Регулирование аудиторской деятельности в российской федерации. Понятие и правовое регулирование аудиторской деятельности Нормативно правовое регулирование аудиторской деятельности

26.12.2023

Поскольку результаты аудиторской проверки являются основой множества экономических решений, аудит достаточно жестко регулируется во всех странах. В настоящее время в России действует следующая система регулирования аудиторской деятельности:

  1. Закон об аудиторской деятельности;
  2. другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты по проведению аудита, изданные в соответствии с Законом аудиторской деятельности и не противоречащие ему;
  3. Федеральные стандарты аудита;
  4. стандарты саморегулируемых аудиторских объединений;
  5. внутрифирменные аудиторские стандарты.

Таким образом, Закон об аудиторской деятельности является главенствующим документом в системе прямого регулирования аудиторской деятельности. Он определяет понятия аудита, аудитора, правовые моменты организации и функционирования, критерии обязательности аудиторских проверок, виды сопутствующих аудиту услуг, место стандартов и норм профессиональной этики, права и обязанности аудиторов и проверяемых субъектов, основные аспекты контроля качества в аудите, вопросы аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, роль саморегулируемых аудиторских объединений и др. Соблюдение его является обязательным для всех аудиторов и аудиторских организаций, а также для лиц, подлежащих обязательному аудиту.

Федеральные стандарты аудита являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в которых указано, что они имеют рекомендательный характер, они утверждаются Правительством РФ . Данные стандарты разработаны в России в соответствии с международными стандартами аудита (МСА), для усиления практической направленности и единообразия проведения аудита разрабатываются методики по отдельным вопросам, например по проверке материально-производственных запасов или по проверке расчетов по налогу на прибыль , которые, в отличие от стандартов, носят чисто рекомендательный характер. Разработка данных стандартов в России еще не полностью закончена, так, в настоящее время принято 23 правила.

Саморегулируемые аудиторские объединения вправе разрабатывать свои стандарты и методические материалы по применению федеральных стандартов, где могут устанавливать дополнительные требования по проведению аудита, но они не должны противоречить федеральным стандартам и Закону об аудиторской деятельности.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и не могут устанавливать требования ниже определенных в федеральных стандартах.

Кроме того, аудиторы, аудиторские организации, саморегулируемые аудиторские объединения и их работники обязаны соблюдать кодекс профессиональной этики.

Понятие аудита. Правовые нормы аудита

Аудиторская деятельность (аудит) - предпринимательская деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих услуг. Это означает, что все аудиторские фирмы создаются с целью получения прибыли (в соответствии с ГК), как и любые другие предпринимательские структуры.

Аудит (аудиторская проверка) - независимая проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций. Независимость аудиторов и аудиторских фирм при проведении проверки - это ключевой принцип проведения аудита (закон содержит достаточно детальную расшифровку данного понятия).

Объектом аудита могут выступать не только организации, но и индивидуальные предприниматели , так как закон не предусматривает различий между ними при выделении критериев обязательности аудита.

Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти .

Не менее 50 % кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем аудиторской организации выступает иностранный гражданин , - не менее 75 %. Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом коммерческой организации, должно быть аудитором.

В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов. По замыслу законодателей данная норма вместе с требованием о том, что обязательный аудит может быть проведен только аудиторской организацией, должна служить повышению качества аудита. Предполагается, что большее количество квалифицированных специалистов в аудиторской фирме будет способствовать общему повышению качества ее работы.

Аудиторы и аудиторские организации должны быть членами в одном из саморегулируемых объединений и быть включенными в Единый реестр аудиторов и аудиторских фирм. Только после выполнения всех этих условий можно осуществлять аудиторскую деятельность и оказывать сопутствующие услуги, связанные с выражением мнения, в противном случае деятельность считается незаконной, со всеми вытекающими из этого последствиями. Это же правило распространяется на все коммерческие организации, использующие в своем названии слово «аудиторская» и все производные от слова «аудит».

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.

Аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Цели, задачи и общие принципы аудита

При рассмотрении целей и общих принципов аудита необходимо руководствоваться не только положениями Закона об аудиторской деятельности, но и стандартами.

Федеральный стандарт аудита № 1 «Цель и основные принципы аудита» устанавливает единые цели и основные принципы проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны соблюдать. В стандарте рассмотрены следующие основные вопросы:

  • цель аудита;
  • общие принципы аудита;
  • объем аудита;
  • разумная уверенность;
  • ответственность за финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Аудит финансовой отчетности призван дать аудитору возможность выразить мнение о том, составлена ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с установленными основами финансовой отчетности. При выражении своего мнения аудитор в соответствии с п. 2 МСА № 200 «дает достоверное и объективное представление» или «представляет объективно и во всех существенных аспектах», что равнозначно.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Данное определение приведено и в законе, и в стандарте, оно является полным и исчерпывающим. Исходя из этого, целью аудита не является поиск ошибок и разоблачение недобросовестных действий.

Несмотря на то что мнение аудитора может способствовать росту доверия к бухгалтерской отчетности, пользователь не может принимать данное мнение ни как выражение уверенности в жизнеспособности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица.

Необходимо при этом напомнить, что под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Задачами аудитора в процессе проверки являются: оценка уровня организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля , квалификации учетного персонала, качества обработки бухгалтерской документации, правильности и законности совершения бухгалтерских записей, отражающих финансово-хозяйственную деятельность предприятия и ее конечные результаты; оказание помощи администрации предприятия путем выработки рекомендаций по устранению недостатков и нарушений, которые повлияли на финансовые результаты и достоверность показателей отчетности; на основе изучения прошлых фактов и современного положения дел на предприятии ориентирование его администрации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечные результаты (проведение перспективного анализа); предоставление содержательных и точных справок клиенту по всем неясным вопросам, возникающим в процессе выполнения договора на оказание аудиторских услуг.

