Ндс, возникающий при осуществлении поставок для государственных нужд у организаций, применяющих усн. Как выбрать систему налогообложения для участия в закупках Госзакупки участие в электронных торгах налогообложения

28.01.2022

Может ли участник аукциона работая без НДС принимать участие в торгах, запросах котировок по 44-ФЗ. Документация содержит обоснование цены (включая НДС). Как правомерно поступить (принять участие) участнику и что должна содержать документация, чтобы не ограничивать участников (в части применения НДС).

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Как рассчитать цену контракта при проведении электронного аукциона, если НМЦК была определена проектно-сметным методом и при формировании сметы учтен НДС 18 процентов, а победитель работает по упрощенной системе налогообложения?

Если начальная максимальная цена контракта определена на основании сметы с учетом НДС и при проведении электронного аукциона участник предлагает цену ниже, но без учета НДС, то заказчик вправе заключить контракт с данным участником по цене, предложенной таким участником, без уменьшения цены контракта на сумму НДС, если таким участником аукциона применяется упрощенная система налогообложения.

Если победитель конкурентной закупки не является плательщиком НДС, то заказчик, например, может в локально-сметном расчете (смете) зафиксировать цену победителя и предложить ему самостоятельно рассчитать смету пропорционально снижению цены, а также в соответствии с письмом Росстроя от 27 ноября 2012 г. № 2536-ИП/12/ГС «О порядке применения нормативов накладных расходов и сметной прибыли в текущем уровне цен».

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Что касается закрытия актов, то если НДС в стоимости работ заказчиком не учитывался (не указывался) и акты закрываются на основании КС-2 и КС-3, по нашему мнению, оплата осуществляется в соответствии со стоимостью работ, указанных в КС-2 и КС-3.

Если цена была сформирована с НДС, но пересчета победителем по НДС не проводилось и акты закрываются на основании КС-2 и КС-3, то , по мнению экспертов Института государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий, принимать их надо от подрядчика без НДС. То есть все единичные расценки должны сохраниться такими, какими они были в смете на момент подписания контракта. Подрядчик-упрощенец в КС должен указывать «НДС не облагается». Таким образом, к концу завершения работ окажется, что заказчик «не доплатил» подрядчику - не произвел выплату всей цены контракта (сумма НДС так и останется невыплаченной). У подрядчика просто не будет оснований требовать от заказчика какой-либо оплаты, так как все КС согласно смете уже были подписаны и оплачены. Остаток суммы контракта подрядчик может попытаться взыскать, но вряд ли у него получится это сделать.

В дальнейшем, чтобы у заказчика было понимание, какой участник применяет УСН, а какой нет, и не было проблем при оплате оказанных услуг (выполненных работ), предлагаем дополнительно включить в порядок формирования цены контракта, например, при заполнении информационной карты аукционной документации при соответствующих видах работ, условия для упрощенцев в следующем виде, например:

«Участники закупки, не являющиеся плательщиками НДС на основании пункта 2 статьи 346.11 главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса РФ, при формировании цены контракта и уточнении сметной стоимости работ должны руководствоваться требованиями письма Росстроя от 27 ноября 2012 г. № 2536-ИП/12/ГС «О порядке применения нормативов накладных расходов и сметной прибыли в текущем уровне цен».

Письмо Минэкономразвития России от 30.05.2016 № Д28и-1397

«…В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона № 44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, любой участник закупки, в том числе который освобожден от уплаты НДС и применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в закупках.

Согласно пункту 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона № 44-ФЗ, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальную (максимальную) цену контракта, источник финансирования.

В соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ при проведении закупок в конкурсной документации (документации о проведении конкурса с ограниченным участием , документации о проведении двухэтапного конкурса) , документации об аукционе в электронной форме устанавливается начальная (максимальная) цена контракта.

При установлении начальной (максимальной) цены заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, и иные платежи, связанные с оплатой поставляемых товаров (работ, услуг).

Помимо начальной (максимальной) цены контракта заказчик устанавливает требование к формированию цены контракта, а именно указывает, что в составе заявки участник закупки должен установить цену с учетом или без учета налогов и других обязательных платежей.

Согласно части 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 Закона № 44-ФЗ (часть 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ).

В соответствии с частью 10 статьи 70 и частью 14 статьи 78 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона, запроса котировок и документации о таком аукционе, по цене, предложенной победителем.

