Свинин александр удмуртия биография. Бречалов «подгребет» активы Удмуртии? …тем не менее, информация шла противоречивая

18.01.2022

Первый вице-премьер правительства Удмуртии в интервью «Реальному времени» о потерянном пороховом заводе, майнинге биткоина и умении правильно считать экономику

2019 год для экономического блока правительства Удмуртии - это год ожиданий и надежд, что уже предпринятые действия дадут результат. В пессимистичный прогноз социально-экономического развития хотят заложить более амбициозные целевые показатели, ждут решения по дополнительным финансам от федерального бюджета на поддержку МСБ, новых резидентов в ТОСЭР и запуска проектов с применением блокчейн-технологий. Первый заместитель председателя правительства Удмуртии Александр Свинин в эксклюзивном интервью «Реальному времени» рассказал о публичных обещаниях, премудростях статистики и бренде республики.

«Не надо думать, что мы хотим что-то приписать или поиграться с цифрами статистики, чтобы они лучше звучали для прессы»

- Александр Александрович, пару недель назад на заседании правительства вы высказали замечание по поводу проекта прогноза социально-экономического развития Удмуртии на ближайшие три года. Целевые показатели очень низкие, что вроде как не отражает ведущейся сейчас работы по привлечению инвестиций. И тогда же вы предложили создать рабочую группу по выработке мер, чтобы были конкретные позитивные изменения в экономике. Есть ли уже какие-то предложения?

В каждом прогнозе есть показатель базовый, который мы прогнозируем, если ничего дополнительно не случится. И мы ставим себе показатель целевой, т.е. тот, на который мы хотели бы выйти, если мы предпримем определенные действия. Мое замечание касалось того, что мы себе целевые показатели ставим примерно такие же, как базовые. Если мы работаем и что-то предпринимаем, то целевой показатель должен быть выше. Этот результат нужно облекать в конкретные экономические параметры.

Как пример, мы работаем с Фондом развития промышленности, и в этом году у нас в 2 раза увеличились цифры, которые мы привлекли в экономику, по сравнению с 2017 годом. Тогда было 136 млн рублей, а сейчас уже 377 млн. До конца года мы надеемся, что будет 700-800 млн рублей. Целевой показатель для Минпрома УР был миллиард. Получается, чуть-чуть Минпром не дотянет: увеличит не в восемь раз объем средств от ФРП, а в шесть. В Минпроме знают, что на следующий год целевой показатель будет уже не миллиард, а 1,5 миллиарда. Соответственно, как эти 1,5 млрд рублей привлеченных кредитов повлияют на экономику республики в разрезе трех лет? Это более дешевый кредит, быстрый выход на прибыльность, снижение себестоимости продукции, более быстрый запуск того или иного проекта. Если мы выполним показатель привлечения средств ФРП по льготным кредитам, то на третий год мы получим больше поступления налога на прибыль, больший объем НДФЛ. Все это в прогнозе мы должны учитывать.

«Мы внутри правительства запустили систему постоянного мониторинга того, как у нас действия правительства влияют на налоговую базу, на количество субъектов малого и среднего бизнеса, на новое промышленное производство». Фото udmurt.ru

У нас таких мер, инструментария достаточно много. Мы внутри правительства запустили систему постоянного мониторинга того, как у нас действия правительства влияют на налоговую базу, на количество субъектов малого и среднего бизнеса, на новое промышленное производство. Полтора месяца мы себя по этой шкале оцениваем, и по ней все эти показатели видны, но почему-то в прогнозе СЭР мы этого делать не хотим.

Возможно, есть опасения, а вдруг не получится достичь показателей, документ ведь публичный. Если не получится, надо будет честно признаться, здесь мы сработать не смогли.

Михаил Хомич (постпред главы Удмуртии при президенте РФ, - прим. ред. ) очень любит такие вещи, как публичные обещания. Когда 3 или 4 года назад я с ним начинал бегать, я дал публичное обещание, что пробегу полумарафон. И это очень сильно мотивирует, чтобы вы этот полумарафон пробежали, потому что ты отвечаешь за свои слова.

С прогнозом примерно то же самое. Давайте публично пообещаем, что мы эти действия будем выполнять. У нас есть с вами базовые показатели, мы из них будем рассчитывать бюджет, а все что будет сверх, наши сверхусилия соответственно будут давать допдоходы в бюджет. И население будет понимать, что правительство работает.

Не надо думать, что мы хотим что-то приписать или поиграться с цифрами статистики, чтобы они лучше звучали для прессы, как некоторые это трактуют. Нет, если ты что-то не можешь посчитать, ты этим не управляешь. Вот я хочу считать все и понимать, как я этими показателями буду управлять и как это выразится в реальных цифрах дохода бюджета. Тогда мне понятно, зачем я здесь нахожусь, зачем есть Минэкономики, Минпром, Минсельхоз и т. д.

У нас сейчас эта группа уже работает, и я думаю, что мы в первом квартале 2019 года выйдем с корректировками в прогноз социально-экономического развития, именно в части целевых показателей, т. е. то, куда мы будем стремиться эти три года.

Есть еще второй момент, что мы не учитываем в прогнозе национальные цели, которые определены президентом России. Там 55 федеральных проектов, которые будут реализовываться до 2024 года. Это направление мы также добавим в прогноз.

«Первое - это поддержка наших крупных предприятий, дозагрузка их мощностей, новые проекты с нашими оборонными предприятиями, в первую очередь это выпуск гражданской продукции. Здесь у нас работают инструменты Фонда развития промышленности». Фото udmurt.ru

И все-таки по каким направлениям будет работать правительство в следующем году, чтобы экономическая ситуация в Удмуртии менялась?

Эти треки уже определены достаточно давно, мы по ним работаем. Первое - это поддержка наших крупных предприятий, дозагрузка их мощностей, новые проекты с нашими оборонными предприятиями, в первую очередь это выпуск гражданской продукции. Здесь у нас работают инструменты Фонда развития промышленности, очень приветствуем мы национальный проект по международной кооперации и экспорту и надеемся, что наши предприятия войдут в этот проект. То же самое могу сказать по поводу нацпроекта по повышению производительности труда. Это добавится к тому, что мы сейчас уже делаем.

