Налоговый учет. Налоговый учет Отражение начисления налогов в бухгалтерском учете

16.03.2024

Контрольная работа

Налоговые расчеты в бухгалтерском учете


1. Налоговый учет выручки от продажи с целью исчисления налога на добавленную стоимость при продаже продукции (работ) услуг по цене, значительно отклоняющейся от рыночной


Объектом налогообложения согласно ст. 2 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» является валовая прибыль предприятия, состоящая из:

прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг);

результатов от реализации основных фондов, иного имущества предприятия;

результатов от внереализационных операций.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, определяющими себестоимость. Особо следует подчеркнуть то обстоятельство, что выручка от реализации продукции (работ, услуг) учитывается без налога на добавленную стоимость, акцизов и других косвенных налогов, установленных законодательством.

Это положение является важным для правильного определения удельного веса отдельных видов деятельности при решении вопроса о получении льгот по налогу на прибыль (например, по малым предприятиям).

В торговых и снабженческо-сбытовых организациях под выручкой от реализации продукции следует понимать весь объем товарооборота, а не только объем торговых скидок (наценок), составляющих валовой доход этих организаций. Это необходимо знать организациям, претендующим на льготы, предоставляемые в зависимости от удельного веса в объеме выручки от реализации продукции (работ, услуг) объема выручки от реализации их отдельных видов.

В названных организациях по кредиту счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» отражается продажная стоимость реализованных товаров.

Поскольку организации комиссионной торговли и иной посреднической деятельности оказывают услуги по реализации товаров их владельцам, эти организации по кредиту счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» отражают не продажную стоимость товара, а только комиссионную надбавку, то есть выручку от реализации услуги.

В целях предотвращения случаев умышленного занижения выручки от реализации продукции п. 5 ст. 2 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» предусмотрен порядок, согласно которому по предприятиям, реализующим продукцию (работы, услуги) по цене не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию, сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости.

В связи с принятием Федерального закона от 31.07.98 №141-ФЗ «О внесении дополнений в статью 2 Закона Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций»» с 5 августа 1998 года (даты опубликования Закона) до 1 января 1999 года по предприятиям, осуществляющим реализацию продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию (работы, услуги), сложившаяся на момент реализации.

В случае реализации продукции (работ, услуг) по цене не выше фактической себестоимости, но выше рыночной цены для целей налогообложения принимается фактическая цена реализации. В том случае если фактическая цена реализации ниже рыночной цены, для целей налогообложения принимается рыночная цена.

Например: рыночная цена продукции - 100,0 тыс. рублей;

фактическая цена реализации - 110,0 тыс. рублей;

фактическая себестоимость - 120,0 тыс. рублей.

В этом случае для целей налогообложения должна быть принята фактическая цена реализации - 110,0 тыс. рублей.

Если рыночная цена продукции 110,0 тыс. рублей, а фактическая цена реализации - 100,0 тыс. рублей, принимается рыночная цена - 110,0 тыс. рублей.

При определении и признании рыночной цены продукции (работ, услуг) используются официальные источники информации о рыночных ценах на продукцию (работы, услуги) и биржевых котировках, информационная база органов государственной власти и органов местного самоуправления и информация, предоставляемая налоговым органам налогоплательщиками.

В себестоимость приобретенной продукции включаются стоимость приобретения, расходы по доставке, хранению, реализации и другие аналогичные расходы.

По основным средствам, иному имуществу, по которым начисляется износ, принимается их остаточная стоимость.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.11.96 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с учетом изменений и дополнений) оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, - по стоимости его изготовления.

Сумма выручки, полученная от вышеуказанных видов сделок, определяется предприятием на основании расчетов, которые представляются в налоговый орган по месту его нахождения одновременно с бухгалтерской отчетностью и расчетом по налогу на прибыль.

По продукции (работам, услугам), реализуемой по государственным регулируемым ценам (тарифам), за рыночную цену следует принимать цену, установленную соответствующими государственными органами.

При применении механизма налогообложения прибыли, предусмотренного п. 5 ст. 2 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», следует иметь в виду особенности определения финансовых результатов на предприятиях и организациях различных отраслей народного хозяйства, а также установленный порядок ценообразования на их продукцию (работы, услуги).

При осуществлении предприятиями обмена продукцией (работами, услугами) либо ее передачи безвозмездно выручка для целей налогообложения определяется исходя из средней цены реализации такой или аналогичной продукции (работ, услуг), рассчитанной за месяц, в котором осуществлялась указанная сделка (пример №1), а в случае отсутствия реализации такой или аналогичной продукции (работ, услуг) за месяц - исходя из цены последней реализации (пример №2).

Пример №1.В декабре передано безвозмездно другому предприятию 150 пог. метров хлопчатобумажной ткани. В этом месяце реализовано потребителям 100 пог. метров такой ткани по цене 4000 рублей за 1 пог. метр., 200 пог. метров - по 4200 рублей и 500 пог. метров - по 4500 рублей соответственно.

Для целей налогообложения выручка от безвозмездной передачи ткани должна определяться по средней цене реализации 4362 рубля (4000 рублей х 100 метров + 4200 рублей х 200 метров + 4500 рублей х 500 метров): (100 метров + 200 метров + 500 метров).

Пример №2.В декабре передано безвозмездно другому предприятию 150 пог. метров хлопчатобумажной ткани. Реализации ткани в этом месяце не было. Последняя реализация указанной продукции производилась по цене 3800 рублей за 1 пог. метр. Выручка от этой операции для целей налогообложения определяется по цене 3800 рублей.

С 1 января 1999 года в связи с принятием части первой НК РФ при безвозмездной передаче имущества у передающей стороны в выручку от реализации стоимость этого имущества не включается.

Если предприятие обменивает вновь освоенную продукцию, которая ранее не производилась, или приобретенную продукцию, в том числе основные средства, производственные запасы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, иное имущество, то для целей налогобложения принимается фактическая рыночная цена на аналогичную продукцию, но не ниже фактической цены реализации, сложившейся на момент исполнения обязательств по сделке.

В соответствии со ст. 567 - 570 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой товар. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.

Товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, а расходы на их передачу и принятие осуществляются в каждом случае той стороной, которая несет соответствующие обязанности. В случае если в соответствии с договором мены обмениваемые товары признаются неравноценными, сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу в ценах непосредственно до или после исполнения ее обязанности передать товар, если иной порядок оплаты не предусмотрен договором.

Как предусмотрено в п. 3.1 Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 12.11.96 №97, при договоре мены выручка от реализации продукции (работ, услуг) отражается в бухгалтерском учете организаций-покупателей одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами.

Передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно и сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательств доставки. Вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя; вещь признается переданной ему с этого момента. К передаче вещи приравнивается передача коносамента и иного товаросопроводительного документа на нее.

Учитывая изложенное выше, а также письмо Минфина России от 30.10.92 №16-05/н, при определении выручки от реализации продукции (работ, услуг) по мере отгрузки, отгруженные в счет товарообменной операции товары отражаются по кредиту счетов реализации в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в размере стоимости, предусмотренной в договоре мены. Одновременно в дебет счетов реализации списывается себестоимость отгруженной продукции (выполненной работы, оказанной услуги), основных средств и иного имущества в корреспонденции с соответствующими счетами учета этих ценностей.

