные органы исполнительной власти. В городе образованы 125 Управы районов г.Москвы с общей численностью сотрудников 4396 человек.

Органами местного самоуправления в муниципальном образовании Москвы являются:

1. Муниципальное собрание -- представительный орган местного самоуправления,

2. Муниципалитет -- исполнительно-распорядительный орган,другие органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с уставом муниципального образования.Приложение 3

Высшим законодательным органом Москвы является Московская городская Дума. Дума является, с одной стороны, представительным органом городского самоуправления, а, с другой стороны, она представительный и законодательный орган государственной власти. Дума включает в свой состав 35 депутатов, избираемых населением Москвы на 4 года и работающих на профессиональной (постоянной) основе.

Исполнительным органом городского самоуправления и исполнительным органом государственной власти является Московская администрация или Мэрия, представляющая собой весьма сложный управленческий механизм. В ее состав входит Правительство Москвы, Управление делами, отраслевые и функциональные органы Мэрии, а также префекты административных округов и иные должностные лица и органы. Возглавляет городскую администрацию Мэр Москвы. Он непосредственно или через органы исполнительной власти города решает задачи социально-экономического развития столицы, управляет городским хозяйством, выполняет другие исполнительно-распределительные функции в пределах своих полномочий. В пределах своей компетенции мэр издает обязательные для исполнения на всей территории города указы и распоряжения и осуществляет контроль их исполнения.

Правительство Москвы есть высший постоянно действующий коллегиальный орган исполнительной власти города, обладающий общей компетенцией и обеспечивающий согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы. Правительство Москвы правомочно решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению исполнительной власти города Москвы, кроме тех, которые входят, согласно федеральному законодательству и законодательству города Москвы, в компетенцию федеральных органов исполнительной власти и мэра Москвы.

Во властной структуре Москвы можно выделить подсистему органов государственной власти и подсистему органов местного самоуправления. Органы государственной власти города Москвы (как субъекта Российской Федерации) представлены тремя уровнями: городским (мэр и Правительство Москвы), окружным (префектуры административных округов) и районным (районные управы). В структуру органов исполнительной власти города Москвы, подведомственных Правительству Москвы, входят, кроме того, отраслевые и функциональные органы исполнительной власти города, которые осуществляют исполнительно-распорядительные функции в определенных отраслях и сферах деятельности города. Для координации деятельности органов исполнительной власти города, подведомственных Правительству, могут создаваться комплексы городского управления.

Органы местного самоуправления существуют сегодня в Москве только на районном уровне. Это муниципальные Собрания (представительные органы местного самоуправления) и муниципалитеты (исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления).

В Москве в соответствии с Законом города Москвы от 5 июня 1995 года N 1347 образовано 10 административных округов. Каждый округ является территориальной единицей города и образуется для управления соответствующей частью города, координации деятельности администраций, входящих в округ, и территориальных подразделений и отраслевых служб городской администрации. Кроме того префект округа контролирует исполнение правовых актов города. Наряду со 125 районами в состав округов могут входить территориальные единицы с особым статусом.

В районах Москвы городская администрация имеет свои территориальные подразделения, именуемые районными Управами. Они одновременно являются органами власти районов.

Районная Управа состоит из районного собрания и главы Управы, возглавляющего собрание и администрацию района. Районное собрание избирается сроком на два года и состоит из советников. Свои полномочия советники осуществляют как общественное и почетное поручение без отрыва от постоянного места работы. Глава районной Управы избирается советниками районного собрания по представлению Мэра и может быть освобожден им от должности самостоятельно либо по инициативе префекта административного округа или советников собрания. Глава управы по должности входит в состав районного собрания с правом решающего голоса и председательствует на его заседаниях. Он же обеспечивает работу районного собрания и, по сути, руководит им.

Общая картина организации власти и местного самоуправления в Москве будет не полной, если не сказать о территориальном общественном самоуправлении.Основным субъектом территориального общественного самоуправления является территориальная община - добровольная, самоуправляемая, не имеющая членства некоммерческая организация, создаваемая жителями микрорайона, квартала, улицы, двора, дома и иного жилого комплекса для решения вопросов предусмотренных уставом территориальной общины. Главным органом территориального общественного самоуправления является собрание. Еще ниже существуют домкомы (домовые комитеты), ТСЖ (товарищества собственников жилья), ЖСК (жилищно-строительные кооперативы). Кроме того, в Москве действуют различные общественные организации и движения граждан.