Второе направление - это малый и средний бизнес. Мы в следующем году на порядок увеличим объем привлеченных средств из РФ на развитие малого и среднего бизнеса, и Удмуртия войдет в топ-5 регионов ПФО по суммам. Это большая работа и министерства экономики УР, и Михаила Викторовича Хомича по лоббированию наших интересов в Минэкономики РФ. Ждем итоговых цифр бюджета, когда там будет уже внушительная сумма по сравнению с 2017 годом.

Соответственно третий наш трек - это некие новые направления экономики, которые мы поддерживаем, - IT, связь, и мы уверены, что здесь у Удмуртии тоже будут достаточно хорошие новые проекты в рамках национального проекта «Цифровая экономика».

«Правительство само майнить не может, и, наверное, это не совсем наша функция»

Год назад было много шума по поводу майнинга и блокчейна. В Удмуртии предлагали создать центр майнинга, сделать нас пилотным регионом. Сейчас тишина.

Во всем мире эта история работает. Будет центр майнинга или не будет - мы сразу говорили, что это интерес частных компаний. Правительство само майнить не может, и, наверное, это не совсем наша функция. У нас будет, как мы и обещали, ряд проектов в области управления, основанных на технологии блокчейна. Самый быстрый - это проект по техприсоединению наших предприятий к электросетям. Мы этот пилотный проект сейчас разрабатываем с крупными федеральными игроками и надеемся, что в следующем году он в Удмуртии уже запустится.

Второй такой же проект - это постановка земель на кадастровый учет. Наши коллеги в ряде регионов подобные проекты уже внедрили. Мы, соответственно, перенимаем их опыт.

Сама технология блокчейна будет точно внедрена там, где мы на это можем влиять. Если захотят в частной компании ее реализовать, мы готовы эту историю поддерживать. Кроме того, вы знаете, что мы подали в Минэкономики РФ изменения, чтобы нам добавили ОКВЭДы по территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) «Сарапул». Надеемся, что до конца года все-таки примут положительное решение, это позволит предоставлять в рамках ТОСЭР льготы для деятельности в области IT.

«Будет центр майнинга или не будет - мы сразу говорили, что это интерес частных компаний. Правительство само майнить не может, и, наверное, это не совсем наша функция. У нас будет, как мы и обещали, ряд проектов в области управления, основанных на технологии блокчейна». Фото pixabay.com

- Как раз по поводу ТОСЭР в Сарапуле следующий вопрос. Удовлетворены ли вы ее работой?

Нет. Опять же давайте возьмем базовый показатель, по которому мы обязаны в соответствии с соглашением с правительством России привлечь в этом году семь резидентов. Этот показатель мы выполнили, но нам всегда хочется превышать базовые показатели, поэтому целевой показатель, который был определен внутри правительства, не выполнен. Точно есть еще куда расти. Опять же то, что нам добавят, я надеюсь, новые ОКВЭДы, будет способствовать тому, что в следующем году базовый показатель и 2018, и 2019 года, мы значительно превысим.

Работа идет, и я очень доволен, кстати, работой коллег из муниципалитета. Они у нас очень активны, и Александр Александрович Ессен (глава Сарапула, - прим. ред. ) действительно часто положительно удивляет, потому что появляются компании, которые приходят не благодаря деятельности правительства или управляющей компании, которой здесь является Корпорация развития УР, а напрямую от муниципалитета. Мы это приветствуем, очень рады, что такой опыт есть. Это сигнал всем другим муниципальным образованиям. Сарапул может привлекать инвесторов сам без участия правительства и доводить проект до конца. Завод по производству респираторов, который стал резидентом ТОСЭР, - это полностью заслуга самого муниципального образования.

«Мы надеемся, что в 2019 году в Камбарке начнется достаточно активная работа»

- Продолжая тему муниципалитетов. В Камбарке и Кизнере работали объекты по уничтожению химического оружия. Химическое оружие уничтожили, и стоит вопрос по перепрофилированию этих предприятий. Много было разных предложений, разговоров, но пока никакой конкретики. Как известно, пороховой завод мы не получили. Что же в итоге будет на этих объектах?

В следующем году мы немного сместим фокус работы экономического блока правительства - будем акцентированную работу вести с нашими муниципальными образованиями, потому что половина экономики республики - это наши муниципалитеты. Те точки роста, о которых мы заявили год назад на презентации карты инвестиционных возможностей, мы не до конца используем.

Надо помочь коллегам из муниципалитетов, усилить их нашей командой, вместе такую работу вести, и не только в области повышения их экономического потенциала, т.е. привлечения новых предпринимателей, это и помощь тому бизнесу, который уже есть. Нужно посмотреть, что в части законодательства мы можем для них сделать. Мы сейчас активно готовим поправки в законопроект по оценке имущества по кадастровой стоимости. Там абсолютно точно будут послабления для муниципальных районов, и мы надеемся, что коллеги в Госсовете нас в этом поддержат. Малый бизнес на территориях облагать тем же налогом, что и в Ижевске, абсолютно точно нельзя. Это совсем разные экономики.

«Если мы понимаем, что у нас в Камбарке и Кизнере есть сегодня такие объекты, которые могут быть использованы под некие новые масштабные федеральные проекты, соответственно это будет специфика данных территорий». Фото udmurt.ru

И то же самое касается Камбарки и Кизнера, потому что мы точно определим для себя ряд территорий с разным экономическим потенциалом и будем пытаться использовать некую их специфику. Если у нас есть в Кезском районе сырзавод, надо структурировать там экономику так, чтобы именно эта отрасль развивалась в Кезском районе. Если мы понимаем, что у нас в Камбарке и Кизнере есть сегодня такие объекты, которые могут быть использованы под некие новые масштабные федеральные проекты, соответственно это будет специфика данных территорий.

Объекты в Камбарке и Кизнере находятся в собственности Министерства промышленности и торговли РФ. Мы не можем ими распоряжаться свободно и придумывать какие-то проекты и сами их там локализовывать.

Пороховой завод - это же не решение правительства УР. Это решение правительства РФ. Я видел эту экономику, расчет локализации у нас и локализации в Тульской области, где в итоге этот завод будет. Конечно, для федерации выгоднее это делать там. Зачем создавать еще одного конкурента, если сегодня можно объединить эти объекты и больший эффект получить для экономики страны.

Но это не значит, что мы должны сидеть и ждать, когда же к нам приедет Денис Валентинович (Мантуров - министр промышленности РФ, - прим. ред. ) и поможет на этих объектах что-то хорошее сделать. Конечно, мы такую работу ведем. Могу сказать точно, что переговоры по Камбарке находятся уже в стадии, когда подписано предварительное соглашение между правительством и потенциальным инвестором - это одно из дочерних обществ Росатома. Соответственно мы надеемся, что в 2019 году там начнется достаточно активная работа. Пока соглашение не подписано публично, называть какие-то его параметры будет неправильно.