Товары (работы, услуги), поступившие в организацию по товарообменной операции, приходуются по дебету счетов производственных запасов, товаров или других счетов в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами». Одновременно на эту стоимость уменьшается задолженность по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами») и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

При методе определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) по мере оплаты товарообменная операция отражается в бухгалтерском учете следующим образом:

товары (работы, услуги), поступившие в организацию по товарообменной операции, приходуются по дебету счетов учета производственных запасов, товаров или других счетов в корреспонденции с кредитом счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

одновременно на стоимость товаров (работ, услуг) уменьшается задолженность по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в корреспонденции с кредитом счетов реализации;

в дебет счетов реализации списывается себестоимость отгруженной организацией продукции (работ, услуг), основных средств и иного имущества в счет товарообменной операции в корреспонденции с соответствующими счетами по учету этих ценностей.

Финансовый результат от указанной товарообменной операции списывается на счет 80 «Прибыли и убытки».

В случае совершения внешнеэкономических операций при использовании товарообменных (бартерных) сделок и методе расчета выручки от реализации продукции (работ, услуг) по мере отгрузки отражение данных по кредиту счетов реализации и определение финансовых результатов производятся по дате, указанной в грузовой таможенной декларации на экспорт, и по стоимости, предусмотренной в контракте (договоре).

Если используется метод определения выручки «по оплате», учет реализации и определение финансовых результатов производятся на дату, указанную в грузовой таможенной декларации на импорт, и по стоимости, предусмотренной в контракте (договоре).

При осуществлении организацией закупок товаров по импорту (в том числе по товарообменным операциям) исчисление покупной стоимости поступающих товаров (материалов, полуфабрикатов, оборудования и пр.) производится исходя из стоимости, предусмотренной в контракте (договоре), таможенных платежей, транспортных расходов и прочих расходов по закупке и транспортировке.

Статьей 40 НК РФ установлено, что налоговые органы вправе контролировать цены по сделкам лишь в случаях, если эти сделки заключаются между взаимозависимыми лицами, по товарообменным (бартерным) операциям, при совершении внешнеторговых сделок, при отклонении более чем на 20 процентов в ту или иную сторону уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам, в пределах непродолжительного периода времени.

Если в ходе проверки, проводимой налоговым органом, установлено, что цены на определенные товары (работы, услуги) отклоняются больше чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), налоговый орган выносит решение о доначислении налога на прибыль.

Однако если значительные отклонения вызваны сезонными колебаниями цен, потерей качества или иных потребительских свойств товаров, истечением (приближением даты истечения) срока годности товара, реализацией опытных моделей и образцов товаров, продвижением на рынке новых товаров, а также продвижением товаров на новые рынки, доначисление налога на прибыль по таким сделкам производиться не будет.

Во всех остальных случаях применяются цены, указанные сторонами сделок.

Названной статьей предусмотрен механизм определения рыночной цены, если на соответствующем рынке товаров (работ, услуг) не было сделок с аналогичными товарами (работами, услугами) или отсутствуют соответствующие информационные источники о таких сделках.

В таких случаях предлагается использовать один из следующих методов:

) метод цены последующей реализации, при котором рыночная цена товаров (работ, услуг) определяется как разность между ценой, по которой эти товары реализованы покупателем при последующей реализации (перепродаже), и обычными за-тратами, понесенными покупателем для продвижения товаров на рынок и их последующей реализации (без учета цены их приобретения), а также разумной для данной сферы деятельности прибылью.

Например: труба металлическая диаметром 25 мм продана металлургическим комбинатом посреднической фирме «А» по цене 1000 рублей за 1 тонну. Посредническая фирма реализует трубу фирме «Б», занимающейся мелкооптовой и розничной торговлей, по цене 1300 рублей за тонну. Норма прибыли посреднической фирмы при реализации труб составляет 15% (150 рублей); затраты, связанные с последующей реализацией товара, составили 10% (100 рублей). В этом случае рыночная цена за 1 тонну труб для металлургического комбината, принимаемая для целей налогообложения, составит 1050,0 рублей (1300 рублей - 150 рублей - 100 рублей);

) при невозможности использования метода цены последующей реализации (при отсутствии информации о цене товаров (работ, услуг), в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров (работ, услуг) определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров (работ, услуг), обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.

Например: затраты на производство новой марки автомобиля составляют 20 000 рублей, затраты по его транспортировке до автосалона - 1000 рублей, по хранению на стоянке - 100 рублей, по страхованию - 300 рублей и по реализации - 1000 рублей. Норма прибыли составляет 10% - 2000 рублей. В этом случае рыночная цена на автомобиль составит 24 400 рублей (20 000 рублей + 1000 рублей + 100 рублей + 300 рублей + 1000 рублей + 2000 рублей).

В этой же статье указано на то, что налогоплательщик вправе оспорить в суде решение налогового органа об определении рыночной цены. При рассмотрении дела суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для дела.

Таким образом, НК РФ предлагает более либеральный подход к вопросу определения для целей налогообложения цен на реализуемые организациями товары (работы, услуги), что окажет положительное влияние на их финансово-хозяйственную деятельность, а следовательно, и на поступление платежей в бюджет.


2. Налоговый учет при исчислении единого социального налога в случае получения работником и членами его семьи материальной выгоды за счет работодателя

В ст. 237 НК РФ, определяющей порядок формирования налоговой базы по ЕСН, указано, что при расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения, полученные в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их получения, исчисленная исходя из рыночных цен (тарифов), определенных с учетом положений ст. 40 НК РФ, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен.

В аналогичном порядке учитывается материальная выгода, получаемая работником и (или) членами его семьи за счет работодателя. К одной из категорий материальной выгоды, перечисленных в п. 4 ст. 237 НК РФ, относится материальная выгода в виде экономии на процентах при получении работником от работодателя заемных средств на льготных условиях, определяемая в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 212 НК РФ и Методическими рекомендациями по порядку применения главы 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ, утвержденными приказом МНС России от 29.11.2000 N БГ-3-08/415.

Исходя из вышеизложенного независимо от того, уполномочил или не уполномочил налогоплательщик-физическое лицо организацию, выдавшую заемные средства, участвовать в отношениях по уплате налога на доходы с материальной выгоды, при исчислении ЕСН организацией, выступающей по отношению к данному физическому лицу работодателем, она обязана включить в налоговую базу по ЕСН (которая согласно п. 2 ст. 237 НК РФ определяется отдельно по каждому работнику) и материальную выгоду, полученную от экономии на процентах при получении работником от работодателя заемных средств на льготных условиях.

Следует иметь в виду, что плательщиком ЕСН, в том числе и с материальной выгоды, является организация-работодатель, а не физическое лицо.

налог учет добавленный стоимость


Список литературы


1.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ, (ред. от 19.07.2009)

2.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ, (ред. от 19.07.2009)

3.Барулин С.В. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики. - М.: Финансы, 2008. - 318 с.

4.Гулаев В.И. Налоги - состояние, проблемы и решения. - М.: Финансы, 2007. - 419 с.

5.Киперман Г.Я., Белялов А.З. Налогообложение предприятий и граждан в Российской Федерации. - М.: Финансы, 2008. - 312 с.

6.Карпова В.В., Лукина Н.В., Иванова Н.М. и др. Все налоги России. - М.: Инфра - М, 2006. - 415 с.

7.Никитин С., Глазова Е., Степанова М. Налоги в странах рыночной экономики и в России. - М.: МЭМО, 2006. - 442 с.

8.Пансков В.Г. Налоги и налоговая политика. - М.: РЭЖ, 2007. - 418 с.