Таким образом, надо отметить, что в Москве существуют четыре уровня территориального управления: город, административный округ, район, территориальная община. Каждый из них в идеальном варианте должен выполнять по возможности четко определенные полномочия в конкретных сферах. Существует массив нормативных правовых актов города Москвы, имеющих основной целью именно оптимизацию правовых отношений между указанными уровнями, но они требуют юридической доработки.

2.2 Особенности осуществления местного самоуправления в городе Москве

С момента принятия Закона города Москвы от 06.11.2002 года № 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве", местное самоуправление в городе уверенно занимает отведенное ему место в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Особенности местного самоуправления в Москве заключаются в том, что перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов, состав муниципального имущества устанавливаются законами города Москвы, исходя из необходимости сохранения единого городского хозяйства.

Территория внутригородских муниципальных образований, на которых осуществляется местное самоуправление, совпадают с территориями районов, на которых действуют территориальные органы исполнительной власти, за исключением двух районов вЗеленоградском административном округе.

Такие особенности обуславливают приоритетное значение оптимального распределения полномочий, взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в городе Москве при организации эффективной системы городского управления. В течение 2003-2005 годов сложилась система такой координации и взаимодействия, учитывающая соответствующее распределение полномочий.

На уровне города организована активная работа Совета муниципальных образований города Москвы. Ежегодно проводятся Конференции Совета муниципальных образований, на которых обсуждаются задачи и вырабатывается единые подходы органов местного самоуправления к реализации федерального и городского законодательства. Правительством Москвы в сентябре 2004 года принята Программа государственной поддержки местного самоуправления в городе Москвы на 2005-2007 годы. В соответствии с Программой начала работать единая система обучения муниципальных служащих и депутатов муниципальных Собраний "Муниципальная школа".

На окружном уровне в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 27.05.2003 года № 402 "Об итогах формирования территориальных органов исполнительной власти - управ районов и органов местного самоуправления в городе Москве и мерах по совершенствованию их деятельности" созданы окружные Координационные советы. В состав Координационного совета округа входят руководители муниципальных образований, руководители муниципалитетов, главы управ районов, заместители префекта.

На районном уровне созданы районные Координационные советы.

Одной из важнейших форм работы, как территориальных органов исполнительной власти, так и органов местного самоуправления, является прием населения. Большое внимание органы местного самоуправления уделяют информированию жителей о своей деятельности через СМИ, радио, кабельное телевидение, информационные стенды.

Отношения между органами власти Москвы и федеральными органами власти регулируются следующими актами: Конституцией РФ, Федеральным законом «О статусе столицы Российской Федерации» и Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы от 16 июня 1998 года. Кроме того, на Москву распространяется положение федеральных законов общего применения, например «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Как городское поселение Москва имеет право на местное самоуправление. Ей представлено также право осуществлять местное самоуправление на внутригородских территориях с объемом полномочий, установленных законами города.

В пределах конституционных норм и с учетом особенностей организации местного самоуправления Уставом города Москвы установлен двойной статус представительного и исполнительного органов власти города Москвы - правовое положение, согласно которому эти органы являются органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации и обладают всеми законодательно установленными полномочиями указанных органов.

Установление двойного статуса органов власти города Москвы: как городского поселения, так и субъекта РФ, вызывает критику со стороны юристов и прокуратуры, поскольку ст. 12 Конституции РФ установлено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Данное положение Основного закона не имеет аналогов в международном муниципальном праве и не полностью соответствует Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 года, основная цель которой обеспечить и защитить права местных властей как наиболее близких к гражданам и дающих им возможность участвовать в принятии решений, касающихся условий их повседневной жизни.

Жители Москвы в своей совокупности образуют городское (местное) сообщество и осуществляют самоуправление на основе Конституции РФ.

