Финансовая система российской федерации. Финансовые системы рф В систему финансов в частности входят

06.01.2022

Финансовая система - совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Наличие различных институтов внутри финансовой системы обусловлено тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.

Финансовая система РФ включает в себя: 1) государственную бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления; 2) внебюджетные специальные фонды; 3) государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макро-уровне); 4) фонды страхования (имущественного и личного) и 5) финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микро-уровне. Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ в рамках отнесенных к их компетенции сфер управления. При

этом существует система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления

контроля в данной сфере, - это система финансово-кредитных органов (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ). Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ, который является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности. Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета. Федеральное

казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Министерство РФ по налогам и сборам входит а систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее Государственный таможенный комитет.

Финансовая система в экономическом аспекте – это объективно обусловленное внутреннее строение финансов, выражающееся в совокупности входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений.

На данном этапе в состав финансовой системы Российской Федерации входят:

– бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;

– внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) денежные фонды;

– финансы предприятий, организаций, учреждений;

– финансы страхования;

– кредит (государственный, муниципальный и банковский).

Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности действия. Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей.

Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными. Централизованные денежные средства в определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Кроме того, выделяются фонды общего и целевого назначения. Целевыми денежными фондами, в отличие от бюджета, являются внебюджетные государственные и муниципальные фонды. В сравнении с ними государственный или местный бюджет – денежный фонд общего назначения.

Основное место в финансовой системе РФ занимает бюджетная система, посредством которой образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Они необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны.

Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды средства которых должны направляться на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним относятся, в частности, такие государственные социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение требований законодательства, фонды, создаваемые на основании актов Правительства РФ и других органов. Внебюджетные средства – это денежные средства, получаемые учреждениями (например Пенсионный фонд РФ) помимо ассигнований, выделяемых им из государственного или местного бюджета.

Финансы предприятий, организаций, учреждений – обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении названных субъектов, используются ими для выполнения своих функций и задач. Две группы: финансы коммерческих и некоммерческих организаций.

Государственный (муниципальный) кредит – это отношения по временному использованию денежных средств юридических и физических лиц государством (муниципальными образованиями) при недостаточности государственных (бюджетных) доходов для осуществления намеченных расходов.

Страхование – это система отношений по защите имущественных интересов граждан, организаций и государства. Оно выступает в двух обособленных формах: в форме социального страхования (специального страхования) и собственно страхования, связанного с непредвиденными чрезвычайными событиями.

Еще по теме Финансовая система России, её состав и структура:

  1. 13.1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОЗДАНИИ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП В РОССИИ
  2. Тема 1. Понятие финансовой деятельности Российской Федерации
  3. СИСТЕМА ФИНАНСОВ И СФЕРЫ ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА, ЕЕ ЗВЕНЬЯ
  4. 5. Национальная экономика как система. Ее отраслевая и секторальная структура.

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право -

Финансовая система это система форм и методов аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств государства, муниципаль-ных образований , а также различных организа-ций и отраслей народного хозяйства.

Финансовую систему государства не следует путать с системой финансовых учреждений, это совокупность государственных органов управления, осуществляющих финансовую деятельность.

Каждое звено финансовой системы обслуживает определенную сферу распределения и перераспреде-ления национального дохода посредством применения специфи-ческих форм и методов аккумулирования и использования фондов денежных средств государства и (или) муниципальных образова-ний. Эти особенности разграничивают отдельные звенья и финансовые отношения. Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на пуб-личную финансовую деятельность и имеет свои функции.

Элементы (звенья) финансовой системы и их особенности

В настоящее время финансовая система Российской Федера-ции состоит из следующих звеньев:

1) бюджетная система, которую образуют федеральный бюд-жет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты;

2) внебюджетные государственные и муниципальные фонды;

3) кредит;

4) обязательное государственное страхование;

5) финансы организаций любых форм собственности, объеди-нений, предприятий, учреждений, отраслей народного хозяй-ства.

Первые четыре звена финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для осуществле-ния публичной финансовой деятельности в масштабах всего государства. Пятый элемент относится к децентрализованным финансам, поскольку обладают опреде-ленной самостоятельностью, не имеют вертикального взаимо-действия, а после уплаты всех причитающихся обязательных платежей предприятия самостоятельно распоряжаются остав-шейся прибылью.

Бюджетная система является ведущим звеном финансовой системы Российской Федерации, в состав которой входят наи-более крупные фонды денежных средств.

Она имеет три -уровня:

Федеральный бюджет;

Бюджеты субъектов РФ;

Местные бюджеты.

Бюджетная система является организационной формой фун-кционирования бюджета. Централизованный фонд денежных средств является публично-правовой категорией, имеет норма-тивное закрепление и служит исключительно для выражения интересов общества. Посредством распределения денежных средств через бюджетную систему государство финансирует ре-ализацию публичных функций. Бюджет тесно взаимосвязан с остальными звеньями финансовой системы , именно через него осуществляется финансовая политика государства . Бюджетная система выступает важным элементом социаль-но-экономической деятельности государства


Совокупность фондов денежных средств, входящих в бюд-жетную систему, выступает гарантом финансового суверенитета государства.

Все виды бюджетов в бюджетной системе образуются в про-цессе финансовой деятельности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований. Бюджет каждого уровня имеет собственные источники доходов, строго определенные бюджетным и налоговым законодательством , а также объекты расходов, подлежащие обязательному финанси-рованию.

внебюджетные фонды , представляющие собой совокупность де-нежных средств, обособленных от соответствующего бюджета, имеющие собственные доходные источники и предназначенные для материального обеспечения строго определенных публич-ных мероприятий.

