Пенсионные страховые взносы порядок уплаты. Страховые взносы. Разграничение полномочий между ФНС России и государственными внебюджетными фондами при передаче полномочий по администрированию страховых взносов

17.02.2024

Начисление и уплата регламентируется ФЗ от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд, фонд социального страхования, федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют:

- Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

- Фонд социального страхования РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования РФ.

Плательщики страховых взносов:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

а) организации;

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.

Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Тариф страхового взноса - размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.

1) ПФ РФ – 22 % (для лиц 1966 г.р. и старше – только страховая часть 22%, для лиц 1967 г. и моложе – страховая часть 16% и накопительная 6%) (если совокупный доход по сотруднику превышает за весь год 512 000 то в ПФР нужно дополнительно платить 10 %)

2) ФСС РФ - 2,9 %

Льготы: предусмотрены пониженные ставки страховых взносов на 2012 г. для отдельных категорий плательщиков (только на выплаты в пределах 512 000 рублей в год, на каждого работника).

Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объемеуплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам.


Органы контроля за уплатой страховых взносов проводят следующие виды проверок плательщиков страховых взносов:

1) камеральная проверка;

2) выездная проверка.

Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты. Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.

Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.

Плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующие государственные внебюджетные фонды, определяется в полных рублях.

Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС на соответствующие счета Федерального казначейства.

Урок 19. Сущность, содержание, порядок расчета региональных налогов

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК России и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов.

При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК России. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

К региональным налогам относятся:

1. Налог на имущество организаций;

2. Транспортный налог;

3. Налог на игорный бизнес.

Рассмотрим региональные налоги в теоретическом и практическом аспекте.

СТ 431 НК РФ .

1. В течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

2. Сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.

4. Плательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений (за исключением указанных в ), сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.

5. Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению, исчисляется в рублях и копейках.

6. Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

16. Данные расчетов по страховым взносам об исчисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и о суммах расходов плательщиков на выплаты страхового обеспечения направляются налоговым органом не позднее пяти дней со дня их получения в электронной форме и не позднее десяти дней со дня их получения на бумажном носителе в соответствующий территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации для проведения проверки правильности расходов плательщика на выплаты страхового обеспечения.

Комментарий к Ст. 431 Налогового кодекса

Комментируемая статья определяет такие элементы обложения страховыми взносами, как порядок исчисления страховых взносов, а также порядок и сроки их уплаты, в отношении плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Сохранены перешедшие из Федерального закона N 212-ФЗ положения о том, что в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей (теперь они называются суммами страховых взносов, исчисленными для уплаты за календарный месяц). Такие платежи, как и прежде, подлежат уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за соответствующим календарным месяцем.

Также сохранены положения о том, что сумма страховых взносов, подлежащая перечислению, определяется в рублях и копейках.

Уплата страховых взносов по-прежнему будет осуществляться отдельными расчетными документами, но направляться они будут все в налоговый орган.

Как и ранее Федеральным законом N 212-ФЗ, комментируемой статьей 431 НК РФ предусмотрена обязанность плательщиков страховых взносов вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты. При этом специальная форма ведения такого учета НК РФ не установлена.

Ранее в целях оказания практической помощи плательщикам в организации и унификации ведения индивидуального учета совместным письмом Пенсионного фонда РФ от 26 января 2010 г. N АД-30-24/691 и Фонда социального страхования РФ от 14 января 2010 г. N 02-03-08/08-56П рекомендована для использования форма карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов. Поскольку указанная форма носила рекомендательный характер и не была обязательна к применению, плательщик вправе был по своему усмотрению вносить в нее изменения, а также вести учет по самостоятельно разработанной форме. Очевидно, что аналогичная карточка должна будет применяться и с 1 января 2017 г. При этом ранее Федеральный закон от 24 июля 2012 г. N 212-ФЗ не предусматривал для плательщиков ответственности за неправильное ведение учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов (в том числе если неправильное ведение учета повлекло занижение базы для начисления страховых взносов и, как следствие, неполную уплату сумм страховых взносов).

За неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов ответственность была предусмотрена ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ. При этом данная статья предусматривала ответственность уже за факт неуплаты или неполной уплаты сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, а не за факт неправильного ведения учета (повлекшего занижение базы).

Таким образом, исключительно за факт неправильного ведения плательщиком страховых взносов учета объектов обложения страховыми взносами к ответственности он привлекаться не мог.

По-прежнему в НК РФ прямо ответственность за неправильное ведение учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов не установлена.

Между тем, в отличие от Федерального закона N 212-ФЗ, НК РФ содержит . Пункт 1 данной статьи предусматривает ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода. Пункт 3 данной статьи устанавливает повышенную ответственность за те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов).