При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться этическими принципами, каковыми считаются: независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность и добросовестность, конфиденциальность, профессиональное поведение.

Аудитор обязан проводить аудит в соответствии с Федеральными стандартами аудита, в которых содержатся основные требования, процедуры и руководящие указания, а также рекомендательные положения и примеры.

Независимость аудиторской организации от экономического субъекта и его руководства должна рассматриваться с точки зрения как формальных, так и фактических обстоятельств; она определяется в соответствии с законодательством РФ и федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Честность и объективность в общении с экономическим субъектом заключаются в том, что основой для выводов, рекомендаций и заключений аудиторской организации может быть только достаточный объем необходимой информации. Аудиторская организация не должна допускать, чтобы предвзятость, предрассудки или оказываемое на нее давление могли сказаться на общении с руководством экономического субъекта и, следовательно, на объективности ее выводов, рекомендаций и заключений.

Аудиторская организация не должна оказывать услуги, предоставлять рекомендации или предложения по содействию в их реализации, выходящие за пределы ее полномочий в соответствии с имеющимися лицензиями на осуществление аудиторской и связанной с ней деятельности или профессиональной компетентности.

Аудиторская организация обязана соблюдать конфиденциальность информации, полученной при общении с руководством экономического субъекта, без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения отношений с ним. Аудиторская организация обязана обеспечивать сохранность конфиденциальной информации экономического субъекта и не разглашать ее без согласия руководства экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Профессиональное поведение в общении с руководством экономического субъекта состоит в соблюдении приоритета общественных интересов и репутации профессии в целом. Аудиторская организация должна воздерживаться от любых действий, которые могут дискредитировать ее, подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии.

Из общего перечня этических принципов понятия независимости и соблюдения конфиденциальности полученной информации регламентированы законодательно, следовательно, их можно назвать основополагающими, а остальные принципы - общеэтическими.

В ходе планирования и выполнения аудита должен проявляться профессиональный скептицизм, так как могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение бухгалтерской отчетности.

Проявление профессионального скептицизма означает, что аудитор критически оценивает существо полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает те из них, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под вопрос достоверность таких документов или заявлений. В частности, профессиональный скептицизм следует проявлять в ходе аудита, чтобы уменьшить риск упущения из виду необычных обстоятельств, не сделать неоправданных обобщений при подготовке выводов, не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов.

Термин «объем аудита» относится к аудиторским процедурам, считающимся необходимыми для достижения цели, они должны определяться аудитором с учетом требований соответствующих законов и нормативных актов и, если необходимо, с учетом условий договоренностей о проведении аудита и требований по составлению отчетности.

Аудит призван обеспечить достаточную (разумную) уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая отчетность не содержит существенных искажений. Понятие достаточной уверенности имеет отношение к сбору аудиторских доказательств, необходимых для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой отчетности, рассматриваемых как единое целое. Понятие достаточной уверенности применимо ко всему процессу аудита.

В федеральном стандарте (в соответствии с МСА) приведены следующие разновидности уверенностей:

  • абсолютная (бывает редко - по очевидным вопросам);
  • разумная (применяется в аудите);
  • умеренная (применяется при обзорных проверках);
  • низкая (уверенность отсутствует - применяется при компиляции и выполнении согласованных процедур).

В то время как аудитор несет ответственность за формулирование и выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, ответственность за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности несет руководство аудируемого лица. Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности не освобождает руководство аудируемого лица от такой ответственности.

Этика аудитора

В России Кодекс профессиональной этики аудиторов впервые был утвержден общим собранием Аудиторской палаты России 4 декабря 1996 г. Главные требования Кодекса этики аудиторов определены Международной федерацией бухгалтеров. Они служат основой для разработки этических требований, подробных правил и стандартов поведения аудиторов в каждой стране, где осуществляется аудит , и именно они были положены в основу разработанных в России кодексов этики как аудиторов, так и профессиональных бухгалтеров. В соответствии с этими требованиями аудитор должен обладать определенными профессиональными знаниями и умением, признавать важность и исповедовать в работе высокий стандарт моральных ценностей, осознавать свой долг и обязанности перед обществом , соблюдать установленные правила поведения.

Соблюдение указанных требований обязательно как для аудитора, так и для профессионального бухгалтера , работающего по найму в организации. В то же время к специалистам по внешнему аудиту предъявляется ряд дополнительных этических требований. К ним относятся соблюдение условий независимости, дополнительные требования к профессиональной компетентности, регламентации порядка оплаты аудиторских услуг, отношений с бухгалтерами проверяемых организаций и другими аудиторами, особенности рекламы и предложения услуг. Для усиления акцента на эти положения и придания им обязательности они включены в текст Закона об аудиторской деятельности.

Кодекс содержит 15 статей.

