Самым надежным методом обеспечить выполнение госконтракта, считается применение банковских гарантий. Являясь своего рода обязательством, а не системой взаиморасчетов между клиентом и финансовым учреждением, гарантии выступают в качестве инструмента. Его работа основана на том, что при неисполнении обязательств оговоренных контрактом, банк является гарантом, отвечающим за финансовую часть договора.
ФЗ №223 наиболее лоялен к участникам, занимающимся госзакупками. В нем установлен общий порядок для проведения деятельности по закупкам. В то же время ФЗ №44 ужесточает процедуру проведения госзакупок, установив определенные требования для всех участников контракта, как заказчику, так и поставщику услуг и продукции. Банки, также не являются исключением, в ФЗ №44 оговорены правила и для них.
Рассмотрим 3 самых основных отличия этих двух законопроектов при получении банковских гарантий:
Согласно с ФЗ №44 все должны быть внесены в единый реестр, сокращенно ЕРБГ. Это главное требование к выполнению, так как банковские гарантии, не внесенные в единую систему информации, не будут приняты заказчиком как гарантии обеспечивающие выполнение контракта. По введению банковских гарантий в ЕРБГ, возложены обязательства на Федеральное Казначейство Российской Федерации. Правила работы, основанные на с 223-ФЗ, не возлагают на участников госзакупок, обязательное внесение в реестр, банковских гарантий.
Согласно ФЗ №44, не каждый банк, может выдавать гарантию. Для ее получения, необходимо обратится в финансовое учреждение, входящее в определенный перечень банков, которые соответствуют законодательным нормативам, и уполномочены регулировать сферу финансовых отношений, по данным контрактам госзакупок.
К таким банкам, выдвинуты конкретные требования:
Всем банкам имеющим разрешение на выдачу банковских гарантий, присуждается код идентификации, эта процедура проходит в соответствии приказа №127 Министерства Финансов РФ от 18.12.2013г.
Ссылаясь на статью 223-ФЗ банк, занимающийся выдачей банковских гарантий, не обязательно должен вноситься, в общий реестр банков Министерства финансов России. Но, не смотря на это, те же заказчики, требования к банкам выдвигают довольно жесткие. Банк, выдавший гарантию, должен находиться, минимум в топ-50 лучших банков, а то и в топ -10 по списку Минфина.
Если стоимость контракта, превышает 50 000 000 рублей, согласно статье , заказчику, просто необходимо потребовать от банка, обеспечения его примерно на 10-30%, от предоставленной максимальной стоимости. Если применяется статья 223-ФЗ, не требуется обоснование цены контракта, нет нужды в принципе ее устанавливать.
На основании ФЗ №223, существует три вида банковских гарантий:
Какие же требования, согласно ФЗ №223, выдвинуты к банковским гарантиям? Как бы ни был лоялен закон, для получения банковских гарантий, все же существует ряд установленных правил. Согласно им, банковские гарантии:
Многие заказчики, выставляют требования к поставщикам о наличии банковских гарантий в соответствии с 223-ФЗ, как одно из главных условий для участия в тендерах, по госзакупкам. В случае если такие требования не выставлены, все же целесообразным и оправданным действием будет получение банковских гарантий.
Это обусловлено следующими факторами:
Размеры банковских гарантий, для участников госзакупок, определяются исключительно в индивидуальном порядке, их расчет исходит из итоговой суммы контракта. Естественно, что банки при определении размера банковской гарантии, принимают самостоятельное решение, но в соответствии закона, верхний предел считается в рамках 10% от общего показателя банковского капитала. Основными факторами,влияющими на стоимость гарантий, могут быть сроки, на которые она предоставлена, наличие, а также отсутствие, необходимого для нее обеспечения. Для снижения ее стоимости, можно оформить счет в банке, где выдается банковская гарантия или же в виде залога предоставить имущество, принадлежащее компании. Залогом могут послужить векселя и депозиты.