Утверждено
решением Президентского cовета
НП «Институт профессиональных
бухгалтеров и аудиторов России»
(протокол № 3/12 от 29 марта 2012 г.)

Продолжительность спецкурса - 40 часов.

Цель спецкурса - повысить уровень специальных знаний по составлению расчетов и деклараций по налогам с учётом требования налогового законодательства на базе бухгалтерского учёта. Сформировать у слушателей практические навыки по использованию бухгалтерской информации для исчисления налогов, исходя из особенностей исчисления каждого налога. По всем темам вопросы исчисления налогов даются в сравнении с порядком отражения аналогичных операций в бухгалтерском учёте.

Тема 1. Система бухгалтерского учёта

Бухгалтерский учёт, его основные задачи. Объекты бухгалтерского учёта и их классификация. Нормативное регулирование бухгалтерского учёта. Состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчётности. Учетная политика для целей бухгалтерского учета и в целях налогообложения. Бухгалтерский учёт как основа для исчисления налогов.

Тема 2. Общие принципы исчисления налогов

Объекты налогообложения. Налоговая база, налоговая ставка, налоговый период. Общие вопросы исчисления налоговой базы. Налоговая декларация. Порядок внесения дополнений и изменений в налоговую декларацию . Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения. Подтверждение данных налогового учёта: первичные учётные документы (включая справку бухгалтера), аналитические регистры налогового учёта.

Тема 3. Налог на прибыль организации и учет расчетов по налогу на прибыль в соответствии с Положением по бухгалтерскому учёту «Учёт расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/2

3.1 Общие принципы исчисления и уплаты налога на прибыль

Объект налогообложения. Налоговая база и её исчисление. Операции, по которым налоговая база определяется в особом порядке. Методы признания доходов и расходов. Особенности уплаты налога на прибыль при наличии обособленных подразделений. Порядок и сроки уплаты налога на прибыль и авансовых платежей по налогу на прибыль. Декларация по налогу на прибыль и сроки ее представления.

3.2 Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02«

Порядок применения ПБУ 18/2. Постоянные и временные разницы. Постоянные налоговые обязательства (активы) и их отражение в бухгалтерском учете. Отложенные налоги порядок их признания и их отражения в бухгалтерском учете.

3.3 Сопоставление порядка признания доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете

Материально-производственные запасы в бухгалтерском и налоговом учете: оценка (при приобретении за плату, поступивших в качестве взноса в уставный капитал, полученных безвозмездно или по товарообменным операциям), методы списания. Выявление, классификация и учет разниц между бухгалтерским и налоговым учетом.

Основные средства в бухгалтерском и налоговом учете: Первоначальная и последующая оценка. Методы начисления амортизации. Повышающие коэффициенты. Восстановление основных средств (текущие и капитализированные затраты). Выбытие (продажа, безвозмездная передача, передача в уставный капитал, списание недоамортизированных основных средств). Выявление, классификация и учет разниц между бухгалтерским и налоговым учетом.

Нематериальные активы в бухгалтерском и налоговом учете. Виды нематериальных активов . Первоначальная и последующая оценка. Методы начисления амортизации. Выбытие. Выявление, классификация и учет разниц между бухгалтерским и налоговым учетом.

Товары для перепродажи. Цена приобретения в бухгалтерском учете. Учетная политика по формированию цены приобретения товаров в целях налогообложения. Методы списания стоимости товаров при выбытии. В бухгалтерском и налоговом учете. Выявление, классификация и учет разниц между бухгалтерским и налоговым учетом.

Финансовые вложения бухгалтерском и налоговом учете. Первоначальная оценка и последующая оценка. Методы списания стоимости при выбытии. Особенности формирования налоговой базы по операциям с ценными бумагами (статья 280 НК РФ). Выявление, классификация и учет разниц между бухгалтерским и налоговым учетом.

Доходы и расходы в виде процентов по долговым обязательствам в рублях, в иностранной валюте и в условных денежных единицах в бухгалтерском и налоговом учете. Выявление, классификация и учет разниц между бухгалтерским и налоговым учетом. Дивиденды в бухгалтерском и налоговом учете. Порядок составления расчета налога на прибыль обществом - налоговым агентом по доходам в виде дивидендов (Лист 03 декларации по налогу на прибыль).


Нормируемые расходы в целях налогообложения. Возможность и целесообразность отражения в бухгалтерском учете сверхнормативных расходов. Классификация возникающих в течение календарного года разниц между бухгалтерским и налоговым учетов по расходам, норматив по которым определяется нарастающим итогам с начала года.

    оборотов по реализации в разрезе облагаемых и необлагаемых, облагаемых по ставкам 0%, 10%.18%, 10/110% и 18/118% товаров (работ, услуг); операций по начислению НДС в момент отгрузки до перехода права собственности к покупателю; по начислению (вычетам) НДС с полученных (уплаченных) авансов; НДС, начисленного при неподтверждении права на применение ставки 0 %; НДС, предъявленного поставщиками:
      по товарам (работам, услугам), которые будут использоваться только для операций, облагаемых НДС; по товарам (работам, услугам), которые будут использоваться только для операций, не облагаемых НДС; по товарам (работам, услугам), которые будут использоваться как для облагаемых, так и для не облагаемых НДС операций;
    операций, связанных с возвратом товаров; операций, связанных с предоставлением покупателю скидок и вознаграждений; операций по восстановлению НДС, ранее принятого к вычету в случаях, предусмотренных главой 21 НК РФ.

Учетная политика для распределения сумм НДС, предъявленного поставщиками по товарам (работам, услугам), предназначенным для осуществления как облагаемых, так и необлагаемых операций (включая виды деятельности , которые переведены на ЕНВД, а также по товарам (работам, услугам), используемым для операций по реализации товаров (работ, услуг) облагаемых по ставке 0%.


Налоговая декларация и порядок её заполнения.

Тема 5. Налог на имущество организаций

Изменение нормативных документов Минфина России по учету основных средств. Объект налогообложения и налоговая база по налогу на имущество организаций. Порядок расчёта среднегодовой (средней) стоимости имущества . Рекомендации по расчёту налоговой базы по налогу на имущество в сложных ситуациях: по построенным и приобретённым объектам недвижимости , по основным средствам, приобретённым по договору купли- продажи, в качестве вклада в уставный капитал, безвозмездно. Порядок расчёта и уплаты налога на имущество при создании и ликвидации обособленных подразделений. Порядок уплаты налога по объектам недвижимости. Порядок заполнения и представления декларации по налогу на имущество, сроки уплаты. Зачёт налога на имущество, уплаченного за рубежом. Порядок налогообложения имущества переданного в доверительное управление. Порядок отражения расчетов по налогу на имущество в бухгалтерском учете.

Тема 6. Упрощенная система налогообложения

Объект налогообложения. Налоговая база. Порядок определения доходов и расходов. Особенности ведения налогового учёта. Налоговая декларация и порядок её заполнения. Особенности исчисления налоговой базы при переходе с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения и с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения. Различия в учете основных средств и нематериальных активов в бухгалтерском и налоговом учете при применении упрощенной системы налогообложения.

Тема 7. Страховые взносы

Плательщики страховых взносов и особенности их учёта. Объект обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Особенности определения налоговой базы по страховым взносам В ФСС РФ. Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Расчетный и отчётный периоды. Определение даты осуществления выплат и иных вознаграждений. Тарифы страховых взносов: основные и льготные. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Порядок ведения карточки индивидуального учета по начисленным и уплаченным страховым взносам. Порядок составления форм расчетам по страховым взносам в ПФ РФ, в фонды обязательного медицинского страхования и в ФСС РФ (форма РСВ-1 и форма 4-ФСС). Порядок отражения в бухгалтерском учете расчетов по страховым взносам.