Согласно части 1 статьи 54 и части 17 статьи 83 Закона № 44-ФЗ по результатам конкурса, запроса предложений контракт заключается на условиях, указанных в заявке, окончательном предложении участника конкурса, запроса предложений, признанного победителем конкурса, запроса предложений.

Таким образом, с учетом положений Закона № 44-ФЗ контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупок вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя.

Сумма, предусмотренная контрактом за выполненный объем работ, должна быть выплачена победителю закупок в установленном контрактом размере.

Да, участник закупки, который применяет упрощенную систему налогообложение, может принять участие в закупках на равных условиях.

При подаче заявки, такой участник закупки может указать, что применяет упрощенную систему налогообложения. В свою очередь, заказчик не вправе снижать цену, которая предложена таким участником, на размер НДС! Контракт заключается с победителем по цене, которая была предложена им в заявке.

В условиях исполнения контракта, предусмотренных в проекте контракта, заказчику рекомендуется указывать формулировки к цене контракта как для победителей, которые платят НДС 18%, так и для победителей, которые не платят НДС 18%.

Журнал - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.

Может ли ИП участвовать в тендерах – это один из вопросов, который интересует бизнесменов после открытия. На деле в аукционах участвуют крупные компании, но для каждой, даже маленькой, это возможность получить дополнительный доход и заслужить репутацию.

Перед тем как приступить к подготовке документации для общего аукциона, бизнесмену нужно понять, как участвовать в тендерах и какие перспективы благодаря этому получаются.

Только закон определяет возможно ли предпринимателю принимать участие в такой деятельности, как госзакупка, проходящая на специально созданных торговых площадках. При этом в заключаемом контракте оговариваются условия, сроки и качество выполнения государственного заказа. Здесь в основе лежит продуктивность, справедливость и состязательность. Закупочная сфера постепенно становится для большого количества наблюдателей открытой.

По результатам проведённых торгов определяется победитель, подавший лучшее предложение для выполнения заказа и который отвечает потребностям заказчика. Средства для оплаты результатов взимаются из бюджета.

Естественно, занятое первое место даёт возможность ИП выйти на профессиональный рынок, что предоставляет перспективы.

Успех достигается только при наличии следующих факторов, которые необходимы для участия:

  • изучение алгоритма;
  • объективная оценка потенциала;
  • изучение рисков;
  • освоение принципов работы.

Нужды заказчика могут удовлетворяться за счёт, того, что размещены специальные предложения, но только на конкурентной основе, что даст возможность получить должный результат.

Участвуя в торгах, предприниматели имеют приоритеты, но и риски здесь велики, поэтому важно быть уверенным в решении участия в аукционах.

Распределение заказов происходит исходя из нескольких типов торгов:


Госзакупки проводятся на специализированных сайтах, представляющих собой электронные площадки для торгов.

К числу наиболее распространённых сегодня относятся следующие:

Здесь имеются все актуальные закупки и предложения для них.

Что касается информации о торгах, то её можно обнаружить на официальном сайте www.zakupki.gov.ru . В рамках контракта заказчиком может стать государственный, муниципальный орган или бюджетные организации.

Как правило, такие заказы находятся в доступе для любых предпринимателей.

Участник должен предоставить следующие бумаги:


В соответствии с законом, каждый ИП вправе участвовать в торгах, но только при условии, что все документы соответствуют. Здесь очень важно подтвердить финансовую состоятельность ИП, так как ему предстоит обеспечить гарантию. Как правило, сумма обеспечения колеблется от 0,5 до 5 процентов.

В качестве гаранта может выступать банк, с которым потребуется заранее заключить соглашение о тендерном кредитовании. Бизнесмен вправе подать несколько заявок для участия в торгах, что повысит шансы ИП. Можно воспользоваться для этого специальными компаниями, которые оказывают услуги по тендерному кредитованию.

Предпринимателю необходимо знать, что организатор может скорректировать требования процесса и правила участия.

Бизнесмену потребуется следовать следующим рекомендациям, чтобы участвовать в госзакупках:

  1. Создать электронную подпись, которая в дальнейшем потребуется для документооборота.
  2. Пройти на торговой площадке процедуру аккредитации. Это необходимо для того, чтобы увидеть наиболее актуальные предложения. Для осуществления последнего лучше обратиться за помощью к специалистам, которые установят программы на компьютер и поддержат предпринимателя. Если же делать это самостоятельно, то к заявлению для аккредитации следует прикрепить копии официальных документов.
  3. Обеспечить заявку для участия, что представляет собой залог, который варьируется от 0.5 до 5 % исходя из всей суммы заключённого контракта, блокируемый на лицевом счёте.