  • Статья 1. «Общие положения» обобщает этические нормы профессионального поведения независимых аудиторов, объединенных Аудиторской палатой России; определяются нравственные, моральные ценности, которые утверждает в своей среде аудиторское сообщество.
  • Статья 2. «Общепринятые моральные нормы и принципы» подтверждает обязанность аудиторов придерживаться общечеловеческих моральных правил и нравственных норм в своих поступках и решениях, жить и работать по совести.
  • Статья 3. «Общественные интересы» предусматривает, что внешний аудитор обязан действовать в интересах всех пользователей бухгалтерской отчетности, а не только заказчика аудиторских услуг; он должен быть убежден, что защищаемые интересы возникли на законных и справедливых основаниях, в противном случае он обязан отказаться от их защиты.
  • Статья 4. «Объективность и внимательность аудитора» подчеркивает, что объективность для выводов возможна только при достаточном объеме требуемой информации. Аудиторы обязаны объективно рассматривать все возникающие ситуации и реальные факты. Давление на аудитора в любой форме недопустимо. Аудиторы должны внимательно и серьезно относиться к своим обязанностям, соблюдать утвержденные аудиторские стандарты, адекватно планировать и контролировать работу, проверять подчиненных специалистов.
  • Статья 5. «Независимость аудитора» предполагает, что в заключении или другом документе, составленном в результате оказанных профессиональных услуг, аудитор обязан сознательно заявить о своей независимости в отношении клиента как по формальным, так и по фактическим обстоятельствам.
  • Статья 6. «Профессиональная компетентность аудитора» указывает на то, что аудитор обязан воздерживаться от оказания услуг, выходящих за пределы его профессиональной компетенции, а также не соответствующих его квалификационному аттестату. Для оказания помощи аудитору в решении поставленных конкретных задач аудиторская фирма может привлечь компетентных специалистов.
  • Статья 7. «Конфиденциальная информация клиентов» предусматривает обязанность аудитора сохранять в тайне конфиденциальную информацию о делах клиентов, полученную при оказании профессиональных услуг, без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения непосредственных отношений с ними. Конфиденциальная информация не должна быть использована аудитором для своей выгоды или для выгоды любой третьей стороны, а также в ущерб интересам клиента.
  • Статья 8. «Налоговые отношения» утверждает, что при оказании профессиональных услуг по налогообложению аудитор должен руководствоваться интересами клиента при обязательном соблюдении налогового законодательства. Аудитор не должен способствовать фальсификациям с целью уклонения клиента от уплаты налогов и обмана налоговой службы. Все рекомендации и советы в области налогообложения необходимо представлять в письменной форме.
  • Статья 9. «Плата за профессиональные услуги» предусматривает, что плата за профессиональные услуги аудитора должна отвечать нормам профессиональной этики и выплачиваться в зависимости от объема и качества профессиональных услуг. Аудитор обязан заранее оговорить с клиентом и письменно закрепить условия и порядок такой оплаты.
  • Статья 10. «Отношения между аудиторами» предполагает, что аудиторы должны доброжелательно относиться к другим аудиторам, воздерживаться от необоснованной критики их деятельности и иных сознательных действий, причиняющих ущерб коллегам по профессии.
  • Статья 11. «Отношения сотрудников с аудиторской фирмой» призывает сотрудников лояльно относиться к своей аудиторской фирме, они всей своей деятельностью должны способствовать ее авторитету и дальнейшему развитию, поддерживать деловые доброжелательные отношения как с сотрудниками фирмы, так и клиентом.
  • Статья 12. «Публичная информация и реклама» указывает, что реклама должна быть информативной, прямой и честной, исключающей возможность обмана и введения в заблуждение потенциальных клиентов.
  • Статья 13. «Несовместимые действия аудитора» отмечает, что занятие какой-либо деятельностью, запрещенной практикующим аудиторам в соответствии с законодательством, рассматривается как несовместимые действия аудитора, нарушающие закон и профессиональные этические нормы.
  • Статья 14. «Аудиторские услуги в других государствах » подчеркивает, что при проведении аудита аудитор обязан знать и применять в своей работе международные аудиторские стандарты и стандарты, действующие в том государстве, в котором он осуществляет свою профессиональную деятельность.
  • Статья 15. «Соответствие настоящего Кодекса международным нормам» говорит о том, что нормы профессионального поведения, определяемые этическим Кодексом, основаны на международных этических нормах, разработанных Международной федерацией бухгалтеров.

Профессиональная этика в общении с руководством экономического субъекта определена Федеральным стандартом аудита «Общение с руководством экономического субъекта», задачами которого служат:

  1. определение основных требований к общению аудиторской организации с руководством экономического субъекта;
  2. определение особенностей общения аудиторской организации с руководством экономического субъекта на различных стадиях проведения аудита;
  3. определение особенностей общения аудиторской организации с руководством экономического субъекта по вопросам бухгалтерского учета и внутреннего контроля .

Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России решением Президентского совета 24 сентября 2003 г. утвердил Кодекс этики членов ИПБ России, который вступил в силу с января 2004 г. Данный Кодекс подготовлен на основе и с учетом всех требований Кодекса этики МФБ с максимальным сохранением его концептуальных подходов и разделов.

Кодекс признает, что основной целью бухгалтерской и аудиторской профессии является деятельность специалистов на самом высоком профессиональном уровне, обеспечивающем качественное выполнение заданий и удовлетворение общественных интересов. Достижение этой цели требует соблюдения четырех основных требований:

  1. достоверность - общество испытывает потребность в достоверной информации и информационных системах;
  2. профессионализм - клиенты, работодатели и другие заинтересованные лица испытывают потребность в специалистах, являющихся профессионалами в сфере бухгалтерского учета и аудита;
  3. высокое качество услуг - все услуги, предоставленные профессиональным бухгалтером (аудитором), должны соответствовать высшим стандартам качества;
  4. уверенность - лица, пользующиеся услугами профессиональных бухгалтеров (аудиторов), должны быть уверены в том, что услуги оказываются в соответствии с регулирующими их профессиональными этическими нормами.

Цели и фундаментальные принципы Кодекса носят общий характер и не направлены на решение этических проблем, возникающих перед профессиональным бухгалтером (аудитором) в каждом конкретном случае. Однако Кодекс содержит некоторые рекомендации по практическому достижению целей и соблюдению фундаментальных принципов в ряде типичных ситуаций, встречающихся в бухгалтерской и аудиторской практике, так, в Приложении к данному Кодексу содержится 24 статьи по рекомендациям применения принципа независимости к конкретным ситуациям.

