Забота о благоустройстве придомовой территории многоквартирных домов лежит на плечах собственника .
Этот момент является наиболее спорным и неясным для большинства граждан.
Кто является собственником, где границы территории, какие работы должны производиться - вопросов много и все они вполне актуальны, касаются каждого жильца дома, ежемесячно вносящего плату за содержание и уход.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - звоните по телефонам бесплатной консультации :
Придомовая территория представляет собой участок земли, на котором находится многоквартирный дом, а также примыкающие к нему элементы инфраструктуры.
Участок, имеющий статус придомовой территории, принадлежит собственникам помещений этого дома, являясь общей долевой собственностью .
Если управление домом производит ТСЖ , то к обслуживанию могут быть привлечены специально нанятые люди , не являющиеся сотрудниками управляющих компаний.
Такой вариант возможен, но он достаточно сложен в организационном плане, поэтому в большинстве случаев предпочтение отдается обслуживанию управляющими компаниями .
Если территория не оформлена в общедолевую собственность, то забота о благоустройстве ложится на плечи муниципального образования . В данном случае ни ТСЖ ни иное объединение собственников квартир не несут обязанность заботиться о чужом участке.
Нередко случаются злоупотребления , когда местные власти вменяют в обязанность собственников обслуживать территорию, не принадлежащую им .
Получить необходимую информацию можно, в том числе, на сайте Росреестра .
Если территория не соответствует предъявляемым требованиям и нуждается в благоустройстве , можно организовать общее собрание жильцов , обсудить проблему и подать заявление в местную администрацию или управляющую компанию.
Образец заявления имеется в администрации, но подать его можно только если в регионе действует программа благоустройства дворов многоквартирных домов. Заявление в УК составляется в произвольно выбранной форме.
Согласно Строительным Нормам и Правилам (СНиП), на придомовой территории могут быть расположены только объекты и сооружения из следующего перечня:
Определены и законодательно закреплены :
При этом, существуют определенные ограничения, направленные на создание определенного баланса между выполнением указанных требований:
Два последних пункта относятся к вновь организуемым объектам. Для существующих точек, образованных ранее, эти положения не актуальны.
Программа «Наш двор» стартовала в декабре 2016 года. Она имеет целью благоустройство , приведение в порядок российских городов.
На проведение необходимых мероприятий, выполнение соответствующих работ выделено около 20 млрд руб ., принято решение задействовать общественный контроль .
Программа имеет две части:
Программа вызывает массу обсуждений и споров . Переход в собственность жильцов отремонтированных по программе участков автоматически делает их ответственными за дальнейшее обслуживание и уход за территорией.
Если же они не принимают участие, территория может отойти к муниципальным властям , которые могут распорядиться ей совсем не так, как хотелось бы жителям домов.
Работы будут осуществлять организации , утвержденные муниципалитетом . Многие видят в этом недоработку программы, возможность злоупотреблений или недостаточное качество работ.
Тем не менее, программа действует и уже заметны ее результаты . Период действия программы рассчитан на 5 лет, в течение которых планируется благоустроить большинство российских городов .
Решение об участии в программе принимается . Принимается план благоустройства , обсуждается перечень предстоящих работ .
После этого специально выбранный представитель подает заявку в администрацию . Общественная комиссия рассматривает заявки и выбирает наиболее привлекательные из них, содействуя в реализации составленного проекта.
О том, как принять участие в федеральной программе по благоустройству дворовых территорий, смотрите в презентации .
О том, как изменилось состояние двора после благоустройства по федеральной программе, смотрите в видеоролике:
Придомовая территория , относящаяся к новостройкам , изначально принадлежит застройщику .
По требованиям нынешнего законодательства, он должен приватизировать участок , выделенный под застройку.
Если в качестве застройщика выступает муниципалитет , то приватизация не нужна - эта земля изначально находится в муниципальной собственности.
Приватизация придомовой территории для жителей дома несет как плюсы , так и определенные минусы .
К достоинствам можно отнести:
При этом, появляются некоторые недостатки:
За нарушения, несоблюдение правил пользования придомовой территорией предусмотрены штрафные санкции .
Они применяются к лицам, непосредственно производящими противоправные действия , или давшими разрешение на их проведение.
Все обнаруженные нарушения рассматриваются соответствующим организациями (например, административной комиссией горисполкома).
По факту обнаружения нарушения должностными лицами составляется протокол , на основании которого производится рассмотрение и принятие решения по вынесению наказания в административном порядке или завершению производства по делу.
Ежемесячно владельцы недвижимости тратят большие деньги на содержание собственных квартиру и оплату услуг управляющей компании. При этом состояние дворов многоэтажных домов не всегда соответствует этим затратам. Поэтому необходимо понимать, кто должен заниматься благоустройством территории многоквартирного жилого дома и существуют ли стандарты и обязательные правила.
Любой жилой дом расположен на неотчуждаемом земельном участке. Для многоэтажных жилых строений установлены определенные минимальные и максимальные размеры территории. Этот надел в обязательном порядке состоит на государственном кадастровом учете и является общей долевой собственностью всех жильцов. В состав прдомового участка могут входить следующие важные социальные объекты:
Важно! Если часть квартир в многоэтажном доме и земля, на которой он расположен, не приватизирована, необходимо инициировать начало процедуры. Такими полномочиями обладают как собственники квартир, так и их законные представители (управляющие компании, ТСЖ и т.д.).
