С сегодняшнего дня вступают в силу большинство положений закона, существенно меняющего требования, которым должны соответствовать лица, осуществляющие кадастровую деятельность, – Федерального закона от 30 декабря 2015 г. № 452-ФЗ " " (далее – Закон № 452-ФЗ). Рассмотрим наиболее важные из них.
Обязательным условием осуществления кадастровой деятельности отныне становится членство в саморегулируемой организации кадастровых инженеров (все требования, предъявляемые к лицам, которые намереваются стать кадастровыми инженерами, закреплены в новой редакции ст. 29 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ " " (далее – закон о ГКН)). Причем имеются в виду не любые саморегулируемые организации кадастровых инженеров (далее – СРО), а те, сведения о которых внесены в соответствующий государственный реестр ( ; в новой редакции). Для включения в реестр СРО организация должна иметь не менее 700 членов, соответствующие органы управления (их полномочия подробно прописаны в новой ), а также утвержденные стандарты осуществления кадастровой деятельности и правила профессиональной этики кадастровых инженеров. СРО обязано будет осуществлять контроль за осуществлением кадастровой деятельности ее членами – путем проведения организацией плановых и внеплановых проверок. "Членство в СРО позволит кадастровому инженеру получать необходимую бесплатную юридическую поддержку и консультацию по всем интересующим вопросам, а также обеспечит представление его интересов в суде. В результате проводимых проверок СРО количество кадастровых инженеров сократится за счет исключения низкоквалифицированных специалистов, а значит, должно улучшиться качество выполняемых кадастровых работ, – считает директор ООО "Оценочная Компания "ВЕТА" Дмитрий Жарский . Эксперт подчеркивает, что схема работы СРО оценщиками уже отработана и является достаточно успешной. Ежегодные собрания членов СРО позволяют обмениваться опытом и не допускать частых ошибок. Кроме того, организации проводят бесплатное обучение по наиболее актуальным темам и нововведениям.
Как отражаются в бухгалтерских и налоговых документах платежи организации, связанные с кадастровым учетом, оценкой и регистрацией прав на недвижимость, узнайте из Энциклопедии решений
интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!
Для координации деятельности СРО кадастровых инженеров должно быть создано национальное объединение таких организаций – путем вхождения в его состав более 50% организаций, включенных в государственный реестр СРО кадастровых инженеров ( ; ). Предполагается, что объединение, в частности, будет представлять интересы СРО при взаимодействии с органами власти и местного самоуправления, заказчиками кадастровых работ и третьими лицами, а также разрабатывать проекты нормативных актов, методических пособий и рекомендаций в области кадастровых отношений.
Меняются требования к образованию кандидатов в кадастровые инженеры. По старым правилам получить квалификационный аттестат кадастрового инженера могло лицо, имеющее либо среднее профессиональное образование по одной из определенных Минэкономразвития России , либо высшее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам. По новым правилам кадастровым инженером сможет стать только лицо, получившее высшее образование: либо по специальности или направлению подготовки, перечень которых утвердит Минэкономразвития России, либо любое другое, но в этом случае кандидату в кадастровые инженеры придется пройти профессиональную переподготовку в области кадастровых отношений.
Устанавливается также обязательное условие о наличии у кандидата не менее чем двухлетнего опыта работы в качестве помощника кадастрового инженера (в такая работа называется стажировкой). Правилами стажировки, утверждаемыми национальным объединением по согласованию с органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, может быть определен перечень должностей, для которых срок стажировки сокращается. Однако такое послабление коснется только тех, кто ранее занимал должности в органе кадастрового учета или органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и срок стажировки в любом случае будет составлять не менее года.
Кроме того, кандидат в кадастровые инженеры должен будет сдать теоретический экзамен для подтверждения наличия у него необходимых для осуществления кадастровой деятельности профессиональных знаний. Определено, что этот экзамен будет проводиться в виде тестирования с использованием автоматизированной информационной системы. Создание этой системы, определение порядка проведения экзамена, формирования и работы принимающей его комиссии, а также размера платы за экзамен отнесено к компетенции национального объединения.