Муниципальные, федеральные и государственные органы власти, а также крупные компании с государственным участием, регулярно заключающие контракты на обеспечение своих нужд, обязаны проводить торги на специальных Интернет-площадках.
Чтобы обезопасить себя от недобросовестных поставщиков услуг и продукции, они предъявляют к фирмам, которые желают выиграть процедуру, требование «приобрести банковскую гарантию».
Банковская гарантия по 223-ФЗ – это письменно оформленное поручительство банка поставщика услуг (исполнителя) в том, что все условия заключенного контракта будут выполнены строго по пунктам.
Таким образом, кредитная организация поручается за своего клиента, который в данный момент является должником (бенефициаром).
Если вторая сторона договора – кредитор (принципал) — потребует финансовые средства для обеспечения условий контракта (вследствие недолжного способа исполнения или неисполнения обязательств), то банк поставщика немедленно переводит требуемую сумму.
При нормальном истечении событий банк кредитора «рапортует» о прибытии на счет денежных средств уже через несколько часов после формирования заявки. Только требование от кредитора погасить сумму (задолженность) должно быть выражено в письменной форме.
Участники процедуры
Наименование | Расшифровка понятия | Кто выступает в этой роли? |
Гарант | Кредитная организация, которая поручается за исполнение договора собственными финансовыми активами | Банк, отвечающий определенным требованиям |
Бенефициар | Лицо, в пользу которого выдается гарантийное письмо | Любой собственник предприятия, осуществляющий предпринимательскую деятельность и желающий стать победителем на сайте закупок |
Принципал | Заказчик по государственному (муниципальному) контракту, который желает получить гарантии на исполнение контрактных обязательств | Любое госучреждение, муниципальное образование, имеющее в распоряжение бюджетные средства и осуществляющее заключение контрактов согласно 44-ФЗ и 223-ФЗ |
Понятие «банковской гарантии» введено Гражданским Кодексом, статьей 368, частью первой. Согласно этому нормативно-правовому акту банковское поручительство могут предоставлять не только кредитные организации, но и страховые компании.
Но постулаты другого закона федерального назначения «О банках и банковской деятельности» указывают на то, что выдача банковских гарантий может быть произведена только тем учреждением, у которого есть лицензия на осуществление данной банковской операции.
Тем самым деятельность по выдаче банковских гарантий, предоставленных страховщиками, считается незаконным действием. Данная процедура может стать поводом для инициирования уголовного дела.
Гарантия от кредитного учреждения– востребованный банковский продукт. Услугами финансовых организаций пользуются и руководители малого и среднего бизнеса, и сами организаторы конкурсных процедур.
Все они используют свободные финансовые активы банков в трех случаях:
223-ФЗ предоставляет относительную свободу действий для заказчика. Пункты договора могут быть составлены и изменяться в ходе выполнения, что не противоречит Положению о закупках, разработанному в компании-поставщике.
Явные отличия с 44-ФЗ можно обнаружить на любой стадии проведения конкурсных процедур:
Банковская гарантия по 233-ФЗ оформляется в соответствии с определенными требованиями.
Причинами окончания банковской гарантии могут быть признаны следующие моменты.
В договоре о банковском поручительстве прописывается в обязательном порядке номер банковской лицензии, на основании которой производится данная сделка.
Дополнительно к документам прикладывается копия лицензионного договора, подписанная уполномоченным лицом и заверенная нотариусом.
Его основные части:
наименование | расшифровка | |
1 | Реквизиты кредитной организации | Юридический адрес, ОГРН, ИНН, КПП, БИК, к/с, номер лицензии |
2 | Данные принципала | Место нахождения, ИНН, КПП, расчетный счет, наименование обслуживающего банка, к/с, БИК |
3 | Идентификация аукциона | Номер торгов в реестре, протокол, описание объема и характера работ |
4 | Данные бенефициара | Место нахождения, ИНН, КПП, расчетный счет, наименование обслуживающего банка |
5 | Договорные обязательства | Ограничение по максимальной сумме выплат, ограничения по сроку оплаты |
6 | Особые условия | Уплата неустоек, пени, в том числе за просрочку платежа. Срок действия поручительства. |
7. | Подписи уполномоченных лиц | Обычно банковский документ подписывают главный бухгалтер и председатель правления банка |
Любое банковское поручительство загружается банком в реестр, расположенный на сайте госзакупок, в течение одного рабочего дня после выдачи.