Естественно, блокировка будет снята и залог возвращён при следующих ситуациях:


Но залог не будет возвращён в случае, когда предприниматель одержал победу, но уклонился от дальнейшего контракта, или, когда вторая часть заявки не соответствует три раза в одном квартале.

Подать заявку, что можно осуществить при помощи интерфейса на площадке. Составление заявки происходит исходя из принципа того, что она делится на две части.

Первая содержит в себе информацию об услугах, товарах или работах, а вторая:

  • личная информация;
  • бумаги, которые подтверждают, что участник соответствует требованиям 31 статьи закупки по 44-ФЗ;
  • копия бумаг, подтверждающих законодательное соответствие услуг и товаров;
  • решение крупной сделке или о её одобрении;
  • документ о принадлежности ИП к субъектам хозяйствования, которые подают документы.

Участие в электронных аукционах, которые идут в 2 этапа:


Подписание контракта с победившим, что происходит в течениё времени, составляющего не больше тринадцати дней. В противном случае направляется уведомление об уклонении и сумма обеспечительной заявки на участие в торгах не возвращается.

Здесь важно учитывать, что список необходимых для аукциона бумаг периодически меняется, так как переменчивы и требования заказчика. Его с лёгкостью можно найти в тендерной документации.

Чтобы исполнить условия договора, заключённого между заказчиком и потребителем, предпринимателю необходимо иметь тендерные гарантии. Как правило, оно составляет около тридцати процентов от полной цены заказа. Указанная сумма зачисляется на счёт в банке, принадлежащий заказчику. Она обязательна для всех ИП, которые одержали победу в тендере.

В противном случае, решение отменяется и бизнесмену не удастся заключить выгодный контракт и поднять свою репутацию.

Как только бизнесмен выберет аукцион, ему следует приступить к изучению документов.

ИП потребуется подготовить бумаги и заполнить заявку, в которой имеется:

  • правовая и организационная формы;
  • личная информация;
  • бумаги, подтверждающие качество предоставляемых услуг;
  • документальное доказательство законности деятельности;
  • реквизиты и наименование ИП.

После того как необходимый формуляр будет правильно заполнен, нужно поставить электронную подпись.

Труднее всего участвовать в тендере предпринимателям, которые являются новичками, здесь критерии оценки несколько отличаются, но при помощи специалистов, разобраться с этим будет несложно.

Воспользовавшись помощью банка в качестве кредитора для участия в торгах, бизнесмен приобретает неоспоримые преимущества, например:

  • отсутствует ограничение в плане финансов для аукциона с крупными суммами контрактов;
  • оперативность оформления бумаг;
  • не нужно взимать финансы из бюджета ИП;
  • минимальная ставка на пользование кредитными деньгами;
  • возможность подать несколько заявок в разные торги в одно и то же время.

Существуют ситуации, когда ИП не может принимать участие в тендерах. Статья 3 ФЗ под номером 275-ФЗ от 29.12.12 года гласит, что бизнесмен не может участвовать в закупках, но это касается именно оборонного заказа. Причём это правило действует для всех случаев без исключения.

Этот факт обусловлен тем, что исполнитель обязан обладать мощным производственным техническим оборудованием, финансовыми и трудовыми ресурсами, которые обеспечили бы поручение.

Но, если ИП всё же принимает участи в торгах, то бизнесмена начинает одолевать вопрос – а что будет, когда он выиграет тендер? На самом деле после победы предпринимателю стоит обратиться к специалисту, который поможет проконтролировать оформление договора правильно, чтобы он полностью соответствовал требованиям закона. Также специалисты предоставляют услуги по сопровождению участия в тендере бизнесменов.

Зачастую предприниматели, начиная участвовать в государственных закупках, не знают, какую систему налогообложения лучше выбрать. На собственном опыте мы подобрали самую оптимальную схему налогообложения для участвующих в госзакупках.

Все мы привыкли работать на ОСНО, контролируя свой НДС, однако, играя по правилам 44 Федерального закона, выгодней использовать УСНО.

Согласно ст. 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, не признаются плательщиками НДС, за исключением налога, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога, уплачиваемого на основании ст. 174.1 НК РФ.