Еще одно обязательное новое требование к кадастровому инженеру – страхование его гражданской ответственности за несоблюдение требований законодательства в области кадастровых отношений, в том числе за недостоверность подготовленных кадастровым инженером межевого плана, технического плана, акта обследования или карты-плана территории, на основании которых сведения об объектах недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости (закон о ГКН дополнен соответствующей ). Договор страхования ответственности будет заключаться как минимум на год, а предусмотренная им сумма страхового возмещения должна быть не менее 2,5 млн руб.
Стоит отметить, что в отношении лиц, имеющих на день вступления в силу новых положений закона о ГКН, то есть на 1 июля текущего года, действующих квалификационных аттестатов кадастрового инженера, устанавливается определенный переходный период (). Они смогут осуществлять кадастровую деятельность наряду с гражданами, приобретающими статус кадастрового инженера по новым правилам, до 1 декабря текущего года. Для продолжения деятельности после указанной даты указанным лицам придется вступить в СРО. При этом до 1 января 2020 года на них не распространяются новые требования к образованию кандидатов в кадастровые инженеры, то есть до этой даты тем, кто имеет среднее профессиональное образование, не придется получать высшее образование, а тем, кто имеет высшее, но не профильное образование, – проходить профессиональную переподготовку. Положения же об обязательной стажировке и необходимости сдачи теоретического экзамена для подтверждения наличия необходимых для осуществления кадастровой деятельности профессиональных знаний к имеющим квалификационные аттестаты кадастрового инженера лицам вообще не применяются.
До 1 декабря соответствующими новым требованиям, предъявляемым к СРО, будут считаться уже существующие НКО, основанные на членстве кадастровых инженеров, сведения о которых содержатся (по состоянию на 30 июня текущего года) в государственном реестре саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью. Однако в течение этого срока они обязаны будут направить в Росреестр документы для включения их непосредственно в государственный реестр СРО кадастровых инженеров ().
Еще одна важная новая норма Закона о ГКН – , устанавливающая обязательный досудебный порядок обжалования решения о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее – решение о приостановлении) путем обращения в специально созданную при органе кадастрового учета апелляционную комиссию, вступит в силу с 1 декабря 2016 года. Такое решение, напомним, может быть принято органом кадастрового учета ( .
НАША СПРАВКА
Органом кадастрового учета является Росреестр, который вправе передать соответствующие полномочия региональным органам исполнительной власти, а также подведомственным ему государственным бюджетным учреждениям ().
Правом на обжалование обладают заявитель или его представитель и кадастровый инженер, который подготовил межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете, либо организация, работником которой такой кадастровый инженер является (). Заявление об обжаловании может быть подано в апелляционную комиссию любым удобным для заявителя способом: в письменной форме в случае личного обращения, заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении или в электронной форме, в том числе через единый портал госуслуг, – в течение 30 дней с момента принятия решения о приостановлении.
Указанные апелляционные комиссии будут сформированы в каждом регионе. В их состав, ротация которого должна осуществляться один раз в два года, войдут по три представителя от органа кадастрового учета и национального объединения. Порядок формирования и работы комиссий, равно как и перечень необходимых для обращения в них документов, предстоит определить органу нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В законе прописано лишь одно обязательное условие для работы председателей комиссий и их заместителей – наличие квалифицированной электронной подписи.
Установлено, что апелляционная комиссия вправе запрашивать необходимые документы, материалы и сведения у органов власти и местного самоуправления, организаций и кадастровых инженеров. Кроме того, она может направить запрос в СРО кадастровых инженеров, членом которой является выполнившее кадастровые работы лицо, о проведении экспертизы документов, представленных в орган кадастрового учета и послуживших основанием для приостановления кадастрового учета. Получившая такой запрос организация должна будет в течение 10 рабочих дней бесплатно провести экспертизу, в ходе которой устанавливаются факты наличия или отсутствия ошибок в подготовленных кадастровым инженером документах и нарушения им законодательства, регулирующего кадастровые отношения, и подготовить по ее результатам заключение. Положение о проведении данной экспертизы предстоит утвердить национальному объединению.
