Ассигнации и кредитные билеты российской империи. Денежные знаки российской империи Сколько стоят бумажные деньги екатерины 2

02.03.2024

Сегодня сайт вспоминает и показывает эволюцию денежных знаков России, начиная с эпохи Екатерины II и заканчивая ограниченной серией купюр новой России в честь Олимпийских игр в Сочи 2014.

Первые бумажные деньги Российской Империи

Первыми бумажными деньгами в Российской Империи стали купюры достоинства 25, 50, 75 и 100 рублей, выпущенные в 1769 году.

Они были напечатаны на белой бумаге с водяными знаками. Тогда это было пиком технологий.


Новые российские деньги назывались ассигнациями и печатались в двух учреждённых императрицей Екатериной II банках в Москве и в Санкт-Петербурге.


Официальная цель замены медных денег на бумажные — необходимость снижения себестоимости выпуска денег, хотя говорят, что на самом деле таким образом мудрая императрица провела сбор средств для организации русско-турецкой войны.

Государственные кредитные билеты 1843−1865 гг.

Внедрение новой техники в Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг позволило улучшить внешний вид билетов и усилить их защиту.


Все выполнено в традиционных цветах: 1 руб. — желтый, 3 руб. — зеленые, 5 руб. — синие, 10 руб. — красные, 25 руб. — фиолетовые, 50 руб. — серые и 100 руб. — коричневые. Лицевая пропись с номером и гербом России выполнена черной краской.


На оборотной стороне текст выполнен черной краской, а на билетах достоинством 100 руб. подложечная сетка цветная — радужная печать (ирис). Это сделано впервые. Впоследствии ирис применяли на сетках очень часто.

«Петенька»

Самой крупной по размеру купюрой Российской империи является купюра достоинством 500 рублей, выпускавшаяся с 1898 по 1912 год.


500-рублёвая денежная купюра

Размер купюры — 27,5 см на 12,6 см. В 1910 году один «петенька» — это две годовые зарплаты среднестатистического российского рабочего.

Керенки

Денежные купюры, которые в 1917 году в России выпускало Временное правительство, и в период с 1917 до 1919 года Госбанк РСФСР на одних и тех же клише до появления советских денежных знаков, назывались «керенки», по имени последнего председателя Временного правительства А. Ф. Керенского.


Как денежные знаки они ценились очень низко, и народ отдавал предпочтение царским деньгам или же денежным знакам правительства, которое в это время захватило власть на конкретной территории.



Мелкие керенки (20 и 40 рублей) поставлялись на больших неразрезанных листах без перфорации, и во время выдачи зарплаты их просто отрезали от листа. Лист в 50 керенок общим номиналом 1000 рублей в народе называли «штука». Печатали их разными красками, на неподходящей бумаге, а иногда и на обороте этикеток товаров и продуктов.


Купюра 250 рублей 1917 года выпуска


Лимбард


Купюра один миллиард рублей

В начале 1920-х годов в период гиперинфляции в Закавказской Советской Социалистической республике (а это Азербайджанская, Армянская и Грузинская ССР) выпустили денежный знак номиналом 1 миллиард рублей (разговорное — лимард, лимонард).


Купюра один миллиард рублей

На лицевой стороне купюры изображался номинал цифрами и прописью и содержались предупредительные надписи, а на обратной стороне художники изобразили женщину-рабочую, герб ЗСФСР и растительные орнаменты.

Бумажные червонцы

Самой крупной по покупательной способности после 1917 года стала купюра в 25 советских червонцев.


Она была обеспечена 193,56 граммами чистого золота. Стоит отметить, что одновременно с выпущенным осенью 1922 года бумажным червонцем Советы начали выпускать золотые червонцы в виде монет 900-ой пробы.



По размеру советский червонец полностью соответствовал дореволюционной монете в 10 рублей.

Расчётные чеки Натурсоюза


В 1921 году, во время безудержной гиперинфляции советских рублей и голода, Киевским Натурсоюзом были выпущены расчётные чеки достоинством 1 пуд хлеба. Натурчеки были выпущены номиналом 1, 2, 5, 10, 20 натуррублей или пудов.



Сообщалось, что «наименьшая купюра натурчека Союза равна 1 натуркопейке, составляющей 1/100 пуда ржаной муки, 10 натуркопеек составляют 1 пай, а 100 натуркопеек — 1 натуральный рубль (пуд ржаной муки)»

Денежная реформа 1947 года


Билет достоинством в 1 руб. отпечатан с лицевой стороны типографским способом в две краски, а с оборотной стороны орловским способом в пять красок, включая ирис.


Билеты банка СССР 1961 года

Билеты достоинством в 10 и 25 руб. отпечатаны с лицевой стороны металлографским способом по двухкрасочной типографской сетке, а с оборотной стороны — типографская печать по орловской пятикрасочной подложечной сетке. На всех банковских билетах два шестизначных номера. Бумага с общим водяным знаком.