Внебюджетные фонды создаются на всех уровнях и в силу этого могут быть государственными или муниципальными . Эти фонды обо-собленны от бюджета и имеют строго целевое назначение для привлечения дополнительных ресурсов в приоритетные от-расли экономики, развития проблемных отраслей инфраструк-туры, выполнения социальных программ. Внебюджет-ные фонды особенно важны для финансирования социально значимых, но одновременно и наиболее затратных государ-ственных потребностей (пенсионное обеспечение, здравоохра-нение).

Внебюджетные фонды образуются за счет внесения обяза-тельных платежей юридических и физических лиц , а также из добровольных перечислений.

Государствен-ный и муниципальный кредит как финансово-правовая категория представляет совокупность норм финансового права, регулирующих общественные отношения, возникающие по по-воду получения государством (муниципальным образованием) или размещения со стороны государства (муниципального об-разования) денежных средств, а также отношения по предостав-лению государственных гарантий.

Государственный и муниципальный кредит представляет особую финансово-правовую категорию, регулирующую заем-ные отношения с императивным участием государства.

Кредитные ресурсы (денежные средства, принадлежащих иным субъектам) выступают источником привлечения дополнитель-ных денежных средств в государственные и муниципальные бюджеты.

Обязатель-ное государственное страхование — урегулированные нормами финансового права отношения по защите имущественных и связанных с ними неимущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

Страхование как звено финансовой системы включает толь-ко те отношения, участником которых обязательно выступает государство. Финансовая деятельность в сфере страхования имеет несколько направлений. Развитие страхования также обусловлено наличием у государства социальной функции и, как следствие, принципа социальной направленности финансо-вой деятельности (например, пенсионное и медицинское обеспечение, выпла-та пособий по безработице, страхования военнослужащих, работников правоохранительных органов, врачей отдельных специальностей и т.п.). Финансирование таких расхо-дов осуществляется посредством формирования страховых фондов и последующего их распределения.

Финансовая деятельность в сфере страхования является од-ним из способов аккумулирования дополнительных денежных средств в доход государства. Страховые взносы физических и юридических лиц, мобилизованные в фонды денежных средств, расходуются исключительно при наступлении страхового слу-чая. Вместе с тем юридические факты, влекущие необходимость выплаты страховой суммы, наступают не всегда. Аккумулиро-ванные таким образом денежные средства государство направ-ляет на материальное обеспечение иных публичных потребностей или финансирование капитальных вложений.

Самостоятельным звеном финансовой системы являются финансы предприятий , которые с точки зрения финансово-пра-вового регулирования представляют денежные отношения, складывающиеся между хозяйствующими субъектами при фор-мировании, движении и использовании основного и оборотно-го капитала , нематериальных активов и финансовых ресурсов (включая фонды денежных средств) предприятий.

Финансовая система охватывает финансы предприятий всех форм собственности, но пределы и методы правового регулиро-вания их финансовой деятельности различны. Основной целью финансовой деятельности государ-ственных и муниципальных предприятий является выполнение государственного (муниципального) заказа. Получение прибы-ли, как правило, не основная цель государственных и муници-пальных предприятий.

Отдельные функции государство осуществляет монопольно в силу их стратегической, политической или финансовой значи-мости. Например, эмиссию и хра-нение официальных денежных знаков осуществляет исключи-тельно государственное предприятие — объединение «Гознак».

Финансы предприятий являются основой всей системы фи-нансов, поскольку именно здесь формируется большая часть финансовых ресурсов. Это звено относится к сфере материаль-ного производства. В результате финансовой деятельности пред-приятий образуются основные источники финансовых ресурсов государства: общественный продукт, национальное богатство и национальный доход.

Финансы предприятий представляют собой самостоятельное децентрализованное звено единой финансовой системы госу-дарства, что закреплено ст. 214 ГК РФ. Обособленность финансов предприятий проявляется в праве на самостоятельную финансовую деятельность: после уп-латы налогов и иных обязательных платежей предприятия само-стоятельно распоряжаются оставшейся прибылью. Финансы предприятий не образуют единой соподчиненной вертикали — собственником унитарного предприятия выступает Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование. Финансовые ресурсы унитарных предприятий исключаются из состава государственной казны.

Как звено финансовой системы финансы предприятий тесно взаимодействуют с другими ее звеньями.

Финансовые ресурсы предприятий формируются на основе общих финансово-правовых принципов. Вместе с тем финансо-вая деятельность предприятий основывается на специальных принципах, основными из которых являются: хозяйственная самостоятельность, самофинансирование, материальная ответ-ственность, финансовая заинтересованность, конкуренция.

На основе целостности, гибкости, динамичности и открыто-сти финансовой системы было выведено основное правило ее деятельности (system theory): всегда следует стремиться к фи-нансовой устойчивости системы в целом, а не тех или иных ее звеньев и субинститутов.

Это предполагает усиление и углубление связей финансовой системы с внешней средой, постоянный обмен информацией.

Сложность финансовой системы определяется разнообразием составля-ющих ее элементов, разнохарактерностью связей между ними, их структурным различием.

Государственная финансовая система в развитых капиталис-тических странах состоит из четырех звеньев:

Государственные бюджеты,

Местные финансы,

Специальные внебюджетные фон-ды,

Финансы корпораций.

Для указанных финансовых систем характерен принцип фискального федерализма, при котором осуществляется четкое разграничение функций между различ-ными уровнями системы. Правительство полностью независи-мо в целях, касающихся государственных вопросов в целом: расходов на оборону, космос, внешние отношения. Местные органы власти финансируют развитие школ, охрану обществен-ного порядка, уборку территорий и т. п.

Местные финансы в капиталистических странах состоят из:

Местных бюджетов;

Финансов муниципальных предприятий;

Автономных местных фондов.

Основное значение имеют местные бюджеты. В унитарных государствах местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюд-жет, а в федеративных государствах бюджеты местных сооб-ществ не входят в бюджеты членов федерации, последние не включаются в государственный федеральный бюджет.