Собственники жилья самостоятельно определяют, как должно выглядеть место их постоянного проживания. Однако практика советских лет, когда все жители выходили на субботники и совместными усилиями приводили в порядок дворы и придомовые участки, давно не применяется. Если граждан не устраивает состояние прилегаюего участка, существует два варианта решения проблемы в случаях:
Полезно! Во многих муниципальных образованиях действуют федеральные или региональные программы по благоустройству дворов многоквартирных строений. В рамках проекта могут быть проведены работы по монтажу отдельных составляющих территории (например, детская или спортивная площадка) или же общее облагораживание участка.
Для поддержания двора и площади вокруг многоквартирного дома в надлежащем состоянии необходимо проведения определенных видов работ. В перечень входят как постоянные, так и периодические:
Благоустройство дворовых территорий является частью масштабной государственной программы «Формирование комфортной городской среды». Облагораживание мест, где граждане проводят большое количество свободного времени, началось еще в 2018 году и окончательно должно быть завершено к 2022 году. Основной фронт работ по решению проблем дворов российских многоэтажек запланирован на 2019-2020 годы. Важно, что при выборе проекта реконструкции объектов, последнее слово будет за пользователями дворовых территорий, то есть за жителями. Желающим привести площадку возле дома в надлежащий вид стоит поторопиться и подать соответствующую заявку.
До недавнего времени большая часть дворов в городах и населенных пунктах России, находилась в плачевном состоянии. Сохранившиеся со времен советского союза детские спортивные комплексы и скверы давно уже обветшали, требуют реконструкции или полной замены. Причина такого положения кроется в нехватке средств на установку и содержание современных объектов. До 2018 года проведение работ по дворовому благоустройству проводилось исключительно за счет средств местных бюджетов. Как известно, основные расходы региональных средств уходят на социальные нужды, а на благоустройство практически ничего не остается. Особенно остро проблема стоит в небольших муниципальных образованиях. Исправить сложившуюся ситуацию правительство решило путем внедрения уникальной государственной программы «Формирование комфортной городской среды».
Согласно утвержденной программе площадки возле жилых домов и общественные территории будут выстроены по новым проектам. Львиную долю всех затрат возьмет на себя правительство и выделит деньги из федерального бюджета. На региональные власти возлагается ответственность грамотно их распределить по городам и районам. При этом важно понимать, что муниципалитеты получат деньги из государственной казны только после разработки и утверждения собственной программы благоустройства.
Непосредственное участие горожан в выборе проекта для конкретного двора – главная особенность госпрограммы. Жители многоквартирных домов сами вправе решать, каким образом будет оборудована площадь возле их дома. Между тем законодательно предусмотрено два вида работ: минимальные и дополнительные. В число первых входит стандартный набор услуг:
По желанию самих пользователей дворовых территорий в рамках программы возможно произвести дополнительные работы. Например,
Так как пространство дворов ограничено, то жителям нужно самим делать выбор между тем или иным решением.
Важно. При желании провести работы из дополнительного перечня горожанам потребуется внести свой вклад. Поучаствовать в обустройстве двора можно финансовым субсидированием, при этом нужно оплатить не менее 5% от стоимости ремонта. Допускается вариант, когда вместо денег жильцы вкладывают трудовые ресурсы. Например, сами окрашивают площадку или самостоятельно высаживают деревья. Финансовое участие не всегда означает, что гражданам придется платить деньги из своего кармана. На эти цели можно потратить ранее оплаченные и накопленные средства из фонда капитального ремонта.
Создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точек зрения общественного пространства в рамках программы благоустройства возможно только для жителей многоквартирных домов. Законодательно определено, что участвовать в программе могут населенные пункты с численностью более 1000 человек. При этом включен в программу будет только тот двор, где жильцы изъявят соответствующее желание и подадут заявку. Согласие на благоустройство по программе «Формирование комфортной городской среды» подразумевает, что жильцы готовы софинансировать расходы по обустройству территории и в дальнейшем обеспечивать ее содержание. Концепцию благоустройства двора должен предложить муниципалитет. А жители на свое усмотрение вправе выбрать то или иное направление.
Для того что попасть в федеральную программу необходимо:
Как правило, на работы по обустройству требуется не более одного месяца. В дальнейшем жителям нужно поддерживать новый двор в порядке. Напомним, что дворы, отремонтированные по федеральной программе после 2022 года, будут переданы на баланс жильцов. Обслуживать общественные территории можно своими силами или заключить договор со специализированной компанией.
Для сведения. Заявки на участие рассматривает департамент по строительству конкретного региона. На этом этапе проверяется комплектность пакета документов и правильность оформления. После этого заявки, прошедшие отбор, отправляют на конкурс общественной комиссии по району. Оценка производится по 100-балльной шкале. Критерии оценки, следующие: процент софинансирования граждан, количество объектов (чем больше, тем лучше), отсутствие или наличие долгов по оплате услуг.
Как принять участие в программе по благоустройству дворовых территорий в 2019-2020 году: видео