На современном этапе развития ИПБ России и Аудиторская палата России являются несомненными лидерами в становлении системы аудита и общественном регулировании норм данной деятельности.

В существующих государственных административных документах находятся правила и нормы, регулирующие аудиторскую деятельность, переподготовку, дополнительные курсы и также оценку работы аудиторов. К главным протоколам, регулирующим нормативно-правовые аспекты аудиторской деятельности в России, относятся:

  • Закон о бухгалтерском учете;
  • Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 № 307-ΦЗ;
  • Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
  • Положение о порядке проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, утвержденный приказом Минфина России от 17.11.2010 № 153н;
  • Порядок создания единой аттестационной комиссии, утвержденный приказом Министерства финансов России от 27.05.2010 № 51н;
  • Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в России

Организация деятельности аудиторов в Российской Федерации происходит на основе опыта мировой практики и международных отношений. В ней выделяется две основные концепции ведения и управления аудиторской деятельностью.

Первая концепция получила широкое распространение в таких странах Европы, как Австрия, Испания, Германия и Франция, где деятельность аудиторов строго подконтрольна административной власти. Они на государственном уровне осуществляют контроль за функционированием аудиторских компаний.

Вторую концепцию чаще всего используют в США и Великобритания, где характерно в большей мере самостоятельное регулирование аудиторской деятельности, которая в основном ориентирована на требования инвесторов, кредиторов и акционеров. Она регулируется с помощью общественных аудиторских объединений.

В Российской Федерации система нормативно-правового регулирования деятельности аудиторов только начинает развиваться и формироваться. Из двух существующих концепций и механизмов управления самой подходящей является система нормативного регулирования деятельности аудиторов, состоящая из четырех уровней (таблица 1.3.1). В таблице эти самые уровни располагаются по порядку, и иллюстрируют уровни госрегулирования, виды и наименования нормативных документов, область регулирования и использования и, также, степень их разработанности.

Первый уровень состоит из Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ΦЗ, одного из основных нормативно-правовых актов, определяющий роль аудиторской деятельности в финансово-хозяйственной отрасли, и являющаяся её необходимым равноправным элементом. В этой стране это считается очень важным, ведь исторически сложилось так, что контроль государства всегда имел верх над другими видами контроля и принятие такого закона дало шанс аудиторской деятельности на существование и функционирование на законных основаниях.

Таблица 1 . Система нормативно-правового регулирования аудита в России

Уровни регулирования

Виды и наименования нормативных документов

Область регулирования и использования

Степень разработанности

Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 № 307-ΦЗ

Определяет место, цель и задачи аудита в финансово-экономической системе

Закон принят

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

Определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка аудиторских услуг

Федеральные стандарты (разработано и утверждено 34 правила (стандарта))

Законодательные и подзаконные нормативные акты

Устанавливают общие положения по регулированию аудиторской деятельности для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Разработаны в соответствии с федеральным законодательством нормативные документы в области аттестации и лицензирования аудиторской деятельности и др.

Внутренние правила (стандарты) саморегулируемых аудиторских организаций

Регулирование специфических вопросов аудиторской деятельности на уровне саморегулируемых аудиторских организаций

Разрабатываются саморегулируемыми аудиторскими организациями

Нормативные документы министерств и федеральных служб

Регулирование специфических особенностей аудита по видам: общий, страховой, инвестиционных институтов, банковский

Министерствами и федеральными службами принят и разрабатывается ряд документов по видам аудита

Внутренние регламенты (аудиторские стандарты)

При проведении осязательного аудита и сопутствующих аудиту и прочих услуг

Разрабатываются аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами

Ко второму уровню документации, которая регулирует деятельность аудиторов в России относится та, которая освещает основные вопросы по регуляции аудиторской деятельности, необходимые для реализации аудиторами. Сюда также включены 33, разработанные и утвержденные на сегодняшний день, федеральных стандарта.

Третий уровень системы нормативно-правового регулирования деятельности аудиторов представляет собой внутренние стандарты саморегулируемых организаций с деятельностью аудиторской направленности. Главной задачей этих стандартов является закрепление норм аудиторской деятельности, которые однозначно трактуются как субъектами финансово-хозяйственной отрасли, так и арбитражными судами. Также к этому уровню относятся нормативно-правовые акты всех министерств и федеральных организаций, которые регулируют аудиторскую деятельность в определенных отраслях, организациях и также касаемо конкретных вопросов налогообложения, финансов, бухгалтерского учета и других отраслей.

Четвертый уровень состоит из внутренних регламентов и внутрифирменных стандартов деятельности аудиторов, которые разрабатываются аудиторскими компаниями и индивидуальными аудиторами основываясь на федеральных стандартах и практике аудиторской деятельности. Суть и шаблон документации такого рода является индивидуальной разработкой каждой из организаций, и на их основе можно определить уровень и репутацию аудиторской фирмы.

Закон о Саморегулируемых организациях (СРО)

Принятие Закона о Саморегулируемых организациях в Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ обратило внимание на такие аспекты, как СРО аудиторов и связанные с этим организационные вопросы, ведению реестра аудиторов и СРО аудиторов и другие.

Обратим внимание на некоторые аспекты Закона о СРО. Он является концептуальным документом, в котором собраны нормативно-правовые положения деятельности аудиторов в России. Вместе с ним следует также рассматривать и другие правовые документы, относящиеся к узкому виду деятельности, например ГК, НК, Закон о бухгалтерском учете, Закон о СРО и другие.

Закон состоит из 26 статей, которые отражают основные определения: аудиторская деятельность, прилагающиеся к аудиту услуги, дополнительные услуги аудиторов, аудитор, аудиторская фирма, СРО (саморегулируемая организация) и другие.