Финансовая деятельность

Понятие и методы финансовой деятельности

Денежные отношения определяют необходимость и наличие специальной финансовой деятельности государ-ства. Финансовая деятельность любого государства представляет собой про-цесс собирания, распределения (перераспределения) и использования де-нежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций госу-дарства и органов местного самоуправления.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований выступает необходимой и составной частью меха-низма социального управления , представляет собой отраслевое проявление (разновидность) государственной и юридической деятельности . Обеспечивая движение денеж-ных средств в интересах всего общества, финансовая деятель-ность государства и муниципальных образований носит публич-ный характер . Независимо от того, кто является участником конкретных финансовых правоотношений (государство, субъект РФ, муниципальное образование или их орга-ны, должностные лица), по своей сути, форме и методам право-вого регулирования финансовая деятельность всегда публична с соответствующим распределением предметов ведения и компе-тенции.

Финансовая деятельность государства заключается в право-мерном поведении субъектов финансового права, направленном на сохранение либо совершенствование юридического механиз-ма регулирования финансовых отношений. Основными направ-лениями воздействия на механизм финансово-правового регули-рования со стороны финансовой деятельности являются право-творчество, правореализация и государственное принуждение.

Финансовая деятельность государства — это основанная на правовых нормах публичная деятельность субъектов финансового права по созданию оптимального механизма финансово-правового регулирования в целях планомерного аккумулирования, распределе-ния и использования централизованных и децентрализованных де-нежных фондов общего значения.

Содержание финансовой деятельности

Содержание финансовой деятельности государства опреде-ляется спецификой ее объекта, в качестве которого выступает финансовое право во всем многообразии конкретных проявле-ний правовых норм, правоотношений, правового регулирова-ния и правового сознания. Результатом финансовой деятель-ности становятся юридически значимые последствия, наступле-ние которых желательно для государства (совершенствуется сфера правового регулирования финансовых отношений, скла-дываются позитивные финансовые правоотношения).

Сфера финансо-вой деятельности относится к ведению федеральных органов, органов субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Осуществляя финансовую деятельность, государство решает две взаимосвязанные цели — статистическую и динамическую .

Статистическая цель подразумевает определенную «консерва-цию» финансового состояния государства, сохранение уже дос-тигнутого уровня стабильности и равновесия в доходах и расходах централизованных денежных средств, межбюджетных отно-шениях, валютном регулировании и т. п.

Динамическая цель направлена на непрерывный процесс правового совершенство-вания, реформирования и развития финансовых отношений.

Основной же целью Российской Федерации как социального государства является финансовое покрытие затрат на осуществ-ление социально заказанных программ. Эта цель предполагает реализацию бли-жайших (промежуточных) целей этой деятельности: сбор госу-дарством запланированных денежных средств в свои бюджет-ные фонды и запланированное использование денежных средств для решения государственных задач.

Финансовой деятельности свойственны многие характерные черты, присущие любой юридической деятельности.

Признаки финансовой деятельности (особенности):

а) обязательное участие государства или муниципальных об-разований в лице их компетентных органов;

б) направленность на принятие юридически значимых реше-ний посредством реализации государством правотворческой функции;

в) оформление принятого юридически значимого решения в соответствующих нормативных правовых актах , имеющих офи-циальный и общеобязательный характер;

г) юридическое значение ее результатов не только для пуб-личных субъектов (государства и муниципальных образований), но и для иных субъектов финансового права;

д) ее осуществление в целях оптимизации и эффективности получения юридически значимых результатов в строго установ-ленном порядке, т. е. посредством аккумулирования, распреде-ления и использования государственных и муниципальных фон-дов денежных средств.

Виды финансовой деятельности

Классификацию финансовой деятельности можно проводить по нескольким основаниям:

Сферы общественных отношений, охватываемых финансовой деятельностью,

Субъекты, осуществляющие финан-совую деятельность,

Территориальные уровни,

Формы финансовой деятельности

Функци-и финансовой деятельности и др.

Каждый из видов финансовой деятельности имеет все характеристики, присущие финансовой деятельности в целом, но обладает своими специфическими особенностями, проявляющиеся:

В круге субъектов (участников) и их финансовой компетенции (правах),

Объекте воздействия,

Действии во времени,

Наличии определенных целей.

В зависимости от сфер обще-ственных отношений, регулируемых финансовым правом, можно выделить:

Бюджетную деятельность государства и муниципаль-ных образований;

Налоговую деятельность государства и муни-ципальных образований;

Кредитную деятельность государства и муниципальных образований;

Финансовую деятельность государ-ственных и муниципальных предприятий;

Государственную дея-тельность в сфере обязательного страхования;

Государственную и муниципальную деятельность в сфере внебюджетных фондов.

В зависимости от территориального уровня, на котором осу-ществляется аккумулирование, распределение и использование финансов, различают:

Финансовую деятельность государства (Российской Федерации и субъектов РФ)

Финансовую дея-тельность муниципальных образований.

Финансовая деятельность субъекта РФ — это осуществление им функций по планомерному аккумулированию, распределе-нию и использованию фондов денежных средств (финансовых ресурсов) субъекта РФ в целях реализации его задач и функций.

Финансовая деятельность субъекта РФ осуществляется на основе тех же принципов, методов и форм, что и финансовая деятельность государства в целом, но ей присущи собствен-ные признаки:

Выражает государственную самосто-ятельность субъекта РФ (в рамках Конституции РФ);

Осуществляются функции аккумуляции, распре-деления и использования денежных средств в целях обеспече-ния публичных интересов соответствующего субъекта РФ;

Фун-кции финансовой деятельности субъекта РФ осуществляются специально создаваемыми органами по поручению соответству-ющего региона и от его имени, а также другими органами, ко-торым субъект РФ передает часть своих полномочий в сфере финансовой деятельности;

Отражает федеративное устройство Российского государства.