Билеты достоинством в 100 руб. аналогичны билетам в 50 руб., но орловская сетка на лицевой стороне. С лицевой и оборотной сторон металлографская печать.

Чеки Внешторгбанка СССР

В СССР существовала сеть магазинов «Берёзка», где принимали чеки серии «Д».



Такие чеки представляли собой денежное обязательство Госбанка (Внешторгбанка) СССР о выплате указанной в чеке суммы и предназначались для расчётов определенных категорий граждан за товары и услуги. Все чеки печатались на ГОЗНАКе.

Талоны на дефицитные товары. СССР

В начале 1990-х страну Советов поразил массовый дефицит, и для приобретения товаров только денег стало недостаточно.


Советская бюрократия вспомнила проверенный способ распределения дефицитных продуктов по карточкам, но при этом употребила деликатное слово «талоны».

Билеты Государственного банка СССР образца 1991−92 гг.




Когда начался распад СССР (1991−1995 гг), рубль стали постепенно выводить из обращения. Последняя страна, которая 10 мая 1995 года отказалась от валюты — стал Таджикистан.

Билет Банка России образцы 1995 года




Билеты Банка России образца 1995 года

Дизайнером, который разрабатывал дизайн для большинства советских купюр — был гравер и художник Иван Иванович Дубасов.

Билеты Банка России образца 1997 года



100 рублей образца 1997 года



500 рублей образца 1997 года

Вертикальная банкнота


100-рублёвая банкнота, выпущенная к Олимпиаде-2014

К Олимпиаде-2014 Банком России выпущена памятная банкнота номиналом 100 рублей. Общий тираж банкноты — 20 млн экземпляров. Это первая российская вертикально ориентированная банкнота.

«Красненькая», «катенька», «петенька» - этими ласковыми именами в России издавна называли бумажные деньги. Это связано и их историей и внешним видом. Хотя облик русских банкнот менялся на протяжении истории, при их разработке следовали определенным традициям. По тому, как трансформировались купюры, можно изучать историю.

«Синица» в руках

Очарованный странник Лескова встретил в трактире молодую красавицу-цыганку... «Даже нельзя ее описать как женщину, а точно будто как яркая змея, на хвосте движет и вся станом гнется, а из черных глаз так и жжет огнем... А в руках она держит большой поднос, на котором по краям стоят много стаканов с шампанским вином, а посредине куча денег страшная. Только одного серебра нет, а то и золотом и ассигнации, и синие синицы, и серые утицы, и красные косачи, - только одних белых лебедей нет».

Николай Семенович написал свою повесть в 1872-1873 годах. К тому времени свободный размен бумажных денег на золото и серебро был запрещен (результат Крымской войны 1853-1856 годов, вызвавшей значительный дефицит в императорской казне). Но цвета, присвоенные купюрам разного достоинства во время реформы Канкрина, остались неизменными. Этой цветовой кодировке банкнот предстояло пройти сквозь века, пережить династию Романовых и перекочевать в совсем другое государство с иной системой управления.

Итак, граф Егор Францевич Канкрин (а точнее - Георг Людвиг Канкрин, рожденный в городке Ханау, что в ландграфстве Гессен-Кассель) в 1823 году был призван на должность министра финансов Его императорского величества Александра I. Он пришел на место графа Гурьева, того самого по имени названа гурьевская каша. По свидетельству современников, он «…обладал умом неповоротливым», да и ко двору был приближен «через дружество с графом Скавронским». Тем не менее, именно при нем русские ассигнации уже прошли усовершенствование в 1818 году. Усложнить дизайн и снабдить банкноты каждого номинала своим водяным знаком было решено после печального опыта Отечественной войны 1812 года. Тогда Наполеон наводнил страну фальшивыми ассигнациями, которыми французские фуражиры расплачивались ими с русскими крестьянами за провиант. Тогда вышли купюры достоинством 25 и 50 рублей, а в следующем - достоинством 5, 10, 100 и 200 рублей.

Купюры разного достоинства имели свой цвет: достоинством в один рубль - желтые, трешницы - зеленые, пятирублевки - синие (те самые «синицы» на подносе цыганки), а десятирублевые купюры были красного цвета, потому и назвались «червонцами». Белого же цвета были сторублевки.

В обиходе часто купюры именовались по цветам, причем ласково: «синенькая», «красненькая»… «Послушай, Иван Иванович, я тут в одно место наведаться собрался, а кошелек, вот незадача, дома забыл, ты не мог бы мне до завтра ссудить красненькую?», - просит Вишнепокромов во втором (сожженном) томе «Мертвых душ». Надо отметить, что когда в 1830 году десятирублевка изменила цвет, ее все равно продолжали именовать «красненькой».