По Кизнеру главой республики подписана отдельная дорожная карта, и почему-то мало говорят, что Минпром УР и муниципалитет ведут активную работу по этой дорожной карте. Она заключается в том, чтобы обеспечить рабочими местами тех людей, которые высвобождаются. Мы надеемся, что все они рабочие места получат и внутри района вне зависимости от того, будет там локализован какой-то новый проект или нет. В Минпроме РФ я бываю, наверное, раз в две недели и могу сказать абсолютно точно: коллеги этим объектом занимаются. Я думаю, что на какое-то решение в 2019 году по Кизнеру мы должны совместно с ними выйти.

«Там теперь новая компания, называется «Буммаш». Есть решение совета директоров о том, что «Буммаш» будет арендовать все имущество предприятия, которое находится в процедуре банкротства». Фото izhmetmash.ru

«Уже первый производственный персонал начал приниматься на «Буммаш»

- Недавно было объявлено о том, что удалось договориться с «Татнефтью» о сохранении производства на их дочернем предприятии «Ижметмаш», проходящего процедуру банкротства. На его месте уже появилась новая компания. Как там сейчас развиваются события?

Все хорошо. Там теперь новая компания, называется «Буммаш». Есть решение совета директоров о том, что «Буммаш» будет арендовать все имущество предприятия, которое находится в процедуре банкротства. Более того, уже первый производственный персонал начал приниматься на «Буммаш». Соответственно, как только там запустят полноценное производство, мы вас всех пригласим и покажем, что это не просто было наше заявление в прессе. Но то, что люди уже начали получать рабочие места в компании «Буммаш», - это уже «медицинский факт».

Скоро будет год со дня создания Корпорации развития Удмуртской Республики. Деятельность ее пока кажется не сильно заметной. Как вы оцениваете эффективность ее работы, и стала ли она на самом деле единым окном для инвесторов?

Наверное, пока рано говорить о том, стала она эффективной или нет, потому что действительно еще маленький срок прошел. Что точно улучшилось - действительно единое окно для бизнеса у нас появилось, и это предприниматели понимают. Это единое окно еще сильнее будет встраиваться и структурироваться в 2019 году, потому что объединится с окнами для бизнеса в МФЦ. У нас появится центр «Мой бизнес» в офисе Сбербанка, такие офисы откроются в муниципальных образованиях.

Корпорация развития будет управляющей компанией для нашей микрофинансовой организации Удмуртский фонд развития предпринимательства, для гарантийного фонда и для сети бизнес-инкубаторов.

Сегодня Корпорация, по поручению правительства, выполняет достаточно большой объем работы для нас как основного заказчика. Например, это повышение эффективности работы наших госпредприятий, т. е. те успехи, что сегодня делают «Аптеки Удмуртии», «Удмуртлес», гостиница «Юбилейная», «Удмуртохота» и даже муниципальные предприятия, например «Ижгорэлектротранс», - это все делает Корпорация развития и ее аналитики. Эффект в общем-то налицо, он в цифрах. «Удмуртлес» был практически банкротом, а сегодня это предприятие, которое впервые налог на прибыль заплатит. «Аптеки Удмуртии» в прошлом году были предбанкротным предприятием, которое никто кредитовать не хотел, сейчас у его директора очередь стоит из банков, которые готовы прокредитовать, а значит, банки оценивают состояние предприятия как стабильное. Я больше скажу: «Аптеки Удмуртии» в соседние регионы выходят, они захватывают рынки Пермского края.

«Сегодня Корпорация по поручению правительства выполняет достаточно большой объем работы для нас как основного заказчика. Например, это повышение эффективности работы наших госпредприятий, т.е. те успехи, что сегодня делают «Аптеки Удмуртии», «Удмуртлес», гостиница «Юбилейная», «Удмуртохота» и даже муниципальные предприятия, например «Ижгорэлектротранс». Фото udmurt.ru

Уже разработана инвестиционная программа для «Ижгорэлектротранс». Корпорация работает с муниципальными предприятиями в предбанкротном состоянии, чтобы также перезагрузить их и сделать эффективными. Этой работы не видно на поверхности, но она большая и важная.

В области работы с внешними инвесторами мы презентовали на последнем совете по развитию предпринимательства у главы республики ряд проектов. Это компания, связанная с автобусными перевозками, компания «Железно» - новый застройщик, также один из резидентов ТОСЭР, который будет строить завод в следующем году.

Конечно, этого мало, но дайте чуть больше времени. Сейчас пришел новый руководитель, он еще лучше понимает местную специфику бизнеса и сам из предпринимательского сообщества. Результаты здесь мы, наверное, должны показать в 2019 году.

Успехи есть и у дочернего предприятия Корпорации - торгового дома «Сделано в Удмуртии». Они сделали первый контракт с Ижевским механическим заводом на поставку искусственных клапанов сердца. Запустили проект с «Почта.маркет» - там в пилотной версии сразу три наших предприятия участвуют, а в декабре это будет уже доступно для всех.

Подводя итог, скажу, что работу экономического блока правительства отделять от работы Корпорации развития уже нельзя.

«Точно на 5% у нас промышленность республики не падает»

От хорошего к показателям не очень. Индекс промышленного производства в Удмуртии, по данным Удмуртстата, в этом году в минусе. По данным за 10 месяцев, падение составило 1,3%, а до этого фиксировались цифры в 5-7%. Отрицательные показатели наблюдались в трех регионах ПФО. Почему так происходит и кто нас тянет вниз? И ведь в прогнозе социально-экономического развития на следующий год тоже ожидается падение.

Структура экономики разная во всех субъектах. У нас все-таки это оборонно-промышленный комплекс. Еще индекс падает у Ульяновской области, где тоже эта отрасль достаточно сильно зависит от гособоронзаказа. Гособоронзаказ не всегда можно выполнить за один год, и отгрузка продукции у того же ИЭМЗ «Купол» может происходить не после трех месяцев, а за почти два года производства, поэтому надо смотреть все-таки в некой перспективе.

Второй момент - это методика расчета. Нам Росстат досчитал этот показатель за 2017 год, и он стал больше 100%, а до этого был же меньше. Кто-то говорил, вот 2017 год - это первый год, когда индекс промпроизводства упал, это Свинин развалил промышленность Удмуртии. Нет, вопрос досчета.