Особенности финансовой деятельности субъектов РФ про-являются во взаимоотношениях с федеральным центром и му-ниципальными образованиями.

Финансовая деятельность муниципальных образований это осуществление соответствующим муниципальным образованием в лице компетентных органов функций по планомерному аккумули-рованию, распределению и использованию централизованных и де-централизованных фондов денежных средств в целях осуществле-ния публичных задач и функций местного сообщества, а также делегированных полномочий государства.

Финансовая деятельность муниципальных образований представляет собой исторически сложившийся и обусловлен-ный публичным характером институт в структуре финансовой деятельности государства и характеризуется тем, что в ходе ее осуществления организуются и практически осуществляются аккумуляция, распределение и использование денежных фон-дов в целях выполнения задач, предусмотренных местным сооб-ществом, и делегирования полномочий государства.

Особенностью муниципальной финансо-вой деятельности является обеспечение финан-совыми средствами выполнения целей и задач, предусмотрен-ных местным сообществом , и делегированных полномочий государства . Федеральный закон «О финансовых основах мест-ного самоуправления в Российской Федерации» обязывает орга-ны государства при передаче своих полномочий на местный уровень выделять для их реализации соответствующие финан-совые ресурсы. Сферу (область) муниципальной финансо-вой деятельности представляют финансы соответствующего тер-риториального образования.

Органы местного самоуправления самостоятельно или с уча-стием государства устанавливают порядок образования и ис-пользования централизованных (в рамках местного самоуправ-ления) и децентрализованных денежных фондов.

Создаются денежные фонды местного самоуправления в ре-зультате аккумулирования (мобилизации) средств через систему налогообложения, муниципальных кредитов, в результате кон-троля за расходованием финансов местного бюд-жета, добровольных взносов.

Методы осуществления финансовой деятельности

Осуществляется финансовая деятельность специальным ап-паратом на основании разнообразных методов (в том числе - сти-мулов, ограничений и санкций).

В зависимости от участников финан-совой деятельности методы ее осуществления делятся на две группы:

Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств (добровольные, обязательные и смешанные );

Методы их распределения и использования.

1) Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств делятся на виды:

а) налоговый метод - используется государством для изъятия части доходов граждан, государственных и негосударственных предприятий, органи-заций и учреждений в бюджет;

б) обязательных взносов (платежей) юридическими и физическими лицами в Пенсионный фонд, юридическими лицами - в фонды заня-тости населения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др.;

в) добровольного привлечения денежных средств в форме вкладов населения в банк, приобретение облигаций и дру-гих ценных бумаг, государственных и муниципальных займов, лотерей, благотворительных пожертвований;

г) взимания сборов и пошлин, то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина и т. п.);

д) с помощьюметода страхования образуются страховые фонды;

е) эмиссия денег - дополнительный выпуск денежных средств в обраще-ние.

2) Методы распределения фондов денежных средств:

а) финансирование - плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета;

б) кредитование - это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд;

в) выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей осу-ществляемые из образованных ранее соответствующих фондов;

г) осуществление расчетов между различными субъектами.

Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам ак-кумуляции или распределения денежных средств, экономических отноше-нии принято называть финансовым институтом, к которым относятся, на-пример, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита.

Соотношение методов обязательных и добровольных платежей зави-сит от многих факторов: политического курса государства и местных органов власти, потребности в финансовых ресурсах, уровня жизни населения и т. д.

При распределении денежных средств используются финан-сирование и кредитование .

Фи-нансирование предназначено для сохранения непрерывной и возобновляющейся производственной деятельности государ-ственных и муниципальных предприятий. Это обеспечение денежными средствами по-требностей расширенного воспроизводства.

В условиях рыночной экономики государственные и муни-ципальные органы власти финансируют только целевые мест-ные программы. Государ-ственные и муниципальные нужды обеспечиваются за счет бюд-жетных средств и внебюджетных источников, привлекаемых для решения поставленных задач.

Кроме прямого финансирования в целях экономического развития государство может использовать косвенное финанси-рование в виде налоговых льгот, валютных средств, оставляе-мых на льготных условиях в распоряжении предприятия, и т. п. Конкретные виды, размеры и порядок предоставления финан-совых льгот устанавливаются органами государственной власти и органами местного самоуправления во время утверждения конкретной целевой программы.

Через бюджетную систему осуществляется и опосредованное финанси-рование государством важных мероприятий и программ.

Кредитование , как и финансирование, обеспечивает финансовые потребности процесса расширенного воспроизводства, но отличается возмездностью , срочностью и возвратностью . Кредиты из государственных и муниципальных средств предоставляются в основном частным предприятиям, но возможны случаи полу-чения государственных и муниципальных кредитов и бюджет-ными предприятиями, учреждениями, организациями.

Использование государственных и муниципальных денежных средств осуществляется посредством расчетных операций , которые могут быть в наличной и безналичной формах.

Финансовая деятельность осуществляется государством как охранительными , так и регулятивными способами, адми-нистративными и экономическими методами. В условиях рыноч-ной экономики применение административных методов в фи-нансовой деятельности сокращается. Они используются в орга-ничном единстве с экономическими методами. Регулирование финансовой деятельнос-ти государства и муниципальных образований в современных условиях направлено на усиление экономической обоснованнос-ти любых административных решений и на устранение элемен-тов администрирования в финансовой деятельности.

Органы, осуществляющие финансовую деятельность государства

Финансовую деятельность осуществляют все государственные органы и органы местного самоуправления, так как выполнение функций государ-ства и местного самоуправления по всем направлениям связано с использованием финан-сов.

В силу различия задач и правового положения тех или иных государственных органов и органов местного самоуправления масштабы их фи-нансовой деятельности и степень участия в ней различны.