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей комментируемой статьи понимается отсутствие первичных документов, или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

Официальным органам и судам предстоит выработать подходы относительно того, может ли ст. 120 НК РФ применяться в случае неправильного ведения плательщиком страховых взносов учета объектов обложения страховыми взносами.

Положение о том, что сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации, действует до 31 декабря 2018 г. включительно.

Как пояснено в информации ФСС РФ, размещенной на официальном сайте Фонда 24 августа 2016 г., комментируемой статьей 431 Налогового кодекса РФ предусмотрена возможность зачета произведенных плательщиками страховых взносов расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации в счет уплаты страховых взносов. При этом действие нормы, в соответствии с которой плательщики страховых взносов вправе сумму страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшить на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, ограничено до 31 декабря 2018 г. включительно.

Таким образом, в регионах Российской Федерации, не перешедших на "прямые выплаты" страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, принцип зачетного механизма уплаты страховых взносов сохраняется до 31 декабря 2018 г. включительно. А вот сроки представления отчетности плательщиками, производящими выплаты и вознаграждения физическим лицам, теперь установлены иные.

Ранее действовали положения о том, что плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность:

1) в территориальный орган Пенсионного фонда РФ на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа - не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

2) в территориальный орган Фонда социального страхования РФ на бумажном носителе не позднее 20-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа - не позднее 25-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов, в Фонд социального страхования РФ.

Теперь расчеты по страховым взносам в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, должны будут представляться не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.

Следует обратить внимание на то, что комментируемой статьей зависимость от способа представления отчетности не установлена. Объясняется это тем, что теперь порядок представления отчетности регламентируется общими правилами НК РФ.

Взаимосвязанным с вопросом представления расчета по страховым взносам является вопрос представления отчетности по персонифицированному учету.

Ранее Минэкономразвития России в письме от 8 апреля 2011 г. N Д05-1079 обращало внимание на изменения в Федеральном законе N 212-ФЗ, согласно которым работодателям необходимо было ежеквартально сдавать помимо отчетности по страховым взносам также сведения по персонифицированному учету.

Минэкономразвития России разъясняло, что представление сведений по персонифицированному учету в ежеквартальном режиме вызвано необходимостью обновления и пополнения сведений о пенсионных правах граждан, включая накопительную составляющую их будущей трудовой пенсии. Это, в свою очередь, будет влиять на полноту данных о пенсионных правах застрахованных лиц, учитываемых при назначении им пенсии.

В ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ внесены изменения, согласно которым страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Страхователь предоставляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, сумме начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в составе расчета по страховым взносам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Еще одно изменение касается обязанности по уплате страховых взносов и представлению отчетности в отношении обособленных подразделений. Ранее в Федеральном законе N 212-ФЗ содержалось указание на то, что таким подразделениям должны быть открыты юридическими лицами счета в банках и они должны иметь отдельный баланс.

В комментируемой статье 431 НК России обязанность по уплате страховых взносов и представлению расчетов по страховым взносам теперь возложена на организации по месту нахождения любых расположенных на территории Российской Федерации обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Здесь действует понятие обособленного подразделения, закрепленное ст. 11 НК РФ, - любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

В связи с этим в письме Управления ФНС России по г. Москве от 2 февраля 2016 г. N 12-18/008798 указано, что согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Учитывая вышеизложенное, если деятельность организации осуществляется вне места ее нахождения в течение срока, превышающего один месяц, то указанная деятельность приводит к созданию обособленного подразделения и, следовательно, организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения.

Отсутствие какого-либо признака обособленного подразделения из перечисленных в не ведет к созданию организацией обособленного подразделения.

Согласно разъяснениям Минфина России под территориальной обособленностью следует понимать осуществление деятельности по адресу, отличному от того, который указан в учредительных документах организации и Едином государственном реестре юридических лиц (письма от 12 января 2010 г. N 03-02-07/1-6, от 21 декабря 2009 г. N 03-02-07/1-550, от 11 июля 2008 г. N 03-02-07/1-275). Создание организацией хотя бы одного оборудованного стационарного рабочего места вне места ее нахождения признается созданием обособленного подразделения (письма Минфина России от 21 апреля 2008 г. N 0302-07/2-73, МНС России от 29 апреля 2004 г. N 09-3-02/1912).

Представляется, что при толковании комментируемой статьи применительно к обособленным подразделениям возможно по аналогии применять разъяснения, имеющиеся в отношении исполнения обособленными подразделениями обязанностей по НДФЛ. Так, в письме ФНС России от 30 декабря 2015 г. N БС-4-11/23300@ разъяснялось, что сумма налога на доходы физических лиц, исчисленного и удержанного с выплат физическим лицам - работникам обособленных подразделений, должна быть перечислена в бюджет по месту учета в налоговом органе соответствующего обособленного подразделения независимо от того, имеет оно отдельный баланс и корреспондентский счет или нет.

