Заказчику копию или оригинал банковской гарантии. Полезные советы об оформлении банковских гарантий. Электронная банковская гарантия или обычная

28.01.2022

К такому интересному выводу пришёл Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 26 декабря 2017 года по делу № А56-4414/2017.

Свою правовую позицию суд обосновал следующим.

Конкурсная комиссия уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Ленинградской области отклонила заявку участника закупки, который вместо оригинала банковской гарантии, являющейся обеспечением заявки на участие в конкурсе, предоставил в составе поданной им заявки её копию.

Участник закупки обратился с жалобой в контрольный орган в сфере закупок.

Решением Ленинградского УФАС России от 23.12.2016 по делу № 1839-03-10322-РЗ/16 действия конкурсной комиссии по отклонению заявки на участие в конкурсе были признаны незаконными.

Данное решение было оспорено уполномоченным органом - Комитетом государственного заказа Ленинградской области в арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Решением суда первой инстанции от 15.05.2017 в удовлетворении заявленного требования Комитету было отказано. Решение контрольного органа в сфере закупок было признано правомерным.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2017 указанное решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области отменено; оспоренное Решение УФАС признано незаконным.

Арбитражный суд кассационной инстанции поддержал позицию арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области и Ленинградского УФАС России по следующим основаниям.

В силу части 2 статьи 51 Закона № 44-ФЗ участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 названного Закона).

Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации (часть 3 статьи 53 Закона № 44-ФЗ).

В данном случае судами двух инстанций установлено, что единственным основанием для отказа Обществу в допуске к участию в конкурсе послужило то обстоятельство, что по мнению конкурсной комиссии, банковская гарантия не может быть представлена в виде копии.

Однако пункт 6 статьи 45 Закона № 44-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком :

1) отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий;

2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;

3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Такого основания, как представление копии банковской гарантии, - не предусмотрено частью 6 статьи 45 Закона № 44-ФЗ . Не установлено подобное требование и самой «Конкурсной документацией». При этом какие-либо конкретные несоответствия представленной Обществом банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 45 Закона № 44-ФЗ, как и требованиям «Конкурсной документации» самой конкурсной комиссией тоже не установлены.

Более того, УФАС установило (и это не оспаривается Комитетом), что представленный участником в лице ООО документ (банковская гарантия) был своевременно внесен в «Реестр банковских гарантий». Таким образом, антимонопольный орган установил, что на момент рассмотрения заявки Общества конкурсная комиссия обладала или могла обладать информацией о надлежащем обеспечении заявки .

Управление и суд первой инстанции правомерно исходили из того, что в статье 45 Закона № 44-ФЗ, а также в упомянутом Постановлении № 1005 установлены конкретные требования к самой банковской гарантии (к ее содержанию), которая может быть представлена участником закупки в обеспечение своей заявки или исполнения контракта. Дополнительным обязательным требованием для признания банковской гарантии в качестве обеспечения заявки или исполнения контракта установлено наличие данной банковской гарантии в «Реестре банковских гарантий» (пункт 8 упомянутой статьи 45).

В соответствии с пунктом 9 статьи 45 Закона № 44-ФЗ, а также пунктом 4 Постановления № 1005 «Реестр банковских гарантий» содержит следующую информацию: о наименовании и о месте нахождения банка, являющегося гарантом; об идентификационном номере налогоплательщика; о наименовании и месте нахождения поставщика (подрядчика, исполнителя), являющегося принципалом; об идентификационном номере налогоплательщика; о денежной сумме, указанной в банковской гарантии и подлежащей уплате гарантом в случае неисполнения участником закупки в установленных случаях требований настоящего Федерального закона; о сроке действия банковской гарантии; а также о копии банковской гарантии и об идентификационном коде закупки.

Принимая во внимание, что реализация права ООО на представление банковской гарантии как в электронном виде, так и на бумажном носителе (в отсутствие установленных требований к форме банковской гарантии в электронном виде) не может быть ограничена заказчиком при условии достаточных оснований установить наличие сведений о ней в «Реестре банковских гарантий», - суд первой инстанции обоснованно поддержал вывод Управления о необоснованном отклонении конкурсной комиссией заявки Общества.

В данном случае суд первой инстанции со ссылкой на определение Верховного суда Российской Федерации от 21.11.2016 № 305-ЭС16-10047 (далее - Определение ВС РФ) принял и во внимание содержание утвержденного упомянутым Постановлением № 1005 «Перечня документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии» (далее - Перечень). Названным Перечнем не предусмотрено предоставление бенефициаром оригинала банковской гарантии, выполненного на бумажном носителе, при предъявлении им требования о платеже. По смыслу Постановления № 1005 такой оригинал не является тем обязательным документом, отсутствие которого позволяет банку не производить выплату.