Если апелляционная комиссия признает решение о приостановлении необоснованным, то есть не соответствующим перечисленным в основаниям, вынесенное ею решение об удовлетворении заявления об обжаловании станет основанием для осуществления кадастрового учета в течение 10 рабочих дней с момента его поступления в орган кадастрового учета. Решение комиссии об удовлетворении или отклонении заявления об обжаловании должно быть вынесено в течение 30 дней с момента его получения. О принятом комиссией решении лицо, обжаловавшее решение о приостановлении, оповещается в течение одного рабочего дня со дня принятия.
В принципе все предусмотренные изменения направлены на повышение качества подготавливаемых кадастровыми инженерами документов, на основании которых объекты недвижимости ставятся на кадастровый учет. "Идея об ответственности кадастровых инженеров за результаты своей работы мне импонирует, – отмечает адвокат, партнер Коллегии адвокатов города Москвы "Барщевский и Партнеры" Анастасия Расторгуева . – Тенденцию по передаче части государственных полномочий по контролю за деятельностью члена какой-либо корпорации самой корпорации я также поддерживаю. Как правило, корпорации, в данном случае СРО, не все равно, кто входит в ее ряды. Что касается необходимости высшего образования, не уверена, что оно может хоть как-то повлиять на работу. С учетом того, как легко в нашей стране получить диплом, он давно потерял свою ценность и гарантию "знака качества".
Однако нельзя не обратить внимание на то, что во многом возможность применения новых правил зависит от того, как быстро будет создано и начнет работу национальное объединение СРО кадастровых инженеров. Именно оно должно будет утвердить, в частности, типовые стандарты осуществления кадастровой деятельности и правила профессиональной этики кадастровых инженеров, определить порядок проведения экзамена, без сдачи которого лицо не сможет осуществлять кадастровую деятельность, и правила стажировки, прохождение которой также является необходимым условием для принятия гражданина в члены СРО. Однако никаких обязательных сроков его создания не содержит. Определено лишь, что с 1 июля текущего года НКО, объединяющая более 50% СРО кадастровых инженеров, вправе обратиться в Росреестр с заявлением о регистрации ее в качестве национального объединения. В случае его одобрения в течение девяти месяцев после регистрации организация обязана будет привести свою деятельность в соответствие с требованиями новой . Поэтому можно предположить, что пока кадастровую деятельность будут осуществлять все-таки лица, которые уже имеют действующие квалификационные аттестаты кадастрового инженера.
В соответствии с Законом о кадастре в результате выполнения кадастровых работ в отношении земельного участка кадастровый инженер подготавливает межевой план, необходимый для представления в орган кадастрового учета для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка.
Общая технологическая схема выполнения кадастровых работ приведена на рис. 11.
Работы по межеванию земель подразделяются на полевые и камеральные работы. Рассмотрим, что включают в себя камеральные работы (рис. 12). В техническом задании на выполнение работ (помимо прочих условий на основании схемы существующей опорной межевой сети (ОМС) и проекта ее сгущения) должны быть указаны исходные пункты ОМС, государственной геодезической сети (ГГС) либо точки съемочной межевой сети (СМС).
После составления сметы, составления технического задания, заключения договора подряда на выполнение работ осуществляется этап подготовительных работ.
На этапе подготовительных работ кадастровым инженером выполняются:
Сбор, анализ и экспертиза правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок и объекты недвижимости;
Рис. 11.
земельного участка
Рис. 12.