Изложенный порядок применяется независимо от того, выполняются работы в таком обособленном подразделении по трудовым договорам или договорам гражданско-правового характера.

Если физическим лицам, работающим в территориально обособленном подразделении по трудовым договорам, производятся также выплаты по гражданско-правовым договорам, суммы налога на доходы физических лиц, удержанного с таких выплат, перечисляются в бюджет по месту учета в налоговом органе обособленного подразделения.

Необходимо учитывать, что представление отчетности за 2016 г. будет производиться в том же порядке, что и раньше (т.е. сроки и органы - получатели отчетности будут прежние). Новые правила действуют начиная с отчетности за первый квартал 2017 г.

При этом старый порядок будет действовать и в отношении представления уточненных расчетов по страховым взносам по любым отчетным (расчетным) периодам до 1 января 2017 г. Объясняется это тем, что ст. 23 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ устанавливает: расчеты (уточненные расчеты) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, истекшие до 1 января 2017 г., представляются в соответствующие органы Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действовавшим до 1 января 2017 г.

Отдельно стоит отметить сохранившееся право (а в определенных случаях - обязанность) плательщиков страховых взносов на представление уточненного расчета по страховым взносам.

Ранее плательщик страховых взносов не был лишен возможности внести необходимые изменения в ранее представленные расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном ст. 17 Федерального закона N 212-ФЗ.

Теперь здесь действуют общие положения , которые распространены на плательщиков страховых взносов. В случае наличия в расчете по страховым взносам ошибки, исправлять ее следует по правилам ст. 81 НК РФ.

Плательщик обязан внести необходимые изменения в расчет по страховым взносам и представить в налоговый орган уточненный расчет: при обнаружении плательщиком в поданном им в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате.

Плательщик вправе внести необходимые изменения в расчет по страховым взносам и представить в налоговый орган уточненный расчет: при обнаружении плательщиком в поданном им в налоговый орган расчете по страховым взносам недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате. При этом уточненный расчет по страховым взносам, представленный после истечения установленного срока подачи расчета, не считается представленным с нарушением срока.

Здесь следует упомянуть, что налоговое законодательство не содержит запрета представления расчета, который представлен по истечении трех лет по окончании расчетного периода, соответственно, налоговый орган не вправе отказать в принятии такого расчета, игнорировать сведения, содержащиеся в нем, и обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. При этом также не имеет значения факт окончания проверки правильности сведений, заявленных в первоначальном расчете, и вступления в законную силу решения о привлечении к ответственности. Аналогичная позиция отражена ФАС Уральского округа в Постановлении от 22 марта 2012 г. N Ф09-1207/12.

В Определении ВАС РФ от 19 октября 2012 г. N ВАС-10379/12 разъяснено, что основания для освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности при проверке изменений, вносимых им в налоговую декларацию, установлены ст. 81 НК РФ. Правила указанной статьи не предусматривают возможности освобождения от применения мер налоговой ответственности в случае представления уточненной налоговой декларации после выявления инспекцией налогового правонарушения. Данная позиция подлежит учету и плательщиками страховых взносов.

Необходимо остановиться на вопросе незаконного возмещения суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

С 1 января 2017 г. территориальный орган ФСС РФ в соответствии с ч. 1.1 ст. 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ на основании поступивших от налогового органа в рамках межведомственного взаимодействия сведений о расходах на выплату страхового обеспечения, содержащихся в расчете по страховым взносам, представленном страхователем в налоговый орган, территориальный орган страховщика, вправе провести камеральную и (или) выездную проверки страхователя.

Решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения направляется страхователю в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения. Копия решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения направляется территориальным органом страховщика в налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения.

Проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения проводятся страховщиком одновременно с выездными проверками, проводимыми налоговым органом по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за исключением случая, когда территориальный орган ФСС РФ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения проводит проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, а также случая, когда территориальный орган ФСС РФ при поступлении жалобы застрахованного лица на отказ страхователя в выплате страхового обеспечения или на неправильное определение страхователем размера страхового обеспечения проводит внеплановую выездную проверку правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.

В случае если по результатам проверки предоставленных налоговым органом сведений о расходах на выплату страхового обеспечения территориальным органом страховщика установлено, что сумма произведенных страхователем расходов (за вычетом средств, выделенных страхователю территориальным органом страховщика в отчетном периоде на выплату страхового обеспечения) превышает общую сумму начисленных страховых взносов, и на основании имеющихся у территориального органа страховщика на период проведения проверки сведений и документов не выявлено нарушений, территориальный орган страховщика направляет в налоговый орган подтверждение заявленных страхователем расходов. Такие положения закреплены Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ.

1. Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

2. Сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1. Плательщик страховых взносов вправе в пределах расчетного периода зачесть сумму превышения расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством над суммой начисленных страховых взносов по указанному виду обязательного социального страхования в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

3. В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

4. В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.

5. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

6. Плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.

7. Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующие государственные внебюджетные фонды, определяется в рублях и копейках.

8. Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность:

1) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом , а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации на бумажном носителе не позднее 20-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 25-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

(см. текст в предыдущей редакции)

9.1. В случае осуществления выплат и иных вознаграждений в пользу обучающихся в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, плательщики страховых взносов также обязаны представлять ежеквартально в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, документы, подтверждающие членство в студенческом отряде обучающихся и форму их обучения в период такого членства. Информация о студенческих отрядах, включенных в федеральный или региональный реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой, предоставляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной молодежной политики, в Пенсионный фонд Российской Федерации не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты, указанные в части 9 настоящей статьи, в орган контроля за уплатой страховых взносов по форматам и в порядке, которые установлены органом контроля за уплатой страховых взносов, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью. Плательщики страховых взносов и вновь созданные организации (в том числе при реорганизации), у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период составляет 25 человек и менее, вправе представлять расчеты, указанные в части 9 настоящей статьи, в форме электронных документов в соответствии с требованиями настоящей части. При представлении расчетов в форме электронных документов орган контроля за уплатой страховых взносов обязан направить подтверждения приема указанных расчетов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Обособленные подразделения , которым для совершения операций открыты юридическими лицами счета в банках и которые имеют отдельный баланс и начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (далее в настоящей статье - обособленные подразделения), исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также обязанности по представлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения, если иное не предусмотрено частью 14 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Сумма страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины базы для начисления страховых взносов, относящейся к этому обособленному подразделению.

13. Сумма страховых взносов, которая подлежит уплате по месту нахождения организации и в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой страховых взносов, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой страховых взносов, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

14. При наличии у организации обособленных подразделений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, уплата страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также представление расчетов по страховым взносам по данным обособленным подразделениям осуществляются организацией по месту своего нахождения.

15. В случае прекращения деятельности организации в связи с ее ликвидацией либо прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода плательщики страховых взносов, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, обязаны до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией либо заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя соответственно представить в орган контроля за уплатой страховых взносов расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно. Указанный расчет может быть представлен в форме электронного документа в соответствии с требованиями части 10 настоящей статьи. Разница между суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с указанным расчетом, и суммами страховых взносов, уплаченными плательщиками страховых взносов с начала расчетного периода, подлежит уплате в течение 15 календарных дней со дня подачи такого расчета или возврату плательщику страховых взносов в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

16. В случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов. При наличии нескольких правопреемников доля участия каждого из них в исполнении обязанностей реорганизованного юридического лица по уплате страховых взносов определяется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации. Если разделительный баланс не позволяет определить долю правопреемника реорганизованного юридического лица либо исключает возможность исполнения в полном объеме обязанностей по уплате страховых взносов каким-либо правопреемником и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанностей по уплате страховых взносов, по решению суда вновь образованные юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате страховых взносов реорганизованного лица.

Работодатели - ключевые участники российской пенсионной системы. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, которые они начисляли и уплачивали в ПФР с выплат и иных вознаграждений в пользу работников, - это будущие пенсии их сотрудников и выплата пенсий нынешним пенсионерам.

Пенсионный фонд России являлся администратором страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.

Плательщиками страховых взносов являлись:

  • лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
  • организации;
  • индивидуальные предприниматели (в том числе главы КФХ);
  • физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;
  • самозанятое население: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и уплачивающие страховые взносы за себя.

Порядок уплаты страховых взносов

15 число каждого месяца - последний день уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за предыдущий месяц. Уплачивать необходимо было ежемесячно. Если последний день срока приходился на выходной или нерабочий праздничный день, то днем окончания срока считался ближайший следующий за ним рабочий день. Начисленные, но неуплаченные в срок страховые взносы признавались недоимкой и подлежат взысканию.

22% - основной тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

+ 10% тарифа страховых взносов, если величина базы для начисления страховых взносов у работодателя больше установленной величины.

5,1% - тариф страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

796 000 рублей - предельная величина базы, с которой уплачивались страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования в 2016 году (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 №1265).

ВАЖНО! С 2015 года уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование в бюджет ФОМС производится по установленным тарифам со всех без ограничения сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица за соответствующий финансовый год, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами в соответствии со статьей 9 Федерального закона № 212-ФЗ.