Это связано с различным финансово-правовым статусом субъектов управления, который состоит из трех блоков:

Целевой - включает нормы о целях, функциях, задачах и принципах деятельности;

Организационно-структурный - правовые предписания, регламентирующие порядок образования, реорганизации и ликвидации; структуру; линейную и функциональную подчиненность;

Компетенционный - совокупность властных полномочий и подведомственности (компетенция в области планирования, контроля и др.).

В связи с этим различают:

- органы общей компетенции, осуществляющие финан-совые полномочия в качестве одного из направлений своей де-ятельности,

- органы специальной компетенции, созданные для реализации государственных функций по образованию, распре-делению и использованию фондов денежных средств.

Органы финансового управления можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от объема и характера компетенции можно выделить органы:

А) общей компетенции, которые осуществляют управление боль-шинством отраслей их сферы деятельности (Правительство РФ, правительства и администрации субъектов РФ);

Б) специальной компетенции,которые осуществляют отраслевое, либо межотраслевое (функциональное), либо смешанное управление;

Органы специальной компетенции подразделяются на:

- отраслевой компетенции- осуществляют руководство отдель-ными сферами или отраслями управления;

- внутриотраслевой компетенции - руководят в рамках отраслей порученными участками работ (например, территориальные органы федеральных министерств по своим направлениям);

- межотраслевой (функциональной) компетенции - выполняют общие специализированные функции для всех или большинства от-раслей и сфер управления);

- смешанной компетенции,т. е. органы, имеющие признаки как отраслевой, так и межотраслевой сферы деятельности.

По порядку разрешения подведомственных вопросов органы управления могут быть:

- единоначальные - в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган ру-ководителю;

- коллегиальные - организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции данных органов (государственные комитеты, феде-ральные комиссии, службы, надзоры, российские агентства).

В коллегиальных органах реше-ния принимаются большинством их членов в сочетании с персональ-ной ответственностью за их исполнение, за руководство порученными участками работы. Руководитель принимает решения по внутриведомственным вопросам.

Систему органов общей компетенции представляют Феде-ральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ.

Согласно принципу разделения властей прерогативой зако-нодательных (представительных) органов государственной вла-сти является принятие финансовых законов. Кроме правотвор-ческой функции Федеральное Собрание РФ и законодатель-ных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ осуществляет полномочия в сфере финансового контроля.

Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направ-ления внутренней и внешней политики государства, в соответ-ствии с которой строится финансовая политика. Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государ-ственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организа-ции расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной систе-мы, через Главное контрольное управление Президента РФ осу-ществляет финансовый контроль.

В целях совершенствования аналитического и информаци-онного обеспечения деятельности Президента РФ по экономи-ческим вопросам, включая вопросы общегосударственных фи-нансов, бюджета, межбюджетных отношений и др., в составе Администрации Президента РФ образовано Экономическое уп-равление Президента РФ.

Исполнительные органы государственной власти (Прави-тельство РФ, правительства или администрации субъектов РФ) принимают меры к реализации финансовых законов, осуществ-ляют правотворческие полномочия, принимая и издавая подза-конные нормативные финансово-правовые акты, исполняют бюджет под контролем законодательных (представительных) органов и т. д.

В структуре Аппарата Правительства РФ созданы Департа-мент государственных финансов, Департамент экономики, Де-партамент финансовых рынков и имущественных отношений, Департамент международного сотрудничества, Департамента регионального развития и др.

Кредитная деятельность государства тесно связана с валют-ным регулированием и валютным контролем , поэтому Департа-мент государственных финансов реализует государственную политику по регулированию рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, осуществляет образование и использова-ние государственных ресурсов драгоценных металлов и драго-ценных камней, организует пробирный надзор.

Департамент государственных финансов занимается опреде-лением основных направлений денежно-кредитной политики и ее реализацией, организацией денежного обращения, регулиро-ванием деятельности кредитных организаций, совершенствова-нием банковской системы, реструктуризацией кредитных орга-низаций. К вопросам ведения Департамента государственных финансов относятся также организация и регулирование госу-дарственной деятельности в сфере аудита, страхования и бух-галтерского учета.

Функции финансовой деятельности выполняют также феде-ральные органы исполнительной власти и органы исполнитель-ной власти субъектов РФ, осуществляющие функции государственного управления в рамках определенных отраслей или сфер управления (министерства и ведомства). То же относится и к подобным органам, формируемым мест-ным самоуправлением (отделы, управления администраций и т. п.).

Среди специализированных органов финансово-кредитной компетенции особо выделяется Министерство финансов РФ . Оно обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, валютной и налоговой политики в стране, координирует дея-тельность в этой сфере иных федеральных органов исполни-тельной власти, издает инструкции, методические указания и другие документы по вопросам организации финансовой дея-тельности.

Субъектами РФ также создаются подобные органы (мини-стерства финансов или финансовые управления). В системе органов местного самоуправления действуют финансовые отде-лы или управления.

В состав этой системы входят Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненные ему территориальные органы по субъектам РФ, городам (кроме городов районного значения), районам и районам в городах.

На органы федерального казначейства возложены следую-щие задачи:

1) организация, осуществление и контроль за ис-полнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета;

2) регулирование финансовых отно-шений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое ис-полнение этих фондов и контроль за этими фондами;

3) осу-ществление краткосрочного прогнозирования объемов госу-дарственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;

4) управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ государственного внутреннего и внешнего долга России и др.

Органы федерального казначейства взаимодействуют с уч-реждениями Центрального банка РФ, иными финансово-кре-дитными учреждениями, налоговыми органами по фактам на-рушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, передают материалы правоохранительным органам.

Представительные органы местного самоуправления вправе создавать муниципальное казначейство в целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местно-го бюджета (ст. 14 Федерального закона «О финансовых осно-вах местного самоуправления в Российской Федерации»).