Называть пятирублевку «синицей» было также принято, как и десятку «червонцем». А теперь представим, какой дополнительный смысл раскрывался в поговорке «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», особенно если взять слово «синица» в кавычки.

Спустя 16 лет после своего назначения, уже при следующем государе – Николае I – Канкрин проводит денежную реформу. В 1840 году издается манифест «Об устройстве денежной системы», согласно которому все сделки должны были исчисляться исключительно в серебре. С 20 декабря 1839 по 18 июня 1841 года были выпущены депозитные билеты достоинством в 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей. Билеты свободно обменивались в серебряные монеты. К тому времени червонцу вернули его червонный цвет. Во всяком случае, бумажка, которую получил повар от барина в «Обыкновенной истории» Гончарова, действительно была красного цвета: «Вот его сиятельство так каждый день изволит жаловать... такой добрый барин. Я намедни ходил к нему с какой-то тетрадкой от барышни - красненькую пожаловал» (впервые напечатано в 1847 году).

Защищены эти банкноты были весьма хорошо: многоцветная печать в несколько краскооттисков, сложные фоновые сетки, причудливые гильоширные розетки и т.п. Новый дизайн и более совершенные средства защиты потребовались только через полвека.

Баба Катя

1860-е годы отмечены экономическим кризисом, одной из причин которого было поражение России в Крымской войне. На троне в то время - Александр II, а Министерство финансов возглавлял Михаил Христофорович Рейтерн. Власть проводит целый ряд важных реформ: отказывается от промышленного протекционизма, либерализует внешнюю торговлю, отменяет крепостное право.

Принципы денежной политики, установленные Канкриным, размываются: начиная с 1859 года в обращение были введены кредитные деньги, не имевшие твердого курса к золоту. Они выпускались до 1870-х годов для покрытия бюджетного дефицита. Это вызвало обесценение денег и сокращение оборота металлических денег. Также страна активно заимствовала за границей.

Новая экономическая реальность требовала новых денег. Их выпустили в 1866 году. На этих купюрах уже появились портреты. Их наличие существенно усложняло технологию производства, а значит - снижало вероятность подделки. На синей пятирублевке был изображен Дмитрий Донской, на «красненькой» - первый самодержец династии Романовых Михаил Федорович, а «беленькую» сотку украсил портрет Екатерины Второй. С тех пор сторублевка получила новые прозвища: купцы и заводчики ласково именовали ее «катенькой», а воры-медвежатники, выгребавшие сотки из сейфов - «бабкой». Отсюда и вошло в язык слово «бабки» применительно к деньгам. Обычные же обыватели, чиновники, разночинцы, как правило, не держали сторублевой купюры в руках за всю свою жизнь. Кстати, на обороте «катенька» была уже не белой, а разноцветной, радужной.

Не очень понятно, насколько на самом деле были белы «лебеди», которые лесковский странник метал под ноги танцующей цыганки. Кстати, если это были купюры нового образца, то получается, что девушка топтала ногами изображения августейших особ, пускай и не ныне царствующих.

Также выпускалась банкнота достоинством в 50 рублей, которая почему-то называлась «уголком», на которой был изображен Петр Великий. Правда, она вышла только в 1866 году и потом была постепенно изъята из обращения.

В конце царствования Александра III, в 1890 году, была изобретена «орловская печать», которая обеспечивала абсолютно точное совпадение элементов рисунка, печатаемых красками разных цветов. Тогда были выпущены новые кредитные билеты номиналами в 25, 10 и 5 рублей с применением новой технологии. А в 1898 году появилась новая, очередная серия русских денег.

Теперь портреты монархов переместились с оборотной стороны на лицевую. Снова появилась пятидесятирублевая купюра, только на ней теперь был изображен Николай I. «Катенька» порозовела, а оборотная сторона купюры стала и вовсе красно-желтой с серой окантовкой. Впрочем, в обиходе ее все равно продолжали называть «беленькой».

Кроме того, была выпущена новая банкнота - номиналом в 500 рублей с портретом Петра Великого. Ее крайне редко можно было встретить в обращении. Вроде как по аналогии с Екатериной, этот билет назывался «петенькой», а в криминальных кругах - «дедушкой».

«Дедушка» имел 46 степеней защиты, оставаясь в течение долгого времени самой защищенной банкнотой в мире. Когда фальшивомонетчикам все же удалось выкрасть бумагу для пятисотрублевок в Экспедиции заготовления государственных бумаг, они обошли только 43 степени защиты.

Последняя модификация денег прошла в 1905 году. Тогда «катеринки» (их еще и так называли) вновь стали белыми с желтоватым оттенком. Вскоре в стране прошла революция, которая свергла монархию. При таком повороте событий появление новых денег было неизбежно.