Тема 8. Налог на доходы физических лиц

Объект налогообложения. Доходы, не подлежащие налогообложению.

Налоговая база. Особенности определения налоговой базы при получении дохода в натуральной форме, в виде материальной выгоды, по договорам страхования и негосударственного пенсионного обеспечения , от долевого участия в организациях, по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок.

Налоговые вычеты и порядок их предоставления: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные вычеты.

Налоговый период; дата получения дохода; налоговые ставки; порядок исчисления налога. Порядок уплаты налога налоговыми агентами. Порядок исчисления и уплаты налога в отношении отдельных видов доходов.

Декларирование доходов физическими лицами. Порядок возврата налога , излишне удержанного налоговым агентом с физических лиц-резидентов РФ и физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ. Порядок взыскания и уплаты налога.

Обязанность налоговых агентов по ведению учета доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета, разрабатываемых самостоятельно.

Тема 9. Сдача бухгалтерской и налоговой отчётности в электронном виде

Цель и задачи сдачи отчётности в электронном виде. Программные средства, используемые для составления отчётности в электронном виде. Порядок формирования отчётности и передача в налоговые органы.

Метод начисления в бухгалтерском учете характерен для большинства предприятий. В повседневной деятельности организаций метод начисления в бухгалтерском учете позволяет отразить финансовое состояние компании наиболее точно. Рассмотрим, в чем состоит суть метода начисления и кто может его не использовать.

Что такое метод начисления

Признание доходов и расходов в ходе хозяйственной деятельности организации в момент совершения действий (передача прав собственности, образование задолженности), подтвержденное документально актами, накладными, бухгалтерскими справками, известно как метод начисления. В отличие от кассового метода, когда доходы и расходы признаются при поступлении/выбытии денежных средств на расчетный счет или в кассу, при методе начисления доходы и расходы признаются вне зависимости от поступления или выбытия денежных средств.

В бухгалтерском учете признание доходов отражено в пункте 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации», расходы формируются согласно пункту 6 ПБУ 10/99 «Расходы организации». Метод начисления соответствует основным принципам бухгалтерского учета (п. 5 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации») и применяется по умолчанию. Исключение сделано для представителей малого предпринимательства. Согласно пункту 12 ПБУ 9/99 и пункту 18 ПБУ 10/99 для таких компаний момент доходов и расходов в бухгалтерском учете установлен по мере поступления денежных средств или их фактического списания.

Налог на прибыль: метод начисления в налоговом учете

При использовании для налога на прибыль метода начисления налоговый учет максимально приближен к бухгалтерскому. Метод начисления для целей налогообложения прибыли обязаны соблюдать все хозяйственные субъекты, не попадающие под определение «малое предприятие» и имеющие выручку более 1 млн руб. в квартал (п. 1 ст. 273 НК РФ). Организации, ведущие налоговый учет методом начисления, имеют наиболее точное отражение своего финансового состояния, платежеспособности, наличия оборотных активов и задолженности перед бюджетом, работниками и контрагентами.

Малые предприятия вправе выбрать кассовый метод при отражении налога на прибыль. Положительной стороной для них является возникновение обязательств перед бюджетом только в случае получения реальной денежной оплаты или дохода. Нет необходимости исчислять и уплачивать налоги, не имея фактического подтверждения оплаты. Для предприятий с небольшим оборотом это существенный плюс.

Преимущества использования метода начисления

Используемые способы бухгалтерского и налогового учетов отражаются в учетной политике предприятия. Кассовому методу вправе отдавать предпочтение субъекты малого предпринимательства. Но им следует помнить, что ведение бухгалтерского учета по кассовому методу не является обязанностью, они вправе выбрать метод начисления.

Учет хозяйственной деятельности при использовании метода начисления считается более совершенным. Он максимально соответствует требованиям МСФО, дает возможность получить точную информацию по состоянию организации на конкретный момент со всеми ее обязательствами и активами. При кассовом методе не соблюдается допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности (п. 5 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»), наблюдается частичное искажение отчетности.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сухов Максим Владимирович. Налоговые расчеты в бухгалтерском учете коммерческой организации: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.12: Москва, 2004 194 c. РГБ ОД, 61:05-8/2043

Введение

Глава I Налоговая система Российской Федерации, как механизм изъятия доходов предприятий 10

1.1 Зарождение налоговой системы Российской Федерации 13

1.2 Налоговая система Российской Федерации после принятия первой части Налогового кодекса 22

1.3 Налоговая система Российской Федерации после принятия второй части Налогового кодекса 34

1.4 Влияние на прибыль организаций» на экономику предприятия. 42

1.5 Подходы к формированию законодательства по налогу на прибыль 49

Глава II Информационные системы учета доходов расходов и обязательств предприятия 57

2.1 Роль бухгалтерского, налогового и управленческого учета в информационном поле предприятия 57

2.2 Цели и задачи налогового, бухгалтерского и управленческого учета 66

2.3 Отражение информации о налоге на прибыль в бухгалтерском учете: российский

и международный опыт 71

2.3.1 Правила отражения информации о налоге на прибыль в бухгалтерском учете, установленные российскими стандартами 75

2.3.2 Правила отражения информации о налоге на прибыль в бухгалтерском учете, установленные международными стандартами финансовой отчетности 89

2.3.3 Основные различия между российскими и международными правилами отражения информации о налоге на прибыль в бухгалтерском учете 100

2.4 Концептуальные подходы развития учета налогооблагаемой прибыли коммерческой организации 104

Глава III Организация налогового учета в коммерческой организации 111

3.1 Стандартизация налогового учета в организации и учетная политика для целей налогообложения 111

3.2 Построение системы налогового учета на основе бухгалтерского учета 115

3.3 Построение автономной системы налогового учета 126

Заключение 180

Библиография 184

Введение к работе

Основы действующей в настоящие время налоговой системы были заложены в начале 90-х годов прошлого века. В самом конце 1991 года Верховный Совет РСФСР принял около полутора десятков налоговых законов. Они вступили в силу с начала 1992 года. Большинство из них действовало более десяти лет, а некоторые действуют до сих пор.

Основная задача налоговой системы - это изъятие части доходов организаций и физических лиц в государственный бюджет. Налоговая система влияет на принципы учета доходов и расходов организаций. Ведь, устанавливая правила налогообложения, государству приходится определять и механизм расчета налоговой базы. Таким образом, через налоговую систему государство вводит обязательные принципы раскрытия информации о деятельности предприятия: утверждает формы налоговой отчетности, устанавливает правила формирования доходов и расходов для исчисления определенного налога и исключения из этих правил. Поэтому, одновременно с зарождением налоговой системы возникает проблема определения налоговой базы, расчета доходов и расходов для целей налогообложения.

На разных этапах развития Российской налоговой системы эта проблема решалась по-разному. Для некоторых налогов (например, для налога на имущество) налоговая база рассчитывалась по данным бухгалтерского учета, для других налогов (например, налога на добавленную стоимость) - вводились собственные информационные системы мало связанные с бухгалтерским учетом. В связи с этим все больше времени и внимания бухгалтерская служба организации уделяла вопросам налогообложения, расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами.