Кроме того, «упрощенцы» уплачивают НДС в случае, если они являются налоговыми агентами по этому налогу (п. 5 ст. 346.11 НК РФ).

На практике, при проведении закупок, цена устанавливается с учетом НДС. И, являясь Исполнителем, уплачивающим НДС в бюджет, мы получаем классическую картинку – нас обыгрывают «упрощенцы», ведь они освобождены от уплаты данного налога, что позволяет им предложить меньшую цену и забрать выгодный контракт.

Федеральным законом № 44‑ФЗ устанавливается запрет на изменение цены контракта, за исключением положений п. 1 – 4 ст. 95 данного закона. При оплате товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых, оказываемых) в рамках муниципального контракта, заключенного с победителем открытого аукциона в электронной форме, в том числе являющимся налогоплательщиком, применяющим УСНО, уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.

Как выбрать оптимальную схему налогообложения?

Упрощенная система налогообложения предусматривает два подвида возможной налоговой ставки – 6-процентой (Доходы) и 15-процентой (Доходы — расходы). Оптимально выбрать систему можно, исходя из того, каким образом вы собираетесь исполнять контракт. К примеру, если вы «забрали» аукцион на выполнение строительных работ, и планируете подключать услуги субподрядных организаций, вам было бы выгодней работать на 15-процентой Упрощенной Системе Налогообложения – так вы уменьшите свой налог от оплаты контракта на сумму, уплаченную субподрядной организации. Если же Вы планируете покрывать свои расходы на исполнение того или иного контракта зарплатами, то, возможно, вам гораздо удобнее было бы использовать 6-процентую систему налогообложения — в соответствии с законодательством РФ, налогоплательщики на УСН с объектом «доходы», вправе уменьшить исчисленную за налоговый, или отчетный период, сумму налога (авансового платежа) на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также на суммы пособий по временной нетрудоспособности, уплаченные этот же период (не более чем на 50% от уплаты страховых взносов!).

Так же, если вы являетесь поставщиком определенных товаров/услуг, вы можете приобрести патент на данную деятельность. (Данный способ подходит только для Индивидуальных предпринимателей, средняя численность наемных работников которых, не превышает 15 человек). Отличительной особенностью данного режима является отсутствие отчетности, замена трех основных налогов общего режима, одним – единым. Отметим, что при расчете стоимости патента, невозможность учесть уплаченные страховые взносы. Также обратите внимание, что законом субъекта РФ ставка по патенту может быть снижена до 0%. Виды предпринимательской деятельности, в отношении которых возможно применение патентной системы налогообложения, приведены на официальном сайте Налоговой Российской Федерации — https://www.nalog.ru/

Если вы планируете иметь разные направления бизнеса, рекомендуем «дробить» компанию, выделяя несколько отдельных юридических лиц, подбирая оптимальную систему налогообложения для каждой. Например, для деятельности, связанной с техническим обслуживанием и ремонтом автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования, лучше приобрести патент, а для клининговых услуг по субподрядным договорам – перейти 15-процентую «доходы минус расходы». Выстроив правильную налоговую политику в компании, вы сможете сэкономить большую сумму ваших доходов.

Бухгалтер Tender-build
Свинова Анастасия

Госзакупки - начинаем и выигрываем

Вам знакомо выражение «Поставщик двора Его Императорского Величества»? Этот титул получали купцы, которые постоянно поставляли товары для императорских нужд. Быть поставщиком двора было очень почетно, такой статус говорил сам за себя и служил лучшей гарантией и рекламой товаров и услуг.

Получить звание поставщика двора было очень непросто. Только чтобы подать прошение на него, купец должен был в течение 10 лет поставлять ко двору «по сравнительно малым ценам» товары или работы собственного производства, не иметь жалоб от потребителей, участвовать в промышленных выставках. В конце 19-го века поставщиков двора было всего лишь около 40, и среди них были не только российские купцы, но и иностранцы.

Сегодняшним претендентам на поставки для государственных нужд не в пример легче, хотя, конечно, и им придется постараться для получения такого заказа. Но все же, получить госзаказ имеет шанс любой бизнесмен.

Собираетесь участвовать в госзакупках? Откройте расчётный счёт в надёжном банке. Многие банки предлагают выгодные условия по открытию и ведению расчётного счёта. Ознакомиться с предложениями вы можете у нас на .