Так как выводы Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, а также основаны на правильном применении норм материального права, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению без изменения.

юрист-практик, эксперт в сфере закупок

тел.: +7 911 46 09 401 (c 09.00 до 18.00 (время мск - 1), e-mail: [email protected]

Информационный портал закупок

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Все условия, которые должны содержаться в банковской гарантии, перечислены в ч. 2 и ч. 3 ст. 45 Закона № 44-ФЗ.

Также в соответствии ч. 6 ст. 45 Закона № 44-ФЗ основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

  1. отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных ст. 45 Закона № 44-ФЗ реестрах банковских гарантий;
  2. несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в ч. 2 и ч. 3 ст. 45 Закона № 44-ФЗ;
  3. несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно ч. 8.2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Закона № 44-ФЗ, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Так постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. № 1005 утверждены дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Дополнительные требования), перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии (далее – Перечень), правила ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий (далее – Правила), форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии (далее – Форма).

Банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка (далее - гарант), на условиях, определенных гражданским законодательством и ст. 45 Закона № 44-ФЗ (Дополнительные требования).

То есть, оригиналом банковской гарантии может выступать как оформленная на бумажном носителе банковская гарантия, так и банковская гарантия в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка.

Так как в вопросе речь идет об электронном аукционе, то согласно ч. 1 ст. 60 Закона № 44-ФЗ обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов, а в соответствии с ч. 10 ст. 112 Закона № 44-ФЗ контракты по результатам электронного аукциона заключаются на электронных площадках.

Таким образом, в случае, если контракт заключается по результатам электронного аукциона, банковская гарантия "передается" победителем электронного аукциона заказчику через электронную площадку в виде электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка (такая банковская гарантия является оригинальным документом в электронной форме). Законом № 44-ФЗ не устанавливается требование о передаче победителем электронного аукциона банковской гарантии оформленной в письменной форме на бумажном носителе.

В том случае, если речь идет о заключении контракта по результатам проведения электронного аукциона, то победитель электронного аукциона предоставляет оригинал банковской гарантии через личный кабинет электронной площадки, поскольку для такого способа определения поставщика как электронный аукцион Закон № 44-ФЗ не предусматривает обмен документами в бумажной форме.

Нет, поставщик имеет право представить копию.

Нельзя отказаться принимать банковскую гарантию, если победитель закупки не передаст вам ее оригинал. Ведь информацию о ней можно получить из реестра банковских гарантий.

Такие разъяснения есть в пункте 6 приложения к письму Казначейства России от 19 мая 2015 № 07-04-05/09-319, письме Минэкономразвития России от 26 января 2015 № Д28и-128.

Обоснование

Каким требованиям должна соответствовать банковская гарантия от участника закупки

Еще нельзя отказаться принимать банковскую гарантию, если победитель закупки не передаст вам ее оригинал. Ведь информацию о ней можно получить из реестра банковских гарантий.

Такие разъяснения есть в пункте 6 приложения к письму Казначейства России от 19 мая 2015 № 07-04-05/09-319, письме Минэкономразвития России от 26 января 2015 № Д28и-128.

С 1 июня 2018 года банковские гарантии для госзакупок будут выдавать банки, которые входят в специальный перечень Минфина. Опубликуют его на сайте ведомства. Требования к банкам утвердит Правительство. А пока участники закупок используют перечень банков, который действует для банковских гарантий в сфере налогообложения. Для этого перейдите во вкладку «Деятельность», дальше в разделе «Налоговые отношения» откройте ссылку «Налоговая и таможенно-тарифная политика» и выберите «Перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения».

Такой порядок следует из частей 1-1.2 статьи 45 Закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ, пункта 3 статьи 74.1 Налогового кодекса.

Как должна быть оформлена гарантия

Банковская гарантия участника должна быть безотзывной и содержать:

 сумму, которую банк-гарант выплатит заказчику в установленных случаях;

 обязательства участника, которые гарантирует банк;

 обязательство банка-гаранта выплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента от суммы гарантии за каждый день просрочки;

 срок действия;

 перечень документов, которые заказчик должен представить в банк, если будет требовать деньги по банковской гарантии (утвержден постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 № 1005).

Полный перечень сведений, которые должны быть в банковской гарантии, приведен в части 3 статьи 44, частях 2, 3 статьи 45 Закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ.

Отдельно Правительство РФ установило дополнительные требования для банковских гарантий.