Что касается налога на прибыль, то изначально он рассчитывался по данным бухгалтерского учета, которые корректировались в соответствии с требованиями налогового законодательства. В целом это соответствовало общим принципам исчисления налоговой базы, сформулированным в статье 54 первой части Налогового кодекса. Согласно пункту 1 этой статьи налогоплательщики-организации должны исчислять налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Правда, этот пункт допускает возможность определения налоговой базы не по данным бухгалтерского учета, а на основе иных документально подтвержденных данных. Воспользовавшись этим,

российские законодатели решили создать новую систему обобщения информации для определения базы по налогу на прибыль, которую назвали налоговым учетом.

Систему налогового учета ввела в российское налоговое законодательство глава 25 Налогового кодекса, которая начала действовать с 1 января 2002 года. Установленная этой главой система не имеет аналогов в мировой практике. Она предполагает выделение налогового учета в отдельное направление, которое требует определенной научной систематизации. В связи с этим возникла необходимость теоретически осмыслить роль принятой системы налогового учета в информационном поле предприятия, выявить механизмы взаимодействия системы налогового учета с другими информационными системами - системой бухгалтерского и управленческого учета. Кроме того, возникла необходимость адаптации существующих информационных систем к требованиям главы 25 Налогового кодекса и выработки механизмов по использованию бухгалтерского и управленческого учета для определения налоговых обязательств предприятия. Все эти проблемы определили цель и задачи, актуальность и значимость избранной темы диссертации.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка предложений по совершенствованию бухгалтерского учета налоговых обязательств предприятия и механизма их реализации в условиях реформирования налоговой системы.

В соответствии с поставленной целью в диссертационном исследовании были решены следующие задачи:

определить роль бухгалтерского, налогового и управленческого учета в информационном поле предприятия;

сравнить российский и международный опыт налоговых расчетов в системе бухгалтерского учета;

предложить механизмы стандартизации налоговых расчетов в коммерческой организации и порядок формирования учетной политики для целей налогообложения;

разработать концептуальные подходы к формированию адекватного налогового законодательства по налогу на прибыль;

предложить варианты расчета налогооблагаемой прибыли коммерческой организации на основе данных бухгалтерского учета.

Предмет и объект исследования. Предметом диссертационного исследования являются теоретико-методологические и прикладные аспекты организации налоговых расчетов в системе бухгалтерского учета. В качестве объектов исследования выбраны

организации всех видов собственности, независимо от их организационно-правовой структуры. При изучении настоящей проблемы использовались данные машиностроительных заводов, полиграфических предприятий, строительных организаций, организаций оптовой и розничной торговли, общественного питания и др.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных исследователей и специалистов в области бухгалтерского и управленческого учета, российские и международные стандарты бухгалтерского учета и нормативные документы: Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Решения Верховного суда и Высшего Арбитражного суда, приказы Министерства РФ по налогам и сборам и Министерства финансов РФ.

В частности в работе над диссертацией были изучены работы следующих авторов: С.А. Николаева, В.Д. Новодворский, В.Ф. Палий, Н.П. Кондраков, А.Н. Романов, Я.В. Соколов, Д.Г. Черник, С.Д. Шаталов, Л. 3. Шнейдман А.С. Бакаев, А.И. Иванеев, К.И. Оганян, О.Д. Хороший.

Изучены труды ведущих зарубежных специалистов в области бухгалтерского, управленческого учета и отчетности, таких как X. Андерсон, И. Бетге, К. Друри, Д. Колдуэл, Дж. Рис, Ж. Ришар, Ч.Т. Хорнгрен, Дж. Фостер, Р. Энтони и др.

В процессе работы применялись общенаучные приемы и методы: обследование, сравнение, обобщение, группировка, моделирование, анализ, системный подход и т.д.

Научная новизна. Научная новизна проведенного исследования заключается в разработке теоретической и методологической базы по расчету налоговых обязательств предприятия в системе бухгалтерского учета; выявлении механизмов адаптации системы бухгалтерского учета к требованиям налогового законодательства, для удовлетворения интересов государства, как пользователя информации о финансовом положении предприятия и размере его налоговых обязательств.

В результате проведенного исследования сформулированы положения, обоснованы выводы и рекомендации, которые характеризуют его научную новизну и выносятся на защиту:

доказана несостоятельность выделения в информационном поле предприятия отдельного учетного направления, именуемым налоговым учетом;

предложены механизмы отражения в бухгалтерском учете информации о различиях в порядке оценки в бухгалтерском учете и для целей налогообложения отдельных активов и обязательств, доходов и расходов.

предложен механизм стандартизации налоговых расчетов на предприятии и порядок формирования учетной политики для целей налогообложения;

предложены концептуальные подходы к формированию законодательства по налогу на прибыль;

доказана низкая эффективность и экономическая нецелесообразность автономной системы налогового учета, в том числе построенной на основе регистров налогового учета, рекомендуемых налоговыми органами.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее концептуальные положения по адаптации бухгалтерского учета к требованиям Налогового кодекса позволяют российским организациям составлять налоговую отчетность на основе данных бухгалтерского учета. Материалы выводы и рекомендации автора могут использоваться коммерческими организациями всех форм собственности для формирования бухгалтерской и налоговой учетной политики.

Разработан механизм корректировки данных бухгалтерского учета для целей налогообложения путем выявления постоянных и временных разниц и расчета отложенных налоговых активов и обязательств. Определены необходимые реквизиты, которыми нужно дополнить регистры бухгалтерского учета, для расчета налогооблагаемой прибыли и заполнения декларации по налогу на прибыль.

Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в учебном процессе вузов при изучении дисциплин «Бухгалтерский (финансовый) учет», «Бухгалтерская (финансовая) отчетность».

Апробация результатов работы. Исследование носит научно-практический характер, его отдельные составляющие были опубликованы автором, использованы в своей практической деятельности.

Работа прошла апробацию на кафедре учета, анализа и аудита Московского государственного Университета им. М.В. Ломоносова. Теоретические и практические результаты исследования докладывались и обсуждались на конференциях Московского государственного Университета им. М.В. Ломоносова. Содержащиеся в работе организационно-методические рекомендации апробированы и использованы в деятельности многих организаций страны, в частности, в ЗАО Консультационно-финансовый центр «Актион», ЗАО «Издательский дом «Главбух», ЗАО «Газета «Финансовая Россия», ЗАО «Редакция журнала «Главбух».

Публикации. Основные положения диссертационного исследования опубликованы в 34 работах общим объемом 15 печатных листов.

    Сухов М.В. Бухгалтерский, налоговый и управленческий учет: сходства и различия» // Материалы XXXI международной практической конференции «Татуровские чтения». - М.: Макс Пресс, 2003 - 0,3 п.л.

    Сухов М.В. Ошибки в ведении учета и исчислении налогов на предприятиях торговли // Консультант бухгалтера - 1999. № 7. - 0,3 п.л.

    Сухов М.В. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов (комментарий к изменениям в главе 12 НК РФ) // Главбух -

1999. №17.-0,3 п.л.

    Сухов М.В. Комментарий к Положению по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации (ПБУ 4/99)» // Главбух» - 1999. № 18.-0,5п.л.

    Сухов М.В. Ошибки, выявленные в бухгалтерском учете: документальное оформление и порядок исправления // Консультант бухгалтера - 1999. № 11.

    Сухов М.В. Комментарий к перечню выплат, на которые не начисляются страховые взносы в фонд занятости // Главбух - 1999. № 22. - 0,4 п.л.

