Индекс образовательной инфраструктуры регионов Российской Федерации. Корпорация «российский учебник» представила на пмэф результаты исследования «индекс образовательной инфраструктуры регионов Справка о компании

28.11.2023

Сегодня на Петербургском международном экономическом форуме состоится презентация масштабного исследования НИУ ВШЭ и корпорации «Российский учебник» «Индекс образовательной инфраструктуры российских регионов». Эксперты НИУ ВШЭ проанализировали состояние зданий школ и детсадов, состав педагогических коллективов и условия для обучения инвалидов. Оказалось, что самый высокий уровень кадрового обеспечения - в профессиональном образовании (в 1,5 раза выше, чем в дошкольном и школьном). А вот материально-техническое обеспечение школ и детсадов, наоборот, лучше, чем в техникумах и колледжах.

Согласно исследованию, работа над которым заняла почти полтора года, средний индекс образовательной инфраструктуры субъектов за 2015 год составил 0,48 (по шкале от 0 до 1). Это на 0,02 выше, чем в 2014 году. Такой показатель складывается из исследования кадров, зданий школ и техникумов, информационных ресурсов и многого другого. Индекс находится в средней зоне - ни критически слабых, ни позитивно продвинутых регионов эксперты не выделили.

По уровням образования (дошкольное, школьное, дополнительное и профессиональное) в целом по стране индексы также оказались средними: от 0,43 по дошкольному до 0,56 по среднему профессиональному.

Заместитель генерального директора корпорации «Российский учебник» Максим Лозовский пояснил «Известиям», что при этом в регионах ситуация разнится.

Этот принцип мы и закладывали в индекс. Он должен стать сигналом для местных властей, органов управления образованием и основой для обмена опытом. Власти смогут детально изучить ситуацию в своем регионе и сравнить ее с другими субъектами, - сказал он.

Самыми неравномерными в 2015 году оказались показатели качества региональной образовательной инфраструктуры. Значения региональных индексов составили от 0,21 до 0,75 при среднероссийском значении 0,46.

Эксперты НИУ ВШЭ выявили, что лучшее школьное образование в Калининградской области (2-е и 3-е места - Краснодарский край и Ленинградская область). Лучшее дошкольное - в Камчатском крае (2-е и 3-е места - Курская и Магаданская области).

Индекс кадрового обеспечения оказался самым высоким в профессиональном образовании (0,67). Это в 1,5 раза выше аналогичных показателей дошкольного (0,40) и школьного (0,45) образования.

По словам народного учителя России, директора столичного Центра образования № 548 «Царицыно» Ефима Рачевского, кадровый вопрос сегодня остается одним из самых острых.

Из всех ресурсов самый дорогой - именно кадры. Всё остальное вторично. Сегодня есть проблемы с изучением математики, физики, химии. Эти предметы не были трендами в сфере высшего образования в последние 20 лет. Новые вузы учили на дизайнеров, психологов, экономистов, юристов и журналистов, - пояснил Ефим Рачевский.

Поэтому сейчас высокий спрос именно на естественно-научные специальности.

Индекс материально-технического оснащения профессионального и дополнительного образования остается относительно невысоким (0,53 и 0,52). В школьном и дошкольном образовании ситуация с компьютерами и ремонтом заметно лучше (0,63 и 0,61).

Научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов отметил, что инфраструктура, включая кадровый состав учебного учреждения, - это минимальный «джентльменский набор» региона. Его наличие позволяет потенциально гарантировать качество и доступность образования, «но то, как он используется, - предмет исследования».

На самой низкой отметке оказался индекс инклюзии. В среднем по России он составил 0,23–0,33.

Это связано с тем, что внимание инклюзивному образованию начали уделять относительно недавно. Всего несколько лет назад стали появляться новые требования и нормативы, по-новому стали использовать существующую инфраструктуру общего образования и региональной сети образовательных учреждений, - отметил Максим Лозовский.

По его словам, позитивная динамика в стране уже видна. Он назвал это эффектом низкого старта.

Заместитель главы аппарата комитета Госдумы РФ по образованию и науке Алексей Майоров сказал «Известиям», что система образования пока не готова к тому, чтобы обучать в обычных школах детей с особыми потребностями. Это связано еще и с тем, что в стране остались специализированные учреждения для детей с ограниченными возможностями.

7 июня 2017 08:08

Авторы исследования озвучили ведущие регионы страны с самыми высокими значениями индекса. Оценивалась только образовательная инфраструктура, а не уровень образования в целом. По уровню общего образования неоспоримо лидерство Москвы, чей индекс намного выше остальных регионов. Эти результаты в очередной раз показывают высокий потенциал, созданный российской столицей для получения школьниками качественного образования на уровне мировых лидеров.

Другими лидерами по общему образованию эксперты назвали, в том числе, Тюменскую, Ярославскую и Новгородскую области.

В сфере дошкольного образования лидером является Мурманская область, в сфере дополнительного образования - Тюменская область, в сфере среднего профессионального образования - Чувашская республика.

«Индекс образовательной инфраструктуры российских регионов» - новый аналитический инструмент для региональных администраций и органов управления образованием. Он позволяет решить две актуальных задачи - повышение эффективности инвестиционных решений органов управления образованием и рост привлекательности сферы образования для внебюджетных инвестиций.

Для объективности сравнения регионы со схожими социально-экономическими показателями объединены в кластеры. Индекс служит основой для определения приоритетов и корректировки региональных программ развития образования.

По мнению авторов исследования, высокий уровень развития образовательной инфраструктуры значительно повышает привлекательность территории для квалифицированных специалистов, которым критически важно, в каких школах будут учиться их дети.