Самоуправление в Российской Федерации осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через систему органов самоуправления, законодательно закрепляемую по мере формирования социально - экономических, финансовых и организационных предпосылок.

Городская администрация как исполнительный орган городского самоуправления имеет территориальные отделения в районах города -районные Управы, являющиеся органами власти районов. Муниципальные службы города подчиняются органами власти города. В ведении федеральных органов государственной власти находятся службы по охране общественного порядка и государственной безопасности, юриспруденции, налоговые службы, служба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, органы статистики и др.

Основные трудности характерные для отношений между местными и государственными органами власти заключаются в недостаточном правовом урегулировании ряда статусных положений города Москвы, вопросов разграничения государственной собственности, в постоянных попытках федеральных властей урезать бюджетные возможности города, в ослаблении местного самоуправления из-за передачи федеральным центром в региона и на места значительного объема новых делегированных полномочий без соответствующего финансирования; отсутствие достаточной прозрачности и сбалансированности финансовых отношений между тремя уровнями власти.

Характерной чертой современного этапа развития России является поиск оптимальных путей сочетания централизации и децентрализации системы управления, предметов ведения и полномочий федерального центра, регионов и муниципалитетов. В настоящее время наблюдаются два основных подхода к реформированию и дальнейшему развитию института местного самоуправления в Российской Федерации. Первый состоит в том, чтобы отделить местное самоуправление от государства. Второй подход заключается в жесткой привязке к государственной структуре и рассмотрении его как продолжения государственного управления на местах. Эти позиции отражают объективный процесс становления развития местного самоуправления, неоднозначность его правового регулирования, а также имеющиеся правовые пробелы в федеральном и региональном законодательстве. энергосбережение дом местный самоуправление

Глава 3. Проблемы местного самоуправления и меры по совершенствованию системы местного самоуправления в Москве

3.1 Проблемы организации управления в Москве

Согласно ст. 79 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 08.11.2007; далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) в городах федерального значения в соответствии с уставами указанных субъектов РФ местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях.

Наряду с этим в соответствии с той же статьей Федерального закона № 131-ФЗ законами субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга может регулироваться целый ряд вопросов организации и осуществления местного самоуправления в городах федерального значения, а именно: в установление и изменение границ внутригородских муниципальных образований, их преобразование; в определение перечня вопросов местного значения, источников доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения только в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов РФ - городов федерального значения; в определение состава муниципального имущества внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в соответствии с ч. 1-3 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ и перечнем вопросов местного значения, установленным для этих муниципальных образований законами субъектов РФ - городов федерального значения.

При этом источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами субъектов РФ - городов федерального значения к источникам доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований, зачисляются в бюджеты субъектов РФ - городов федерального значения.

По сути, данные положения, установленные федеральным законодателем, спровоцировали произвольное толкование региональными законодателями вопросов осуществления местного самоуправления в городах федерального значения. Так или иначе, появление в Федеральном законе № 131-ФЗ ст. 79 привело к самодеятельному расширению полномочий региональных властей в отношении правового регулирования вопросов осуществления местного самоуправления в городах федерального значения и произвольной трактовке положений Федерального закона № 131-ФЗ.

Наряду с установленными Федеральным законом № 131-ФЗ особенностями осуществления местного самоуправления в городах федерального значения законами Москвы и Санкт-Петербурга стали приниматься и другие, нередко противоречащие положениям федерального законодательства о местном самоуправлении.

Местное самоуправление в субъекте РФ - городе федерального значения Москве в соответствии с п. 1 ст. 1 гл. 1 Закона города Москвы от 06.11.2002 № 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" (в ред. от 26.12.2007 № 51; далее - Закон города Москвы № 56) - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность местного сообщества (жителей внутригородского муниципального образования) по решению вопросов местного значения непосредственно и (или) через органы местного самоуправления.

В Москве местное самоуправление - это деятельность местного сообщества. В этом Закон города Москвы № 56 противоречит Федеральному закону № 131-ФЗ, который в ст. 1 ч. 2 определяет местное самоуправление в Российской Федерации как форму осуществления народом своей власти.