Основными положениями закона регулируются:

    Права и обязанности аудиторских фирм и их клиентов, с которым был заключен договор на предоставление аудиторских услуг.

    Факторы, которые необходимо учитывать при проведении аудита.

    Суть различных стандартов деятельности аудиторов, заключения аудиторского процесса, и также заведомо ложное заключение.

    Сущность Кодекса профессиональной этики аудиторов.

Помимо этого, Закон поясняет, что именно стоит понимать как аудиторскую независимость, аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы, осуществление контроля деятельности аудиторских фирм и индивидуальных аудиторов, квалификационный аттестат аудитора, и также существую ли основания для его аннулирования и каков порядок этого процесса.

В Законе о СРО есть 7 статей, которые освещают вопросы управления аудитом, и также акцентируется внимание на государственном регулировании, участие Совета по аудиторской деятельности, саморегулируемых организаций аудиторов, требованиям, предъявляемых участникам данной организации и ведения специальных реестров аудиторов.

Также существуют некоторые существенные отличия недавно принятого Федерального закона “Об аудиторской деятельности” от предыдущего.

    Проведение обязательного аудита. В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ΦЗ обязательный аудит имеют право проводить не только аудиторские фирмы, но и индивидуальные аудиторы. Но не считая те организации, которые пустили свои ценные бумаги в оборот на торговых фондовых биржах и в других организациях, которые занимаются торговлей на рынке ценных бумаг, и также в кредитных и страховых организациях, пенсионных фондах, которые не имеют отношения к государству, организациях, у которых уставной капитал на государственную собственность составляет минимум 25%, различных государственных корпорациях и компаниях и консолидированных отчетах. Таким организациям обязательный аудит проводится только аудиторскими фирмами (часть 3, статья 5).

    Количество работников в аудиторской фирме. На данный момент компания должна состоять минимум из 3 человек (часть 2, статья 18).

    Общественные организации аудиторов. Организации такого типа учреждаются в виде саморегулируемых некоммерческих организаций аудиторов. Количество членов такой организации: минимум 700 физических лиц, и, минимум 500 коммерческих компаний (часть 3, статья 17).

    Обязательное наличие членства в саморегулируемой некоммерческой организации, как для индивидуальных аудиторов, так и для аудиторских фирм. Данное членство является заменой лицензирования аудиторской деятельности (статьи 3, 4, 17, 18). При этом существует условие, что членами таких организаций должны быть как физические, так и юридические лица.

    Компоненты услуг, которые оказывают аудиторы. В данном законе появилось распределение на аудит, дополняющие аудит, услуги и другие услуги, связанные с данной деятельностью. Внешний аудит делится на обязательный, инициативный и аудит по специальным задачам. Список услуг регламентируется федеральными стандартами аудиторской деятельности.

    Федеральные стандарты аудиторской деятельности утверждаются специальным федеральным органом в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ΦЗ. По предыдущему Федеральному закону от 07.08.2001 № 119-ФЗ они утверждались Правительством Российской Федерации.

До ратификации федеральных аудиторских стандартов, предусмотренных федеральным законом, соответствующим федеральным органом, обязательными для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов являются федеральные правила, утвержденные до дня, когда в силу вступает федеральный закон, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 № 696. Помимо этого, при аудите применяются стандарты, утвержденные Комиссией при Президенте Российской Федерации по аудиторской деятельности (с учетом решения Совета по аудиторской деятельности при Министерстве финансов России от 25.09.2008).

Данный список изменений относится в основном к общим положениям. Также важно, что по ряду статей Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ΦЗ в скором времени должны быть утверждены дополнительные законодательные документы.

В соответствии с этим, Министерство финансов России, как федеральный орган, руководящий сферой аудиторской деятельности, в сотрудничестве с СРО должны направить все свое внимание на следующие аспекты:

    Определение порядка сдачи квалификационных экзаменов для получения и подтверждения аттестата аудитора в более упрощенном порядке.

    Решение вопросов, связанных с осуществлением законной аудиторской деятельности аудиторами, которые ранее проходили аттестацию (до 1 января 2011 года) и получили квалификационные аудиторские аттестаты.

    Определение формирования, наполнения и сохранности компенсационного фонда СРО, и также правил и условий осуществления выплат из этого фонда и гарантий возврата выплаченных средств.

    Установление возможностей фактического, а не только формального голосования членов СРО (отсутствие возможности манипуляций голосами).

    Четкое определение перспектив оформления и регистрации СРО аудиторов.

Нормативная поддержка Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ΦЗ обеспечивается действующими федеральными стандартами аудиторской деятельности, приказами Министерства финансов России и другими документами (таблица 1.3.2).

Знание Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ΦЗ необходимо индивидуальным аудиторам, руководителям аудиторских фирм, бухгалтерам предприятий, юристам, экономистам и другим специалистам, которым адресованы его нормы, сотрудникам государственного аппарата, финансовых и налоговых органов.

Таблица 2. Нормативная правовая поддержка Федерального закона от 30.12.2008 №307-ФЗ

Номер, наименование статьи Закона

Нормативные и законодательные акты в поддержку данной статьи

Аудиторская деятельность

федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности № 24 "Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами"

Аудиторская деятельность

№ 30 "Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации";

№ 31 "Компиляция финансовой информации";

№ 33 "Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности" Международный стандарт финансовой отчетности № 1

ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", утв. приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н

Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, которые регулируют аудиторскую деятельность

Конституция РФ

Законы о СРО, о бухгалтерском учете, Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и др.