«Отрасль достаточно сильно зависит от гособоронзаказа. Гособоронзаказ не всегда можно выполнить за один год, и отгрузка продукции у того же ИЭМЗ «Купол» может происходить не после трех месяцев, а за почти два года производства, поэтому надо смотреть все-таки в некой перспективе». Фото udmurt.ru

Если вы посмотрите ту же методику Росстата, то показатели всего малого и среднего бизнеса впоследствии досчитываются. На крупных предприятиях запрашивается статистика. Таким образом, цифры ставятся просто исходя из динамики прошлых лет, не собирая статистику с малого и среднего бизнеса, в том числе производственного.

Третье. Давайте все-таки мерить по показателям объема отгрузки. Он у нас растет ежегодно и растет не на уровне инфляции (рост по итогам 10 месяцев составил 16,2%, - прим. ред. ). Объем отгруженных товаров - это прямой показатель, сколько наши предприятия продали. Если продали на 10 или 13 процентов больше, соответственно они произвели больше. Они же не могут продать то, чего нет. Либо они начали продавать товар с большей добавленной стоимостью, что тоже, в общем-то, неплохо.

И четвертое. Никто не говорит, что этим не надо заниматься. Мы с коллегами достаточно хорошо разобрали этот индекс, посмотрели, что на него действительно сегодня влияет. Опять же вопрос к прогнозу: если мы понимаем, что у нас гособоронзаказ будет падать, значит этим предприятиям нужно в первую очередь уделить внимание. Если мы понимаем, что некоторые отрасли промышленности проседают, надо понять, может, мы здесь стали менее конкурентоспособными.

Мы над индексом будем работать, но я уверяю вас, что после досчета по 2018 году он будет более позитивен, чем сейчас. Точно на 5% у нас промышленность республики не падает.

Сейчас обсуждается возможность повышения транспортного налога и отмены льгот по нему, а также налогу на имущество организаций. Как это отразится на привлекательности Удмуртии для бизнеса и не ухудшит ли это положение наших предпринимателей?

На самом деле для предпринимателя налоговые преференции в том или ином субъекте РФ не являются решающим фактором, где ему свое производство локализовывать. Все равно примерно все платят одинаково.

Касательно налоговой политики в республике мы, конечно, смотрим на то, чтобы меры, которые мы вводим, не ухудшали положение действующего бизнеса и не ставили нас как субъект РФ в неконкурентное положение по сравнению с другими регионами, в том числе соседними. Наши проекты изменений по налоговым ставкам ситуацию не ухудшают. Мы говорим об отмене льгот для бизнеса невостребованных либо неэффективных. Льгота дается для того, чтобы стимулировать предпринимательскую деятельность, чтобы потом быстрее и больше получать доходов в бюджет, но если льгота этому принципу не отвечает, значит это не льгота, а благотворительность. Ею ни в одном субъекте РФ не занимаются. Просто раньше эта работа у нас не велась, а сейчас ведется.

«Транспортный налог в Удмуртии действительно один из самых низких в ПФО, но дорожный фонд у всех одинаково формируется - из транспортного налога. Машина ездит, что по Пермскому краю, что по Ижевску, с одинаковой нагрузкой на ось и одинаково портит дорожное полотно». Фото udmurt.ru

Мы готовы давать новые льготы, новые меры поддержки, финансовые инструменты, только покажите, как это потом окупится для бюджета, пусть в перспективе пяти лет. Мы такие льготы с удовольствием введем. Но нечасто нам, к сожалению, приносят такие идеи, мы и сами пытаемся придумать.

По получению патентов для индивидуальных предпринимателей в Удмуртии действительно одно из самых либеральных законодательств. Треть всех льготных патентов в России выдана в Удмуртии - 17 тысяч. Мы облегчили процедуру получения и понизили ставки, потому что понимаем, что это борьба с теневой экономикой и возможность сегодня человеку начать бизнес легко и просто и не попадать ни в какую кабалу.

Транспортный налог в Удмуртии действительно один из самых низких в ПФО, но дорожный фонд у всех одинаково формируется - из транспортного налога. Машина ездит, что по Пермскому краю, что по Ижевску, с одинаковой нагрузкой на ось и одинаково портит дорожное полотно. А без дорог никакая экономика невозможна, поэтому и Год дорог у нас был в этом году. Надо понимать, что из этих денег мы ремонтируем дороги.

Особо отмечу, что у главы республики точно будут поправки, по которым будут предусмотрены льготы по транспортному налогу для самых незащищенных слоев населения. Это уже принятое решение, и мы будем с коллегами в Госсовете это обсуждать. Повышение не должно коснуться тех, кто не может платить.

«Нам надо понять, «Сделано в Удмуртии» - это что»

В завершении беседы - о созданном бренде «Сделано в Удмуртии». Как вы намерены определять, какие компании смогут им пользоваться, чтобы не получилось так, что под этой маркой будут продавать товары сомнительного качества?

У нас с 1 января 2019 года все права на бренд «Сделано в Удмуртии» будут принадлежать Корпорации развития. Ни одна компания не сможет пользоваться этим брендом без письменного согласования от корпорации при соответствии определенным требованиям качества продукции, надежности компании, прозрачности ведения бизнеса и социальной ответственности. Мы под социальной ответственностью понимаем белые зарплаты, официальное трудоустройство для сотрудников. Вот поэтому история очень сильно поменяется, и пользоваться смогут действительно те, кто могут производить качественную продукцию.

Мы еще должны вместе с предпринимательским сообществом подумать, а какие ценности мы хотим в этот бренд заложить. «Сделано в Удмуртии» - это что? «Made in USA» - у всех есть образ, что это. Мне очень нравится бренд Индии «Make in India», т.е. производи в Индии, и сразу становится понятным позиционирование страны как мастерской для всех, кто хочет что-то делать.

«Уже не одно столетие в Удмуртии умеют придумывать, конструировать, запустить в производство, начать выпускать мирового качества продукты, и если мы это будем транслировать на наш бренд «Сделано в Удмуртии», то это будет польза для всего бизнеса». Фото udmurt.ru

И нам надо понять, «Сделано в Удмуртии» - это что. Такое же надежное, как автомат Калашникова, или такое же талантливое, как симфония Чайковского? Нам надо вместе с предпринимателями продумать ценности и карту бренда, начать транслировать бренд через наши ценности, а ценности через бренд.