    Сухов М.В. Комментарий к порядку реструктуризации задолженности по налогам и сборам // Учет в производстве -1999. № 2. - 0,5 п.л.

    Сухов М.В. Комментарий к изменениям в Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц» // Главбух - 1999. № 24. - 0,4 п.л.

    Сухов М.В. Комментарий к изменениям в Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость» // Главбух - 2000. № 2. - 0,3 п.л.

    Сухов М.В. Комментарий к изменениям в Порядок уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ» //Главбух - 2000. № 3. - 0,3 п.л.

П.Сухов М.В. Новый порядок исчисления НДС предприятиями розничной торговли // Главбух - 2000. № 4. - 0,6 п.л.

12. Сухов М.В. Комментарий к ПБУ 3/2000 «Учет активов и обязательств,
стоимость которых выражена в иностранной валюте» // Главбух - 2000. № 5.

2000. № 9. - 0,3 п.л.

    Сухов М.В. Новое в учете основных средств // Главбух - 2000. № 10. - 0,4 п.л.

    Сухов М.В. Комментарий к ПБУ 3/2000 «Информация об аффилированных лицах» // Главбух - 2000 № 11. - 0,2 п.л.

    Сухов М.В. Особенности налогообложения затрат на рекламу // Главбух -2000.№14.-0,5п.л.

    Сухов М.В. Единый социальный налог. Комментарий к главе 24 Налогового кодекса РФ // Главбух - 2000. № 16. - 0,4 п.л.

    Сухов М.В. Налог на доходы физических лиц. Комментарий к главе 23 Налогового кодекса РФ // Главбух - 2000. № 17. - 0,4 п.л.

    Сухов М.В. Новая инструкция о порядке исчисления и уплаты налога на прибыль // Главбух - 2000. № 19. - 0,8 п.л.

    Сухов М.В. Покупка основных средств, бывших в употреблении // Главбух - 2000. № 21.-0,4 п л.

    Сухов М.В. Комментарий к ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». // Главбух - 2000. № 24. - 0,5 п.л.

    Сухов М.В. «Раскрытие в отчетности информации о прибыли на одну акцию» // Главбух - 2001. № 3. - 0,5 п.л.

    Сухов М.В. Исчисление НДС с авансов в иностранной валюте // Главбух -

2001. №10.-0,6 п.л.

    Сухов М.В. Налог на прибыль организаций. Комментарий к главе 25 Налогового кодекса РФ // Главбух - 2001. № 16. - 0,4 п.л.

    Сухов М.В. Корректировка данных бухгалтерского учета для целей налогообложения // Главбух - 2001. № 18. - 0,8 п.л.

    Сухов М.В. Как организовать налоговый учет // Главбух - 2002. № 3. - 0,3 п.л.

    Сухов М.В. Налоговый учет основных средств и нематериальных активов // Главбух - 2002. № 4. - 0,5 п.л.

    Сухов М.В. Амортизация основных средств и нематериальных активов // Главбух - 2002. № 5. - 0,5 п.л.

    Сухов М.В. Налоговый учет расходов на сырье и материалы // Главбух -

2002. № 6. - 0,6 п.л.

30. Сухов М.В. Первый отчет по новому Плану счетов // Главбух - 2002. № 7. -
0,1 п.л.

    Сухов М.В. Налоговый учет операций по реализации и списанию основных средств // Главбух - 2002. № 8. - 0,4 п.л.

    Сухов М.В. Налоговый учет резервов по сомнительным долгам // Главбух -2002. № 9. - 0,5 п.л.

    Сухов М.В. Налоговый учет процентов по кредитам и займам // Главбух -2002. №17.- 0,5 п.л.

    Сухов М.В. Ульянова Н.В. Как оценить незавершенное производство в налоговом учете // Главбух - 2002. № 17. - 0,8 п.л.

Зарождение налоговой системы Российской Федерации

Процесс формирования налоговой системы Российской Федерации начался с 1991 года, когда был принят Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Этот закон установил условия налогообложения в Российской Федерации. В частности, он определил:

Порядок установления и отмены налогов и других платежей;

Понятие налога, другого платежа и налоговой системы;

Круг лиц, которые могут являться плательщиками налогов;

Виды объектов налогообложения;

Порядок установления налоговых ставок;

Порядок распределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней;

Порядок установления льгот по налогам;

Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов;

Ответственность налогоплательщиков и налоговых органов за нарушение налогового законодательства;

Виды налогов взимаемых на территории Российской Федерации.

В соответствии с Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимался обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Плательщиками налогов являлись юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возлагалась обязанность уплачивать налоги.

Объектами налогообложения являлись доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

Согласно статье 18 Закона «Об основах налоговой системы» в Российской Федерации взимаются:

Федеральные налоги;

Налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов;

Местные налоги.

К федеральным относились следующие налоги:

Налог на добавленную стоимость;

Акцизы на отдельные группы и виды товаров;

Налог на доходы банков;

Налог на доходы от страховой деятельности;

Налог с биржевой деятельности (биржевой налог);

Налог на операции с ценными бумагами;

Таможенная пошлина;

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд Российской Федерации;

Платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;

Подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий;

Подоходный налог с физических лиц;

Налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации;

Гербовый сбор;

Государственная пошлина;

Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

Поступления от этих налогов зачислялись в Федеральный бюджет. Исключением

из этого правила являлись подоходный налог (налог на прибыль) предприятий и подоходный налог с физических лиц, суммы отчислений по которым зачислялись непосредственно в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты других уровней. Еще одним исключением являлись гербовый сбор, государственная пошлина, и налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, суммы отчислений по которым зачислялись в местный бюджет.

Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливались законодательными актами Российской Федерации и взимались на всей ее территории.

К налогам республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов относились следующие налоги:

Налог на имущество предприятий. Сумма платежей по налогу равными долями зачисляется в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов по месту нахождения плательщика;

Лесной доход;

Плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем.

Эти налоги, устанавливались законодательными актами Российской Федерации и взимались на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определялись законами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации.

Роль бухгалтерского, налогового и управленческого учета в информационном поле предприятия

Сравнительный анализ главы 25 Налогового кодекса и действующих положений по бухгалтерскому учету показал, что объекты бухгалтерского учета, включают в себя объекты налогового учета. Поэтому правильно организованная система бухгалтерского учета должна давать полную информацию о доходах и расходах, имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях, которые влияют на налогооблагаемую прибыль, то есть об объектах налогового учета.

Согласно статье 247 Налогового кодекса РФ объектом обложения по налогу на прибыль организаций, признается прибыль, рассчитанная как доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. Понятие себестоимость продукции (работ, услуг), которое содержало Положение о составе затрат, в определении объекта налогообложения отсутствует. Объект налогообложения по налогу на прибыль, определяется через такие чисто бухгалтерские категории, как доходы и расходы.

Проанализируем классификацию доходов и расходов, определенную главой 25 Налогового кодекса РФ и сравним их с классификацией доходов и расходов, содержащейся в Положениях по бухгалтерскому учету. Согласно статье 248 Налогового кодекса, к доходам относятся:

Доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;

Внереализационные доходы.

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

Расходы, связанные с производством и реализацией;

Внерализационные расходы.