База для начисления страховых взносов определялась отдельно в отношении каждого работника с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом. При исчислении страховых взносов по дополнительному тарифу для отдельных категорий работодателей, имеющих рабочие места на вредных и опасных производствах, положение по ограничению базы для начисления страховых взносов не применялось.

Уплачивать страховые взносы по каждому виду страхования необходимо было отдельными расчетными документами, которые направлялись в банк с указанием соответствующих счетов Федерального казначейства и кодов бюджетной классификации.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование необходимо было уплачивать без деления на страховую и накопительную части.

При отсутствии банка плательщики страховых взносов - физические лица могли уплачивать страховые взносы бесплатно через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи.

ВАЖНО! Сумму страховых взносов, подлежащую перечислению в соответствующие государственные внебюджетные фонды, работодатели должны были определять точно - в рублях и копейках. До 2015 года сумму страховых взносов, подлежащую перечислению в соответствующие фонды, определяли в полных рублях.

Уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование, а также подготовка отчетности по уплаченным и начисленным платежам происходила по той же схеме, что и на обязательное пенсионное страхование. При перечислении страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования страхователь обязан был указывать в платежных поручениях свой регистрационный номер.

ВАЖНО! С 2015 года банки обязаны были выдавать органам контроля за уплатой страховых взносов справки о наличии счетов в банках и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей в банках в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса органа контроля за уплатой страховых взносов (Порядок представления банками информации о наличии счетов, об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах по запросам территориальных органов ПФР, а также соответствующих форм справок и выписки, утвержден Постановлением Правления ПФ РФ от 14.10.2015 № 377п).

ВАЖНО! С 2015 года с выплат иностранным гражданам и лицам без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающим на территории РФ, начислялись пенсионные взносы вне зависимости от срока действия заключенных трудовых договоров.

Тарифы на обязательное пенсионное и медицинское страхование

2016 год

ФОМС

ИП*, применяющие патентную систему налогообложения

Аптечные организации и ИП, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность; некоммерческие организации, применяющих УСН и осуществляющих деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства и массового спорта; Благотворительные организации, применяющие УСН

Плательщики страховых взносов, получившие статус резидента свободного порта Владивосток

* Это касается тех индивидуальных предпринимателей, которые производят выплаты и другие вознаграждения физическим лицам.

ВАЖНО! 1 января 2015 г. закончился срок действия пониженных тарифов страховых взносов, предусмотренных для сельскохозяйственных товаропроизводителей; организаций СМИ; организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог; организаций, использующих труд инвалидов, общественных организаций инвалидов и их учреждений.

Дополнительные тарифы на обязательное пенсионное страхование

С 2013 года введен дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд России для работодателей, имеющих рабочие места с вредными и опасными производствами. Дополнительные тарифы применяются в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 1 и 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

28 декабря 2013 года принят Федеральный закон №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в соответствии с которым страхователи обязаны обеспечить безопасность работников во время работы, а их рабочие места должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда. В зависимости от итогов проведенной специальной оценки условий труда, созданных работодателем для своих работников, устанавливается размер дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, которые уплачиваются с 2014 года. Чем более опасные или вредные условия труда будут установлены по результатам специальной оценки, тем более высокий дополнительный тариф страховых взносов необходимо будет уплачивать работодателю в Пенсионный фонд России.

В соответствии с законом условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) и опасные (4 класс). Оценку условий труда и аттестацию рабочих мест проводит комиссия из представителей организации работодателя не реже одного раза в 5 лет. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу закона №426-ФЗ, применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд России в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации признаны вредными и (или) опасными, до 31 декабря 2018 года включительно.

При исчислении страховых взносов по дополнительному тарифу для отдельных категорий работодателей, имеющих рабочие места на вредных и опасных производствах, положение по ограничению базы для начисления страховых взносов не применяется.

Если работодатель не проводит спецоценку условий труда, то он уплачивает дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2016 году по Списку №1 - 9%, по Списку №2 и «малым спискам» - 6%.

При проведении спецоценки условий труда применяются следующие дополнительные тарифы:

Взыскание недоимки по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации

Обязанность по взысканию недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, а также пеней и штрафов возложена на Пенсионный фонд Российской Федерации.

Организации и индивидуальные предприниматели

Если работодатель не уплачивает или не полностью уплачивает страховые взносы в установленный срок, то эта обязанность исполняется в принудительном порядке. До того, как будет принято решение о взыскании, Пенсионный фонд Российской Федерации направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. После того, как истекает срок, установленный в требовании об уплате (но не позднее двух месяцев), ПФР принимает решение о взыскании, которое в течение шести дней также доводится до сведения плательщика.