Свастические деньги

В конце XIX - начале XX века во всей Европе (и в России в том числе) приобретают популярность мистика и оккультизм всякого рода. Основывает свое Теософическое общество Елена Блаватская, получает популярность тибетский врач Петр Бадмаев, а семья последнего русского царя Николая II попадает под влияние Григория Распутина. Вместе с оккультными практиками, пришла и связанная с ними символика.

После свержения монархии в феврале 1917 года власть переходит к Временному правительству, которое сразу же разрешило Государственному банку увеличить эмиссию до 8,5 миллиарда рублей, а к началу октября эмиссия достигла уже 16,5 миллиарда рублей. Печатали старые, царские деньги, в результате чего они резко обесценились. В то же время, Временное правительство наметило и программу по выпуску собственных денег. Однако из запланированных к вводу бумажных купюр в обращение успели войти только государственные кредитные билеты («думки») номиналом в 250 и 1000 рублей и «керенки» номиналом в 20 и 40 рублей.

На купюре в 250 рублей был изображен двуглавый орел, лишенный царских атрибутов - короны, скипетра и державы, а сквозь него просматривалось изображение свастики. На тысячной купюре тоже присутствовала свастика. Чем это объясняется? Этот символ использовался в то время довольно широко. Его можно было найти на банкнотах других стран, например, на получивших независимость Финляндии и Эстонии.

Годом позднее в Мюнхене появляется оккультное политическое общество Туле (Thule-Gesellschaft), символом которой также стала свастика. Позднее эта группа изучения германских древностей переродится в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию, которая закрепила за этим восточным знаком весьма печальные ассоциации.

С приходом к власти большевиков и началом гражданской войны бумажные деньги стали весьма разнообразными. Помимо денег, выпускавшихся Российской Советской республикой были выпущены банкноты Бухарской, Хорезмской советских республиках, Туркестанского края, Дальневосточной республики. Свои деньги и разменные знаки выпускали белогвардейские правительства: администрации Колчака, Деникина, Родзянко, Войска Донского и т.п.

В конце концов, монополия по денежной эмиссии оказалась у Союза советских социалистических республик, образованном 1922 года путем объединения РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской СФСР в одно государство. Позднее в состав коммунистического государства тем или иным способом вошли и другие республики.

Реинкарнация червонца

«Не было бы зодиака - не было бы солнца, если б не было совзнака - не было б червонца», - часто говорили на улицах городов в 1920-х годах.

Совзнаки, или расчетные знаки, выпущенные в 1919 Народным комиссариатом финансов РСФСР, официально деньгами не назывались, поскольку в коммунистическом обществе денег, согласно теории Карла Маркса, быть не должно. Но теория теорией, а на практике это были самые настоящие бумажные деньги. Только номинал их был такой, что царскому режиму и не снилось: пятьсот, тысяча, пять тысяч, десять тысяч рублей. На купюрах впервые появился герб РСФСР. В 1921 году была проведена новая эмиссия, в которой дизайн банкнот был упрощен, а самой крупной стала банкнота в сто тысяч рублей.

В «Республике ШКИД», где действие происходит как раз в 1920-х годах, Сашка и Ленька на Александровской толкучке «за десять лимонов продали первому попавшемуся маклаку Сашкины английские ботинки». Затем они продают за пять миллионов золотой зуб ювелиру и вырученные деньги несут завшколой Викниксору в качестве компенсации за разбитое стекло.

Советские знаки так быстро обесценивались, что деноминацию пришлось проводить в течение двух лет подряд - в 1922-м и сразу же следом в 1923-м. Причем в первый раз убрали четыре нуля, а во второй - целых шесть! Параллельно с 1922 года, в СССР действовала еще одна денежная единица - «червонец», которая именно так и называлась. Поскольку при новой пролетарской власти все должно быть по-новому, поначалу решили отказаться от старорежимного рубля, придумав новое название. Работники Наркомфина предлагали называть советскую валюту и «федералом», и «гривной», и «целковым»… Но поскольку гривнами назывались деньги, выпускавшиеся петлюровцами на Украине, а «целковый» ассоциировался с серебряным рублем, остановились на «червонце». И идеологически название подходило: у власти красных должны быть красные деньги. Правда красной была только купюра в три червонца. Банкноты других номиналов были серыми с портретом Ленина. На них значилось, что один червонец содержит 1 золотник и 78,24 доли чистого золота. Ходили и металлические червонцы, которые, однако, стали ненужными со свертыванием НЭПа и началом индустриализации.

Деньги 1938 года уже снова называются рублями. На них изображены рабочий, солдат, летчик.

После Великой отечественной войны, в 1945 году в СССР проходит денежная реформа. Были отменены хлебные карточки и объявлен обмен наличных денег: за десять старых рублей давали один новый. На купюрах изображался герб СССР, номинал был написан на 16 языках союзных республик (тогда еще была Карело-финская ССР). Располагалась банкнота вертикально.