В качестве правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов о правах на землю заказчик кадастровых работ может представить следующие документы:
Помимо этого, кадастровым инженером собираются следующие документы:
Также в качестве документов - оснований для производства кадастровых работ, которые собираются на этапе подготовительных работ, могут выступать:
При подготовке межевого плана в результате выполнения кадастровых работ обязательно уточняется местоположение границ смежных земельных участков. Поэтому в состав межевого плана включается акт согласования местоположения границ земельного участка.
Акт согласования содержит в себе сведения о кадастровом номере и площади земельного участка, кадастровых номерах смежных земельных участков и сведения об их правообладателях (ФИО, реквизиты документа, удостоверяющего личность).
С 01.03.2015 г. обязательным документом в ряде случаев может быть Проект межевания территории, а также документы о его утверждении.
На этапе подготовительных работ выявляются также земельные участки и их части, ограниченные в использовании (например, охранные зоны, зоны действия сервитутов и т. п.). Основаниями для их образования могут служить:
Кроме того, при необходимости устанавливается местоположение границ частей земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями и объектами незавершенного строительства. В таком случае в Межевой план могут быть включены следующие документы о правах на эти объекты недвижимости либо документы об их образовании:
Так как в соответствии со ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О Государственном кадастре недвижимости» на основе кадастрового плана или кадастровой выписки о земельном участке составляется межевой план, в котором воспроизведены определенные внесенные в Государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемом земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках, для производства кадастровых работ необходимы дополнительные кадастровые сведения, которые могут быть представлены территориальными органами Росреестра заказчику в виде:
На современном этапе развития Государственного кадастра недвижимости требуется получение кадастровых сведений как на земельный участок, в отношении которого проводятся кадастровые работы, так и на земельные участки, интересы правообладателей которых затрагиваются проведением таких работ (смежные земельные участки, части земельных участков, ограниченных в использовании, и пр.).
Подготовительные работы содержат в себе несколько подвидов работ, срок выполнения которых может составлять от 14 до 30 дней. Например, сведения Государственного кадастра недвижимости (согласно действующему законодательству) готовятся за пять дней.
После этапа подготовительных работ осуществляются, при необходимости, съемки и обследования или продолжаются камеральные работы по формированию межевых и технических планов, составление акта обследования и (или) подготовка экспертизы для суда.
Основанием для формирования технического плана объекта капитального строительства являются следующие документы:
Техническое описание объекта недвижимости включает сведения
об общей площади здания, количестве этажей, в том числе подземных, о годе завершения строительства и материале наружных стен. В декларации указаны номер и дата правоустанавливающего документа на объект недвижимости.
Составление акта обследования
Акт обследования составляется на основании сведений, полученных в результате осмотра места расположения объекта недвижимости, а также сведений из Государственного кадастра недвижимости и иных документов, которые подтверждают прекращение существования объекта. (Например, разрешение на снос или справка сельской администрации об отсутствии на земельном участке данного строения.)
Подготовка экспертизы для суда (в случае необходимости)
При назначении судом землеустроительной экспертизы в задачи кадастрового инженера входит:
Получение письма от администрации о предоставлении земельного участка
Любое физическое лицо может обратиться в администрацию муниципального образования с заявлением о предоставлении ему земельного участка в собственность или аренду. Для этого он вправе обратиться в любую землеустроительную организацию для сбора необходимых документов. Кадастровый инженер собирает следующую информацию: выписка из ГКН об отсутствии сведений на запрашиваемый земельный участок, схема расположения земельного участка в масштабе 1:10 000 и 1:1000, согласованная с главой местного сельского (городского) поселения со штампом ГКН, копия документа, удостоверяющего личность заказчика, копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического лица.
Следующим этапом являются геодезические работы, которые могут включать:
Для определения плоских прямоугольных координат межевых знаков и точек съемочной межевой сети (СМС) используют:
Исходной геодезической основой межевания земельных участков служат пункты государственной геодезической сети и пункты опорной межевой сети в установленной системе координат, а также точки съемочной межевой сети.
Теодолитные хода между пунктами опорной межевой сети прокладываются в виде отдельных ходов или систем ходов с узловыми точками.