Заказчик вправе найти БГ по реестровому номеру, рассмотреть ее, принять к сведению или отказать по определенным основаниям.
В перечень кредитных организаций, активно выдающих БГ, входят не все учреждения. Должны быть соблюдены ряд условий:
Чтобы избежать проблем с поддельными банковскими документами, нужно просмотреть историю каждого документа. Для этого в описке на сайте находим вкладку «отказано в принятии банковской гарантии».
Если банк-гарант, с которым предполагается поддерживать партнерские отношения, оказался на 1,2,3 месте по количеству отказов за последние один-два месяца, то это – повод для раздумий.
Считается, что привлечение банковских гарантий – это сделка, которая выгодна сразу трем сторонам процедуры . Разумеется, она осуществляется банком на платной основе. Как можно подсчитать тот бюджет, который необходимо «заложить» в качестве оплаты за поручительство банка? Разумно ли это мероприятия с точки зрения бенефициара?
Допустим, что цена контракта составляет 30 миллионов рублей. На эти деньги нужно провести реконструкцию детского сада за 1 год. Фирма-поставщик, выигравшая аукцион, обязана на обеспечение своей деятельности сразу же отложить ровно 30 процентов, что эквивалентно 10 миллионам рублей.
Взамен этого строительная компания решается взять в поручители надежный банк. Кредитная организация выплачивает на счет заказчика услуг требуемые 10 миллионов, а 10 миллионов остается в свободном обороте фирмы.
За свой полезный труд банк попросит всего лишь 5 процентов. Это – 300 тысяч рублей. Если из дохода от вклада в 1 миллион вычесть эти 300 тысяч, то получаем чистую прибыль, равную 700 тысячам рублей.
Банковская гарантия по 223-ФЗ — это инструмент, который помогает заключить контракт с государственными и муниципальными структурами без рисков и на выгодных условиях. Это мероприятие обойдется дешевле, чем кредит.
Более того, у некоторых предпринимателей получается не только сэкономить, но и получить прибыль.
Один из наиболее универсальных способов обеспечения исполнения обязательств – гарантия от банка. При участии в государственных торгах этот документ является обязательным, а регулирует вопросы предоставления банковской гарантии 223-ФЗ в г. Москва. В этом законе отражены все основные требования к данному инструменту.
Банковская гарантия по 223-ФЗ
Подбор банка за 24 часа
Минимальный пакет документов
В полном соответствии с ФЗ
На всех этапах вам будут помогать опытные специалисты
Или звоните
8 800 551-44-92
(бесплатно по РФ)
Гарантия представляет собой документ, согласно которому банк обязуется компенсировать кредитору определенную сумму средств, при условии того что клиент не исполняет обязательства, предусмотренные в контракте. Это один из наиболее универсальных финансовых инструментов, обеспечивающих надежное исполнение обязательств.
Банковская гарантия по 223-ФЗ делится на следующие виды:
Для обеспечения заявки
Этот документ выступает в роли подтверждения серьезностей намерений поставщика для участия в торгах, а также как гарантия того что лицо не изменит существенные условия своего предложения.
Возврата авансового платежа
Финансовое учреждение компенсирует заказчику денежные средства, при их нецелевом использовании или отказе от исполнения обязательств, предусмотренных в контракте.
Обеспечения исполнения договора
Такая гарантия активируется, в случае если исполнительно не полностью выполни условия, закрепленные в соглашении, или выполнил их ненадлежащим образом.