Следующая денежная реформа и смена дизайна произошла при Хрущеве, в 1961 году, когда Гагарин полетел в космос. Именно тогда в дизайне советских банкнот вернулись к традиционной цветовой гамме русских денег. Один рубль был желто-оливковым, трешка - зеленой, пятерка - синей, а десятка - красной. Еще была фиолетовая банкнота в двадцать пять рублей. И только «белых лебедей» не было.

Этот дизайн в общем и целом сохранился вплоть до 1991 года, когда Советского Союза не стало. Впрочем, на закате СССР еще появились банкноты с профилем Ленина номиналом в 100, 200, 500 и 1000 рублей. В новой России следовать «основным цветам» русских денег уже не было смысла, поскольку номиналы банкнот были весьма далеки от тех, что были приняты в эпоху монархии.

Первыми бумажными деньгами России считаются выпущенные в 1769 году ассигнации (период правления Екатерины Второй). Причины их появления довольно просты: расчёт крупными суммами в медных монетах становился весьма затруднительным. К примеру, если набирать сторублёвую сумму медными монетами номиналом пять копеек, то вес этой кучи составил бы более шести пудов. Качество первых ассигнаций было на низком уровне. Походила эта бумага скорее не на денежный знак, а на расписку ростовщика.

Бумажные деньги 1769-1843 годов

Первая российская ассигнация

Ассигнации быстро наводнили рынок. Случился даже их переизбыток, что привело к снижению их курсовой стоимости (68,5 медных копеек за бумажный рубль в конце правления Екатерины Второй). Умелые руки на Руси всегда были в большом количестве. Поэтому подделывать ассигнации начали сразу же после их появления, в результате чего доверие к бумажным деньгам резко снизилось. Тем не менее, эксперимент по внедрению в денежный оборот бумажных расчётных знаков был признан успешным. А от подделок защитились выпуском новых ассигнаций в 1786 году. Большие номиналы 100, 50 и 25 рублей ходили в узком кругу очень обеспеченных людей. А вот пятёрки и десятки ушли в народные массы, где им тут же дали прозвища "синенькая" и "красненькая". Прозвища оказались устойчивыми и продержались века (синий основной цвет пятирублёвки и красный на десятирублёвке был даже на купюрах СССР периода 1961 - 1991 годов).

"Синенькая" и "красненькая" образца 1786 года

Появление фальшивок, тем не менее, не прекратилось и шло на всех уровнях народонаселения. Их рисовали и в деревнях. Их печатали и фавориты двора в тайных комнатах дворцов и усадеб. Ощутимую лепту в это дело внёс и Наполеон, привезя с собой массу поддельных ассигнаций. Интересным фактом является то, что Наполеон печатал подписи на ассигнациях, тогда как на подлинниках их ставили вручную. Эксперты говорят, что наполеоновские фальшивки встречаются куда чаще, чем купюры официальных выпусков. За период с 1813 по 1817 было выявлено подделок на устрашающую сумму в 5,6 миллионов рублей. Результатом явилось сокрушительное падение курса бумажных денег. Рубль на бумаге обменивали не более чем на двадцать копеек монетами.

"Синенькая" и "красненькая" образца 1819 года

В начале 1818 года заканчивалось строительство Экспедиции заготовления государственных бумаг, основанной Августином Августиновичем Бетанкуром. К осени уже была отпечатана партия двадцатипятирублёвок. Управляющим Александр Первый назначил князя А.Н. Хованского, который занял должность и управляющего Ассигнационным банком. При Хованском качество исполнения выпускаемых бумажных денег значительно возросло. Достаточно увидеть, как различаются бумажные деньги 1819 и 1840 годов (начало и конец тридцатидвухлетнего правления князя работами Экспедиции).

Кредитные билеты 1840 года

После проведения реформы серебряного монометаллизма в 1843 году появились новые кредитные билеты. Бумажный рубль приравнен к серебряному рублю с обязательным обменом кредиток на благородный металл или другую монету. По качеству выпущенные деньги заметно превосходили ассигнации, но гравёрные работы по-прежнему оставались не на должной высоте. Поэтому в обороте снова появились фальшивки. Каковы цены на государственные ассигнации 1769-1843 годов? Очень высокие, так как экземпляров того времени сохранилось не очень много.

Бумажные деньги 1843-1896 годов

Кредитные билеты периода 1843-1865 годов

Для улучшения качества бумажных денег и защиты от подделок Ф.Ф. Винберг отправился в командировку по Западной Европе, чтобы перенять опыт передовых производств той эпохи. По возвращении следует его назначение управляющим Экспедиции. Новинкой явилась пара бумагоделательных машин. На территории Экспедиции образованы художественная, гильоширная, гальванопластическая и фотографическая мастерские. Тогда и появились в оформлении красивые узоры большой сложности, что заметно затруднило подделку денег.