1. В гарантии должны быть:

 право заказчика требовать в письменной форме всю сумму обеспечения или ее часть, если поставщик нарушит обязательства;

 возможность передать право требования по гарантии, если изменится заказчик. Но заказчик предварительно должен известить об этом гаранта;

 условие о том, что все расходы по банковской гарантии несет гарант.

2. В гарантии нельзя прописывать, что:

 гарант не выплатит деньги, если заказчик не представит ему судебный акт или уведомление о том, что контрагент не выполнил обязательства или контракт расторгли. Исключение: эти условия прописаны в контракте или установлены законодательством России;

 заказчик должен представлять гаранту отчет об исполнении контракта;

 заказчик должен передавать гаранту документы, которых нет в перечне.

3. Гарант должен пронумеровать, прошить, подписать и скрепить печатью все листы банковской гарантии. Но только если гарантию выдают в бумажной форме на нескольких листах.

Об этом сказано в Дополнительных требованиях, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 № 1005.

Самостоятельно устанавливать другие требования к банковским гарантиям нельзя. Например, требовать от банка-гаранта генеральную лицензию Банка России или конкретный размер собственных средств банка. Это нарушает права и интересы участников закупки и ограничивает конкуренцию. К такому выводу пришел суд в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 18 июня 2014 № А56-54795/2013.

Когда получите гарантию, проверьте ее по всем обязательным и дополнительным требованиям. Ведь дополнять или изменять ее нельзя. Исключение: если банк ненадлежаще заполнил сведения или реквизиты. Тогда составляют договор об изменениибанковской гарантии. В нем указывают номер гарантии, дату изменений и их реквизиты. Такие изменения - неотъемлемое приложение к банковской гарантии. Информацию о них отражают в реестре банковских гарантий. Такие разъяснения, а также порядок для изменений гарантий приведены в письмах Минэкономразвития России от 22 июня 2015 № Д28и-1815, от 15 мая 2015 № Д28и-1382.

Один из принципов 44-ФЗ — ответственность за результат и эффективность закупки . Другими словами, госзаказчику нужны гарантии, что победитель тендера подпишет контракт и выполнит его с соблюдением всех заявленных условий.

В госзакупках есть два вида гарантий:

  • Обеспечение заявки - страховка на случай, если победитель откажется подписывать выигранный контракт.
  • Обеспечение исполнения контракта - страхует в ситуациях, когда поставщик не выполняет контракт или нарушает его условия.

Обеспечить заявку или исполнение контракта можно двумя способами.

  • Внести собственные деньги «в залог». Участник переводит указанную в закупке сумму на расчетный счет заказчика или электронной торговой площадки (с 1 октября 2018 на спецсчет) — в зависимости от вида процедуры. Деньги будут «заморожены» и возвращены после определения победителя тендера или выполнения всех условий контракта.
  • Предоставить банковскую гарантию. Банк возместит госзаказчику гарантийную сумму в случае ненадлежащего исполнения поставщиком своих обязательств. Банковская гарантия оформляется согласно требованиям 44-ФЗ, и поставщик платит банку за ее получение комиссию.

В электронных закупках можно только перечислить собственные деньги, а в бумажных конкурсах и закрытых аукционах можно и внести деньги, и предоставить банковскую гарантию.

Что выбрать для обеспечения контракта — денежный залог или банковскую гарантию — решает поставщик.

Когда предоставляется банковская гарантия?

Банковская гарантия для обеспечения заявки

Обеспечение заявки в виде банковской гарантии возможно только при участии в бумажных конкурсах или закрытом аукционе. Обеспечение составляет от 0,5 до 5% от начальной максимальной цены контракта: точная сумма всегда прописывается в закупочной документации.

Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не меньше двух месяцев с даты окончания срока подачи заявок. По завершении процедуры комиссия за банковскую гарантию поставщику не возвращается.

Банковская гарантия при исполнении контракта в электронном аукционе или конкурсе

Победитель электронного аукциона обязан подписать контракт и предоставить банковскую гарантию в течение 5 календарных дней с даты размещения заказчиком контракта на электронной торговой площадке. При открытом конкурсе — в течение 10 календарных дней.

Размер обеспечения — до 30% от начальной цены контракта. В случае ненадлежащего исполнения контракта, банк выплатит заказчику за поставщика гарантийную сумму.

Если условиями контракта предусмотрен аванс, поставщик должен обеспечить его возврат. То есть сумма, на которую выдается гарантия, увеличивается на размер аванса. Если аванс расходуется не по назначению, банк возвращает госзаказчику денежные средства.

В любых указанных выше случаях банковская гарантия является безотзывной, действует в течение месяца с даты исполнения контракта и выдается без залога и обеспечения.