Внимание к бренду большое, и сейчас другие регионы пытаются скопировать. Это точно полезно и в итоге продвигает всех предпринимателей республики, когда мы этот бренд носим на себе - значок на пиджаке, публикуем его, делаем в этом оформлении наши стенды на выставках. Это действительно повышает узнаваемость республики, что в итоге позитивно отражается на продажах всех предпринимателей, которые здесь что-то делают.

Уже не одно столетие в Удмуртии умеют придумывать, конструировать, запустить в производство, начать выпускать мирового качества продукты, и если мы это будем транслировать на наш бренд «Сделано в Удмуртии», то это будет польза для всего бизнеса, даже того, кто не пользуется этим брендом. Люди будут просто знать: раз это сделано в Удмуртии, значит сделано хорошо, качественно, интересно.

Михаил Красильников

Ижевск. Удмуртия. Советника главы Удмуртии по экономике Александра Свинина назначили и.о. первого заместителя председателя правительства Удмуртии. Такой указ опубликовали на сайте регионального кабмина.

«Назначить Свинина Александра Александровича исполняющим обязанности первого заместителя председателя правительства Удмуртской Республики с 19 сентября 2017 года до назначения первого заместителя председателя правительства Удмуртской Республики или лица, на которое будет возложено исполнение обязанностей первого заместителя председателя правительства Удмуртской Республики», - говорится в сообщении.

Другим указом меняется структура президиума правительства Удмуртии. Вместо четырех заместителей у председателя правительства будет один первый зам и три заместителя.

Наша справка:

Образование: Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, магистратура Санкт-Петербургского филиала НИУ Высшая школа экономики, Университет Корвина в Будапеште, программа «Управление стартап-проектами» Московской школы управления СКОЛКОВО.

Работал в Ленинградском оптико-механическом объединении в отделе управления персоналом, консультантом в компаниях Kelly Services (международная компания по подбору персонала и аутсорсингу) и АНКОР (агентство по подбору персонала). В 2012 году основал собственную компанию Smart Start (помощь молодым специалистам и студентам в поиске работы).

В 2015 году — помощник секретаря Общественной палаты России, затем — руководитель проекта по поддержке гражданских активистов и НКО «Перспектива» Общественной палаты России.

Посчитав, что ИА Udm-Info необъективно освещает деятельность экономического блока Правительства УР, он предложил ответить на поднимавшиеся в публикациях острые вопросы.

Слово первому вице-премьеру Александру Свинину, комментарии редакции – позже.

В Удмуртии наблюдается отрицательная динамика промышленного роста. Почему это происходит? Что лично Вы, как первый вице-премьер, курирующий экономический блок, делаете для того, чтобы этот рост обеспечить?

Кто вам сказал, что в Удмуртии отрицательная динамика промышленного роста?

- Существует прогноз Минэкономики УР…

Если вы посмотрите последнюю статистику Удмуртстата, то увидите, что у нас в республике положительная динамика индекса промышленного производства. Этот показатель нужно оценивать не по месяцам, а в целом по году, поскольку отгрузка у многих предприятий происходит в декабре. Например, цикл производства «Воткинского завода» 13 месяцев, у других предприятий – 16, 20 месяцев, но это не значит, что предприятия стоят. Показатель нужно смотреть в динамике, и когда вся пресса писала о том, что у нас падает индекс промышленного производства, нужно было посмотреть аналогичную статистику прошлых лет.

Удмуртстат – единственный наш источник по индексу промышленного производства. Согласно последним данным, индекс промпроизводства составил в 2018 году 102,5%. В течение первого квартала Удмуртстат досчитает индекс по средним предприятиям, и тогда этот показатель будет еще выше.

Следующий показатель, который нужно смотреть, – объем отгруженных товаров, то есть то, что предприятия смогли продать. Он весь год в Удмуртии рос, причем значительно. Суммарный рост в январе-декабре – 18,9%, предприятия продали продукции на 656 млрд рублей. Есть и косвенные показатели: в прошлом году средняя зарплата на предприятиях выросла почти на 7%, а зарплату повышают там, где есть некий потенциал развития.

Что я, как первый вице-премьер, для этого сделал? Давайте эти вещи разделять… Правительство не стоит у станка, не управляет заводами, у нас не плановая экономика, когда мы можем загружать производство директивным способом. Правительство влияет на показатели косвенно, создает благоприятную среду для развития наших промышленных предприятий, привлекает для их развития ресурсы. Наша задача сделать так, чтобы предприятие, если оно хочет развиваться, могло эти ресурсы получить в виде субсидий федерального Правительства, льготных кредитов, займов, государственных гарантий, льготных лизинговых и факторинговых программ. В течение двух лет Правительство УР помогает предприятиям продавать продукцию, выстраивая цепочки продаж и кооперации. В 2018 году наши предприятия привлекли в 4 раза больше кредитов, чем в 2017-м, – это около 1,5 млрд рублей. На эти средства они провели модернизацию и, поскольку кредиты были под 1-5%, окупаемость модернизации пройдет быстрее.

По поводу создания среды. Мы получили для Сарапула статус ТОСЭР, снижающий налоговую и фискальную нагрузку, и уже 7 предприятий там работает. В республике работает Торговый дом, который по запросу предприятий помогает им заниматься поиском новых рынков и новых клиентов. Один раз в месяц мы, как Правительство, привозим в регион делегации потенциальных покупателей продукции наших заводов. В прошлом году были делегации «Лукойла»,« Сибура» , ТМК, ОАК, ТВЭЛ. В этом году, уже в феврале, приедет делегация« Газпром-нефти» – искать потенциальных поставщиков. Мы в Правительстве отслеживаем каждый контракт после каждого такого визита.

Помогаем нашим компаниям выстраивать отношения с госкорпорациями, в частности, с РЖД. На сегодняшний день три предприятия делают большие тестовые поставки для РЖД, – это большие объемы промышленных товаров.

Эту работу мыведем системно. Наша задача на экономических форумах – продавать: показывать продукцию и организовывать встречи наших предпринимателей и директоров с потенциальными покупателями. Моя цель на Сочинском инвестиционном форуме – получить предконтрактов на 5 млрд рублей для предприятий Удмуртии. Такую задачу поставил передо мной Глава республики.

- Вы уже знаете, с чем поедете на форум?