Кредитные билеты периода 1863-1864 годов

Результатом полученного опыта и проведённой модернизации был выпуск в 1866 и 1867 году кредитных билетов нового образца. Революцией было наличие металлографической (металографской) печати, водяные знаки с использованием полутонов, гильоширные розетки. С 1861 года Экспедиция стала коммерческим предприятием, получившим право выполнения частных заказов. На вырученные средства проведено широкое переоборудование производственных площадей.

Кредитные билеты образца 1866 года

В 1881 году Экспедиция подключена к электрическим сетям. Знаковым событием стало изобретение печати многокрасочного рисунка с одного клише ("Орловская печать"). Метод разработал Иван Иванович Орлов. В Экспедиции он оказался почти случайно. Планировался выпуск купюр на шёлковой ткани. Под этот проект и пригласили Орлова с ткацкой фабрики, где он работал мастером. Печатную машину Иван Иванович сконструировал сам. Но несомненной является заслуга и слесаря И. Стружкова, благодаря которому машина стала ротационной. Важное дополнение внёс и мастер-печатник А. Щербаков, обеспечив возможность к многокрасочному орловскому рисунку за тот же прогон добавить и типографский рисунок ещё одной краской. Многокрасочные оттиски орловской печати давали на выходе купюры, которые невозможно было подделать обычным типографским способом. Первыми в ряд бон, отпечатанных по новой технологии, встали кредитки достоинством в 25 рублей (1892 год) и 10 рублей (1894 год). Каковы рыночные цены государственных кредитных билетов 1843-1895 годов? Они достаточно высоки. Конкретная цена варьируется от множества параметров, одним из которых является востребованность боны для того, кто готов за неё заплатить.

Государственный кредитный билет 1894 года

Бумажные деньги 1898-1917 годов

Период устойчивого денежного обращения начался с эпохой золотого монометаллизма в 1897 году, когда по инициативе министра финансов С.Ю. Витте провели денежную реформу, приравняв курс рубля к золоту (полное золотое обеспечение бумажных денег). Кредитные билеты обрели полноценность и уважение всех слоёв населения, заняв главенствующую роль в денежном обороте, тогда как серебро и медь в виде разменных монет стали лишь вспомогательным средством. Сколько стоят бумажные деньги царской России этого периода? Цена зависит от сохранности купюры, от её встречаемости и от подписи. Например на рубле, датированном 1898 годом, может встретиться четыре варианта автографа: Плеске, Тимашев, Коншин или Шипов (и цена на билет с росписью Коншина может превышать стоимость точно такого же рубля, на котором расписался Шипов, раз в пять). Почему менялись подписи? Потому что (в отличие от монет) на купюрах не менялась дата. И это правило постепенно стало традицией печатного дела.

Фрагмент графического поля кредитного билета 1898 года

Трёхрублёвки прошли модификацию в 1905 году. Для большинства номиналов дизайн поменялся в 1909 году. Крупные номиналы изменили свой вид позже всех (1910 год для сторублёвки и 1912 год для купиры достоинством пятьсот рублей). Завершился период благополучия вступлением России в первую мировую войну. Многочисленные эмиссии пошатнули доверие к бумаге. Финальную точку поставил закон от 27 июня 1914 года, отменяющий обязательный размен бумажных денег на золото. Золотые монеты мигом исчезли из оборота. Вслед за золотом попряталось по кубышкам и серебро. А бумажные деньги печатались и печатались, выходя даже в виде почтовых марок.

Государственный кредитный билет 1909 года

Историю печати бумажных денег царской России, как ни странно, завершил не отрёкшийся от престола император Николай Второй, а Временное правительство, которое продолжило выпуск денег, неотличимых от прежнего дизайна, пока не скатилось к крохотным бумажным квадратикам - казначейским знакам в двадцать и сорок рублей. К октябрю 1917 года положение бумажных денег в России было плачевным. Да и сама денежная политика оставляла желать лучшего, ведь инфляция приравняла рубль к шести или семи копейкам в довоенной покупательной способности.

Фрагмент графического поля кредитного билета 1912 года

Маленькая статья не может в полной мере рассказать о расцвете и закате производства бумажных денег царской России. В качестве неплохого пособия по данной теме рекомендуем книгу "Бумажные деньги России" (авторы А.Э. Михаэлис и Л.А. Харламов), выпущенную к 175-летию Гознака, из которой позаимствованы представленные здесь иллюстрации.

Большинство нумизматов желают приобрести в свою коллекцию весьма специфическую банкноту достоинство в 10 рублей 1909 года эмиссии. В чем ее уникальность? Экземпляры этого денежного знака удостоверялись подписью трех разных управляющих Госбанка России и именно этот фактор ныне является определяющим при установлении стоимости монеты. Сколько же можно выручить за исторический раритет, которому через два года исполнится уже 110 лет?