ВАЖНО! Поручение на перечисление страховых взносов ПФР направляет в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов. Взыскание может производиться с расчетных (текущих) счетов в российской валюте, а при их недостаточности - в иностранной валюте. При этом используется курс Центрального банка Российской Федерации, установленный на дату продажи иностранной валюты. Расходы, связанные с продажей иностранной валюты, осуществляются за счет плательщика страховых взносов.

Взыскание страховых взносов не производится с депозитного счета плательщика страховых взносов, если не истек срок действия депозитного договора. При наличии указанного договора ПФР может дать банку поручение на перечисление денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет плательщика страховых взносов по истечении срока действия депозитного договора, если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение Фонда на перечисление страховых взносов.

Если на счетах плательщика страховых взносов недостаточно денежных средств или они вовсе отсутствуют, то поручение о перечислении страховых взносов исполняется по мере того, как будут поступать денежные средства на счет.

Пенсионный фонд Российской Федерации также может взыскать страховые взносы за счет иного имущества работодателя, направив решение о взыскании в службу судебных приставов. В этом случае постановление о взыскании принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов.

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями

Если физическое лицо, не являющееся предпринимателем, не уплачивает страховые взносы в установленный срок, ПФР обращается в суд с иском об их взыскании за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств. Иск может быть подан в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. К исковому заявлению может прилагаться ходатайство о наложении ареста на имущество.

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами

  • государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;
  • все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных:
  • с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
  • с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;
  • с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
  • с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, которые получают спортсмены и работники физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях, а также спортивные судьи для участия в спортивных соревнованиях;
  • с увольнением работников, за исключением:
  • компенсации за неиспользованный отпуск;
  • суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка;
  • с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;
  • с расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера;
  • с трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации, в связи с прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;
  • с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность;

ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ:

  1. выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;
  2. выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы;
  3. компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников;
  • суммы единовременной материальной помощи:
  • физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;
  • работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
  • работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении или удочерении) ребенка, которым эта материальная помощь выплачивается в течение первого года после рождения (усыновления или удочерения), но не более 50 000 руб. на каждого ребенка;
  • доходы (за исключением оплаты труда работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;
  • суммы страховых платежей:
  • по обязательному страхованию работников, осуществляемому плательщиком страховых взносов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц;
  • по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица;
  • по договорам негосударственного пенсионного обеспечения;
  • взносы работодателя, уплаченные плательщиком страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 года N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", в размере уплаченных взносов, но не более 12 000 рублей в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя;
  • взносы работодателя, уплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников, в размере уплаченных взносов;
  • стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, оплачиваемые плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами. В случае проведения отпуска указанными работниками за пределами территории Российской Федерации не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета (включая стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в том числе международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
  • суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента Российской Федерации, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта Российской Федерации, предусмотренном конституцией, уставом субъекта Российской Федерации, избираемых непосредственно гражданами, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования, на иную должность, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондов региональных отделений политических партий, не являющихся избирательными объединениями, из средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, инициативной агитационной группы референдума Российской Федерации, иных групп участников референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума;
  • стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также государственным служащим федеральных органов государственной власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в их личном постоянном пользовании;
  • стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством Российской Федерации отдельным категориям работников;
  • суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период;
  • суммы платы за обучение по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам работников;
  • суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения;
  • суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службы, лицами начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной службы и службы в указанных органах в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • суммы выплат и других вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации.

В базу для начисления страховых взносов, кроме вышеуказанных выплат, не включаются:

  • в части страховых взносов, подлежащих уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации, - суммы денежного содержания (ежемесячного денежного вознаграждения) и иные выплаты, получаемые прокурорами и следователями, а также судьями федеральных судов и мировыми судьями, выплаты и иные вознаграждения, осуществляемые в пользу обучающихся в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде (включенном в федеральный или региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой) по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг;

ВНИМАНИЕ! При оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких расходов освобождаются от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичный порядок обложения страховыми взносами применяется к выплатам, производимым физическим лицам, находящимся во властном (административном) подчинении организации, а также членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании.

Обособленным подразделениям на заметку

Сумма страховых взносов, которая подлежит уплате по месту нахождения организации и в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой страховых взносов, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой страховых взносов, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов, а также обязанности по представлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения.

Если хотя бы одно из перечисленных условий не выполняется, бухгалтер головного предприятия должен платить взносы и отчитываться за обособленное подразделение централизованно в территориальные органы внебюджетных фондов, где стоит на учете сама организация.

Зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов

Плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.

При обнаружении факта излишней уплаты страховых взносов территориальный орган ПФР сообщает об этом плательщику в течение 10 дней со дня обнаружения факта переплаты.