Что такое госзакупки?

Государственные закупки - это система размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для муниципальных или государственных нужд. Госзакупки были введены законом от 21 июля 2005 № 94-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2014 года.

Сейчас порядок госзакупок регулируется законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», но на некоторых электронных торговых площадках все еще встречаются ссылки на закон № 94-ФЗ. Такая контрактная система предполагает конкурсный отбор поставщиков товаров и услуг, что позволяет получить государству самые выгодные условия для поставок и снизить коррупцию в сфере госзакупок через систему «откатов», хотя, конечно, о полном ее искоренении в этой сфере говорить еще рано.

Спектр государственных или муниципальных заказов очень широк, среди них есть множество мелких, не превышающих 1 млн. рублей. Это дает возможность участвовать в госзакупках не только крупным поставщикам, но и малому бизнесу, в том числе индивидуальным предпринимателям. Для поставщиков, являющихся и социально ориентированными некоммерческими организациями, существует особая квота - не менее 15% совокупного годового объема госзакупок заказчики обязаны делать у них (статья 30 закона № 44-ФЗ). Количество государственных и муниципальных заказчиков на официальных сайтах превышает 250 тысяч, каждый день объявляются сотни новых заказов на сотни

Где проводятся госзакупки?

Предположим, вы осуществляете строительные работы, по состоянию на 04.01.2019 было открыто 1581 торгов по этой позиции.

Кликнув по одному из объявлений, можно перейти на страницу самого аукциона, которая содержит полную информацию о его проведении.

Способы закупок по 44-ФЗ

Статья 24 этого закона дает понятие «способов определения поставщика », то есть, каким именно образом могут проходить госзакупки. Способы эти разделены на конкурентные и неконкурентные. К неконкурентным способам относят закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а конкурентные имеют такую классификацию:

При открытых способах госзакупок информация о них сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц, а к участникам закупки предъявляются единые требования. Закрытые способы определения поставщика - это направление приглашений для участия в конкурсе или аукционе ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям заказчика.

Закрытые способы применяются в следующих случаях:

  • информация о госзакупках является государственной тайной;
  • заключается контракт на услуги по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда, музейных предметов и музейных коллекций и других предметов, имеющих важное историческое, художественное или культурное значение;
  • заключается контракт на услуги по уборке помещений и услуги водителей для обеспечения деятельности судей и судебных приставов.

На сегодня самыми популярными способами проведения госзакупок в рамках 44-ФЗ являются электронный аукцион, открытый конкурс и закупка у единственного поставщика. Для примера рассмотрим, как проходит электронный аукцион.

Этапы электронного аукциона

1.Получить электронную подпись

Обязательным условием участия в торгах является наличие электронной подписи. Получать ее надо в аккредитованном удостоверяющем центре, подробнее об этом читайте в статье .

2.Пройти аккредитацию участников

Для участия в электронных торгах участник должен пройти аккредитацию на площадке. К заявлению на аккредитацию необходимо прикрепить отсканированные документы.

Для юридических лиц это:

  • выписка из ЕГРЮЛ и копии учредительных документов;
  • копии документов, подтверждающих полномочия руководителя;
  • доверенность на осуществления действий на площадке от имени участника;
  • решение об одобрении или о совершении сделок по результатам проведения электронного аукциона с указанием максимальной суммы такой сделки.

Индивидуальные предприниматели подают копию выписки из ЕГРИП и копию документов, удостоверяющих личность.

3.Обеспечить заявку на участие

Обеспечение заявки - это обязательное условие при участии в аукционе. Это, по сути, залог, в размере от 0,5% до 5% суммы контракта, который блокируется на лицевом счете участника. Обеспечение заявки возможно и в виде , а некоторые площадки предлагают кредит для этих целей.

Блокировка снимается, то есть сумма залога возвращается, если:

  • заявка была отозвана участником до окончания срока подачи заявок;
  • по результатам рассмотрения заявка была отклонена;
  • вторая часть заявки признана несоответствующей;
  • с участником был заключен контракт по его заявке.

Залоговая сумма не возвращается, если участник, признанный победителем, уклонился от заключения контракта или если вторая часть заявки была признана несоответствующей третий раз на протяжении одного квартала.

4.Подать заявку на участие

Подача заявки происходит на площадке через специальный интерфейс. Заявка состоит из двух частей. Первая часть заявки включает в себя только согласие участника и информацию о товарах, работах, услугах, предлагаемых для поставки. Для обеспечения анонимности первая часть не содержит сведений о наименовании участника.