Историческая справка

Купюры номиналом в 10 рублей 1909 года появились в обращении 1 ноября. Они не предполагали полной замены прежних бумажных денежных знаков и потому обращались на правах законного средства платежа наряду с банкнотами 1898 года.

Оборот они покинули только 8 сентября 1922 года, после окончательного установления власти Советов (по окончании Гражданской войны) и переходу на новый дизайн банкнот. Следовательно, 10-рублевая банкнота, эмитированная в 1909 году, стала свидетельницей царской власти, правления Временного правительства и управления Советами народных депутатов.

10 рублей 1909 года имеют несколько характерных особенностей, в числе которых:

  1. Большой размер – 105 мм в длину и 175 мм в ширину;
  2. Купюры отпечатаны на тонкой бумаге сероватого оттенка;
  3. Банкноты, обращавшиеся в российской экономике в годы царской власти, в период правления Временного правительства и Советов народных депутатов, были удостоверены подписями разных управляющих Банка России;
  4. Рисунок на банкноте имеет вертикальную ориентацию (в отличие от традиционной горизонтальной);
  5. Денежный знак не является однотонным – он оформлен сочетанием зеленого, красного и фиолетового оттенков;
  6. 10-рублевая купюра 1909 года – весьма содержательный денежный знак, на оборотной стороне которого можно даже прочитать правила хождения бумажных денег в России.

Базовые характеристики банкноты

1909 года эмитировались в период с 1909 по 1917 год. Оставшееся время их обращения повторные выпуски не проводились. Какими же внешними характеристиками обладает денежный знак?

На лицевой его стороне размещен герб Российской империи в изысканной рамке, по бокам которого размещены аккуратные десятки. Под гербом расположена надпись: «Государственный кредитный билет», номинал и сообщение о том, что банкноты в любой сумме размениваются Госбанком на монеты (с указанием пропорции обмена – 1 рубль = 17, 424 долей золота). Далее следуют подписи управляющего, кассира, номер и серия купюры, а также год эмиссии.

На оборотной стороне можно увидеть ромбовидный картуш, заключенный в две рамки и оформленный растительными узорами. В нем приведены три правила обращения бумажных рублей в Российской Империи:

  • Возможность размена банкнот на золотые монеты, которую обеспечивает государство;
  • Равнозначность золотых и бумажных денег на всей территории страны;
  • Наказание фальшивомонетчиков каторжными работами и конфискацией имущества.

Общий вид банкноты весьма роскошный: ее украшают многочисленные рамки, изящные шрифты, растительные узоры. Он напоминает страницы из книг периода царской России.

Что касается защиты 10 рублей 1909 года, то эта купюра имела водяной знак в виде мелких цифр, обозначающих номинал, которые размещены непосредственно по диагонали.

Разновидности 10 рублей 1909 года и их цена

Опытные нумизматы выделяют целых шесть разновидностей банкноты 1909 года, номиналом в 10 рублей, а именно:

  1. (А) с подписью Тимашева С., эмитированная в 1909 году;
  2. (Б) с подписью Коншина А., которая выпускалась с 1910 по 1914 годы;
  3. (В) с подписью Шипова И., серии ДМ-КЦ (1914-1916);
  4. (Г) с подписью Шипова И., серии КЧ-КГ (начало 1917 года);
  5. (Д) с подписью Шипова И., серии ПД-АМ (после революции);
  6. (Е) с подписью «Образец».

На нумизматических аукционах имеют хождение купюры разного качества от хорошего до идеального, именно поэтому продать 10-рублевые банкноты указанных выше разновидностей можно в таком диапазоне цен:

  • 2000-3500 рублей – за вариант «А» (Тимашев С.);
  • 700-1100 рублей – за вариант «Б» (Коншин А.);
  • 200-600 рублей – за варианты «В», «Г» и «Д» (Шипов И.);
  • 500-1500 рублей – за вариант «Е» (образец).

Таким образом, купюра достоинством в 10 рублей, которая прошла три исторических периода – царскую Россию, власть Временного Правительства и управление Советов периода Гражданской войны может принести своему владельцу немалую прибыль. При этом, чем старше денежный знак, тем выше его цена.

Уже в середине XVIII века существовала потребность в реформировании системы наличного расчета в царской России. Основной расчетной единицей на тот момент являлись серебряные и медные монеты, стоимость которых выступала всеобщим эквивалентом на территории страны. Однако добывалось нужных металлов не так много, как требовалось, да и себестоимость добычи была очень высока. Еще в 1762 году Петром III была предпринята попытка создания государственного банка, который выпускал бы бумажные деньги - банкноты до 1000 рублей, однако его проект не был реализован.