При обнаружении факта возможной переплаты, территориальный орган ПФР вправе провести с плательщиком совместную сверку расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписанным обеими сторонами.

Сумма излишне уплаченных страховых взносов может быть:

  • зачтена в счет предстоящих платежей плательщика;
  • зачтена в счет погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения;
  • возвращена плательщику страховых взносов.

Зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно. Это не препятствует плательщику страховых взносов представить в орган контроля за уплатой страховых взносов заявление, поданное в письменной форме или в форме электронного документа, о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов.

Соответствующее решение территориальный орган ПФР принимает в течение 10 дней со дня обнаружения им факта переплаты, или со дня получения заявления от плательщика страховых взносов или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных страховых взносов (если такая сверка проводилась).

Зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням и штрафам территориальные органы ПФР осуществляют самостоятельно. В этом случае решение принимается в течение 10 дней со дня обнаружения факта излишней уплаты страховых взносов, или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных страховых взносов или со дня вступления в силу решения суда. Однако плательщик может и сам подать заявление, чтобы излишне уплаченную им сумму зачли в счет погашения задолженности по пеням и штрафам. В этом случае решение также принимается в течение 10 дней.

С 2015 года зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов по одному виду страхования, администрируемых одним органом контроля за уплатой страховых взносов, в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов, платежей по погашению недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам по другому виду страхования, администрируемым тем же органом контроля за уплатой страховых взносов, производится по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа

Таким образом, переплату по взносам на обязательное медицинское страхование можно зачесть в счет уплаты пенсионных взносов и наоборот. А вот переплату по этим взносам направить в счет погашения задолженности по взносам в фонд социального страхования нельзя, так как контроль за правильностью их уплаты возложен на ФСС.

Чтобы вернуть излишне уплаченные страховые взносы, плательщик должен подать заявление, и тогда сумма будет возвращена в течение месяца после получения такого заявления. Если у плательщика имеется задолженность по пеням и штрафам, возврат производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности.

Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Пенсионный фонд Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия решения обязан сообщить в письменной форме или в форме электронного документа плательщику страховых взносов о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченных страховых взносов или об отказе в осуществлении зачета (возврата). Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или другим способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае направления указанного сообщения по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

ВАЖНО! Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов в ПФР не производится, если территориальный орган Пенсионного фонда учел сумму излишне уплаченных страховых взносов в составе сведений персонифицированного учета и эти сведения разнесены Фондом на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц.

О страховых взносах в пользу лиц, признанных беженцами, подавших ходатайство о признании беженцами или получивших временное убежище

Сведения об уплате страховых взносов в период 2013 - 2015 годов

Предельная величина базы, с которой уплачиваются страховые взносы

Тариф страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование

2013 год

2014 год

2015 год

ФОМС

ФОМС

ФОМС

Плательщики страховых взносов, находящиеся на общей системе налогообложения и применяющие основной тариф страховых взносов

Плательщики страховых взносов, уплачивающие единый налог на вмененный доход.

ИП, применяющие патентную систему налогообложения

Аптечные организации и ИП, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность; некоммерческие организации, применяющих УСН и осуществляющих деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства и массового спорта; благотворительные организации, применяющие УСН

Организации, оказывающие инжиниринговые услуги

Организации, производящие выплаты членам экипажей судов, за исключением судов, используемых для хранения и перевалки нефти

Организации и ИП, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание СМИ

Хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, созданные бюджетными научными учреждениями и автономными научными учреждениями

Организации и ИП, применяющие единый сельскохозяйственный налог

Организации и ИП, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, организации и ИП, заключившие соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности

Организации, использующие труд инвалидов, общественные организации инвалидов и их учреждения

Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий

Организации и ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения

Сельскохозяйственные товаропроизводители, организации народных художественных промыслов, Семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования

Организации, получивших статус участников проекта инновационного центра «Сколково»

Плательщики страховых взносов, получившие статус участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя

Плательщики страховых взносов, получившие статус резидента территорий опережающего социально-экономического развития

С 2013 года введен дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд России для работодателей, имеющих рабочие места с вредными и опасными производствами. Внимание! Указанные тарифы применяются в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу закона №426-ФЗ, признаны вредными и (или) опасными.

Выплата обязательных налоговых взносов уже не вызывает вопросов. Однако, помимо таких платежей существуют еще страховые взносы во внебюджетные фонды. Порядок начисления страховых взносов, их выплата и отражение в бухучете предприятия регулируются законодательством. В данной статье будет приведена подробная информация о том, как и в какое время начисляются взносы, какие документы при этом составляются и каким образом эти действия отражаются в бухгалтерской документации компании.

Взносы, начисляемые для выплаты в пользу социальных фондов, называются страховыми. Базой для расчета взносов считается итоговый объем начислений по заработной плате в организации и других, связанных с ней выплат, к примеру, премий или доплат за переработку.