Вторая часть заявки включает в себя:

  • ИНН и наименование организации или ФИО индивидуального предпринимателя с указанием паспортных данных;
  • документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям статьи 31 закона № 44-ФЗ (у участника не должно быть задолженности по налогам и сборам, судимости за преступления в сфере экономики, конфликта интересов между участником закупки и заказчиком и др.);
  • копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ;
  • решение об одобрении или о совершении крупной сделки;
  • документы, подтверждающие право участника аукциона на получение преимущества (для учреждений уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов);
  • декларация о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Оператор электронной торговой площадки передает заказчику первые части заявок, которые он должен рассмотреть и допустить к торгам, или, наоборот - отклонить. Отказать в допуске могут по причине недостоверности сведений о товаре, работе или услуге, требуемых аукционной документацией или вообще их отсутствии.

5.Участие в электронных торгах

В назначенное время участник входит в личный кабинет на площадке и подает свои ценовые предложения. Аукцион проходит в два этапа:

  1. Этап торгов (основное время). Предложения участников подаются в пределах шага аукциона (0,5% - 5% от начальной максимальной цены контракта), а также независимо от «шага аукциона» при условии соблюдения определенных требований. Время приема предложений составляет 10 минут от начала проведения аукциона, а также 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта.
  2. Этап закрытия торгов. На этом этапе ценовые предложения могут подавать все участники аукциона, кроме предложившего лучшую цену или такую же на этапе торгов.

6. Подписание контракта с победителем аукциона

Победитель получает от заказчика проект контракта, который необходимо рассмотреть и подписать своей электронной подписью или направить протокол разногласий (при обнаружении в проекте контракта ошибок или несоответствий требованиям аукционной документации и законодательству). Если в регламентированный срок (не более 13 дней) контракт не был подписан или не был направлен протокол разногласий, то заказчику автоматически направляется уведомление об уклонении участника от заключения контракта. В этом случае участнику аукциона не возвращается сумма обеспечительной заявки.

Где пройти обучение процедуре госзакупок?

Закон № 44-ФЗ не просто объемный (около 180 страниц в формате Word), но и сложный для понимания, поэтому самостоятельно освоить процедуру госзакупок проблематично. Выше мы уже говорили, что на государственных площадках публикуется информация в виде пошаговых инструкций. Пройти полноценное обучение, но уже за некоторую сумму, можно и в специальном «Сбербанк-АСТ».

Кроме того, в Москве создан Единый центр госзаказа, в рамках которого представители малого и среднего предпринимательства могут получить бесплатное информационное сопровождение, которое включает:

  • семинары, круглые столы, форумы, очные, заочные и он-лайн консультации;
  • набор методических материалов, памяток, инструкций.

Если наша статья помогла вам разобраться в процедуре проведения госзакупок, пожалуйста, поделитесь ею с друзьями - пусть она поможет и им. Нам будет очень приятно!

Участие организации в тендерах, проводимых как для государственных и муниципальных нужд (госзакупки), так и для коммерческих компаний является одним из способов заключения договоров. Организация тендеров позволяет решить ряд экономических задач. Прежде всего, это способствует выявлению на рынке добросовестных организаций-партнеров, выполняющих работу ответственно и качественно, а также заключению догово-ров по реальным (не завышенным) ценам. Для исполнителя заключение договора по итогам торгов является гарантией обеспечения долгосрочных заказов, стабильности в предпринима-тельской деятельности, положительного имиджа на рынке.

Возможность заключения договора путем проведения торгов предусмотрена гл. 28 «Заключение договора» ГК РФ. В частности, в ст. 447 ГК РФ установлено, что в таком слу-чае проводятся аукцион или конкурс и договор заключается с лицом, выигравшим их, то есть с тем, кто предложил на аукционе наиболее высокую цену, а по конкурсу - лучшие условия.

Непосредственно требования по организации и порядок проведения торгов установ-лены в ст. 448 ГК РФ. Например, извещение о проведении торгов должно быть дано органи-затором не менее чем за тридцать дней до их проведения. А если предметом торгов является только право на заключение договора, в извещении о предстоящих торгах должен быть ука-зан предоставляемый для этого срок.