указы Президента РФ постановления Правительства РФ нормативные акты федеральных органов исполнительной власти нормативные акты субъектов РФ федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

Аудиторская организация

ст. 1, 5, 8, 10, 13, 18, 19, 20 Закона

Временное положение о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации

Кодекс этики аудиторов России ст. 8, 10, 11, 12, 13, 20 Закона № 307-ΦЗ

Обязательный аудит

Федеральные законы "О бухгалтерском учете", "О банках и банковской деятельности", "Об организации страхового дела в Российской Федерации", "О негосударственных пенсионных фондах", "О потребительской кооперации", "Об акционерных обществах" ст. 1,6 Закона федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности № 2 "Документирование аудита"; № 3 "Планирование аудита"; № 5 "Аудиторские доказательства"; № 10 "События после отчетной даты"; № 22 "Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника"

Аудиторское заключение

федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности № 10; № 22 Российское правило (стандарт) аудиторской деятельности "Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям"

Стандарты аудиторской деятельности и Кодекс профессиональной этики аудиторов

федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности Международные стандарты аудита Кодекс этики аудиторов России Кодекс этики профессиональных бухгалтеров - членов ИПБ России, утв. решением Президентского совета Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, протокол от 26.09.2007 № 09/-07)

Независимость аудиторской организации, аудиторов

ст. 13, 17, 18, 20 Закона

Аудиторская тайна

Контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов

федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности № 7; № 34 "Контроль качества услуг в аудиторских организациях" ст. 17, 19, 20, 23 Закона приказ Росстата от 06.09.2010 № 306 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере торговли, услуг, туризма, транспорта и связи, правонарушений"

Квалификационный аттестат аудитора

ст. 4, 12 Закона

Положение о порядке проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, утв. приказом Минфина России от 17.11.2010 № 153н; Порядок создания единой аттестационной комиссии, утв. приказом Минфина России т 27.05.2010 № 51н; Российское правило (стандарт) аудиторской деятельности "Образование аудитора"

Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора

ст. 11 Закона

Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора

ст. 4, 8, 18, 20, 23 Закона

Права и обязанности аудируемого лица и лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг

ст. 13, 5, 6, 9 Закона

Государственное регулирование аудиторской деятельности

ст. 16-18, 21-23 Закона приказ Минфина России от 07.03.2002 № 47 "Об утверждении Положения о Департаменте организации аудиторской деятельности Министерства финансов Российской Федерации"

Совет по аудиторской деятельности

ст. 15, 23 Закона

Положение о Совете по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации

Саморегулируемый организации аудиторов

ст. 2-4, 7, 10, 11, 15, 18, 19-23 Закона

Требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов

ст. 17 Закона

Ведение реестра аудиторов и аудиторских организации

ст. 3, 4, 17 Закона

Меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов

ст. 3, 4 Закона Закон о СРО КоАП

Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов

ст. 5,17 Закона

Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов

ст. 17, 15 Закона

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Кто осуществляет государственное регулирование аудиторской деятельности

Орган, играющий ведущую роль в контроле и регулировании работы аудиторов, — Министерство финансов РФ. Непосредственно данной сферой деятельности в Минфине России занимается департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности (ст. 15 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Так, например, данное подразделение Минфина ведет:

  • нормотворческую деятельность в рассматриваемой сфере;
  • реестр аудиторов и их СРО и т. д.

Кроме того, функционирует Совет по аудиторской деятельности (далее — Совет). Он периодически (не реже раза в квартал) собирается при Минфине России. Данный орган в большей степени выступает как эксперт и критик: изучает проекты постановлений, вносит свои предложения и рекомендации, оценивает контроль качества проведения аудита. Полный список функций приведен в положении «О совете по аудиторской деятельности», утвержденном приказом Минфина России от 29.12.2009 № 146н.

Для организации документооборота, в т. ч. вынесения решений, при Совете создан рабочий орган.

В дополнение ко всему аудиторы организуют некоммерческую саморегулируемую организацию (СРО).

Вывод! Таким образом, государственное регулирование аудиторской деятельности в РФосуществляется на нескольких уровнях.

Система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в РФ

Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ включает несколько уровней:

  1. Основным правоустанавливающим документом является закон № 307-ФЗ. Его структура будет рассмотрена ниже.
  2. Затем следуют Международные стандарты аудита, введенные с 01.01.2017 приказами Минфина РФ от 9.11.2016 №207-н и от 24.10.2016 №192н (заменены приказом Минфина РФ от 09.01.2019 № 2н). В стандартах описан порядок взаимодействия аудитора с руководством проверяемой организации, составления аудиторского задания, подготовки отчетности.
  3. 3-й уровень включает методические рекомендации, разъяснения по отдельным (частным) вопросам, одобренные Советом.
  4. Правила, требования, разъяснения и другие нормативные акты, устанавливаемые СРО и частными компаниями, оказывающими услуги аудита, также учитываются аудиторами. Они находятся на 4-м уровне правового регулирования деятельности аудиторов.
  5. Технические моменты типа порядка ведения реестров (СРО или аудиторов) либо правил проведения экзаменов на квалификацию зачастую регулируются письмами Минфина России.

Основные положения закона об аудиторской деятельности

Поскольку закон № 307-ФЗ выступает основополагающим актом по организации и регулированию аудиторской деятельности в РФ, в этом разделе изучим его структуру.