В особую систему выделяются налоговые органы — Мини-стерство РФ по налогам и сборам и Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел РФ (далее — ФСЭНП). Главные задачи налоговых органов заключаются в обеспече-нии единой системы контроля за соблюдением налогового за-конодательства, за правильностью исчисления, полнотой и сво-евременностью внесения в бюджет налогов и других обязатель-ных платежей, установленных федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ.

В связи с этими задачами налоговые органы контролируют соблюдение законодательства о предпринимательской деятельности, законность сделок, при-менение контрольно-кассовых машин при осуществлении де-нежных расчетов с населением, а также осуществляют валют-ный контроль.

Деятельность в области налогообложения в рамках своих задач и функций осуществляет также Федеральная таможенная служба РФ . Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности по взиманию налогов и сборов при переме-щении товаров через таможенную границу, контролируют поступление средств в государственные внебюджетные фонды, несут установленную законодательством ответственность.

К числу других государственных финансово-кредитных орга-низаций относятся государственные внебюджетные фонды (сис-тема органов, управляющих деятельностью по образованию, рас-пределению и использованию целевых финансовых ресурсов).

  • Вопрос 5: Состав и краткая характеристика финансово-правового положения федеральных органов государственной власти, для которых финансовая деятельность является основной
  • Вопрос 6: Министерство финансов рф: понятие, задачи, основные функции и полномочия
  • Вопрос 7: Федеральное казначейство: задачи, функции, полномочия
  • Вопрос 8: Федеральные службы финансово-бюджетного надзора: понятие, задачи, функции, полномочия
  • Вопрос 12: Понятие финансового права. Особенности предмета и метода правового регулирования
  • Вопрос 13: Место финансового права в системе российского права, соотношение его с другими отраслями права
  • Вопрос 14: Система финансового права: понятие, структура, краткая характеристика ее элементов
  • Вопрос 16: Финансово-правовые нормы: понятие, особенности, структура. Классификация финансово-правовых норм
  • Вопрос 17: Финансовые правоотношения: понятия особенности, структура, основания классификации
  • Вопрос 18: Субъекты финансового права и финансовых правоотношений: понятие, группы, краткая характеристика их финансово-правового положения
  • Вопрос 20: Виды, формы и методы финансового контроля
  • 3. Обследование отдельных сторон финансовой деятельности.
  • Вопрос 21: Полномочия Федерального Собрания, Правительства рф, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в области финансового контроля
  • Вопрос 22: Счетная Палата рф: понятие, задачи, основные функции, полномочия
  • Вопрос 23: Аудит: понятие, место в системе финансового контроля, задачи, правовое регулирование
  • 1)По территории:
  • Вопрос 25: Бюджетная система рф: понятие, состав, структура, принципы построения
  • Вопрос 27: Бюджетные правоотношения: понятие, особенности, классификация. Субъекты бюджетных правоотношений: понятие, группы, краткая характеристика
  • 1) По характеру:
  • Вопрос 28: Бюджетные права рф, субъектов рф и муниципальных образований
  • Вопрос 29: Распределение доходов между уровнями бюджетной системы рф: необходимость, понятие, правовые основы, методы
  • Вопрос 30: Межбюджетные трансферты: понятие, формы, условия предоставления
  • Вопрос 31: Понятие бюджетного процесса, его стадии и принципы. Краткая характеристика последних
  • Вопрос 33: Расходные обязательства: понятие и порядок разграничения между рф, субъектами рф
  • Вопрос 34: Бюджетная классификация: понятие, состав, краткая характеристика. Роль в организации (упорядочении) бюджетной системы
  • Вопрос 35: Порядок составления федерального бюджета
  • Вопрос 36: Основы порядка исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы рф
  • Вопрос 37: Порядок рассмотрения и утверждения федерального бюджета
  • Вопрос 38: Порядок составления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении федерального бюджета
  • Вопрос 39: Понятие внебюджетных фондов как звена финансовой системы рф. Бюджетно-правовое положение государственных внебюджетных фондов по бк рф
  • Вопрос 40: Финансовая деятельность предприятий и организаций: понятие, основные направления, правовые основы
  • Вопрос 41: Понятие налога, сбора. Их функции. Принципы установления и взимания
  • Вопрос 42: Система налогов и сборов: понятие, основания их классификации
  • Вопрос 43: Понятие налогового права. Его система
  • Вопрос 45: Законодательство о налогах и сборах: понятие, состав
  • Вопрос 46: Субъекты налогового права: понятие, группы, краткая характеристика
  • Вопрос 47: Налоговые правоотношения: понятие, особенности, классификация. Субъекты налоговых правоотношений, их группы, краткая характеристика
  • Вопрос 48: Формы вины в налоговых правоотношениях. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения
  • Вопрос 54: Понятие государственного и муниципального кредита. Государственный и муниципальный долг: понятие, формы
  • Вопрос 56: Сметно-бюджетное финансирование: понятие, принципы, основы порядка. Понятие сметы, бюджетной росписи, их структура. Порядок их составления и утверждения
  • 1) По методу построения:
  • Вопрос 57: Банковская система рф: понятие, состав, структура. Банки и небанковские кредитные организации. Особенности современного состояния банковской системы. Пути ее совершенствования
  • Вопрос 58: Задачи и полномочия Банка России по регулированию деятельности кредитных организаций
  • Вопрос 59: Понятие денежной системы рф. Правовые основы и принципы организации денежного обращения
  • Вопрос 60: Правила оборота наличных денег в стране. Денежная единица, ее носители, денежная эмиссия
  • Вопрос 61: Организация безналичного оборота в стране. Виды счетов, формы расчетов. Роль банка России в организации безналичного оборота
  • Вопрос 62: Понятие валюты, валютных ценностей, валютных операций в валютном законодательстве рф
  • 1) В зависимости от субъектов, их осуществляющих:
  • 3) В зависимости от свободы осуществления валютной операции:
  • Вопрос 63: Принципы и задачи валютного регулирования и валютного контроля
  • Вопрос 64: Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля
  • Вопрос 65: Органы валютного регулирования, их полномочия
  • Вопрос 66: Понятие резидента и нерезидента в валютном законодательстве, их правовой статус
  • Финансы - денежные средства, аккумулируемые в государственных фондах специального назначения.