Естественно, списки прорабатываютсязаранее . Никакого секрета не открою, это прежде всего гражданская продукция наших оборонных предприятий – Концерна «Калашников», ИЭМЗ «Купол», «Ижевского механического завода», это медицинские товары «Аксиона».

Будем продвигать наш средний и малый бизнес. Есть предприятия, которые занимаются нефтесервисом – это «Техновек», есть IT-компании, например, ЦВТ, их продукт «Палантир», который мониторит загрузку роботизированных станков, отдельно везем на Сочинский инвестиционный форум.

И не просто стоим там у стенда в ожидании потенциальных покупателей, мы заранее запрашиваем в оргкомитете форума список предприятий, которые туда приедут. Берем список наших предприятий, которые к нам обратились и хотят развиваться, больше продавать, смотрим номенклатуру их изделий. Стыкуем, согласовываем с представителями предприятий, пишем официальные письма, назначаем встречи. Предлагаем конкретные проекты и, если видим заинтересованность, сводим потенциальных покупателей и производителей.

- Есть ли у Сочинского форума специфика?

Сочинский форум мы [рассматриваем] как место для продажи и продвижения наших товаров среди региональных администраций, государственных компаний и крупных частных компаний.

С какими именно компаниями мы собираемся вести переговоры, раскрывать пока не буду, это коммерческая история. Мы эти встречи проведем, получим результат, и уже по результату расскажем.

- Были ли компании, переговоры с которыми не увенчались успехом?

Да, например, у нас была делегация ТМК, но на данный момент они ни одного заказа в Удмуртии не разместили. Заставить их что-то купить в республике мы не можем, это вопрос коммерческих договоренностей. Но назвать этот кейс неуспешным нельзя, в любом случае делегация была на наших предприятиях, и если у компании появится потребность в определенной продукции, наверное, о наших предприятиях вспомнят быстрее - просто потому, что они на них были.

- Визиты делегаций в республику расписаны заранее?

Да, конечно. В прошлом году мы планировали, что Удмуртию посетит 12 делегаций, посетило 10. В этом году запланировано 14 визитов компаний.

Вы являлись одним из организаторов сделки по продаже АО «Ижевские электрические сети». Почему произошло снижение стоимости актива: сначала появлялась информация о 5,4 млрд рублей…

Писали, что мы собираемся за 800 млн актив продавать!

- …тем не менее, информация шла противоречивая.

Поверьте, более открытого чиновника, чем я, наверное, нет. Номер моего мобильного телефона и электронный адрес опубликованы на сайте Правительства и сайте Корпорации развития Удмуртии. Нет никаких проблем взять комментарий, получив информацию из первоисточника, а не питаться слухами и домыслами. Это первое.

Второе. Мы все делаем открыто и публично, ничего под ковром не происходит.

Третье. Глава Удмуртии прокомментировал сделку.

Что касается меня… Я - не организатор сделки, это звучит как «организованная преступная группировка». Продавцом были сами «Ижевские электрические сети» - они продали имущество. А у «ИЭС» есть собственник – это МО «Город Ижевск». В лице главы города эта сделка и была реализована, мы, как Правительство, лишь помогали нашим коллегам из муниципального образования эту сделку структурировать, не более того.

Еще раз повторюсь, команда Правительства муниципалитету в этой сделке помогала. На уровне Правительства мы в течение года заключали соглашения с Россетями – о долгосрочном сотрудничестве, это соглашение с «дочкой» Россетей, МРСК, по поводу 23,9 млрд инвестиций в течение 10-12 лет, эти средства придут от МРСК в экономику республики, в энергетический комплекс.

Эти соглашения подписываются на уровне Главы, но дальше они, скажем так, работают на определенных территориях, и структура собственности построена так, что республика сетевым имуществом не владеет, им владеют муниципальные образования. Мы можем координировать и направлять работу муниципальных образований, поскольку работаем в единой Команде Удмуртии, и в сделке по «ИЭС» мы коллегам из муниципального образования помогали.

- То есть участвовали в организации?

Помогали! Вопрос «участия в организации» - это вопрос юридический. И с точки зрения юридической техники, мы участвовать в этой сделке не могли. Есть продавец, и продает он, мы не ставим своих подписей под этой сделкой.

По поводу оценки… Ни одного документа, подтверждающего, что кто-то хотел продать имущество «ИЭС» за 800 млн, нет. Покажите мне хоть один документ, в котором фигурирует цена в 5 млрд. Есть заключение оценочной компании, которая оценила имущество АО «ИЭС» в 5 млрд, но любая оценочная компания входит в саморегулируемую организацию, которая должна или утвердить отчет оценочной компании, либо его опровергнуть. Отчет, в котором фигурирует оценка в 5,4 млрд рублей, СРО опровергла.

Если вы почитаете этот отчет и посмотрите, как он был составлен, узнаете, что столбы, на которых висят провода, были признаны коммерческой недвижимостью. И кадастровая стоимость каждого столба была посчитана, как стоимость квадратного метра в каком-нибудь бизнес-центре. Но вы же не будете размещать офисы на столбах! Эта оценка – несправедливая, проведенная с грубым нарушением российского законодательства, на что есть заключение СРО. Поэтому имущество АО «ИЭС» никогда не стоило 5 млрд рублей.

Любая такая сделка проходит несколько этапов согласований. И поверьте, никто никогда не даст продать имущество более чем на 3 млрд рублей просто потому, что так кому-то захотелось. И об этом, к сожалению, мало пишут. Вопрос утверждения оценки находится в компетенции совета директоров «ИЭС», в совете директоров 7 человек, и именно на совет директоров выносится вопрос, утверждать оценку после заключения СРО, или не утверждать. И если 7 человек утвердили оценку, значит, они с ней согласились.

Кроме того, сделка проходит согласование в ФАС. ФАС России утверждает параметры сделки, причем как со стороны продавца, так и со стороны покупателя. У нас есть заключение ФАС России о том, что сделка проведена в легальном поле, по справедливой оценке, и ФАС не возражает против ее проведения.

Почему Россети являлись для нас преимущественным покупателем? Потому что это государственная компания, компания, у которой здесь уже есть большой актив – Удмуртэнерго, это компания, которая при проведении сделки согласовывает ее с министром энергетики РФ, который входит в совет директоров Россетей. И если Минэнерго РФ говорит, что сделка является справедливой и необходимой для энергетического комплекса Удмуртии…

- … Вы не смеете в этом сомневаться?