Вновь вернулись к замыслу, выпуска бумажных денег, в 1769 году, когда и был учрежден Ассигнационный банк. Тогда были напечатаны ассигнации достоинством 25, 50, 75 и 100 рублей. Их отличительной чертой было наличие фигурной орнаментальной рамки, в которую были заключены не только обозначение номинала и места обмена денег в царской России, но и тисненая символика, которая служила защитой от подделки. Кроме того, по краям дополнительно располагались водяные знаки, а в углах – гербы.


В 1818 году купюры были заменены - предыдущие бумажные деньги, имевшие хождение на территории царской России, слишком легко подделывались. Теперь они выпускались на специальном более защищённом материале Экспедицией по заготовлению государственных бумаг, располагавшейся в Петербурге. На лицевой стороне ассигнаций теперь красовался масонский гербовый орел с опущенными крыльями. Кроме того, банкноты подписывались лично кассиром, выдавшим их, а также имели факсимильную подпись управляющего - князя Хованского, отличную для каждого номинала. На оборотной стороне указывалась цена купюры прописью. Денежные знаки изготавливались из специальной литой бумаги, которая для 5 рублей имела синий цвет, 10 - розовый, а для более высоких - белый. Кроме того, в ходе реформы была введена и банкнота номиналом 200 рублей.

В каталогах бумажных денежных знаков царской России приведены ориентировочные цены на ассигнации, стоимость купюр периода 1769 – 1817 гг. как правило, превышает сто тысяч рублей, не редки продажи когда аукционная цена превышает миллион. Цена на ассигнации 1818 – 1843 гг. естественно несколько пониже, но меньше чем за 50 тысяч приобрести их, даже в не самом лучшем, удовлетворительном состоянии, практически не реально.

Очередная денежная реформа в царской России произошла в 1843 году, когда появились первые кредитные билеты , приравнивающиеся по указанной на них стоимости уже к серебряной монете. На лицевой стороне был изображен уже привычный герб Российской Империи, а также указание номинала и подписи ответственных за выпуск лиц, включая директора государственного банка. Кроме того, на данной части банкноты наносились и номера, причем для каждого номинала применялся свой собственный гарнитур шрифта. Достоинство купюры, также дублировалось в текстовой и цифровой форме, а с обратной стороны находилась выдержка из царского манифеста о хождение кредитных билетов. Для защиты бумажных денег от подделки данная информация была набрана тремя разными шрифтами в строго определенной последовательности.



В связи с развитием полиграфии и совершенствованием качества печатания с 1866 года было принято решение выпускать банкноты более высокого уровня защиты. Они создавались методом металлографской печати с использованием специальных красок и розеток. Лицевая сторона теперь была украшена императорскими регалиями и факсимильными подписями ответственных лиц, а на оборотную сторону наносились портреты известных правителей царской России. Кроме того, отличительной чертой купюр, имевших хождение с 1866 года , было наличие водяных знаков с полутонами.


Цены, указанные в каталогах российских банкнот, даже на самые распространенные кредитные билеты середины XIX века начинаются с 10 – 15 тысяч. Сохранилось купюр этого периода очень мало, так как все они в течение достаточно большого времени обменивались без каких либо ограничений. Более детально стоимость бумажных денег этого периода можно посмотреть в специализированных каталогах по бонистики.

В 1887 году появились новые бумажные деньги , изготовленные с использованием двухцветной печати, украшение которых было выполнено в «русско-византийском» декоративном стиле. Отличались эти банкноты и наличием впрессованных в них шелковых нитей, повышавших степень защиты. 1 и 3-х рублевые купюры этого выпуска, формально имели силу до 1922 года, они сохранялись в обороте вплоть до первых денежных реформ Советской власти - однако постепенно изымались по мере печати новых купюр.



С 1892 года бумажные деньги в царской России стали многоцветными - при их создании применялась радужная, переливающаяся цветами, так называемая «орловская печать». Подразумевавшая использование единого клише для формирования многоцветного изображения. В стилистике купюр образца 1892 – 1895 гг. применялись изображения женщины, символизировавшие великую Россию в шапке Мономаха.

В ходе реформы Витте с 1898 года была сформирована потребность в выпуске новых бумажных денег . Их основным отличием от старых банкнот стало указание о возможности обмена кредитных билетов на золото. Кроме того, была принципиально обновлена купюра в 50 руб., она стала выпускаться с портретом Императора Николая 1, и появился новый кредитный билет в 500 рублей с портретом Петра 1.



Последние купюры царской России были выпущены в 1905-1913 гг. Они содержали металлографическую печать до 5 цветов в одной стороне бумаги, а также отличались совершенно новой стилистикой, предполагавшей использование сложных орнаментов для денежных знаков в 3, 5 и 10 руб. 25 рублей стали портретными, с изображением Александра 3. В ходе печати некоторому обновлению подвергались банкноты, номиналами 100 и 500 рублей.

Ориентировочные цены на банкноты царской России конца 19, начала 20 века указаны в статьях данного сайта посвященных этим денежным знакам.