Когда заказчик может потребовать платеж по банковской гарантии?

  1. Победитель, выиграв тендер, отказывается от подписания контракта. При этом участник обеспечивал заявку с помощью банковской гарантии.
  2. Поставщик не выполняет контракт или нарушает его условия. В этом случае заказчик должен в одностороннем порядке расторгнуть контракт или предоставить доказательства, что поставщик нарушает условия контракта.

По законодательству требование госзаказчика о платеже по гарантии является внесудебным, то есть его можно выдвинуть напрямую исполнителю контракта в течение 1 месяца после истечения срока исполнения контракта.

Кто может выдавать гарантию?

Только финансовые учреждения, включенные в перечень Министерства Финансов РФ . Уточните заранее, есть ли в этом списке банк, в котором у вас открыт расчетный счет.

Электронный агент Контур.Спектр поможет вам получить . Отправьте всего одну заявку, которая уйдет в несколько банков. Сравните условия гарантий и отправьте документы в банк прямо из сервиса.

Что потребует от поставщика банк?

Чтобы успешно и быстро получить гарантию, узнайте заранее условия банка: сроки выдачи, размеры комиссии, список документов и прочее.

Репутация компании — одно из самых важных условий выдачи гарантии. Если фирма работает добросовестно, вовремя платит налоги и отчитывается в контролирующие органы, банковскую гарантию она наверняка получит.

Для предоставления гарантий большинство банков требуют от клиента такой же перечень документов, как для кредита:

  • учредительные документы (Устав, ОГРН, ИНН)
  • полная отчетность по финансовому состоянию и бухгалтерии за 1 год
  • заполненная предварительная заявка
  • конкурсная документация, протокол (при наличии) или ссылка на аукцион

Для многих банков важно, чтобы у участника закупки был открыт в нем счет. К этому тоже нужно быть готовым, чтобы не потерять время на переговоры с банками, в которых у вашей компании счета нет.

В банке, с которым уже налажены хорошие деловые отношения, оформление банковской гарантии может проходить по упрощенному сценарию. Как правило, для финансового анализа компании достаточно квартальной бухгалтерской отчетности.

Сколько стоит банковская гарантия?

Стоимость банковской гарантии определяется индивидуально и зависит от:

  • срока ее действия,
  • степени риска платежа по ней,
  • качества обеспечения регрессных требований банка к клиенту.

Как правило, комиссия за выдачу гарантии составляет от 1% до 5% от суммы требуемого обеспечения.

Срок получения составляет от 1 дней до нескольких дней (в последнее время эти сроки сокращаются, поскольку банковская гарантия становится все более популярным банковским продуктом, а банки рассматривают электронные заявки).

Лимит банковской гарантии

Перед участием в электронном аукционе или конкурсе можно заранее узнать, даст ли вам банк гарантию в случае победы. Для этого нужно обратиться в банк для установления лимита банковских гарантий. В этом случае банк запрашивает у вас копии документов и устанавливает лимит. Правда, нужно учесть два условия:

  • за установление лимита в некоторых банках придется заплатить — около 1% от суммы гарантии,
  • если в следующем квартале бухгалтерская отчетность ухудшится, банковскую гарантию вам не выдадут.

Установить лимит полезно. Во-первых, это позволит выяснить, стоит ли в принципе рассчитывать на получение банковской гарантии, а во-вторых, после вашей победы в тендере решение о выдаче гарантии банк примет гораздо быстрее.

Что делать, если осталась пара дней на получение?

Для победителя важно успеть получить банковскую гарантию вовремя. Если пропустить срок подписания контракта, есть риск попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Как быть в этом случае?

Оформите квалифицированный сертификат электронной подписи и общайтесь с банком через интернет. Это гораздо быстрее и удобнее, чем подавать документы в бумажном виде.

Избегайте «серых схем» получения банковских гарантий, даже если вам обещают выдать гарантию за сутки. На практике заказчик легко вычислит, проверив информацию в Реестре банковских гарантий на официальном сайте zakupki.gov.ru. Будет еще хуже, если заказчик обнаружит, что гарантия недействительна, уже после того как вы начали исполнять контракт. В этом случае он будет обязан его расторгнуть, а вас ждет попадание в реестр недобросовестных поставщиков, штраф и неустойка за срыв контракта.

Если вы решили участвовать в электронных аукционах и конкурсах, детально изучите вопрос получения банковской гарантии, выясните лимит или рассчитайте стоимость обеспечения каждой конкретной закупки. При соблюдении условий договора претензий со стороны госзаказчика (а значит и выплат по вашей банковской гарантии) не будет.