Это профильное отраслевое министерство, у нас нет причин сомневаться. К тому же у нас есть оценка на 3 млрд рублей, которая утверждена СРО, – это официальный документ.

Если у кого-то есть экономическое обоснование того, что имущество стоит дороже, давайте об этом поговорим. Пока ни один человек такого обоснования не дал. Имущество предприятия продано выше балансовой стоимости, с обременением – больше 500 человек должны быть трудоустроены.

Если у меня будет поручение от Главы республики или председателя Правительства УР, я их буду выполнять, в том числе и касающиеся «Ижавиа». На данный момент у меня поручений по поводу «Ижавиа» нет. И если у «Ижавиа» будут какие-то вопросы к экономическому блоку Правительства, мы им с удовольствием поможем и подскажем, сейчас таких обращений нет.

- Не прогнозируете ли Вы, что в скором времени «Ижавиа» обратится к вам за помощью?

Мы считаем, что компания управляется достаточно профессионально. У нее есть ряд экономических и финансовых проблем, но у нас в целом рынок авиаперевозок в стране убыточен. Если посмотрите на капитализацию Аэрофлота, она уже несколько лет снижается. Рынок стагнирующий: рост цен на топливо, повышение аэропортовых сборов, снижение покупательной способности граждан, – все это влияет на деятельность авиакомпаний. При этом наша авиакомпания добилась роста пассажиропотока в 2018 году, у нас сильно обновился аэропорт, начал летать Аэрофлот, – все это заслуга людей, которые управляют активом.

- Должность первого вице-премьера не прописана в Конституции УР…

Где же вы все это берете, интересно? Я вам прямо сейчас зачитаю: статья 5 закона УР от 13.12.2016 №84-РЗ, который определяет структуру Правительства УР, в нем предусмотрено наличие заместителей председателя Правительства, в том числе первого заместителя. Есть Распоряжение Правительства УР от 16.08.2018 №209-РП, в котором распределены обязанности членов Правительства УР, в нем тоже моя должность предусмотрена. И, насколько я знаю историю государственного управления, я не первый первый заместитель председателя Правительства УР.

Это достаточно серьезное обвинение, которое вы мне предъявляете, утверждая, что я не имею права эту должность занимать. И я имею право подать на вас в суд. Уважаю мнение журналистов, и если вы считаете, что я не имею права эту должность занимать, пожалуйста, есть Прокуратура, Следственный комитет, МВД, ФСБ, Счетная палата, которые могут проверить деятельность Правительства. И вы имеете право обращаться в эти органы, запрашивать необходимую информацию.

Поверьте, если бы было правдой то, что я не имею права занимать эту должность, Государственный Совет УР не проголосовал бы за мое назначение.

Глава республики предложил изыскать дополнительные средства за счет отчуждения республиканских активов. Передел собственности начался?

Как стало известно корреспонденту , глава Удмуртии Александр Бречалов решил изыскать дополнительные средства на строительство дорог за счет отчуждения республиканских активов.

Оказывается в республике около 300 предприятий с республиканским участием и оборотом в 19 млрд руб. Однако это никак не используется властями региона. Видимо, время пришло, и в Удмуртии, возможно, начнется передел собственности.

Это ж какое поле деятельности не паханное – около трех сотен предприятий можно прибрать к своим рукам, поставив их руководителями своих людей. И миллиарды потекут тебе в карман бурной денежной рекой.

Одним из таких предприятий является «Удмуравтодор», в который входит 18 подразделений. В мае пост его руководителя покинул Александр Корепанов, который работал еще при бывшем губернаторе Александре Соловьеве, обвиненном во взятках на сумму 140 млн руб. По слухам, обыски проходили и в кабинете Корепанова.

А 14-го ноября пост главы «Удмуравтодора» покинул Сергей Лукин, который проработал в должности чуть более полугода. И сразу Александр Бречалов заявил об отчуждении актива. Видимо, нужный губернатору человек был найден. И есть, кому передать предприятие в надежные руки, с которых потом, вероятно, можно будет «кормиться».

Губернатор зачищает Удмуртию?

Новым начальником предприятия стал Владимир Ястреб , ранее возглавлявший Инспекцию госстройнадзора при Минстрое Удмуртии. На эту должность он пришел совсем недавно из Москвы, где работал ведущим специалистом Фонда мониторинга государственных закупок и торгов имуществом «За честные закупки».

Примечательно, что ранее работающий в том же фонде брат Владимира Иван Ястреб возглавляет министерство строительства, которое с 1 января планируется объединить с министерством энергетики и ЖКХ. И вот тогда уже Бречалов, видимо, обратит свое внимание и на другие предприятия, которые упоминал кроме «Удмуравтодора» – «Ижводоканал», «Ижевские электросети» и многие другие активы.

По-видимому, братья Ястребы – старые знакомые Александра Бречалова еще по его работе секретарем общественной палаты (ОП) и в ОНФ. Получается, что новоиспеченный губернатор перетаскивает в регион таких же «варягов» как и он сам. Братья практически получили из рук Бречалова самые «жирные» региональные куски. А кому их еще давать как не старым знакомым?

И при этом Александр Бречалов заявляет, что государственные и муниципальные активы должны быть прозрачными. Видимо, при этом губернатор имеет в виду себя. На всех должностях должны стоять его люди? В этом, наверное, и есть принцип прозрачности по-бречаловски.

Например, в июле Бречалов потребовал отставок руководителей ГУП «Аптеки Удмуртии» и ГУП «Фармация» Ивана Алабужева и Алексея Мерзлякова в связи с признаками преднамеренного банкротства предприятий. Антикризисным менеджером на них стала Анастасия Муталенко, которая впоследствии получила должность вице-премьера по социальной политике. Видимо, успела достойно проявить себя перед Бречаловым.

Двуглавое правительство?

После выборов губернатора было сформировано правительство Удмуртии, которое вызвало большое недоумение у политических экспертов. Бречалов фактически создал два параллельных правительства. Одно будет подчиняться Ярославу Семенову, утвержденному Госсоветом премьеру, другое — Сергею Смирнову, руководителю Администрации Главы и Правительства Удмуртии. Какие цели преследует губернатор? Видимо, хотел угодить всем понаехавшим в регион вместе с ним «варягам».

Вице-премьером стал Александр Свинин, в 2015 г – помощник секретаря ОП. А им тогда был Александр Бречалов. Своей должности Свинин дожидался с 2017 г. в роли советника врио главы Удмуртии. Дождался!

