Земельный участок мкд. Оформление земли под многоквартирным домом. В какой момент возникает право собственности на землю под МКД

25.05.2022

Здравствуйте, дорогие друзья. В этой статье мы рассмотрим вопрос, кому принадлежит земля под многоквартирным домом (МКД) – собственникам жилья или местной администрации. Если мы откроем Жилищный Кодекс (ЖК) РФ, то в статье 36 прочитаем, что земля, на которой стоит МКД, принадлежит всем владельцам квартир в данном доме на праве общей долевой собственности.

Где проходит граница

Сразу возникает вопрос – а что же с придомовой территорией? Если находящуюся под МКД землю никак не использовать, то границы двора возле него могут варьироваться достаточно широко. В этом вопросе нам поможет разобраться Земельный Кодекс (ЗК) РФ, где в статье 1 указано на соблюдение принципа одной судьбы отведенных земель и находящихся на них объектов недвижимости.

Землеотведение, включающее в себя землю под МКД и придомовую площадь, считается общим владением всех собственников квартир после окончания застройки с момента проведения государственного кадастрового учета.

Не мало ли земли?

Любому человеку, собирающемуся стать владельцем квартиры в России, интересно, не мало ли придомовой территории отмерило его домовладению государство. Но если мы бросимся изучать ЖК РФ или ЗК РФ, то про размеры придомовой территории нигде нет ни полслова. Лишь сказано, что размер участка зависит от размеров и расположения всех зданий и сооружений, находящихся в общем владении собственников конкретного МКД.

Также прилегающая к дому территория должна обеспечивать нормальное функционирование МКД, соблюдать градостроительные нормативы, правила пожарной безопасности, санитарные нормы, нормы по озеленению окружающих дом площадей.

Земля под домом и вокруг него должна быть поставлена на кадастровый учет еще в момент строительства здания и до сдачи его в эксплуатацию. Если это правило не соблюдено, незаконное строение на не отведенной для строительства участка будет снесено. Дом также снесут, если нарушен проект, превышена максимально разрешенная этажность.

Кроме того, вокруг строящегося дома находятся уже отведенные кадастром в собственность или в аренду участки, размеры которых узаконены и не полежат изменению.

Можно крепко встрять, купив квартиру в доме так называемой точечной застройки, а потом с грустью убедиться, что вокруг дома вся земля находится в собственности или аренде у посторонних организаций или граждан.

Приватизировать или нет?

Если у вашего дома не оформлен план участка и нет кадастрового номера – такое может быть, если дом построен до 2010 года, то в принципе ничего страшного, участок и дом на нем и так формально ваши. Приватизация может понадобиться, если местные власти собрались что-то возвести на вашем участке, либо вы на общем собрании собственников решили что-то построить во дворе (например, подземный гараж), или ваше ТСЖ или ЖСК решило взять кредит для проведения ремонтных работ или работ по благоустройству.

Для того, чтобы оформить придомовую землю в собственность, пишется заявление в местную администрацию о разработке плана земельного участка. С готовым планом нужно посетить орган государственного кадастрового учета и через некоторое время получить столь вожделенный кадастровый номер.

Плюсы и минусы придомовых владений


Первый минус – с момента приватизации собственникам общедомовой территории придется платить налог на землю. Вообще, чем больше земельных участков получит кадастровый номер, тем больше налогов будет собирать местная администрация. А так как проводимые работы по благоустройству придомовых территорий ложатся на плечи собственников жилья, муниципалитету не нужно будет тратить средства на эти цели.

Первый плюс – на общем собрании владельцев квартир МКД можно сдать часть земли в аренду и получать доход, построить на ней что-то нужное для всех жителей. А если вы живете на первом этаже, то можно сделать пристрой к своей квартире, правда, заручившись согласием всех собственников квартир в доме. Это тоже можно сделать на очередном собрании жильцов.

Поменять свой старый дом

У владельцев квартир в ветхом доме, находящемся в центре города, появляется возможность поменять его на новый, правда, в другом месте. Нужно продать свой МКД вместе с отведенной ему площадью, а на вырученные средства купить другой МКД, или отдельно каждому владельцу по квартире в разных местах.