Торги проводятся в форме аукциона или конкурса, которые могут быть открытыми или закрытыми. В первом случае участвовать может любое лицо, во втором - только лица, специально приглашенные для этой цели. Не менее чем за 30 дней до начала торгов органи-затор извещает о времени, месте, форме, предмете и порядке их проведения, в том числе об оформлении участия в них, определении лица, выигравшего торги, а также сообщает сведе-ния о начальной цене.

В ст. 448 ГК РФ предусмотрен односторонний отказ организатора торгов от их прове-дения: для аукциона - в любое время, но не позднее, чем за три дня до наступления даты его проведения, а для конкурса - не позднее, чем за тридцать дней до его проведения. В случае отказа организатор открытых торгов обязан возместить участникам понесенный ими реаль-ный ущерб, если такой отказ произошел с нарушением указанных сроков. А вот организатор закрытого аукциона или конкурса обязан возместить участникам реальный ущерб независи-мо от того, в какой срок после направления извещения последовал его отказ от торгов.

Обычно для участия в торгах участникам необходимо предоставить обеспечение кон-курсной заявки. В основном в качестве обеспечения конкурсной заявки служит задаток или банковская гарантия.

Условие о внесении участником задатка (денежной суммы) предусмотрено п. 4 ст. 448 ГК РФ. Задаток возвращается претенденту в двух случаях (п. 4 ст. 448 ГК РФ): если торги не состоялись и если торги не выиграны им. В отношении участника, выигравшего торги, уста-новлено, что сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по договору при условии его заключения (абз. 2 п. 4 ст. 448 ГК РФ). Если же победитель торгов уклоняется от подписания протокола о результатах торгов, то он лишается задатка. Если в силу каких-либо причин организатор торгов уклоняется от подписания договора, то он обя-зан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить победителю убытки, причи-ненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка (п. 5 ст. 448 ГК РФ).

Также для обеспечения серьезности намерения участника, кроме задатка, торги могут предусматривать условие о приобретении им банковской гарантии. Обычно в ней определя-ется денежная сумма, которая выплачивается банком заказчику при условиях, установлен-ных для случая утраты участника тендера внесенного задатка (ст. 448 ГК РФ). Например, га-рантийная сумма выплачивается:

  • если участник отзывает свою конкурсную заявку в течение срока ее действия;
  • если была выявлена недостоверность сведений, содержащихся в конкурсной заявке;
  • если по вине участника контракт (договор) между ним и заказчиком не был заклю-чен в установленный срок.

В случае обеспечения конкурсной заявки банковской гарантией вопрос о возврате за-датка победителю после заключения контракта снимается.

Бухгалтерский учет

Расходы участника, связанные с тендерными торгами (уплата сбора за участие в кон-курсе, приобретение тендерной документации, приобретение банковской гарантии и прочие), в бухгалтерском учете до объявления результатов конкурса первоначально учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов» как расходы, понесенные в связи с предстоящей про-дажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг. В случае признания участника победи-телем данные затраты признаются прямыми расходами по договору и списываются в дебет счетов затрат. В случае проигрыша все расходы, связанные с подготовкой тендерной доку-ментации, признаются прочими расходами и списываются на счет 91-2 «Прочие расходы» в месяце объявления результатов конкурса.

Отметим, что внесенный участником задаток к вышеперечисленным расходам не от-носится. До объявления результатов тендера (до возврата или зачета в счет исполнения обя-зательств по договору) эти суммы не могут признаваться расходом (п. 3 ПБУ 10/99), так как задаток выполняет обеспечительную функцию - удостоверяет факт намерения заключить до-говор. Поэтому правильнее отражать суммы внесенного задатка по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по внесенному задатку», и кредиту счета 51 «Расчетный счет».

Для признания всех расходов, связанных с торгами, организация должна докумен-тально подтвердить не только уплату взноса участника, оформление банковской гарантии и сумму компенсации банку, но и факт участия в конкурсе.

В случае отрицательного результата суммы возвращаемого задатка отражаются в уче-те обратной проводкой: Дебет 51 Кредит 76. В случае положительного результата задаток также возвращается победителю и отражается на бухгалтерских регистрах аналогичными записями.

Если задаток возвращается претенденту в двойном размере (п. 5 ст. 448 ГК РФ), то сумма, превышающая размер внесенного задатка, признается прочим доходом (п. 2 ПБУ 9/99). Дебет 51 Кредит 91-1.

Налоговый учет