Закон № 307-ФЗ состоит исключительно из статей, в нем отсутствуют разделы или главы:

  • Первые 4 статьи являются вводными, в них содержатся основные понятия (термины) и ключевые моменты, связанные с ними. К примеру, в ст. 4 дается определение понятия «аудитор» и указывается, что статус приобретается только после внесения сведений о лице в реестр аудиторов.
  • После перечисления ситуаций, при которых аудит проводится в обязательном порядке (ст. 5), в законе № 307-ФЗ определяется, что такое аудиторское заключение, как организуется аудиторская деятельность в целом и что относится к аудиторской тайне (ст. 6-9). Конечно, в нем указаны только основные моменты, которые более подробно расписаны в нормативных актах нижестоящих уровней.
  • Ст. 10-12 закона № 307-ФЗ связаны с контролем качества работы аудиторов.
  • В ст. 13-14 закона № 307-ФЗ перечисляются права и обязанности участников аудита: аудиторов и аудируемых лиц.
  • Как происходит государственное регулирование аудиторской деятельностиописано в ст. 15-22. Здесь же рассказано о порядке организации СРО, условиях членства аудиторов в СРО, меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторов и контроль за деятельностью СРО.
  • Последние 4 статьи закона № 307-ФЗ содержат несколько дополнительных требований и примечаний, отменяют ряд нормативных актов и вводят в действие настоящий закон.

Таким образом, закон № 307-ФЗ хоть и лаконичен, но содержателен и императивен.

Несколько слов о МСА

Таким образом, система нормативного регулирования аудиторской деятельности в настоящее время приобрело законченные очертания, осуществив интеграцию в международное право — переход к международным стандартам аудита.

Говоря о системенормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ, упоминают в первую очередь закон № 307-ФЗ как нормативный акт, устанавливающий правовые основы аудиторской деятельности. После него следуют МСА и несколько еще действующих нормативных актов, толкующих, уточняющих и дополняющих практически каждую норму указанного закона.

Понятие и правовое регулирование аудиторской деятельности


1. Понятие аудита и аудиторской деятельности

В последние годы наряду с развитием бухгалтерского учета, экономического анализа, государственного финансового контроля – аудита. Вступил в действие Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», разработаны общие принципы и федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, принят Кодекс этики российских аудиторов, подготовлены и аттестованы российские аудиторы, разработана концепция развития аудиторской деятельности на среднесрочную перспективу. Как отмечено в этом документе, аудит как форма независимой проверки бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов лицами, обладающими полномочиями, должен стать основой системы финансового контроля.

Общие основы концепции аудита изложены в ряде научных работ. Предпосылками действенности концепции аудита являются:

─ качественные стандарты аудиторской деятельности, соответствующие Международным стандартам аудита;

─ четкие правила независимости аудиторских организаций и аудиторов;

─ непреложное следование аудиторских организаций и аудиторов Кодексу профессиональной этики;

─ единые квалификационные требования к аудиторам независимо от того, в какой отрасли или сфере экономики они ведут деятельность;

─ высокий квалификационный уровень (в том числе в области международных стандартов финансовой отчетности) аудиторов, обеспечиваемый системой аттестации и повышения квалификации, включая квалификационный экзамен;

─ контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов со стороны прежде всего профессиональных общественных объединений;

─ эффективная система государственно-общественного надзора за аудиторскими организациями и аудиторами.

Аудит сложился как самостоятельная функциональная наука и практика, имеющая специфическую сущность, определенные связи с другими науками.

Аудит представляет собой функциональную науку о методах и приемах независимого финансового контроля. Он взаимосвязан с такими функциональными науками, как бухгалтерский учет (финансовый и управленческий), анализ хозяйственной деятельности по данным учета и отчетности, оперативное управление (регулирование, координация и мониторинг планов); финансовый контроль, включая разные его формы.

В систему финансового контроля аудит входит как независимый финансовый контроль наряду с другими составляющими: общегосударственным финансовым контролем, бюджетно-финансовым, ведомственным финансовым контролем, общественным контролем.

Аудит как наука представляет систему знаний о методах и приемах независимого финансового контроля. Аудит как практика – вид управленческой деятельности, сводящийся к независимому финансовому контролю ведения бухгалтерского учета и оценке бухгалтерской (финансовой) отчетности. Следовательно, именно принцип независимости определяет основную сущность аудита, этим он отличается от других видов контроля и является самостоятельной научной (и учебной) дисциплиной и практикой.

Предметом аудита является одна из основных функций управления, один из видов общественно необходимой деятельности по обеспечению пользователей достоверной информацией бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица для принятия решений пользователями этой отчетности, т.е. обеспечивается обратная связь между экономическими субъектами и пользователями.

Объектом аудита является бухгалтерская (финансовая) отчетность организации и индивидуальных предпринимателей и отражение хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, рассматриваемая во взаимодействии с техническими, социальными и природными ее условиями. Хозяйственная деятельность в рыночной экономике отражается в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Такая отчетность является наиболее важным объектом аудита, но не может ограничивать аудит при изучении хозяйственной деятельности аудируемых лиц.

Финансовый аудиторский контроль осуществляют субъекты контроля (аудиторские организации и индивидуальные аудиторы), общественный статус, права, обязанности и ответственность которых строго регламентированы нормативно-законодательными актами.

Метод аудита как общий подход к исследованию базируется, как и в других науках, на диалектике. Ее основные черты – единство анализа и синтеза, изучение показателей в их взаимосвязи, в развитии и т.д., которые определяют методологию и методику аудита.

Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности, поскольку последнее становится предметом осознания, обучения и рационализации. Методология аудита как науки принимает форму предписаний и норм, в которых фиксируются содержание и последовательность как определенных видов деятельности, так и описаний фактически выполненной деятельности.

Методика аудита – совокупность специальных приемов, т.е. конкретных процедур, расчетов, математических моделей, сопоставлений, применяемых для обоснования мнения о степени достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. Для подтверждения достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности необходимо получить достаточные доказательства в целях формулирования обоснованных выводов, на которых обосновывается мнение аудитора.

Аудиторские доказательства получают в результате выполнения процедур по существу и проведения тестов средств внутреннего контроля.