Кроме того, исследуя практический опыт муниципального управления, в городах федерального значения, можно выделить и иные не установленные ст. 79 Федерального закона № 131-ФЗ особенности осуществления местного самоуправления в городах федерального значения: в политические - анализ законов о местном самоуправлении в городах федерального значения показывает устойчивое нежелание городских властей Москвы идти по пути децентрализации власти.

Отсюда неразвитость органов внутригородского самоуправления и как результат - весьма слабая роль важнейшего конституционного института местного самоуправления; в юридические - в угоду пресловутому принципу необходимости сохранения единства городского хозяйства законодательство городов федерального значения, по сути, лишило жителей гарантированного права на местное самоуправление, заменив его суррогатом, имеющим видимость народовластия. Перечень вопросов местного значения, установленный законами Москвы, значительно сужен по сравнению с перечнями вопросов местного значения, установленными Федеральным законом № 131-ФЗ для других муниципальных образований. Перечни полномочий государственной власти городов федерального значения в области местного самоуправления, установленные Законом города Москвы № 56, по объему полномочий значительно превышают установленные теми же законами перечни полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения (согласно Закону города Москвы № 56 более чем в три раза).

Среди форм прямого волеизъявления граждан, установленных законодательством городов федерального значения, отсутствуют основные из них, установленные Федеральным законом № 131-ФЗ. Так, гл. 3 Закона города Москвы № 56, посвященной формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления на территории муниципального образования, не установлены такие основные установленные Федеральным законом № 131-ФЗ, как голосование по отзыву депутата (выборного должностного лица), публичные слушания, опросы граждан и др.; в экономические - тот же принцип сохранения единства городского хозяйства лишил муниципалитеты собственности, которая хотя бы минимально обеспечивала местный бюджет. Муниципалитеты городов федерального значения в финансовом плане напрямую зависят от казначейства и финансового управления города. А деградация местных налогов и сборов привела к депрессии местного самоуправления. Например, Закон города Москвы № 56 устанавливает, что: - формирование местного бюджета осуществляется путем применения единой методологии, нормативов финансовых затрат на оказание муниципальных услуг, устанавливаемых соответствующими органами государственной власти (п. 2 ст. 26 гл. 4); исполнение местного бюджета

Осуществляется через органы казначейства в соответствии с федеральными законами и законами г. Москвы (п. 3 ст. 26 гл. 4);

Перечень расходных обязательств муниципальных образований, вытекающих из полномочий по вопросам местного значения, определенных Законом города Москвы № 56, устанавливается органами государственной власти г. Москвы (п. 2.1 ст. 27 гл. 4);

В управленческие - государственная власть в лице городских органов управления, «не стесняясь», не только контролирует исполнение полномочий по решению вопросов местного значения, но и прямо руководит муниципалитетами.

В Москве значительная часть полномочий внутригородских муниципальных образований - это переданные государственные (г. Москвы) полномочия, что позволяет органам государственной власти Москвы на законном основании контролировать их исполнение. Кроме того, префектуры Москвы руководят муниципалитетами, департаменты правительства Москвы "спускают" на муниципальный уровень якобы обязательные для исполнения муниципалитетами неофициальные документы.

Кадровая ситуация в муниципалитетах Москвы не плохая, т. е. есть профессионалы, но их инициатива не приветствуется. Система двоевластия архаична и абсолютно неэффективна, но столица не хочет от нее отказываться. Муниципальные собрания практически никаких функций не имеют. Работа с населением идет часто формально. Все это говорит о необходимости серьезной реформы местного самоуправления в городах федерального значения.

В связи с этим Федеральный закон № 131-ФЗ должен установить гарантированный перечень полномочий органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований, так чтобы все основы осуществления местного самоуправления в городах федерального значения (правовая, территориальная, организационная, а главное - финансово-экономическая) были обеспечены федеральным законодательством. При формировании самоуправления в городах федерального значения надо исключить субъективизм и подумать о жителях и их конституционных правах на осуществление местного самоуправления. При этом субъект РФ - город федерального значения должен иметь достаточно широкую возможность для собственного правового регулирования особенностей самоуправления в том и другом городе. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Кроме того, крайне необходимо при наличии двоевластия в системе городского управления создать "систему сдержек и противовесов" городских властей. Все это даст шанс местному самоуправлению развиваться в городах федерального значения, а местной власти позволит завоевать необходимый авторитет в глазах населения.