Отдельный теодолитный ход должен опираться на два исходных пункта и два исходных дирекционных угла. В то же время допускается:
При выполнении работ по межеванию в черте городов используются следующие предельные величины:
При выполнении работ по межеванию на землях поселков, сельских населенных пунктов пригородных зон, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, а также на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства, а равно на землях сельскохозяйственного назначения площадью до 100 га допускается:
При выполнении кадастровых работ в городах длины полярных направлений не должны быть более 150 м. На других территориях длины полярных направлений не должны превышать 300 м, при этом для каждого межевого знака участка полярная засечка должна быть выполнена с не менее двух точек съемочной межевой сети или ОМС. В исключительных случаях допускается однократная полярная засечка межевого знака в комбинации с линейными промерами между межевыми знаками по сторонам или диагоналям участка с последующим включением этих измерений в процесс контроля. Средняя квадратическая ошибка измерения угла не должна превышать 15".
При определении координат межевых знаков рекомендуется принимать во внимание, что плановое положение на местности границ объекта кадастровых работ характеризуется плоскими прямоугольными координатами центров межевых знаков, вычисленными в местной системе координат. Определение координат земельных участков различного целевого назначения земель проводится с точностью не ниже точности, приведенной в табл. 6.
Таблица 6. Нормативная точность определения объектов кадастровых работ
Градация земель |
Средняя квадратическая ошибка М положения межевого знака относительно ближай-шего пункта исходной геодезической основы, не более V М |
Допустимые расхождения при контроле межевания, м |
||
Земли поселений (города) |
||||
Земли поселений (поселки, сельские населенные пункты); земли, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного и индивидуального жилищного строительства |
||||
Земли промышленности и иного специального назначения |
||||
Земли сельскохозяйственного назначения (кроме земель, указанных в п. 2), земли особо охраняемых территорий и объектов |
||||
Земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса |
Примечание. Предельная ошибка положения межевого знака равна удвоенному значению Ми
После проведения геодезических работ следует анализ и уточнение границ земельного участка и объектов недвижимости согласно полученным сведениям Государственного кадастра недвижимости на смежные земельные участки. Определяется площадь создаваемого земельного участка.
Площадью земельного участка, определяемой в процессе межевания, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
Предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального и дачного строительства, разнятся значительно (в 2-5 раз) в зависимости от региона страны, вида разрешенного использования земельного участка (табл. 7).
Таблица 7. Предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков при различных видах разрешенного использования
После выполнения полевых работ и необходимой камеральной обработки данных производится подготовка проекта межевого плана.
В установленные сроки заинтересованные лица могут ознакомиться с проектом межевого плана и потребовать установления границ на местности.
К задачам кадастрового инженера относятся следующие действия:
Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности, за исключением случаев, если:
В назначенный кадастровым инженером день (после уведомления заинтересованных лиц) проводится согласование границ земельного участка, при котором подписывается акт согласования границ земельного участка, который впоследствии входит в состав межевого плана. При отсутствии мотивированных возражений о прохождении границ земельного участка кадастровым инженером оформляется акт согласования местоположения границ, являющийся неотъемлемой частью (разделом) межевого плана. Формирование межевого плана заключается в заполнении форм разделов, включаемых в межевой план.
Извещение лиц, участвующих в процедуре согласования границ земельного участка, согласно действующему законодательству, проводится в течение 30 календарных дней (путем рассылки уведомлений и (или) публикации объявления в газете). В этот 30-дневный срок кадастровый инженер должен провести геодезические работы, уточнить границы земельного участка, подготовить проект межевого плана.
Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме Акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано с заинтересованным лицом или его представителем, и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью. Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в судебных органах.
Далее формируется межевой план. Формирование занимает в среднем 2 дня. Проверка межевого плана в органе кадастрового учета, согласно действующему законодательству, осуществляется в течение 18 дней. Готовый межевой план заверяется подписью и собственной печатью кадастрового инженера, который выполняет комплекс кадастровых работ на основании договора подряда, заключенного с заказчиком работ.