В отличие от комплексной проверки, т.е. аудита, описание исследования отдельных элементов, составных частей финансовой отчетности или разделов бухгалтерского учета можно определить как методику проведения аудиторской проверки. Следует также отличать собственно аудит именно финансовой отчетности от определений таких видов «аудита», как экологический, управленческий (производственный), технический, аудит персонала, кадровый аудит, аудит эффективности, аудит интеллектуальной собственности и т.д.

К теоретическим положениям аудита относят также постулаты аудита и принципы аудита. Наряду с понятием «аудит» различают и термин «аудиторская деятельность». В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и мировым опытом аудиторская деятельность включает два компонента: аудит и сопутствующие аудиту услуги.

Аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности организацийи индивидуальных предпринимателей и ведения бухгалтерского учета.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Сущность аудита заключается не только в подтверждении или неподтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, но и в оценке эффективности хозяйственной деятельности аудируемых лиц, их способности продолжать дальнейшую деятельность, по крайней мере, в течение следующего за отчетным года.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»:

Сопутствующие аудиту услуги (аудиторская деятельность) - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей, это отличные от аудита услуги, связанные с выражением в установленной форме независимого мнения об информации организаций. В данном определении можно выделить несколько основных составляющих. Во-первых, понятие «предпринимательская деятельность» означает, что все аудиторские фирмы создаются с целью получения прибыли, как и любые другие предпринимательские структуры. Во-вторых, понятие «независимость проверки» (его достаточно детальная расшифровка дана в Законе об аудите) является ключевым принципом проведения аудита. В-третьих, проверке может подлежать отчетность не только организаций, но и индивидуальных предпринимателей, критерии обязательности также приведены в Законе об аудите.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут оказывать и сопутствующие аудиту услуги.

Аудитор (от лат. Auditor – слушатель, ученик, последователь) – лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период. Аудитор отличается от ревизора по своей сущности, по подходу к проверке документации, по взаимоотношениям с клиентом, по выводам, сделанным по результатам проверки, и т.д.

Понятие «аудит» значительно шире таких понятий, как «ревизия» и «контроль». Аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и, а это не менее важно, разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности в целях рационализации расходов и увеличения прибыли. Аудит можно определить как своеобразную экспертизу бизнеса.

В соответствии с ФЗ «Об аудиторской деятельности» к таким услугам относят: различные виды консультирования – бухгалтерское, управленческое, правовое и др.; ведение бухгалтерского учета для организаций; анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций; автоматизацию бухгалтерского учета и ряд других. Например, анализ эффективности хозяйственной деятельности входит в понятие «аудиторская деятельность» как одна из услуг, сопутствующих аудиту. Услуги, сопутствующие аудиту, выполняются специалистом-аудитором. В современных условиях аудитор – это профессиональный бухгалтер, имеющий дополнительные профессиональные навыки, профессиональные ценности, владеющий профессиональной этикой, профессиональными возможностями и компетенцией, т.е. имеющий дополнительные знания.

Действующая в России система нормативного регулиро­вания аудиторской деятельности включает пять уровней:

Первый уровень - Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» относится к основ­ным законодательным актам. Этот закон определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого и равноправного элемента. Для России это особенно важно, поскольку исторически государственный контроль превалировал над другими видами контроля. Имен­но принятие закона позволяет считать, что становление ауди­та в России состоялось.

К документам первого уровня относят также кодексы Рос­сийской Федерации и указы Президента РФ.

К документам второго уровня относят постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты уполномочен­ного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, министерств и ведомств, призван­ные обеспечить эффективное функционирование института отечественного аудита в рыночных условиях, его поступатель­ное развитие и совершенствование, контроль за деятельностью аудиторов, такие, как:

    Постановление Правительства РФ от 06.02,02 № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации».

    Постановление Правительства РФ от 29.03.02 № 190 « Лицензировании аудиторской деятельности».

    Приказ Минфина РФ от 27.10.99 № 69н «Порядок пре­ставления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности» и др.

Третий уровень системы нормативного регулирована аудиторской деятельности представлен федеральными стандартами (правилами) аудиторской деятельности и стандартами аудиторской деятельности. Основное назначение стандартов: установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности, и прежде всего арбитражным судом.

Эти стандарты содержат основные правила проведения аудиторской проверки и составления аудиторского заключе­ния. С их помощью аудитор сможет выбрать как необходи­мый масштаб и глубину аудиторской проверки, так и ее целе­сообразную методику. Стандарты аудита определяют также критерии, с помощью которых можно оценить качество ауди­торской проверки.

    Четвертый уровень - методики аудиторской деятель­ности, регламентирующие порядок осуществления аудитора­ми проверок применительно к конкретным отраслям, по от­дельным вопросам налогообложения, финансов и по специ­альным аудиторским заданиям.

    Пятый уровень - внутренние стандарты аудиторских организаций, подготавливаемые с целью разъяснения поло­жений аудиторской деятельности, оказания помощи в их реа­лизации, выработке приемов и способов выполнения кон­кретных аудиторских процедур. Они разрабатываются ауди­торскими организациями и обеспечивают единый подход к проведению проверок и контролю их результатов в данной аудиторской организации.

Формируемая система нормативного регулирования аудита представлена в табл. 4.

Таблица 4

Система нормативного регулирования аудита в России

Документы

Органы, принимающие Документы

I уровень

Федеральные -законы, кодексы, указы

Федеральное собрание, Правительство РФ, Государственная дума, Президент РФ

И уровень

Постановления приказы

Правительство РФ, Президент РФ, Минфин РФ, департамент организации аудиторской деятельности

III уровень

Федеральные стандарты ауди­торской деятель­ности, стандарты аудиторской дея­тельности

Правительство РФ, Комиссия по аудитор­ской деятельности при Президенте РФ .

IV уровень

Внутренние стан­дарты

Профессиональные аудиторские объединения

V уровень

Внутрифирменные стандарты

Аудиторские организации