Таким образом, проблемы организации управления Москвой можно свести к следующему списку:

1. Местное самоуправление в Москве пока осуществляется в недостаточной мере, его нормативная база откровенно слаба. В результате органы МСУ не обладают достаточными полномочиями и средствами для удовлетворения социальных потребностей населения муниципальных образований.

2. На федеральном и городском уровнях нет таких законов, которые бы четко определяли предметы ведения органов МСУ и их источники финансирования.

3. Налоговый кодекс не закрепляет изменения, предполагающих перераспределение подоходного налога, налога с имущества и сборов с малого бизнеса в пользу органов МСУ.

4. Практика казначейского исполнения бюджета всех уровней в соответствие с нормами законодательства не предусматривает защиту интересов МСУ.

5. Не созданы образовательной сети для подготовки и повышения квалификации работников системы МСУ.

6. Правоцентристские организации не поощряют развитие общественного самоуправления на местах в качестве своей политической базы.

Таким образом, проблема взаимоотношения институтов государства и местного самоуправления требует дальнейшей проработки, так как органы государственного управления и органы местного самоуправления являются элементами единой системы социального управления, публичной власти, обеспечивающей жизнедеятельность общества как единого целого.

...

Подобные документы

    Энергетическая политика в Российской Федерации в настоящее время. Государственные проекты в области энергосбережения. Барьеры повышения энергоэффективности. Энергосбережение в странах Евросоюза, США и Китае. Комплекс мер по повышению энергоэффективности.

    реферат , добавлен 14.04.2015

    Энергосбережение как энергетический ресурс; понятие, цели, принципы и задачи энергосбережения и повышения энергоэффективности. Проблемы, пути решения и современное состояние развития энергосбережения в России, направления эффективного энергопотребления.

    реферат , добавлен 27.07.2010

    Сущность понятий энергосбережения и энергоэффективности. Общие для всех стран рекомендации по энергоэффективности. Иерархическая структурная схема энергии сложной системы. Методы определения форм энергии. Анализ методов определения состояния форм энергии.

    реферат , добавлен 17.09.2012

    Вторичные энергетические ресурсы. Проблемы энергосбережения в России. Проведение расчетов потребления коммунальных ресурсов в многоквартирном доме. Климатические параметры отопительного периода. Потребление энергии в системе горячего водоснабжения.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2015

    Понятие и оценка необходимости энергосбережения на современном этапе, его основные направления и ожидаемый результат. Методы энергосбережения при освещении зданий, эффективность использования систем автоматического включения, энергоэкономичных ламп.

    контрольная работа , добавлен 14.04.2010

    Изучение необходимости и сущности энергосбережения. Характеристика основных направлений эффективного энергопотребления: энергосбережение на предприятии, сокращение тепловых потерь в зданиях разного назначения. Современные технологии энергосбережения.

    реферат , добавлен 27.04.2010

    Характеристика текущего состояния сферы энергосбережения и уровня эффективности использования энергии в Российской Федерации. Базовые механизмы осуществления мер по энергосбережению в разных секторах экономики и их реализация в различных странах мира.

    реферат , добавлен 14.12.2014

    Проблема энергосбережения как проблема мобилизации социального ресурса управления. А можем ли мы реализовать хотя бы половину? Городская дотация на теплоснабжение. Что даст предложенное изменение тарифной системы?

    реферат , добавлен 06.04.2007

    Реформирование экономики России. Теоретическое обоснование эффективности энергосбережения. Экономия топливно-энергетических ресурсов – важнейшее направление рационального природопользования. Основные этапы разработки программы энергосбережения.

    реферат , добавлен 27.10.2008

    Анализ энергопотребления зданий в Российской Федерации. Потенциал энергосбережения в строительном секторе и жилищно-коммунальном хозяйстве. Характеристики и проблемы пассивного дома. Теплотехнические параметры, конструктивные и научно-технические решения.