Схема организации кадастровых работ, связанных с уточнением местоположения земельного участка (ЗУ), представлена на рис. 13.
В ходе производства работ могут возникнуть споры по границам земельного участка, которые повлияют на сроки и стоимость работ. При невозможности разрешить такой спор мирным путем конфликтующие стороны обращаются в суд. В данном случае подготовка кадастровым инженером материалов для суда является не оговоренным договором видом работ и влечет увеличение стоимости работ, а судебный процесс по данному делу значительно увеличит сроки выполнения договора.
Представленная схема организации кадастровых работ по составлению межевого плана земельного участка для целей кадастрового учета пригодна не для всех перечисленных выше видов кадастровых работ. Например, под эту схему не подпадают вновь образованные земельные участки.
Рис. 13.
земельного участка
Для вновь образованных земельных участков между геодезическими работами и подготовкой проекта межевого плана будет еще один этап - подготовка и передача заказчику схемы расположения земельного участка (рис. 14). На основе схемы расположения земельного участка утверждается акт выбора земельного участка и выносится распоряжение о передаче земельного участка на том или ином виде права.
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в Государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Рис. 14.
Межевой план включает текстовую и графическую части, имеющие разделы, которые заполняются в зависимости от вида выполняемых работ (рис. 15).
Межевой план оформляется в виде одного документа в случае, если:
В результате раздела одного исходного (измененного) земельного участка образуются один или одновременно несколько земельных участков;
Рис. 15.
В межевом плане указываются сведения об образуемом земельном участке (или земельных участках) в случае выполнения кадастро-
Таблица 8. Состав межевого плана
Состав МП по образованию ЗУ в результате объединения |
|
Состав МП по об- |
1. Титульный лист. |
разованию ЗУ в |
|
результате разде- |
3. Исходные данные. |
ла, когда все обра- |
|
зуемые ЗУ межу- |
|
ются одновре- |
6. Сведения о ЗУ, посредством которых обеспечивается дос- |
туп к образуемым или измененным ЗУ.
|
|
Состав МП по об- |
1. Титульный лист |
разованию ЗУ из |
|
земель муници- |
3. Исходные данные. |
пального образо- |
4. Сведения о выполненных измерениях и расчетах. |
|
вых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка (или земельных участков), сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в Государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке (или земельных участках) в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка (или земельных участков). Если местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.
Раздел «Заключение кадастрового инженера» оформляется кадастровым инженером в виде связного текста и включается в состав межевого плана в следующих случаях:
В случае если в ходе кадастровых работ выявлены ошибки (пересечения, несовпадения, разрывы) в местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков (ранее допущенные кадастровые ошибки), границ муниципальных образований или населенных пунктов, в разделе приводятся предложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок, в том числе результаты необходимых измерений.
В состав приложения могут быть включены правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельный участок и иные расположенные на нем объекты недвижимости, а также кадастровая основа проведения работ.
Если межевой план оформляется в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка или в результате кадастровых работ по образованию земельных участков уточнено местоположение границ смежных с ними земельных участков, в состав приложения включаются:
В случае проведения кадастровых работ по образованию земельных участков по результатам раздела исходного земельного участка в приложение к межевому плану включается оформленное в письменной форме согласие (решение) землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков на образование из них земельных участков.
Вместо проектов организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, а также проектов перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения в состав приложения могут быть включены извлечения из данных документов либо копии их отдельных составных частей, в том числе фрагменты графических изображений и т. д.
Пример межевого плана приведен в приложении 7.
После подготовки межевого плана документы представляются в орган кадастрового учета для осуществления кадастрового учета или внесения сведений в ранее учтенные земельные участки.