    Финансы - денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий и учреждений, организаций.

    Денежные фонды - обособленная часть финансовых ресурсов, имеющая целевое направление и относительную самостоятельность функционирования.

    Функции финансов:

    1) распределительная - способствует организации сбалансированного и эффективного производства, развитию всех его отраслей соответственно потребностям общества в целях наиболее полного удовлетворения нужд людей. С помощью финансов распределяется совокупный общественный продукт и национальный доход;

    2) контрольная - заключается в том, что государство, используя финансы и финансовые категории, осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов. С помощью финансов осуществляется контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране.

    Совокупность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует ф инансовую систему страны .

    Вопрос 2: Финансовая система рф: понятие, структура, краткая характеристика ее звеньев (подотраслей и институтов)

    Финансовая система - совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Наличие различных институтов внутри финансовой системы обусловлено тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.

    Финансовая система РФ включает в себя:

    1) государственную бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления;

    2) внебюджетные специальные фонды;

    3) государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и

    социальных отношений на макроуровне);

    4) фонды страхования (имущественного и личного);

    5) финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

    Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ, в рамках, отнесенных к их компетенции сфер управления. При этом существует система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере, - это система финансово-кредитных органов (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ). Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ, который является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности. Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета. Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Министерство РФ по налогам и сборам входит, а систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее Государственный таможенный комитет.

    "
  • Тема 11. Финансы и финансовая политика государства

    Финансы и финансовая система. Единство финансовой системы РФ

    Понятие финансов. В условиях возникновения рыночных отношений государство при управлении обществом активно использует такие экономические рычаги, как финансы, деньги, кредит, налоги и т.д.

    Поэтому изучение дисциплины “Финансовое право” начинается с освоения понятий финансов, финансовой системы, финансовой деятельности.

    В экономической и правовой литературе понятие “финансы” рассматривается в двух аспекта:

    · как совокупность экономических отношений , возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций;

    · как совокупность фондов денежных средств , мобилизованных государством для осуществления своих задач.

    Финансы - это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ. А также средством стимулирования развития государства. При этом надо иметь в виду, что финансы и финансовые отношения - это обязательно денежные отношения, но не все отношения по поводу денег являются финансовыми. Так, деньги, обслуживающие отношения купли-продажи, поставки, административных штрафов, финансами не являются. Это общественные отношения, регулируемые другими отраслями права: гражданским, административным и т.д.

    Финансы Российской Федерации-это экономические отношения по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий и организаций, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе которых происходит распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и контроль за удовлетворением общественных потребностей.



    Финансовая система РФ, ее состав. В структуру финансов как целостной категории с присущими ей общими свойствами входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов).

    Финансовый институт - группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

    Совокупность входящих в состав финансов Российской Федерации звеньев в их взаимосвязи образуют финансовую систему России.

    Финансовую систему РФ составляют следующие институты:

    · бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами;

    · внебюджетные целевые фонды;

    · финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

    · имущественное и личное страхование;

    · кредит (государственный и банковский).

    Перечисленные звенья финансовой системы существуют соответственно как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, а также местного самоуправления.

    Центральное место в финансовой системе РФ принадлежит бюджетной системе, с помощью которой образуются фонды денежных средств соответствующих государственных и административно-территориальных образований. В финансовую систему РФ также включаются финансы юридических и физических лиц. Характеризуя финансы юридических лиц, следует указать, что в их состав входят такие государственные внебюджетные фонды, играющие исключительную роль в обеспечении социальной защищенности граждан, как Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

    В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные и региональные, например, негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.

    Местные финансы. Федеральный закон “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации” от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ определил основные принципы организации местных финансов. В соответствии с вышеназванным федеральным законом местные финансы включают средства местного бюджета, государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, другими федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, другими правовыми актами органов местного самоуправления.

    Местные финансы определяются как совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Таким образом, местные финансы входят в структуру финансовой системы России в качестве ее самостоятельного звена.

    Единство финансовой системы РФ. Самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.

    Единство финансовой политики является необходимым условием, гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ст. 75).