Ему будут подчинены министерства: экономики, промышленности и торговли, а также выделенное в отдельную структуру министерство информатизации и связи. По личной просьбе Свинина, позиционирующего себя как спортивного человека, ему подчинили и Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике. С каких пор хобби чиновника стало основанием для подчинения ему министерства?

Министерство имущественных отношений, которому по идее место в экономическом блоке Правительства, ушло под куратора другого блока – финансового. Им был утвержден Анатолий Строков, который после окончания вуза успел поработать только в одном месте — Финансовом университете при Правительстве РФ.

Несомненно кабинетный теоретик окажется очень полезным региону. По словам губернатора, Строков имеет хорошие связи в федеральном казначействе и огромное желание показать на практике все, чему он учился. Да не вопрос! Республика Удмуртия – прекрасный полигон для этого.

Михаил Хомич , полпред Александра Бречалова при Президенте России, также получил должность вице-премьера. До этого Хомич работал научным сотрудников в МГУ и вроде бы был директором нескольких московских фирм. При назначении несколько раз упомянул в своем выступлении Китай. И, наверное, ни у кого не осталось сомнения в том, что Поднебесная готова сотрудничать с далекой Удмуртией.

За что Анастасия Муталенко заслужила доверие Бречалова?

Вице-премьеру Анастасии Муталенко отдали социальный блок Правительства, она будет отвечать за работу Минобраза, Минкульта, Минздрава и Министерства труда и социальной политики, созданного из двух министерств. И, наверняка справится, так как работала то инженером экономистом, то сметчицей. А разве для вице-премьера надо иметь хоть какое-то представление о социальной политике? По разумению Бречалова, наверное, нет. Есть, видимо, у вице-премьера и другие достоинства.

Ни один из выдвиженцев губернатора не соответствует требованиям, предъявляемым к госслужащим. Однако не это главное. Зато они все, скорее всего, соответствуют требованиям Александра Бречалова. Такое впечатление, что он, вероятно, просто перетащил в Удмуртию всю свою тусовку из Москвы. Чтобы рулить республикой было и сподручно, и нескучно.

Политологам не совсем понятно, как будут делить между собой власть Ярослав Семенов и Сергей Смирнов. Но это –только на первый взгляд. Семенов в 2016-2017 гг. работал в ОП, а Смирнов – в Администрации президента РФ. И можно не сомневаться, что они поладят. Обоих, скорее всего, прислали на стажировку в Удмуртию под начало Бречалова. Надо же молодой поросли где-то государственного опыта набираться.

Неизвестный Бречалов?

Александр Бречалов попал на пост врио губернатора Удмуртии с должности секретаря ОП, где его уже никто не видел и переизбирать не собирался. И причиной тому стали скандалы, в которые угодил Бречалов.

Какие-то непонятные фирмы, оказывающие парикмахерские услуги или занимающиеся пошивом одежды вдруг получили подряды на подготовку доклада ОП о состоянии гражданского общества и обучение активистов ОП. Суммы в контрактах фигурировали немалые — 18 млн руб. и 13 млн руб. Видимо, среди швей и парикмахеров казались профессиональные политологи и социологи, которые с готовностью взялись за выполнение работы для Бречалова.

Секретаря ОП обвинили в том, что он допустил к государственным тендерам непрофильные организации. И это Бречалов еще легко отделался. Могли обвинить и в «распиле» государственных денег.

Скорее всего, за Бречалова вступились покровители, которым он мог оказывать «деликатные» услуги, находясь в совете директоров банка «Юниаструм», который он якобы оставил в 2014 г., перейдя на госслужбу.

С этим банком связано также немало скандалов. И Александр Бречалов мог быть к ним причастен, так как входил в совет директоров «Юниаструма» с 2007г. по 2014 г. На Бречалова даже было организовано нападение неизвестными лицами, которые дважды выстрелили в него и забрали портфель. То ли с деньгами, то ли с важными документами.

Банк, видимо, успешно долгое время «пилил» деньги с менеджерами банка Bank of Cyprus после того, как приобрел 80% акций «Юниаструма» по цене в два раза выше их стоимости. И Александр Бречалов мог иметь там неплохую долю.

Своих российских вкладчиков, которые активно проявляли свое несогласие с действиями банка, проводя несанкционированные акции протеста по всей стране.

Александр Бречалов будет играть любую роль?

Видимо, «деликатные» услуги, к которым могли относиться вывод денег за рубеж или незаконная обналичка, сыграли свою роль. Александра Бречалова заметили и пригласили в большую политику. В то время нужны были люди нового формата, умеющие общаться с народом на его языке. Бречалов стал сопредседателем ОНФ, а чуть позже секретарем ОП.

Он приезжал в регионы в свитере и джинсах общался с людьми. И поначалу ему верили. Бречалов казался своим, человеком, который искренне хочет изменить ситуацию. Никому и в голову не приходило, что молодой перспективный политик просто играет отведенную ему роль.

Однако через два года активисты ОНФ, видимо, прозрели и поняли, что слова Бречалова – пустой звук. И за ними не стоит никаких реальных дел. Доверие к нему стало стремительно падать, начался отток активистов из ОНФ. Наверху, видимо, поняли, что эта карта – бита. И надо искать новых людей. А Бречалова отправили в Удмуртию.

По-видимому, Александр Бречалов – обычная «марионетка» в руках больших политиков. Недавно он делегировал в Совет Федерации Любовь Глебову, экс-главу Россотрудничества. Выполнил поставленную задачу?

А вот злые языки предрекали Глебовой совсем другое место, судача о том, что она любит посещать лучшие рестораны планеты, имеет несколько объектов недвижимости в России и за рубежом, а на ее счетах лежат миллионы долларов. Что очень удивительно для российского чиновника. Но, наверное, неудивительно для «комсомольской подруги» Сергея Кириенко.

Что скажут Бречалову сверху, то он, вероятно, и сделает. И кого сверху пришлют в правительство Удмуртии, того и назначит. А как же иначе? Большая политика – серьезная штука. Там вовремя и подлизаться надо и подставиться.

Республику Удмуртия, видимо, превратили в полигон для политиков-мажоров. И что они с ней сделают, никому непонятно. Возможно, начнут все грести под себя. А потом свалят на новые посты. Наверное, пока в Удмуртии этого еще не поняли. Иначе бы не избрали Александра Бречалова губернатором региона. Как бы теперь жителям республики не пришлось расхлебывать последствия своего выбора