Законодательно в ФЗ-212 от 24.07.2009 г. с поправками от 2017 года, установлено несколько правил и норм, согласно которым, каждый предпринимать или юридическое лицо, обязано производить начисление и последующие выплаты средств в следующие фонды:

  • ПФР – пенсионный фонд;
  • ФСС – фонд социального страхования;
  • ФОМС – фонд обязательного медицинского страхования.

Коэффициенты и расчетная база для исчисления взносов в обязательные страховые фонды

Все расчеты, связанные с оплатой страховых взносов на предприятии должно осуществлять уполномоченной лицо: директор или бухгалтер. Для исчисления вносов в каждый фонд применяются свои коэффициенты и действуют ограничения по расчетной базе:

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

Рассмотрим данный вопрос подробнее.

Порядок начисления взносов в ПФР

Предприятие, работающее на общих основаниях, взносы рассчитывает с использование тарифов, которые в 2017 году остались прежними – 22%, в рамках установленной расчетной базы.

Что касается периода начисления страховых взносов, то они также остались прежними:

  • расчетный период – календарный год;
  • отчетные периоды – 1-ый квартал, полугодие, 9-ть месяцев.

Перечисление данной суммы производится с указанием кода бюджетной классификации (КБК), а после этого, пенсионный фонд самостоятельно распределяет поступившие средства между страховой и накопительной частью, на основании данных персонифицированного учета, а также, с учетом того, какой порядок начисления пенсии избрал гражданин.

Пример таблицы начисления страховых взносов:

Что касается ограничений по размеру расчетной базы, то в 2017 году она не должна превышать 876 тыс. рублей. Если общий размер заработной платы превысил данный показатель, то с последующей суммы пенсионные взносы рассчитываются по ставке в 10%. В бухучете, данное начисление отображается в виде проводки: Дт 20 (25,26,44) – Кт 69-2.

Порядок начисления взносов в ФСС

Страховые взносы в ФСС представляют собой одни из самых важных перечислений, поскольку в дальнейшем эти средства используются для выплаты по временной нетрудоспособности, декрету и родам, при получения травмы на производстве.

При начислении действуют следующие тарифы:

  • 2,9% — взнос по временной нетрудоспособности;
  • 0,2-8,5% — страхование от производственных несчастных случаев.

Размер второго коэффициента зависит от того, к какому из 32 классов риска на производстве принадлежит компания. Для первого типа взносов установлено ограничение расчетной базы на 2017 год в размере 755 тыс. руб. В случае превышения данного показателя, взносы не удерживаются. При начислении взносов от несчастных случаев, ограничений нет. В бухгалтерской документации, расчеты отражаются в виде проводки: Дт 20 (25,26,44) – Кт 69-1.

Все начисления отражаются в расчете ФСС-4, который сдается поквартально, не позже 20-го числа следующего месяца.

Порядок начисления взносов в ФОМС

Коэффициент для начисления взносов составляет 5,1%, а ограничений по расчетной базе нет. В бухгалтерской отчетности начисление отображается в виде проводки: Дт 20 (25,26,44) – Кт 69-3.

Иногда возникают ситуации, когда за несвоевременную выплату начислений на предприятие начисляется пеня. В бухучете, данное начисление отражается в виде проводки: Дт 91 – Кт 69 (по какому налогу пеня начислена).

Пример расчета страховых взносов

Приведем пример по расчету взносов в каждый фонд на конкретном предприятии. В ООО «Орион» фонд заработной платы за 1-ый квартал 2017 года составил:

  • январь – 125 000 руб.;
  • февраль – 129 000 руб.;
  • март – 118 000 руб.

Рассчитаем взносы в ПФР, ФСС и ФОМС.

  1. (125 000 *22%) + (129 000 * 22%) + (118 000 * 22%) = 81 840 руб. – общая сумма взносов в ПФР за первый квартал 2017 года.
  2. (125 000 *2,9%) + (129 000 * 2,9%) + (118 000 * 2,9%) = 10 788 руб. – общая сумма взносов в ФСС за первый квартал 2017 года по временной нетрудоспособности.
  3. (125 000 *0,2%) + (129 000 * 0,2%) + (118 000 * 0,2%) = 74,4 руб. – итоговая сумма взносов в ФСС по ставке в 0,2% за первый квартал 2017 года по несчастным случаям на производстве.
  4. (125 000 *5,1%) + (129 000 * 5,1%) + (118 000 * 5,1%) = 18 972 руб. – выплаты в ФОМС.

Итого: 81 840 + 10 788 + 74,4 + 18 972 = 116 647,4 руб. – общая сумма стразовых взносов на предприятии.