  • 5. Система органов, осуществляющих финансовую деятельность государства.
  • 6. Полномочия Министерства финансов рф в сфере финансовой деятельности.
  • 7. Понятие, предмет, метод и система финансового права.
  • 8. Финансово-правовые нормы, их особенности и виды.
  • 9. Финансовые правоотношения, их особенности и виды.
  • 10. Правовые основы финансового контроля.
  • 11. Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие.
  • 12. Основные методы финансового контроля.
  • 13. Государственный финансовый контроль.
  • 14. Счетная палата рф как орган финансового контроля.
  • 15. Федеральное Казначейство: правовой статус и полномочия.
  • 16. Федеральная Служба финансово-бюджетного надзора как орган финансового контроля.
  • 17. Правовые основы аудита.
  • 18. Государственный бюджет: Понятие, правовая сущность, структура государственного бюджета.
  • 19. Закон о бюджете. Его структура.
  • Часть 1. Общие положения
  • 21. Бюджетный процесс и его стадии.
  • 23. Правовое регулирование составления бюджета.
  • 26. Правовое регулирование межбюджетных отношений.
  • 27. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
  • 28. Правовое регулирование государственных доходов, их виды.
  • 29. Правовое регулирование государственных расходов, их виды.
  • 30. Налоги и сборы: понятие, функции и значение. Классификация налогов.
  • 31. Налоговая система рф.
  • 33. Общая характеристика налоговых правоотношений. Субъекты налоговых правоотношений, основы их правового статуса.
  • 34. Элементы налогообложения, их характеристика.
  • 35. Налоговый контроль: правовая основа. Цели, задачи, формы налогового контроля.
  • 36. Налоговые проверки. Акт выездной налоговой проверки.
  • 37. Ответственность за совершение налоговых правонарушений.
  • 38. Обжалование актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
  • 39. Государственный и муниципальный кредит. Понятие, формы, виды, принципы.
  • 40. Правовое регулирование государственного и муниципального долга: понятие, виды и формы. Методы управления государственным долгом.
  • 41. Правовые основы банковской системы рф.
  • 42. Правовое положение Центрального банка рф. Его полномочия как органа банковского регулирования и надзора.
  • 43. Субъекты финансовых правоотношений.
  • 44. Банковские операции: виды, порядок лицензирования.
  • 45. Правовое регулирование страхования вкладов физических лиц.
  • 46. Эмиссионное право Центрального банка рф.
  • 47. Страхование Понятие, значение и функции.
  • 48. Участники страховых отношений, взаимодействие страховщиков.
  • 49. Виды и объекты страхования, виды лицензий.
  • 50. Правовое регулирование дефицита государственного бюджета.
  • 51. Правовое регулирование обязательного государственного страхования.
  • 52. Правовое регулирование страхового надзора.
  • 53. Правовые основы регулирования денежного обращения в рф.
  • 54. Правовые основы регулирования наличного денежного обращения.
  • 55. Правовые основы регулирования безналичного денежного обращения.
  • 56. Правовое регулирование расчетов в Российской Федерации.
  • 57. Правовое регулирование расчетов аккредитивами.
  • 58. Правовое регулирование расчетов инкассо.
  • 59. Правовое регулирование расчетов чеками и платежными поручениями.
  • 60. Понятие и структура валютных правоотношений.
  • 61. Понятие, направления и органы валютного регулирования в рф.
  • 62. Понятие и виды валютных операций.
  • 63. Валютный контроль: понятие, направления и субъекты.
  • 64. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля.
  • 2. Финансовая система рф Понятие, принципы, институты.

    Финансовая система – это совокупность финансовых учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность и институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов.

    В финансовую систему РФ входят следующие институты:

      Бюджетная система, состоящая из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований. К их числу относятся отношения по формированию, распределению и использованию денежных средств в бюджеты и из бюджетов – федерального, субъектов РФ и муниципальных образований. Это звено наиболее мобильное и на его долю приходится наибольший денежный поток в стране.

      Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды – пенсионный фонд, фонд государственного обязательного медицинского страхования, фонд государственного социального страхования.

      Имущественное и личное страхование.

      Государственный и банковский кредит.

      Финансы хозяйствующих субъектов.

    Данную систему образует совокупность финансовых институтов, т.е. групп взаимосвязанных, однородных отношений. К ним относятся:

    1. Государственные финансы.

    2. Финансы юридических лиц (учреждений, организаций, предприятий с различной формой собственности).

    3. Кредитование.

    4. Страхование.

    Государственные финансы образуют:

    1. Бюджетная система – т.е. совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.

    2. Внебюджетные целевые фонды (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования).

    3. Государственный кредит.

    Финансы юридических лиц состоят из:

    1. Финансов коммерческих предприятий.

    2. Финансов общественных организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность.

    3. Финансов учреждений, осуществляющих некоммерческую деятельность.

    Кредитование . Данный институт образуют отношения между коммерческими банками и лицами, заключившими с ними договоры банковского счета или банковского вклада, отношения по поводу предоставления банковских ссуд.

    Страхование . Этот институт образуют социальное страхование, личное страхование, страхование имущества, ответственности, страхование предпринимательских рисков.

    Принципы построения финансовой системы могут быть различными. В настоящее время и Россия, и большинство стран СНГ перешли к построению своих финансовых систем на принципе фискального федерализма , при котором осуществляется четкое разграничение функций между различными уровнями системы. Так например, правительство полностью независимо в целях, касающихся нации в целом - расходы на оборону, космос, внешних сношений государства, а местные органы власти финансируют развитие школ, охрану общественного порядка, уборку населенных пунктов и т. п.

    Принципы построения финансовой системы предполагают:

    ♦ экономическую самостоятельность и четкое разграничение функций между отдельными звеньями финансовой системы (федеральный, республиканский, областной). Правительство финансирует решение задач общегосударственного значения - оборона, космос, внешнеэкономическая деятельность; местные органы - развитие школ, коммунальных учреждений, организаций общественного порядка и т. д. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет;

    ♦ формирование бюджета осуществляется на нормативной основе;

    ♦ взаимодействие между бюджетами различных уровней внутри государства строится на основе соглашений;

    ♦ доходная часть бюджетов формируется в основном за счет налогов.

    В основе построения финансовой системы положены следующие принципы:

    1) Принцип единства:

    a. Единая материальная база, на которой происходит формирование финансовых ресурсов в различных сферах и звеньях финансовой системы.

    b. Единая нормативно-правовая база, с помощью которой осуществляется управление всеми сферами и звеньями финансовой системы.

    c. Единые финансовые планы, которые составляются в различных сферах и звеньях финансовой системы и взаимосвязаны между собой основным финансовым планом страны - бюджетом.

    2) Принцип функционального назначения отдельных элементов финансовой системы, который выражается в том, что каждому звену финансовой системы присущи конкретные задачи, оно выполняет свои функции, а управление финансовыми отношениями в этих звеньях осуществляют определенные органы управления.

    Деньги.