В Положениях по бухгалтерскому учету содержится следующая классификация доходов и расходов. Согласно пункту 4 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации (ПБУ 9/99)», доходы организации в зависимости от их характера, условий получения и направлений деятельности организации подразделяются на:

Доходы от обычных видов деятельности;

Операционные доходы;

Внереализационные доходы.

Расходы организации, в соответствии с пунктом 4 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации (ПБУ 10/99)», подразделяются на:

Расходы по обычным видам деятельности;

Операционные расходы;

Внереализационные расходы.

Таким образом, наименования отдельных видов, доходов и расходов, приведенные в главе 25 Налогового кодекса, незначительно отличаются от наименований, содержащихся в ПБУ. Однако, в бухгалтерском учете понятия доходы и расходы, трактуются более широко и обобщено. Так, под доходами понимается увеличение экономических выгод, а под расходами - уменьшение экономических выгод. По сути, такая трактовка доходов и расходов, включает в себя понятие доходов и расходов, содержащиеся в 25-й главе. То есть, система бухгалтерского учета позволяет сформировать информацию о доходах и расходах необходимую для целей налогообложения.

Из этого следует, что налоговый учет не может иметь собственную самостоятельную информационную базу. Ни разработчики главы 25 Налогового кодекса РФ, ни законодатели не подумали над тем, как при таких обстоятельствах организовать самостоятельный, независимый от бухгалтерского налоговый учет.

Теперь проанализируем требования к ведению бухгалтерского, налогового и управленческого учета.

Глава 25 Налогового кодекса обязывает каждого налогоплательщика самостоятельно организовывать систему налогового учета, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета. Налоговые органы не вправе устанавливать обязательные формы документов налогового учета. Профессор Д.Г. Черник, по этому поводу писал: «В 25-й главе говорится, что налоговый учет определяется руководителем предприятия в его приказе об учетной политике для целей налогообложения. А сама глава задает только концептуальные параметры налоговых регистров. И что, позвольте спросить, будет, если каждый руководитель предприятия в России начнет устанавливать свои налоговые учетные параметры и с этим придет в налоговую инспекцию? .... Одна из серьезнейших задач для экономистов, специалистов налоговой области, аудита - это разработка методики и практики налогового учета. Бессмысленно разрабатывать налоговый учет для отдельного предприятия, нужно в экстренном порядке создавать методику налогового учета по крупным отраслям производства».14

Суть принципа последовательности применения норм и правил налогового учета заключается в том, что раз установленные нормы и правила ведения налогового учета нельзя необоснованно изменять. Их нужно применять последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения допускается в случае изменения законодательства или применяемых методов учета. При этом решения о любых изменениях должны отражаться в учетной политике для целей налогообложения и применяться с начала нового налогового периода. В случае если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Стандартизация налогового учета в организации и учетная политика для целей налогообложения

Согласно статье 313 Налогового кодекса РФ, порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Таким образом, наряду с учетной политикой для целей бухучета все плательщики налога на прибыль должны иметь учетную политику для целей налогообложения. Эти учетные политики можно формировать по-разному.

Первый вариант. Можно утвердить учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета отдельными приказами. Основной недостаток этого варианта состоит в том, что эти два приказа будут во многом дублировать друг друга. Например, будет совпадать порядок оформления хозяйственных операций первичными документами и правила документооборота, поскольку и бухгалтерский и налоговый учет ведется на основании одних и тех же документов.

Второй вариант. Можно издать один приказ, в котором предусмотреть три раздела:

Организационно-технический;

Учетная политика для целей бухгалтерского учета;

Учетная политика для целей налогообложения. В первом разделе нужно указать:

1. порядок и сроки проведения инвентаризации;

2. рабочий план счетов бухгалтерского учета;

3. формы первичных документов для хозяйственных операций, по которым не утверждены типовые бланки или которые организация разработала самостоятельно;

4. формы регистров налогового учета;

5. правила документооборота;

6. прядок контроля за правильностью учета хозяйственных операций для целей бухучета и для целей налогообложения.

Второй раздел - это учетная политика для целей бухгалтерского учета. Основным документом, который регламентирует порядок ее составления, является Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденное приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н.

Третий раздел - это учетная политика для целей налогообложения. Здесь нужно отразить порядок определения выручки, которому будет следовать организация, исчисляя НДС. Кроме того, в этом разделе организация должна указать, как она будет признавать доходы и расходы, а также учитывать отдельные хозяйственные операции в целях исчисления налога на прибыль. Заполняя этот раздел, следует руководствоваться нормами Налогового кодекса РФ.

Этот вариант построения учетной политики наиболее подходит для тех организаций, которые ведут самостоятельную систему налогового учета, никак не связанную с бухгалтерским учетом. Поскольку правила бухучета и налогообложения отражаются обособленно, а дублирование исключается за счет вынесения общих моментов в первый организационно-технический раздел.

Организации, которые ведут налоговый учет на основе бухгалтерского, могут создать объединенную учетную политику: одновременно для бухгалтерского и налогового учета. В этом случае, отдельно прописывать правила бухгалтерского учета и учета для целей налогообложения придется только по тем операциям, по которым эти правила не совпадают. По тем операциям, по которым правила бухучета и учета для целей налогообложения одинаковы, нужно прописать порядок их отражения в бухучете и установить, что для целей налогообложения эти операции учитываются в том же порядке.

Существуют и другие подходы к построению учетной политики для целей налогообложения. Например, директор аудиторской фирмы «ЦБА» С.А. Николаева в книге «Налоговый учет в 2003 году» (Москва «АН-Пресс» 2003 год) предлагает трех уровневую систему внутренних стандартов, устанавливающих порядок ведения налогового учета на предприятии. По ее мнению в стандартах первого уровня должен устанавливаться порядок и концептуальные основы построения системы ведения налогового учета:

Структура ведения налогового учета организации, включая краткое описание и основные требования к составлению документов, входящих в систему ведения налогового учета;

Перечень налогов, плательщиком которых является конкретная организация, налоговый календарь на текущий год;

В качестве приложения к стандартам первого уровня может быть разработан Глоссарий (словарь), в котором приводится перечень терминов и их определений, используемых в системе ведения налогового учета.

В стандартах второго уровня описывается процесс ведения налогового учета организации, они не носят адресного характера, не направлены на конкретных исполнителей учетных процедур. В стандартах второго уровня по ведению налогового учета должны быть отражены:

Способы организации технологического процесса функционирования налоговой службы организации;

Способы формирования информации об исчислении конкретного налога и предоставления отчетности в налоговый орган по этом налогу.

Таким образом, стандарты второго уровня разрабатываются в разрезе конкретных налогов и процессов налогового учета. Они также конкретизируют требования к составу и содержанию налоговой отчетности для данной организации, необходимость составления которой закреплена на законодательном уровне. Они содержат подробные указания по заполнению форм налоговой отчетности (деклараций по налогам и необходимых справок).

Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым кодексом Российской Федерации.

Ведение налогового учета входит в обязанность всех компаний, в том числе применяющих специальные налоговые режимы.

Именно налоговый учет дает возможность формирования полной и достоверной информации о порядке учета в целях налогообложения хозяйственных операций.

Налоговый учёт ведется в специальных формах - налоговых регистрах.

Организации - налогоплательщики самостоятельно формируют свою систему налогового учета.

Порядок ведения налогового учета должен быть прописан в учетной политике для целей налогообложения, которая утверждается приказом (распоряжением) руководителя компании и является основным документом, необходимым для исчисления налогов.