По данным 3-го Всероссийского съезда кадастровых инженеров, основные причины приостановлений по заявлениям на постановку на учет и внесению изменений в учтенные земельные участки, принятым в электронном виде (55 %), - нарушение требований ст. 26, п. 5, ч. 2 Федерального закона о ГКН (заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона), а отказов (76 %) - ст. 27, ч. 2, п. 6 (истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении).
Состав и порядок выполненияЗемлеустроительные мероприятия преследуют цель получения точной информации относительно имущества, под которым следует понимать земельные наделы и недвижимость, для возможности его включения в госреестр, так как это необходимо для узаконивания соответствующих прав собственности.
Процедуры, связанные с землеустройством, – это кадастровые работы применительно:
Внимание! Информация, собранная в процессе кадастровых работ, доступна некоторым госорганам, включая налоговую инспекцию.
Инициализировать мероприятия по землеустройству могут владельцы участков и госорганы. Старт таким мероприятиям дается тогда, когда возникает потребность:
Из всех мероприятий по землеустройству большим спросом пользуется межевание, с помощью которого уточняется информация по земельным наделам в части их границ.
Внимание! Посредством межевания обеспечивается подтверждение законного права на землю в пределах конкретных границ, что позволяет разрешать многочисленные споры по этому поводу.
В данном случае под первичным межеванием следует понимать разметку границ конкретного участка, на котором предполагается возведение какого-либо сооружения или его дальнейшее использование – передача в аренду. Применительно к поврежденным землям, что в той же мере относится и загрязненным участкам, проводятся работы по землеустройству, определяемые как комплексные, так как на этих территориях обычно присутствуют различные сооружения и постройки.
Непосредственно сами кадастровые работы регламентируются определенным набором требований к земельным наделам с точки зрения их формирования:
Мероприятия по обеспечению кадастрового учета обычно бывают следующими:
Организационные – сбор информации относительно участка; проверка соответствующей документации; установление тех лиц, которые являются пользователями земли; проведение согласования границ участка с хозяевами соседних наделов; выезд на место, где находится участок.
Плановые – определение задания в части проекта межевания территории на основе полученных на предыдущем этапе сведений. Утверждение такого задания является прерогативой заказчика. После получения одобрения с его стороны становится возможным заключение договора подряда на проведение требуемых работ в рамках этого задания.
Полевые – проведение топографо-геодезических работ посредством применения соответствующего оборудования для конкретизации границ надела и описания контуров имеющихся на его территории сооружений. Также мероприятия этого вида дают возможность установить то, каким образом будет обеспечиваться доступ к участку с точки зрения пути прохода и проезда.
Камеральные – обработка полученной на предыдущих этапах информации и составление документа в виде плана межевания.
Итог осуществления кадастровых работ – акты исследования территории, которые востребованы для внесения данных по участку в госреестр. При этом заказчику выдаются копии соответствующих документов.
Внимание! План межевания должен проходить согласование не только с теми, кто имеет земельную долю участка, но и с владельцами наделов, расположенных по соседству.
Деятельность в плане обеспечения кадастрового учета недвижимости приводит к составлению кадастрового плана и такого документа, как технический план, применительно к следующим типам объектов:
Проведение рассматриваемого вида работ в отношении недвижимости определяется необходимостью перестройки, изменения планировки или конструкции того или иного сооружения, что может быть связано с его разрушением в результате каких-то обстоятельств. Это востребовано для узаконивания прав собственности на конкретный объект недвижимости.
В свою очередь техническая инвентаризация направлена на формирование данных учета применительно к обследуемому объекту. Инвентаризация, определяемая как текущая, позволяет зафиксировать изменения, произошедшие после перепланировки или ремонта, включая снос здания.
Что касается этапов проведения кадастровых мероприятий по недвижимости, то они идентичны тому процессу, который осуществляется в отношении земельных наделов.
Кадастровые работы с точки зрения комплексности их проведения базируются на землеустройстве и инвентаризации недвижимости, расположенной на участке. Также подобные работы выполняются в тех случаях, когда предполагается использование участка в целях намеченной застройки. Консультацию по проведению подобных работ можно получить .