В Федеральном законе №223 предусмотрены определенные требования к этому финансовому инструменту. Обязательные условия:
Дополнительно предусмотрено то, что гарантия подразумевает осуществление платежа по первому требованию кредитора. Клиенту банка, как правило, доступно приобретение услуги как для обсечения 100% суммы, так и для обеспечения ее части.
В момент предъявления требований о выплате гарантии, кредитор предоставляет в банк документ подтверждающий факт выполнения требований. Финансовое учреждение обязано исполнять условия, предусмотренные в договоре, но не обязано исполнять услуги места клиента.
Банковские гарантии по 223-ФЗ регулируются теми нормами, которые действуют по месту расположения банка, который оформил услугу и действующего законодательства РФ.
Процедура получения банковской гарантии регулируется не только 223-ФЗ, но и 44-ФЗ. Эти законодательные акты различаются жесткостью по отношению к лицам, участвующим в государственных торгах.
ФЗ-44 обуславливает основы проведения тендерных торгов и устанавливает определенный круг требований, которые определяют факт ее действительности.
Основные отличия банковских гарантий 223-ФЗ от 44-ФЗ заключаются в следующих положениях:
В Федеральном законе №223 установлены отдельные требования к получению лицом гарантии от финансового учреждения. В первую очередь банковская гарантия согласно 223-ФЗ не может быть отозвана участником.
Такой документ действует в строго определенных временных ранках. На его принятие или отклонение у заказчика есть 3 дня. В обязательном порядке четко прописывается сумма и основные права лиц, заключивших договор.
Стоимость банковской гарантии по 223-ФЗ в г. Москва обусловлена общей суммой контракта, определяется в индивидуальном порядке для каждого отдельного случая. В законе предусмотрено, что максимальная цена вознаграждения за гарантию составляет 10% от общей суммы контракта.
В большинстве случаев стоимость банковской гарантии согласно ФЗ-223 определяется, на основании комиссии финансового учреждения и других дополнительных факторов, к примеру, срока ее действия, размера контракта, качества предоставленных документов, наличия или отсутствия залога. Для оформления услуги в банке требуется открыть счет или предоставить залог.
Согласно ФЗ-233 банковские гарантии могут выдаваться только теми кредитными организациями, которые получили специальную лицензию в Центральном Банке РФ. Это одно из основных требований, предъявляемое новым законом.
Информацию о финансовых учреждениях, которые соответствуют выше перечисленным требованиям размещена на сайте ЦБ. Дополнительно каждая кредитная организация соответствующая требованиям вноситься в единый реестр организаций предоставляющих такие услуги. Информация в реестре постоянно дополняется и корректируется ЦБ.
Банковская гарантия по 223-ФЗ в г. Москва определяется как один из наиболее эффективных способов обеспечения обязательств. В этом законе установлены основные требования к гарантии для тех лиц, которые хотят принимать участие в государственных торгах. Согласно этому закону в каждом документе должны быть прописаны сроки его действия, а также сумма обеспечения. Закон №223 значительно смягчает требования к форме документа, которые установил ФЗ-44 для своих гарантий. Для участия в торгах по ФЗ-223 теперь необязательно указывать точную сумму обеспечения. Кроме того, закон значительно смягчает требования, которые предъявляются к гаранту.
Нормы Федерального закона №223-ФЗ как-то принято сравнивать с ФЗ 44. Сравнение вполне уместно, так как в обоих законах речь идёт о правилах электронных закупок, связанных напрямую с государственными или окологосударственными структурами.
Те, кто хорошо понимает основные отличия 223-ФЗ от 44-ФЗ, могут сразу перейти к содержанию основным моментов банковской гарантии по 223-ФЗ : требованиям, сумме, срокам и вероятному обеспечению.
Остальным будет полезно знать, что принципиальное отличие данных федеральных законов состоит в степени регулирования свободы действий заказчика в рамках тендерных закупок и структурах, к которым данное регулирование применимо.