И не нужно ждать, когда администрация решит снести ваш ветхий дом. В этом случае местная администрация может быть лишь совладельцем, если в МКД имеются квартиры, находящиеся у нее в собственности (не приватизированные).


Тем не менее, владельцы квартир в МКД пока не торопятся приватизировать свои участки и получать кадастровые номера. Потому что это не выгодно. Затраты на обслуживание земли и зданий на ней неси, налоги плати, а чтобы построить какой-нибудь магазинчик, можно не получить разрешения от тех же местных властей.

В советское время у населения таких проблем не было – все было общее, народное. Это сейчас развели: видеокамеры, шлагбаумы, домофоны, заборы. Может, это и хорошо, но мы перестали быть вместе, разделяясь даже дворами.

На этом разрешите попрощаться. Думается, разговор еще не закончен, поэтому подписывайтесь на новые познавательные статьи нашего сайта и давайте ссылки на них своим друзьям и родственникам в социальных сетях.

Согласно части 5 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации":

В настоящее время приобретение жилья автоматически делает покупателя совладельцем земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом — разумеется, если застройщик не допустил нарушений законодательства в ходе строительства.

Как указано в части 5 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации":

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Если земельный участок уже сформирован (есть кадастровый номер), то он УЖЕ принадлежит собственникам помещений МКД и законом не предусмотрено совершение каких-либо дополнительных действий по "межеванию", "приватизации", "регистрации" земельного участка.

Если на земельном участке расположены несколько МКД и собcтвеники собственники помещений одного или всех домов могут провести межевание, т.е. разделить один общий земельный участок на несколько по количеству МКД.

Если собственникам помещений МКД совcем уж нечем занятmся, они могут даже зарегистрировать право собственности на земельный участок в ЕГРП:

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним " (далее — Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество. При этом свидетельство о государственной регистрации права в связи с государственной регистрацией права общей долевой собственности на объекты недвижимости собственнику помещения в многоквартирном доме не выдается.

Министерством юстиции Российской Федерации, письмом от 21 апреля 2006 года № 04/3201-ЕЗ, были даны разъяснения, согласно которым если права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента их государственной регистрации (пункт 2 статьи 8 и статья 223 Гражданского кодекса РФ), то государственная регистрация этих прав носит правообразующий характер, а в случае, когда право на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает в соответствии с федеральным законом не с момента государственной регистрации (п. 5 ст. 16 Федерального закона № 189-ФЗ), государственная регистрация носит правоподтверждающий характер.

Таким образом, жилищное законодательство устанавливает возникновение права на общее имущество многоквартирного дома, включая земельный участок, вне зависимости от наличия государственной регистрации права долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома.

Таким образом, у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на которой расположены такие дома, в соответствии со статьей 16 Закона N 189-ФЗ возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. При этом государственная регистрация права хотя бы одного собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме (и одновременная государственная регистрация неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе на земельный участок) является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения прав собственников помещений в многоквартирном доме на указанное имущество, в том числе на земельный участок.

При регистрации права собcтвенности на земельный участок в ЕГРП в подразделе № 3-3 будут указаны все собственники квартир, которые проживают в МКД расположенном на этом земельном участке, но при этом они не могут выделить "свой" участок из общей долевой собственности, то есть на него возникнет собственность с ограничением совместного сервитута. Кроме того, для проведения такого мероприятия требуется личное участие 100% собственников помещений МКД.

Зачастую желание собcтвенников помещений МКД зарегистрировать свое право собственности на земельный участок обьясняется незнанием законов, а именно:

Что, согласно статьи 273 Гражданского кодекса РФ, “при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования”.

И самое главное - в Жилищном кодексе РФ четко указано, что земля под многоквартирным домом - это коллективная собственность жильцов.

Статья 36 ЖК РФ. Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме:

1. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Поскольку земельный участок под домом является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном жилом доме с момента возникновения у них права собственности на такие помещения, то право собственности на земельный участок под МКД юридически связан с правом собственности на помещения в этом доме и следует его судьбе. Приобрести помещение в МКД можно только с долей земельного участка. И продать - только с долей. (ст. 38 ЖК РФ).

Так что при приобретении дольщиками в собственность квартир переход права собственности на земельный участок происходит автоматически, в силу закона.