Кадастровые работы этого вида проводятся в соответствии с теми же этапами, что и в случае с землеустройством. Отличие здесь лишь в одном – проводимые мероприятия в отношении недвижимости и земельного участка осуществляются комплексно.
После проведения кадастровых мероприятий заказчик получает на руки два документа:
Наличие упомянутых документов дает возможность заняться непосредственным оформлением права собственности.
В справке отражаются сведения по участку в части его координат и линий, определяющих границы землевладения.
Важно! Возможность проведения сделок с землевладением или недвижимостью возникает у собственника лишь после завершения кадастровых мероприятий и получения соответствующих регистрационных документов.
2) согласование местоположения границ земельных участков путем проведения заседаний согласительной комиссии по этому вопросу;
3) утверждение заказчиком комплексных кадастровых работ карты-плана территории;
4) представление карты-плана территории в орган регистрации прав.
2. При выполнении комплексных кадастровых работ исполнитель комплексных кадастровых работ:
1) получает или собирает документы, содержащие необходимые для выполнения комплексных кадастровых работ исходные данные;
2) уведомляет правообладателей объектов недвижимости, являющихся в соответствии с частью 1 статьи 42.1 настоящего Федерального закона объектами комплексных кадастровых работ, о начале выполнения таких работ;
3) представляет в орган регистрации прав заявление об учете адресов правообладателей объектов недвижимости, являющихся в соответствии с частью 1 статьи 42.1 настоящего Федерального закона объектами комплексных кадастровых работ, и заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ, в соответствии с предоставленными правообладателями этих объектов и заверенными в установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке копиями документов, устанавливающих или подтверждающих права на эти объекты недвижимости, которые в соответствии с частью 4 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" считаются ранее учтенными, но сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости;
(см. текст в предыдущей редакции)
4) подготавливает проект карты-плана территории;
5) представляет проект карты-плана территории, в том числе в форме документа на бумажном носителе, заказчику комплексных кадастровых работ для его рассмотрения и утверждения;
6) участвует в установленном настоящим Федеральным законом порядке в работе согласительной комиссии и оформляет проект карты-плана территории в окончательной редакции;
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Комплексные кадастровые работы выполняются только при наличии утвержденного в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории соответствующего элемента или соответствующих элементов планировочной структуры, либо проекта межевания земельного участка или земельных участков, утвержденного в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", либо проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. В отношении земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, комплексные кадастровые работы выполняются при наличии утвержденного в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории или проекта организации и застройки территории либо другого устанавливающего распределение земельных участков в садоводческом или огородническом некоммерческом товариществе документа. Для определения местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ также используются материалы землеустроительной документации, содержащейся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, материалы и данные федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах расположенных на земельных участках объектов недвижимости, которые находятся в архивах организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, планово-картографические материалы, имеющиеся в органах местного самоуправления муниципальных районов, органах местного самоуправления городских и сельских поселений, органах местного самоуправления городских округов, документы о правах на землю и иные документы, содержащие сведения о местоположении границ земельных участков.
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Имеющиеся в распоряжении заказчика комплексных кадастровых работ материалы и необходимые для выполнения комплексных кадастровых работ сведения, в том числе сведения Единого государственного реестра недвижимости (в электронном виде), государственного адресного реестра (в электронном виде), сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности и других систем и (или) архивов органов местного самоуправления, предоставляются индивидуальному предпринимателю, указанному в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридическому лицу, указанному в статье 33 настоящего Федерального закона, после заключения государственного или муниципального контракта на выполнение комплексных кадастровых работ. Получение иных необходимых для выполнения работ материалов исполнитель комплексных кадастровых работ осуществляет самостоятельно. Правообладатели земельных участков и (или) объектов недвижимости вправе предоставить исполнителю комплексных кадастровых работ имеющиеся у них материалы и документы в отношении объектов недвижимости, а также заверенные в установленном Федеральным