В первую очередь важно понимать, что требования, описанные в 223-ФЗ относятся к:
В рамках 223-ФЗ заказчики сами разрабатывают положения о закупках, прописывая в них все требования к поставщикам, обеспечению и правила выявления победителей. Разработанные положения и правила будут являться неотъемлемой частью конкурсной документации и регулировать процесс проведения закупок заказчиком.
Торги по 223-ФЗ проводятся на более 170 электронных торговых площадок, в то время как госзакупки по 44-ФЗ могут проводиться на ограниченном числе таких площадок:
В отличие от 44-ФЗ Федеральный закон №223-ФЗ возлагает право устанавливать требования к обеспечению контрактов на самих заказчиков. В большинстве случаев заказчики прописывают в требованиях к обеспечению внесение исполнителем депозита или предоставление им банковской гарантии . Как раз о последнем и пойдёт речь ниже.
Остальные требования сводятся преимущественно к перечню банков, гарантия которых может быть принята в обеспечение контракта, либо к описанию критериев финансовых показателей кредитной организации.
А вот срок действия банковской гарантии по 223-ФЗ регламентируется требованиями, прописанными в конкурсной документации и прилагаемом к ней шаблоне будущего контракта.
Если речь идёт о заключении контракта на проведение каких-либо работ и услуг, предполагающих последующее гарантийное обслуживание, то зачастую срок банковской гарантии по 223-ФЗ должен покрывать весь срок выполнения работ или услуг и срок гарантийного сопровождения.
Требования к сумме банковской гарантии по ФЗ 223 заказчик также прописывает в конкурсной документации. В случае, когда контракт предполагает выплату исполнителю аванса, сумма банковской гарантии обычно напрямую привязывается к его размеру. В остальных случаях обычно устанавливается в диапазоне 10-30% от стоимости контракта.
Пожалуй единственным требованием, связанным с суммой гарантии, которую банк может выдать в рамках 223-ФЗ, является её предельная величина, которая не может превышать 10% от капитала банка.
Но не отчаивайтесь, если всё это не про вас, так как некоторые банки вполне успешно выдают экспресс-гарантии, не требующие какого-либо обеспечения. Самым жётским требованием в рамках таких программ может стать требование личного поручительства генерального директора и основных собственников компании. Решение по заявке на такую банковскую гарантию не редко принимается в течение 1-3 дней, а срок до её выдачи обычно не превышает 5 рабочих дней. Сумма подобной банковской гарантии, касающейся 223-ФЗ, обычно не превышает 10-15 млн.рублей в расчёте на один контракт.
Если вы вписываетесь в эти рамки, то смелее отправляйте нам и вы получите решение в течение 1 дня, а саму гарантию не позднее 3 дней с момента подачи заявки.
Определённые затруднения у принципала конечно могут возникнуть, если выбранный им банк для банковской гарантии по 223-ФЗ, не соответствует требованиям заказчика в этой части. Но мы находим выход в 9 случаях из 10.
Актуальный список банков, составленный Минфином и отвечающий требованиям 44-ФЗ к кредитным организациям вы можете посмотреть на нашем сайте - Перечень банков, соответствующих требованиям пункта 3 статьи 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации, по состоянию на 01.07.2017
При этом заказчик оставляет за собой право (которым, к слову, пользуется почти всегда) проверить подлинность предоставленной гарантии. Если в ответ на запрос заказчика банку эмитенту выпуск гарантии не будет подтверждён, то заключенный ранее контракт может быть аннулирован, а исполнитель надолго рискует попасть в список "персон нон-грата".
Каким бы ни был ваш вопрос по теме банковской гарантии или насколько бы срочной не оказалась потребность в выпуске банковской гарантии, наши специалисты компетентно и быстро решат его. и мы гарантированно предложим вам лучшую стоимость банковской гарантии по 223-ФЗ и в кратчайшие сроки добьёмся для вас её выпуска.
Перечень банков партнёров нашей компании очень велик.