Поэтому дополнительно подтверждать свое право на земельный участок путем его регистрации в ЕГРП нет ни какой необходимости.

Для поиска кадастрового номера земельного участка можно воспользоваться публичной кадастровой картой России

Если после прочтения статьи у Вас осталось непреодолимое желание зарегистрировать право на общедолевую собственность в росреестре, то Вам следует предпринять следующие шаги:

Согласно п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, п. 2 ст. 36 Земельного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен дом. Участок признается неделимым. Доля собственника в праве общей собственности на имущество пропорциональна размеру общей площади принадлежащему ему помещения и не может быть выделена в натуре.

На основании решения общего собрания собственников любое уполномоченное собранием лицо (заявитель) вправе обратиться в органы государственной власти с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (ст. 16 федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).

Границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются на основании проектов межевания. С момента проведения государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и иные входящие в состав дома объекты недвижимого имущества бесплатно переходит в общую долевую собственность.

В многоквартирных домах проживают около 100 млн. россиян, что составляет 2/3 от общей численности населения РФ по сведениям Росстата. Не удивительно, что многих волнует вопрос о . Детские площадки, автостоянки, насаждения, внеплановые строения под окнами жильцов являются объектами финансовых, экологических, социальных, юридических и прочих аспектов права.

Какими законами в данном случае регламентируются отношения собственности?

  1. Жилищный Кодекс РФ (ст. 33, 34, 36, 37, 44);
  2. Федеральные законы:
    • № 189-ФЗ от 29.12. 2004г (ст. 16).
    • № 221-ФЗ от 24.07.2007 г. (ст. 38, 39);
    • №191-ФЗ от 29.12.2004 г. (ст. 6);
  3. Постановление Правительства РФ №576 от 07.08.2002г.
  4. Постановлением Правительства РФ № 1223 от 26.09.1997г. (с изменениями от 21.08.2000 г.);
  5. Приказ Минюста РФ №29 от 14.02.2007 г. и др.

Каков порядок определения размеров и границ участка?

Размеры участка определяется в соответствии с Земельным законодательством. Согласно закону о градостроительной деятельности, они рассчитываются, исходя из фактических объемов землепользования и утвержденных правил градостроения .

Ответ: Нет, решение об оформлении земли в собственность принимается на добровольной основе, путем голосования на общем собрании.

Вопрос: Существуют ли ограничения в назначении использования оформленного в общую долевую собственность земельного участка?

Ответ: Да, решения и действия в отношении использования приватизированных участков не должны противоречить действующему законодательству РФ.

Вопрос : Существуют ли нормы размеров приватизируемых участков?

Ответ: Нет, жестких нормативов нет. На общем собрании собственников жильцы должны определиться с размерами участка для работ по межеванию границ. Они могут быть, как максимальными, так и минимальными (включая территорию под домом и подъездами к нему).

Вопрос: Если на данной территории уже были ранее проведены, можно ли подать запрос на изменение размера участка?

Ответ: Нет. В данном случае можно подавать заявление на оформление в собственность земельного участка с точно обозначенными границами и размером (согласно действующему Плану межевания границ).

Вопрос: Какие официальные документы об оформлении участка следует получить на руки?

Ответ: Геодезический план, Свидетельство о регистрации права общей долевой собственности (выдается в местном представительстве Росреестра).

Земля под многоквартирным домом: как можно ее использовать?

— многие представляют более-менее ясно, а как именно получить в личную собственность участок земли под многоквартирным домом? Подробнее — на видео.

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение о разъяснении порядка формирования земельного участка под многоквартирным домом.

1. По вопросу о том, в каких случаях формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляет орган государственной власти, в каких орган местного самоуправления, в каких случаях арендатор (землепользователь) сообщаем.

Часть 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 189-ФЗ) предусматривает общую норму для органов государственной власти и органов местного самоуправления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует четкое определение термина «формирование земельного участка». Исходя из требований, предусмотренных положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) и Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), формирование земельного участка под многоквартирным домом включает в себя:

1) подготовку и утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории;

2) выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ), кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.

При этом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории, осуществляемая в отношении земельного участка, находящегося под многоквартирным домом, относится к компетенции органов местного самоуправления.

Кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется уполномоченным органом по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, представленных на основании заявления любого лица (статьи 1, 3, 14 Закона № 221-ФЗ).

Проведение кадастровых работ осуществляется кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона № 221-ФЗ договора подряда на выполнение кадастровых работ по инициативе собственника земельного участка (заказчика). Вместе с тем, заключить данный договор с кадастровым инженером вправе любое лицо.

В соответствии со статьей 37 Закона № 221-ФЗ в результате кадастровых работ кадастровый инженер передает заказчику таких кадастровых работ межевой план, технический план, акт обследования.

На основании статей 9-11 Земельного кодекса формирование земельного участка, находящегося в федеральной собственности, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, формирование земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, - исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, формирование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.

В случае, если государственная собственность на земельный участок не разграничена, формирование такого земельного участка осуществляет орган местного самоуправления (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Решение об образовании земельного участка принимается органами, осуществляющими предоставление земельных участков (статья 29 Земельного кодекса), в том числе на основании обращения заинтересованного правообладателя земельного участка.

2. По вопросу о том, каковы нормы для определения площади земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и принципы установления таких норм сообщаем.

Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Местоположение границ и размер земельного участка в границах застроенных территорий, а также его площадь определяются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий (часть 4 статьи 43 Градостроительного кодекса).

В соответствии с частью 9 статьи 38 Федерального закона № 221-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Если образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа (часть 10 статьи 38 Федерального закона № 221-ФЗ).

3. По вопросу о том, должна ли в данном случае осуществляться разработка документации по планировке территории (проект планировки территории, проект межевания территории) в соответствии с требованиями статей 42, 43 Градостроительного кодекса или возможно образование новых земельных участков в порядке, установленном статьями 11.3, 11.4 Земельного кодекса, сообщаем.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 191-ФЗ) до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса. Не допускается требовать в указанном случае предоставление других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.

Данной нормой предусмотрены переходные положения градостроительного законодательства. Исходя из содержания указанной нормы, в целях определения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, должна осуществляться разработка проекта планировки территории, проекта межевания территории.

4. По вопросу о том, применяется ли пункт 2 статьи 6 Федерального закона № 191-ФЗ только на случаи, установленные статьями 46.1, 46.2, 46.3 Градостроительного кодекса, или на иные случаи, установленные законом, сообщаем.

В связи с тем, что пункт 2 статьи 6 Федерального закона № 191-ФЗ не предусматривает ограничений в отношении каких-либо конкретных случаев, Департамент недвижимости считает, что данная норма распространяет свое действие на все отношения, регламентируемые законодательством в области градостроительной деятельности

Директор
Департамента недвижимости
А.И. Ивакин

Письмо Министерства экономического развития РФ от 29 декабря 2010 г. № Д23-5416 “О разъяснении порядка формирования земельного участка под многоквартирным домом”

Обзор документа

Разъяснены некоторые вопросы формирования земельного участка под многоквартирным домом.

Формирование указанного участка включает в себя подготовку и утверждение проекта планировки и межевания территории, кадастровые работы и государственный кадастровый учет.

Подготовка проекта планировки и межевания территории относится к компетенции органов местного самоуправления. Кадастровый учет недвижимости осуществляется Росреестром.

В результате кадастровых работ инженер передает заказчику межевой и технический планы и акт обследования.

Земельный участок, находящийся в федеральной собственности, формируется федеральными органами власти, принадлежащий субъекту Федерации - регионом, состоящий в муниципальной собственности - муниципалитетом.

Если собственность на участок не разграничена, то он формируется муниципалитетом.

Решение об образовании участка принимают органы, предоставляющие его.

Местоположение границ и размер участка в границах застроенных территорий, а также его площадь определяются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки.

При уточнении границ участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе или в тех, что закрепляли нахождение границ при его образовании.

Если указанные документы отсутствуют, то границами участка являются те, что существуют на местности 15 и более лет и закреплены с использованием природных или искусственных объектов.

Если участки должны образовываться с учетом проекта межевания или иного документа, то при определении местоположения границ они принимаются во внимание.

В целях определения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, должен разрабатываться проект планировки и межевания территории.