Целями налогового учёта являются:

1) формирование полной и достоверной информации о суммах доходов и расходов налогоплательщика, определяющих размер налоговой базы отчётного (налогового) периода;

2) обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет;

3) обеспечение внутренних пользователей информацией, позволяющей минимизировать свои налоговые риски и оптимизировать налоги.

При этом внутренним пользователем информации является администрация организации.

Внешними пользователями информации являются налоговые органы, которые производят оценку правильности формирования налоговой базы, налоговых расчётов, а также осуществляют контроль за поступлением налогов в бюджет.

Средством достижения цели налогового учёта является группировка данных первичных документов.

Налоговый учёт состоит только из этапа обобщения информации. Сбор и регистрация информации путём её документирования осуществляется в системе бухгалтерского учёта.

Данные налогового учета должны содержать следующую информацию:

    порядок формирования суммы доходов и расходов;

    порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

    сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

    порядок формирования сумм создаваемых резервов;

    сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждением данных налогового учета выступают:

    первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

    аналитические регистры налогового учета;

    расчет налоговой базы.

Одной из главных задач налогового учёта является определение суммы платежей в бюджет и задолженности перед бюджетом по налогам на определённую дату.

Предметом налогового учёта выступают производственная и непроизводственная деятельность предприятия, в результате чего у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате налога.

Налоговым кодексом РФ определены следующие принципы ведения налогового учета:

    принцип денежного измерения. В налоговом учёте отражается информация о доходах и расходах, представленных, прежде всего, в денежном выражении;

    принцип имущественной обособленности. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящееся у данной организации.

    принцип непрерывности деятельности организации. Учёт должен вестись непрерывно с момента её регистрации в качестве юридического лица до её реорганизации или ликвидации.;

    принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности. Принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности является доминирующим. Доходы признаются в том отчётном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества или имущественных прав (принцип начисления). Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчётном (налоговом) периоде, к которому они относятся независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы оплаты.;

    принцип последовательности применения норм и правил налогового учёта. Нормы и правила должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому. Этот принцип распространяется на все объекты налогового учёта;

    принцип равномерности признания доходов и расходов. Данный принцип предполагает отражение для целей налогообложения расходов в том же отчётном периоде, что и доходы, для получения которых они были произведены.

Существуют следующие варианты ведения налогового учёта:

    налоговый учет ведется отдельно от бухгалтерского учета. Этот вариант наиболее целесообразен для использования в крупных компаниях, где такой учет ведется в специальном подразделении организации;

    налоговый учет ведется на базе бухгалтерского учета, что предполагает максимальное сближение налогового и бухгалтерского учета, специальные налоговые регистры ведутся лишь в тех случаях, когда налоговое законодательство предусматривает иные правила учета;

    налоговый учет ведется способом корректировки данных бухгалтерского учета: в налоговых регистрах отражается лишь разница между данными бухгалтерского и налогового учета в тех ситуациях, когда такие отклонения возникают;

  • налоговый учет ведется в специальном налоговом плане счетов. Данный способ предполагает разработку и введение дополнительных счетов налогового учета к рабочему плану счетов. Этот способ является наиболее оптимальным и чаще всего используется в небольших и средних организациях.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Налоговый учет: подробности для бухгалтера

  • Организация приобрела автомобиль: бухгалтерский и налоговый учет

    Списывать расходы в бухгалтерском и налоговом учете по этому транспортному средству? Надо... списывать расходы в бухгалтерском и налоговом учете по этому транспортному средству? Надо... /244). Налог на прибыль В налоговом учете автомобиль признается амортизируемым имуществом, если...

  • Налоговый учет государственных учреждений в «1С» с 2017 г.

    ... ». Затраты в налоговом учете Теперь рассмотрим учет затрат в налоговом учете. В соответствии... 50). Благодаря установленному соответствию счетов налогового учета счетам бухгалтерского учета (с... с точки зрения налогового учета; учитывать специфические требования налогового учета к определенным видам... идентификации затрат в налоговом учете. Подведем итоги настройки налогового учета в «1С:Бухгалтерии... выбирается метод начисления амортизации в налоговом учете: «линейный» или «нелинейный» Пользователь...

  • Сроки хранения документов бухгалтерского и налогового учета

    Обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для... должно хранить документы бухгалтерского и налогового учета, в том числе по объектам... обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для... обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для... момента завершения начисления амортизации в налоговом учете (учет расходов на приобретение такого...

  • Списание испорченных товаров в бухгалтерском и налоговом учете, когда виновное лицо не установлено

    Испорченных товаров в бухгалтерском и налоговом учете? Необходимо ли восстанавливать НДС, ранее... испорченных товаров в бухгалтерском и налоговом учете? Необходимо ли восстанавливать НДС, ранее...

  • Возврат магазином поставщику продукции ненадлежащего качества: бухгалтерский и налоговый учет

    Продажей этой продукции. Особого порядка налогового учета операций, связанных с возвратом покупателем... на то, как отражать в налоговом учете возврат некачественного товара и как... не будет, поскольку исправление данных налогового учета будет иметь место до представления...

  • Возврат части товара надлежащего качества: бухгалтерский и налоговый учет

    В бухгалтерском учете и в налоговом учете в части НДС? Покупатель возвращает... , в бухгалтерском учете и в налоговом учете в части НДС? Рассмотрев вопрос...

  • Расходы на охрану. Бухгалтерский и налоговый учет

    И отражением в бухгалтерском и налоговом учете затрат на услуги охраны. В... и отражением в бухгалтерском и налоговом учете затрат на услуги охраны. В... эти расходы нельзя признать в налоговом учете, поскольку они не упоминаются в...

  • Договор мены: порядок бухгалтерского и налогового учета

    Содержит. Каков порядок бухгалтерского и налогового учета операций по договору мены? По... содержит. Каков порядок бухгалтерского и налогового учета операций по договору мены? По... в бухгалтерском, так и в налоговом учете отражается на дату получения автомобиля... РФ). Налог на прибыль В налоговом учете организация признает доход в сумме...

  • Штрафные санкции за нарушение срока представления деклараций и расчетов. Бухгалтерский и налоговый учет

    И штрафы по страховым взносам Налоговый учет доначисленных в результате проверки налогов...

  • Налоговый учет при частичной ликвидации основных средств

    Норм, регламентирующих порядок отражения в налоговом учете операций, связанных с частичной ликвидацией... норм, регламентирующих порядок отражения в налоговом учете операций, связанных с частичной ликвидацией... до 20 лет включительно). В налоговом учете амортизация по нему начисляется линейным... основное средство будет числиться в налоговом учете, равна 1 120 000 руб...

  • Налоговый учет операций по переработке давальческих материалов

    Проводкой: Дебет 43 Кредит 20 . Налоговый учет Материальные расходы. По общему правилу... формировании состава прямых расходов в налоговом учете налогоплательщик может учитывать перечень прямых... 60 51 94 400 В налоговом учете стоимость материалов также равна 350 ... ПБУ 9/99 «Доходы организации»). Налоговый учет Полученные от давальца сырье и...

  • Убыток в налоговом учете

    Скорректированы правила налогового учета убытков: ограничение срока переноса убытков... . С 2017 года изменились правила налогового учета убытков. О новом порядке учета... пойдет речь ниже. Скорректированы правила налогового учета убытков: ограничение срока переноса убытков... . С 2017 года изменились правила налогового учета убытков. О новом порядке учета... -8954/12). Что изменилось в налоговом учете убытков До 1 января 2017 ...