Развитая инфраструктура привлекает лучших учителей из других регионов. Другими словами, она способствует росту качества жизни на территории. В конечном счете, все эти факторы влияют на привлекательность региона для частных инвесторов и возможность реализации экономического потенциала субъекта РФ. Кроме того, использование предложенных подходов позволяет повысить эффективность государственных вложений в образование в регионе.

Высокий уровень развития образовательной инфраструктуры значительно повышает привлекательность территории для квалифицированных специалистов, считают авторы исследования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 1 июня. /ТАСС/. НИУ "Высшая школа экономики" и корпорация "Российский учебник" представят 1 июня в презентационной зоне Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) результаты исследования "Индекс образовательной инфраструктуры российских регионов". Об этом сообщили организаторы мероприятия.

"Индекс образовательной инфраструктуры российских регионов" - новый аналитический инструмент для региональных администраций и органов управления образованием. Он позволяет решить две актуальных задачи - повышение эффективности инвестиционных решений органов управления образованием и рост привлекательности сферы образования для внебюджетных инвестиций.

Для объективности сравнения регионы со схожими социально-экономическими показателями объединены в кластеры. Индекс служит основой для определения приоритетов и корректировки региональных программ развития образования.

По мнению авторов исследования, высокий уровень развития образовательной инфраструктуры значительно повышает привлекательность территории для квалифицированных специалистов, которым критически важно, в каких школах будут учиться их дети.

Развитая инфраструктура привлекает лучших учителей из других регионов. Другими словами, она способствует росту качества жизни на территории. В конечном счете все это влияет на привлекательность региона для частных инвесторов и возможность реализации экономического потенциала субъекта РФ. Кроме того, использование предложенных подходов позволяет повысить эффективность государственных вложений в образование в регионе.

В рамках презентации исследования пройдет дискуссия на тему "Как вложить деньги в образование, чтобы сделать ваш регион успешным?"

Форум

ПМЭФ проходит с 1 по 3 июня. Мероприятия форума объединены девизом "В поисках нового баланса в глобальной экономике". ТАСС выступает генеральным информационным партнером и официальным фотохост-агентством ПМЭФ. Кроме того, агентство является оператором зоны презентаций форума при поддержке компании EY.

Высокий уровень развития образовательной инфраструктуры значительно повышает привлекательность территории для квалифицированных специалистов, считают авторы исследования.

Начальное общее образование

Основное общее образование

Среднее общее образование



1 /

НИУ «Высшая школа экономики» и корпорация «Российский учебник» 1 июня 2017 года представили на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) результаты исследования «Индекс образовательной инфраструктуры российских регионов».

Авторы исследования озвучили ведущие регионы страны с самыми высокими значениями «Индекса образовательной инфраструктуры». Оценивалась только образовательная инфраструктура, а не уровень образования в целом. По уровню общего образования неоспоримо лидерство Москвы, чей индекс намного выше остальных регионов. Это в очередной раз показывает высокий потенциал, созданный российской столицей для получения школьниками качественного образования на уровне мировых лидеров.

Другими лидерами по общему образованию эксперты назвали, в том числе, Тюменская, Ярославская и Новгородская области.

В сфере дошкольного образования лидером является Мурманская область, в сфере дополнительного образования - Тюменская область, в сфере среднего профессионального образования - Чувашская республика.

«Индекс образовательной инфраструктуры российских регионов» - новый аналитический инструмент для региональных администраций и органов управления образованием. Он позволяет решить две актуальные задачи - повышение эффективности инвестиционных решений органов управления образованием и рост привлекательности сферы образования для внебюджетных инвестиций.

Для объективности регионы со схожими социально-экономическими показателями объединены в кластеры. Индекс служит основой для определения приоритетов и корректировки региональных программ развития образования.

По мнению авторов исследования, высокий уровень развития образовательной инфраструктуры значительно повышает привлекательность территории для квалифицированных специалистов, которым критически важно, в каких школах будут учиться их дети.

Развитая инфраструктура привлекает лучших учителей из других регионов. Другими словами, она способствует росту качества жизни на территории. В конечном счете, все эти факторы влияют на привлекательность региона для частных инвесторов и возможность реализации экономического потенциала субъекта РФ. Кроме того, использование предложенных подходов позволяет повысить эффективность государственных вложений в образование в регионе.

В рамках презентации исследования прошла дискуссия на тему «Как вложить деньги в образование, чтобы сделать ваш регион успешным?»

Спикеры:

  • Виктор Александрович Болотов , президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ «Высшая школа экономики»;
  • Тигран Гамлетович Шмис , старший специалист в области образования, Всемирный банк
  • Сергей Геннадьевич Косарецкий , директор Центра социально-экономического развития школы Институт образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»;
  • Максим Борисович Лозовский , Заместитель генерального директора по стратегическому планированию издательской группы «Эксмо-АСТ».

О компании
Корпорация «Российский учебник» учреждена в 2017 году. В ее состав вошли издательства «Дрофа», «Астрель» «Вентана–Граф», а также цифровая образовательная платформа LECTA. Сегодня издательская корпорация «Российский учебник» обладает самым большим количеством учебников, включенных в Федеральный перечень - 485 наименований (около 38% рынка). Портфель корпорации составляют традиционно высоко востребованные среди российских педагогов учебники и пособия по начальной школе , удостоенные Премии Президента в области образования, а также популярные линии учебно-методических комплектов по физике, химии, биологии, географии, технологии, черчения, астрономии .

Корпорация сотрудничает с институтами повышения квалификации работников образования в 80 регионах РФ, что дает возможность ежегодно обеспечивать методической поддержкой свыше 220 тыс. педагогов. Цифровая образовательная платформа LECTA - популярная среди педагогов для распространения и использования в образовательном процессе учебников в электронной форме, требование о создании которых было сформулировано Министерством образования и науки РФ в 2014 году.